Анкетирование психологическое: Психологические тесты и анкеты на 100 пунктов: 5 Неэффективных методов найма

Содержание

Методы опроса | Диплом по психологии

Методы опроса относятся к эмпирическим методам (методам сбора психологических данных) психологии наряду с методом наблюдения и психометрическими методами.

Особенностью методов опроса является то, что источником психологической информации являются знания и личный опыт самонаблюдения испытуемых; следовательно, полученные ответы в анкете или интервью – это не объективная реальность, а мнение людей по поводу этой реальности, которое требует анализа и интерпретации.

К методам опроса относятся анкетирование и интервьюирование. Анкета – это заочный опрос, предполагающий самостоятельные и письменные ответы на предлагаемые вопросы. Ее целесообразно проводить, когда психолог изучает острые, дискуссионные вопросы, а также когда необходимо опросить большое количество испытуемых. Интервью – это проводимая по определенному плану беседа, предполагающая непосредственный контакт и личное общение интервьюера и респондента.

Виды интервью

Существуют следующие виды интервью:

  1. Стандартизованное – это интервью, проводимое строго по опроснику без отклонений в формулировке вопросов и без дополнительных разъяснений по каждому вопросу. Стандартизованное интервью по сути не отличается от зачитываемой вслух анкеты. Преимуществами стандартизованного интервью являются сопоставимость и сравнимость полученных в ходе интервьюирования результатов, низкое количество ошибок. Этот вид интервью не требует специальной подготовки интервьюера и позволяет опросить большое количество людей. К недостаткам стандартизованного интервью относится возможность недопонимания вопросов, содержащихся в интервью.
  2. Нестандартизованное интервью так же имеет план, но по форме проведения напоминает свободную беседу. Этот вид интервью включает вариативность в формулировках, уточнения, разъяснения и подробные ответы респондентов. К преимуществам нестандартизованного интервью можно отнести большее понимание вопросов респондентом и взаимопонимание между интервьюером и респондентом. Получаемая информация отличается глубиной и содержательностью. Отрицательные стороны данного метода – это трудоемкость в обработке, трудности сравнения ответов различных респондентов и, как следствие, малый объем выборки респондентов.
  3. Полустандартизованное интервью занимает промежуточное положение между первым и вторым видами интервью. Часть такого интервью носит стандартизованный характер, часть – нестандартизованный.

Различают также индивидуальное и групповое интервью.

Требования к методам опроса

Методы опроса стандартизуются и предусматривают получение количественных показателей, поэтому их нужно оценивать по тем же психометрическим стандартам надежности и валидности, которые применяют ко всем тестам. Надежность – это степень согласованности результатов, получаемых при многократном применении методики измерения. Валидность – это показатель точности, с которой та или иная методика измеряет то, для измерения чего она предназначена.

Надежность анкеты или интервью проявляется при  анализе содержания вопросов: они должны отражать особенности изучаемого явления. Явление можно изучать на разных уровнях анализа в зависимости от его особенностей и целей данного конкретного явления.

Требования к процедуре опроса

Процедура анкетирования и интервьюирования должна соответствовать следующим требованиям:

  • Создание одинаковых условий для всех респондентов;
  • Нейтрализация влияния личности экспериментатора;
  • Соответствие этическим нормам (принцип добровольности, конфиденциальности, ненанесения ущерба, компетентности, беспристрастности).

Требования к вопросам анкеты и интервью

Существуют определенные правила формулировки вопросов в анкетах и интервью. Вопросы должны быть информативны, логически отдельны, не шаблонны. Содержание вопроса не должно выходить за пределы компетентности респондентов, если оно может быть незнакомо респондентам, то требуется пояснение. Необходимо пользоваться понятной, однозначной терминологией, вопросы должны быть конкретны. Необходимо следить за тем, не вызывает ли вопрос отрицательных эмоциональных ассоциаций, не повлияет ли он на настроение и желание респондента отвечать. Вопросы должны быть приемлемы в моральном и личностном плане. Особенно важно проследить, не является ли вопрос тенденциозным, т.е. не внушает ли вопрос определенный ответ.

Требования к анализу и интерпретации результатов опроса

При анализе и интерпретации результатов анкетирования и интервьюирования необходимо помнить, что данные, получаемые с помощью методов опроса, могут ограничиваться тем, что захочет сообщить респондент, или тем, что он сочтет приемлемым для исследования. Очень часто вместо искренних ответов люди демонстрируют социально желательные характеристики. Кроме того, в результатах анкетирования и интервьюирования присутствуют ошибки, связанные с защитными механизмами личности, искажающими адекватное сомовосприятие.

Требования к анкетированию

Для повышения эффективности анкетирования необходимо создать установку респондентов на внимательные и искренние ответы. Подобная установка создается при помощи внешнего вида опросника (шрифт, наличие рисунка, бумага, цвет шрифта и фона и т.п.) и наличия обращения к респондентам в начале анкеты. Обращение должно содержать информацию о том, кто, с какой целью проводит данное анкетирование, как будут использованы результаты, гарантируется ли анонимность, как отвечать на вопросы (инструкция). Кроме того, обращение должно включать благодарность за участие и призыв отвечать честно, искренне и без пропусков.

Требования к интервьюированию

Эффективность интервью зависит, во-первых, от успешности психологического контакта между интервьюером и респондентом. Степень откровенности и искренности респондента обусловлена именно успешностью психологического контакта, а успешность контакта, в свою очередь, связана с совпадением качеств интервьюера и респондента, прежде всего, возраста и образования того и другого. Кроме того, желательно, чтобы интервьюер владел искусством общения: умело входил в контакт и выстраивал беседу с респондентом.

Во-вторых, эффективность интервью определяется отсутствием влияния других людей или посторонних раздражителей на респондента и интервьюера в процессе интервью. В том числе предполагается наличие нейтрального интерьера и отсутствия в нем амбициозности, негативно влияющей на психологическое состояние, а, следовательно, и на эффективность процесса.

В-третьих, в интервью должен быть правильно выбран темп диалога, в нем не должно быть больших пауз, и необходимо правильно подбирать слова. Адекватное поведение интервьюера, его владение техникой слушания отражаются на результате интервьюирования.

Значение методов опроса

Таким образом, методы опроса в психологии имеют недостатки, но имеют большое значение: интервьюирование незаменимо в тех случаях, когда необходимо вести наблюдение за поведением и реакциями человека, отвечающего на вопросы. Получаем более глубокую и более полную информацию. Анкетирование позволяет охватить большое количество людей, при нем не влияет личность исследователя, получаем более искренние ответы.

См.также: Психодиагностические опросники и тесты

 

 

Анкета оценки социально-психологического состояния подростков



При копировании материала укажите ссылку © 2018
контакты
rykovodstvo. ru

Приложение

к письму МАУ ЦРО

от №

Методики, направленные на выявление насилия

в отношении несовершеннолетних в семье
Анкета

оценки социально-психологического состояния подростков

(И.М. Никольская – И.В. Добряков, 2014 г.)
Инструкция: Выберите и подчеркните или впишите нужный вариант ответа
1.Ф.И.О.

2.Дата и время заполнения анкеты____________________________________________

3.Пол:

a) мужской

b) женский

4. Возраст __________________

5. Школа ___________________

6. Класс ____________________

7. Место проживания/нахождения в настоящее время:

a) семья

b) интернат

c) детский дом

d) спецшкола

e) колония

f) приют

g) другое _____________________

8.

Семейное положение

a) полная семья

b) родители в разводе

c) сирота

d) другое _____________________
9. Оцените своё состояние здоровья, обведя кружком нужную цифру.

Состояние моего здоровья в целом:

ОЧЕНЬ ПЛОХОЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ
10. Оцените степень, в которой Вас беспокоят следующие физические жалобы, и обведите кружком подходящую цифру. Меня беспокоят:

a) боли в сердце, нарушение сердцебиения

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ

b) изменение артериального давления

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

c) головные боли

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ

d) кашель, одышка

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ

e) боли, неприятные ощущения в животе

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ

f) боли/болезненные ощущения в опорно-двигательном аппарате

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

g) частые простуды

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
11. Какие ещё жалобы на физическое самочувствие Вас беспокоят? Напишите.

______________________________________________________________________

12. Оцените степень Вашей удовлетворённости различными сторонами жизни и обведите кружком соответствующую цифру:

a) удовлетворённость жизнью в целом

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

b) удовлетворенность собой

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

c) удовлетворённость хозяйственно-бытовыми условиями проживания

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

d) удовлетворённость отношениями с сотрудниками образовательного учреждения

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

e) удовлетворённость дружескими взаимоотношениями

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВДЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

f)удовлетворённость взаимоотношением с противоположным полом

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

g) удовлетворённость процессом учебы

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

h) удовлетворённость условиями учебы

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВТВЛЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

i) удовлетворенность проведением свободного времени

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

j) удовлетворённость безопасностью окружающей среды

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

k)\ удовлетворённость семейными взаимоотношениями

НЕ УДОВЛЕТВОРЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 УДОВЛЕТВОРЁН ПОЛНОСТЬЮ

l) уверенность в своем будущем

НЕ УВЕРЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ПОЛНОСТЬЮ УВЕРЕН
13. Обведите кружком цифру, которая больше всего Вам подходит в оценке Вашего настроения. Моё настроение чаще всего бывает:

ОЧЕНЬ ПЛОХОЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШЕЕ
14. Оцените, насколько Вас беспокоит Ваше психоэмоциональное самочувствие, и обведите кружком соответствующую цифру.

В последнее время меня беспокоят:

a) нарушения сна

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ

b) нарушения аппетита

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ

c) неустойчивость настроения

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

d

) повышенная тревожность

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

e) различные страхи

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ
f) раздражительность

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

g) вспышки агрессии

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ

h) неуверенность в себе

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

i) нежелание жить

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

j) быстрая утомляемость и истощаемость

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

k) низкая работоспособность

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

l) плохие память, внимание

НЕ БЕСПОКОЯТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОЯТ

m) плохая успеваемость

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

n) конфликтность

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

o) неумение общаться

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

p) наличие вредных привычек

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

q) постоянная обида

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

r) отсутствие жизненных перспектив

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ

s) чувство небезопасности

НЕ БЕСПОКОИТ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ БЕСПОКОИТ
15. Какие жалобы на Ваше психоэмоциональное самочувствие Вас еще беспокоят? Укажите их.___________________________________________________________________
16. Оцените имеющиеся у Вас возможности и обведите кружком цифру, которая больше всего соответствует:

a) возможности для получения образования

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

b) возможности для получения профессии

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

c) возможности для проявления активности, инициативы

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

d) возможности высказывать свою точку зрения

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

e) возможность обратить внимание на свои затруднения, просьбы

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

f) возможности обратиться за помощью к другим учащимся

образовательного учреждения

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

g) возможности обратиться за помощью к работникам образовательного учреждения

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
h) возможности для получения необходимой помощи

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

i) возможности для интересного проведения свободного времени

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

j) возможности для занятий спортом

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

k) возможности для полноценного отдыха, восстановления сил

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ

l) возможности иметь хороших и верных друзей

ПЛОХИЕ 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ОЧЕНЬ ХОРОШИЕ
17. Оцените, насколько защищённо Вы чувствует себя в образовательном учреждении:

a) от публичного высмеивания со стороны других учащихся

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

b) от публичного высмеивания со стороны сотрудников/педагогов

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

c) от оскорблений со стороны других учащихся

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

d) от оскорблений со стороны сотрудников/педагогов

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

e) от унижений со стороны других учащихся

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

f) от унижений со стороны сотрудников/педагогов

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

g) от угроз со стороны других учащихся

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

h) от угроз со стороны сотрудников/педагогов

НЕ ЗАЩИЩЕН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЕН ПОЛНОСТЬЮ

i)от того, что учащиеся заставят делать Вас что-то нехорошее

против вашего желания

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

j) от того, что сотрудники/педагоги заставят Вас делать что-то нехорошее

против Вашего желания

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

k) от игнорирования со стороны других учащихся

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

l) от игнорирования со стороны сотрудников/педагогов

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

m) от проявлений физической агрессии со стороны других учащихся

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

n) от проявлений физической агрессии со стороны сотрудников/педагогов

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

o) от того, что Вас лишают Ваших вещей другие учащиеся

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

p) от того, что Вас лишают Ваших вещей сотрудники/педагоги

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ
q) от слежки и преследований со стороны других учащихся

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ

r) от слежки и преследований со стороны сотрудников/педагогов

НЕ ЗАЩИЩЁН 0—1—2—3—4—5—6—7—8—9—10 ЗАЩИЩЁН ПОЛНОСТЬЮ
18. В какой ещё ситуации Вы чувствуете себя незащищённым?

_______________________________________________________________________

19. Отметьте крестиком/галочкой в соответствующих столбиках таблицы, как часто Вы обращались к разным людям за помощью, в случаях, когда чувствовали себя в образовательном учреждении особенно незащищённо:


№ п/п

0

никогда


1

иногда


2

часто


3

почти всегда


1

к директору/заместителю директора

2

к учителю

3

к классному руководителю

4

к психологу

5

к врачу, к медицинской сестре

6

к другому работнику образователь-ного учреждения(повар, охранник, уборщица, пр. )

7

к старшим учащимся

8

к одноклассникам

9

к друзьям

10

к родителям/опекунам

11

к братьям/сестрам

12

к другим родственникам

13

к Божественным Силам (к Силам Вселенной, к Высшему Разуму)

14

ни к кому

15

к другому лицу (укажите к кому) _

_______________________________


20. Если в вашем учреждении будет создана специальная служба для поддержки подростков и молодёжи, то какие направления работы Вы, прежде всего, включили бы в сферу ее деятельности? (выберите один или несколько вариантов ответов)

a) помощь в учебной деятельности

b) медицинская помощь

c) психологические тренинги и консультации по личной проблематике

d) юридическая помощь

e) организация занятий спортом и спортивных мероприятий

f) организация досуга и культурных мероприятий

g) помощь в профессиональном самоопределении и трудоустройстве

h) другое__________________________________________________________________

Методические рекомендации по проведению социально-психологического…
Минобрнауки России от 16 июня 2014 г. N 658 г. Москва «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования…
Методические рекомендации для образовательных организаций, подведомственных. ..
«Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных…
Инструкция по эксплуатации реографических электродов и резиновой…
Реография – метод исследования интенсивности периферического кровообращения, оценки состояния сосудистого тонуса, оценки состояния…
Инструкция по организации проверки курсового хозяйства Владивостокского…
Для объективной оценки состояния курсового хозяйства, подведения итогов, своевременного устранения выявленных недостатков и поддержания…
: 616. 1: 616. 839: 616. 89 Особенности состояния сердечно-сосудистой…
Особенности состояния сердечно-сосудистой системы, вегетативного и психологического статуса у пациентов с синдромом раздраженного…
Методические материалы к системе показателей комплексной оценки состояния…
Конкурса на звание «Организация оборонно-промышленного комплекса высокой социально-экономической эффективности» 41
«Конструктивное взаимодействие»
Элективного курса с элементами социально-психологического тренинга «Познавая себя и окружающих» (для 10-11 классов)
Программа социально-психологического консультирования агрессивных. ..
Программа социально-психологического консультирования агрессивных детей младшего школьного возраста (автор Е. В. Воронова, социальный…
Анкета для родителей. 3 этап основной Для достижения поставленной…
Цель программы: Социально-психологическая адаптация подростка к текущим социально – экономическим условиям жизни
Анкета «Оценка уровня школьной мотивации»
Анкета предназначена для оценки уровня школьной мотивации учащихся: положительная школьная
Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом…
Методика оценки остаточной стоимости транспортных средств с учетом технического состояния утверждена Руководителем Департамента автомобильного…
Положение о проведении IV томского Горного Фестиваля цели и задачи
Томской области, пропаганда отказа от алкоголя и табакокурения, совершенствование личностного морально-психологического состояния. ..
Обследование строительных конструкций производственных зданий и сооружений…
Обследование строительных конструкций производственных зданий и сооружений ртц-1 с целью оценки технического состояния, соответствия…
На проведение обследования коррозионного состояния и состояния средств…
Целью настоящей работы является: определение коррозионного состояния и состояния средств пкз технологических и вспомогательных нефтепроводов,…
«Диагностика одаренности»
Психодиагностика – установление определенного психологического диагноза. Это могут быть и психические состояния, интересы ребенка,…
Управление образования и молодежной политики
«Об организации добровольного анонимного социально-психологического и иммунохроматографического тестирования обучающихся образовательных…

Официальный сайт МАОУ — Социально-психологическое тестирование образовательных организаций

Ежегодно во всех образовательных организациях Российской Федерации проводится социально-психологическое тестирование, основными задачами которого являются:

  • выявление у обучающихся психологических факторов риска с целью их последующей психологической коррекции;

  • организация адресной и системной работы с обучающимися образовательной организации, направленной на профилактику вовлечения в потребление ПАВ;

  • формирование контингента обучающихся, направляемых на профилактические медицинские осмотры.

Социально-психологическое тестирование проводится в соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2021 года № 784 «Об утверждении Порядка проведения социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования».

Процедура социально-психологического тестирования – это классический опрос. Учащиеся отвечают на вопросы теста в онлайн режиме, в компьютерном классе своей образовательной организации.

В ходе тестирования каждый обучающийся, заполняет анонимную анкету в режиме он-лайн, доступ к ней осуществляется по индивидуальному паролю, который сообщает сопровождающий процедуру психолог.

Единая методика социально-психологического тестирования разработана специалистами Московского Центра защиты прав и интересов детей и предназначена для установления индивидуально-психологических особенностей школьников.

Методика направлена на определение вероятности вовлечения учащихся в зависимое поведение. Методика не может быть использована для формулировки заключения о наркотической или иной зависимости респондента. Она фиксирует качества, регулирующие взаимоотношения личности и социума, такие как потребность в одобрении, подверженность влиянию группы, принятие негативных установок социума, социальную активность, принятие одноклассниками. А также некоторые индивидуальные особенности поведения: склонность к риску (опасности), импульсивность, тревожность, самоконтроль поведения и т.д.

Тестирование проводится только с теми обучающимися, которые подписали соответствующее информированное согласие. Если обучающемуся менее 15 лет, такое согласие дают родители.

Информация по каждому обучающемуся, используется в индивидуальной коррекционно-профилактической работе педагогом-психологом организации, с обязательным соблюдением конфиденциальности полученных данных.

Результаты имеют достаточную степень валидности, однако ни один вид психологической диагностики со 100% вероятностью не скажет употребляет ли подросток психоактивные вещества или нет. Кроме того, результаты отражают непосредственное эмоциональное состояние респондента, которое также может не вполне отражать реальную картину. Именно поэтому для получения более точных результатов необходима дополнительная диагностика той группы подростков, которые попали в группу риска по результатам теста.

Методика выявляет тех подростков, на которых следует обратить внимание, провести соответствующую профилактическую деятельность, предпринять комплекс психологических, коррекционных, воспитательных, педагогических мер по предотвращению их вовлечения в зависимое поведение.

Плохой результат, когда зависимость становится неожиданностью, это говорит о нарушении коммуникации в семье.

Каждый родитель должен хорошо понимать, что воспитывает детей своим примером, и если родитель имеет достаточное количество вредных привычек, он эмоционально не сдержан в общении с окружающими и в своей семье, то результат диагностики будет очевидным.

Вся информация о результатах тестирования доступна педагогу-психологу образовательной организации, который в обязательном порядке обеспечивает ее конфиденциальность.

Родители могут получить обобщенную информацию о ситуации в классе на собрании, вопросы также можно задать психологу школы на индивидуальной консультации.

Каждый обучающийся может обратиться за подробной информацией о результатах тестирования к психологу школы.

В случаях выявления школьников с высокой вероятностью вовлечения в зависимое поведение, для более точного понимания ситуации психологам рекомендуется подробно изучить результаты тестирования, провести дополнительную диагностику и в случае подтверждения негативных установок – провести индивидуальные консультации с подростками и их родителями. Все эти мероприятия осуществляются исключительно на добровольной основе, без привлечения третьих лиц (директора, кл. руководителя и т.д.)

Важно понимать, что СПТ носит, прежде всего, профилактический характер, призвано удержать подростков от первых «экспериментов» с психоактивными веществами, выявить те черты характера, которые в дальнейшем могут привести к формированию зависимого поведения.

Это инструмент так называемой первичной профилактики, часть большой комплексной, системной работы по формированию привития навыков здорового образа жизни у подростков. В данной работе принимают участие не только школьные психологи, но социальные педагоги, классные руководители, медики, активисты волонтерских движений и т.д.

 

В рамках работы по Социально -психологическому тестированию(СПТ) на основании полученных результатов и в целях профилактической работы проведены следующие мероприятия:

  1. Проведены профилактические беседы и классные часы с учащимися 7-11 классов на темы:
  2. «Важность здоровья в жизни человека».
  3. «Личностями не рождаются, ими становятся».
  4. Запланированы и проводятся родительские собрания на темы:
  5. «О важности роли родителей в жизни детей».
  6. «О важности СПТ тестирования».
  7. Размещены памятки  
  8. По успешному взаимодействию с подростком.
  9. Как не просмотреть подростка.
  10. Профилактические мероприятия 

 

Памятки 

  • Памятка Подросток в соцсетях
  • Памятка родителям подростков

Документы

  • Дорожная карта организации и проведения в образовательных организациях, расположенных в Ростовской области, тестирования обучающихся в целях раннего выявления незаконного потребления наркотических средств и психотропных веществ (на 2021-2022 годы)
  • Письмо минпросвещения России от 20. 08.2021 г. руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управления в сфере образования «О направлении информации»
  • Письмо минобразования Ростовской области руководителям муниципальных органов, осуществляющих управление в сфере образования, руководителям государственных образовательных учреждений о проведении социально-
  • Приказ О проведении социально-психологического тестирования обучающихся в общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях и образовательных организациях высшего образования»
  • Презентация «Проведение социально-психологического тестирования обучающихся и студентов в образовательных организациях Ростовской области»
  • Презентация «Основные аспекты организации и проведения социально-психологического тестирования»
  • Буклет «Социально-психологическое тестирование подростков на выявление склонности к склонных к злоупотреблению ПАВ»
  • Информационный плакат «Социально-психологическое тестирование школьников и студентов»
  • Методические рекомендации по проведению информационно-разъяснительной работы при подготовке к социально-психологическому тестированию
  • Методические рекомендации «Планирование и организация системной работы с обучающимися по профилактике раннего вовлечения в незаконное потребление наркотических средств и психотропных веществ»
  • Методические рекомендации по составлению профилактических программ для специалистов образовательных организаций, проводящих СПТ
  • Методические рекомендации «Использование результатов единой методики социально-психологического тестирования для организации профилактической работы с обучающимися образовательной организации»
  • Методические рекомендации по осуществлению коррекционно-реабилитационных мероприятий с несовершеннолетними, склонными к потреблению психоактивных веществ

Сократовские вопросы в психологии: примеры и методы

Философ Сократ представляет собой своего рода загадку.

Приговоренный к смерти в 399 г. до н.э. и не оставивший письменных работ, мы широко полагаемся на труды его ученика, философа-тяжеловеса Платона (Honderich, 2005).

Возможно, самым значительным наследием Сократа является его вклад в искусство беседы, известное как сократовское вопрошание. Вместо того, чтобы учитель заполнил разум ученика, оба несут ответственность за продвижение диалога и раскрытие правды (Raphael & Monk, 2003).

И все же, что может добавить 2500-летний подход к исследованию в набор инструментов учителя, психотерапевта и коуча?

Ну, оказывается, довольно много.

В этой статье мы исследуем определение Сократовского вопрошания и то, как мы применяем его в образовании, когнитивно-поведенческой терапии и коучинге. Затем мы определяем приемы, примеры хороших вопросов и упражнения, которые способствуют лучшему и продуктивному диалогу.

Прежде чем вы продолжите чтение, мы подумали, что вы можете бесплатно загрузить три наших упражнения по позитивной психологии. Эти научно обоснованные упражнения исследуют фундаментальные аспекты позитивной психологии, включая сильные стороны, ценности и сострадание к себе, и дадут вам инструменты для улучшения благополучия ваших клиентов, студентов или сотрудников.

Эта статья содержит:

  • Определение сократовского вопрошания
  • Что такое сократовские вопросы в когнитивно-поведенческой терапии и терапии?
  • Как проводить сократовские вопросы
  • 15 примеров сократовских вопросов
  • Использование сократовских вопросов в коучинге
  • Применение в классе: 2 примера
  • 3 полезных метода
  • 4 упражнения и рабочие листы для занятий
  • Лучшие книги по теме
  • Сообщение на вынос
  • Каталожные номера

Определение сократовского вопрошания

Многие из нас не признают умение задавать вопросы. И все же, будь то в образовании или терапии, расплывчатые, бесцельные вопросы имеют довольно бесцельное качество, тратят время и не дают полезной информации (Neenan, 2008).

Метод Сократа, который часто называют краеугольным камнем когнитивно-поведенческой терапии (КПТ), устраняет эту неадекватность, задавая ряд целенаправленных открытых вопросов, побуждающих к размышлению (Clark & ​​Egan, 2015). Выявляя знания, которые ранее были за пределами нашего сознания, эта техника создает проницательные точки зрения и помогает определить позитивные действия.

«Я знаю, что вы мне не поверите, но высшая форма человеческого совершенства — это задавать вопросы себе и другим».

Сократ

Сократовский допрос включает дисциплинированный и вдумчивый диалог между двумя или более людьми. Он широко используется в обучении и консультировании, чтобы выявить и разгадать глубоко укоренившиеся ценности и убеждения, которые формируют и поддерживают то, что мы думаем и говорим.

Используя ряд целенаправленных, но открытых вопросов, мы можем раскрыть наши убеждения и убеждения других людей.

В образовании мы можем убрать, хотя и временно, идею «мудреца на сцене». Вместо этого учитель притворяется немым, действуя так, как будто не знает предмета. Студент вместо того, чтобы оставаться пассивным, активно помогает продвигать диалог вперед.

Вместо обучения в обычном смысле здесь нет плана урока и часто нет заранее определенной цели; диалог может идти своим путем, оставаясь открытым между учителем и учеником.

Метод Сократа используется в коучинге, с четкой целью или без нее, чтобы исследовать наши самые глубокие мысли. А заранее определенная цель полезна, когда есть нехватка времени, но может оставить у клиента ощущение, что у коуча есть своя собственная повестка дня или что он не может извлечь уроки из обсуждения (Neenan, 2008).

В управляемом открытии отсутствие четкой цели приводит к таким вопросам, как « можно ли заставить вас чувствовать себя хуже из-за чужого смеха?»  спросил с искренним любопытством. Здесь коуч мягко побуждает клиента взглянуть на картину шире и увидеть другие варианты решения проблемы.

В конечном счете, оба подхода имеют цель изменить мнение. Одну ведет коуч, а другую ведет клиент; коучу или терапевту может потребоваться двигаться по континууму между ними.

Что такое сократовские вопросы в когнитивно-поведенческой терапии и терапии?

Вопросы Сократа имеют решающее значение для успешной когнитивно-поведенческой терапии (Clark & ​​Egan, 2015). Действительно, в когнитивно-поведенческой терапии, где основное внимание уделяется изменению мышления для облегчения эмоциональных и поведенческих изменений, считается, что эта техника помогает клиентам определить проблемы, определить влияние их убеждений и мыслей и изучить значение событий (Beck & Dozois, 2011). ).

Использование метода Сократа терапевтами КПТ помогает клиентам осознать и изменить процессы, которые увековечивают их трудности. Последующий сдвиг точки зрения и сопровождающая его переоценка информации и мыслей могут быть чрезвычайно полезными.

Он заменяет дидактический или основанный на обучении подход и повышает ценность рефлексивного опроса. Действительно, несколько контролируемых испытаний продемонстрировали его эффективность в лечении широкого спектра психологических расстройств.

Хотя общепринятого определения метода Сократа в когнитивно-поведенческой терапии не существует, его можно рассматривать как общий термин для использования вопросов для « уточнения смысла, выявления эмоций и последствий, а также для постепенного достижения понимания или исследования альтернативных действий (Джеймс, Морс и Ховарт, 2010 г.).

Важно отметить, что подход, используемый в когнитивно-поведенческой терапии, должен оставаться неконфронтационным и вместо этого направлять открытие в открытой, заинтересованной манере, ведущей к просветлению и пониманию (Clark & ​​Egan, 2015).

Вы обнаружите, что вопросы Сократа обычно имеют следующие атрибуты (с изменениями из Neenan, 2008):

Атрибуты вопросов Сократа Описание
Кратко, целенаправленно и ясно Внимание остается на клиенте, следует избегать жаргона и путаницы.
Открытый, но со смыслом Клиенту предлагается активно участвовать, с четким обоснованием каждого вопроса.
Ориентировано, но предварительно Акцент делается на обсуждаемом вопросе, но не предполагает, что у клиента есть ответ.
Нейтральный Вопрос не предполагает наличия правильного или предпочтительного ответа.

Прежде всего важно помнить, что сократовские вопросы не должны вызывать путаницы.

Как проводить сократовские опросы

Плодотворный диалог с использованием сократовских опросов — это диалог между учителями и учениками или терапевтами и клиентами.

Каждый участник должен активно участвовать и нести ответственность за продвижение обсуждения.

Лучшая среда, по мнению профессора Роба Райха, — это среда «продуктивного дискомфорта», но при отсутствии страха и паники (Reis, 2003).

Не должно быть противников и никто не должен играть в «адвоката дьявола» или проверять другого.

Вместо этого лучше оставаться открытым и готовым слушать и учиться.

Руководство

Предлагается некоторое руководство для эффективного выполнения сократовских вопросов.

Консультация консультанта или учителя
Спланируйте важные вопросы, чтобы сообщить об общей структуре и направлении, не будучи слишком предписывающими.
Дайте студенту или клиенту время ответить на вопросы, не торопясь.
Стимулируйте обсуждение с помощью уточняющих вопросов, которые следуют за полученными ответами.
Приглашайте к разработке и облегчайте самопознание посредством вопросов.
Держите диалог целенаправленным, конкретным и четко сформулированным.
Регулярно резюмируйте сказанное.
Задавайте открытые вопросы, а не вопросы типа «да/нет».
Избегайте или переформулируйте вопросы, которые являются расплывчатыми, двусмысленными или выходят за рамки понимания слушателя.

Студенту или клиенту полезно понимать, что от него ожидается.

Совет студенту
Активно и вдумчиво участвуйте.
Отвечайте четко и лаконично.
Обращение ко всему классу (при необходимости)

 

Чтобы быть идеальным компаньоном для сократовских вопросов, вы должны быть по-настоящему любопытны, готовы тратить время и энергию на расшифровку убеждений и способны логически и беспристрастно анализировать противоречия и несоответствия.

15 Примеры Сократовского опроса

При эффективном использовании Сократовский опрос представляет собой убедительную технику для исследования проблем, идей, эмоций и мыслей. Это позволяет рассматривать и анализировать неправильные представления на более глубоком уровне, чем обычные вопросы.

Вам нужно будет использовать несколько типов вопросов, чтобы заинтересовать и получить подробное понимание.

Тип вопроса Примеры
Разъяснение Что вы имеете в виду, когда говорите Х?
Не могли бы вы пояснить этот момент подробнее? Можете ли вы привести пример?
Сомнительные предположения Есть ли другая точка зрения?
Какие предположения мы здесь делаем? Вы говорите, что…?
Доказательства и аргументация Можете ли вы привести пример, подтверждающий ваши слова?
Можем ли мы подтвердить эти доказательства? Есть ли у нас вся необходимая информация?
Альтернативные точки зрения Существуют ли альтернативные точки зрения?
Как мог ответить другой человек и почему?
Последствия и последствия Как это повлияет на кого-то?
Каковы долгосрочные последствия этого?
Оспаривание вопроса Как вы думаете, что было важным в этом вопросе?
Какой вопрос лучше задать?

Студентов и клиентов следует поощрять к использованию этой техники на себе, чтобы расширить и усилить эффект сократовских вопросов и способствовать более глубокому пониманию.

Использование сократовских вопросов в коучинге

Коучинг — это « искусство содействия работе, обучению и развитию другого человека» (Downey, 2003). Чтобы достичь более глубокого понимания целей, основных ценностей и препятствий на пути к изменениям клиента, коуч должен получить актуальную, проницательную и, в конечном счете, ценную информацию.

И все же не все вопросы одинаково полезны в коучинге.

Расплывчатые или бесцельные вопросы требуют больших затрат времени и подрывают доверие клиента к процессу коучинга (Neenan, 2008).

Задавание открытых вопросов помогает клиентам обдумать и генерировать знания, о которых они раньше не подозревали. Такое понимание приводит к тому, что клиенты приходят к новым или более сбалансированным перспективам и определяют действия для преодоления трудностей.

Тренерам не следует полностью «застревать» в сократовском режиме. Полное доверие сократовским вопросам приведет к роботизированным и предсказуемым сеансам. Действительно, время от времени терапевту могут потребоваться закрытые вопросы, чтобы подтолкнуть к мысли и предложить какое-то направление (Neenan, 2008).

Применение в классе: 2 примера

Сократовский опрос требует, чтобы учащийся определил и защитил свою позицию относительно своих мыслей и убеждений.

Студента просят отчитываться за себя, а не перечислять факты, включая свои мотивы и предубеждения, на которых основаны их взгляды.

Обсуждение не столько касается фактов или того, что другие думают о фактах, сколько того, какие выводы о них делает учащийся. Пересматриваются лежащие в основе убеждения каждого участника разговора, а не абстрактные предложения.

И согласно науке, работает очень хорошо. Исследования подтвердили, что вопросы Сократа оказывают учащимся позитивную поддержку в развитии навыков критического мышления (Chew, Lin, & Chen, 2019).

1. Кружки Сократа

Кружки Сократа могут быть особенно полезны для углубленного понимания конкретного текста или изучения самой техники опроса и способностей группы, использующей ее:

  • Учащимся предлагается прочитать выбранную текст или отрывок.
  • Дано руководство по его анализу и записи.
  • Учащиеся располагаются в два круга – внутренний и внешний.
  • Внутреннему кругу предлагается прочитать и обсудить текст друг с другом в течение следующих 10 минут.
  • Между тем внешнему кругу приказано хранить молчание и наблюдать за дискуссией внутреннего круга.
  • После завершения внешнему кругу дается еще 10 минут, чтобы оценить диалог внутреннего круга и дать обратную связь.
  • Внутренний круг слушает и делает заметки.
  • Позже роли внутреннего и внешнего кругов меняются местами.

Наблюдение за методом Сократа может дать ценную возможность узнать о процессе постановки вопросов.

2. Семинары Сократа

Семинары Сократа являются истинным воплощением веры Сократа в силу правильных вопросов.

  • Учитель использует сократовские вопросы, чтобы начать дискуссию вокруг поставленной цели обучения, часто текст, который побуждает к подлинному исследованию.
  • Учащимся предоставляются инструкции по согласию на честное участие, включая примеры вопросов и поведения для мышления, взаимодействия и слушания в группе.
  • Обучение поощряется путем поощрения критического анализа и рассуждений для поиска глубоких ответов на вопросы.
  • Учитель может задать некоторые начальные открытые вопросы, но не берет на себя роль лидера.
  • Еще раз следует провести обзор методов и эффективности их использования группой, а полученные знания использовать на будущих семинарах.

Чтобы изучить и эффективно использовать метод Сократа, требуется время, и его следует рассматривать как необходимую часть общего путешествия группы.

3 Полезные техники

1. Пять Ws

Время от времени нам всем нужны подсказки относительно вопросов, которые нужно задавать. Вводящие в заблуждение названия пяти вопросов — кто, что, когда, где, почему и как — широко используются для сбора базовой информации, от журналистики до полицейской деятельности.

Пять W (и H)
Кто участвует?
Что случилось?
Когда это произошло?
Где это произошло?
Почему это произошло?
Как это случилось?

Пять W (и H) представляют собой полезный набор открытых вопросов, приглашая слушателя ответить и уточнить факты.

2. Шаги метода Сократа

Проще говоря, сократовский опрос следует шагам, описанным ниже.

  1. Понять убеждение.
    Попросите человека четко изложить свои убеждения/аргументы.
  2. Подведите итог доводам человека.
    Воспроизведите то, что они сказали, чтобы прояснить свое понимание их позиции.
  3. Запросить улики.
    Задавайте открытые вопросы, чтобы получить дополнительную информацию и выявить предположения, неправильные представления, несоответствия и противоречия.
    • На каком предположении основана эта вера?
    • Какие доказательства существуют в поддержку этого аргумента?
  4. Оспорьте их предположения.
    Если выявлены противоречия, несоответствия, исключения или контрпримеры, попросите человека либо проигнорировать убеждение, либо переформулировать его более точно.
  5. При необходимости повторите процесс.
    Пока обе стороны не примут переформулированное убеждение, процесс повторяется.

Заказ может не всегда выполняться, как указано выше. Тем не менее, шаги дают представление о том, как может продолжаться допрос. Повторите процесс, чтобы углубиться в суть проблемы, мысли или убеждения.

3. Ролевая игра лучшего друга

Попросите клиента поговорить с вами так, как будто он обсуждает похожий опыт с другом (или кем-то другим, кто ему небезразличен). они разговаривают с кем-то, кто им небезразличен.

Например, « Ваш лучший друг говорит вам, что он расстроен трудным разговором или ситуацией, в которой он оказался. Что бы вы ему сказали? Говори со мной так, как будто я тот самый человек .

4 Упражнения и рабочие листы для ваших занятий

1.

Сократовские типы вопросов

Сократовский метод основан на различных типах вопросов, чтобы предоставить наиболее полную и точную информацию для исследования вопросов, идей, эмоций и мыслей.

Используйте сочетание следующих типов вопросов для наиболее успешного взаимодействия.

Вопросы по первоначальному вопросу или проблеме Ответы
Что важного в этом вопросе? |
Это простой вопрос? |
Почему ты так думаешь? |
Какие предположения мы можем сделать из этого вопроса? |
Есть ли другой важный вопрос, вытекающий из этого? |

 

Вопросы о предположениях Ответы
Почему кто-то должен предположить, что X? |
Что мы здесь предполагаем? |
Есть ли здесь другое предположение? |
Вы хотите сказать, что Х? |

 

Вопросы точки зрения Ответы
Существуют ли альтернативные точки зрения? |
Что мог подумать тот, кто думал X? |
Как бы отреагировал другой человек и почему? |

 

Уточняющие вопросы Ответы
Что вы имеете в виду, когда говорите Х? |
Не могли бы вы перефразировать и объяснить это по-другому? |
Что здесь главное? |
Можете ли вы расширить этот пункт дальше? |

 

Подразумеваемые вопросы и последствия Ответы
Как вы думаете, почему это так? |
Нужна ли какая-либо другая информация? |
Что привело вас к такому убеждению? |
Есть ли основания сомневаться в доказательствах? |

 

Вопросы доказательств и аргументации Ответы
Можете привести пример? |
Как вы думаете, почему это так? |
Нужна ли какая-либо другая информация? |
Что привело вас к такому убеждению? |
Есть ли основания сомневаться в доказательствах? |

 

Вопросы о происхождении Ответы
Вы где-нибудь это слышали? |
Вы всегда так себя чувствовали? |
Что заставило вас так себя чувствовать? |

2.

Когнитивная реструктуризация

Попросите читателей обдумать и записать ответы на несколько сократовских вопросов, чтобы бросить вызов своим иррациональным мыслям.

3. Вопросы лайф-коучинга

Обратитесь к 100 самым действенным вопросам лайф-коучинга в нашем блоге, чтобы найти подробные примеры открытых вопросов для использования в качестве коуча.

4. Контрольный список вопросов «Искусство Сократа»

Наблюдая за тем, как другие ведут сократовские дискуссии, используйте этот контрольный список вопросов, чтобы фиксировать мысли и давать обратную связь.

5 лучших книг по теме

Чтобы узнать больше о сократовских вопросах и о хороших вопросах в целом, ознакомьтесь с этими пятью книгами, доступными на Amazon:

  1. Сократовский метод психотерапии — Джеймс Оверхолсер (Amazon)
  2. Руководство мыслителя по сократовским вопросам — Ричард Пол и Линда Элдер (Amazon)
  3. Размышление над вопросами качества: углубление вовлеченности учащихся – Элизабет Д. Саттес и Джеки А. Уолш (Amazon)
  4. Методы коучинга и наставничества — Натали Лансер, Дэвид Клаттербак и Дэвид Меггинсон (Amazon)
  5. Искусство интерактивного обучения: слушать, отвечать, задавать вопросы – Сельма Вассерманн (Amazon)

Важная информация

Сократовские вопросы представляют собой мощный метод логического исследования идей и определения их достоверности.

При успешном использовании он бросает вызов (возможно, неверным) предположениям и недоразумениям, позволяя вам пересматривать и пересматривать то, что вы думаете и говорите.

Однако, как и любой инструмент, он хорош настолько, насколько хорош человек, который его использует.

Сократовские вопросы требуют отсутствия эго и равных условий для всех участников. Если вы готовы использовать логические, открытые вопросы без фиксированного плана и готовы практиковаться, этот метод является эффективным способом глубокого изучения идей.

Теория, методы и упражнения, которыми мы поделились, помогут вам раздвинуть границы понимания, часто в неизведанные воды, а также разгадать и исследовать предположения и недоразумения, стоящие за нашими мыслями.

Надеемся, вам понравилась эта статья. Не забудьте бесплатно скачать три наших упражнения по позитивной психологии.

  • Бек, А.Т., и Дозуа, Д.Дж. (2011). Когнитивная терапия: Текущее состояние и будущие направления. Ежегодный обзор медицины, 62 , 397–409.
  • Чу, С. В., Лин, И. Х., и Чен, Н. С. (2019). Использование сократовской стратегии вопросов для улучшения навыков критического мышления учащихся начальной школы. Доклад представлен на 201919-я Международная конференция IEEE по передовым технологиям обучения (ICALT), Масейо, Бразилия.
  • Кларк Г.И. и Иган С.Дж. (2015). Метод Сократа в когнитивно-поведенческой терапии: повествовательный обзор. Когнитивная терапия и исследования, 39 (6), 863–879.
  • Дауни, М. (2003). Эффективный коучинг: уроки коуча тренера (2-е изд.). Томсон/Тексере.
  • Хондерих, Т. (2005). Оксфордский спутник философии. Издательство Оксфордского университета.
  • Джеймс, И. А., Морс, Р., и Ховарт, А. (2010). Наука и искусство задавать вопросы в когнитивной терапии. Поведенческая и когнитивная психотерапия, 38 (1), 83–93.
  • Лансер, Н., Клаттербак, Д., и Меггинсон, Д. (2016). Методы коучинга и наставничества (2-е изд.). Рутледж.
  • Нинан, М. (2008). Использование сократовских вопросов в коучинге. Журнал рационально-эмоциональной и когнитивно-поведенческой терапии, 27 (4), 249–264.
  • Оуверхолзер, Дж. (2018). Сократовский метод психотерапии . Издательство Колумбийского университета.
  • Пол, Р., и Элдер, Л. (2016). Путеводитель мыслителя по искусству сократовского вопрошания. Фонд критического мышления.
  • Рафаэль Ф. и Монк Р. (2003). Великие философы. Рутледж.
  • Рейс, Р. (2003). Метод Сократа: что это такое и как его использовать в классе. Завтрашние сообщения профессора. Получено 10 июня 2020 г. с https://tomprof.stanford.edu/posting/810
  • .
  • Уолш, Дж. А., и Саттес, Э. Д. (2011). Размышление над вопросами качества: углубление вовлеченности учащихся (1-е изд.). Корвин.
  • Вассерман, С. (2017). Искусство интерактивного обучения: аудирование, ответы, вопросы (1-е изд.). Рутледж.

Что такое сократовские вопросы в психологии?

Процитировать

Джинджер Эббот, (2021, 28 сентября). Что такое сократовское вопрошание в психологии? Психрег по педагогической психологии . https://www.psychreg.org/socratic-questioning-psychology/

Время чтения: 3 минуты

Греческий философ Сократ жил в 400 г. до н. э. в Афинах. Вместо того, чтобы учить своих студентов на лекциях, Сократ задействовал их умы посредством беседы, произведя революцию в образовании.

Эта форма опроса, известная сегодня как метод Сократа, ценна для членов психологического сообщества. Примерно 2500 лет спустя Сократ оставил важное наследие специалистам в области психического здоровья.

Наследие сократовских вопросов в психологии

Метод Сократа предполагает диалог между учителями и учениками. Преподаватели не просто читают лекции студентам, они активно участвуют в их учебном процессе. Во многом то же самое относится и к тому, как сократовские вопросы влияют на психологическое мышление — по образцу того, как Сократ проводил свои классные дискуссии, метод вопросов влияет на большую часть психологических исследований сегодня, особенно на когнитивно-поведенческую терапию (КПТ).

Специалисты по психическому здоровью используют сократовские вопросы, чтобы помочь клиентам бросить вызов глубоко укоренившимся убеждениям, влияющим на личность. Задавание открытых вопросов помогает распаковать и изучить эти ценности, потенциально игнорируя негативные для самосовершенствования. Используя метод Сократа в качестве руководства, терапевты позволяют беседе заполнить отведенное время. Нет плана урока или заранее намеченной повестки дня. Благодаря увлекательному диалогу они открывают сознание клиентов, отвечают на вопросы и меняют впечатления.

Как метод Сократа выглядит в терапии

Чтобы успешно использовать диалог Сократа на протяжении всего сеанса, терапевт выступает в роли проводника-исследователя, задавая своим клиентам вопросы, которые бросают вызов предположениям и ценностям. Чтобы когнитивно-поведенческая терапия оправдала ожидания как клиента, так и терапевта, сеанс должен способствовать эмоциональным и поведенческим изменениям. Это изменение в первую очередь вызвано эффективным использованием метода Сократа — задаванием прямых, открытых вопросов, имеющих цель, сфокусированных и нейтральных.

Когда терапевты надевают мантию гида-первооткрывателя, они должны притворяться, что у них нет ответов. Это важный шаг, потому что именно клиенты должны найти ответ и научиться сами. Специалисту в области психического здоровья может быть сложно заявить о своем невежестве и не научить клиента прийти к неизбежному выводу. Тем не менее, будьте уверены, что клиенты выиграют от самостоятельного получения этих ответов и самостоятельного внесения этих корректировок.

Использование метода Сократа с клиентами

Применяя метод Сократа на сеансах терапии, имейте в виду, что он хорошо работает при дистанционной форме терапии. Поэтому независимо от того, встречаетесь ли вы с клиентами с помощью телемедицины, сократовские вопросы — идеальный способ взаимодействия с ними.

Перед началом сеанса напомните клиенту об ожиданиях от сеанса и о том, как работает метод Сократа. Чтобы терапевтическая сессия прошла хорошо, клиент должен вдумчиво участвовать в процессе задавания вопросов. При использовании этого метода с клиентами заранее заготовьте множество вопросов. Хотя лучше всего позволить сеансу развиваться естественным образом, организуйте вопросы так, чтобы помочь клиенту лучше всего.

Используйте эти пункты в качестве ориентира для каждой сессии:

  • Помогите своему клиенту, предоставив ему достаточно времени, чтобы переварить ваши вопросы.
  • Задайте уточняющие вопросы к ответам вашего клиента.
  • При необходимости попросите клиента уточнить свои ответы.
  • Регулярно резюмируйте сказанное клиентом.
  • Если вам кажется, что ваш клиент сбит с толку вопросом, переформулируйте его в его пользу.

Типы сократовских вопросов

Терапевт может использовать различные типы вопросов с клиентом, чтобы исследовать его самые глубокие убеждения или даже помочь оспорить ход его рассуждений. Вот некоторые из наиболее полезных из этих категорий:

  • Уточняющие вопросы. Что ты хочешь этим сказать? Не могли бы вы привести пример?
  • Вопросы точки зрения. Как бы ответила на этот вопрос другая группа людей? Чем похожи взгляды _ и _? Насколько они разные?
  • Вопросы по предположению. Зачем кому-то делать такое предположение? Что мы могли бы предположить вместо этого?
  • Дополнительные вопросы. К чему это может привести? Могло ли это случиться на самом деле или вероятно?
  • Вопросы о доказательствах. Какой пример? Какая еще информация нам нужна?

Используйте различные типы вопросов при формулировании подхода к каждому сеансу. Может быть полезно использовать другую систему, когда вы пытаетесь помочь вашему клиенту понять его предположение, особенно если вы обнаружите, что вопросы до этого момента не работают.

Вопросы Сократа и когнитивно-поведенческая терапия

Без мудрости Сократа не существовало бы большей части когнитивно-поведенческой терапии и метода опроса, используемого в настоящее время в терапии. Наследие сократовских вопросов живет в психологии, принося пользу специалистам в области психического здоровья во всем мире.


Джинджер Эббот писала для Национального альянса психических заболеваний, HerCampus, Motherly и других организаций. Когда она не работает фрилансером, она работает главным редактором учебного издания Classrooms, где вы можете прочитать больше о ее работе.


Psychreg в основном предназначен только для информационных целей; материалы на этом веб-сайте не предназначены для замены профессиональной консультации. Не пренебрегайте профессиональным советом и не откладывайте обращение за лечением из-за того, что вы прочитали на этом сайте. Прочитайте наш полный отказ от ответственности.

вне теории и контроля 9781910919484

Что мешает нам понять других людей?
Так спрашивает психолог Брайан Левитт в этой сложной и глубоко размышляющей книге. Левитт честно и скромно пишет о профессии, в которой он проработал 25 лет, и о людях, с которыми он работал. Он подвергает сомнению предположения, которые мешают нам более полно видеть людей такими, какие они есть; системы убеждений, лежащие в основе всего, что мы делаем; устройства и методы, которые обычно используют психологи; влияние систем, в которых они работают, и влияние власти и страха. Он обращается как к новичкам, так и к более опытным практикам, призывая выйти за рамки теории и контроля и увидеть всю сложность людей, с которыми они сталкиваются в своей работе.

От автора —

«В этой книге много всего. Он несет в себе мое понимание области, которую я люблю и в которой я жил, работал и играл большую часть 25 лет. Это личное отражение того, как я понимаю свою работу с другими людьми как психолог. Это постоянный поток вопросов, которые могут привести к более полному пониманию людей, с которыми мы работаем, такими, какие они есть. В нем содержатся мои мысли о системах убеждений, лежащих в основе всего, что мы делаем. Он содержит мой опыт и размышления о наших устройствах и методах, от теории личности до диагностики и доминирующих инструментов психологического тестирования и интервьюирования. Это становится все более личным, в конечном итоге проводя читателя через мои мысли о том, что значит для нас, людей, работать внутри и подвергаться влиянию систем, а также о влиянии власти и наших страхов. Это альтернатива учебникам по клинической психологии. Это работа критической психологии, задающая вопросы об основах нашей области и о том, что мы делаем. Это книга, содержащая мои идеи и мысли для молодых практиков, ищущих альтернативный источник наблюдения и обучения, и это книга для более опытных практиков, которые могут думать о том, что они на самом деле делают после всех этих лет работы с другими людьми. ». 9Введение 5. Диагностика расстройства
6. Личность по номерам
7. Бред общего языка

Часть 3 – Безличное политическое
8. Добро пожаловать в машину
9. Это про власть
10. Страх сам по себе

Заключение: практика отсутствия эго

В своей недавней книге Вопросы психологии д-р Брайан Левитт приглашает читателя в личное и интеллектуальное путешествие по области клинической психологии и практик психического здоровья. Его основной вопрос спрашивает, что мешает нам понимать других людей? Его ответ на этот вопрос исследует множество препятствий на пути к пониманию, включая патологизацию страдания и бедствия; редукционистские диагностические практики, используемые при оценке людей; и неспособность научить практиков подвергать сомнению все ортодоксии … Левитт в долгу перед своими интеллектуальными старшими, включая Карла Р. Роджерса, Гарри Праути, Барбару Теманер Бродли, Томаса Саса, Юнга и Фрейда, очевиден в его защите субъективности как важного аспекта понимания , а также трудная задача самоанализа и самопонимания . .. Левитт привносит в эту работу глубокий интерес к еврейской истории и традициям, оценку различных культур и литератур, эволюцию науки от Ньютона до Эйнштейна и глубокий поворот момент изучения того, что наблюдатель влияет на акты наблюдения … Левитт обладает обширной и глубокой подготовкой как ученый и активный клиницист, чтобы проводить сильную и убедительную критику клинической психологии и социальной работы. Левитт призывает практиков всех мастей подвергнуть сомнению все идеологии, в том числе нашу собственную личностно-ориентированную и гуманистическую концепцию… Масштаб этой книги экстраординарен. Мудрость, которой делится Левитт, несравненна. Я рекомендую ее любому читателю, желающему задать большие вопросы и столкнуться с неопределенностью и двусмысленностью человеческой жизни.
Отзыв Марджори С. Уитти, доктора философии, Чикаго, Иллинойс. Журнал, ориентированный на человека, Vol. 25, № 1-2, 2020

Это книга для всех, кто хочет больше узнать о том, что значит по-настоящему помочь другому человеку. В нем много мудрости. В нем говорится многое из того, о чем многие из нас думают, но не говорят в свете доминирующих нарративов в психологии. Он представляет собой эмпатическую, но важную критику аспектов психологии, которые мешают людям по-настоящему общаться с другими людьми, реагировать и слушать их. К ним относятся научные исследования, теории, диагностические категории, слова и предубеждения людей. Высоко оценивая вклад науки, Левитт критически исследует ее ограничения, а также ограничения любой системы верований, которые слишком жестко придерживаются и ослепляют нас от реальности подлинной встречи с другими людьми. Эта книга раскрывает суть отношений помощи: подлинное сочувствие, открытость и признание уникальности каждого человека.
Артур С. Бохарт, почетный профессор Калифорнийского государственного университета, Домингес-Хиллз

Это первый раз, когда я чувствую побуждение написать похвалу книге, опубликованной издательством PCCS Books. Везде, где психологическая помощь практикуется как профессия, эта книга сулит большие неприятности. Камешек в пруду или гаечный ключ в работе, он задает очень важные вопросы, которые в основном обходят стороной или забывают где-то еще. Это радость читать. Брайан Левитт пишет доступно, красиво, мудро и как нельзя лучше лично. Профессия психолога-консультанта и психотерапевта отчаянно нуждается в этой книге. Это должно быть обязательным чтением для всех студентов и практиков. Это книга, которую я всегда хотел написать. К счастью, Брайан Левитт написал ее лучше, чем я когда-либо мог, и я чувствую себя лучше, прочитав ее. Здесь есть уроки для всех нас.
Пит Сандерс, писатель, консультант на пенсии, тренер и клинический руководитель

Брайан Левитт

Брайан Левитт — зарегистрированный клинический и реабилитационный психолог и партнер Kaplan and Levitt Psychologists в Гамильтоне, Онтарио. Он работает с людьми, пережившими травмы и утраты, многие из которых также борются с хронической болью. Он обучался, а затем работал в Чикагском центре консультирования и психотерапии, выросшем из работы Карла Роджерса в Чикагском университете.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts