ПРАВА ЧЕЛОВЕКА | Энциклопедия Кругосвет
Содержание статьи- Структура прав человека.
- Формирование представлений о правах человека.
- Эволюция систем защиты прав человека.
- Проблемы защиты прав человека.
- Права человека в России.
ПРАВА ЧЕЛОВЕКА – данные всем людям, согласно национальным и международным правовым нормам, равные возможности удовлетворять свои основные потребности, обеспечивающие развитие личности и ее полноценное участие в жизни общества.
Структура прав человека.
Права человека отражают минимальный набор жизненных благ в гражданско-политической и в социально-экономической сферах.
Наиболее общепринятым является перечень прав, зафиксированный во Всеобщей Декларации прав человека – главном правозащитном документе ООН. Из гражданско-политических прав (ст. 3–21 Всеобщей Декларации) наиболее актуальными в настоящее время считаются право на владение имуществом (ст. 17), право на свободу мысли, совести и религии (ст. 18), право на свободу убеждений и на их свободное выражение (ст. 19). Среди социально-экономических прав (ст. 22–27 Всеобщей Декларации) чаще всего обращают внимание на право на социальное обеспечение (ст. 22), а также на право на труд и свободный выбор работы при условии равной оплаты за равный труд, справедливого и удовлетворительного вознаграждения, обеспечивающего достойное человека существование, а также право создавать профессиональные союзы (ст. 23).
Зафиксированный во Всеобщей Декларации перечень прав человека нельзя считать идеальной формулировкой. Обществоведы указывают, что этот перечень является в чем-то недостаточным, а в чем-то избыточным. С одной стороны, многие права не конкретизированы, что делает их провозглашение во многом декларативным. (Например, трудно объективно определить, что такое «достойное человека существование» или «свободный выбор работы».) С другой стороны, многие из зафиксированных прав очень трудны для выполнения, из-за чего их не могут обеспечить в полном объеме даже самые богатые и развитые страны мира. (Например, во всех странах мира существует неформальный сектор экономики, где нарушается принцип равной оплаты за равный труд с работниками официального сектора.)
Наряду с зафиксированным во Всеобщей Декларации прав человека наиболее общим перечнем таких прав, есть и другие перечни, отраженные в конституционных документах каждого государства. Они перечисляют права, которыми, согласно национальному законодательству, обладают граждане конкретного государства, отражают национальную специфику и могут заметно отличаться от зафиксированных в Декларации. Например, в американском Билле о правах есть право на ношение оружия (вторая поправка к Конституции США), которого нет в большинстве стран мира. Национальные конституции не должны противоречить международной Всеобщей Декларации, поэтому национальные правовые нормы, защищающие права граждан конкретного государства, должны конкретизировать и дополнять общепринятые права человека, но не сокращать их.
Формирование представлений о правах человека.
Концепция прав человека основана на индивидуалистических ценностях – она защищает индивида от принуждения со стороны государства, нации, класса или иной социальной общности. Фактически речь идет, прежде всего, о защите меньшинства (конфессионального, этнического, политического и т.д.) от навязывания ему воли большинства.
Практически всем обществам до эпохи нового времени было свойственно представление о том, что общепринятая форма поведения есть единственная «правильная». Те люди, которые не желали подчиняться общепринятым формам поведения, считались врагами общества, подлежащими уничтожению либо «перевоспитанию». Когда господствовали представления о единственности нормы общественного поведения, то сосуществование представителей разных убеждений рассматривалось лишь как вынужденная политическая необходимость. Представители «чужих» религий, этносов и т.д. практически всегда подвергались какой-либо дискриминации (дополнительные налоги, ограничения при приеме на службу, «черта оседлости» и т. д.). Различные национальные, религиозные, политические и др. движения боролись не за то, чтобы утвердить равноправие людей с разными убеждениями, а чтобы заменить «ложную» истину на «настоящую».
Первые элементы системы защиты прав человека появились еще в средневековой Западной Европе. В Англии элементарные права подданных были зафиксированы уже в Великой хартии вольностей 1215, согласно которой король не имел права налагать на свободных англичан дополнительных налогов без их согласия, а также лишать их свободы и имущества без приговора суда (т.е. в хартии закреплялись право собственности и неприкосновенность частной жизни). Однако пользоваться этими правами могло лишь меньшинство англичан, поскольку феодально-зависимые крестьяне (основная масса населения) исключались из числа свободных. Великая хартия вольностей во многих отношениях обогнала свое время и оказалась полностью востребованной лишь в эпоху нового времени, после ликвидации отношений феодальной зависимости. (См. ФЕОДАЛИЗМ.)
Комплексное представление о правах человека начало формироваться только в 16–18 вв. в наиболее передовых странах Западной Европы как обобщение опыта религиозных войн и политической борьбы парламентов с королевской властью.
Первостепенным в ту эпоху был вопрос о правах религиозных диссидентов (буквально – «инакомыслящих»). Впервые в мире их права были законодательно закреплены во Франции в Нантском эдикте 1598, согласно которому французские протестанты (гугеноты) получили официальное право исповедовать свою религию (т.е. право на свободу совести).
С конца 17 в. первенствующую роль в защите прав человека снова стала играть Англия. С одной стороны, после гражданских войн 17 в., согласно Habeas Corpus Act 1679 (закону о неприкосновенности личности) и ряду других законов, были окончательно ликвидированы претензии королевской власти на абсолютную власть и создан режим «правления права», защищающий свободу совести, слова, печати, права собственности и т.д. С другой стороны, именно теперь права человека получили теоретическое обоснование в трудах Дж. Локка. Этот мыслитель впервые четко сформулировал идею «естественных прав»: человек является высшей социальной ценностью, он «от при-роды» обладает неотъемлемыми правами (на жизнь, на свободу и др.), которые не могут быть никем отняты. Индивидуалистическая идеология эпохи Просвещения стала рассматривать отклонение человека от общепринятой нормы не как ущербность, а как проявление его личности, развитие которой идет на пользу не только самому индивиду, но и обществу.
Следующий шаг в развитии понимания прав человека был сделан в конце 18 в. после того, как идеи французских либеральных мыслителей эпохи Просвещения стали практическим руководством для лидеров американской войны за независимость и Великой французской революции. Уже в американской Декларации независимости 1776 содержалась ставшая канонической формулировка – «…все люди сотворены равными, и все они одарены своим создателем равными неотчуждаемыми правами, к числу которых принадлежит жизнь, свобода и стремление к счастью». Права граждан были систематизированы в 1789 в почти одновременно принятых Декларации прав человека и гражданина (во Франции) и в Билле о правах (в США). Под влиянием американской и французской революций концепция прав человека стала в 19 в. общепринятой почти во всех странах с европейской культурой.
Эволюция систем защиты прав человека.
Дальнейшее развитие концепции прав человека связано с тремя процессами –
1) с расширением круга людей, права которых подлежат защите;
2) с расширением количества тех прав, которые считаются «общепринятыми»;
3) с совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.
В 17–18 вв., когда происходило становление концепции прав человека, полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение 19 – первой половины 20 вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов (ликвидация имущественного ценза), расы или национальности (ликвидация расовой сегрегации и национальной дискриминации), пола (эмансипация женщин).
Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были только гражданско-политические права – прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным. С конца 19 в., под влиянием социалистической идеологии, главным объектом борьбы стали уже не столько гражданско-политические, сколько социально-экономические права.
Первоначально права человека защищались исключительно национальными государствами, в то время как нарушение прав человека в «чужих» странах считалась их внутренним делом. Это представление о самодостаточности национального уровня защиты прав человека показало свою несостоятельность уже во время Первой мировой войны, когда совершаемые в условиях военного времени чрезмерные насилия против иностранных граждан не могли подвергаться формальному осуждению. Поэтому в 1929 были приняты Женевские Конвенции о правилах обращения с военнопленными. Что касается нарушения прав человека в мирное время, то они по прежнему считались прерогативой национального законодательства. Накануне Второй мировой войны невмешательство в процесс фашизации Германии обернулся попустительством становлению политического режима, опасного для всего мира. Для предотвращения возникновения агрессивных режимов возникла необходимость создать наднациональный механизм контроля за постоянным соблюдением основных прав человека во всех странах мира.
10 декабря 1948 Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. В ней отразилась выдвинутая еще в 17 в. концепция «естественности» этих прав: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах» (ст. 1). Этот документ хотя и не создавал для государств правовых обязательств, однако фиксировал «нормальные» права, которые каждое государство обязано обеспечивать своим гражданам, если желает считаться «цивилизованным».
Всеобщая Декларация прав человека стала базовым международным кодексом в области прав человека, на основе которого осуществлялась разработка других международных соглашений. В 1966 Генеральной Ассамблеей ООН были приняты Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах и Международный пакт о гражданских и политических правах, которые вступили в силу в 1976. Заключенные под эгидой ООН четыре международных документа (Всеобщая декларация прав человека; Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах; Международный пакт о гражданских и политических правах; Факультативные протоколы к Международному пакту о гражданских и политических правах) часто называют Международным биллем о правах человека (International bill of human rights). На основе этих международных документов Совет безопасности ООН может применять принудительные санкции против тех режимов, которые допускают явные нарушения прав человека (как было, например, в 1960–1970-е в отношении расистских режимов Родезии и ЮАР, в 1990-е – против обвиненных в геноциде режимов Милошевича в Югославии и Хусейна в Ираке).
Помимо организаций системы ООН международным контролем за соблюдением прав человека активно занимаются различные неправительственная общественные организации – например, основанная в 1961 «Международная амнистия» (Amnesty International), ведущая борьбу с преследованием политических противников и нарушением прав узников.
Развитие региональной интеграции привело к формированию еще одного уровня наднациональных организаций, защищающих права человека. Так, в рамках Европейского Союза (ЕС) действует Европейская Конвенция о защите прав человека, которая предлагает, например, признание юрисдикции Европейского Суда по правам человека.
Проблемы защиты прав человека.
Защита прав человека сталкивается в современном мире с большими проблемами и на концептуальном, и на практическом уровне.
Даже в развитых странах Запада продолжаются острые дискуссии о том, как следует трактовать права человека. Например, в споре о допустимости абортов все утверждают, что защищают права человека: защитники абортов – право беременной женщины на свободу и безопасность, противники абортов – право нерожденного человека на жизнь. Поскольку нет общепринятой иерархии различных прав человека по степени их важности, подобное столкновение мнений пока ведет к принятию конкретных решений в соответствии скорее с сиюминутным соотношением сил, чем с общими принципами.
Главная проблема связана с тем, что концепция прав человека рождена западноевропейской культурой и потому находит неоднозначный отклик в странах других цивилизаций. В современной западноевропейской культуре общество понимается как совокупность многих социальных групп со своими особыми убеждениями, которым они могут совершенно беспрепятственно следовать, если только это не наносит ущерба окружающим. В других же культурах идеалом считается не общество как «пучок» социальных групп, а общество как монолит, где все разделяют единую идеологию. Базовыми институтами этих цивилизаций являются не индивидуалистические, а коллективистские ценности. Поэтому требования предоставлять всем гражданам этих стран те же права, что и гражданам стран Западной Европы и Северной Америки, часто воспринимаются как «культурный империализм», вмешательство во внутренние дела.
Но и сам международный стандарт прав человека внутреннее противоречив. Ведь право на свободу убеждений и на их свободное выражение предполагает допустимость защиты и таких убеждений, которые требуют ликвидации многих прав человека во имя «прав нации» или «правоверия».
Первоначально это противоречие было актуально в контексте борьбы между либеральной и коммунистической идеологиями. Считая коммунистические идеи враждебными концепции прав человека, западные политики, начиная с конца 1910-х, должны были либо мириться с коммунистической пропагандой во имя принципов свободы, либо осуществлять против сторонников левых идей репрессии, оправдывая явное нарушение прав человека интересами «национальной безопасности». Когда в 1970–1990-е коммунистическая идеология фактически самоликвидировалась, актуальность борьбы с ней резко снизилась.
С 1980-х главным препятствием глобальной реализации концепции прав человека стал набирающий силу исламский фундаментализм. Умеренные исламисты требуют защиты «культурной исключительности» мусульман, образ жизни которых предполагает приниженное положение женщин, политический авторитаризм, запрет на высказывание антиисламских воззрений и т.д. Радикальные исламисты вообще провозглашают необходимость уничтожения западной цивилизации, допуская в борьбе с ней любые средства (включая террористические). Западное общество пока не выработало стратегии борьбы с исламистами, которая бы не требовала систематических нарушений прав человека. Поэтому когда в 2000-е американская армия провела операции в Афганистане и в Ираке по свержению исламистских режимов, нарушающих права человека в своих странах и активно поддерживающих исламистских террористов, то это вызвало не только резко негативную реакцию во всем исламском мире, но и очень критические оценки со стороны многих европейских стран (особенно, Франции и России).
Реализацию концепции прав человека затрудняет то, что и многие западные страны придерживаются ее не всегда последовательно. Например, США позиционируют себя как главного защитника прав человека в мировом масштабе, однако сами систематически допускают многие нарушения. В Америке до сих пор применяется смертная казнь, которая в большинстве стран Европы признана бесчеловечным наказанием; критикуя СССР в 1960–1980-е за ограничения для желающих эмигрировать, США начали в 1980–1990-е усиливать ограничения для иммигрантов. В результате борьба стран Запада за права человека часто критикуется как политика «двойного стандарта», когда от менее развитых стран требуют заботиться о правах человека сильнее, чем это делают сами развитые страны. От непоследовательности западных правительств несут урон и представители правозащитных движений, которым при выполнении их миссии часто приходится принимать общие упреки в адрес Запада.
Совершенствование защиты прав человека в 21 в. невозможно, если их концепция будет продолжать восприниматься как элемент не мировой, а только западной культуры. Политическая глобализация требует диалога о правах человека между разными цивилизациями, в ходе которого можно попытаться переосмыслить концепцию прав человека так, чтобы она действительно выражала общечеловеческие ценности.
Права человека в России.
На примере истории России легко проследить, с какими трудностями сталкивается применение западной концепции прав человека в странах с иными культурными традициями.
Когда после петровских реформ началась системная модернизация российского общества, в сознание российских интеллектуалов проникла и идея неотъемлемых прав человека. Например, критика крепостного права, начиная с Радищева, велась главным образом на основе аргументов о «противоестественности» отсутствия личной свободы у значительной части подданных.
Но во второй половине 19 в. среди отечественной интеллигенции стали доминировать социалистические идеи, которые требовали защиты прав не каждого человека, а представителей определенных классов (крестьянства или пролетариата). Знаменитый процесс В.Засулич (1878), положивший начало массовому революционному террору, показал парадоксальность понимания в России прав человека: с одной стороны, у общественности вызвало одобрение, что революционерка покарала градоначальника Трепова за телесные наказания политического заключенного; с другой стороны, оправдание покушавшейся на убийство показало, что общественность не считает достойным защиты право на жизнь царского «сатрапа».
После революции 1917 идея защиты права человека оказалась полностью вытеснена классовым подходом и политической целесообразностью. Во время репрессий против различных «врагов народа» стало нормальным осуждение людей не за личную вину, а только за принадлежность к определенной группе (священнослужителей, кулаков, «старой» интеллигенции, родственников ранее осужденных).
Второе рождение в нашей стране идеи защиты прав человека произошло в 1960-е, в условиях критики культа личности Сталина, официально провозглашенной разрядки напряженности и ослабления репрессий против тех, кто выражал несогласие с действиями правительства. В 1970 по инициативе В.H.Чалидзе образовался Комитет прав человека в СССР, в который вошли А.Д.Сахаров и И.Р.Шафаревич. После Хельсинских соглашений 1975, когда СССР официально обязался соблюдать права человека, в стране возникло несколько групп «содействия выполнению Хельсинских соглашений», которые стали собирать материалы о систематическом нарушении в стране прав человека.
Уже в 1970-е четко выявилась органическая слабость российского правозащитного движения: оно не имело сколько-нибудь массовой опоры внутри страны и было вынуждено реально апеллировать ни к собственному народу, а к зарубежной общественности. Для подавляющего большинства россиян существенное значение имели социально-экономические права, в то время как современная западная традиция отдает приоритет скорее гражданско-политическим правам. В результате выдвигаемые правозащитниками требования соблюдать провозглашенные Конституцией свободы совести, собраний, право на миграцию и т.д. вызывали интерес главным образом у зарубежных корреспондентов. Правозащитное движение постепенно превращалось в защиту прав самих весьма немногочисленных правозащитников, подвергавшихся арестам, заключению в лагерях и «психушках», принудительной высылке за рубеж и т.д.
Когда в конце 1980-х был провозглашен курс на реформирование советского строя, это привело к кратковременному подъему авторитета правозащитников (особенно А.Д.Сахарова) как интеллектуальных лидеров борьбы с «тоталитарной диктатурой». Однако уже в начале 1990-х их авторитет резко упал: в условиях затяжного социально-экономического кризиса гражданско-политические права по-прежнему не имели для россиян особой ценности. Будучи вынужденными ориентироваться на поддержку с Запада, российские правозащитники многими воспринимаются как западные агенты влияния. Хотя концепция защиты прав человека приобрела официальный статус (есть специальные представители президента по правам человека), но и в 2000-е сохраняется отрыв правозащитной деятельности от умонастроений большинства российских граждан. Для того чтобы российское правозащитное движение завоевало авторитет, оно, видимо, должно качественно изменить приоритеты и формы своей деятельности.
Юрий Латов
Карта сайта
Государственное автономное профессиональное
образовательное учреждение
Республики Башкортостан
«Салаватский медицинский колледж»
453261 Республика Башкортостан
г.Салават, ул. Фурманова, д. 4
Телефон/факс: (3476)-38-78-83
e-mail: [email protected]
- Сведения о колледже
- Основные сведения
- Структура и органы управления колледжем
- Документы
- Образование
- Образовательные стандарты и требования
- Руководство. Педагогический состав
- Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса
- Стипендии и иные виды материальной поддержки
- Платные образовательные услуги
- Финансово-хозяйственная деятельность
- Численность обучающихся
- Вакантные места для приема (перевода)
- Обработка персональных данных
- Противодействие коррупции
- Правовые основы противодействия экстремизму и терроризму
- Вакантные должности
- Информационная безопасность
- Олимпиада
- Наставничество
- Доступная среда
- Международное сотрудничество
- Трудоустройство выпускников
- Абитуриенту
- Абитуриенту
- Контрольные цифры приема граждан
- Правила приема
- Положение об индивидуальных достижениях
- Локальные нормативные акты
- Перечень специальностей
- График приема документов
- Условия приема по договорам об оказании платных образовательных услуг
- Информация о необходимости прохождения поступающими обязательного предварительного медицинского осмотра (обследования)
- Примерные тесты вступительных испытаний
- Особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Информация о возможности подачи документов по почте
- Подача документов по электронной почте
- Перечень и сроки подачи документов
- Информация о наличии общежития и количестве мест в общежитиях, выделяемых для иногороднх поступающих
- Приказы о зачислении
- Количество поданных заявлений
- Подача и рассмотрение апелляций
- Заявление на поступление в колледж
- Обращение граждан по вопросам приёма
- Целевое обучение
- Согласие на обработку персональных данных
- Вступительные испытания
- Рейтинг абитуриентов
- Студенту
- Основные положения
- Нормативные документы
- Культура и спорт
- Общежитие
- Студенческий совет
- Безопасность жизнедеятельности
- Учебно-методические материалы
- Аккредитация выпускников
- Страница педагог-психолога
- Студенческий профсоюз
- Стипендия Главы Республики Башкортостан
- Преподавателю
- Справочная информация
- Учебно-методическая работа
- Дополнительное образование
- Республиканские информационно-обучающие педагогические семинары
- Конкурсы и олимпиады
- Контакты
- Горячая линия
- Обратная связь
- Контакты контролирующих организаций
Такой страницы не существует.
|
Устойчивое развитие | Международный институт устойчивого развития
Что такое устойчивое развитие? Устойчивое развитие – это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Устойчивое развитие определяется по-разному, но наиболее часто цитируется определение из Наше общее будущее , также известного как Доклад Брундтланд:
«Устойчивое развитие — это развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего, не ставя под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».
Устойчивое развитие является основой для сегодняшней ведущей глобальной системы международного сотрудничества — Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и ее Целей в области устойчивого развития (ЦУР). В июне 2022 года лидеры в области охраны окружающей среды со всего мира встретились, чтобы подвести итоги того, где мы были и куда мы движемся, с целью придания импульса Десятилетию действий ООН для достижения ЦУР.
youtube.com/embed/mlnzIwX2fjE» title=»YouTube video player»>Эти конференции являются важными вехами в управлении устойчивым развитием. Но настоящим испытанием для них является работа, которая происходит каждый день, от отдельных лиц и местных сообществ до международных организаций и за их пределами.
Мы в IISD гордимся тем, что являемся частью сообщества, работающего над созданием мира, в котором процветают люди и планета.
Наглядная история устойчивого развития
От Стокгольма 1972 до Стокгольма+50: почему эти вехи важны
Наследие Стокгольмской конференции
В 1972 году Стокгольмская конференция положила начало цепи событий, которые переписали то, как страны решают экологические проблемы. Как нам извлечь уроки из прошлого полувека и применить их к нашему тройному планетарному кризису?
Инсайт
1 июня 2022 г.
Значение Стокгольма+50
Посол Йоханна Лиссингер-Пайтц из Швеции объясняет, почему важно отметить 50-летие Стокгольмской конференции и как мы воплощаем ее в жизнь.
Инсайт
1 июня 2022 г.
Что будет после Стокгольма+50?
Мировые лидеры отметят полвека со дня Стокгольмской конференции 1972 года… и уйдут. Что будет дальше, когда мы столкнемся с растущими социальными и экологическими проблемами?
Инсайт
1 июня 2022 г.
Управление устойчивым развитием: тогда и сейчас
Репортеры журнала Our Earth Negotiations Bulletin проанализировали взлеты и падения международной экологической дипломатии за последние полвека, начиная с первой Конференции Организации Объединенных Наций по окружающей человека среде в Стокгольме в 1972 году и до настоящего времени.
Земля все еще одна: уроки 50-летней политики ООН в области устойчивого развития
В серии кратких аналитических обзоров рассказывается о том, как в прошлом поощрялся прогресс в области охраны окружающей среды и как использовать эти уроки в текущих кризисах.
Проект
Стокгольм и рождение экологической дипломатии
Конференция ООН 1972 года положила начало современному международному сотрудничеству в области окружающей среды. Какие уроки мы должны извлечь из него в условиях нарастания глобальных кризисов?
Глубокое погружение
10 сентября 2020 г.
Стокгольм+50: создание глобального экологического руководства
Стокгольмская конференция 1972 года заложила основу, которая до сих пор определяет, как страны заключают экологические сделки. Как мы реализуем его видение?
Проницательность
24 мая 2022 г.
Достижение цели Повестки дня в области устойчивого развития на период до 2030 года и ЦУР требует действий на всех фронтах — правительства, предприятия, гражданское общество и люди во всем мире должны сыграть свою роль.
Чтобы узнать больше о том, как обстоят дела в преддверии крайнего срока 2030 года, изучите наш Центр знаний по ЦУР — онлайн-ресурсный центр с ежедневными новостями, оригинальными комментариями наших экспертов, гостевыми статьями от ключевых участников реализации ЦУР и календарем предстоящих событий. связанных с Повесткой дня на период до 2030 года.
Рабочие зоны IISD
IISD руководствуется пятью приоритетами, которые мы считаем созревшими для преобразования, где изменения в политике могут изменить характер игры в течение этого десятилетия.
Климат
Устранение причин изменения климата и адаптация к его последствиям.
Ресурсы
Поддержите устойчивое управление нашими природными ресурсами.
Экономика
Поощряйте справедливую и устойчивую экономику.
Действовать вместе
Создайте потенциал для совместных действий в области устойчивого развития.
Привлекать
Предоставляйте информацию, которая побуждает к действиям в области устойчивого развития.
Устойчивое государство: будущее правительства, экономики и общества Чандрана Наира
Устойчивое государство: будущее правительства, экономики и общества
Чандран Наир
288 страниц, Berrett-Koehler Publishers, 2018
Купить книгу »
«Устойчивое государство» основано на моей первой книге, «Социология потребления », в которой критикуются те жители Азии, которые считали, что развитие и прогресс могут быть достигнуты только путем копирования западной модели рост за счет потребления. Реальность такова, что сосредоточение внимания на высоком потреблении и росте любой ценой сильно ухудшит хрупкую окружающую среду региона и ухудшит последствия для всех, и особенно для очень бедных слоев населения.
Но в то время как Потребительская наука освещает проблему, Устойчивое государство пытается подумать о том, как найти решения для ее решения. Если мы не можем проводить «консумминомику» в мире ограниченных ресурсов, как может выглядеть политика «констрейномики»?
Далее следует краткое обсуждение того, что я считаю главной проблемой, стоящей перед крупными развивающимися странами мира. В этих странах все еще есть миллионы людей, которые не имеют доступа к тому, что я называю основными правами на жизнь: чистой воде, элементарным санитарным условиям, безопасным и надежным запасам продуктов питания, безопасному и надежному дому, хорошему здравоохранению и так далее. Повышение уровня их жизни является как политическим, так и моральным императивом. Но если крупные развивающиеся страны попытаются улучшить уровень жизни за счет стандартной западной модели развития, они обречены и на планету, и на собственные общества.
Однако никто из тех, кто говорит об устойчивом развитии, на самом деле не смирился с этой проблемой. Многие отказываются думать об этом, вместо этого надеясь, что какое-то технологическое развитие или новая бизнес-модель могут решить проблему. Но этого не произойдет.
Остальная часть Устойчивое государство касается предложенного мной решения: активное и интервенционистское государство, которое может обеспечить основные потребности, а также ограничить чрезмерное потребление по этой теме. Этот отрывок начинается с реальной истории такого государства: политика Китая по лесовосстановлению в уезде Ююй.— Чандран Наир
***
В 2012 году я побывал в уезде Юю, расположенном в северо-западной части китайской провинции Шаньси. Можно легко предположить и ожидать, что уезд Ююй, как и большая часть центрального Китая, представляет собой пыльную засушливую полупустыню, особенно после того, как вы узнаете, что почти 90 процентов местной экономики основано на добыче угля. Но округ Юю не коричневый; Это зеленый. Леса и луга покрывают ландшафт, сдерживая близлежащие пустыни.
Так было не всегда. Графство находится недалеко от пустыни Ордос, которая неуклонно расширялась в этом регионе из-за эрозии почвы и засухи. В 1949 г. опустыниванию подверглось более трех четвертей земель области. Это было явно плохо само по себе, но опустынивание также оказало серьезное влияние на развитие округа. Сельское хозяйство было трудным, из-за чего доходы оставались низкими, а люди жили в нищете. Те, кто мог уйти, часто это делали.
Старый стишок от Youyu более ясно излагает проблему:
Было так темно, что днем людям понадобились фонари,
Ночью песок засыплет твою дверь, которая не откроется утром
Однажды ветреная была песчаная буря,
Однажды дождливая, был потоп
Холмы были обнажены, как голова монаха,
Девять из десяти лет не было урожая
Большинство мужчин ушли в поисках лучшей жизни,
Оставленные дамы выкопали дикие травы, чтобы прокормить себя.
В настоящее время опустынивание является одним из основных национальных экологических приоритетов Китая. Расширяющиеся пустыни страны обвиняют как в поглощении больших участков пахотных земель, так и в усугублении кризиса загрязнения воздуха в Пекине и других крупных городах. Китай запустил множество программ по борьбе с опустыниванием, от кампаний по посадке деревьев до переселения жителей из районов с чрезмерным выпасом скота и сельскохозяйственных угодий. В настоящее время китайское правительство начинает высаживать леса — «Зеленое ожерелье» — вдоль границы Хэбэй-Пекин, чтобы помочь в борьбе с ползущим опустыниванием и крупномасштабным загрязнением воздуха в промышленной провинции Хэбэй.
Но в Юю борьба с опустыниванием началась гораздо раньше. Сообщается, что первый партийный руководитель округа, вступив в должность в 1949 году, заявил, что принцип развития округа должен быть таким: «Чтобы разбогатеть, остановите песчаную бурю. Чтобы остановить песчаную бурю, посадите больше деревьев». За десятилетия такой подход сделал округ национальным лидером в лесовосстановлении. Правительственные чиновники гордились своей работой, даже несмотря на то, что открытость Китая для остального мира и последующий быстрый рост выдвинули на первый план более яркие символы развития. Когда я был там, мне рассказали, что, когда мэр округа был назначен на новую должность в другом месте страны, единственным сувениром, который он вынес из своего офиса, была потрепанная лопата, которой он пользовался в течение двенадцати лет в Юю.
Сегодня Юю называют «Зеленой жемчужиной» — вдали от бесплодной пустыни прошлых десятилетий. Цифры действительно ошеломляют. При основании Китайской Народной Республики в октябре 1949 года лишь около 0,3 процента территории уезда Ююйю было покрыто лесом. К 2016 году это число выросло до 54 процентов, что выше как в среднем по стране (21,36 процента), так и в среднем по миру (32 процента). Водная и почвенная эрозия в сезон дождей сократилась на целых 60 процентов. Количество дней с песчаными бурями сократилось вдвое. Опустынивание было эффективно остановлено, а посадка деревьев стала почитаемым занятием для всех возрастных групп этого сельского населения.
Контроль над песчаными бурями раскрыл экономический потенциал Юю. Округ заменил традиционное натуральное хозяйство на «качественное, высокоэффективное экологическое сельское хозяйство». Леса также способствовали развитию туризма: в 2010 году округ посетило более семисот тысяч человек.
Юю является ярким примером не только защиты окружающей среды, но и восстановления окружающей среды и достижения долгосрочных целей устойчивого развития. Но потребовалось серьезное вмешательство правительства и необычное руководство в течение десятилетий, чтобы сдержать пустыню. Правительство разработало строгий план лесовосстановления, которому следовали более полувека, охватывая два поколения. Партийные кадры стали «директорами лесного хозяйства», ответственными за посадку деревьев. Наконец, правительство организовало народ в массовое движение за лесовосстановление, которое поддерживало усилия государства, тем самым одновременно обретая легитимность.
Трудно представить себе другую страну, которая активно восстанавливала леса таким образом на протяжении двух поколений в таких экстремальных условиях, и, конечно же, такую страну нельзя найти в развивающихся странах. Чиновники Юю обладали большой властью, но они были увлечены управлением и улучшением жизни общества в целом. И, в свою очередь, люди доверяли суждениям своих лидеров и работали в течение нескольких десятилетий, чтобы поддержать их цели.
Стоит задать потенциально смелый вопрос: могло ли правительство Индии таким образом восстановить леса в одном из своих штатов? Сможет ли правительство Индонезии восстановить леса на обширных участках Калимантана (Борнео), где, к счастью, климат легко поддерживает такие усилия? Или США могли запустить столь масштабную программу лесовосстановления? Чтобы задать еще более смелый вопрос о роли государства в достижении целей устойчивого развития: смогут ли США построить сеть высокоскоростных поездов по всей стране и таким образом уменьшить углеродный след транспортного сектора, как это сделал Китай? Способны ли эти страны использовать инструменты государства для обеспечения устойчивости, защиты ресурсов, восстановления окружающей среды и выживания?
•••
На протяжении всей своей карьеры, в качестве бывшего председателя крупнейшей в Азии консалтинговой компании по управлению окружающей средой, а в настоящее время в качестве основателя паназиатского аналитического центра, занимающегося экономическим развитием и устойчивостью, я не участвовал в бесчисленных конференциях и встречи об устойчивом развитии с бизнес-лидерами, государственными чиновниками и неправительственными организациями с одной и той же навязчивой мыслью.
Судя по тому, что они говорят и пишут, кажется, что очень немногие люди действительно столкнулись с многомерным и глобальным масштабом проблемы устойчивого развития и столкнулись с реалиями и абсолютно честным характером необходимых решений, помимо действий (непроверенных в политике для дата) против глобального изменения климата — важная часть проблемы устойчивости, но только часть.
Это не означает, что люди не осознают серьезности проблемы или что они не страстно пытаются найти решения. Вместо этого может показаться, что текущий разговор об устойчивом развитии основан на нескольких ошибочных предпосылках, которые отвлекают нас от выработки реальных решений, которые потребуют болезненных корректировок, особенно со стороны глобальных «имущих», и пересмотра наших представлений о процветании.
Идею устойчивого развития стали путать с сокращением загрязнения, заботой об окружающей среде или даже просто заботой об окружающей среде. Это позволило многим организациям по всему миру, особенно предприятиям, представить свои действия как повышение устойчивости и решение глобальной проблемы. Такие небольшие действия, как снижение температуры кондиционера в офисе, и такие косвенные действия, как спонсорство Coca-Cola конференции по сокращению потребления воды, подпадают под понятие «устойчивое развитие» — несмотря на то, что обе организации либо участвуют в массово неустойчивые методы сами или поощрять их в других. Такие организации, как ООН, на мой взгляд, замутили ситуацию, не заняв четкой позиции и вместо этого создав такие платформы, как Глобальный договор, где транснациональные корпорации могут продемонстрировать свои слишком часто поверхностные попытки обеспечения устойчивости, в то же время позволяя ООН продвигать свой бизнес по взаимодействию и, таким образом, заявлять, что он является справедливым и инклюзивным для всех заинтересованных сторон. Хуже того, эти платформы стали уважаемыми институтами, что не позволяет даже хорошо информированным должностным лицам ООН быть интеллектуально честными из-за боязни расстроить корпоративных членов Глобального договора и многочисленных других деловых консультативных советов, которые он создал.
Вот почему экологическое сознание не равнозначно «устойчивому развитию»: «быть экологичным» означает сокращение экологических издержек экономической деятельности и других видов воздействия человека, таких как надлежащая утилизация отходов жизнедеятельности человека. В наши дни можно даже сказать, что принятие мер в отношении воздействия на окружающую среду, связанного с экономической деятельностью, — это просто «достойное» дело, которое не должно быть знаком чести. Устойчивость идет глубже, чем снижение вреда. Это касается управления общими и общественными ресурсами, чтобы гарантировать, что они не будут использоваться чрезмерно или злоупотреблять, чтобы все люди имели к ним справедливый и равный доступ.
Возможно, лучше начать с первых принципов. Устойчивость — это способность системы выживать бесконечно, не используя и не злоупотребляя ресурсами быстрее, чем ее способность пополняться. Таким образом, более устойчивая экономика — это экономика с меньшим разрывом между использованием/злоупотреблением ресурсами и способностью Земли их возобновлять. Некоторые зеленые методы, хотя и хороши сами по себе, не уменьшают этот разрыв. Другими словами: все устойчивые системы являются зелеными, но не все зеленые системы являются устойчивыми.
Развитие, , напротив, относится к обеспечению основных потребностей и уровня жизни населения, что представляет собой улучшение качества жизни. Развитая экономика — это экономика, которая в основном обеспечивает основные потребности всего населения; напротив, развивающаяся страна еще не достигла этого. Основные потребности включают, но не ограничиваются ими, безопасные и надежные системы снабжения продовольствием, чистую воду, безопасные и прочные жилища, основные энергетические системы, санитарию и высококачественное здравоохранение и образование.
Как и устойчивость, термин «развитие» стал более широким. Некоторые используют его для обозначения высоких темпов экономического роста, даже если фундаментальный уровень жизни значительной части населения не улучшился. Некоторые связывают это с модернизацией, особенно по западному образцу. Это часто связывает развитие с яркими символами современности: небоскребы в Шанхае, Куала-Лумпуре или Маниле рассматриваются как доказательство развития, даже несмотря на то, что бедность продолжает существовать недалеко от центра города и затрагивает большинство. Новейшей модой в области развития является Интернет, с преувеличенными заявлениями о том, что подключение является обязательным для решения проблем борьбы с бедностью, а также поможет делу устойчивого развития. Новая парадигма развития, похоже, больше связана с волоконной оптикой и спутниками для соединения всех, чем с туалетами, канализацией, сетями водоснабжения и надлежащими крышами.
Существует также дурная привычка считать незнакомые системы «недоработанными», даже если они дают лучшие результаты. Запад может быть особенно виновен в этом, называя страны, которые следуют западным моделям экономики и политики, более развитыми, даже если в результате растет неравенство, и даже если незападные модели имели лучшие результаты.
Этот возврат к основным принципам приводит нас к идее устойчивого развития : повышение уровня жизни и удовлетворение основных потребностей таким образом, чтобы ресурсы не потреблялись и не злоупотребляли быстрее, чем они пополняются, а также сохранялись право будущих поколений.
•••
На данный момент нет ответа на то, что я назову «индийским вопросом»: как может Индия, страна с населением 1,2 миллиарда человек (пиковая цифра 1,5 миллиарда в 2050 году), поднимать сотни миллионов, и, возможно, целых полмиллиарда из бедности в следующие тридцать лет, и в то же время сократить свои выбросы и использование ресурсов? Все модели экономического развития, доступные Индии, приведут к огромным выбросам, образованию гор отходов, чрезмерному использованию ресурсов и еще большему загрязнению, и, таким образом, усугубят глобальную проблему устойчивости. Однако Индия с некоторым основанием утверждает, что было бы несправедливо отказывать сотням миллионов ее жителей в улучшении условий жизни, и поэтому она должна стремиться к стандартам, достигнутым европейцами и американцами, используя одинаковый подход к развитию. В идеальном мире Индия была бы абсолютно права. Но, как будет показано в книге, это невозможно, и эта проблема заключает в себе вызов устойчивого развития для развивающегося мира.
Не только Индия нуждается в одновременном стремлении к устойчивости и развитию. Несмотря на огромный прогресс в борьбе с нищетой во всем мире (в основном в Китае), многие люди в глобальном большинстве все еще не обеспечены базовыми потребностями. По данным Всемирного банка, 700 миллионов человек по-прежнему живут менее чем на 2 доллара США в день. Каждый десятый человек не имеет доступа к чистой воде. У каждого третьего нет нормального туалета, несмотря на наличие мобильного телефона. Затем у вас есть сотни миллионов, которые, хотя и не живут в условиях крайней нищеты, все же не имеют достаточно комфортного уровня жизни, доступа к хорошему образованию, безопасному дому и медицинскому обслуживанию для себя и своих семей.
Однако нынешние попытки развивающихся стран улучшить условия жизни своего народа, успешно борясь с крайней нищетой, также имели огромные последствия в плане ухудшения состояния окружающей среды и истощения ресурсов, не говоря уже о социальных издержках. Тесные города с неадекватным жильем задыхаются от смога и плохой утилизации отходов, что создает огромные риски для здоровья населения. Древние леса, резервуары биоразнообразия, вырубаются, чтобы освободить место для плантаций. Подземные воды и водные пути загрязнены мусором, промышленными и сельскохозяйственными химикатами и человеческими отходами. Затем добавьте выбросы углерода, которые, вероятно, будут добавлены строительством новых электростанций, массовым ростом количества владельцев автомобилей и расширением сельского хозяйства (среди прочего), и вы увидите, как это быстро становится глобальной проблемой даже если воздействие наиболее ощутимо на местном уровне.
Таким образом, развивающиеся страны, такие как Индия, в настоящее время застряли перед дилеммой. Развиваются ли они, используя доступные им модели, и рискуют ли они нанести ущерб, если не уничтожить, окружающей среде и еще больше обнищать свой народ? Врут и обещают своему народу западные стандарты жизни, несмотря на то, что это приведет к разорению? Суровая правда в том, что они не могут.