Восприятие предметов по его свойствам это: Восприятие, его виды и свойства

28.4. Свойства восприятия | Вестишки.ру


Опорные слова к вопросу №28 — здесь

Восприятие характеризуется через специфические свойства, принципи­ально отличающие его от процессов ощущения. К таким свойствам приня­то относить:

  • осмысленность,
  • предметность,
  • целостность,
  • структурность,
  • избирательность,
  • константность.

Осмысленность восприятия. Восприятие тесно связано с мышлением и пониманием характера, природы и сущности явлений окружающего мира. Любые перцептивные образы наделены для воспринимающего субъекта оп­ределенным значением, смыслом. По А.Н. Леонтьеву, значение представля­ет собой результат кристаллизации социокультурного опыта человечества и служит необходимым дополнением к «чувственному коду» объектов. Чело­век воспринимает мир сквозь призму значений, которые можно считать пя­тым «квази-измерением» (наряду с тремя пространственными и временным). Кроме того, различные ситуации, целостно воспринимаемые человеком, все­гда наполнены для него уникальным

личностным смыслом.

Предметность восприятия. Психические образы человек воспринимает не как образы, а как реальные предметы реального мира. Иначе говоря, все впечатления и сведения, получаемые из внешнего феноменального мира, связываются с конкретными объектами. Швейцарским психологом Германом Роршахом (1884-1922) было установлено, что даже бессмысленные чернильные пятна всегда воспринимаются людьми как нечто предметно оформленное (лицо, собака, облако, озеро и т.д.), и толь­ко люди с психическими расстройствами склонны воспринимать случайные чернильные пятна как таковые.

Следовательно, восприятие протекает как ди­намический процесс поиска ответа на вопрос: «Что это такое?».

Целостность. Восприятие — это прежде всего целостный образ пред­мета. Всякий объект или пространственная предметная ситуация восприни­маются как устойчивое системное целое,

даже если некоторые элемен­ты этого целого в данный момент невозможно наблюдать (например, тыль­ная сторона вещи).

Проблема целостности восприятия впервые была экспериментально исследована представителями гештальт-психологии. Здесь целостность понималась как изначальное свойство восприятия, определяемое общими законами сознания.

Однако позднее было доказано, что способность целостного зрительно­го восприятия предметов не является врожденной. Об этом свидетельству­ют данные о восприятии людей, которые ослепли в младенчестве и вновь обрели зрение в зрелые годы: в первые дни после операции они видели не мир предметов, а лишь расплывчатые очертания и пятна различной яркости и величины. Постепенно, через несколько недель, у этих людей сформирова­лось целостное зрительное восприятие, но оно оставалось ограничено теми объектами, которые они восприняли ранее путем осязания. Это позволило сделать вывод, что целостное восприятие формируется в практике и являет­ся системой перцептивных действий, которыми необходимо овладеть.

Структурность восприятия. Как уже отмечалось, восприятие не являет­ся простой суммой ощущений. В акте восприятия мы фактически выделяем абстрагированную от непосредственных ощущений обобщенную структуру. Так, слушая музыку, человек воспринимает не отдельные звуки, но единую мелодию; он узнает ее и тогда, когда она исполняется оркестром, и когда ее воспроизводит один рояль или человеческий голос, хотя отдельные зву­ковые ощущения в указанных случаях различны.

Согласно основному положению гештальт-психологии, в основе цело­стного, структурного и константного восприятия предмета обнаруживается первичное отношение «фигура — фон», обеспечивающее выделение струк­турированной целостности из недифференцированного пространства, кото­рое как бы «отодвигается на второй план» восприятия.

Избирательность восприятия проявляется в преимущественном выде­лении одних объектов (или их частей) по сравнению с другими. Избиратель­ность восприятия связана с процессами внимания. Выделяемый и в силу этого более отчетливо отражаемый объект восприятия выступает в качестве «фигуры», тогда как остальные объекты образуют его «фон». Предпочтительное выделение конкретных объектов при прочих равных условиях обу­словлено высокой степенью интенсивности их воздействия, биологической значимостью и связью с актуальными потребностями, установками, целями и задачами деятельности. Последнее подтверждается эффектами восприятия нескольких смешанных речевых потоков, из которых выделяется личностно значимая информация, а также двойственных или многозначных изображе­ний (например, знаменитый рисунок «Жена или теща»).

Константность восприятия — это способность перцептивной систе­мы поддерживать постоянство существенных признаков предмета несмотря на изменения в его «внешнем облике», обусловленные многообразием по­ложений в пространстве и условий предъявления. Благодаря константности мы воспринимаем окружающие предметы как относительно постоянные по форме, цвету, величине и т.п. Источником константности восприятия являют­ся активные действия перцептивной системы (системы анализаторов, обес­печивающих акт восприятия). Многократное восприятие одних и тех же объ­ектов при разных условиях позволяет выделить относительно постоянную, инвариантную структуру воспринимаемого объекта.

Константность восприятия не врожденное, а приобретенное свойство. Нарушение константно­сти восприятия происходит, когда человек попадает в незнакомую стимульную ситуацию. Например, человеку, который впервые смотрит с верхнего этажа высотного здания вниз, автомобили и пешеходы кажутся уменьшен­ными; в то же время строители, постоянно работающие на высоте, сообща­ют, что они воспринимают объекты, расположенные внизу, без искажения их размеров.

Нарушение константности восприятия приводит к полной потере ориен­тировки в окружающем мире.

 

Основные свойства восприятия

Свойство восприятия

В чём заключается

Осмысленность и

обобщённость

Воспринимая предметы и явления, человек осознаёт, понимает то, что воспринимается.

Предметность

Психические образы человек осознаёт не как образы, а как реальные предметы, вынося образы вовне, объективизируя их.

Целостность

В предметах и явлениях действительности отдельные их признаки и свойства находятся в постоянной устойчивой зависимости. В восприятии отражаются устойчивые связи между компонентами предмета или явления.

Структурность

Человек узнаёт различные объекты благодаря устойчивой структуре их признаков. В восприятии вычленяются взаимоотношения частей и сторон предмета.

Избирательность

Из бесчисленного количества окружающих человека предметов и явлений, он выделяет в данный момент лишь некоторые из них. Это зависит от того, на что направлена деятельность человека, от его потребностей и интересов.

Константность

Одни и те же предметы воспринимаются человеком в изменяющихся условиях: при различной освещённости, с разных точек зрения, с разного расстояния и т.п. Однако объективные качества предметов воспринимаются в неизменном виде.

 

Конспект по теме «Восприятие»

ВОСПРИЯТИЕ

 

 Восприятие это наглядно-образное отражение действующих в данный момент на органы чувств, предметов и явлений действительности в совокупности их различных свойств и частей.

 

 Прежде всего, процесс информации ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждений от периферически воспринимающих образов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз, выделяющие наиболее информативные точки; пропевание или проговоривание соответствующих звуков, играющих существенную роль в определении наиболее существенных особенностей звукового потока).

Поэтому восприятие правильнее всего обозначить как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта.

 

 Далее, восприятие тесно связано с оживлением следов прошлого опыта: сличением доходящей до субъекта информации с ранее сложившимися представлениями; выделением существенных признаков; созданием гипотез о предполагаемом значении доходящей до него информации; синтезом воспринимаемых признаков в целые комплексы «принятием решения» о том, к какой категории относится воспринимаемый предмет.

 

 Наконец, важно и то обстоятельство, что восприятие предмета никогда не осуществляется на элементарном уровне: оно захватывает высшие уровни психической деятельности, в частности речь.

 

 СВОЙСТВА ВОСПРИЯТИЯ

 

Предметность восприятия выражается в так называемом акте объективации, т.е. в отнесении сведений, получаемых из внешнего мира к этому миру. Предметность не будучи врожденным качеством, выполняет ориентирующую и регулирующую функцию в практической деятельности. Предметность формируется на основе процессов, в конечном счете всегда внешне двигательных, обеспечивающих контакт с самим предметом. Без участия движения наши восприятия не обладали бы качеством предметности, т.е. отнесенностью к объектам внешнего мира. Предметность как качество восприятия играет особую роль в регуляции поведения. Обычно мы определяем предметы не по их виду, а в соответствии с их практическим назначением или их основным свойством.

 

Целостность. В отличие от ощущения, отражающего отдельные свойства предмета, восприятие дает целостный его образ. Он складывается на основе обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, получаемых в виде различных ощущений. С целостностью восприятия связана его структурность. Восприятие в значительной мере не отвечает нашим мгновенным ощущениям и не является простой их суммой. Мы воспринимаем фактически абстрагированную из этих ощущений обобщенную структуру, которая формируется в течение некоторого времени. Источники целостности и структурности восприятия лежат в особенностях самих отражаемых объектов.

 

Константностью восприятия называется относительное постоянство некоторых свойств предметов при изменении его условий. Благодаря свойству константности, состоящему в способности перцептивной системы (совокупность анализаторов, обеспечивающих данный акт восприятия) компенсировать эти изменения, мы воспринимаем окружающие нас предметы как относительно постоянные. В наибольшей степени константность наблюдается при зрительном восприятии цвета, величины и формы предметов.

 

Константность восприятия цвета — относительная неизменность видимого цвета при изменении освещения. Явление константности цвета обуславливается совокупным действием ряда причин, среди которых большое значение имеют адаптация к общему уровню яркости зрительного поля, светлостный контраст, а также представления о действительном цвете предметов и условиях их освещенности.

 

Константность восприятия величены предметов, называется относительное постоянство видимой величины предметов при их различной (но не очень большой) удаленности.

 

Константность восприятия формы предметов заключается в относительной неизменности ее восприятия при изменении положения по отношению к линии взора наблюдателя. С каждым изменением положения предмета относительно глаз форма его изображения на сетчатке меняется благодаря движению глаз по контурным линиям предметов и выделению характерных сочетаний контурных линий, известных нам по прошлому опыту.

 

Осмысленность восприятия. Восприятие у человека теснейшим образом связано с мышлением. Сознательно воспринимать предмет — значит мысленно назвать его, т.е. отнести к определенной группе, классу, обобщить его в слово.

 

 Восприятие не определяется просто набором раздражителей, воздействующих на органы чувств, но представляет собой постоянный поиск наилучшего толкования, имеющихся данных.

 

Апперцепция. Восприятие зависит не только от раздражения но и от самого субъекта. Воспринимают не глаз и ухо а конкретный живой человек, и поэтому в восприятии всегда сказываются особенности личности человека. Зависимость от содержания психической жизни человека, от особенностей его личности называется апперцепцией.

 

 КЛАССИФИКАЦИЯ ВОСПРИЯТИЙ

 

 Обычно восприятие — результат взаимодействия ряда анализаторов. Двигательные ощущения в той или иной степени участвуют во всех видах восприятий. В качестве примера можно назвать осязательное восприятие, в котором участвуют тактильный и кинестезический анализаторы. Аналогично в слуховом и зрительном восприятиях также участвует двигательный анализатор. Различные виды восприятия редко встречаются в чистом виде; обычно они комбинируются, и в результате возникают сложные виды восприятий.

 

 Основой другого типа классификации восприятий являются формы существования материи: пространство, время и движение. В соответствии с этой классификацией выделяют восприятие пространства, восприятие времени и восприятие движения.

 

Сложные формы восприятия

 

 Восприятие пространства.

 В основе восприятия трехмерного пространства лежит функция специального вестибулярного аппарата, расположенного во внутреннем ухе. Этот аппарат имеет характер трех изогнутых полукружных трубок, расположенных в вертикальной, горизонтальной и сагиттальной плоскостях, заполненных жидкостью. Когда человек меняет положение головы, жидкость, заполняющая каналы, меняет свое положение, раздражая волосковые клетки, и их возбуждение вызывает изменения в ощущении устойчивости тела (статические ощущения).

 

 Этот аппарат тесно связан с аппаратом глазодвигательных мышц и каждое изменение в вестибулярном аппарате вызывает рефлекторные изменения в положении глаз. Такая тесная взаимная связь между вестибулярным и глазодвигательным аппаратом, вызывающим оптико-вестибулярные рефлексы, входит в качестве существенного компонента в систему восприятия.

 

 Вторым существенным аппаратом, обеспечивающим восприятие пространства и прежде всего глубины, является аппарат бинокулярного зрительного восприятия и ощущения мышечных усилий от конвергенции глаз. Для отчетливого восприятия предметов нужно, чтобы их изображение падало на соответствующие (корреспондирующие) точки сетчатки, а это невозможно без конвергенции обоих глаз. Если при конвергенции глаз возникает незначительная диспаратность изображений, появляется ощущение удаленности предмета или стереоскопический эффект. При большей диспаратности точек сетчатки обоих глаз, на которые падает изображение, возникает двоение предмета. Таким образом, импульсы вследствие относительного напряжения мышц глаз, обеспечивающих конвергенцию и смещение изображения на обеих сетчатках, являются вторым важным компонентом для восприятия пространства.

 

 Третьим важным компонентом восприятия пространства являются законы структурного восприятия, описанные гештальтпсихологами. К ним присоединяется и последнее условие — влияние хорошо закрепленного прежнего опыта, которое может существенно воздействовать на восприятие глубины, а в некоторых случаях — приводить к возникновению иллюзий.

 

 Восприятие времени.

 Наиболее элементарными формами являются процессы восприятия длительности последовательности, в основе которых лежат элементарные ритмические явления, известные под названием «биологических часов». К ним относятся ритмические процессы, протекающие в нейронах коры и подкорковых образований. Смена процессов возбуждения и торможения при длительной нервной деятельности, воспринимается как волнообразно чередующиеся усиления и ослабления звука при длительном вслушивании. К ним относятся такие циклические явления, как биение сердца, ритм дыхания, а для более длительных интервалов — ритмика смены сна и бодрствования, появление голода и т.д.

 

 Характерной особенностью времени является его необратимость.

 

 Поскольку время — направленная величина, вектор, однозначное его определение предполагает не только систему единиц измерений (секунда, минута, час, столетие), но и постоянную отправную точку, от которой ведется счет. В этом время радикально отличается от пространства. Настоящее — отправная точка, из которой определяются и прошлое и будущее, не является в психологическом времени абстрактной точкой, а всегда — некоторым временным интервалом.

 

 Восприятие движения.

 Восприятие движения — очень сложный вопрос, природа которого еще не вполне ясна. В восприятии движения значительную роль, несомненно, играют косвенные признаки, создающие опосредованное впечатление движения — наклонное положение, меньшая отчетливость очертаний движущегося предмета и множество других. Однако нельзя все же толковать восприятие движения как лежащий за пределами собственно восприятия чисто интеллектуальный процесс: впечатление движения может возникнуть и тогда, когда мы знаем, что движения в самом деле нет. Мы, таким образом, можем не только делать умозаключения о движении, но и воспринимать его.

 

 Теории движения разбиваются в основном на 2 группы.

 

 Первая группа теорий выводит восприятие движения из элементарных следующих друг за другом зрительных ощущений отдельных точек, через которые проходит движение, и утверждает, что восприятие движения возникает вследствие влияния этих элементарных зрительных ощущений (В. Вундт).

 

 Теории второй группы утверждают, что восприятие движения имеет специфическое качество, не сводимое к таким элементарным ощущениям. Представители этой теории говорят, что подобно тому, как, например, мелодия не является простой суммой звуков, а отличным от них качественно специфическим целым, так и восприятие движения не сводимо к сумме составляющих это восприятие элементарных зрительных ощущений. Из этого положения исходит теория гештальтпсихологии (М. Вертгеймер).

 

 Преднамеренное и непреднамеренное восприятие.

 Различают восприятие непреднамеренное (или непроизвольное) и преднамеренное (или произвольное).

 

 При непреднамеренном восприятии мы не руководствуемся заранее поставленной целью или задачей — воспринят данный предмет. Восприятие направляется внешними обстоятельствами.

 

 Преднамеренное восприятие может быть включено в какую-либо деятельность и осуществляется по ходу ее выполнения. Но иногда восприятие может выступать и как относительно самостоятельная деятельность.

 

 Восприятие как самостоятельная деятельность особенно ясно выступает в наблюдении, которое представляет собой преднамеренное, планомерное и более или менее длительное (хотя бы с промежутками во времени) восприятие с целью проследить течение какого-либо явления или те изменения, которые происходят в объекте восприятия.

 

Связь ощущений и восприятий.

В предыдущей главе мы рассматривали ощущение. Суть этого процесса также состоит в отражении реально существующего мира. Понятия «ощущение» и «восприятие» взаимосвязаны между собой, однако между ними существуют и коренные различия. Когда мы говорили об ощущениях, то подчеркивали, что их содержание не выходит за пределы элементарных форм отражения, а суть процессов ощущения заключается в отражении лишь отдельных свойств объектов и явлений окружающего нас мира. Однако реальные процессы отражения внешнего мира выходят далеко за пределы элементарных форм. Человек живет не в мире изолированных световых или цветовых пятен, звуков или прикосновений, он живет в мире вещей, предметов и форм, в мире сложных ситуаций. Все, что бы человек ни воспринимал, неизменно предстает перед ним в виде целостных образов.

Отражение этих образов выходит за пределы изолированных ощущений. Опираясь на совместную работу органов чувств, происходит синтез отдельных ощущений в сложные комплексные системы. Этот синтез может протекать как в пределах одной модальности (например, когда мы смотрим кинокартину, происходит объединение отдельных зрительных ощущений в целые образы), так и в пределах нескольких модальностей (воспринимая апельсин, мы фактически объединяем зрительные, осязательные, вкусовые ощущения, присоединяя к ним и наши знания о нем). Лишь в результате такого объединения изолированные ощущения превращаются в целостное восприятие, переходят от отражения отдельных признаков к отражению целых предметов или ситуаций. Поэтому основным отличием восприятия от ощущения является предметность осознания всего, что воздействует на нас, т. е. отображение объекта реального мира в совокупности всех его свойств или, иными словами, целостное отображение предмета.

Как вы уже догадались, восприятие включает в себя ощущение и основывается на нем. При этом всякий перцептивный образ включает в себя целый ряд ощущений, так как любой предмет или явление обладают многими и различными свойствами, каждое из которых способно независимо от других свойств вызвать ощущение. Однако было бы ошибочным полагать, что такой процесс (от относительно простых ощущений — к сложному образу восприятия) является простым суммированием отдельных ощущений. На самом деле восприятие (или отражение) целых предметов или ситуаций гораздо сложнее. Помимо ощущений в процессе восприятия задействован предыдущий опыт, процессы осмысления того, что воспринимается, т. е. в процесс восприятия включаются психические процессы еще более высокого уровня, такие как память и мышление. Поэтому восприятие очень часто называют перцептивной системой человека.

В настоящее время существуют различные теории процесса распознавания образов. В этих теориях основное внимание уделено следующему вопросу: как внешние сигналы, воздействующие на органы чувств, преобразуются в осмысленные перцептивные образы? Как правило, мы опознаем окружающие нас предметы и события легко и быстро; поэтому может создаться впечатление, что связанные с распознаванием операции просты и непосредственны. Однако это совсем не так. Попытки инженеров создать машины, которые были бы способны распознавать символы и звуки, обычные для окружающей нас среды, в большинстве случаев заканчиваются неудачей. Системы восприятия животных, даже самых примитивных, по своим возможностям далеко опережают подобные машины.

Исследования психофизиологов показывают, что восприятие является очень сложным процессом, требующим значительной аналитико-синтетической работы. Прежде всего, получаемая нами информация об объектах и явлениях окружающего нас мира ни в коей мере не является результатом простого раздражения органов чувств и доведения до коры мозга возбуждения от периферических воспринимающих органов. В процесс восприятия всегда включены двигательные компоненты (ощупывание предметов и движение глаз при восприятии конкретных предметов; пропевание или проговаривапие соответствующих звуков при восприятии речи). Поэтому восприятие правильнее всего обозначать как воспринимающую (перцептивную) деятельность субъекта. Результатом этой деятельности является целостное представление о предмете, с которым мы сталкиваемся в реальной жизни.

В свою очередь, целостное отражение предмета требует выделения из всего комплекса воздействующих признаков (цвет, форма, вес, вкус и т. д.) основных ведущих признаков с одновременным отвлечением (абстракцией) от несущественных. Вероятно, мы не ошибемся, если выскажем предположение о том, что на данном этане восприятия в формировании перцептивного образа может принимать участие мышление. В то же время следующий этап восприятия требует объединения группы основных существенных признаков и сопоставления воспринятого комплекса признаков с прежними знаниями о предмете, т. е. в процессе восприятия участвует намять. Если при таком сопоставлении гипотеза о предлагаемом предмете совпадает с поступающей информацией, возникает узнавание предмета и происходит его восприятие. Если гипотеза не согласуется с реально доходящей до субъекта информацией, поиски нужного решения продолжаются до тех пор, пока субъект не найдет его, т. е. пока он не узнает предмет или не отнесет его к определенной категории. Причем следует иметь в виду, что восприятие знакомых предметов (чашка, стол), их узнавание происходит очень быстро — человеку достаточно объединить два-три воспринимаемых признака, чтобы прийти к нужному решению. Однако при восприятии новых или незнакомых предметов узнавание их протекает гораздо сложнее и в более развернутых формах. Полное восприятие таких предметов возникает как результат сложной аналитико-синтетической работы, при которой выделяются одни, существенные, признаки, тормозятся другие, несущественные, и воспринимаемые признаки объединяются в одно осмысленное целое. Поэтому скорость узнавания или отражения объекта реального мира во многом определяется тем, насколько восприятие, как процесс, активно, т. е. насколько активно идет отражение этого объекта.

Следовательно, огромную роль в восприятии играет наше желание воспринимать тот или иной предмет, сознание необходимости или обязанности воспринять его, волевые усилия, направленные на то, чтобы добиться лучшего восприятия, настойчивость, которую мы в этих случаях проявляем. Таким образом, в восприятии предмета реального мира задействованы внимание и направленность (в данном случае желание).

Говоря о роли желания воспринимать объекты окружающего нас мира, мы невольно доказываем то, что наше отношение к тому, что мы воспринимаем, имеет большое значение для процесса восприятия. Предмет может быть интересен или безразличен для нас, т. е. он может вызывать у нас различные чувства. Естественно, что интересный для нас предмет будет восприниматься нами более активно, и наоборот, безразличный для нас предмет мы можем даже не заметить.

Таким образом, необходимо сделать вывод, что восприятие — это весьма сложный, но вместе с тем — единый процесс, направленный на познание того, что в данный момент воздействует на нас.

 

объектов, свойств, восприятий: нюх философа | Химические чувства

Философия восприятия

Физические объекты в реальном мире обладают свойствами, в том числе протяженностью и взаимодействием, а также определением в пространстве и времени. Какие из этих свойств проявятся в восприятиях, мысленно доступных моделях физических объектов, зависит от задействованных сенсорных процессов. Ибо каждое из наших 5 или более чувств имеет свои особенности восприятия, которые необходимо распознавать и оценивать по отдельности. В частности, как указывает Келлер, нейронные процессы зрения, хотя и являются нашим первичным чувством, не могут надежно служить матрицей для чувства слуха, вкуса и других модальностей.

Восприятие начинается с активации рецепторов и подсознательного сенсорного ввода, из которого получают нейронные данные о свойствах физических объектов. Найденные свойства приписываются восприятиям, переживаемым мысленно. Соответственно, философия восприятия будет охватывать концепции и интерпретации восприятия, а не только те, которые относятся к ментальной перспективе. Объем такой философии выходит за рамки нейронауки, занимаясь также вопросами, поставленными когнитивной наукой, психологией и общей философией.

Текст Андреаса Келлера посвящен философии восприятия обоняния. Книга тщательно разработана и написана, но имеет свои сюрпризы. Занимаясь в основном психическими аспектами философии восприятия, автор уделяет мало места ранним стадиям обонятельной обработки, опосредованной сенсорными нейронами и структурами обонятельной луковицы. Тем самым упускается возможность рассмотреть нейрональное происхождение психических феноменов, центральных для восприятия. Обоняние имеет дело преимущественно со свойствами качества, и вполне можно задаться вопросом, какой нейронный паттерн соответствует качеству. Такие вопросы, как философский «перспективный дуализм», или широко обсуждаемая философская проблема «квалиа», или темы нейронауки, такие как «проблема связывания», не освещаются и не упоминаются вскользь. Однако в книге широко рассматриваются другие аспекты обонятельных качеств и восприятия, некоторые когнитивные аспекты и роль сознания в обонянии. Здесь она имеет свои достоинства как богатый источник информации и аргументов, которые заинтересуют читателя.

Пространство пространств

Первая глава, в качестве введения, рассматривает чувства в перспективе, используя интермодальные сходства. Представляется мультимодальное пространство, состоящее из мономодальных пространств качества для каждого смысла. Они расположены в соответствии с воспринимаемыми относительными сходствами внутри и между модальностями (сладкий вкус и запах ванили). Мультимодальное пространство представляет собой интригующую, но гипотетическую конструкцию, которая должна быть подтверждена будущими поведенческими психофизическими экспериментами (триадное сравнение подобия). Читатель может задаться вопросом, насколько нейронные карты, обрабатывающие мультимодальные сенсорные данные, близки к таким конструкциям.

Дорожная карта от физических объектов к ментальным восприятиям

Объекты и восприятия, темы третьей главы, заключают в скобки последовательность:

Физический объект → обонятельный объект → перенос стимула к рецептору → активация рецептора → обработка нейронов → переход к ментальная перспектива → опыт восприятия.

Физические объекты, например, конкретные объекты классической механики, обладают многими свойствами, в том числе способностью взаимодействовать (глава 3 не уточняет это понятие). Они являются реальными объектами по определению и должны указывать критерии объектности.

Обонятельные объекты, подмножеств физических объектов, являются подходящими дистальными стимулами обоняния, обычно это облака летучих молекул. Они транспортируются к массиву обонятельных r рецепторов сенсорных нейронов. Здесь стимулы, уже как проксимальные стимулы, могут активировать рецепторы с химическими группами, установленными на летучих молекулах

Нет пространственной структуры: Для органов зрения и осязания, где сенсорные нейроны формируют карту, восприятия обладают свойством пространственной структуры . Обоняние, напротив, просто сообщает о «качественно различных запахах в нашем окружении». Это объясняется случайным (не картированием) расположением нейронов обонятельных рецепторов в плоскостном сенсорном эпителии. Отсутствие пространственного порядка в сенсоре не поддерживает восприятие пространственной информации. Соответственно Келлер замечает, что обонятельное восприятие не имеет пространственной структуры.

Последующая сенсорная обработка нейронных данных извлекает свойства. Они ограничены качеством и, возможно, интенсивностью и продолжительностью.

Изменение точки зрения: Переход от нейронной обработки к ментальному переживанию восприятий (Но как могут ментальные феномены возникать из нейронных событий, описываемых популяциями молекул, мембранными потенциалами и синапсами? Это «трудная проблема». сознания». Я чувствую, что было бы интересно оценить две точки зрения, нейрональную и ментальную, в главе 3. Это могло бы показать, какому нейронному паттерну соответствует свойство качества ментального описания). Психический опыт приводит к «состоянию сознания, не имеющему ни геометрии, ни артикулированной индивидуации».

Восприятия , ментальные объекты, являются грубыми моделями или реконструкциями физических объектов, ограниченными воспринимаемыми свойствами и дополненными памятью. Восприятие — это не реальные, независимые объекты, а (я полагаю) сами свойства: ментально доступные, принадлежащие нейронному носителю и отображающие воспринимаемые свойства.

Опыт: Вышеупомянутая последовательность заканчивается ментальным опытом обонятельных восприятий. Опыт передает впечатление от одного или нескольких качеств запаха. Они закодированы в схеме активации сенсорных нейронов. Необходимо различать большое количество качеств. Характерно, что свойство пространственной структуры отсутствует. Поднявшись в сознание, доступ к когнитивным ресурсам позволит более продвинутую обработку восприятия, как подробно описано в главе 8.

Приведенная выше систематическая дорожная карта охватывает и, где указано, изменяет материал главы 3. Однако в одном случае я оспариваю точку зрения Келлера: на основе анализа объектности глава 3 заканчивается предположением, что при обонянии ожидаемые обонятельные объекты могут не существовать или избежать обнаружения. Предполагается (стр. 85), что их место занимают качества, не связанные с объектами, которые, добавлю я, должны были бы активировать обонятельный рецептор. Это, конечно, невозможно, как показано ниже.

Свободно плавающие свойства

Келлер замечает, что сущность, обнаруженная с помощью обонятельного восприятия, не соответствует критериям объектности (разделение фигуры и фона, проблема многих свойств и феноменальное присутствие). По-видимому, обоняние обнаруживает не объекты, а свободно плавающие свойства качества без объектов (стр. 85).

К сожалению, концепция голых или свободно плавающих свойств онтологически проблематична. Свойство по определению является атрибутом или характеристикой объекта мира. Следовательно, свободно плавающее свойство, не связанное с объектом, не может существовать в реальном мире (например, Bunge and Mahner 2004, Über die Natur der Dinge. Hirzel, Stuttgart). Было бы категорической ошибкой утверждать, что голое качество может взаимодействовать с сенсорным рецептором, инициируя восприятие. Скорее, чтобы быть физически обнаруженным, свойство должно быть присоединено к объекту, должно принадлежать этому объекту. Вопреки подписи на странице 83 книги Келлера «Обонятельное восприятие — это не восприятие объектов», всякое обнаружение, инициированное взаимодействием с рецептором, требует взаимодействующих объектов. В описании классической физики также каждое физическое изменение происходит из-за взаимодействия физических объектов (известно сформулированного в 1687 году как третий закон Ньютона, действие = противодействие).

Уже в 2010 году Клэр Бэтти (цитата по Келлеру) считала голые свойства отделенными от обонятельного объекта. Однако она отвергла такие несвязанные свойства как «неправдоподобные». Она утверждала, что голые свойства требуют, чтобы естественный отбор сохранил сенсорную систему, которая не может информировать об обонятельных объектах в нашей среде. Следовательно, Бэтти считал, что обонятельные объекты существуют. Однако обонятельный опыт не выявляет свойств этих предметов, кроме свойства качества, характеризующего запах. Эта точка зрения позволяет избежать онтологической трудности. Интересно, однако, почему Бэтти полагается на правдоподобие, когда онтология уже постановила, что голые свойства невозможны?

Иллюзия: Таким образом, объект, вызывающий срабатывание обонятельного рецептора, всегда является физическим объектом, обладающим многими свойствами и способным к взаимодействию. Тесты на предметность, применяемые к физическим объектам, не нужны, это реальные объекты по определению. Рецензент подозревает, что впечатления «отсутствия объектов» и «свободного плавания» непреднамеренно основаны на ментальном опыте, а не на объективных физических объектах и ​​их свойствах. Переживание доминирующего качества при отсутствии пространственной структуры и других свойств может вызвать иллюзию того, что физический объект не задействован, и поэтому воспринимаемое качество является беспредметным, свободно плавающим.

Хотя глава 3 представляет интерес для чтения и, на первый взгляд, кажется, что она удовлетворительно охватывает свою область, отрицание объектов, вызывающих срабатывание рецепторов, заявление о беспредметных свойствах и вывод о том, что они могут запускать рецепторы, — все это онтологически проблематично и требует альтернативы.

Разработано, чтобы направлять

В главе 4 задается вопрос, развивалось ли восприятие запахов для управления адаптивным поведением или для сбора информации об окружающей среде. Допускается, что поведенческое руководство («Не трогай, если дурно пахнет») требует достаточно точной информации об окружающей среде («Плохо пахнет»). Но сбор информации носит промежуточный характер, сам по себе не имеет адаптивной ценности или избирательного преимущества. Келлер заключает, что «адаптивное поведение движет эволюцией независимо от правильности лежащих в основе представлений, убеждений или расчетов». Таким образом, восприятие развилось, чтобы направлять поведение, а сбор информации стал побочным продуктом. Однако можно добавить, что побочный продукт имеет первостепенное значение, когда сознание открывает доступ к когнитивным ресурсам (см. главу 8).

Связность и сознание

Главы 5 и 6 посвящены связности нейронов. Модули мозга, обрабатывающие обоняние, тесно связаны с обработкой эмоций, но не со структурами, отвечающими за речь. Действительно, обоняние легко вызывает эмоции, и нам трудно словесно описать запах. Обоняние также получает информацию от других сенсорных модальностей и когнитивных процессов. Двунаправленные соединения поддерживают эти функции. Это довольно общие соображения, которые можно заменить подробными нейронными моделями.

Глава 7 посвящена обонятельному сознанию. Обонятельные раздражители, применяемые постоянно, остаются незамеченными, тогда как новый запах привлекает немедленное внимание. В обонятельном внимании, ресурсе, обеспечивающем осознание и выделение, коррелирует с сознанием. Это увеличивает сознательную обработку без увеличения обонятельной сенсорной чувствительности. К сожалению, нейронные механизмы сознательной обработки и внимания до сих пор плохо изучены.

Сознание рассматривается более широко в главе 8. Какова его функция? Это «облегчение принятия решений в ситуациях, предполагающих множество вариантов поведения». На ум приходит шахматист и Геракл на перекрестке. Такие ситуации часто являются новыми. Они требуют внимания, так как заученный автоматический ответ еще не доступен. «Содействие принятию решений» будет включать когнитивные процессы, такие как сознательный поиск в памяти, прогнозное моделирование и решение проблем. По словам Неда Блока, 19 лет.95, обеспечение доступа к таким ресурсам является основной функцией сознания. И действительно, доступ облегчит принятие решений.

Резюме

Хорошо написанная 200-страничная монография Андреаса Келлера содержит интересную информацию и аргументы, представленные с ценным дидактическим усилием. Книгу было приятно читать. Правда, нейронные механизмы обоняния систематически не освещаются, и трудно принять концепцию необнаруживаемых физических объектов и свободно плавающих свойств. Тем не менее, книга, безусловно, рассматривает многие аспекты обонятельного восприятия интересным и часто новым способом. Я рекомендую ее тем, кто интересуется старыми и новыми фактами и идеями об обонятельной обработке и ее философии.

© The Author, 2017. Опубликовано Oxford University Press. Все права защищены. Для получения разрешений обращайтесь по электронной почте: [email protected]

Поиск визуальных компонентов восприятия объектов

тезис

размещен на

01-07-2013, 00:00 автор Дэниел Демени Лидс

Природа зрительных свойств, используемых для восприятия объектов в областях среднего и высокого зрения мозга, изучена плохо. В прошлых исследованиях использовались упрощенные модели зондирования стимулов, ограниченные описательной силой и математическим обоснованием. К сожалению, погоня за более сложными стимулами и свойствами требует поиска в широком неизвестном пространстве моделей и образов. Трудность этого поиска усугубляется в исследованиях мозга из-за ограниченного количества стимульных ответов, которые могут быть собраны для данного человека в ходе эксперимента. Чтобы быстрее идентифицировать сложные визуальные особенности, лежащие в основе коркового восприятия объектов, я разрабатываю, тестирую и использую новый метод, в котором стимулы для использования в текущем исследовании выбираются в режиме реального времени на основе измеренных с помощью фМРТ реакций коры на недавно выбранные и отображаемые стимулы. Разновидность симплекс-метода контролирует этот непрерывный выбор как часть поиска в визуальном пространстве изображений, производящих максимальную активность — измеряемую в реальном времени — в заранее определенном 1 см 3 область головного мозга. Во время этого поиска я исследую корковую избирательность, используя фотографии объектов реального мира и синтетические объекты «Фриббл». Объекты реального мира используются для понимания восприятия естественных визуальных свойств. Эти объекты охарактеризованы на основе дескрипторов признаков, вычисленных с помощью масштабно-инвариантного преобразования признаков (SIFT), популярного метода компьютерного зрения, который хорошо зарекомендовал себя в своей полезности для помощи в распознавании компьютерных объектов и который, как я недавно обнаружил, учитывает представления промежуточного уровня в пути обработки зрительных объектов в головном мозге. Объекты Fribble используются для изучения восприятия объектов на арене, в которой визуальные свойства четко определены априори. Они состоят из нескольких четко определенных форм, и изменение каждой из этих составных форм создает четкое пространство визуальных стимулов. Я изучаю поведение моего нового метода поиска фМРТ в реальном времени, чтобы оценить его ценность в исследовании коркового зрительного восприятия, и я изучаю сложные визуальные свойства, которые мой метод идентифицирует как высоко активизирующие выбранные области мозга в пути обработки визуальных объектов. Несмотря на то, что предстоит решить дополнительные технические и биологические проблемы, мой метод раскрывает надежные и интересные свойства коры для большинства испытуемых, хотя и только для избранных поисков, выполняемых для каждого субъекта. Я идентифицирую области мозга, селективные к целостным и составным формам объектов и к различным поверхностным свойствам, предоставляя примеры более точной избирательности в классах визуальных свойств, ранее связанных с корковым представлением объектов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts