Возникновение и развитие сознания: 3.3. Возникновение и развитие сознания

3.3. Возникновение и развитие сознания

Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности рассуждать и мыслить абстрактно, размышлять о своем прошлом, критически оценивая его и думать о будущем, разрабатывая и реализуя рассчитанные на него планы и программы. Все это вместе взятое связано со сферой человеческого сознания.

Возникновение сознания человека явилось качественно новым этапом развития психики и представляет собой высший уровень развития психики. Сознаниевысшая, свойственная только человеку, форма психического отражения объективной действительности, опосредованная общественно-исторической деятельностью людей. Его развитие обусловлено социальными условиями. Сознание человека носит всегда целенаправленный и активный характер.

Основной предпосылкой и условием возникновения сознания человека явилось развитие человеческого мозга. Становление человеческого сознания было длительным процессом, органически связанным с общественно трудовой деятельностью.

Возникновение трудовой деятельности коренным образом изменило отношение человека к окружающей среде.

Сказанное позволяет говорить о том, что ведущим фактором, влияющим на развитие сознания, была трудовая деятельность, основанная на совместном употреблении орудий труда. Труд − это процесс, связывающий человека с природой, процесс воздействия человека на природу. Для труда характерно: употребление и изготовление орудий; осуществление в условиях совместной коллективной деятельности. Основой перехода к сознанию человека явился труд людей, представляющий собой их совместную деятельность, направленную на общую цель и существенно отличающуюся от любых действий животных.

В процессе трудовой деятельности развивались и закреплялись функции руки, которая приобретала большую подвижность, совершенствовалось ее анатомическое строение. Однако рука развивалась не только как хватательное орудие, но и как орган познания. Трудовая деятельность привела к тому, что активно действующая рука постепенно превращалась в специализированный орган активного осязания.

Дальнейшее развитие психики на уровне человека согласно материалистической точке зрения идет в основном за счет памяти, речи, мышления и сознания благодаря усложнению деятельности и совершенствованию орудий труда, выступающих как средства исследования окружающего мира, изобретению и широкому использованию знаковых систем. У человека наряду с низшими уровнями организации психических процессов, которые ему даны от природы, возникают и высшие.

Ускоренному психическому развитию людей способствовали три основные достижения человечества: изобретение орудий труда, производство предметов материальной и духовной культуры и возникновение языка и речи. С помощью орудий труда человек получил возможность воздействовать на природу и глубже ее познавать. Первые такие орудия − топор, нож, молоток − одновременно служили и той и другой цели. Человек изготавливал предметы домашнего обихода и изучал свойства мира, не данные непосредственно органам чувств.

Совершенствование орудий и выполняемых с их помощью трудовых операций вело, в свою очередь, к преобразованию и улучшению функций руки, благодаря чему она превратилась со временем в самое тонкое и точное из всех орудий трудовой деятельности. На примере руки учился познавать действительность глаз человека, она же способствовала развитию мышления и создавала основные творения человеческого духа. С расширением знаний о мире возрастали возможности человека, он приобретал способность быть независимым от природы и по разумению изменять свою собственную природу (имеются в виду человеческое поведение и психика).

Создаваемые людьми многих поколений предметы материальной и духовной культуры не пропадали бесследно, а передавались и воспроизводились из поколения в поколение, совершенствуясь. Новому поколению людей не было необходимости изобретать их заново, достаточно было обучиться пользоваться ими с помощью других людей, уже умеющих это делать.

Следующие поколения усваивали знания, умения и навыки, выработанные предыдущими, и тем самым также становились цивилизованными людьми. Более того, поскольку этот процесс очеловечивания начинается с первых дней жизни и дает свои видимые результаты довольно рано, у индивида сохранялась возможность внести свой, личный вклад в копилку цивилизации и тем самым умножить достижения человечества. Так, постепенно, ускоряясь, из века в век совершенствовались творческие способности людей, расширялись и углублялись их знания о мире, все выше поднимая человека над всем остальным животным миром.

Если на миг представить себе, что произошла всемирная катастрофа, в результате которой погибли люди, имеющие соответствующие способности, был уничтожен мир материальной и духовной культуры и выжили только малые дети, то в своем развитии человечество было бы отброшено на десятки тысяч лет назад, так как некому и не на чем было бы учить детей становиться людьми.

Самым значительным изобретением человечества, оказавшим ни с чем не сравнимое влияние на развитие людей, стали знаковые системы. Они дали толчок для развития математики, инженерии, науки, искусства, других областей человеческой деятельности. Появление буквенной символики привело к возможности записи, хранения и воспроизведения информации. Отпала необходимость держать ее в голове отдельного человека, исчезла опасность безвозвратной утраты из-за потери памяти или ухода хранителя информации из жизни.

Необходимо отметить, что сознание является высшим уровнем психического отражения. Однако, область психического шире области осознанного. Это те явления, приемы, свойства и состояния, которые возникают, но человеком не осознаны. Бессознательной может быть мотивация действий и поступков, совершаемых человеком. Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, свойствах и состояниях человека. Есть бессознательные зрительные, слуховые ощущения, неосознанные образы восприятия могут проявляться в феноменах, связанных с узнаваемыми ранее виденного, в чувстве знакомости. Бессознательно запомнившееся часто определяет содержание мысли человека. В настоящее время вопрос об отношениях между бессознательным и сознательным остается сложным и не решается однозначно.

ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ СОЗНАНИЯ

Сознание человека возникло и развивалось в общественный период его существования, и история становления сознания не выходит, вероятно, за рамки тех нескольких десятков тысяч лет, которые мы относим к истории человеческого общества. Главным условием возникновения и развития человеческого сознания является совместная продуктивная опосредованная речью орудийная деятельность людей. Это такая деятельность, которая требует кооперации, общения и взаимодействия людей друг с другом. Она предполагает создание такого продукта, который всеми участниками совместной деятельности сознается как цель их сотрудничества. Индивидуальное сознание на заре истории человечества возникло, вероятно (об этом сейчас, по прошествии десятков тысяч лет, трудно судить определенно), в процессе коллективной деятельности как необходимое условие ее организации: ведь для того чтобы вместе людям заниматься каким-либо делом, каждый из них должен ясно представлять себе цель их совместной работы. Эта цель должна быть означена, т.е. определена и выражена в слове.
Точно так же, по-видимому, в онтогенезе возникает и начинает развиваться индивидуальное сознание ребенка. Для его становления также необходимы совместная деятельность и активное общение взрослого с ребенком, выделение, осознание и словесное обозначение цели взаимодействия. С самого начала фило- и онтогенетического возникновения и развития челове-

ческого сознания его субъективным носителем становится речь, которая вначале выступает как средство общения (сообщения), а затем становится средством мышления (обобщения).
Прежде чем стать достоянием индивидуального сознания, слово и связанное с ним содержание должны получить общее значение для пользующихся ими людей. Это впервые и происходит в совместной деятельности. Получив свое всеобщее значение, слово затем проникает в индивидуальное сознание и становится его достоянием в форме значений и смыслов. Следовательно, вначале появляется коллективное, а затем индивидуальное сознание, причем такая последовательность развития характерна не только для филогенеза, но и для онтогенеза сознания. Индивидуальное сознание ребенка формируется на базе и при условии существования коллективного сознания путем его присвоения (интериоризации, социализации).

Особо важное значение для развития человеческого сознания имеет продуктивный, творческий характер человеческой деятельности. Сознание предполагает осознание человеком не только внешнего мира, но и самого себя, своих ощущений, образов, представлений и чувств. Иного пути осознания этого, кроме получения возможности «видения» собственной психологии, опредмеченной в творениях, для человека нет. Образы, мысли, представления и чувства людей материально воплощаются в предметах их творческого труда и при последующем восприятии этих предметов именно как воплотивших в себе психологию их творцов становятся осознанными. Поэтому творчество есть путь и средство самопознания и развития сознания’ человека через восприятие им своих собственных творений.
В начале своего развития сознание человека является направленным на внешний мир. Человек осознает, что находится вне его, благодаря тому, что с помощью данных ему от природы органов чувств видит, воспринимает этот мир как отделенный от него и существующий независимо от него. Позднее появляется рефлексивная способность, т.е. осознание того, что сам человек для себя может и должен стать объектом познания. Такова последовательность стадий развития сознания в фило- и онтогенезе. Данное первое направление в развитии сознания можно обозначить как рефлексивное.
Второе направление связано с развитием мышления и постепенным соединением мысли со словом. Мышление человека, развиваясь, все больше проникает в суть вещей. Параллель-

но с этим развивается язык, используемый для обозначения добываемых знаний. Слова языка наполняются все более глубоким смыслом и, наконец, когда развитие получают науки, превращаются в понятия. Слово-понятие и есть единица сознания, а направление, в русле которого оно возникает, можно обозначить как понятийное.
Каждая новая историческая эпоха своеобразно отражается в сознании ее современников, и с изменением исторических условий существования людей меняется их сознание. Филогенез его развития можно, таким образом, представить в историческом ракурсе. Но то же самое справедливо и в отношении сознания человека в ходе его онтогенетического развития, если благодаря произведениям культуры, созданным людьми, индивид все глубже проникает в психологию живших до него народов. Это направление в развитии сознания есть смысл обозначить как историческое.
В данный момент истории сознание людей продолжает развиваться, причем это развитие, по-видимому, идет с известным ускорением, вызванным ускоренными темпами научного, культурного и технического прогресса. Такой вывод можно сделать на основании того, что все процессы, описанные выше в основных направлениях преобразования сознания, существуют и усиливаются.
Магистральным направлением дальнейшего развития человеческого сознания становится расширение сферы осознаваемого человеком в себе и окружающем мире. Это, в свою очередь, связано с совершенствованием средств материального и духовного производства, с начавшейся в мире социально-экономической революцией, которая со временем должна перерасти в революцию культурно-нравственную.
Первые признаки такого перехода мы начинаем замечать уже сейчас. Это — рост экономического благосостояния разных народов и стран, изменение их идеологии и политики как на международной, так и на внутренней арене, снижение межгосударственного военного противоборства, повышение значимости религиозных, культурных и нравственных ценностей в общении людей друг с другом. Параллельным курсом идет проникновение человека в тайны жизни, макро- и микромира. Благодаря успехам науки расширяется сфера познания и управления человеком, власти над собой и миром, значительно повышаются человеческие творческие возможности и, соответственно, сознание людей.

Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.

Главная страница =>библиотека=>оглавление

Возникновение сознания и его роль в развитии человека

. 2003 Октябрь; 1001: 104-33.

doi: 10.1196/анналы.1279.007.

Майкл Льюис 1

принадлежность

  • 1 Институт изучения детского развития, Медицинская школа Роберта Вуда Джонсона, Нью-Брансуик, Нью-Джерси 08903, США. [email protected]
  • PMID: 14625358
  • DOI: 10.1196/анналы.1279.007

Майкл Льюис. Энн Н.Ю. Академия наук. 2003 Октябрь

. 2003 Октябрь; 1001: 104-33.

дои: 10.1196/Анналы.1279.007.

Автор

Майкл Льюис 1

принадлежность

  • 1 Институт изучения детского развития, Медицинская школа Роберта Вуда Джонсона, Нью-Брансуик, Нью-Джерси 08903, США. lewis@umdnj. edu
  • PMID: 14625358
  • DOI: 10.1196/анналы.1279.007

Абстрактный

В этой статье я говорю о нескольких проблемах, связанных с самостью и сознанием. Я делаю это с точки зрения развития, поскольку такая точка зрения может обеспечить основу, помогающую понять сознание, наблюдаемое у взрослого человека. Вкратце, два процесса, которые я назову механизмом самости и ментальным состоянием представления обо мне, развиваются в течение первых двух лет жизни ребенка. Более того, и, может быть, не менее важным является тот факт, что развитие сознания (представление о себе) обеспечивает основу для развития социального и эмоционального развития ребенка и является первым шагом в развитии у ребенка других психических состояний, обеспечивающих основа теории сознания. Сначала я исследую, что такое «я» и чем оно не является; затем я представлю модель развития, которая обеспечивает способ измерения раннего представления обо мне или сознании. Показав, как измерить это психическое состояние, я покажу, как оно влияет на развитие теории психики, а также на эмоциональную и социальную жизнь ребенка. Наконец, я обращусь к возникновению явного и имплицитного сознания.

Похожие статьи

  • Происхождение и использование самосознания или мысленного представления меня.

    Льюис М. Льюис М. Сознательное Познание. 2011 март; 20(1):120-9. doi: 10.1016/j.concog.2010.11.002. Epub 2010 14 декабря. Сознательное Познание. 2011. PMID: 21159524 Обзор.

  • Развитие человека IX: модель целостности человека, его сознания и коллективного сознания.

    Вентегодт С., Хермансен Т.Д., Фленсборг-Мадсен Т., Ральд Э., Нильсен М.Л., Меррик Дж. Вентегодт С. и соавт. Журнал «Научный мир». 2006 14 ноября; 6: 1454-9. doi: 10.1100/tsw.2006.258. Журнал «Научный мир». 2006. PMID: 17115085 Бесплатная статья ЧВК.

  • [Приобретены диски. Корковый механизм, ответственный за возникновение и развитие социального бытия.

    Йожеф К. Йожеф К. Нейропсихофармакол Хунг. 2007 окт; 9(3): 151-66. Нейропсихофармакол Хунг. 2007. PMID: 18399034 Обзор. Венгерский.

  • Латентность и способность размышлять о психических состояниях.

    Джемерин Дж.М. Джемерин Дж. М. Психоанальное исследование ребенка. 2004;59:211-39. doi: 10.1080/00797308.2004. 11800739. Психоанальное исследование ребенка. 2004. PMID: 16240613

  • Младенческая интерсубъективность: исследования, теория и клиническое применение.

    Тревартен С., Эйткен К.Дж. Тревартен С. и соавт. J Детская психологическая психиатрия. 2001 Январь; 42 (1): 3-48. J Детская психологическая психиатрия. 2001. PMID: 11205623 Обзор.

Посмотреть все похожие статьи

Цитируется

  • Иллюзия enfacement при расстройствах аутистического спектра: как межличностная мультисенсорная стимуляция влияет на распознавание лица.

    Делторт Н., Свенсен Дж., Бувар М., Казалетс Дж. Р., Аместой А. Делторт Н. и др. Фронтовая психиатрия. 2022 3 ноября; 13:946066. doi: 10.3389/fpsyt.2022.946066. Электронная коллекция 2022. Фронтовая психиатрия. 2022. PMID: 36405905 Бесплатная статья ЧВК.

  • Лонгитюдное исследование формирующегося «Я» в возрасте от 9 месяцев до 4 лет.

    Кристен-Антонов С., Содиан Б., Перст Х., Ликата М. Кристен-Антонов С. и др. Фронт Псих. 2015 10 июня; 6:789. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00789. Электронная коллекция 2015. Фронт Псих. 2015. PMID: 26113834 Бесплатная статья ЧВК.

  • Кумулятивный биомедицинский риск и социальное познание на втором году жизни: прогнозирование и сдерживание чутким воспитанием.

    Уэйд М., Мэдиган С., Акбари Э., Дженкинс Дж.М. Уэйд М. и др. Фронт Псих. 2015 1 апреля; 6:354. doi: 10.3389/fpsyg.2015.00354. Электронная коллекция 2015. Фронт Псих. 2015. PMID: 25883576 Бесплатная статья ЧВК.

  • Другое во мне: межличностная мультисенсорная стимуляция изменяет мысленное представление о себе.

    Таджадура-Хименес А., Грел С., Цакирис М. Таджадура-Хименес А. и соавт. ПЛОС Один. 2012;7(7):e40682. doi: 10.1371/journal.pone.0040682. Epub 2012 13 июля. ПЛОС Один. 2012. PMID: 22866177 Бесплатная статья ЧВК. Клиническое испытание.

  • Самопрезентация у детей с расстройствами аутистического спектра и без них.

    Кармоди Д.П., Льюис М. Кармоди Д.П. и др. Детская психиатрия Хум Дев. 2012 г., апрель; 43 (2): 227–37. doi: 10.1007/s10578-011-0261-2. Детская психиатрия Хум Дев. 2012. PMID: 22011811

Просмотреть все статьи «Цитируется по»

Типы публикаций

термины MeSH

Как развивалось сознание? — The Atlantic

Наука

Нейробиолог о том, как мы начали осознавать себя

Майкл Грациано

Крис Хелгрен / Рейтер

О происхождении Чарльза5 опубликовано1 Вид в 1859 году, эволюция была великой объединяющей теорией биологии. Тем не менее, одна из наших самых важных биологических черт, сознание, редко изучается в контексте эволюции. Теории сознания исходят из религии, философии, когнитивной науки, но не столько из эволюционной биологии. Может быть, поэтому так мало теорий смогли ответить на такие основные вопросы, как: какова адаптивная ценность сознания? Когда он возник и у каких животных он есть?

Теория схемы внимания (AST), разработанная за последние пять лет, может дать ответы на эти вопросы. Теория предполагает, что сознание возникает как решение одной из самых фундаментальных проблем, стоящих перед любой нервной системой: постоянно поступает слишком много информации, чтобы ее можно было полностью обработать. Мозг развивал все более сложные механизмы для глубокой обработки нескольких избранных сигналов за счет других, и в AST сознание является конечным результатом этой эволюционной последовательности. Если теория верна — а это еще предстоит определить, — то сознание развивалось постепенно в течение последних полумиллиарда лет и присутствует у целого ряда видов позвоночных.

Нейроны действуют как кандидаты на выборах, каждый кричит и пытается подавить своих собратьев.

Еще до появления центрального мозга нервные системы использовали простой вычислительный трюк: конкуренцию. Нейроны действуют как кандидаты на выборах, каждый кричит и пытается подавить своих собратьев. В любой момент только несколько нейронов побеждают в этой напряженной конкуренции, их сигналы возвышаются над шумом и влияют на поведение животного. Этот процесс называется избирательным усилением сигнала, и без него нервная система практически ничего не может.

Мы можем сделать хорошее предположение, когда селективное усиление сигнала впервые появилось в процессе эволюции, путем сравнения различных видов животных, что является распространенным методом в эволюционной биологии. У гидры, маленького родственника медузы, возможно, самая простая известная нервная система — нервная сеть. Если куда-то ткнуть гидру, она дает обобщенный ответ. Он не показывает никаких признаков выборочной обработки одних ударов при стратегическом игнорировании других. Раскол между предками гидр и других животных, согласно генетическому анализу, мог произойти еще 700 миллионов лет назад. Избирательное усиление сигнала, вероятно, развилось после этого.

Глаз членистоногого, с другой стороны, имеет один из наиболее изученных примеров селективного усиления сигнала. Он обостряет сигналы, связанные с визуальными границами, и подавляет другие визуальные сигналы, создавая контурный набросок мира. Таким образом, избирательное усиление, вероятно, возникло где-то между гидрами и членистоногими — примерно между 700 и 600 миллионами лет назад, близко к началу сложной многоклеточной жизни. Избирательное усиление сигнала настолько примитивно, что даже не требует центрального мозга. Глаз, сеть сенсорных датчиков на теле и слуховая система могут иметь свои собственные локальные версии внимания, фокусируясь на нескольких избранных сигналах.

Следующим эволюционным достижением стал централизованный контроллер внимания, который мог координировать работу всех органов чувств. У многих животных этим центральным контроллером является область мозга, называемая тектумом. ( Tectum означает крыша на латыни, и он часто покрывает верхнюю часть мозга.) Он координирует нечто, называемое открытым вниманием, — направляет спутниковые тарелки глаз, ушей и носа на что-то важное.

Все позвоночные — рыбы, рептилии, птицы и млекопитающие — имеют тектум. Она есть даже у миног, и они появились так рано в эволюции, что у них даже нет нижней челюсти. Но, насколько известно, тектум отсутствует у всех беспозвоночных. Тот факт, что он есть у позвоночных, а у беспозвоночных отсутствует, позволяет нам ограничить его эволюцию. Согласно ископаемым и генетическим данным, позвоночные эволюционировали около 520 миллионов лет назад. Тектум и центральный контроль внимания, вероятно, развились примерно в то время, во время так называемого Кембрийского взрыва, когда позвоночные были крошечными извивающимися существами, конкурирующими с огромным количеством беспозвоночных в море.

Даже если вы повернулись спиной к объекту, ваша кора по-прежнему может сосредоточить на нем свои ресурсы обработки.

Тектум — прекрасный образец инженерной мысли. Чтобы эффективно управлять головой и глазами, он строит нечто, называемое внутренней моделью, — функция, хорошо известная инженерам. Внутренняя модель — это симуляция, которая отслеживает все, что находится под контролем, и позволяет прогнозировать и планировать. Внутренняя модель тектума представляет собой набор информации, закодированной в сложной схеме активности нейронов. Эта информация имитирует текущее состояние глаз, головы и других основных частей тела, делая прогнозы о том, как эти части тела будут двигаться дальше, и о последствиях их движения. Например, если вы переместите глаза вправо, визуальный мир должен сместиться на вашей сетчатке влево предсказуемым образом. Тектум сравнивает прогнозируемые визуальные сигналы с фактическими визуальными входными данными, чтобы убедиться, что ваши движения идут по плану. Эти вычисления необычайно сложны и, тем не менее, стоят дополнительной энергии для улучшения управления движением. У рыб и земноводных тектум является вершиной сложности и самой большой частью мозга. У лягушки довольно хорошая имитация самой себя.

В процессе эволюции рептилий около 350–300 миллионов лет назад начала формироваться новая структура мозга — вульст. Птицы унаследовали вульст от своих предков-рептилий. Млекопитающие тоже, но нашу версию обычно называют корой головного мозга, и она сильно расширилась. Это, безусловно, самая большая структура в человеческом мозгу. Иногда вы слышите, как люди называют рептильный мозг грубой, автоматической частью, оставшейся после удаления коры, но это неверно. Кора головного мозга происходит от рептилий, а рептилии, вероятно, умнее, чем мы думаем.

Кора похожа на модернизированный тектум. У нас еще есть тектум, погребенный под корой, и он выполняет те же функции, что и у рыб и амфибий. Если вы слышите внезапный звук или видите движение краем глаза, ваш тектум направляет ваш взгляд на него быстро и точно. Кора также принимает сенсорные сигналы и координирует движения, но у нее более гибкий репертуар. В зависимости от контекста вы можете смотреть в сторону, отводить взгляд, издавать звук, танцевать или просто сохранять сенсорное событие в памяти на случай, если информация пригодится в будущем.

Самое важное различие между корой и тектумом может заключаться в том, какое внимание они контролируют. Тектум является мастером открытого внимания, направляя сенсорный аппарат на что-то важное. Кора повышает ставку с помощью так называемого скрытого внимания. Вам не нужно смотреть прямо на что-то, чтобы тайно обратить на это внимание. Даже если вы отвернулись от объекта, ваша кора все еще может сосредоточить на нем свои ресурсы обработки. Ученые иногда сравнивают скрытое внимание с прожектором. (Эта аналогия впервые была предложена генетиком Фрэнсисом Криком.) Ваша кора может переключать скрытое внимание с текста перед вами на человека поблизости, на звуки на заднем дворе, на мысль или воспоминание. Скрытое внимание — это виртуальное перемещение глубокой обработки от одного объекта к другому.

Кора головного мозга должна контролировать это виртуальное движение, и поэтому, как любому эффективному контроллеру, ей нужна внутренняя модель. В отличие от тектума, который моделирует конкретные объекты, такие как глаза и голова, кора должна моделировать нечто гораздо более абстрактное. Согласно AST, он делает это путем построения схемы внимания — постоянно обновляемого набора информации, которая описывает, что скрытое внимание делает в каждый момент времени и каковы его последствия.

«Во мне есть что-то неосязаемое. Это не глазное яблоко, не голова и не рука. Он существует без субстанции…»

Рассмотрим маловероятный мысленный эксперимент. Если бы вы могли каким-то образом присоединить внешний речевой механизм к крокодилу, и речевой механизм имел бы доступ к информации в этой схеме внимания в крокодильем влечении, этот технологичный крокодил мог бы сообщить: «У меня внутри что-то неосязаемое. Это не глазное яблоко, не голова и не рука. Он существует без субстанции. Это мое ментальное владение вещами. Он перемещается от одного набора предметов к другому. Когда этот таинственный процесс во мне улавливает что-то, он позволяет мне понять, вспомнить и ответить».

Крокодил, конечно, ошибся. Скрытое внимание неосязаемо. У него есть физическая основа, но эта физическая основа лежит в микроскопических деталях нейронов, синапсов и сигналов. Мозгу нет необходимости знать эти детали. Таким образом, схема внимания стратегически расплывчата. Он изображает скрытое внимание физически бессвязным образом, как нефизическую сущность. А это, согласно теории, и есть происхождение сознания. Мы говорим, что у нас есть сознание, потому что глубоко в мозгу что-то довольно примитивное вычисляет это полумагическое самоописание. Увы, крокодилы не умеют толком разговаривать. Но в этой теории у них, вероятно, есть хотя бы простая форма схемы внимания.

Когда я думаю об эволюции, мне вспоминается знаменитая цитата Тедди Рузвельта: «Там, где ты есть, делай, что можешь, с тем, что имеешь». Эволюция является мастером такого рода оппортунизма. Плавники становятся ногами. Жаберные дуги становятся челюстями. И модели себя становятся моделями других. В AST схема внимания сначала развивалась как модель собственного скрытого внимания. Но как только базовый механизм был создан, согласно теории, он был дополнительно адаптирован для моделирования состояний внимания других, чтобы обеспечить возможность социального предсказания. Мозг не только смог приписать сознание себе, он начал приписывать сознание другим.

Если у млекопитающих и птиц присутствует базовая способность приписывать осознание другим, то она может иметь происхождение от их общего предка, рептилий.

Когда психологи изучают социальное познание, они часто сосредотачиваются на так называемой теории разума, способности понимать возможное содержание чужого разума. Некоторые из более сложных примеров ограничены людьми и обезьянами. Но эксперименты показывают, что собака может посмотреть на другую собаку и понять: «Знает ли она меня?» Вороны также демонстрируют впечатляющую теорию разума. Если они прячут пищу, когда другая птица наблюдает, они будут ждать отсутствия другой птицы, а затем снова спрячут тот же кусок пищи, как будто они могут вычислить, что другая птица знает об одном укрытии, но не знает о другом. Если у млекопитающих и птиц присутствует базовая способность приписывать сознание другим, то она может иметь происхождение от их общего предка, рептилий. В эволюционной истории AST социальное познание начинает развиваться вскоре после того, как эволюционировали рептилии. Крокодилы могут быть не самыми социально сложными существами на земле, но они живут большими сообществами, заботятся о своих детенышах и могут быть верными, хотя и несколько опасными домашними животными.

Если AST верна, 300 миллионов лет эволюции рептилий, птиц и млекопитающих позволили модели себя и социальной модели развиваться в тандеме, при этом каждая из них влияет на другую. Мы понимаем других людей, проецируя себя на них. Но мы также понимаем себя, рассматривая то, как нас могут видеть другие люди. Данные моей собственной лаборатории показывают, что корковые сети в человеческом мозгу, которые позволяют нам приписывать сознание другим, в значительной степени пересекаются с сетями, которые создают наше собственное ощущение сознания.

Язык — это, возможно, последний большой скачок в эволюции сознания. Никто не знает, когда впервые появился человеческий язык. Наверняка у нас это было к 70 тысячам лет назад, когда люди начали расселяться по миру, так как все рассеявшиеся группы имеют сложный язык. Отношения между языком и сознанием часто обсуждаются, но мы можем быть уверены, по крайней мере, в следующем: как только мы разработаем язык, мы сможем говорить о сознании и обмениваться мнениями. Мы могли бы сказать вслух: «Я осознаю вещи. Как и она. Как и он. Как и эта чертова река, которая только что пыталась стереть с лица земли мою деревню.

Если ветер шелестит травой, а вы ошибочно принимаете его за льва, ничего страшного. Но если вам не удастся обнаружить настоящего льва, вас исключат из генофонда.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts