Общие закономерности и свойства восприятия
Различные виды восприятия имеют свои специфические свойства. Но кроме внутривидовых свойств восприятия существуют и его общие свойства: предметность, избирательность, целостность, константность, структурность, категориальность (осмысленность и обобщенность), апперцепция.
Предметность восприятия заключается в том, что психические образы предметов человек осознает не как образы, а как реальные предметы, объективируя их. Предметность восприятия означает адекватность, соответствие образов восприятия реальным объектам действительности.
Избирательность означает преимущественное выделение объекта из общего фона, при этом фон выполняет функцию системы отсчета, относительно которой оцениваются другие качества воспринимаемого предмета как фигуры. Избирательность восприятия сопровождается его центрацией — субъективным расширением зоны фокуса внимания и сжатием периферийной зоны.
При равнозначности объектов испытуемые преимущественно выделяют центральный объект и объект большей величины. Имеет значение и то, какие объекты признаются базовыми: если объект и фон равнозначны, то они могут переходить друг в друга. Целостность восприятия — это отражение предмета в качестве устойчивой совокупности элементов, даже если отдельные ее части в данных условиях не наблюдаются.
Константность восприятия — это независимость отражения объективных качеств предметов (величины, формы, цвета) от изменения условий их восприятия — освещенности, расстояния, угла зрения.
Константность восприятия размеров означает то, что мы правильно воспринимаем размеры наблюдаемого объекта независимо от того, близко он находится от нас или далеко. Дом в конце улицы воспринимается нами большим, чем почтовый ящик, находящийся поблизости, хотя первый создает намного меньший образ на сетчатке, чем последний.
Аналогичный феномен — константность восприятия формы: мы воспринимаем форму объекта более или менее независимо от угла, под которым мы его рассматриваем. Прямоугольная дверь будет выглядеть прямоугольной, даже несмотря на то, что под большинством углов рассмотрения она будет создавать на сетчатке трапециевидный образ.
Структурность восприятия является следствием его целостности и отражает устойчивое соотношение отдельных компонентов перцептивного образа. Структурность наглядно демонстрирует, что восприятие не сводится к простой сумме ощущений. Например, мы слышим мелодию, а не сумбурное, хаотическое нагромождение звуков.
Категориальность (осмысленность и обобщенность) восприятия предполагает, что объект воспринимается и мыслится не как непосредственная данность, а как представитель некоторого класса объектов. В осмысленности проявляется связь восприятия с мышлением, а в обобщенности — с мышлением и памятью.
Апперцепция — это зависимость восприятия от прошлого опыта человека, от имеющихся у него знаний, его интересов, потребностей и склонностей (устойчивая апперцепция), а также от его эмоционального состояния и предшествующих восприятию действий (временная апперцепция).
Общая психология Восприятие каждого нового предмета осуществляется на основании имеющихся знаний и опыта человека. Человек воспринимает предмет или явление в определенном соотношении частей. В некоторых случаях значимыми являются не столько сами составляющие, как их взаимосвязи. Важнейшими особенностями восприятия являются:
Предметность восприятие проявляется в том, что любой предмет или явление отражается не как механическая сумма качеств и свойств, а как объект, который имеет свое содержание, природу, назначение. Предметность играет важную роль и в дальнейшем формировании самих перцептивных процессов, т. Целостность восприятия заключается в том, что образы отраженных предметов и явлений возникают в сознании в единстве многих качеств и свойств. Воспринимая определенный объект, мы выделяем его отдельные признаки, аспекты, свойства и в то же время объединяем их в единое целое, благодаря чему у нас возникает его целостный образ. Структурность восприятие проявляется в том, что, отражая предметы и явления в целостности, человек выделяет в них различные элементы, компоненты, подсистемы и т.д. Воспринимая предмет, мы осмысливаем его как единое целое, имеет свою структуру. Например, на основе приобретенного опыта, знаний человек объединяет отдельные элементы в процессе восприятия в целостный образ, предоставляет им определенной структуры, сформированности. Например, воспринимая отдельно самолеты, взлетную полосу, ангары, радиотехнические средства и другое, мы определяем объект как аэродром.Константність — это относительное постоянство величины, формы, цвета предметов и явлений, которые воспринимаются. Константність формируется в процессе предметной деятельности и является необходимым условием жизни человека. Константність восприятия обеспечивается опытом, что приобретается в процессе индивидуального развития личности и имеет большое практическое значение. Если бы восприятие не было константным, то во время каждого шага, поворота, движения, каждого изменения освещения мы бы имели дело с новыми предметами, переставали бы узнавать то, что было известно ранее. Апперцепція — это зависимость содержания и направленности восприятия от опыта человека, его интересов, отношение к жизни, установок, богатства знаний. Апперцепція — одна из важнейших особенностей восприятия. Не именно глаз воспринимает, не изолированное ухо слышит звук, не отдельно язык различает вкусовые качества. Все виды восприятия осуществляет конкретный живой человек. В восприятии всегда проявляются индивидуальные особенности человека, его желания, интересы, определенное отношение к предмету восприятия. Итак восприятие зависит от предыдущего опыта человека. Чем больше человек, знакомый с определенным объектом, тем полнее, точнее и содержательнее является ее восприятия этого объекта. Восприятие — это не только чувственный образ, но и осознание виокремленого объекта. Человек воспринимает предметы, которые имеют для нее определенное значение. Восприятие человека тесно связано с мышлением, с пониманием сущности предмета. Сознательно воспринять предмет — значит мысленно назвать его, то есть отнести его к определенной группе, классу предметов, обобщить его в слове. Осмысленность восприятия заключается в том, что отражены предметы и явления сравниваются с прошлым опытом человека, информацией и знаниями о них, на основе чего возникает соответствующее отношение к ним. Благодаря осмыслению сущности и назначения предметов становится возможным целенаправленное их использования, практическая деятельность с ними. Воспринимая предмет, мы можем точно назвать его или сказать, что он нам напоминает. Обобщенность восприятие — это отражение единичного случая как особого проявления общего. Определенное обобщение есть в каждом акте восприятия. Степень обобщения зависит от уровня и объема имеющихся у человека знаний. В акте восприятия отображения любого предмета приобретает определенный обобщения, предмет определенным образом соотносится с другими предметами. Обобщенность является высшим проявлением осознанного человеческого восприятия. В акте восприятия выражается единство чувственных и логических элементов, взаимосвязь сенсорной и мыслительной деятельности личности. Избирательность восприятия заключается в том, что при отображении предметов и явлений происходит выделение одних по отношению к другим. Это происходит под влиянием предыдущего опыта человека, его склонностей, интересов, установок и потребностей. Каждый специалист пытается воспринять в предметах и явлениях главным образом то, что его интересует, что он изучает, а потому он не замечает тех деталей в предметах и явлениях, которые не касаются его профессии. Это создает индивидуальный подход к восприятию. Поэтому и говорят о профессиональное восприятие у людей разных специальностей. В избирательности оказывается, что контур предмета и его фон динамические. То, что было предметом восприятия, может после завершения работы слиться с фоном. Нечто из фона на некоторое время может стать предметом восприятия. Динамичность соотношение предмета и фона объясняют переключением внимания с одного объекта на другой, что обусловлено перемещением ячейки оптимального возбуждения в коре головного мозга. Выделение объекта определяют прежде всего объективные его свойства и условия, в которых он воспринимается. К ним относится контраст объекта с фоном. Это учитывают при отборе формы, цвета, символов шрифта для различения пешеходного перехода, транспортных знаков. Иллюзиями называют неадекватные восприятия, которые неправильно, искаженно, ошибочно отображают объекты, действующие на анализаторы. Иллюзии может быть обусловлено разными причинами. Одной из них является активизация старых временных связей в новых, существенно отличных от предыдущих ситуациях. Существует немало заблуждений, обусловленных различием в яркости предмета и фона восприятия. На темном фоне фигуры кажутся светлее, чем на менее темном. Иллюзии порождаются деятельностью различных анализаторов. Наиболее распространенными являются зрительные иллюзии. Они имеют самые разнообразные причины: произведенные жизненной практикой приемы зрительного восприятия, особенности зрительного анализатора, изменение условий восприятия, образное предвидения увиденного, дефекты зрения. Но какой бы сложной не была иллюзия, искаженное восприятие можно отличить от правильного. Практическая деятельность людей уточняет образы восприятия.Классификация восприятия. Восприятие делят на виды по нескольким основаниям. За ведущим анализатором выделяют такие виды восприятия: зрительное, слуховое, осязательное, кінестезичне, нюхове и вкусовое. Процесс восприятия обычно осуществляет ряд взаимодействующих анализаторов. Как пример, можно назвать осязательное восприятие, в котором принимают участие тактильный и кінестезичний анализаторы. Даже процесс зрительного восприятия, когда зрительный анализатор является ведущим, требует участия двигательного анализатора, без которого невозможны движения глаз. То же самое можно сказать о слуховое восприятие, в котором, кроме слухового анализатора, что является основным, большое значение приобретает кінестезичний анализатор. Различные виды восприятия редко можно наблюдать в чистом виде, в основном они комбинируются друг с другом. Например, восприятие кинофильма имеет зрительный и слуховой характер, потому что зритель воспринимает кадры, которые проходят перед его глазами на экране, и разговор, и музыку, из которых состоит звуковая часть картины. В основу второго типа классификации восприятия положено формы существования материи: пространство, время и движение. Соответственно выделяют такие виды восприятия: восприятие пространства, восприятие времени і восприятие движения. За активностью восприятие разделяют на умышленно (произвольное) и непреднамеренное (самопроизвольное). Непреднамеренное восприятие вызвано особенностями окружающих предметов: их яркостью, расположением, необычностью; интересом к ним человека. Идя по улице, мы слышим шум машин, разговоры людей, видим яркие витрины, воспринимаем различные запахи и т.д. В непредумышленном восприятии не существует заранее поставленной цели. Нет в нем и волевое усилие. Умышленно восприятие имеет иную характеристику. Осуществляя его, человек ставит перед собой цель, прилагает определенных волевых усилий, чтобы лучше реализовать свое намерение, произвольно выбирает объекты восприятия. Таким восприятием, например, есть слушания доклада или просмотр тематической выставки книг. Восприятие пространства — это отражение в психике человека расположения, размера, формы, объемности, удаленности друг от друга предметов и явлений на земле и в небе. Восприятие пространства имеет большое значение. Оно является обязательным условием ее ориентирование в этой среде. В процессе восприятия пространства различают восприятие величины, формы, объемности и удаленности предметов. Взаимодействие человека с окружающей средой включает и само тело человека с характерной для него системой координат. Человек, который чувствует мир, сама является материальным телом, что занимает определенное место в пространстве и имеет определенные пространственные признаки: величину, форму и размеры тела, направление движений в пространстве. Доказано, что в основе различных форм пространственного восприятия лежит функционирования комплекса анализаторов, которые взаимодействуют между собой. Особую роль в пространственном ориентировании выполняет двигательный анализатор, с помощью которого устанавливается эта взаимодействие. Восприятие формы и величины предмета осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кінестезичного анализаторов. Однако основную роль играет зрительный анализатор. Аккомодация глаз с важным двигательным механизмом зрительного анализатора помогает воспринимать расстояние. Если нарушается аккомодация, снижается точность зрительного восприятия расстоянии. Для восприятия расстоянии важное значение имеют движения глаз, в частности их конвергенция. Когда переводят глаза из дальнейшего объекта на более близкий, происходит их конвергенция, и тем больше, чем ближе объект. Конвергенция глаз наблюдается по условий бинокулярного зрения (видение двумя глазами). Для восприятия расстоянии одним глазом характерна недостаточная точность. Через взаимодействие зрительного и кінестезичного анализаторов обеспечивается адекватное восприятие размера, формы рельефа, предметов и их удаленности от нас. И.М. Сеченов отмечал, что, воспринимая предметы разного размера и формы, мы обводим их движениями глаз, будто «щупальцами». Между движениями глаз и оттиском предмета на сетчатке устанавливается связь, что дает нам возможность лучше воспринимать размеры и формы предметов. Найінформативнішою признаку, которую необходимо указать во время ознакомления с формой, является контур. Зрительная система имеет не только устанавливать границу между объектом и фоном, но и удерживать ее. Это осуществляется с помощью движений глаз, которые будто повторно выделяют контур, и является непременным условием создания образа формы предмета. Восприятие величины и формы зависит от предыдущего опыта человека. Чем лучше человек, знакомый с конкретной формой, тем легче она выделяет ее среди других форм. В восприятии объемности или глубины предметов основную роль играет бинокулярное зрение. При бинокулярном заре изображения падает на диспарантні, то есть на несовпадающие точки сетчатки правого и левого глаза. Когда изображение падает на идентичны, то есть вполне совпадающие точки сетчатки, его воспринимают как плоское. Если диспарантність изображение предмета очень большая, то оно начинает восприниматься двояко. При одновременном видении двумя глазами соответствующее раздражение от правого и левого глаза интегрируется в мозговой части зрительного анализатора. Создается впечатление объемности предмета, что воспринимается. За удаленности предметов большое значение в восприятии пространства имеет взаимное расположение светотеней, которое зависит от расположения предметов. Человек замечает эти особенности и учится, пользуясь світлотінями, правильно определять расположение предметов в пространстве. В восприятии пространства, в частности расстоянии, принимают участие обонятельные и слуховые ощущения. По запаху можно, например, определить, что порядка есть столовая, по звуку шагов — распознать, далеко или близко от вас идет человек. Восприятие времени — это отражение объективной продолжительности, скорости и последовательности явлений действительности. Благодаря восприятию времени отображаются изменения, происходящие в окружающем мире. Физиологической основой процесса восприятия времени есть условные рефлексы, которые постоянно производятся в человека. Оно осуществляется путем взаимодействия анализаторов, которыми мы отражаем другие аспекты явлений объективной действительности. Большое значение в восприятии времени принадлежит кінестезичному аналізаторові. Он выполняет важную роль в восприятии ритма. Под ритмом понимают ряд раздражителей, которые последовательно сменяют друг друга и имеют периодический характер. Восприятие длительности времени зависит от содержания деятельности человека. На оценку времени влияет установка личности. Человеку, который ожидает неприятных событий, время кажется скоротечным. При ожидании приятного обычно кажется, что это событие долго не наступает. При упоминании прошлого наблюдается другая оценка времени. Время, наполненное в прошлом переживаниями, деятельностью, упоминается как более длительный, чем он был на самом деле, а значительные периоды жизни, обозначенные малоинтересными и однообразными событиями, упоминаются как мимолетные. Степень субъективизма в оценке времени зависит также от возраста человека. Восприятие движения — это отражение изменения положения объектов в пространстве. Оно дает возможность ориентироваться в относительных изменениях во взаимном расположении и взаимоотношении предметов окружающей действительности. Сведения о перемещении предметов человек получает, непосредственно воспринимая движение. Установить, в какую сторону летит самолет, с какой скоростью он движется, куда направлен удар врага можно на основании опыта пространственной ориентации. Восприятие движения также осуществляется на базе выводов. Например, о незначительные изменения в скорости автомобиля судят, наблюдая за изменениями в показателях спидометра. Существуют позы бега, прыжков, ходьбы, ползание, с помощью которых, учитывая личностный опыт, доходят выводов о осуществляемый движение. Иллюзия движения может возникнуть при отсутствии реального движения предмета, при фиксированном взгляде. Если через небольшие промежутки времени показывать ряд изображений, которые воспроизводят этапы движений предмета, то складывается впечатление движения. Это явление получило название стробоскопического эффекта. На его основе осуществляется восприятие движения во время просмотра кинофильма. Восприятие движения осуществляется зрительным, слуховым и кінестезичним анализаторами. Восприятию движения помогает осмысления изменений в окружающей среде на основе индивидуального опыта и знаний личности. В процессе познания окружающей действительности восприятие может перейти в наблюдения. НАБЛЮДЕНИЕ — это целенаправленное планомерное восприятия объектов, в познании которых заинтересована личность. Наблюдательность — это умение выделять характерные, однако едва заметные особенности предметов и явлений. Она формируется в процессе систематических занятий любимым делом и поэтому связана с развитием профессиональных интересов личности. У каждой личности индивидуальные особенности восприятия. Индивидуальный характер восприятия и наблюдения может оказаться в их динамике, точности, глубине, уровне их обобщенности и в особенностях эмоциональной окраски. В психологическом изучении особенностей восприятия людей сложилась такая классификация основных типов восприятия и наблюдения: синтетический, аналитический, аналітико-синтетический и эмоциональный. Людям синтетического типа свойственна склонность к обобщенного отражения явлений и к определению основной сути того, что происходит. Они не придают значения деталям и не склонны вникать в них. Люди аналитического типа в меньшей степени проявляют склонность к обобщенной характеристики явлений действительности. Для них характерно стремление выделять и анализировать прежде всего детали. Они вникают во все подробности. Для них иногда бывает проблемой понять общую суть явления. Люди аналітико-синтетического типа восприятие одинаковой мере пытаются понять основную суть явления и фактически его подтвердить. Они всегда соотносят анализ отдельных частей с выводами, установление фактов — с их объяснением. Личности эмоционального типа восприятие свойственна повышенная эмоциональная возбудимость к различным раздражителям.
1. Вари М.Й. Общая психология: Учеб. пособие Для студ. психол. и педагог, специальностей. — Львов: Край, 2005. 2. Веккер Л.М. Психические процессы: В 3 т. — Т. 1. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974. 3. Общая психология: Підручн. для студ. высш. учеб. заведений / Под общ. ред. акад. В.Д. Максименко. — К.: Форум, 2000. 4. Общая психология: Учеб. пособ. / О. В.Скрипченко, Л.В.Долинська, З.В. Огороднийчук и др. — К.: А.Г.Н., 2002. 5. Леонтьев А.Н. Эволюция психики. — М, 1999. 6. Лурия А.Р. Ощущение и восприятие. — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. 7. Максименко В.Д. Развитие психики в онтогенезе: В 2-т. — К.: Форум, 2002. 8. Мясоед П.А. Общая психология: Учеб. пособ. — 3-тэ вид., випра. — К.: Вища шк., 2004. 9. Основы психологии / Под общ. ред. А.В. Киричука, В.А. Роменця. — К.: Лыбидь, 1996. 10. Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В.Н. Дружинина. — М.: ПЕР СЭ, 2003. 11. Психология / Под ред. Г.С. Костюка. — К.: Сов. школа, 1968. 12. Психология: Учебник / Под ред. Ю.Л. Трофимова. — 3-тэ вид. — К.: Лыбидь, 2001. Назад |
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройти курс написания эссе
Как показано вThe Economist
Readers Digest
Times Высшее образование
Журнал eLearn
Просмотр сайта
Навыки академического письма
Поиск
Советы по обучению в колледже
Поиск
Тематические учебные пособия
Поиск
Поиск для учебных пособий
Лучшие руководства по академическому письму и обучению
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по получению тех научных источников, которые вам нужны для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%. Вот как.
Как написать выводы с помощью моего метода заключения 5 Cs
Стильно завершите свое эссе с помощью этого простого и эффективного метода написания выводов.
Оставайтесь на связи
Информация для студентов и преподавателей
«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»
Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор
«ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ, ЛЮБОВЬ Крис. Один из лучших учителей, которые у меня когда-либо были. Мне нравится его легкий и понятный стиль преподавания».
Джессика Т.
Студент социальных наук
«Я был так впечатлен поддержкой и присутствием Криса. Крис такой вовлеченный, поддерживающий и энергичный. Без его замечательного руководства и энтузиазма я бы не учился так хорошо, как в университете».
Салли Р.
Бакалавр педагогических наук Студент
«Крис поддерживает и очень эффективно учит. У него отличный способ объяснить суть и разбить все на мелкие кусочки. Он изо всех сил старается помочь своим ученикам стать лучше».
Кристин С.
Молодежная студентка
«Крис выходит за рамки любого другого учителя, которого я когда-либо имел, очень доступный и в курсе всех мельчайших деталей. Большое спасибо Крису».
Джеймс Л.
Бакалавр гуманитарных наук Студент
Пройти курс написания эссе
Как показано вThe Economist
Readers Digest
Times Высшее образование
Журнал eLearn
Просмотр сайта
Академическое письмо Навыки
Поиск
Советы по учебе в колледже
Поиск
Тематические учебные пособия
Поиск
Поиск учебных пособий
Лучшие учебные пособия по академическому письму и обучению
Как написать введение, которое поразит вашего учителя
Практические советы о том, как написать введение для вашего следующего эссе.
Как избежать прокрастинации во время учебы
Вот 11 научно обоснованных советов о том, как не отвлекаться от учебы.
Как начать эссе (если не знаешь, что написать)
Иногда первое предложение самое сложное. Вот ваше решение.
Как найти научные источники в Интернете (бесплатно)
Простое руководство по поиску научных источников, необходимых для вашей следующей статьи.
Моя идеальная формула структуры абзаца
Это один из моих самых больших и лучших приемов для написания потрясающих глубоких эссе.
Должны ли вы получить Grammarly? Вот мое мнение.
Я смотрю на аргументы с обеих сторон этой темы.
Как перефразировать как профессионал, чтобы получить высшие оценки
Перефразировать сложно, но с помощью этой простой формулы я превратил это в искусство.
Как отредактировать эссе, чтобы получить на 13% более высокие оценки
Исследования показывают, что правильное редактирование повысит вашу оценку на 13%.