Восприятие и его виды в психологии: Восприятие, его виды и свойства

Виды восприятия — лекция по психологии

Сенсорно-перцептивные процессы «Виды восприятия»

Восприятие — психический процесс отражения предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей, связанный с пониманием целостности отражаемого. Результат восприятия – всегда образ предмета. Не беря в руки предмет, мы не только видим его, но и ощущаем его вес, объем, если это металл-холод его. Все эти ощущения обобщаются в единый образ данного предмета. В формировании восприятия объекта, элементами которого являются ощущения, возникающие от разных свойств этого объекта, большое значение имеют также память и мышление.

 

Основные качества восприятия

Апперцепция – зависимость восприятия от прошлого объекта. Люди различных профессий по-разному могут воспринимать одни и те же предметы или слова.

Осмысленность и обобщенность. Восприятие – это не только чувственный образ, но и осознание выделенного объекта. Это достигается пониманием сущности предмета.

Целостность. Отдельные элементы предмета объединяются в единое целое.

Константность – относительное постоянство воспринимаемой величины, цвета, формы при изменении ракурса и освещенности.

Избирательность – преимущественное выделение одних объектов по сравнению с другими.

Предметность. На ощупь предметы могут быть одинаковыми (сходными), но мы определяем их не по их виду, а в соответствии с тем, как мы их употребляем на практике или по их основным свойствам.

 

Восприятие не всегда дает абсолютно верное представление о предметах окружающего мира. Известны факты искажения отражения при восприятии, их называют иллюзиями восприятия. Иллюзии восприятия могут происходить в различных модальностях. Наибольшее их число наблюдается в области зрения. Зрительные иллюзии (обманы зрения) – ошибки восприятия, возникающие при отражении некоторых пространственных свойств предметов (длин отрезков, величин предметов и углов, расстояний между предметами, формы) и движения. Иллюзии в области зрения чрезвычайно многочисленны и разнообразны. Можно выделить следующие виды зрительных иллюзий:

Иллюзии, так или иначе связанные с особенностями строения глаза. Примером могут служить иллюзии, являющиеся результатом эффекта иррадиации возбуждения в сетчатке и выражающиеся в том, что белые (и вообще светлые) предметы кажутся нам большими по сравнению с равными им черными (темными) предметами. Так, белый квадрат на черном фоне кажется больше одинакового с ним черного квадрата на светлом фоне (рис. 2 а).

2.  Переоценка вертикальных линий по сравнению с горизонтальными при их действительном равенстве между собой. Высота фигуры, изображенной на рисунок 2 б, кажется большей, чем ее ширина, хотя в действительности фигура имеет форму квадрата. Перпендикуляр воспринимается большим по длине, чем горизонтальное основание его, хотя в действительности они равны. Всякое заполненное отдельными объектами расстояние кажется больше  незаполненного. Причем расстояние, заполненное поперечными линиями, удлиняется больше, чем расстояние, заполненное продольными линиями.

 Иллюзии, обусловленные контрастом. Воспринимаемая величина

фигур оказывается зависимой от окружения, в котором они даны (рис. 2 в). Кружки одинакового размера кажутся разными в зависимости от окружения: кружок кажется большим среди маленьких и меньшим среди больших кружков.

4. Перенесение свойств целой фигуры на ее отдельные части. Мы воспринимаем видимую фигуру, каждую отдельную часть ее не изолированно, а всегда в известном целом. В иллюзии Мюллера Лайэра прямые линии, заканчивающиеся углами, различно направленными кажутся неодинаковыми по длине (рис. 2 г). Возможны и обратные случаи зрительных иллюзий, когда из-за большего различия двух соседних частей возникает впечатление побочного различия фигур в целом. На рисунке 2 д изображены две одинаковые фигуры. Верхняя фигура кажется меньше нижней, поскольку нижняя сторона верхней фигуры явно меньше соседней с ней верхней стороны нижней фигуры.

 

5.  Кажущееся искажение направления линий под влиянием других линий. Параллельные линии кажутся изогнутыми под влиянием пересекающих их других расходящихся линий (иллюзия Цельнера, рис. 2 е). Известна иллюзия излома прямой (рис. 2 ж). Отрезки прямой, пересекающие два вертикальных прямоугольника, воспринимаются отрезками одной той же прямой, а кажутся сниженными по сравнению с тем, как они должны были бы идти (иллюзии Поггендорфа).

6.  Имеется ряд иллюзий, в основе которых лежит переоценка величии острых углов. На рис. 2 з приведены параллельные линии, составляющие с другими линиями острые. В силу иллюзорного преувеличения последних параллельные линии не кажутся параллельными. По той же причине круг кажется как бы втянутым в точках углов вписанного в него квадрата (рис. 2).

Причины, вызывающие иллюзии, многообразны и недостаточно ясны.

 

Одни теории объясняют зрительные иллюзии действием периферических факторов (иррадиацией, аккомодацией, движениями глаз и т.д.), другие, напротив, – влиянием некоторых центральных факторов. Иногда иллюзии появляются вследствие действия особых условий наблюдения, например наблюдение одним глазом, наблюдение при неподвижных осях глаз. Ряд иллюзий обусловлен оптическим несовершенством глаза.

   Иллюзии можно наблюдать не только в области зрения, но и в других областях восприятия. Так, хорошо известна иллюзия тяжести А. Шарпантье. Эта иллюзия заключается, а в том, что если поднимать два одинаковых по весу, по внешнему виду, но различных по объему предмета, то меньший по размеру из этих предметов воспринимается человеком как более тяжелый и наоборот, предмет большего объема воспринимается как более легкий. В основе этой иллюзии лежит связь, образовавшаяся в жизни между весом (объемом) и величиной предметов: чем больше величина, тем больше и вес. А когда это ожидание не соответствует действительности, возникает контрастная иллюзия. 

 

Рисунок 2 — Зрительные иллюзии

В области осязания известна иллюзия Аристотеля. Если мы переложим взаимно два пальца — указательный и средний, станем этими переложенными накрест пальцами одновременно прикасаться к шарику или горошине (катать их), то будем воспринимать не один шарик, а два. Кроме иллюзий, которые являются результатом воздействия особенностей, присущих предметам, воспринимаемым в данный момент, можно наблюдать иллюзии, возникающие под влиянием непосредственно предшествующих восприятии. Таковы, например, контрастные иллюзии, наблюдающиеся при выработке «установки» по методу Узнадзе. Эти иллюзии заключаются в том, что после многократного восприятия сильно различающихся предметов (по весу, величине, объему и т.п.) равные в том же отношении предметы воспринимаются человеком как неравные: большим кажется предмет, находящийся на месте ранее воспринимаемого меньшего предмета, и т.д.

Виды восприятия

Восприятие времени – отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. В основе восприятия времени лежит ритмическая смена возбуждения и торможения в больших, полушариях головного мозга. В восприятии времени участвуют различные анализаторы; наиболее точную дифференцировку промежутков времени дают кинестетические и слуховые ощущения. И.М. Сеченов называл слух измерителем времени, а слуховую память — памятью времени. Субъективное восприятие продолжительных периодов времени в значительной степени определяется характером переживаний, которыми они были заполнены, и эмоциональным состоянием субъекта.

 

Восприятие пространства — чувственно-наглядное отражение пространственных свойств вещей (их величины и формы), их пространственных отношений (расположения относительно друг друга и воспринимающего субъекта и в плоскости, и в глубину) и движений. В восприятии пространства участвуют все органы чувств человека. Ведущая роль в восприятии пространства принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Наибольшую информацию о пространстве (до 95%) человеку дает зрение.

Восприятие сложных звуков – процесс приема и переработки слуховым анализатором звуков сложного спектрального состава, как правило, меняющегося во времени по характерному для данного источника алгоритму. Мир сложных звуков отличается огромным разнообразием, однако в нем можно выделить некоторые группы с относительно общими признаками и принципами восприятия. К таким группам можно отнести: звуки синтетической среды (технических объектов), голосовые звуки и звуки речи, музыкальные звуки.

 

Восприятие устной речи – одна из высших психических функций человека. Восприятие устной речи является внутренней психической стороной такого вида речевой деятельности, как слушание (аудирование).

Речевое восприятие — неоднородный процесс. В этом процессе с генетической и функциональной точки зрения могут быть выделены уровни различения и узнавания. С точки зрения характера «обработки» речевого сигнала выделяются сенсорный, перцептивный и смысловой уровни восприятия так, в процессе восприятия устного речевого сообщения на сенсорном уровне осуществляется акустический анализа и выделение звуков в составе слова, которое узнается на перцептивном уровне восприятия. На смысловом уровне устанавливается смысл предложения и всего сообщения в целом.

Восприятие человека человеком – процесс психологического познания людьми друг друга в условиях непосредственного общения. Этот процесс включает в себя все уровни психического отражения, начиная от ощущения и кончая мышлением. В этом смысле процесс восприятия человека человеком подчиняется общим закономерностям психического отражения, несмотря на своеобразие объекта восприятия, которое определяется его особой социальной значимостью в ряду других предметов окружающего человека мира. Особая социальная значимость человека как объекта восприятия выводит его на первое место в процессе узнавания среди других объектов. При восприятии нового для себя человека главное внимание субъект уделяет таким особенностям внешности, которые являются наиболее информативными в отношении психических свойств личности, – экспрессии лица и выразительным движениям тела. Доминирующими элементами человеческого лица как комплексного раздражителя являются волосы (прическа) и глаза.

В процессе восприятия человека человеком формируются представления людей друг о друге, умение определять черты характера, способности, интересы, эмоционально-динамические особенности, профессии людей и т. д. Первое место среди этих особенностей занимает профессиональная характеристика личности как наиболее значимая в социальном отношении. Осознание профессиональной характеристики формирует более устойчивое отношение к личности по сравнению с первым впечатлением, которое складывается на основе оценки привлекательности внешнего облика.

 

Восприятие и его свойства. Виды восприятия (часть 3)

Цель: изучить процесс восприятия и его характеристики.

Задачи

— рассмотреть понятие восприятия, его видов, свойства, иллюзии восприятия;
— определить взаимосвязь ощущения и восприятия как сенсорных процессов;
— практически исследовать особенности нормального процесса восприятия и его искажения;
— исследовать некоторые количественные характеристики восприятия.

Предыдущая часть 2

Часть третья. Свойства восприятия

Ход урока

Хотя восприятие субъективно и у всех оно разное, есть некоторые общие черты, характеризующие восприятие человека — свойства восприятия.

1. Активность. Восприятие всегда в действии, его работу нельзя остановить по собственному желанию. Можно его приглушить, изменить, не обращать на что-то внимание, но нельзя его прекратить. Восприятие всегда в поиске новой информации — так уж оно устроено.

Упражнение. Попробуйте ничего не чувствовать, «выключить» свое восприятие мира.

2. Предметность. Восприятие всегда связано с каким-то предметом или явлением, вызвано ими. Вся информация, получаемая нами с помощью органов чувств, относится нами к этому предмету. Вещь вызвала в наших рецепторах какие-то сигналы, а не деятельность рецепторов вызвала образ вещи (это уже не восприятие, а галлюцинации — представление о предмете). Восприятие — это отражение реально существующих предметов и явлений, поэтому предметные свойства окружающего нас мира являются решающими для нормальной работы восприятия. Когда нет реальных воздействий, нет нормального восприятия, оно искажено. Это показано в опытах по сенсорной депривации (лишению ощущений). Человека погружали в ванну с водой температуры тела (таким образом он не чувствовал никаких телесных ощущений), под монотонные однообразные звуки (а восприятие не терпит однообразия, ему нужны изменения и приносимая ими информация), при рассеянном белом свете («никаком», будто его и нет), руки были в перчатках (чтобы исключить осязание). В такой ситуации восприятию нечего было перерабатывать — не поступало никакой информации. И тогда оно начинало работать искаженно — «развлекать само себя»: у человека возникали галлюцинации и ему начинало казаться, что он сходит с ума. Аналогичные состояния возникают у человека при воздействии однообразных стимулов: беспорядочных узоров, повторяющихся звуков, бессмысленных слов, — восприятие притупляется.

3. Целостность. Мы живем в мире вещей, их отношений друг с другом, в мире целых ситуаций. В любой совокупности признаков наше восприятие отражает отношения между ними, стремится объединить в какое-то целое, чтобы определить, что это. В бессмысленных пятнах мы видим знакомые нам образы. В простом наборе линий рано или поздно мы увидим какие-то фигуры (рис.6 и 7).


Рис. 6


Рис. 7

В эксперименте с курами птицам предъявлялись две кормушки с кормом: в светло-серой зерна можно было есть, тогда как в темно-серой они были приклеены. Куры научились клевать зерна только со светло-серой кормушки. В дальнейшем им предъявлялось другие две кормушки: светло-серого и почти белого цвета. Если бы куры реагировали только на цвет, они бы направлялись к светло-серой кормушке. Но они всегда шли к белой, тем самым реагируя на отношения между цветами. То же наблюдалось и в дальнейшем, когда прежняя темно-серая («несъедобная») кормушка предъявлялась вместе с черной: куры направлялись к ней, как к более светлой. Благодаря целостности, мы воспринимаем мир в виде вещей и событий, а не хаотическое скопление цветовых пятен, отдельных звуков и прикосновений. При некоторых заболеваниях происходит нарушение целостности восприятия и тогда больной видит отдельные части предмета, не опознавая целого (видит два колеса, перекладину, руль, но не узнает велосипед).

4. Константность (постоянство). Условия, в которых происходит восприятие, чрезвычайно многообразны и изменчивы. Но объект воспринимается нами достаточно постоянным, независимо от условий его восприятия. Такая относительная независимость характеристик объекта от его отображения на рецепторной поверхности обеспечивает его узнаваемость. Например, верблюд может повернуться к нам передом или боком, быть плохо освещен, может быть выкрашен в черно-белую полоску, — но мы все равно признаем в нем верблюда, а не зебру. Благодаря константности, предметы воспринимаются как относительно постоянные по форме, цвету, величине и положению.

5. Осмысленность. Животное способно воспринимать несомую предметом информацию только буквально: хрустнула ветка — крадется враг, стукнула миска — несут еду. Человек может из воспринимаемых им вещей и событий делать совершенно «непрямые» выводы. Как Штирлиц: стоит цветок на окне — явка провалена, штора отдернута — можно заходить. Так же по части изображения человек способен «додумать» целую картину, да еще и объяснить ее.  Можете ли вы в рис. 8 признать солдата, идущего с собакой мимо дыры в заборе? А на рис. 9 — угадать слово? А понять смысл сочетания букв: СОБАКАЕСТМЯСО?


Рис. 8


Рис. 9

Некоторые свойства восприятия можно охарактеризовать количественно:

Порог восприятия. Существует физиологический порог восприятия — уровень чувствительности рецептора, при котором он регистрирует наличие стимула. А есть порог осознания восприятия стимула. Между ними есть разница. Иногда организм чувствует что-то, но не может понять что. Например, знаешь, что написал с ошибкой, но не видишь ее. Порог восприятия можно измерить только специальными приборами.

А вот объем восприятия можно измерить без приборов.

Упражнение «Измерение объема зрительного восприятия». Выполняется в парах. Пусть ваш партнер отвернется, а вы тем временем выложите на стол 10-12 различных предметов (не кучкой). Накройте их (платком, шарфом). Партнер оборачивается и готовится смотреть. Вы должны показать ему выложенные предметы очень быстро — открыть и сразу закрыть. Пусть он запишет, что он увидел. Затем поменяйтесь ролями.

Обсуждение. Обычный объем мгновенного восприятия составляет 7 плюс-минус 2 предмета. А как у вас?

Вывод

Восприятие является одним из основных процессов непосредственного познания действительности.

Вопросы

1. Что такое восприятие? Как оно связано с ощущением?
2. Что такое пассивное и активное восприятие?
3. Какие операции использует восприятие?
4. Какие виды восприятия вы знаете?
5. Что такое иллюзии восприятия? Приведите примеры.
6. В чем особенности восприятия формы?
7. Каковы свойства восприятия?
8. Как можно измерить восприятие?


Тактильная иллюзия Аристотеля. Скрестив средний и указательный палец, прикоснуться к предмету (шарику или собственному носу) так, чтобы одновременно раздражались внешние стороны пальцев. Возникает ощущение двух предметов.

Восприятие в психологии — PsychicMotivator

Психолог Никита 0 Комментарии внимание, психическое здоровье, осознание психического здоровья, психообразование, психология

Процесс, посредством которого мы распознаем, интерпретируем или придаем значение информации, поступающей от органов чувств, называется процессом восприятия/перцепции. Интерпретируя стимулы/события, люди часто конструируют их по-своему. Это не просто интерпретация объектов и событий внешнего/внутреннего мира, как они существуют; это построение этих объектов и событий с точки зрения индивидуума.

Процесс осмысления включает в себя определенный подпроцесс

ПОДХОД К ОБРАБОТКЕ ВОСПРИЯТИЯ

Представление о том, что распознавание начинается с общего узнавания чего-либо, называется восходящей обработкой. Концепция нисходящей обработки основана на представлении о том, что процесс распознавания начинается с целого и в конечном итоге идентифицирует его различные компоненты.  Подход «снизу вверх» делает акцент на воспринимающем и рассматривает восприятие как распознавание/идентификацию стимулов.  В исследованиях было показано, что восприятие опирается на оба процесса, чтобы дать нам понимание реальности.

 Воспринимающий: человеческая раса творческая и пытается понять внешний мир своими уникальными способами. Мотивация и ожидания человека, культурные знания, прошлый опыт и воспоминания, а также ценности, убеждения и отношения — все это играет важную роль в определении того, как воспринимается внешний мир. 

ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ВОСПРИЯТИЕ:
  • Мотивация: Потребности и желания воспринимающего сильно влияют на его восприятие. Различные средства используются людьми для удовлетворения своих потребностей и желаний. Эффективный способ добиться этого — увидеть объекты на картинке как нечто, что удовлетворит их потребности. Исследователи изучили, как голод влияет на восприятие. Человек, вызванный чувством голода, воспринимает неоднозначные картинки скорее как пищевые объекты, чем сытый (не голодный) человек.
  • Ожидания/наборы восприятия: На восприятие также могут влиять наши ожидания относительно того, что мы можем увидеть в конкретной ситуации. Этот феномен воспринимаемого знакомства или воспринимаемого обобщения вызван нашей тенденцией воспринимать то, что мы ожидаем увидеть, независимо от того, происходит ли это на самом деле. Например: если наш молочник приходит каждое утро в 6:00, чтобы доставить молоко, любой стук в дверь в это время, вероятно, будет интерпретирован как молочник.
  • Когнитивные наборы: Это в основном последовательный способ взаимодействия с окружающей средой. Он играет огромную роль в том, как мы воспринимаем окружающий мир. Люди воспринимают окружающую среду по-разному, в зависимости от их когнитивных стилей. В исследованиях наиболее широко используется когнитивный стиль «полезависимый и поленезависимый». Полезависимые люди воспринимают внешний мир целостно, в глобальном масштабе. Поленезависимые люди воспринимают внешнюю среду через разделение ее на более мелкие составляющие. CEFT (сколько треугольников).
  • Культурный фон и опыт: Различные культурные условия по-разному влияют на знания и восприятие человека. Те, кто вырос в среде без картинок, не распознают изображения. Исследование Хадсона выявило несколько трудностей, с которыми африканцы сталкивались при идентификации объектов на картинках. Существуют различные типы снега, которые эскимосы могут различать так, как мы не можем. В сибирском регионе было обнаружено, что коренные народы различают десятки разных цветов кожи, чего мы не смогли бы сделать. Эти исследования заключают, что воспринимающий имеет решающее значение для восприятия. Каждый человек обрабатывает и интерпретирует стимулы по-разному, в зависимости от личных, социальных и культурных обстоятельств. Эти факторы влияют не только на наше восприятие, но и на то, как мы их воспринимаем.

Несколько ученых пытались ответить на такие вопросы, как организация различных частей объектов в осмысленное целое или существуют ли определенные факторы, которые облегчают или препятствуют процессу организации, но наиболее общепринятый ответ был дан группой исследователей, называемых гештальт-психологами. Среди них выделялись Вольф Куанг Колер, Курт Коффка и Макс Вертхаймер.

Гештальт-психологи считают, что мы воспринимаем стимулы не как отдельные элементы, а как организованные целые, имеющие определенную форму. Гештальт-психологи также указывают, что наши мозговые процессы всегда ориентированы на восприятие хорошей фигуры / Прагнанц. Вот почему мы воспринимаем все в организованной форме. Самая примитивная организация включает сегрегацию фигуры и фона. Например: когда мы видим птиц, летящих в небе, остаемся позади в качестве фона, поскольку птицы воспринимаются как фигуры.

СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ВЛИЯНИЯ НА ВОСПРИЯТИЕ :

Социокультурные факторы играют важную роль в нашем восприятии, вызывая различия в знакомстве со стимулами и их заметности, что, в свою очередь, создает определенные привычки перцептивных выводов между людьми. Несколько исследований показывают, что интерпретация картин людьми сильно зависит от их культурного происхождения. Обычно узнавание знакомых предметов на картинках не представляет проблемы для людей, но те, кто менее знаком с ними, испытывают трудности с интерпретацией того, что изображено.

ПОСТОЯНСТВА ВОСПРИЯТИЯ :

Стабильность восприятия окружающей среды называется константностью восприятия. Постоянство: наша склонность воспринимать физические объекты как неизменные, даже когда ощущения, которые они вызывают, меняются. Мы обычно наблюдаем три типа постоянства восприятия в нашей зрительной области:  

  1. Постоянство размера: Размер изображения на сетчатке изменяется по мере изменения расстояния объекта от глаза. По мере увеличения расстояния изображение становится меньше. Постоянство размера относится к тому факту, что мы склонны воспринимать объект примерно одинакового размера независимо от размера его представления на сетчатке, когда он находится близко или далеко. Согласно нескольким исследованиям, перцептивное постоянство размера возникает, когда объект и его фон не меняются вместе, тем самым сохраняя свои отношения. Постоянство размеров — основа многих зрительных иллюзий.
  2. Постоянство формы: Когда мы воспринимаем знакомые объекты, эти формы остаются неизменными независимо от изображений на сетчатке, которые меняются в результате их ориентации.
  3. Постоянство яркости: Зрительные объекты кажутся постоянными не только по форме и размеру, но и по степени белизны, серости или черноты, даже если количество отраженной от них физической энергии сильно варьируется. Таким образом, несмотря на изменения в количестве света, отражаемого в наши глаза, наше восприятие яркости не меняется. Свойство сохранения кажущейся яркости при изменении освещенности называется постоянством яркости.

ВОСПРИЯТИЕ ПРОСТРАНСТВА, ГЛУБИНЫ/РАССТОЯНИЯ :
  • Пространство : Поле зрения/поверхность, в которой существуют, перемещаются/могут располагаться объекты. Среда, в которой мы живем, трехмерна. Мы воспринимаем как пространственные атрибуты объектов (такие как их размер, форма, направление), так и расстояние между ними. Несмотря на то, что наша сетчатка проецирует изображения в двух измерениях (левое, правое, верхнее, нижнее), мы по-прежнему воспринимаем пространство как трехмерное. Это происходит, когда мы преобразуем 2D-изображение сетчатки в 3D-изображение.
  • Восприятие расстояния/глубины: Процесс видения слов в 3D. Глубокое восприятие необходимо для каждого аспекта нашей жизни. Например, мы используем глубину во время вождения, чтобы измерить расстояние до приближающегося автомобиля. Восприятие глубины зависит от двух источников информации, а именно от сигналов .
    • Бинокулярные сигналы : Некоторые важные сигналы для восприятия глубины в трехмерном пространстве обеспечиваются обоими глазами. Три из них оказались особенно интересными:
      1. Ретинальное/бинокулярное несоответствие:  Это происходит из-за того, что два глаза находятся в разных положениях в нашей голове. Расстояние по горизонтали между ними около 6,5 см. Именно благодаря этому расстоянию сетчатка каждого глаза формирует немного отличающееся изображение одного и того же объекта. Это называется диспаратностью сетчатки. Мозг интерпретирует большое несоответствие сетчатки как удаленный объект, потому что для удаленных объектов несоответствие меньше, а для близких — больше.
      2. Схождение: Всякий раз, когда мы видим близлежащий объект, наши глаза сходятся вовнутрь, перенося изображение в центральную ямку каждого глаза. Мышцы передают в мозг информацию о том, насколько внутрь повернуты глаза, и мозг интерпретирует эти сигналы как подсказки к восприятию глубины. Когда наблюдатель удаляется от объектов, степень конвергенции уменьшается. Если вы держите палец перед носом и медленно приближаете его к носу, вы почувствуете конвергенцию. Вы воспринимаете объект в пространстве как более близкий, если ваши глаза сведены или обращены внутрь.
      3. Аккомодация: Это относится к процессу, посредством которого цилиарная мышца фокусирует изображение на сетчатке. Изменяет толщину хрусталика глаза. Мышца расслабляется, если объект удаляется (более чем на 2 метра). Повышенная близость заставляет мышцы сокращаться, а толщина хрусталика увеличивается. Сигналы, посылаемые мышцами, передаются в мозг, который использует эту информацию для расчета расстояний.
    • Монокулярные сигналы (психологические сигналы/изобразительные сигналы): Позвольте нам воспринимать глубину одним глазом .A нет. сигналов используются для преобразования 2-мерного изображения в 3D-восприятие. Они эффективны, когда объекты просматриваются только одним глазом. Эти реплики часто используются художниками, чтобы вызвать глубину в двухмерной живописи художников (живописные реплики). Некоторые монокулярные сигналы:
      1. Относительное постоянство размера: Склонность воспринимать физические объекты как имеющие постоянный размер, даже когда размер изображения, которое они создают на сетчатке, изменяется. Размер изображения на сетчатке позволяет нам судить о расстоянии на основе нашего прошлого и настоящего опыта с подобными объектами. По мере удаления объектов изображение на сетчатке становится все меньше и меньше. Когда мы склонны воспринимать объект дальше, когда он кажется маленьким, и ближе, когда он кажется больше.
      2. Интерпозиция/перекрытие: это происходит, когда один объект закрывает нам вид на другой. Когда один объект полностью виден, а другой частично закрыт им, первый объект воспринимается как более близкий. Эти сигналы возникают, когда часть объекта закрыта другим объектом. Перекрывающийся объект считается более далеким, тогда как объект, который его закрывает, кажется более близким.
      3. Линейная перспектива: Расстояния, разделяющие изображения удаленных объектов, кажутся меньшими. Это отражает явление, при котором удаленные объекты кажутся ближе друг к другу, чем более близкие объекты. Враг, например: параллельные линии, такие как железнодорожные пути, кажутся сходящимися с увеличением расстояния с точкой схода на горизонте. Чем больше сходятся линии, тем дальше они кажутся.
      4. Вид с воздуха: воздух содержит микроскопические частицы пыли и влаги, из-за которых удаленные объекты выглядят туманными или размытыми. Этот эффект называется воздушной перспективой. Например: далекие горы кажутся синими из-за рассеяния синего света в атмосфере, тогда как те же горы воспринимаются ближе, когда атмосфера чистая.
      5. Свет и тень: на свету некоторые части объекта подсвечиваются, а некоторые становятся темнее. Блики и тени предоставляют нам информацию о расстоянии до объекта.
      6. Относительная высота: более крупные объекты воспринимаются как находящиеся ближе к зрителю, а более мелкие — как более далекие. Когда мы ожидаем, что два объекта будут одинакового размера, а это не так, больший из двух будет казаться ближе, а меньший — дальше.
      7. Градиент текстуры: Градиент — это непрерывное изменение чего-либо — изменение без резких переходов. В некоторых ситуациях мы можем использовать непрерывную градацию текстуры в поле зрения как ключ к глубине. Области, расположенные ближе к наблюдателю, имеют грубую текстуру и много деталей; по мере увеличения расстояния текстура становится все тоньше и тоньше. Эта непрерывная градация текстуры дает глазу и мозгу информацию, которую можно использовать для создания опыта или восприятия глубины.
      8. Параллакс движения/движение: это кинетический монокулярный сигнал, поэтому он не считается изобразительным сигналом. Это происходит, когда объекты, находящиеся на разных расстояниях, движутся с разной относительной скоростью. Далекий объект кажется движущимся медленнее, чем близкий объект. Скорость движения объекта соответствует расстоянию до него. Например: когда мы едем в автобусе, более близкие объекты движутся «против» направления автобуса, тогда как более дальние объекты движутся «с» направлением автобуса.

ИЛЛЮЗИИ :

Восприятие не всегда точно. Иногда нам не удается правильно интерпретировать сенсорную информацию. Это вызывает несоответствие между физическими раздражителями и их восприятием. Неверные представления, возникающие в результате неверной интерпретации информации, поступающей от наших органов чувств, называются иллюзиями.  Люди испытывают их в результате внешних раздражителей, что приводит к одинаковым переживаниям. Таким образом, иллюзию также называют «примитивной организацией». Несмотря на то, что иллюзии можно испытать в любом чувственном режиме, психологи чаще изучали их в визуальном, чем в других видах чувств.

Некоторые иллюзии восприятия универсальны и встречаются у всех людей (железнодорожные пути). Эти иллюзии называются универсальными иллюзиями/постоянными иллюзиями, поскольку они не меняются с опытом или практикой. Некоторые другие иллюзии, кажется, варьируются от человека к человеку, поэтому они называются личными иллюзиями.

  • Геометрическая иллюзия: В иллюзии Мюллера Лайера все мы воспринимаем линию А как более короткую, чем В, хотя обе линии равны.

                         _______________     A       

                    B   _______________

Эту иллюзию испытывают даже дети. Есть некоторые исследования, которые предполагают, что даже животные испытывают эту иллюзию более или менее так же, как мы. Иллюзии вертикальных и горизонтальных линий. Хотя обе линии равны, мы воспринимаем вертикальную линию как более длинную, чем горизонтальную.

  • Иллюзия видимого движения:  Иллюзия возникает, когда неподвижные изображения проецируются с соответствующей скоростью одно за другим. Эта иллюзия известна как «фи-феномен». В кино на нас воздействует такая иллюзия, когда мы видим движущиеся изображения. Люди не всегда осознают мир таким, какой он есть на самом деле; скорее, они строят его на основе опыта, полученного в конкретной среде.

Поделиться с другими

Значение, определение, характер и важность

Статья разделяется:

РЕКЛАМА:

Прочтите эту статью, чтобы узнать о значении, природе и важности восприятия.

Значение и определение восприятия:

«Восприятие — это процесс, посредством которого информация из внешней среды отбирается, принимается, организуется и интерпретируется, чтобы сделать ее значимой для вас.

Этот ввод значимой информации приводит к решениям и действиям».

Некоторые определения восприятия, данные разными авторами, поясняются ниже:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

«Восприятие можно определить как процесс, с помощью которого люди организуют и интерпретируют свои сенсорные впечатления, чтобы придать смысл своему окружению».

Согласно Джозефу Рейтцу, «Восприятие включает в себя все те процессы, посредством которых человек получает информацию об окружающей среде — зрение, слух, осязание, вкус и обоняние. Изучение этих непрекращающихся процессов показывает, что на их функционирование влияют три класса переменных — воспринимаемые объекты или события, среда, в которой происходит восприятие, и человек, осуществляющий восприятие».

Проще говоря, мы можем сказать, что восприятие — это акт видения того, что можно увидеть. Но то, что видно, находится под влиянием воспринимающего, объекта и его окружения. Значение восприятия подчеркивает все эти три момента.

Природа восприятия:

Восприятие было объяснено Аджитом Сингхом следующим образом:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

«Восприятие относится к интерпретации сенсорных данных. Другими словами, ощущение включает в себя обнаружение присутствия стимула, тогда как восприятие включает в себя понимание того, что означает стимул. Например, когда мы что-то видим, зрительным стимулом является световая энергия, отраженная от внешнего мира, а сенсором становится глаз. Этот визуальный образ внешнего предмета становится восприятием, когда он интерпретируется в зрительной коре головного мозга. Таким образом, под зрительным восприятием понимается интерпретация образа внешнего мира, проецируемого на сетчатку глаза, и построение модели трехмерного мира».

Из вышеприведенного объяснения становится ясно, что восприятие есть нечто большее, чем ощущение. Он соотносит, интегрирует и осмысливает разнообразные ощущения и информацию от многих органов тела, с помощью которых человек идентифицирует вещи и объекты, к которым относятся ощущения.

Восприятие определяется как физиологическими, так и психологическими особенностями человека, тогда как ощущение мыслится только физиологическими особенностями. Таким образом, восприятие — это не только то, что человек видит глазами, это гораздо более сложный процесс, посредством которого человек избирательно поглощает или усваивает стимулы в окружающей среде, когнитивно организует воспринятую информацию определенным образом, а затем интерпретирует информацию, чтобы сделать оценка происходящего в окружающем мире.

Восприятие является субъективным процессом, поэтому разные люди могут по-разному воспринимать одну и ту же среду в зависимости от того, какие конкретные аспекты ситуации они выбирают для выборочного восприятия, как они организуют эту информацию и как они ее интерпретируют, чтобы получить представление о происходящем. ситуация.

Важность восприятия:

ОБЪЯВЛЕНИЯ:

(i) Восприятие очень важно для понимания человеческого поведения, потому что каждый человек воспринимает мир и подходит к жизненным проблемам по-разному. Все, что мы видим или чувствуем, не обязательно совпадает с тем, что есть на самом деле. Это потому, что мы слышим не то, что действительно сказано, а то, что мы воспринимаем как сказанное. Когда мы что-то покупаем, это происходит не потому, что это лучшее, а потому, что мы считаем это лучшим. Таким образом, именно благодаря восприятию мы можем выяснить, почему один человек находит работу удовлетворительной, а другой может ею не удовлетворяться.

(ii) Если люди ведут себя на основе своего восприятия, мы можем предсказать их поведение в изменившихся обстоятельствах, поняв их нынешнее восприятие окружающей среды. Один человек может рассматривать факты одним способом, который может отличаться от фактов, как их видит другой наблюдатель.

(iii) С помощью восприятия можно определить потребности разных людей, потому что на восприятие людей влияют их потребности. Подобно зеркалам в парке развлечений, они искажают мир в зависимости от своего напряжения.

(iv) Восприятие очень важно для менеджера, который хочет избежать ошибок при работе с людьми и событиями в рабочей обстановке.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts