Восприятия в психологии: основные свойства с примерами, определение кратко

Содержание

основные свойства с примерами, определение кратко

Обновлено 24 июля : 290460 Автор: Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сегодня хочу поговорить про очень интересную штуку — восприятие человеком окружающего мира и других людей.

Взглянем на этот процесс с точки зрения психологии, чтобы понять его суть. Узнаем, какими свойствами оно обладает, на какие виды подразделяется, какие ошибки иногда возникают и как человек воспринимает другого человека. Надеюсь, что будет интересно.

Что такое восприятие

В рамках разных наук формулировки данного термина отличаются. Так, например, в философии под восприятием понимают психическое действие, в результате которого в сознании человека образуются четкие образы предметов окружающего мира. В то же время восприятие по определению – это результат получения человеком информации об окружающей действительности, то есть это законченный образ предмета или явления.

Важно! Синонимами восприятия являются такие понятия, как «чувственное познание», «перцепция».

Содержание

  • Физиологический механизм восприятия
  • Свойства восприятия
  • Принципы восприятия
  • Факторы восприятия
  • Эффекты восприятия
  • Классификация видов восприятия
  • Нарушения восприятия Иллюзии восприятия
  • Галлюцинации Эйдетизм как вид галлюцинаций

Если сравнить определения двух психических процессов, т.е. восприятия и ощущения, то можно заметить некоторые особенности. Так, например, восприятие является более сложным процессом. Если ощущения отражают отдельные свойства объектов, то восприятие — это целостное отражение. Таким образом, результатом восприятия является целостный перцептивный образ объекта, а не отдельное его свойство.

Признаки восприятия

Восприятие – это в психологии когнитивный процесс, результатом которого является формирование субъективной картины мира через непосредственное воздействие предмета или явления на органы чувств человека.

Направленность личности — что это такое в психологии, ее виды

Законченный образ предмета в сознании человека формируется в результате совокупной работы различных анализаторов. Так, посредством зрения можно сделать вывод о цвете предмета, через тактильное ощупывание получить информацию о его текстуре. Если взять предмет в руки, можно почувствовать его вес, с помощью обоняния есть возможность ощутить его запах, посредством рецепторов на языке определить вкус. Получается, что в процессе знакомства с предметом воедино сливаются когниция и перцепция.

Важно! Восприятие всегда субъективно. Индивидуальные особенности работы анализаторов, жизненный опыт человека объясняют тот факт, что законченный образ предмета, воспринимаемого разными людьми, может отличаться. Процесс перцепции неразрывно связан с мышлением, вниманием, памятью, речью, эмоционально-волевой сферой.

Целостность

Полное представление об объекте формируется на базе суммирования получаемых в виде всевозможных ощущений сведений о некоторых свойствах и характеристиках такого объекта.

Собирательные ощущения имеют столь прочную взаимосвязь, что цельный сложный образ явления возникает даже при непрямом воздействии на человека лишь единичных свойств либо отдельных элементов объекта. Такой образ появляется относительно рефлекторно из-за связи между разнообразными ощущениями.

Целостность перцепции заключается в мысленном доведении полученных сведений до полного представления определённого явления даже при частичном отражении некоторых свойств познаваемого явления.

Для получения целостного восприятия ключевым фактором является опыт предшествующих наблюдений. Так, например, взирая на мужчину, стоящего боком, то есть, видя лишь его половину, человек в собственном восприятии получает целостную картинку: мужчину, имеющего две верхние конечности, две нижние, два уха. Поэтому когда этот мужчина повернется лицом, наблюдатель увидит то, что ранее ожидал.

Отсюда перцепция конкретного индивида обусловлена его субъективной картиной мироздания и образом отдельных объектов текущего бытия. Если папа малыша имеет высокий рост и надевает очки, то в детском прототипе мира отражается взаимосвязь, заключающаяся в обусловленности ношения очков высоким ростом. Встречая в дальнейшем незнакомых дядей в очках, малыш будет думать, что их рост несколько выше, нежели в действительности.

Уровни восприятия

Механическая память — что это такое в психологии и чем характеризуется

Процесс формирования целостного образа предмета проходит 4 уровня:

  1. Один из анализаторов замечает предмет. Человек может его увидеть, почувствовать запах или услышать какой-то характерный звук.
  2. Соотнесение сигнала от анализатора с тем или иным предметом. Этот процесс происходит с обращением к имеющимся в памяти представлениям о предметах окружающей действительности и соотнесением обнаруженного признака предмета с тем или иным эталоном.
  3. Идентификация и опознание. В результате мыслительной деятельности человек приходит к выводу о том, что это за предмет, как он называется, для чего нужен. Результатом процесса является формирование законченного образа предмета.


Формирование образа предмета

Виды восприятия у людей

В процессе приятия окружающей действительности всегда участвуют все анализаторы, однако ведущим каналом получения информации является только 1 из них. Так, при чтении ведущим каналом является зрение, при прослушивании музыки – слух и т.д. Перцепцию принято классифицировать по различным основаниям.

По модальности

Кризис подросткового возраста в психологии — что это такое, причины

По модальности выделяют следующие виды восприятия:

  • Зрительное – формирование законченного образа предмета в сознании;
  • Слуховое – способность воспринимать звуки;
  • Осязательное – получение информации о той или иной вещи через прикосновение к ней;
  • Обонятельное – способность различать запахи;
  • Вкусовое – выражает формирование представлений о пище на основе работы вкусовых рецепторов.

В зависимости от ведущего анализатора

В зависимости от того, какой анализатор является ведущим, перцепция подразделяется на простую и сложную. К простым видам относятся кинетическая (в основе лежат ощущения и движение), аудиальная (базируется на слухе) и визуальная (на зрении).

Основные сложные виды и свойства восприятия основаны на сочетании сигналов от разных органов чувств. Если человек одинаково часто опирается на 2 и более анализаторных системы, то это приводит к выработке у него двигательно-зрительно-слухового или двигательно-зрительного восприятия.

Дополнительная информация. Кроме того, существуют специальные виды перцепции, которые появляются в конкретной ситуации при определенных действиях человека. Например, когда человек определяет расстояние до пункта назначения, работает один вид восприятия. Когда мужчина думает о том, как девушка к нему относится, анализируя ее поведенческие реакции, включается другой вид этого психического процесса.


Как она ко мне относится?

По способу актуализации

В психологии выделяются такие виды восприятия, как произвольное и непроизвольное. Если этот процесс произвольный, то у него есть определенная цель, и человек совершает конкретные действия для ее достижения. Произвольное восприятие имеет место, когда человек читает научный текст, желая изучить что-то новое.

Непроизвольное восприятие обусловлено яркими характеристиками объекта. Оно проявляется, к примеру, когда в аудиторию заходит опоздавший студент – все присутствующие поворачивают головы на звук открывающейся двери.

Константность

Данное свойство предполагает относительную устойчивость образа явления при изменении конъюнктуры восприятия. Например, вне зависимости от расстояния до автомобиля он будет казаться человеку большим. Максимально константность проявляется при зрительном познании формы, масштаба, цвета явлений.

Константность, обнаруживающаяся в способности системы восприятия компенсировать изменения конъюнктуры восприятия, обеспечивает познание вещей, окружающих индивида, как условно неизменных.

Люди неоднократно воспринимают определённые явления, причём такие явления воспринимаются при абсолютно различных условиях. Без константности перцепции индивиды ориентироваться в окружающем мироздании были бы не в состоянии.

Основные свойства восприятия с примерами

Рассматриваемый психический процесс обладает такими свойствами, как:

  • Целостность – характеристика конечного образа, которая возникает в результате совокупности ощущений. Конечный образ всегда целостный. Так, например, муха воспринимается лягушкой как объект охоты только тогда, когда муха двигается. Если муха неподвижна, лягушка не пытается ее поймать, так как не воспринимает ее в качестве насекомого.
  • Постоянство – однажды усвоенные характеристики того или иного предмета человек склонен на протяжении длительного времени соотносить именно с этим предметом, безошибочно формируя конечный образ. Незначительные изменения характеристик предмета не приводят к затруднениям с его классификацией. Так, например, молодой человек встречается с высокой девушкой, у которой голубые глаза и светлые волосы. Однажды его девушка перекрасилась в брюнетку. Но он все равно воспринимает ее как свою партнершу, она не стала для него незнакомкой.
  • Предметность – способность объединять предмет с родовой группой по ключевым характеристикам. Например, зеленое, круглое, сладкое – это яблоко. Зеленое, длинное, с лапами и хвостом – это крокодил. Процесс классификации предметов по родовым группам может занимать некоторое время. Иногда для верного соотнесения человеку требуется подойти и рассмотреть предмет поближе или взять его в руки.


Предметность восприятия
  • Структурность – отражается на сложности процесса перцепции, который нельзя свести просто к сумме ощущений от разных органов чувств. Замена одной из ключевых характеристик приводит к формированию совершенно нового образа. Так, например, большое, железное и способное плавать – это корабль. Однако большое, железное, способное передвигаться по железнодорожным путям – это поезд, а не корабль.
  • Избирательность – выделение 1 объекта среди фона. Объем восприятия ограничен. Ребенок не может одновременно играть множеством игрушек. Первым делом он возьмет самую яркую или самую большую игрушку. Так включается избирательность: малыш выбирает наиболее бросающийся в глаза предмет по цвету или размеру. Выбрав из множества понравившуюся игрушку, ребенок на некоторое время теряет интерес к остальным, в поле его восприятия находится только самая лучшая.
  • Апперцепция – зависимость образования образа от индивидуальных особенностей анализаторных систем человека и его жизненного опыта. Один и тот же предмет может быть воспринят разными людьми по-разному. Так, например, библия для верующих людей является одной из главных жизненных книг, где изложены правила жизни и устои общества, но для атеиста она представляется всего лишь книгой, которая ничем не отличается от любого другого художественного произведения.
  • Активность восприятия – способность человека осознавать окружающую действительность, накапливать опыт использования предметов. Например, изначально малыш не знает, какую функцию выполняет ложка. Он может стучать ею по стене, смотреться в нее как в зеркало, копать ею песок. Однажды мама показывает ему, что с помощью ложки можно есть. Усвоив это, малыш понимает, что ложка является столовым прибором, а не молотком, зеркалом или лопаткой.

Ошибки в восприятии

Как и в любом другом психическом процессе, в восприятии случаются ошибки, в результате которых у человека формируются ошибочные представления о предметах и явлениях. К типичным ошибкам восприятия относятся иллюзии и галлюцинации.


Иллюзия

Иллюзия – это искаженное восприятие предметов или явлений. Иллюзии бывают 2 видов:

  • Аффектогенные иллюзии, причиной которых выступают эмоции и чувства. Например, пугливый человек может явственно увидеть чудовище в тени куста, а человеку с низкой самооценкой кажется, что его недолюбливает начальство, к нему постоянно придираются.
  • Парейдолические иллюзии, которые характеризуются возникновением фантастических образов при взаимодействии с реальностью. Так, например, черные пятна на белой простыни могут быть приняты человеком за насекомых.

Галлюцинации – это тип образов, которых в действительности не существует. Галлюцинации являются одним из симптомов расстройства психики. Так, человек может слышать голоса, ему может мерещиться присутствие кого-то в комнате, хотя в данный момент времени рядом с ним никого нет, и он находится в тишине.

Дополнительная информация. У здорового человека могут возникнуть галлюцинации в результате употребления психотропных веществ. Также галлюцинации можно вызвать с помощью гипноза.

Обоняние и вкус

Вкусовое и обонятельное восприятия значительно ближе к ощущениям, то есть к элементарным сенсорным процессам, чем зрение и слух, которые эволюционно у человека претерпели большие изменения. Кроме этого, обоняние и вкус настолько тесно взаимосвязаны, что мы часто их путаем, точнее, наделяем вкус характеристиками запахов. Например, когда говорим о вкусовом разнообразии. Никакого разнообразия нет, человек способен ощущать всего пять вкусов:

  • сладкий,
  • соленый,
  • кислый,
  • горький,
  • пряный.

Под вкусовым разнообразием мы чаще всего имеем ввиду запахи. Вот их, действительно, огромное количество, ведь каждый предмет пахнет по-своему.

Обоняние всегда предметно, то есть мы воспринимаем запахи через их связь с предметами: лимон пахнет лимоном, малина – малиной, а нагретый солнцем асфальт именно им и пахнет. А совершенно незнакомый запах, который ни с чем у нас не ассоциируется, описать невозможно. Попробуйте человеку, который никогда не бывал на море, объяснить, как оно пахнет?

Восприятие человека человеком

В обществознании выявлена особенность восприятия людьми друг друга. При знакомстве нет возможности получить достаточное количество информации для того, чтобы сформировался целостный законченный образ. Только в процессе длительного общения люди узнают друг друга настолько, что в сознании складывается психологический портрет товарища.

В момент первой встречи люди стараются произвести хорошее впечатление, если они заинтересованы в партнере по общению. Они словно встают на цыпочки, желая стать выше в нравственном плане. Свои недостатки и слабые стороны в самом начале отношений люди старательно маскируют. Первичный образ о собеседнике формируется у человека на основе анализа его осанки, позы, жестов, стиля общения.


Восприятие людьми друг друга

Кроме того, если собеседник сообщает свою профессию, человек мысленно приписывает ему стереотипные качества типичного представителя той или иной сферы профессиональной деятельности. Так, людям свойственно считать, что учителя ведут правильный образ жизни, а музыканты ранимы, впечатлительны, романтичны.

Социальный статус человека также оказывает существенное влияние на то, какое мнение складывается о нем у окружающих.

Интересный факт. Если человек обладает красивой внешностью, то партнеры по общению склонны наделять его положительными личностными качествами, которыми он в действительности не обладает. Если внешне собеседник напоминает человеку кого-то из родственников, симпатия к нему возникает с первых минут общения.

Иллюзия реальности

Иллюзия восприятия возникает, когда реальность отражается искажённо, при этом эффект носит устойчивый характер. Иллюзии могут возникать у многих людей под влиянием физических, физиологических и психологических причин.

Излом ложки в стакане чая относят к физической иллюзии, а раздвоение изображения при надавливании вбок глазного яблока — к физиологической. Психологическая иллюзия возникает, когда происходит переоценка одинаковых линий в большую или меньшую сторону при объективном равенстве их длины.

В другом примере рассматривают переоценивание верхних частей фигуры. При разделении вертикальной линии пополам человек часто допускает ошибку, устанавливая середину значительно выше реальной.

Развитие восприятия у детей

Основы восприятия как психического процесса закладываются в младенческом возрасте. Однако в раннем возрасте восприятие малыша еще очень несовершенно. В первые годы жизни у ребенка формируются зрительно-осязательные и зрительно-двигательные связи, которые возникают в процессе манипулятивной деятельности с предметами. Позже манипуляция сворачивается к «ощупыванию» нового предмета взглядом – это говорит о новой ступени в развитии перцепции.

В дошкольном и младшем школьном возрасте восприятие обусловлено впечатлительностью и эмоциональностью детей: непроизвольное восприятие у них преобладает над произвольным.

Наиболее трудны для освоения детьми пространственные свойства предметов, которые связаны со зрительными, кинестезическими и осязательными ощущениями. В период дошкольного детства дети успешно осваивают такие понятия, как форма, размер и величина предметов, учатся определять расстояние и пространственное расположение предметов относительно друг друга.

Серьезные трудности для детей младшего дошкольного возраста представляет восприятие времени. Они не всегда правильно употребляют слова «завтра», «вчера», «позже», «раньше».


Восприятие времени детьми

По мере освоения окружающего мира, а также систематического школьного обучения условно-рефлекторные связи ребенка совершенствуются, что является толчком к развитию восприятия.

Ключевая роль в развитии детского восприятия принадлежит взрослому. Так, родители и педагоги учат детей действиям с предметами, направляют процесс развития ребенка, обращают его внимание на существенные характеристики предметов и явлений действительности. Много значить будут развернутые и полные ответы взрослого на вопросы ребенка о тех или иных предметах и явлениях.

Внимание! Для развития восприятия ребенка нужно организовать его игру и практическую деятельность с предметами. В процессе игры дети учатся различать основные свойства предметов: цвет, вес, форму, величину. Для того чтобы ребенок мог изучить предмет, понять его предназначение, ему нужно ощупать его, попробовать совершать различные действия с ним. В ходе игры и практических действий создаются оптимальные условия для взаимодействия анализаторов, что приводит к формированию целостного представления о мире.

Огромным потенциалом для развития перцептивных навыков обладают художественные виды деятельности детей. В рисовании по образцу и в процессе лепки дети учатся чувствовать пропорции, передавать форму и размер предмета, различать оттенки палитры. Так, к старшему дошкольному возрасту восприятие ребенка становится управляемым и произвольным.

В период школьного обучения восприятие совершенствуется за счет многообразия учебных дисциплин и различных видов деятельности детей под руководством учителя. Для формирования перцептивных навыков учитель должен использовать наглядные пособия: во-первых, это стимулирует работу сразу нескольких анализаторов, во-вторых, способствует лучшему запоминанию информации. Большое значение имеет самостоятельная поисковая работа учащихся.

Таким образом, восприятие играет важную роль в жизни человека. Сформированные на высоком уровне перцептивные навыки обеспечивают успешность обучения, гармоничное развитие личности, способность к научному творчеству. Взрослым важно помнить, что сама собой эта способность не сформируется, необходимо с раннего возраста создавать условия для игры ребенка с разными предметами. Важно в раннем детстве дать возможность формироваться сенсорным эталонам и познавательному интересу. При соблюдении этих условий в период школьного обучения ребенок будет проявлять активность и самостоятельность в познании окружающего мира.


Краткое восприятие реальности

Апперцепция

Приобретённый опыт перцепции занимает ключевую позицию в ходе восприятия. Специфики восприятия обуславливаются всем предыдущим практическим и житейским опытом индивида. Апперцепцией именуют обусловленность восприятия прошлым опытом и личностными особенностями воспринимающего.

Человек для классификации в ходе восприятия предметов, которые он познает, выдвигает и проверяет различные умозаключения о принадлежности предмета тому либо иному классу объектов.

Именно таким манером при восприятии задействуется прошлый опыт, знания, поэтому разными индивидами одно явление может восприниматься неодинаково. Содержание перцепции обуславливается поставленной задачей, основаниями деятельности, потребностями. Значимая роль в апперцепции отводится установкам и эмоциональному реагированию, которые с лёгкостью могут модифицировать содержание восприятия.

Восприятие в психологии это? Признаки восприятия.

Восприятие в психологии это, определение? Признаки восприятия. Сенсорное качество. Фигура и фон. Константность. Система отсчета. Предметный характер. Избирательность.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога! Сегодня мы с Вами рассмотрим важный когнитивный процесс – восприятие человека.

 

Познакомится с психическим процессом – ощущения человека можно здесь:

Статья «Ощущение это в психологии, определение, кратко. Типы ощущений»


Блок 1. Восприятие. Определение.

Восприятие – это субъективный процесс ограниченного формирования образов внешнего/внутреннего мира, преобразующий образы, порождаемые сенсорными стимулами.  

Разница между ощущением и восприятием в том, что восприятие во всех случаях связано с предметом, а ощущение – в подавляющем большинстве случаев нет. Когда субъект сообщает о восприятии – это означает, что речь идет о конкретном объекте, явлении. Человек не воспринимает что-либо вообще и в частности, в действительности он видит, слышит, ощущает реальные предметы.

На содержание образа восприятия в значительной степени оказывают влияние такие факторы, как среда и культура, в которых проживает человек. Выготский Л.С. Скачать книгу Выготский Л. С. «Собрание сочинений. Том 1.» сумел в своих трудах раскрыть значение данной ключевой идеи, которая неоднократно подтверждалась впоследствии накопленным эмпирическим материалом.

Образы восприятия предметов, событий объединены в генеральный образ мира, который иначе можно назвать образной моделью мира.

Прочитать статью «Мозг и психика кратко. Коннектом что это? Когнитом Анохина».

Так расположение предметов в пространстве и времени, как они отображены в сознании через восприятие, например, схема города Дели (Индия), музыкальные произведения Кристофа Глюка, изображения Иеронима Босха и вся совокупность других предметов, в итоге создают образную модель мира.


Флойд Оллпорт выделял шесть отличительных признаков восприятия.

Блок 2. Восприятие. Сенсорное качество.

Человек постоянно воспринимает различные образы окружающего мира. Так, вид ручки на столе — это образ, который можно охарактеризовать определённым образом, например, указать примерный размер, цвет, положение на столе. После того, как ручку взяли в руку и что-либо написали на листе бумаги, образ дополняется сенсорными ощущениями. Образ ручки становится дополненным тем, что ее поверхность гладкая, вес легкий и т.д. Можно лизнуть ручку, понюхать и каждый раз сенсорное качество образа данной ручки становится более емким, за счет разграничения субмодальностей. В основе восприятия находится переживание человеком сенсорного качества предмета.


Блок 3. Восприятие. Фигура и фон.

Все предметы в окружающем мире расположены относительно друг друга. Так, ручка на столе – это фигура на фоне. Ручка – фигура, стол – фон. Стол в комнате – это фигура на фоне. Комната в здании – это фигура на фоне. Здание на улице – это фигура на фоне. Это означает, что, воспринимая какой – либо предмет, человек всегда соотносит его с тем, что находится за пределами данного предмета. Выявляются границы предмета.

 Восприятие проявляет себя как целостный процесс.

Стол – это целостный объект, а не просто совокупность элементов, ручка – это целостный объект, а не десяток составных элементов. Субъект первоначально воспринимает весь предмет, если фокус внимания позволяет это сделать. И только затем человек начинает выделять элементы предмета.

Так в текстах на интеллект в одном из заданий расположен цифровой ряд из чисел и необходимо продолжить это ряд последним числом. Субъект воспринимает весь цифровой ряд чисел как фигуру, как целостное образование и затем выявляет замаскированные связи между отдельными числами – элементами в рамках все той же фигуры. При этом числа могут состоять из нескольких цифр, однако также воспринимаются как фигура, как целостное образование уже на фоне всего числового ряда. Если бы человек не умел бы воспринимать сразу всю целостность, фигуру целиком на фоне, а затем вычленять в фигуре новую фигуру и фон, то он никогда не смог бы справиться с данной интеллектуальной задачей.

Такие популярные изображения, как профиль старухи и молодой женщины, вазы и двух обращенных друг к другу лица, где происходит смена фигуры, в зависимости от того, что становится фоном, наглядно демонстрируют данный феномен восприятия.

СМОТРИТЕ ВИДЕО «Переговоры с начальником. Как договориться о повышении зарплаты?!»

ЗАКАЗАТЬ обучение

Блок 4. Восприятие. Константность.

Предположим человек смотрит на горизонт и видит, как по дороге навстречу ему движется автомобиль. Постепенно черты данного предмета становятся различимыми и становится понятно, что это грузовик, при этом его размеры на расстоянии выглядят уменьшенными. Человек воспринимает его тем не менее как большой предмет, значительно превосходящий размеры собственного тела. Ощущения, которые рождаются при виде автомобиля на расстоянии говорят о том, что предмет маленький, размером с насекомое, затем с мышь, с собаку и т.д.

Восприятие предмета константно и неизменно, вне зависимости от того, что образ, порождаемый ощущениями совершенно другой. Отсюда разница между образом восприятия и образом ощущения. Это также верно и при восприятии предметов с использованием других сенсорных модальностей. Восприятие позволяет стабилизировать мир таким, каким он являлся на основании предшествующего опыта, знаний человека.

Маленький ребенок или представитель племени, проживающий жизнь в джунглях, и за всю свою жизнь различающий предметы на расстоянии 3 – 5 метров, не справятся с задачей определения размера подъезжающего грузовика. Для ребенка и для человека из джунглей грузовик будет выглядеть реально маленьким, размером с насекомое, затем мышь и т.д.

Восприятие предмета — это активный когнитивный процесс преобразования образа собственных ощущений.

Мозг человека «не верит» тому, что видит, слышит, ощущает, а активно преобразует увиденное, услышанное, ощущаемое в стабильные образы условно объективной реальности, которой он был обучен ранее в процессе онтогенеза. Настолько человек автоматичен в достраивании собственной когнитивной модели мира, что во многих случаях даже не задумывается над тем, что увиденное им или услышанное в ощущениях сильно отличается от того, что он воспринял.

Константность восприятия — это эволюционно незаменимый механизм, помогающий жертве – живому существу отдавать себе отчет, что точка на небе через несколько секунд просто на всего съест его, поскольку это хищная птица и поэтому необходимо как можно скорей убежать и спрятаться.


Блок 5. Восприятие. Система отсчета.
Однажды, я пошел на баскетбольный матч посмотреть игру профессиональных команд! Надо заметить, что мой собственный рост составляет 188 см. И я привык воспринимать себя высоким, потому что большинство людей, с которым контактирую, оказываются ниже меня. После игры я оказался тем счастливцем, которому суждено было сфотографироваться в окружении потных и здоровенных спортсменов! И здесь я испытал совершенно дискомфортный момент, потому что оказался самым маленьким в этой толпе! Я был просто «пигмеем» в окружении десятка ребят, чей рост начинался от 200 см и выше. И это было сильным переживанием! Можно сказать, что я был шокирован, несмотря на то, что раньше абстрактно знал про высокий рост баскетболистов!

Субъект всегда соотносит предметы друг с другом и относительно полученных результатов делает выводы какой предмет выше, а какой ниже, звук громче или звук тише, еда острая или пресная и т.д. При этом человек безо всякого сравнения предметов способен четко обозначить предмет как тяжелый, например, потому что существует некий внутренний эталон веса, сравнение с которым и позволяет сделать вывод. Наверняка для субтильной девушки гантели в 10 кг покажутся тяжелыми, в то время, как для профессионального штангиста с собственной массой за 100 кг тот же вес воспринимается как «пылинка». Эталон – это субъективная величина с одной стороны, а с другой стороны она соотносится с культурным социальным представлением. И субтильная девушка может искренне считать, что 10 кг это совсем не тяжело, а дело только в ее слабых мышцах и наоборот, штангист может полагать, что 10 кг это достаточно тяжелый вес для спортсмена, если ему всего 6 лет.

Различают социальные эталоны, которые пронизывают всю предметную сферу коммуникаций индивидов и поскольку культурно – образовательный уровень людей различен, зачастую возникают курьезы, когда «белое» становится «черным».

Это предпосылки для несовпадения оценок ситуаций, в которых оказываются переговорщики, что существенно осложняет консолидацию решений и отдаляет достижение договоренностей.

Заказать тренинг «Продажи для продавцов — консультантов»

Блок 6. Восприятие. Предметный характер.

Субъект воспринимает окружающий мир как предметы, представленные вне человека, расположенные в пространстве и времени. Возникает переживание объективности окружающего мира, благодаря данному фундаментальному свойству восприятия. Мир воспринимается как данность, в которой каждый предмет выделен и обладает собственными свойствами.

Прочитать статью «Когнитивные ошибки мышления»

Когда человек смотрит на ручку, берет ее в руку, пишет на бумаге – возникает переживание реальности ручки, бумаги, написанных слов. При этом предметы реальности включают в себя различные сенсорные ощущения и восприятие этих ощущений. Ручка не только видится, а также тактильно воспринимается. Данное переживание объективности сопутствует человеку в состоянии бодрствования, если он не находится под действием психоактивных веществ, в состоянии глубокого транса, в состоянии сенсорной изоляции, либо психически болен.

Прочитать статью «Как изменить себя и свою жизнь, с чего начать?»

Восприятие предметов происходит по типу идентификации, категоризации. Человек сопоставляет воспринятые образы с теми образами, которые находятся в памяти, которые уже наделены значением, существует семантическое поле. Этот склад контейнеров памяти формируется у человека в процессе индивидуального развития, когда личный опыт и блоки культурного исторического опыта цивилизации объединяются.

Таким образом весь мир предметов каждый раз воспринимается в сопоставлении с внутренним миром знакомых образов, которые уже существуют в памяти человека. При столкновении с образом нового предмета, названия которому нет, субъект овеществляет его, наделяет значением, используя для этого существующий набор образов как ресурсов помощи. Так известный тест Роршаха – чернильные кляксы позволяет увидеть в них различным людям десятки и сотни самых разнообразных образов.


Блок 7. Восприятие. Избирательность.

Человек, который серьезно стремится сохранить собственное здоровье по всей видимости будет воспринимать мир через призму данной генеральной установки. Два человека, озабоченные сохранением здоровья, по-разному будут воспринимать рекламу спортивного питания. Для одного спортивное питание — это источник важных пищевых добавок, нормализующих функционирование органов и систем организма, а для другого представляет ценность только употребление естественных продуктов питания, поскольку в спортивном питании много искусственных ингредиентов. И в этом будут себя проявлять разность установочных ценностных комплексов, а заодно и с ними различная иерархия мотивов.

К тому же различные когнитивные особенности окажут свое воздействие на восприятие одного и того же рекламного объявления. Один не запомнит, а другой не только запомнит, а затем в интернете найдет научные статьи.  Гендерные различия в еще большей степени дифференцируют восприятие двух людей. Помимо этого, субъект может быть сильно уставшим или наоборот в ресурсном превосходном состоянии, что также существенно влияет на восприятие действительности. Эмоциональные переживания способны «выключить» из восприятия целые пласты окружающего мира.

Прочитать статью «Эмоции в психологии это? Эмоции людей список»

Прочитать статью «Эмоции что это такое? Классификация эмоций в психологии»

Так известная пословица «любовь слепа, полюбишь и козла» отражает избирательность восприятия, идеализацию объекта.

Классическим примером может послужить куб Неккера. В нем равновероятны две проекции и субъект способен переключать свое восприятие с одной на другую. Существуют и более сложные феномены избирательности восприятия, когда возникают иллюзии, независимо от желания человека, мозг выстраивает новую реальность, которой на практике вообще нет.

На сегодня это все! Спасибо за Ваше внимание!

Перейти на сайт «Психолог Якимов Владислав»

УМНЫЕ КНИГИ по современной поведенческой психологии, теории принятия решений, когнитивным иллюзиям, мотивации, лидерству, саморазвитию, ошибкам в мышлении Вы можете БЕСПЛАТНО скачать с моего сайта здесь: https://yakimovvlad.ru/knigi-psixologiya

Пожалуйста делитесь в социальных сетях этой статьей, помогите мне распространять БЕСПЛАТНЫЕ знания БЕСПЛАТНО, ведь кому-то это может помочь в жизни справиться со сложной ситуацией! Спасибо, Вам!

Друзья, поставьте свой лайк, поднимите пальчик вверх и добавьте позитива в эту жизнь! Конечно, пишите свои комментарии и Вас услышат тысячи других людей, это важно, сказать свое слово!

С Вами был Якимов Владислав! Пока!

Все статьи сайта !

Друзья! Подпишитесь на мою рассылку, чтобы прочитать новые статьи в блоге и присоединяйтесь к 2811 остальным подписчикам! Обещаю! Никакого спама!

Имя *

Адрес электронной почты *

Политика конфиденциальности * ознакомлен(а)

Что такое перцептивная психология? – Лучший магистр психологии

Перцептивная психология – это подраздел когнитивной психологии, который конкретно занимается предсознательными врожденными аспектами когнитивной системы человека: восприятием. Перцептивная психология особенно связана с психическими процессами, через которые человек проходит и использует каждый день.

SNHU

Избранная программа: онлайн-программы бакалавриата и магистратуры по психологии с возможностью сосредоточиться на зависимостях, прикладной психологии, развитии детей и подростков, судебной психологии, психическом здоровье, социальной психологии или психологии ввода-вывода.

Информация о запросе

Университет Гранд -Каньон

ИСТОЧКА ПРОГРАММА: Степени в области психологии и консультирования

Информация о запросе

Университет Purd : Online MS in Psychology

Request Info

Capella University

Избранная программа: Online программы включают степень бакалавра в области психологии, а также магистерские, докторские и психологические программы в более чем дюжине специальностей.

Запросить информацию

Liberty University

Избранная программа: Магистр гуманитарных наук в области пастырского консультирования

Запросить информацию

Когда мы используем перцептивную психологию?

Мы используем перцептивную психологию всякий раз, когда принимаем решение, решаем проблему или создаем память. По словам Визегика, терапевты часто используют перцептивную психологию во время своих сеансов, чтобы помочь пациенту решить свои проблемы.

Как понять психологию восприятия?

Чтобы понять психологию восприятия, вы должны понимать восприятие. Восприятие определяется как: способ рассмотрения, понимания или интерпретации чего-либо; ментальное впечатление. Мы понимаем объекты, ситуации и людей, используя все наши чувства. Когда мы что-то воспринимаем, это перцептивная психология.

Чем занимаются перцептивные психологи?

Перцептивные психологи работают в области когнитивной психологии. Эти психологи изучают человеческое восприятие, чтобы понять, как люди воспринимают окружающую среду. Каждое решение, которое мы принимаем, связано с нашим восприятием, и это восприятие влияет на то, как мы живем.

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Что важно знать о психологии восприятия?

Самая важная вещь, которую следует учитывать при изучении психологии восприятия, — это зрение. Есть ряд когнитивных процессов, связанных со зрением, а также распространенные ошибки, связанные со зрением. Например, когда мы смотрим фильм, наше зрение обманывается, и мы видим, как актеры взаимодействуют в «видео», хотя на самом деле оно быстро проецирует изображения снова и снова. Психологи восприятия изучают эти ошибки и используют их для интерпретации различных форм человеческого восприятия.

Как психология восприятия помогает нам понять самих себя?

Психология вообще относится к репрезентации. Когда мы принимаем решения и создаем воспоминания, это представляет собой перцептивную психологию. Наши умственные процессы в течение дня — это то, что создает нас как людей, из каждого наряда, который мы выбираем, и еды, которую мы едим, мы используем психологию восприятия. Эти когнитивные процессы формируют то, кем мы являемся как люди, и помогают нам понять, почему мы такие, какие мы есть. Согласно New York Times, мы принимаем решения на основе нашего восприятия, и каждый день на основе этих решений создаются события.

Почему психология восприятия является частью когнитивной психологии?

Перцептивная психология состоит из когнитивной психологии, потому что наше восприятие создается посредством наших когнитивных процессов. Мы создаем восприятие, используя наши пять органов чувств: слух, осязание, обоняние, вкус и зрение. Используя эти процессы, особенно зрение, мы принимаем решения и воспоминания, которые используют наше восприятие.

Связанный ресурс: 5 отличных блогов для студентов-психологов

НАЙТИ ШКОЛЫ

Рекламный контент

Чтобы лучше понять психологию восприятия, мы должны понять восприятие. Каждое из наших пяти чувств играет роль в том, как мы воспринимаем людей, объекты и ситуации. Мы используем эти когнитивные процессы для принятия решений, и эти решения формируют то, кем мы являемся как люди. Перцептивная психология помогает нам лучше понять, почему мы делаем этот выбор в своей жизни, поэтому терапевты часто используют перцептивную психологию со своими пациентами. Наиболее важным процессом, связанным с психологией восприятия, который следует отметить, является видение, потому что его можно неверно истолковать. Каждый выбор и воспоминание, которое мы создаем, осуществляется с помощью психологии восприятия. Однако перцептивная психология изучает повседневно используемые психические процессы, формирующие наше восприятие окружающего мира.

Воспринимать значит верить | Psychology Today

Источник: Юрий Лукин/Shutterstock

Единственным настоящим путешествием открытия… было бы не посещение чужих земель, а обладание другими глазами, созерцание вселенной глазами другого, сотни других , чтобы созерцать сотни вселенных, которые каждая из них созерцает, что каждая из них есть. — Марсель Пруст

Восприятие — это все, и оно ошибочно. Большинство из нас ведет свою повседневную жизнь, полагая, что мы видим мир таким, какой он есть. Наш мозг воспринимает объективную реальность, верно? Ну, не совсем. Все, что мы приносим через наши чувства, интерпретируется через фильтр нашего прошлого опыта.

Понимание ощущения и восприятия

Ощущение — это обнаружение физической энергии нашими органами чувств. Наши глаза, рот, язык, нос и кожа передают необработанные данные посредством процесса преобразования, похожего на преобразование физической энергии, такой как звуковые волны, в электрохимическую энергию, понимаемую мозгом. На данный момент информация одинакова от человека к человеку — она беспристрастна.

Чтобы понять человеческое восприятие, вы должны сначала понять, что вся информация сама по себе бессмысленна. — Бо Лото

Хотя заявление доктора Лотто смело, с точки зрения нейробиологии оно верно. Значение применяется ко всему, от самого простого до самого сложного сенсорного ввода. Интерпретация нашим мозгом необработанной сенсорной информации известна как восприятие. Все, что исходит от наших органов чувств, фильтруется через нашу уникальную систему прошлого опыта в мире. Обычно значение, которое мы применяем, является функциональным и адекватным, если не полностью точным, но иногда наше неточное восприятие создает реальные трудности.

Иллюзии восприятия

Существует множество оптических иллюзий, которые ясно показывают, насколько легко наше восприятие может привести нас к неверным выводам. Психолог Роджер Шепард (1990) продемонстрировал, что наше восприятие может быть неточным, с помощью своей знаменитой настольной демонстрации (см. видео ниже), которая ясно показывает, что наш мозг может обмануть нас, заставив нас воспринимать ошибочное представление о реальности даже в отношении самых простых вопросов визуального восприятия. .

Бесчисленные примеры иллюзий можно найти в учебниках по психологии или с помощью поиска в Интернете, но это захватывающее видео безошибочно иллюстрирует, как наш прошлый опыт в мире мешает нашему точному восприятию относительно простого сравнения длины линии.

Как наш мозг обманывается? Мы верим, что наша система восприятия создает точные представления об окружающем мире. Однако наши предположения относительно восприятия не подтверждаются доказательствами. Недостаточное понимание того, как мы воспринимаем мир, было первоначально названо наивным реализмом Ли Россом и его коллегами в XIX веке.90-е. Наивный реализм считается теоретической основой многих когнитивных искажений, таких как фундаментальная ошибка атрибуции, эффект ложного консенсуса и слепое пятно предубеждения.

Иллюзии восприятия бесконечно увлекательны и представляют собой микрокосм потенциально ошибочного человеческого восприятия. Когда мы сталкиваемся с этими иллюзиями, мы сначала верим, что видим точное представление реальности, но удивляемся, как легко наш мозг вводит нас в заблуждение.

Межгрупповой конфликт и наивный реализм

Что происходит, когда мы экстраполируем наши недостатки восприятия на крупномасштабное человеческое взаимодействие? Слишком часто люди застревают, полагая, что их взгляд на мир является объективной реальностью. Это, конечно, приводит к конфликту с другими людьми, которые не согласны, особенно с теми, кого мы считаем частью чужой группы. Наивный реализм приводит нас к выводу, что мы видим мир объективно — и другие тоже. Когда мы сталкиваемся с людьми, которые не согласны с нами по важным вопросам, мы склонны считать их неосведомленными, иррациональными или предвзятыми.

Почему это происходит? Трудно и неудобно противостоять нашему собственному пониманию мира, особенно если мы не осознаем своей склонности к ошибочным интерпретациям реальности. Большинство людей, вероятно, не задумывались о том, что их мнения о мире фильтруются через призму их уникального восприятия, которое в своей основе предвзято и основано на прошлом опыте.

То, как мы воспринимаем мир и важные вопросы, от воспитания до политики, основано на нашем восприятии. Когда мы начинаем понимать, что опыт других людей в мире сильно различается и влияет на то, как они интерпретируют сложные вопросы, мы начинаем лучше понимать другие точки зрения.

Однако, когда мы общаемся с людьми из другого «племени», мы склонны укрепляться в своих представлениях о реальности. Вместо того, чтобы искать точки соприкосновения — что может быть эффективным методом инициирования изменения убеждений, — мы становимся более племенными и отвергаем любую информацию от нашей конкурирующей группы.

Что мы можем сделать?

Поляризация в нашем современном мире широко распространена и, похоже, усиливается. Определение того, как найти общие черты между группами, может показаться невозможным из-за наивного реализма. Удивительно, но исследователи обнаружили простое вмешательство, которое может способствовать лучшему взаимопониманию между членами соперничающих групп.

Д-р Мейтал Насир (2014) и ее коллеги приступили к эмпирическому исследованию, могут ли люди быть более открытыми для нарративов своих противников (внешней группы) после вмешательства, которое повышает осведомленность о концепции наивного реализма и последствиях в реальный мир.

Исследователи провели свое исследование в контексте израильско-палестинского конфликта, который является примером хорошо известной упорной борьбы. Их цель заключалась в том, чтобы повысить осведомленность о наивном реализме как универсальном когнитивно-психологическом предубеждении, которое побуждает противников придерживаться коллективного нарратива ингруппы и отвергать нарратив чужой группы во время конфликта.

Результаты исследования показали, что вмешательство — краткий текст, описывающий наивный реализм и его последствия — действительно увеличило открытость для нарративов противника, повысив осведомленность членов экспериментальной группы о когнитивных ограничениях. Удивительно, но вмешательство не упомянуло конкурирующую группу или конкретный конфликт, но все же привело к положительным изменениям.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts