Перечень всех учебных материаловГосударство и правоДемография История Международные отношения Педагогика Политические науки Психология Религиоведение Социология |
2.2. Виды и особенности восприятия Восприятие (англ. perception) — отражение в сознании человека предметов или явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств. В основе восприятия лежат ощущения, но по сравнению с ними восприятие является высшей формой аналитико-синтетической деятельности мозга. В ходе восприятия происходит упорядочение и объединение отдельных ощущений в целостные образы вещей и событий. Немаловажными для понимания сути процесса восприятия являются понятия «фигуры» и «фона». Чтобы некоторый объект (фигура) был воспринят, он в первую очередь должен быть посредством анализа выделен из своего окружения (фона). Виды восприятия. Существует две наиболее распространённых классификации видов восприятия. Одна из них основана на различии в анализаторах, участвующих в восприятии. В соответствии с тем, какой анализатор играет в восприятии ведущую роль, выделяют зрительное, слуховое, осязательное, вкусовое, кинестетическое, обонятельное восприятие. При этом различные виды восприятия «в чистом виде» встречаются редко, обычно они комбинируются, в результате чего возникают сложные виды восприятия. Другая классификация учитывает сразу несколько критериев (рис. 13) . Восприятие пространства включает в себя восприятие формы, величины и взаимного расположения объектов, их рельефа, удалённости и направления, в котором они находятся. Восприятие времени представляет собой отражение объективной длительности, скорости и последовательности явлений действительности. Восприятие движения — это отражение изменения положения, которое объекты занимают в пространстве. В основе трёх перечисленных видов восприятия лежит сложная деятельность комплекса анализаторов. Рис. 13. Виды восприятия В основе преднамеренного восприятия лежит какая-либо цель, для достижения которой человек прилагает волевое усилие; соответственно непреднамеренное восприятие с усилием не связано. Восприятие может быть организовано в соответствии с некоторым планом — самим человеком либо другими людьми.
|
||||
© www. txtb.ru |
Восприятие — Страница 3 из 9
Существуют три основные классификации процессов восприятия: по форме существования материи, по ведущей модальности и по степени волевого контроля.
Рис. 6.2. Виды восприятия по форме существования материи
Восприятие пространства включает в себя отражение расстояния до объектов или между ними, их взаимного расположения, объема, удаленности и направления, в котором они находятся. Основные особенности восприятия пространства человеком отображены в табл. 6.1.
Согласно первой классификации существует три вида восприятия (рис. 6.2).
Таблица 6.1.
Разновидность восприятия пространства | За счет каких механизмов осуществляется |
Восприятие расстояния до предметов | В основном осуществляется посредством бинокулярного зрения (с помощью двух глаз) и сопутствующей ему конвергенции — сведения зрительных осей глаз на фиксируемом предмете. По степени напряжения соответствующих мышц глаза и изменению изображения на сетчатке мозг оценивает расстояние до предметов. При одинаковом удалении предметов большее изображение на сетчатке глаза получается от большего предмета, меньшее — от меньшего предмета. Другой механизм, помогающий человеку правильно оценивать расстояние до удаленных предметов, — линейная перспектива (по мере удаления предметов от наблюдателя их изображение на сетчатке глаз уменьшается). Примером линейной перспективы может служить кажущееся схождение вдали параллельных рельсов железной дороги. Еще один механизм — воздушная перспектива. Он заключается в том, что свет и цвет, отражаемые предметами, искажаются под влиянием слоев воздуха. Поэтому сильно удаленные предметы кажутся нами более светлыми и размытыми, чем расположенные ближе |
Восприятие формы, объемности и величины предметов | Сложный синтетический процесс, который осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализаторов. Чаще всего осуществляется с помощью зрительного анализатора, но к этому процессу может подключаться и тактильный анализатор, который помогает человеку преодолеть некоторые зрительные иллюзии |
Восприятие объемности пространства | В темноте этот вид восприятия может использовать также слух: так человек может примерно определить размеры помещения по эху, а глубину колодца — по звуку брошенного в него камня |
В человеческой практике встречаются и ошибки восприятия пространства — иллюзии. Более подробно зрительные иллюзии разбираются в разделе 6.4 данной книги. Примером зрительной иллюзии является переоценка вертикальных линий (из двух линий одинакового размера вертикальная зрительно всегда воспринимается как большая по сравнению с горизонтальной — рис. 6.3).
Рис. 6.3. Вертикально-горизонтальная иллюзия Вундта
Восприятие движения — это отражение во времени изменений положения объектов или самого наблюдателя в пространстве (табл. 6.2).
Таблица 6.2.
Характеристика восприятия движения | Критерии оценки |
Форма движения | Прямолинейное, криволинейное, круговое, дугообразное, зигзагообразное и т. д. |
Характер движения | Сгибание, разгибание, отталкивание, подтягивание, скручивание и т. д. |
Направление движения | Направо, налево, вверх, вниз, вперед, назад и т. д. |
Скорость движения | Быстрая или медленная и т. д. |
Ускорение движения | Равномерное, ускоряющееся, замедляющееся, плавное, прерывистое и т. д. |
Амплитуда движения | Полная, неполная, широкая. ограниченная и т. д. |
Продолжительность движения | Краткое, длительное и т. д. |
При этом мозг фиксирует ряд параметров движения: направление движения, его скорость, ускорение, форму и амплитуду.
В этом виде восприятия участвует суставно-мышечный и вестибулярный анализатор человека. С помощью последнего человек определяет величину ускорения и интенсивность вращения или поворотов. Для этого в височной кости имеется система трех полукружных каналов, расположенных в трех взаимно перпендикулярных плоскостях, и двух мешочков (круглый и овальный), которые реагируют на любое движение головы.Восприятие времени — наименее изученная область психологии. Пока только известно, что оценка длительности временного отрезка зависит от того, какими событиями (с точки зрения конкретного человека) он был заполнен. Если время было заполнено множеством интересных событий, то субъективно оно проходит быстро, а если значимых событий было мало, то время тянется «медленно». При воспоминании имеет место обратный феномен — период времени, заполненный интересными делами, кажется нам более продолжительным, чем «пустой». Материальной основой восприятия времени человеком являются так называемые «клеточные часы» — фиксированная длительность некоторых биологических процессов на уровни отдельных клеток, по которым организм и сверяет длительность больших промежутков времени.
Вторая классификация восприятия (по ведущей модальности) включает в себя зрительное, слуховое, вкусовое, обонятельное, тактильное восприятие, а также восприятие своего тела в пространстве (рис. 6.4).
В соответствии с этой классификацией в нейролингвистическом программировании (одном из направлений современной психологии) всех людей принято делить на визуалов, аудиалов и кинестетиков. У визуалов преобладает зрительный тип восприятия, у аудиалов — слуховой, а у кинестетиков — тактильный, вкусовой и температурный.
По степени волевого контроля восприятия делятся на преднамеренные и непреднамеренные (рис. 6.5).
Рис. 6.4. Виды восприятия по ведущей модальности
Рис. 6.5. Виды восприятия по степени волевого контроля
Страницы статьи: 1 2 3 4 5 6 7 8 9
типов нарушений зрительного восприятия — шотландская сеть по изучению черепно-мозговых травм
Существует широкий спектр отдельных компонентов, необходимых для точного зрительного восприятия. Некоторые из этих компонентов включают:
- Восприятие цвета: способность точно различать цвета. Человек может перестать различать цвета. Некоторые люди могут видеть в оттенках серого. Зрение может казаться не таким четким, как до черепно-мозговой травмы. Это может повлиять на способность подбирать подходящую одежду, быстро находить нужные банки с едой в шкафу, обнаруживать визуальные признаки того, что еда испортится, правильно раскладывать сдачу для оплаты проезда в автобусе, определять, что плита горячая, читать карты и т. д.
- Постоянство формы: способность распознавать формы и объекты, когда они представлены под разными углами, с разных расстояний или имеют разные размеры. Проблемы могут включать в себя трудности с узнаванием и выделением обычных вещей/людей (например, чашка, хранящаяся вверх дном, предмет одежды, скомканный на земле, и трудности с идентификацией людей под разными углами).
- Восприятие фигуры на фоне: способность фокусироваться и идентифицировать конкретный предмет как отдельный от фона. Он включает в себя возможность отфильтровывать ненужные окружающие элементы. Трудности возникают, когда люди не могут идентифицировать объекты по поверхностям, на которых они находятся, или по другим объектам, которые их перекрывают. Проблемы могут включать в себя выбор ножа из загроможденного ящика для столовых приборов, поиск кувшина на подносе с чашками, выбор рубашки, лежащей на кровати.
- Восприятие глубины: способность видеть или судить, насколько далеко что-то находится или сколько пространства между объектами. Проблемы с восприятием глубины могут повлиять на различные повседневные действия, например. ходьба вверх и вниз по лестнице, выбор предметов с полки, парковка автомобиля. Восприятие глубины важно для конструктивных способностей (например, письма, рисования, строительства) и топографических способностей (т. е. ориентироваться).
- Восприятие движения: интерпретация движения в момент его возникновения. Точное восприятие движения может помочь человеку изолировать объекты от фона и может добавить дополнительную информацию, помогающую оценить расстояние. Проблемы с восприятием движения могут вызвать трудности с оценкой скорости и расстояния других людей, идущих в их окружении. Это может привести к тому, что человек будет испытывать беспокойство и трудности в связи с различными повседневными делами, например. они могут неохотно ходить в людных местах, могут с трудом оценивать скорость движения и безопасно переходить дорогу, могут испытывать трудности при занятиях спортом, могут быть не в состоянии безопасно налить жидкость в чашку.
- Пространственное восприятие: способность судить о размере, форме, движении и ориентации объектов в пространстве. Он включает в себя многие из вышеперечисленных компонентов зрительного восприятия и способность интегрировать визуальную информацию.
Для точного восприятия отдельные компоненты, описанные выше, необходимо интегрировать в единую «картинку», например:
- Синий цвет + небольшое удлинение + прямоугольная форма + круглые + черные элементы по углам + увеличение размера будет распознано как приближающийся автомобиль.
- Большой + квадратный + мягкая текстура + цвет + на приподнятом, большом, плоском предмете мебели будет распознан как одеяло.
- Зеленый + овальный + маленький размер + гладкий + на вид раздавливаемый будет признан виноградом
Зрительные агнозии — это расстройства зрительного восприятия, в результате которых человек теряет способность идентифицировать то, что он видит, даже если он может описать некоторые из преобладающих признаков. Зрительные агнозии могут включать в себя трудности с идентификацией объектов, лиц, ориентиров, цветов, жестов, движений, слов, рисунков и могут влиять на пространственное восприятие.
Агнозии могут быть очень специфическими, т.е. теряет способность идентифицировать лица, но сохраняет способность идентифицировать объекты. Агнозия может возникать даже при отсутствии специфических типов перцептивных проблем, описанных выше, т.е. человек может иметь хорошее восприятие цвета, глубины, формы и размера, но быть не в состоянии интегрировать эту информацию, чтобы идентифицировать знакомые лица.
Типы и примеры – Viquepedia
➤Специальности
Нарушения восприятия или аберрации являются общими признаками психических и неврологических заболеваний. Здоровые люди также испытывают случайные нарушения восприятия, но наличие частых или интенсивных аберраций указывает на серьезное системное заболевание.
Нарушения восприятия возникают во всех сенсорных модальностях. Они включают неверные интерпретации и искажения стимулов окружающей среды, а также галлюцинации, вызванные самим собой.
Пациенты различаются по своей способности объяснять свои субъективные перцептивные переживания. Мозг постоянно получает большие объемы перцептивной информации через пять особых органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус и обоняние; проприорецепторы мышц, суставов и внутренних органов; и вестибулярный аппарат.
Бредовые идеи: что это такое и почему они у нас возникают? #shorts #delusion #delusionalБольшая часть этой информации обрабатывается бессознательно, и только небольшая часть достигает сознательного осознания в любой момент времени. внешний объект внутренне представлен сенсорным восприятием , которое в сочетании с памятью и опытом создает осмысленное внутреннее восприятие в сознательном уме.
В здоровом состоянии мы можем четко различать восприятия, которые представляют реальные объекты, и те, которые являются результатом внутренних образов или фантазий, которые могут быть живо переживаемы в уме, но распознаются как нереальные.
Аномальные перцептивные переживания можно разделить на две подгруппы:
- Измененные восприятия, включая сенсорные искажения и иллюзии Открывается в новом окне , при которых происходит искаженное внутреннее восприятие реального внешнего объекта.
- Ложные восприятия, включая галлюцинации Открывается в новом окне и псевдогаллюцинации, при которых происходит внутреннее восприятие без внешнего объекта.
Сенсорное искажение
Сенсорное искажение – это изменение воспринимаемой интенсивности или качества реального внешнего раздражителя. Они связаны с органическими состояниями, а также с приемом или отменой наркотиков.
Гиперакузия (восприятие звуков как ненормальное) и микропсай (восприятие объектов как меньших и удаленных, как если бы вы смотрели не в тот конец телескопа) являются примерами сенсорных искажений.
Иллюзии
Иллюзия определяется как «неверная интерпретация сенсорного стимула».
Иллюзии Открывается в новом окне возникают в условиях невнимательности, низких сенсорных раздражителей и более низкого уровня сознания или тревожного состояния. Иллюзии не имеют диагностического значения и отличаются от галлюцинаций наличием раздражителя.
Галлюцинации
Галлюцинация определяется как «ложное восприятие, которое не является сенсорным искажением или неправильным толкованием, но которое происходит одновременно с реальным восприятием».
Человек верит и реагирует на галлюцинации как на реальное восприятие. Галлюцинации описываются в соответствии с задействованной сенсорной модальностью.
- Слуховые галлюцинации
Это наиболее распространенный тип галлюцинаций у психически больных.
- Пациент может слышать четкие голоса, разговаривающие с пациентом ( галлюцинации второго лица ),
- разговаривают между собой о пациенте ( галлюцинация от третьего лица ),
- комментирование действий пациента ( ход комментариев типа галлюцинаций ),
- или инструктаж пациента ( управление галлюцинацией ).
- Зрительные галлюцинации
Они встречаются реже, чем слуховые галлюцинации. Больной может видеть людей, предметы или животных, а иногда и целую сцену, как в кино ( живописная галлюцинация ).
Их присутствие при отсутствии слуховых галлюцинаций должно вызвать подозрение на какое-то органическое заболевание головного мозга.
- Обонятельные и вкусовые галлюцинации
Обонятельные и вкусовые галлюцинации связаны с обонянием и вкусом соответственно.
Их изолированное присутствие должно вызвать подозрение на височную эпилепсию или другое органическое заболевание головного мозга. Они могут присутствовать при шизофрении.
- Тактильные галлюцинации
Это могут быть поверхностные ощущения над или под кожей ( тактильные или тактильные галлюцинации ) или ощущение давления, разрывания или скручивания в глубоких внутренних органах ( висцеральная галлюцинация ).
Особые виды галлюцинаций приведены в Блоке X-1.
Коробка X-1 | Особые виды галлюцинаций |
---|
Рефлекторная галлюцинация: стимуляция одной сенсорной модальности вызывает галлюцинацию другой сенсорной модальности |
Аутоскопическая галлюцинация: Видение собственного тела во внешнем пространстве когда пациент видит карликовые фигуры |
Помимо вышеперечисленных типов перцептивных аномалий, деперсонализация и дереализация также считаются принадлежащими к группе.