Познавая происходящее вокруг. Как работает восприятие
Восприятие — это психический процесс, при котором все предметы или явления, действующие на органы чувств человека, воспринимаются им как единое целое, не рассыпаясь при этом на отдельные ощущения.
Каждый день в мире происходит большое количество событий, как положительных, так и отрицательных, прямо или косвенно затрагивающих каждого из нас. То, как мы на них реагируем, очень важно, поскольку это на месяцы или годы вперед может определить основной вектор жизни, карьеры, взаимоотношений, ситуацию в стране и т.д.. Допущенные при этом ошибки могут затормозить жизнь или ухудшить ее качество, в то время как правильные решения приведут к ее улучшению.
В психологии восприятие определяется как отражение целостного образа предметов и явлений в сознании человека при их непосредственном воздействии на органы чувств. При этом оно не сводится к простой сумме ощущений; помимо них, в него входят процессы осмысления того, что воспринимается, прошлый опыт и другие психические процессы.
В разные времена восприятие понималось по-разному. Так, в древних цивилизациях, его рассматривали как вид познания, отличный от ощущений. Готфрид Вильгельм Лейбниц определял его как состояние неясного сознания, постепенно переходящего под влиянием внимания в состояние отчетливого и осмысленного осознания предмета. Жан Пиаже считал, что это процесс, подобный решению интеллектуальных задач и зависящий от развития языковых структур или интеллекта. А вот Джером Брунер основывал его на процессе категоризации, — неосознаваемого осмысления и принятия решения об отнесении воспринимаемого к тому или иному классу объектов или процессов.
В конце XIX в. И.П. Павлов показал, что восприятие имеет физиологическую основу — его формируют условные рефлексы, то есть временные нервные связи, образующиеся в коре больших полушарий головного мозга при воздействии на рецепторы предметов или явлений.
И. П. Павлов
Источник фото: 24smi.org
А в XX в. известный психолог Джеймс Гибсон обосновал целостный и структурный характер восприятия.
Джеймс Гибсон
Источник фото: monoskop.org
По его мнению, в его основе находятся комплексные переменные стимуляции, специфицирующие для подвижного организма объективные свойства среды, предметов и событий — так называемые градиенты, для усвоения которых не требуется умозаключений или памяти, достаточно простой обработки соответствующей информации.
От раздражителя до головного мозга
Основываясь на теориях И.П. Павлова и Гибсона, механизм работы восприятия можно разделить на два этапа. Все начинается с появления того или иного раздражителя, в роли которого могут выступать движения, эмоциональные переживания, различные мыслительные процессы. Они начинают действовать на нервную систему. Под их влиянием в нервных волокнах центральной нервной системы возникает нервное возбуждение, которое передается в нервные центры, и затем — в головной мозг.
Далее происходит формирование и обработка законченного и целостного образа: из сенсорных зон головного мозга возбуждение передается в интегративные зоны, в которых и завершается весь процесс. Именно поэтому интегративные зоны зачастую называют перцептивными, причем их задачи отличаются от задач сенсорных зон. Различия между ними отчетливо обнаруживаются при нарушении деятельности той или иной зоны. Так, при нарушении работы зрительной перцептивной зоны наступает так называемая центральная слепота, то есть человек ничего не видит при полной исправности зрительных органов чувств.
Основополагающее свойство восприятия — это способность к формированию целостного и структурированного образа реального мира. Она проявляется в ходе совместной работы всех органов чувств. «С помощью восприятия формируется образ окружающего нас мира на основе тех данных, которые поставляют органы чувств: зрение, обоняние, вкус, вестибулярная чувствительность, слух, тактильные ощущения от прикосновений», — говорит кандидат психологических наук, сотрудник факультета психологии МГУ им. М.В. Ломоносова А.И. Ковалев. Причем все они так прочно связаны между собой, что единый образ возникает даже тогда, когда на человека непосредственно действуют только отдельные свойства или отдельные части объекта.
Для этого необходима спокойная и беспрепятственная передача воспринимаемой информации по всей нервной системе. В случае возникновения экстремальных ситуаций — риска смерти, дефицита или избытка тех или иных веществ или информации, физического или психического воздействия — могут начаться искажения восприятия: расщепление образов, иллюзии, галлюцинации и т.д. В таком случае необходимо принимать соответствующие меры, в том числе и медицинского характера.
Восприятие и социум
Особый интерес представляют эффекты восприятия. Они способны сбить с толку или, наоборот, дать объективную информацию об окружающих людях или происходящем вокруг. Среди таковых можно назвать эффект первичности и новизны — это свойство людей при противоречивой информации о другом человеке придавать больший вес данным, полученным вначале, если речь идет о незнакомом человеке, или более новой информации, если речь идет о том, кого вы знали раньше. Именно этот и другие эффекты и придают восприятию социальный характер.
Социальность выражается в том, что один человек воспринимает внешние признаки другого, сопоставляет их с его личностными характеристиками и на этом основании пытается понять и спрогнозировать действия и поступки первого. При этом субъект и объект восприятия анализируют не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие. В процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника, а также о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Учитывая все вышесказанное, можно сделать вывод, что знание и понимание закономерностей восприятия играет решающую роль в таких областях человеческой деятельности, как искусство, архитектура, дизайн, реклама, парфюмерия, пищевая промышленность, медиаиндустрия и т.д. Большое практическое значение имеет создание мультимедийных систем и систем виртуальной реальности — главным образом, для разработки тренажеров, имитирующих нужные условия.
Поэтому колоссальную значимость приобретает детальное изучение нейрофизиологии и нейропсихологии: зон сенсорных систем, механизмов передачи информации, процессов локализации и идентификации и т.д. Помимо решения прикладных задач в тех или иных отраслях человеческой жизнедеятельности, это может помочь в понимании природы заболеваний и локальных поражений мозга, а также в разработке методов коррекции, усиления и протезирования сенсорных и перцептивных возможностей человека.
«Изучение механизма восприятия — это базовый ход для изучения механизма психического отражения окружающей среды», — резюмирует А.И. Ковалев.Материал подготовлен по открытым источникам.
Фото на странице: mainstyles.ru
Фото на главной странице: mozgokratia.ru
Позиции восприятия — Психологос
31 декабря 2002 г., 11:51
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Позиции восприятия — положения наблюдателя во внутреннем пространстве относительно воспринимаемого объекта. Это те или иные точки зрения, которые занимает человек при восприятии той или иной жизненной ситуации, а также связанные с этим состояния.
Чтобы что-то увидеть, надо посмотреть, но посмотреть — это значит посмотреть всегда на что-то, направив свое внимание, а главное, откуда-то, с какого-то места, с какой-то позиции. То, что человек видит, зависит от точки зрения, от позиции, откуда человек смотрит. Меняя позиции восприятия, человек изменяет свое восприятие происшедшего.
В синтон-подходе выработан определенный стандарт, согласно которому основные позиции восприятия имеют свои условные номера, а именно: нулевая позиция (игнорирование собственного восприятия актуальной ситуации), первая позиция (Личный взгляд), вторая (Я в позиции Другого), третья (позиция стороннего наблюдателя), четвёртая (системный взгляд), пятая позиция: позиция Ангела. См.→
Позиции восприятия и осмысление ситуации
Взгляд на одну и ту же ситуацию с разных позиций восприятия кардинально меняет и ее видение, и связанные с этим видением эмоции и переживания. Например, ситуация: муж торопится, вылетел, не попрощался, не поцеловал. И что это значит? По позициям восприятия:
- Шаблон. Соответственно, как правило, взгляд эгоиста: Забыл — значит не уважает. Не поцеловал — значит, не любит.
- Первая позиция (мои интересы): Касается ли это моих целей? Если я была занята кашей и он меня не отвлек — ну и замечательно. Если я хотела его поцеловать, то это я хотела — и я его поцелую, когда он придет.
- Вторая позиция (интересы партнера): Он так торопился, что даже меня не поцеловал. Радость моя!
- Третья позиция (объективка): Мир — это поток нейтральных событий. Ничего серьезного не произошло: муж просто торопился.
- Четвертая позиция: (системный взгляд): Он побежал на работу, заботится о нас! Любимый мой!
- Позиция Ангела: Мой муж работает для людей, и это очень важно. Горжусь своим мужем!
Или, вот печальная и очень житейская история: за регулярные прогулы и плохую работу (традиционный бардак в кладовке и грязный пол в женском туалете) шеф увольняет плачущую уборщицу тетю Машу.
С точки зрения личного взгляда шефа (первая позиция восприятия) проблем, собственно, нет: в женский туалет ходить ему незачем, в его кабинете порядок, да и вообще лично он по натуре не то чтобы и чистюля. Далее: как человеку понимающему, ему совсем не трудно взглянуть на ситуацию глазами тети Маши (вторая позиция), которой жить не на что, а здоровье совсем некуда.
Более того: если вы на эту ситуацию увольнения посмотрите просто со стороны (третья позиция), то увидите ситуацию очевидно некрасивую. Вы увидите, как стоит и плачет старая больная женщина, просит ее пожалеть и не выкидывать ее на улицу, за столом перед ней сидит здоровый парень и говорит ей какие-то недушевные слова, возможно и вежливые, но от которых она сжимается еще больше. Невооруженным глазом видно, что с его стороны это достаточно жестоко.Но теперь главный вопрос: а как эта ситуация выглядит с точки зрения нормального производственного процесса на фирме, выпускающей элитную женскую косметику (четвертая позиция восприятия)? Очевидно, что это просто выполнение текущих обязанностей руководителя, заботящегося о деле.
- Позиции восприятия
- Автор Н.И. Козлов
- +
Комментарии (14):
Стас, 24 декабря 2012 г., 14:23
Классная статья, господа психологи. Мне почему-то показалось, что Ангел — это врождённое у человека или же я не прав? Хм. .. ладно, поработаю над собою, пока что я на позиции первой, грустно.
1ответГость, 05 мая 2014 г., 23:45
Я не настолько просвещен, разъяснитеё пожалуйстаё все это на примерах и подробнее!
Andrew, 23 сентября 2014 г., 22:46
Позиция Ангела немного смахивает на Спасателя из треугольника Карпмана.
Н.И. Козлов, 24 сентября 2014 г., 05:33
Ну, да. А еще на Бэтмена… Если всерьез, то это совсем разное. Спасатель у Карпмана — интеллектуально дефективное существо, не умеющее просчитать последствия своей заботы. А позиция Ангела — пятая позиция восприятия, то есть человек уже владеет системным видением и очевидные глупости не делает, на примитивные провокации от Несчастных — не ведется.
2ответаСами знаете кто… да, я )), 04 ноября 2014 г., 10:21
Классный Вы, Николай Иванович!!!
1ответГость, 01 февраля 2015 г., 21:34
Поддерживаю!
Искандер, 29 ноября 2015 г., 19:17
Такое ощущение, что Ангел — человек, знающий ответы на все вопросы. Не возомнил ли он себя Богом?
Александр Ларионов, 03 июня 2015 г., 11:28
Николай Иванович, вопрос к Вам! Почему чакр 7, а позиций восприятия 6? Куда дели интуицию? 🙂
Н.И. Козлов, 03 июня 2015 г., 13:41
Александр, может быть за ответом вы обратитесь к своей интуиции? Если же посмотреть статью «Что такое интуиция: жизненный опыт, мистика или дешевая придумка?», то это просто свернутое рассуждение. Отлично, но тогда вопрос: а это рассуждение из какой позиции восприятия? Итого: интуиция особой позицией восприятия не является.
Ковалев Михаил, 13 октября 2015 г., 22:44
Шестая позиция (Архангела) восприятия может быть такой: Я всегда восхищаюсь своим мужем, как бы он не поступал! Ведь это мой МУЖ! Я — за МУЖЕМ! Мы — единое целое!
2ответаГость, 14 октября 2019 г., 17:11
А не привыкнет ли МУЖ, к тому, что жена его всегда оправдывает? Не сядет ли Он ей на голову, как говорится?
Гость, 14 ноября 2020 г., 06:23
Это не шестая позиция, а та же вторая, но возведённая в абсолют и близкая к религиозному фанатизму. Вы, похоже, основной посыл статьи не поняли.
Гость, 02 декабря 2021 г., 04:47
Ангелы же бесстрастные, безчувственные существа, у них нет чувств, присущих животным и людям, только чистый, холодный, трезвый, ясный ум. Так что, точка зрения Ангела, это скорее, третья точка.
Гость, 22 декабря 2021 г., 19:24
Позиция ангела напоминает- пророков. Я мусульманка. Чисто мой мнение. ))
Материалы по теме:
19 нояб. 2021 г.
Портал саморазвития «DISTANT-NIK»
«DISTANT-NIK» – портал практической психологии. Здесь проходят занятия по системе Н.И. Козлова «Дистанция».
3Подробнее01 янв. 2010 г.
Любовь и позиции восприятия
Любовь в нулевой позиции восприятия (Влюбился, или Просто Любовь) — нечто, что в нас просто происходит и что мы называем любовью. По механизму, как правило, это или социальные шаблоны, или физиология. Если это социальные шаблоны, то молодой человек или девушка играет в любовь, изображает любовь — зная, как любить правильно и как нет, что в любви возможно и нет. Если это физиология, то любовь накатывает — и уходит, все вдруг и помимо нашей воли.
4Подробнее01 янв. 2006 г.
Основные позиции восприятия
Основные позиции восприятия имеют свои условные номера.
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Позиции восприятия и осмысление ситуации
Нередко наши клиенты имеют проблемы – или видят проблемы – в частности потому, что не разобрались в ситуации.
2Подробнее01 янв. 2006 г.
Тренинги развития личности и позиции восприятия
Примениение опросника «позиции восприятия» для оценки связи тренингов развития личности и позиций восприятия. Один из аспектов восприятие личностью ситуации в практической психологии описывается понятием «позиция восприятия». Основных, классических, позиций пять…
0ПодробнееСодержаниеНет новостей
Новые статьи:
- Как отмечать день рождения ребенка?
- Не все праздники — твои!
- Результатник, умеющий наслаждаться
- Лента отчетов, прекрасные авторы и анонимность. Рассказываем подробно!
- «Зима и котик», стихотворение
Популярные статьи:
- Вопросник Основы семейного договора
- Вербальное общение
- Гнев, злость, ярость. Что делать с собственной агрессивностью?
- Аутогенная тренировка, аутотренинг
- Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Хиты недели:
- Как вести себя девушке, чтобы выйти замуж
- Ребенок орет, кричит, визжит…
- Список эмоций
- Жаворонки и Совы
- Культурно-историческая теория Л.С. Выготского
Что такое перцептивная психология? – Лучший магистр психологии
Диплом о среднем образовании/GED Some CollegeAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate Degree
Желаемая степеньDiploma/CertificateAssociate DegreeBachelor’s DegreeMaster’s DegreeDoctorate
Programme InterestAll ProgramsApplied Behavior AnalysisCh Детская/подростковая психологияКлиническая психологияПсихология консультированияПсихология развитияСудебная/уголовная психологияПромышленная/организационная психологияБрачная и семейная терапияМентальная Консультации по вопросам здоровьяШкольные консультации
Рекламный контент
Перцептивная психология — это подраздел когнитивной психологии, который конкретно занимается предсознательными врожденными аспектами когнитивной системы человека: восприятием. Перцептивная психология особенно связана с психическими процессами, через которые человек проходит и использует каждый день.
SNHUИзбранная программа: онлайн-программы бакалавриата и магистратуры по психологии с возможностью сосредоточиться на зависимостях, прикладной психологии, развитии детей и подростков, судебной психологии, психическом здоровье, социальной психологии или психологии ввода-вывода.
Запросить информацию
Университет Гранд-КаньонИзбранная программа: Online B.S. и М.С. in Psychology
Запросить информацию
Walden UniversityИзбранная программа: Online MS in Psychology
Запросить информацию
Capella UniversityИзбранная программа: Онлайн-программы включают степень бакалавра психологии, а также степень магистра, доктора философии , и программы PsyD более чем в десятке специальностей.
Запрос информации
Университет ПеппердинРекомендованная программа: Магистр психологии онлайн — GRE не требуется. Получите степень за 18 месяцев. Не требуется специального профессионального образования.
Запрос информации
Когда мы используем перцептивную психологию?
Мы используем психологию восприятия всякий раз, когда принимаем решение, решаем проблему или создаем память. По словам Визегика, терапевты часто используют перцептивную психологию во время своих сеансов, чтобы помочь пациенту решить свои проблемы.
Как понять психологию восприятия?
Чтобы понять психологию восприятия, вы должны понимать восприятие. Восприятие определяется как: способ рассмотрения, понимания или интерпретации чего-либо; ментальное впечатление. Мы понимаем объекты, ситуации и людей, используя все наши чувства. Когда мы что-то воспринимаем, это перцептивная психология.
Чем занимаются перцептивные психологи?
Перцептивные психологи работают в области когнитивной психологии. Эти психологи изучают человеческое восприятие, чтобы понять, как люди воспринимают окружающую среду. Каждое решение, которое мы принимаем, связано с нашим восприятием, и это восприятие влияет на то, как мы живем.
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Что важно знать о психологии восприятия?
Самая важная вещь, которую следует учитывать при изучении психологии восприятия, — это зрение. Есть ряд когнитивных процессов, связанных со зрением, а также распространенные ошибки, связанные со зрением. Например, когда мы смотрим фильм, наше зрение обманывается, и мы видим, как актеры взаимодействуют в «видео», хотя на самом деле оно быстро проецирует изображения снова и снова. Психологи восприятия изучают эти ошибки и используют их для интерпретации различных форм человеческого восприятия.
Как психология восприятия помогает нам понять самих себя?
Психология вообще относится к репрезентации. Когда мы принимаем решения и создаем воспоминания, это представляет собой перцептивную психологию. Наши умственные процессы в течение дня — это то, что создает нас как людей, из каждого наряда, который мы выбираем, и еды, которую мы едим, мы используем психологию восприятия. Эти когнитивные процессы формируют то, кем мы являемся как люди, и помогают нам понять, почему мы такие, какие мы есть. Согласно New York Times, мы принимаем решения на основе нашего восприятия, и каждый день на основе этих решений создаются события.
Почему психология восприятия является частью когнитивной психологии?
Перцептивная психология состоит из когнитивной психологии, потому что наше восприятие создается посредством наших когнитивных процессов. Мы создаем восприятие, используя наши пять органов чувств: слух, осязание, обоняние, вкус и зрение. Используя эти процессы, особенно зрение, мы принимаем решения и воспоминания, которые используют наше восприятие.
Связанный ресурс: 5 отличных блогов для студентов-психологов
НАЙТИ ШКОЛЫ
Рекламный контент
Чтобы лучше понять психологию восприятия, мы должны понять восприятие. Каждое из наших пяти чувств играет роль в том, как мы воспринимаем людей, объекты и ситуации. Мы используем эти когнитивные процессы для принятия решений, и эти решения формируют то, кем мы являемся как люди. Перцептивная психология помогает нам лучше понять, почему мы делаем этот выбор в своей жизни, поэтому терапевты часто используют перцептивную психологию со своими пациентами. Наиболее важным процессом, связанным с психологией восприятия, который следует отметить, является видение, потому что его можно неверно истолковать. Каждый выбор и воспоминание, которое мы создаем, осуществляется с помощью перцептивной психологии. Однако перцептивная психология изучает повседневно используемые психические процессы, формирующие наше восприятие окружающего мира.
10 примеров и определений (2023)
Восприятие относится к процессу интерпретации сенсорной информации для понимания окружающей среды.
Итак, когда мы сталкиваемся с красным фруктом, например, сенсорные данные, включая световые волны, отраженные фруктом, воспринимаются нашими глазами и затем отправляются в мозг.
Затем мозг использует процесс восприятия для организации и интерпретации информации, такой как распознавание фрукта как яблока по его цвету, форме и текстуре, а также получение знаний о его вкусе и пищевой ценности
Восприятие позволяет нам взаимодействовать с окружающей средой и адекватно реагировать на нее. Таким образом, это имеет решающее значение для формирования нашего понимания и взаимодействия с миром, в котором мы живем.
Вопросы на понимание: Пока вы читаете эту статью, наш редактор Крис будет задавать вопросы на понимание и критическое мышление, чтобы помочь вам получить максимальную отдачу от этой статьи. Учителя, если вы поручите эту статью домашнему заданию, пусть учащиеся ответят на эти вопросы дома, а затем используйте их в качестве стимулов для обсуждения в классе.Определение восприятия
Восприятие — это фундаментальное психологическое понятие, которое относится к тому, как сенсорная информация организуется, интерпретируется и сознательно переживается.
Согласно Эшету (2015),
«…восприятие — это наше чувственное восприятие окружающего мира, которое включает в себя как распознавание стимулов окружающей среды, посредством которых мы получаем информацию о свойствах и элементах окружающей среды, имеющих решающее значение для нашего выживания» (стр. 45).
Этот процесс связан с восприятием, идентификацией и интерпретацией сенсорной информации, поступающей из окружающей среды через наши пять органов чувств: осязание, зрение, слух, обоняние и вкус.
Кроме того, он включает проприоцепцию, то есть наше ощущение телесного осознания и позы (Han et al., 2016). Как отмечает Олбрайт (2015):
«По словам британского ассоциативиста Джона Стюарта Милля, «восприятие отражает постоянные возможности ощущения» — вещи такими, какими они были или могли бы быть, — и при этом восстанавливает из мимолетных сенсорных событий устойчивые структурные и реляционные свойства мира» ( Олбрайт, 2015, стр. 22).
Восприятие имеет решающее значение в психологии, поскольку оно существенно влияет на наше поведение, эмоции и когнитивные процессы.
Человеческое восприятие мира формирует наши убеждения, взгляды и ценности. Этот процесс осмысления приводит к лучшему пониманию окружающей нас среды.
Типы обработки восприятия
Существует два основных способа обработки информации, которую мы воспринимаем: восходящая обработка и нисходящая обработка.
- Обработка снизу вверх: Это относится к обработке сенсорной информации из необработанной среды в мозгу.
- Обработка сверху вниз: Это включает использование предварительных знаний, воспоминаний, опыта или ожиданий для интерпретации и понимания сенсорной информации (Stokes, 2015).
10 примеров восприятия
- Избирательное внимание : Избирательное внимание относится к способности сосредотачиваться на определенных раздражителях окружающей среды, наиболее важных для вас, игнорируя другие, которые вы считаете несущественными. Например, при чтении книги вы можете заблокировать звук дорожного движения, чтобы посвятить свою когнитивную нагрузку осмыслению книги.
- Гештальт-принципы : Гештальт-принципы — это принципы восприятия, описывающие, как мы организуем сенсорную информацию в значимые целостности. Принцип близости, например, гласит, что мы склонны группировать объекты, расположенные близко друг к другу, в единое целое. Принцип замыкания гласит, что мы склонны заполнять пробелы в неполных фигурах, чтобы создать целостное восприятие. Другие принципы гештальта включают непрерывность, связность и сходство.
- Иллюзии : Иллюзии — это обманчивые ощущения восприятия, поскольку они не соответствуют физической реальности стимула. Например, иллюзия Мюллера-Лайера — это визуальная иллюзия, при которой две линии одинаковой длины воспринимаются как разной длины, когда к концам линий добавляются стрелки, из-за чего одна линия кажется короче.
- Мультисенсорное восприятие : Наш мозг способен воспринимать сразу несколько чувств. Это помогает триангулировать сообщения от органов чувств, чтобы обеспечить точность нашего восприятия реальности. Например, наблюдение за движением чьих-то губ во время прослушивания речи может дать вторичное подтверждение того, что мы слышим их правильно.
- Стереотипы : Стереотипы — это когнитивные искажения, которые включают в себя предположения о чьем-то характере или поведении на основе наших ранее существовавших убеждений об их идентичности. Они имеют тенденцию быть ошибочными, потому что они сосредоточены на наших ожиданиях от кого-то, а не на реальности.
- Предвзятость подтверждения : Подобно стереотипам, предвзятость подтверждения опирается на прошлый опыт восприятия мира. Это происходит, когда у людей уже есть определенное убеждение, а затем они интерпретируют новую информацию таким образом, который поддерживает это убеждение, даже если оно не соответствует действительности. Часто, полагаясь на предвзятость подтверждения, мы игнорируем или упускаем из виду данные, не соответствующие нашим ожиданиям.
- Эффекты плацебо : Просто вера в эффективность лечения может сделать его более эффективным, даже если это плацебо. Исследования показали, что плацебо может эффективно лечить все, от боли и беспокойства до депрессии.
- Предвзятость внимания : Когда люди стимулируются определенными сигналами, например, увидев фотографию определенной еды, они с большей вероятностью будут обращать внимание на аналогичные сигналы окружающей среды.
- Эффект ореола : Люди часто воспринимают других положительно или отрицательно на основании одной черты или действия. Например, физически привлекательный человек может восприниматься как более умный или компетентный.
- Восприятие эмоций : Люди могут воспринимать эмоции других, анализируя выражение их лица, язык тела и тон голоса. Это важнейший аспект социального взаимодействия, позволяющий людям понять чувства и мотивы друг друга.
Типы восприятия
Для интерпретации окружающей среды используются различные виды сенсорной информации. Итак, p Восприятие может быть разных типов – от зрительного до кросс-модального.
Вот подробный список различных типов восприятия:
- Зрительное восприятие : Этот тип восприятия связан со способностью интерпретировать и использовать визуальные данные. Зрительное восприятие включает в себя интерпретацию цветов, узоров, форм, света, расстояния и движения, что позволяет людям понимать окружающую среду и ориентироваться в ней.
- Слуховое восприятие : Слуховая обработка или восприятие — это интерпретация, понимание и использование звуков, слов и других слуховых стимулов. Он включает в себя распознавание высоты тона, тона, громкости, ритма и мелодии.
- Тактильное восприятие : Этот тип восприятия включает осязание, которое включает определение текстуры, температуры, давления и болевых ощущений.
- Вкусовое восприятие : Вкусовое восприятие — это способность человека определять различные вкусы, включая соленый, горький, сладкий, кислый и умами. Рецепторы в наших вкусовых рецепторах интерпретируют химический состав пищи, чтобы мозг мог понять и обработать вкус.
- Обонятельное восприятие : Обонятельное восприятие связано с интерпретацией и пониманием различных запахов, включая химические сигналы и ароматы. Способность человека распознавать и различать разные запахи имеет решающее значение для выживания (например, для избегания гнилой пищи).
- Социальное восприятие : Социальное восприятие относится к способности человека реагировать на ситуацию или человека и соответственно реагировать. Он включает в себя интерпретацию и реагирование на социально значимые сигналы, такие как выражение лица, зрительный контакт, тон голоса или выбор слов.
- Восприятие личности : Этот тип восприятия выходит за рамки социального восприятия и включает в себя построение и поддержание своих впечатлений о других. Восприятие человека фокусируется на интерпретации и оценке чьих-то личностных черт и характеристик.
- Восприятие глубины : Это восприятие способствует способности человека воспринимать пространственную ориентацию объектов, включая расстояние, высоту и глубину. Это восприятие позволяет точно доставать или бросать предметы и координировать движения.
- Восприятие движения : Восприятие движения — это способность человека точно воспринимать движение в окружающей среде. Это восприятие помогает отслеживать движущиеся объекты в поле зрения, эффективно ориентироваться и избегать столкновений.
- Кросс-модальное восприятие : Этот тип восприятия объединяет информацию из нескольких модальностей в последовательное и всестороннее восприятие окружающей среды. Кросс-модальное восприятие важно, когда чувства должны работать вместе (например, при восприятии речи, когда вы обрабатываете как слуховую, так и визуальную информацию).
Теории восприятия в области психологии
В области психологии существует несколько теорий восприятия. Три наиболее влиятельных из них предложены Джеромом Брунером, Джеймсом Гибсоном и Ричардом Грегори.
1. Теория восприятия Джерома Брунера
Брунер предложил теорию, которая предполагает, что люди следуют определенным процессам, прежде чем они придут к выводам о том, что они наблюдали.
В результате они получают разные информационные подсказки для окончательного определения объекта (Bruner & Goodman, 19). 47).
Этот процесс продолжается до тех пор, пока они не наткнутся на знакомый сигнал, после чего их разум классифицирует объект.
Если сигналы искажены или не соответствуют их первоначальному восприятию, они склонны забывать или игнорировать эти образы, и в их уме формируется устойчивая картина.
2. Теория восприятия Джеймса Гибсона
Философия прямой теории восприятия Гибсона также называется теорией «снизу вверх», «экологической теорией» и теорией «центральной идеи».
Согласно этой теории, восприятие можно полностью объяснить на основе окружающей среды, начиная с сенсорного стимула, который перемещается от сетчатки глаза к зрительной коре (Costall, 1984).
На каждом этапе процесса глаза передают сигналы в мозг для дальнейшего изучения изображения. Это продолжается до тех пор, пока не будет сделан вывод о характере запаха, вкуса, звука, внешнего вида или текстуры объекта.
Прямая теория восприятия Гибсона предполагает, что то, что вы воспринимаете, является реальной реальностью без дополнительной обработки информации о размере, форме, расстоянии или каких-либо других аспектах (Костолл, 19 лет). 84).
В этой теории для эффективного взаимодействия с окружающей средой достаточно одного случая восприятия.
3. Теория восприятия Ричарда Грегори
Грегори предложил теорию восприятия, основанную на идее, что восприятие представляет собой активный процесс, включающий создание гипотез для объяснения сенсорных данных.
Он считал, что мозг использует процесс обработки «сверху вниз» для интерпретации сенсорной информации, при этом когнитивные процессы более высокого уровня, такие как память и внимание, влияют на то, как мы воспринимаем сенсорные данные (Land & Heard, 2018).
Например, когда мы видим слово «кошка», наши предварительные знания о том, что такое кошка и как она выглядит, влияют на нашу интерпретацию визуального стимула.
Контрольная точка понимания: Запишите трех теоретиков, рассмотренных выше, в свои заметки и включите два маркированных списка об уникальном вкладе каждого теоретика в психологию восприятия.Факторы, влияющие на восприятие
На восприятие могут влиять многие факторы, но наиболее распространенными из них являются человеческое внимание, прошлый опыт и культурные различия (Стоукс, 2015 г. ).
Ниже приведены различные факторы, влияющие на восприятие в психологии:
- Внимание : Наше восприятие зависит от нашей способности обращать внимание на одни стимулы и выборочно отфильтровывать другие. Например, при чтении книги мы избирательно обращаем внимание на слова на странице, игнорируя другую сенсорную информацию.
- Прошлый опыт : Наш прошлый опыт формирует наше восприятие окружающего мира. Этот опыт может привести к тому, что мы будем интерпретировать одни стимулы иначе, чем другие. Например, хороший опыт общения с собаками часто приводит к тому, что они воспринимаются как дружелюбные и доступные. В качестве альтернативы, если у кого-то есть негативная встреча, собаки могут показаться им опасными и пугающими.
- Культура : Различные культуры имеют уникальные ценности, нормы и убеждения, формирующие их мировосприятие. Например, некоторые культуры могут больше подчеркивать индивидуализм, в то время как другие могут ценить коллективизм. Эти культурные различия могут влиять на то, как люди воспринимают ситуации и объекты.
- Мыслительные процессы: Психологи считают, что на мыслительные процессы людей влияет их культурное происхождение, индивидуальные системы убеждений и даже язык, на котором они говорят (известная как гипотеза Сепира-Уорфа).
Чтобы проверить правильность вашего восприятия, вы можете использовать такие стратегии, как проверка восприятия, когда вы буквально спрашиваете людей, правильно ли вы их поняли, или (косвенно) ищете другие стимулы, которые могут помочь вам убедиться, что вы правильно воспринимаете вещи.
(Примечание: когнитивные процессы, связанные с интерпретацией данных и размещением их по категориям, объясняются когнитивной теорией Пиаже и включают процессы ассимиляции, аккомодации и развития когнитивных схем).
Заключение
Восприятие — сложный и динамичный процесс, необходимый для осмысления окружающего мира.
Этот процесс включает в себя обнаружение и интерпретацию сенсорной информации из различных источников, включая осязание, зрение, вкус, обоняние и звук, а также наше чувство осознания тела и его положения.
Предубеждение внимания, прошлый опыт и культура входят в число различных факторов, формирующих наше восприятие.
Такое понимание процесса восприятия очень важно, чтобы помочь психологам понять, как люди взаимодействуют с окружающей средой.
В свою очередь, это может дать ценную информацию о разработке эффективных вмешательств и методов лечения различных психических расстройств.
Ссылки
Олбрайт, Т. Д. (2015). Восприятие. Дедал , 144 (1), 22–41. https://doi.org/10.1162/daed_a_00315
Брунер, Дж. С., и Гудман, К. С. (1947). Ценность и потребность как организующие факторы восприятия. Журнал ненормальной и социальной психологии , 42 (1), 33–44. https://doi.org/10.1037/h0058484
Костолл, А. П. (1984). Нужны ли теории восприятия? Обзор экологического подхода Гибсона к визуальному восприятию. Журнал экспериментального анализа поведения , 41 (1), 109–115. https://doi.org/10. 1901/jeab.1984.41-109
Эшету, Г. (2015). Факторы, влияющие на восприятие педагогическими руководителями использования образовательных средств в обучении в классе . Якорное академическое издательство.
Хан Дж., Уоддингтон Г., Адамс Р., Энсон Дж. и Лю Ю. (2016). Оценка проприоцепции: критический обзор методов. Journal of Sport and Health Science , 5 (1), 80–90. https://doi.org/10.1016/j.jshs.2014.10.004
Лэнд, М. Ф., и Херд, П. (2018). Ричард Лэнгтон Грегори. 24 июля 1923 г. — 17 мая 2010 г. Биографические воспоминания членов Королевского общества , 64 , 163–182. https://doi.org/10.1098/rsbm.2017.0034
Стоукс, Д. (2015). Восприятие и его модальности . Оксфорд: Издательство Оксфордского университета.
Крис Дрю (доктор философии)
Веб-сайт | + сообщения
Доктор Крис Дрю является основателем Helpful Professor.