Впф по выготскому: Высшие психические функции — Психологос

Высшие психические функции — Психологос

01 октября 2022 г., 21:54

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом.

Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.

Высшие психические функции — культурные, а не натуральные психические процессы, они детерминированы не генетикой, а обществом и человеческой культурой.

Еще раз основные пункты, характеризующие ВПФ. Это функции:

  • Социальные по своему происхождению — говорит о том, что это не нечто врожденное, эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр.). Основной механизм — интериоризация, овнутрение внешнего во внутреннее.
  • Опосредованные по строению — внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом — представления о том, что в культуре принято и понятно.
  • Произвольные по характеру регуляции — человек может ими сознательно управлять.

Список ВПФ

К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции — вопрос спорный.

Основная трудность здесь в том, что по определению ВПФ — функции произвольные, а произвольность второго списка под вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.

  • Высшие психические функции

Комментарии (7):

Н., 03 сентября 2015 г., 21:05

Н.П. Бехтерева относит к ним и внимание.

2

ответа

Гость, 18 октября 2017 г. , 13:48

Относят. Но как-то не уверенно ;))

Гость, 21 сентября 2018 г., 15:29

Произвольное относят, непроизвольное нет 🙂

Гость, 22 мая 2019 г., 23:45

Для массовой личности и первый список непроизволен..

Гость, 13 октября 2019 г., 15:25

Почему восприятие и память определены культурой, а не генетикой?

1

ответ

Гость, 02 декабря 2019 г., 15:06

Восприятие мира навязывается средой. На счет памяти тоже думал, но ответа не нашел.

1

ответ

Гость, 14 марта 2020 г., 21:18

Узелок, на память!)

Материалы по теме:

01 окт. 2022 г.

Формирование высших психических функций

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Характеристики высших психических функций

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Интериоризация

Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л. С. Выготским.

3Подробнее

01 окт. 2022 г.

Психофизиологическая основа высших психических функций

0Подробнее

01 окт. 2022 г.

Высшие психические функции в прикладных направления современной психологической науки

0Подробнее

Высшие психические функции. Что такое «Высшие психические функции»? Понятие и определение термина «Высшие психические функции» – Глоссарий

Глоссарий. Психологический словарь.

  • А
  • Б
  • В
  • Г
  • Д
  • Ж
  • З
  • И
  • К
  • Л
  • М
  • Н
  • О
  • П
  • Р
  • С
  • Т
  • У
  • Ф
  • Х
  • Ц
  • Ч
  • Ш
  • Э
  • Я

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) – одно из важнейших центральных понятий современной психологии. Понятие введено Л.С. Выготским, в дальнейшем разрабатывалось А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и другими.

Выготский выделял два уровня психических функций. Низший уровень – натуральные психические функции, обусловленные генотипом и формирующиеся под воздействием наследственных факторов. Культурные (высшие) психические функции формируются при жизни человека на основе натуральных под влиянием социокультурной среды. К высшим психическим функциям относят воображение, память, мышление и т.д.

Высшие психические функции появляются в процессе взаимодействия между ребенком и взрослым, через некоторое время ребенок может перенести механизмы управления ими во внутренний план (это называется интериоризацией).

Важной особенностью этих сложных психических процессов является опосредованность. Основным средством опосредования Высших психических функций является речь.

Высшие психические функции – результат системной работы мозга, ни одна из них не закреплена за определенным участком мозга. При появлении на определенном этапе развития ребенка какой-либо психической функции различные мозговые центры начинают сообща работать на то, чтобы она правильно сформировалась и развивалась.

Понятие высшие психические функции не только используется в общей психологии, но и широко применяется в прикладных сферах, активно используется в педагогической психологии, патопсихологии и нейропсихологии.

< Вуайеризм

Выученная беспомощность >

Популярные термины

    Высшие психические функции

    Зачем ребенку воображение?

    Что мы знаем о мире, в котором живут дети? Мульгерои и говорящие животные, сказочные сокровища, волшебные приключения… Реальный мир увлекает малыша не меньше, чем сказочный, и именно от воображения зависит развитие ребенка: как он будет адаптироваться в изменяющейся среде и чем сможет заниматься в будущем.

    Новости СМИ2

    новое на сайте

    • «Выбираю разочарованных в девушках мужчин, чтобы показать им настоящую любовь»
    • «Видимся с парнем раз в один-два месяца: карьера для него важнее отношений»
    • Секс без обязательств: большой разбор с психологами — изучите все плюсы и минусы
    • «Один раз на всю жизнь»: как выбрать супруга и гарантировать счастье — мнение психолога
    • Нормальный мужчина XXI века: какой он? 7 ключевых идей
    • «Будущий зять странно себя ведет. Что мне делать, если мы работаем вместе?»
    • Манипуляция — это нормально. Как обращаться с теми, кто вами манипулирует
    • Психосоматика насморка: какая эмоция может провоцировать заложенность носа?

    Сегодня читают

    • «Муж уехал в другую страну, оставив меня одну с маленьким ребенком и ипотекой»
    • «Вышла замуж за иностранца и оказалась в плену у абьюзера»
    • «Для мужа я „резиновая Зина“, уборщица и прачка»
    • Что мужчины ценят в женщинах: согласитесь ли вы с мнениями героев?

    Psychologies приглашает

    Telegram-канал Psychologies

    ПОДПИСАТЬСЯ

    новый номерОСЕНЬ 2022 №71

    Подробнее

    спецпроекты

    Зона ближайшего развития Выготского и строительные леса

    Выготский создал концепцию зоны ближайшего развития, часто сокращенно ЗБР, которая стала центральной частью его теории. Язык — это способ, с помощью которого ребенок общается с другими людьми после рождения и продолжает учиться, взаимодействуя с окружающими. Основываясь на своей идее социального взаимодействия как основы обучения, он поднял вопрос о ценности наставника или учителя в жизни ученика.

    См. также: Теория андрагогии – Малкольм Ноулз

    Выготский сделал ряд противоречивых заявлений, противоречащих видным в то время исследованиям в области образования. Он отверг идею о том, что идеального возраста для обучения не существует, и вместо этого ввел идеальные этапы обучения, аналогично мнению Пиаже. Он также объяснил, что при поступлении в школу когнитивный рост у учащихся с более высоким интеллектом увеличивался меньше, чем у учащихся с более низким интеллектом. Он ввел этот термин относительное достижение, метод, который подчеркивает отправную точку обучения студентов, а не только конечный результат. Это привело Выготского к идее «зоны ближайшего развития», поскольку она оценивала изменение когнитивного развития учащихся, а не только конечный результат. Учащиеся получают непосредственную пользу от социального взаимодействия в классе и, в идеале, раскрывают свой учебный потенциал с помощью своего учителя.

    Выготский последовательно определяет зону ближайшего развития как разницу между текущим уровнем когнитивного развития и потенциальным уровнем когнитивного развития. Он утверждает, что учащийся может достичь своей цели обучения, выполняя задачи по решению проблем со своим учителем или общаясь с более компетентными сверстниками. Выготский считал, что ученик не сможет достичь того же уровня обучения, работая в одиночку. Когда учащийся покидает свою зону текущего развития, он проходит через зону ближайшего развития к своей цели обучения.

    Зона ближайшего развития состоит из двух важных компонентов: потенциального развития учащегося и роли взаимодействия с окружающими. Обучение происходит в зоне ближайшего развития после выявления текущих знаний. Потенциальное развитие — это просто то, чему студент способен научиться.

    См. также: Проблемно-ориентированное обучение (PBL)

    Чтобы помочь учащимся достичь независимости, Выготский назвал строительные леса инструментом роста. Учащиеся выполняют небольшие управляемые шаги, чтобы достичь цели. Работа в сотрудничестве с опытным инструктором или более знающими сверстниками помогает учащимся устанавливать связи между понятиями.

    По мере того, как учащиеся растут в своей зоне ближайшего развития и становятся более уверенными в себе, они отрабатывают новые задачи при социальной поддержке, которая их окружает. Выготский утверждает, что обучение происходит через целенаправленное, значимое взаимодействие с другими.

    Как Выготский влияет на обучение

    Многие психологи, в том числе Пиаже и Бандура, оценивали влияние культуры на обучение, однако только Выготский утверждает, что они неразрывно связаны друг с другом. Он считал, что исследования должны анализировать человека в обществе, а не самого человека. Только тогда вы сможете наблюдать за уровнем роста, поскольку именно социальное взаимодействие способствует умственному развитию. Хотя считается, что мораль, ценности и мысли находятся под влиянием общества, процесс обучения не рассматривается как нечто, чему имитируют. Выготский подчеркнул, что взаимодействие с другими людьми приводит к росту за счет установления связей между концепциями. Подводя итог, взгляды Выготского на когнитивное развитие можно сгруппировать в четыре основных пункта, изложенных следующим образом:

    • отношения между учеником и учителем занимают центральное место в обучении;
    • общество и культура влияют на отношение и убеждения учащегося к учебе и образованию;
    • язык является основным средством, используемым в развитии обучения у детей, включая передачу социокультурных влияний; и
    • студентов получают большую пользу в программах, проводимых под руководством студентов, поскольку они могут использовать социальное взаимодействие для достижения своего потенциального уровня развития.

    Учебный план – Цели обучения и планы учебного плана должны быть разработаны с учетом социального взаимодействия между учащимися и задачами.

    Инструкция – В основе инструкции лежит идея строительных лесов. Учащиеся могут реализовать свой учебный потенциал под руководством учителя. Учитель постоянно переоценивает уровни достижений ученика и создает следующую задачу как строительный блок к цели. В качестве дополнительного преимущества учащийся также осваивает навыки решения проблем, выполняя задания уровня самостоятельно.

    Оценка – Оценка проводится для каждого учащегося в зависимости от его зоны ближайшего развития. Поскольку учителя стремятся увидеть потенциальный уровень когнитивного развития всех учащихся, оценки должны охватывать целый ряд способностей. Некоторые учащиеся могут достичь более высокого уровня при поддержке своего учителя, чем другие.

    См. также: Стратегии инклюзивного обучения

    С практической точки зрения многие задаются вопросом, как этот тип обучения может быть реализован в школах. Леса представляют собой цикл — учитель постоянно оценивает прогресс ученика на протяжении всей учебной деятельности и последовательно реагирует в соответствии с его потребностями.

    Это означает, что учитель регулирует сложность заданий и цели обучения, чтобы учащийся оправдал ожидания. Зона ближайшего развития указывает на уровень задачи, которую учащийся может выполнить самостоятельно, что, в свою очередь, демонстрирует реальную деятельность, которую он может выполнить при направляемой поддержке учителя. При постановке целей обучения учителя должны помнить о том, что у каждого ученика будут уникальные черты личности, которые повлияют на его зоны.

    Подводя итог, можно сказать, что учащимся требуется много возможностей, чтобы продемонстрировать свою точку зрения, чтобы учитель мог создать следующие шаги и поддержать каждую потребность. Постепенное освобождение от ответственности, известное нам как формирование лесов, позволяет учащимся обрести независимость в выполнении учебных задач по мере достижения ими своих целей. Учитель начинает с того, что предлагает сильное присутствие и близкое руководство; это может включать демонстрации, содействующие действия или явное преподавание идей.

    По мере того, как ученик движется через зону ближайшего развития к цели, учитель постепенно передает контроль ученику по мере того, как он приближается к своему уровню потенциального обучения. Задания становятся все более сложными по мере того, как учащийся получает больше знаний и приближается к достижению своего потенциального уровня когнитивного развития. Некоторые предполагают, что все задания должны быть на более высоком уровне по направлению к оптимальному уровню зоны ближайшего развития, чтобы поддерживать интерес ученика. Леса используются как инструмент для достижения потенциальных результатов обучения студента.

    Остается вопрос: действительно ли теоретическое представление о зонах ближайшего развития так сильно отличается от того, что практикуют на уроках опытные учителя? Теория Выготского основана на идее о том, что социальное взаимодействие имеет решающее значение для когнитивного развития. За исключением некоторых больших классов, ученики активно взаимодействуют со своим учителем и друг с другом. Сотрудничество с коллегами приветствуется, но им нельзя злоупотреблять, так как в некоторых случаях это может привести к остановке роста. Кроме того, учитель является наиболее осведомленным в процессе обучения, автоматически оценивая многие факторы, связанные с потенциальным ростом ученика.

    Языковые задания в образовании по-прежнему являются лучшим индикатором когнитивного развития. Такие действия позволяют возникать цепным реакциям, которые начинаются с прочных коммуникативных навыков, приводят к прояснению внутренней речи и продолжаются с ростом мыслительных паттернов. Однако не следует рассматривать языковую деятельность как исключительную: это не означает, что учащийся обладает низким уровнем познавательных способностей, если он не может устно выразить себя. Язык сложен, и некоторые не улавливают тонких смыслов, присутствующих в общении. Другие типы интеллекта, такие как музыкальный и телесно-кинестетический, не обязательно совместимы с обучением, ориентированным на язык. Однако важно отметить, что раннее развитие языка дает преимущество детям в нашем обществе, поскольку оно предлагает фаворитизм по отношению к другим образовательным навыкам.

    В настоящее время ценность образовательного программного обеспечения несовместима с теорией Выготского. Поскольку существует такое большое разнообразие доступных компьютерных программ, сложно оценить их влияние на обучение. Социальное взаимодействие выглядит иначе на компьютере; теперь студенты могут взаимодействовать с программным обеспечением, похожим на человека. Некоторые системы искусственного интеллекта предлагают отличные ответы на вопросы и недоразумения, но другие не настолько продвинуты. Есть большая надежда, что сложная программа сможет оценить зону ближайшего развития учащегося и отреагировать соответствующим образом, но на данный момент широкий спектр доступных программ слишком непредсказуем.

    Выготский поставил перед собой задачу проанализировать влияние социализации на когнитивное развитие. Мы можем видеть, как язык является центральным подходом его теории и как культурные и социальные отношения влияют на обучение. В реальных приложениях мы обсудили использование учителем зоны ближайшего развития, что также подчеркивает необходимость ориентированного на ученика обучения в образовательной системе. По мере того, как мы движемся к дистанционному обучению и компьютерным приложениям, нам необходимо оценить влияние социального мира и внимание, требуемое для учащихся.

    См. также: Использование таксономии Блума для написания эффективных целей обучения: подход ABCD

    Выготский – Вопросы воспитания и семейного разнообразия

    Ана Р. Леон; Дженнфер Пэрис; Антуанетта Рикардо; Дон Раймонд; и Диана Лэнг

    Лев Выготский считал, что у человека есть как набор способностей, так и набор потенциальных способностей, которые могут быть достигнуты при правильном руководстве со стороны других. [1]

    Рисунок 1 . Подросток работает с репетитором через управляемое участие. (Фото: Андреа Пиаккуадио, лицензия Pexels)

    Его Социокультурная теория подчеркивает важность культуры и взаимодействия в развитии когнитивных способностей. Выготский больше концентрировался на непосредственной социальной и культурной среде детей и их взаимодействии со взрослыми и сверстниками. Он рассматривал ребенка скорее как ученика, обучающегося в социальной среде с другими людьми, у которых было больше опыта и которые были чувствительны к потребностям и способностям ребенка.

    Выготский предположил, что через управляемое участие с учителем или более способным человеком, также известным как , ребенок может овладеть когнитивными навыками в пределах определенного диапазона, известного как зона ближайшего развития. По Выготскому, развитие происходит сначала через непосредственные социальные взаимодействия детей, а затем переходит на индивидуальный уровень, когда они начинают усваивать свое обучение.

    Рисунок 2. Простая визуализация зоны ближайшего развития.

    Вы когда-нибудь учили детей выполнять задания? Может быть, они чистили зубы или завязывали шнурки на ботинках. Скорее всего, вы поговорили с ними и описали, что вы делали, пока демонстрировали навык, и позволили им работать вместе с вами на протяжении всего процесса. Вы оказывали им помощь, когда казалось, что они в ней нуждаются, но как только они знали, что делать, вы отступали и позволяли им выполнять задание в одиночку. Это пример строительных лесов. [2]

    Примеры строительных лесов, временной поддержки, которую родители, сверстники или учителя оказывают ребенку для выполнения задания, можно увидеть во всем мире в неограниченном количестве ситуаций. Теория Выготского утверждает, что вместо оценки того, что люди делают, их следует понимать с точки зрения того, на что они способны при правильном руководстве. Этот подход к обучению был принят педагогами.

    Пример зоны ближайшего развития можно увидеть в том, как завязывать шнурки.

    Рисунок 3. Смотритель парка обучает детей.

    Зона ближайшего развития (ЗБР) — это расстояние между потенциалом ребенка к обучению и реальным обучением , которое имеет место. Выготский выдвинул гипотезу, что «качественный учитель» сначала выявляет ЗБР ребенка, а затем помогает ребенку учиться дальше его ЗБР. [3]

    После этого учитель (или любой человек с более продвинутыми навыками) постепенно прекращает поддержку до тех пор, пока ребенок не сможет выполнять задание без посторонней помощи.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts