Восприятие читаемого текста происходит в момент: Психологическая структура процесса чтения — КиберПедия

Зрительное восприятие текста — Урок 6 «Движение глаз при чтении»

Что на свете всего труднее? Видеть своими глазами то, что лежит перед нами.

И.В. Гете

Несмотря на большую историю изучения процессов зрительного восприятия, наука еще и сегодня не разгадала всех его тайн. Благодаря зрению человек получает более 90% всей информации об окружающем его мире. Однако, как считают ученые, не всегда люди эффективно используют зрение. Мнения специалистов, изучающих процессы зрения, единодушно сходятся на том, что глаза — это вынесенный вперед мозг. Как же происходит восприятие текста и передача его в мозг? Здесь можно выделить два основных этапа: первичное восприятие текста глазами и его обработка.

Как показали исследования, при чтении глаза человека находятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движении).

Восприятие текста происходит только в момент остановки, или фиксации глаз. Из 100 тыс. фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня, огромная часть их не является информативной, т. е. продуктивной. Зрительные фиксации очень изменчивы по длительности и в значительной мере зависят от объекта наблюдений, его известности и ценности с точки зрения наблюдателя. Подсчитано, что в течение часа глаза читателя 57 минут находятся в относительном покое — они зафиксированы на тексте.

Естественно, что скорость переработки информации в различных условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановок. Таким образом, повышение скорости чтения — это повышение способности воспринимать информацию в большем объеме в единицу времени при остановке глаз во время чтения.

Движения глаз при чтении человек обычно не осознает. Одна из причин этого — отсутствие так называемой осознаваемой, произвольно управляемой обратной связи, посредством которой в мозг передавались бы сообщения о микродвижениях глаз. Человек узнает о направлении своего взгляда лишь по положению наблюдаемых объектов и под влиянием некоторых других факторов, например поворота или наклона головы. Тем не менее, непроизвольные движения глаз играют большую роль в зрительном восприятии. Неслучайно исследователи, оценивая комплекс процессов, происходящих в зрительной системе человека, отмечают: «Мы часть не знаем, что видим, пока не узнаем, на что мы смотрим».


Рис. 19. Микродвижения глаз

При взгляде на определенный объект, глаз совершает по его контуру регулярные скачки с частотой 2—5 раз в секунду. Причем, как показывают наблюдения, при чтении текста такие скачки совершаются вдоль строки 3—4 раза в секунду. На рис. 19 показан характер микродвижения глаз. Существуют три вида микродвижений: дрейф (волнистые линии) — от центра; быстрые скачки (прямые отрезки) — обратно к центру; высокочастотный тремор, накладывающийся на основной дрейф. Амплитуда всех этих движений очень мала. Диаметр изображенного на рисунке участка центральной ямки сетчатки глаза составляет всего лишь 0,05 мм. Из этого следует важный вывод, имеющий существенное значение для совершенствования техники чтения: различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспринимает читающий в момент фиксации.

Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообразные, так называемые саккадические движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждой строке. Кроме того, зрительный анализатор извлекает из любого изображения, в том числе и из текста, только информативную часть, т. е. он не переносит изображение из одного места (с сетчатки) в другое (в мозг) один к одному.

Зрительный нерв имеет более 1 млн. изолированных волокон, поэтому и глаз как сложный прибор работает избирательно. Интересно сравнить сетчатую оболочку глаза человека и связанные с ней генетически заданные сети матрицы зрительной коры головного мозга с вычислительными системами. В количественном смысле это сравнение по абсолютному количеству информации, которую они обрабатывают, показывает, что сетчатка (по своим элементам, действующим параллельно с миллисекундными интервалами) выполняет работу, эквивалентную современной цифровой вычислительной системе, занимающей площадь в 70 см2; и использующей 4 т сложнейшего электронного оборудования. Физически же, как известно, сетчатка занимает по объему всего около 12см2×0,01см и весит примерно 100 мг. Эти цифры характеризуют уровень биологической микроминиатюризации и степень энергетической экономии при обработке информации, достигаемой в зрительной системе.

 

Назад

Далее

 

 

Зрительное восприятие текста

Известный турецкий поэт Назым Хикмет в одном из своих произведений писал: «Чтение — это нечто, объединяющее зрение,слух, чутье и мышление». Еще одно определение процесса чтения предложил в одном из своих выступлений на научной конференции академик В.П. Зинченко. Он сказал: «Есть люди, которые читают ушами. Это очень медленное и непродуктивное чтение. Большинство людей читают глазами и ограничивают этим возможности своего восприятия. Настоящее искусство предполагает чтение «носом». Это вовсе не означает в буквальном смысле водить носом по строчкам. Такое чтение представляет собой использование своеобразного «чутья», при котором в тексте симультанно, т.е. практически мгновенно, опознаются и обрабатываются информативные блоки. Турецкий поэт, строки которого приведены в начале этого раздела, и известный ученый по-разному выразили мысли, доминантой которых может служить следующее утверждение:

освоение техники быстрого чтения предполагает нечто боль­шее, чем тренировку отдельных анализаторов, психических и нейрофизиологических функций человека. Очевидно, главное здесь — формирование интегративной деятельности всего ор­ганизма, обеспечивающего на качественно новом уровне осу­ществление всего комплекса задач, связанных с чтением.

Несмотря на большую историю изучения процессов зритель­ного восприятия, наука еще и сегодня не разгадала всех его тайн. Благодаря зрению человек получает более 90% всей информа­ции об окружающем его мире. Однако, как считают ученые, не всегда люди эффективно используют зрение. Мнения специа­листов, изучающих процессы зрения, единодушно сходятся на том, что глаза — это вынесенный вперед мозг. Как же происходит восприятие текста и передача его в мозг? Здесь можно выделить два основных этапа: первичное восприятие текста глазами и его обработка.

Как показали исследования, при чтении глаза человека нахо­дятся только в одном из двух состояний: фиксации (остановки) или смены точек фиксации (движения).

Восприятие текста происходит только в момент остановки или фиксации глаз. Из 100 тыс. фиксаций, которые делают глаза человека в течение дня, огромная часть их не является информативной, т.е. продуктивной. Зрительные фиксации очень изменчивы по длительности и в значительной мере за­висят от объекта наблюдений, его известности и ценности с точки зрения наблюдателя. Подсчитано, что в течение часа глаза читателя 57 мин находятся в относительном покое: они зафик­сированы на тексте.

Естественно, что скорость переработки информации в этих условиях зависит от того, какое количество информации будет воспринято в момент остановок.

Движения глаз при чтении человек обычно не осознает. Одна из причин этого — отсутствие так называемой осознавае­мой, произвольно управляемой обратной связи, посредством которой в мозг передавались бы сообщения о микродвижениях глаз. Человек узнает о направлении своего взгляда лишь по по­ложению наблюдаемых объектов и под влиянием некоторых других факторов, например поворота или наклона головы. Тем не менее непроизвольные движения глаз играют большую роль в зрительном восприятии. Не случайно исследователи, оценивая комплекс процессов, происходящих в зрительной системе человека, отмечают: «Мы часто не знаем, что видим, пока не узнаем, на что смотрим».

На рис. 18 показаны микродвижения глаз. Существуют три вида микродвижений: дрейф (волнистые линии) — от центра; быстрые скачки (прямые отрезки) — обратно к центру; высокочастотный

перебор, накладывающийся на основной дрейф.

Амплитуда всех этих движений очень мала. Диаметр изобра­жённого на рисунке участка центральной ямки сетчатки глаза составляет всего лишь 0,05 мм. Из этого следует важный вывод, имеющий существенное значение для совершенствования тех­ники чтения: различие между человеком, читающим быстро, и человеком, читающим медленно, заключается не в скорости движения их глаз, а в количестве материала, который воспри­нимает читающий в момент фиксации.

Большинство людей заблуждаются, считая, что в процессе чтения их взгляд равномерно скользит вдоль строк. На самом деле это не так. При чтении глаза совершают скачкообраз­ные движения, останавливаясь только в двух-трех местах на каждый строке. Кроме того, зрительный анализатор извлекает из любого изображения, в том числе и из текста, только инфор­мативную часть, т.е. он не переносит изображение из одного места (с сетчатки) в другое (в мозг) один к одному.

Зрительный нерв имеет более 1 млн. изолированных волокон, поэтому и глаз, как сложный прибор, работает избирательно.

Интересно сравнить сетчатую оболочку глаза человека и свя­занные с ней генетически заданные сети матрицы зрительной коры головного мозга с вычислительными системами. В коли­чественном смысле это сравнение показывает, что сетчатка (по своим элементам, действующим параллельно с миллисекундными интервалами) выполняет работу, эквивалентную со­временной цифровой вычислительной системе, занимающей площадь в 70 м и использующей 4 т сложнейшего электронного оборудования, физически же, как известно, сетчатка занимает по объему всего около 12 см х 0,01 см и весит примерно 100 mi:

Эти цифры характеризуют уровень биологической микроминиатюризации и степень энергетической экономии при обра­ботке информации, достигаемой в зрительной системе.

Что такое грамотность?

Грамотность традиционно считалась чтением и письмом. Хотя это важные компоненты грамотности, сегодня наше понимание грамотности включает в себя гораздо больше. Образование Альберты определяет грамотность как способность, уверенность и готовность использовать язык для приобретения, создания и передачи смысла во всех аспектах повседневной жизни . Язык рассматривается как социально и культурно сконструированная система общения.

Обучение грамоте детей младшего возраста

С момента рождения ребенка начинается его или ее путь обучения грамоте. Способности детей к грамотности воспитываются в их семьях и общинах. Примеры:

  • младенец улыбается или плачет, чтобы сообщить о своих потребностях родителю
  • малыш произносит свои первые слова
  • маленький ребенок интерпретирует символы вокруг себя
  • дошкольник поет песенку и
  • родитель и ребенок смеются над рассказом

Грамотность среди детей школьного возраста

Когда дети поступают в школьную систему, большое внимание уделяется развитию навыков чтения и письма. Дети используют возможности обучения, которые позволяют им взаимодействовать со многими различными формами текста, в печатных и цифровых формах, используя слова, изображения и графику. Студенты начинают изучать

  • правила языка
  • как получать информацию, оценивать ее и использовать с соблюдением этических норм
  • как составить смысл из различных видов текста и
  • как эффективно общаться

По мере того, как учащиеся продвигаются по школьной системе, они продолжают совершенствовать все свои базовые навыки, изучая более широкий спектр текстов и технологий.

Огромное количество информации, доступной как в печатных изданиях, так и в Интернете, а также возможность общаться с широкой и разнообразной аудиторией по всему миру расширили возможности чтения и общения наших студентов. Грамотность для наших студентов сегодня также означает подготовку их к критическому и этичному потреблению информации.

Где проходит обучение грамоте?

Развитие грамотности происходит не только в классе словесности. Это общая ответственность всех педагогов. Несмотря на то, что определенные знания и навыки преподаются в основном на языковых курсах, каждый учитель предметной области несет ответственность за дальнейшее развитие, укрепление и повышение грамотности. Каждая предметная область имеет свои уникальные требования к грамотности. Преподаватели предметной области знают свой предмет и свои программы обучения. Они осведомлены о требованиях к грамотности своего предмета и понимают, что именно благодаря грамотности создается смысл в рамках содержания их предметной области. Учащихся необходимо научить читать различные типы текстов, писать и выражать свои мысли в форматах, связанных с каждым предметом, и использовать специфическую для содержания лексику.

Развитие грамотности происходит не только в школе, но и во всех аспектах повседневной жизни. Мы взаимодействуем с другими, когда разговариваем. Мы читаем карты, рекламу, газеты, рецепты, руководства и веб-сайты. Мы анализируем и интерпретируем огромное количество медиаинформации. Мы пишем стихи, песни, отчеты, блоги и электронные письма. Грамотность открывает дверь в мир.

Различия в восприятии

Кто-то может сказать то, что вы считаете простым восклицательным предложением — «Заработай кредит в колледже, учась за границей!» страна?» Что делает вас членом группы? То, как вы различаете тех, кто принадлежит к нашей семье, группе или сообществу, и тех, кто не принадлежит, занимает центральное место в нашем исследовании коммуникации. Научиться видеть проблемы и события с разных точек зрения может быть непростой задачей, но усилия того стоят. Более глубокое понимание друг друга может положительно повлиять на наше общение и повысить степень, в которой мы можем делиться и понимать смысл на разных языках, в разных культурах и с разными точками зрения.

Почему мы все не сходимся во взглядах?

Люди воспринимают вещи по-разному. Мы выбираем различные аспекты сообщения, чтобы сосредоточить наше внимание на том, что нас интересует, что нам знакомо или что мы считаем важным. Часто наши навыки слушания нуждаются в улучшении. Слушание и мышление напрямую связаны. Когда вы читаете, что вы слышите? Когда вы разговариваете с кем-то, что вы слышите? Если звук ваших мыслей или голоса является хотя бы одним из ваших ответов, то общение не происходит. Попробуйте прочитать этот абзац еще раз, не прерываясь. Возможно, вы склонны пролистывать слова или сосредотачиваться на ключевой лексике, но если вы позволяете своим мыслям отклоняться от текста, который вы читаете, даже на мгновение, вы прерываете процесс обработки написанного слова или чтения. Перерывы ухудшают вашу способность понимать и запоминать информацию и еще больше усложняют учебу.

Чтобы лучше понять восприятие, мы рассмотрим, как вы решаете обращать внимание, запоминать и интерпретировать сообщения в процессе общения.

Индивидуальные различия в восприятии

Почему люди воспринимают вещи по-разному? Чтобы ответить на вопрос, вспомните, что все мы занимаемся отбором или выбираем одни стимулы, игнорируя другие. Мы существуем как личности внутри сообщества, независимо от того, осознаем ли мы это. Вам нравится музыка 80-х? Предпочитаете Битлз? Ничего до 2005 года? Ваши вкусы в музыке связаны с чувствами, и то, что вы выбираете, зависит от вашего контекста и окружающей среды. На ваши привычки, ценности и взгляды на жизнь влияет то, откуда вы родом и где находитесь.

Атрибуты, которые заставляют людей воспринимать вещи по-разному, известны как индивидуальные различия. Атрибуты, которые заставляют разных людей воспринимать вещи по-разному. Давайте рассмотрим несколько наиболее важных из них.

Физические характеристики влияют на то, как мы воспринимаем информацию и реагируем на нее. Вас могут попросить разработать табличку с надписью «Береги голову», которая будет размещена рядом с навесом высотой шесть футов шесть дюймов над уровнем пола. В то время как некоторым очень высоким людям придется беспокоиться о том, чтобы не удариться головой о навес, большинство людей в мире не такие высокие. Высокие и невысокие люди будут воспринимать этот знак по-разному.

Ваше психологическое состояние также может влиять на то, что вы читаете и слушаете, и почему вы это делаете. Папка с инструкциями по чрезвычайным ситуациям на стене рядом с аптечкой не имеет для вас большого значения, пока один из сотрудников не упадет и не получит несколько сильных порезов и синяков. Если бы вас попросили спроектировать папку и ее содержимое, могли бы вы предвидеть психологическое состояние беспокойства, которое, вероятно, возникнет, когда кому-то понадобится информация? Если это так, то вы можете использовать четкие маркированные списки, краткие, повествовательные предложения и диаграммы для четкого общения.

Ваше культурное происхождение играет важную роль в том, что и как вы воспринимаете окружающий мир. Вы можете быть из культуры, которая ценит сообщество. Например, сообщение через рекламу гласит: Выделиться из толпы . Учитывая ваше культурное происхождение, этот лозунг может оказаться не очень эффективным для привлечения вашего внимания.

Наш набор восприятия включает наши взгляды, убеждения и ценности в отношении мира. Возможно, вы слышали фразу «смотреть на мир через розовые очки» и даже можете привести кого-то в пример. Мы познаем мир через опосредованные образы и массовую коммуникацию. Мы также узнаём друг друга межличностно в группах. Все эти переживания помогают формировать наши мысленные ожидания того, что происходит и что произойдет.

Подумайте о предпочтениях вашего бренда, выборе транспорта, самовыражении через одежду, прическу и украшения — все эти внешние символы каким-то образом представляют то, как вы видите себя в своем сообществе и в мире.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts