вред или польза — Реальное время
Общество
07:00, 15.08.2019
Вторая смена и шестидневная неделя в школах — это правильно и удобно
Надвигается новый учебный год. Родители, педагоги, ученые и детские психологи опять ломают копья: допустимо ли ребенку учиться во вторую смену? Нужно ли школам тотально переходить на пятидневку, чтобы дети успевали отдыхать, или шестидневная учебная неделя приносит больше пользы? На фоне нехватки мест в школах для обучения всех детей в одну смену вопрос приобретает особенную остроту. А еще есть проблема шестидневной учебной недели, которую некоторые регионы пытаются ужать до пяти дней. «Реальное время» попыталось рассмотреть эти вопросы с непопулярной стороны и нашло аргументы в пользу вариантов, вызывающих неприятие воинственно настроенного большинства. А также подготовило практические советы родителям школьников, которые переходят на обучение во вторую смену.
Татьяна Черниговская: «Необходимо проводить исследования»
Как правило, на вопрос — в какую смену должен учиться ребенок? — сразу следует один ответ: в первую! И точка. Молодые мамы, чиновники от образования, детский омбудсмен, даже Владимир Путин тверды и безапелляционны. Но правы ли они? И возможна ли одна правда (читай — уравниловка) для всех наших детей? Таких умных, красивых и разных?
Татьяна Черниговская, прославленный нейролингвист и психолог, профессор СПбГУ, считает, что прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо проводить полномасштабные исследования.
— Лично я считаю, что в первой половине дня учиться лучше, потому что утром человек эффективнее усваивает материал. Но как специалист, считаю, что прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо проводить полномасштабные исследования, — сказала она в интервью «Реальному времени». — При этом однозначные результаты получить будет очень сложно из-за индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мы не можем сравнивать особенности усваиваемости материала у «сов» и «жаворонков» — это все равно что проводить сравнительное изучение утки и кошки.Вторая смена — идеальный вариант для детей-спортсменов
Тем временем руководитель Ассоциации детских нейропсихологов Москвы Альфия Измайлова считает, что учиться во второй половине дня для многих детей — благо, а вовсе не зло.
Первое. У разных детей различные особенности работы нервной системы: индивидуальных биоритмов никто не отменял, «совы» и «жаворонки» есть не только среди взрослых. У всех разная врабатываемость, работоспособность, истощаемость нервной системы. Поэтому кому-то лучше учиться во второй половине дня — их мозг «просыпается» только к обеду.
Второе. Важна тема физического здоровья. Для детей, которые часто болеют, в приоритете закаливающие процедуры и спорт по утрам: если они учатся в первую смену, у них нет времени ни на зарядку, ни на полноценную утреннюю гигиену, рассказала нам Альфия Хасановна:
— В этом плане лучше учиться во второй половине дня, и это не значит, что ребенок должен спать до обеда. В идеале он должен вставать рано утром, делать гимнастику, закаляться. Кстати, если ребенок нацелен на серьезные занятия спортом и ходит в секции, то для его нервной системы подходит схема со второй сменой в школе. Утром ученик занимается спортом, он получает хороший заряд на весь день, и после обеда переключение с физической активности на умственный труд позволит лучше усваивать информацию в школе. И наоборот, если ребенок идет в спортсекцию вечером, его нервная система перевозбуждается, ему будет сложнее уснуть и полноценно отдохнуть.Третье. Важный аспект, о котором говорит нейропсихолог, — питание. Когда ребенок учится в первую смену, он часто не успевает позавтракать, да и качество школьных обедов — тоже притча во языцех. Все это негативно сказывается на обмене веществ: Альфия Хасановна рассказала, что первый прием еды (завтрак) дает максимальное насыщение организма питательными веществами, потому что в это время всасываемость пищи происходит интенсивнее. К тому же, научно подтверждено, что регулярное употребление на завтрак каш из злаковых культур улучшает работоспособность мозга на 13%.
— К вечеру обмен веществ замедляется, плотная пища переваривается хуже. А ведь если ребенок учится в первую смену, то его основной прием пищи приходится на ужин. Результатом может быть нарушение обмена веществ. Это напрямую скажется и на мозговой деятельности, и на соматических аспектах: например, дети, которые не завтракают и наспех перекусывают в обед, чаще других подвержены болезненной полноте.
Когда ребенок учится в первую смену, он часто не успевает позавтракать, да и качество школьных обедов — тоже притча во языцех. Фото Дарьи ТурцевойИзмайлова отмечает, что даже для «жаворонков» вторая смена часто может обернуться благом: речь идет о будущих выпускниках, которые готовятся к ЕГЭ с помощью репетиторов. Если ребенок лучше усваивает знания утром, то лучше этот ресурс бросить на приоритетную задачу — индивидуальные занятия с репетиторами, а после обеда уже заниматься обычными уроками.
Четвертое. И, наконец, еще один аспект, с которым работает Ассоциация детских нейропсихологов, — асоциальное поведение подростков. Альфия Хасановна говорит:
— Если у ребенка наблюдается девиантное поведение и признаки асоциальности, то во второй половине дня, когда наиболее велики всевозможные соблазны и активна «дурная компания», ему лучше находиться в школе. Вторая смена в этом отношении — спасение для многих семей. Ведь утром подростку сложнее найти возможность и компанию, чтобы, например, покурить или принять алкоголь.
Ранние пробуждения вызывают хроническое недосыпание
Елена Легасова, детский психолог, говорит: однозначно ответить на вопрос о том, что предпочтительнее, сложно. Но она точно не согласна с родительской паникой по поводу второй смены. Конечно, есть в ней свои минусы: например, при неправильном распределении времени вторая половина дня ребенка становится перегруженной. Детям не нравится вторая смена, потому что не хватает времени погулять и посидеть за компьютером. А родители вынуждены решать проблему встречи ребенка из школы в темное время суток. Но есть у такого распорядка и плюсы. Например, к ним Елена относит возможность выспаться:
— Когда уроки начинаются после обеда, нет необходимости рано вставать, и это безусловный плюс. Американские ученые доказали, что перенос школьных занятий на более позднее время положительно сказывается на здоровье и успеваемости детей, потому что ранние пробуждения вызывают хроническое недосыпание. Кроме того, зимой подъем приходится на темное время суток, а это плохо влияет на работоспособность детского организма. Во вторую смену школьный материал усваивается легче и качественнее, потому что дети уже проснулись и не спят за партами.Еще один плюс учебы во второй половине дня психолог видит в том, что ребенок при такой схеме быстрее осваивает навыки самостоятельности: ему нужно собраться самому, без посторонней помощи, пообедать, доделать уроки, одеться. Таким образом школьник учится самоорганизации и дисциплине. Кстати, при обучении во вторую смену фиксируется снижение числа опозданий, а это хорошо для общей дисциплины в классе.
И, наконец, дети, учащиеся во вторую смену, реже подхватывают инфекционные заболевания: по дороге в школу они меньше контактируют с людьми (это особенно актуально для тех учеников, которые ездят в школу на общественном транспорте).
Как благополучно пережить переход на вторую смену
Елена Легасова дала родителям школьников, которые начинают учиться во вторую смену, несколько практических советов. Она говорит, что если правильно составить распорядок дня — ребенок будет успевать все.
- Если школьник переходит на вторую смену, то в августе не разрешайте ему спать до обеда. Время подъема нужно сдвигать постепенно.
- Научите ребенка разделять домашние задания на те, где может потребоваться помощь взрослых, и которые нужно сделать вечером (письменные задания на черновике, выучить стихи, правила), а утром легче доучить, прочитать, переписать в тетрадь.
- Напишите и нарисуйте с ребенком на листе ватмана распорядок дня, где можно крепить стикеры-напоминалки. Определите время подъема, на завтрак, обед, уроки, прогулку, на сборы в школу. Надо равномерно распределить время, предоставив школьнику возможность полноценно отдыхать и продуктивно трудиться.
И, наконец, о шестидневке
Дискуссия о том, что шестидневная учебная неделя не оставляет школьникам времени для отдыха, ведется давно. Мы поговорили с Еленой Германовной Скобельцыной, директором лицея им. Лобачевского КФУ. Она уверена, что шестидневная учебная неделя в современном обществе — оптимальный вариант для учеников среднего и старшего школьного возраста:
— Я выступаю однозначно за шестидневную учебную неделю в школе. Считаю, что такая нагрузка соответствует возрастным особенностям детей и способствует формированию всесторонне развитой личности. При пятидневке интенсивность занятий падает. При этом первоочередная задача школы — сформировать такую среду, чтобы ученикам было в ней интересно. Наши ученики в субботу проводят в лицее целый день и никто не жалуется на повышенную нагрузку.— Но многие родители выступают за пятидневку, чтобы дети могли провести больше времени с семьей.
— Давайте смотреть на вещи реально. Далеко не в каждой семье есть традиции культурного досуга. Прошло то время, когда каждая семья в обязательном порядке в зимние выходные выходила на лыжные прогулки, а летом — с палаткой на берег реки. Прежде чем говорить о пятидневке, нужно сначала подумать, чем подростки будут заниматься в свободное время. Всем известно, что современные школьники, особенно если говорить о подростковом возрасте, проводят большую часть свободного времени «в обнимку» с гаджетами. Из интернета подростки получают массу избыточной информации, которая зачастую небезопасна. Поэтому я считаю, что школа должна стать для ребенка своеобразным клубом по интересам, в котором и в субботу целенаправленно организованы занятия для удовлетворения потребностей подростка в полноценном саморазвитии.
— А как быть с тем, что школьники из-за шестидневной учебной недели вынуждены проводить много времени за уроками?
— Да, многие родители жалуются, что дети делают уроки до утра. Но чаще всего это результат того, что школьники сами неправильно организовывают свое время: откладывают приготовление уроков до последнего дня и потом вынуждены делать все экстренно. Я считаю, что способность правильно распоряжаться своим временем — это ключевая компетенция человека в XXI веке. Поэтому тайм-менеджмент нужно вводить в школьную программу — хотя бы частями, в рамках различных дисциплин. В новом учебном году в лицее мы в экспериментальном режиме будем вводить элементы тайм-менеджмента на всех уровнях обучения.
Людмила Абрамова
ОбществоОбразованиеТяжело в учении: когда в школах Балашихи ликвидируют вторую смену? — Обзоры
© pixabay.com, sobima
Вторая смена в школах – актуальная проблема для России. В Балашихе в таком режиме учится почти 4 тысячи детей. С какими трудностями они сталкиваются, на что надеются их родители и когда ждать улучшения ситуации, выясняла корреспондент «РИАМО в Балашихе».
Как организовать режим дня школьника>>
Острая проблема
© Pxhere. com
На сегодняшний день в Балашихе работает 51 школа, и в 14 из них существует вторая смена. Ежедневно 3965 человек начинают учиться в лучшем случае в 12:00, а то и позже – в 13:20.
«Причина перенасыщенности школ очевидна: на протяжении последних лет в Балашихе наблюдается серьезный рост общей численности обучающихся, за текущий год он составил 3546 человек. При этом проблема двухсменного режима в школах не разделена на «старые» и «новые» микрорайоны, она характерна и для первых, и для вторых», – сообщил глава Балашихи Сергей Юров.
По его словам, решение проблемы второй смены в балашихинских школах заложено в «дорожную карту» развития региона.
Школьная гаджетомания: как смартфоны и «умные часы» мешают учиться>>
«Это вообще законно?»
© Giphy.com
Родители школьников о «дорожной карте», конечно, слышали. Ее активно обсуждают в родительских чатах наравне с оценками и необходимыми учебными пособиями. Все с нетерпением ждут ликвидации второй смены в школах.
«Когда узнала, что моя дочь-третьеклассница будет учиться во вторую смену, взбунтовалась, даже хотела в суд идти. Была уверена, что это незаконно – разве начальная школа не должна учиться исключительно с утра? Потом подумала, что судиться себе дороже. Успокоилась и смирились», – рассказала Марина Исмиянова, чья дочь ходит в школу № 15.
На самом деле, даже обращение в суд ситуацию не изменит: согласно закону «Об образовании», режим работы школы и ее внутренний распорядок устанавливает исключительно администрация учебного заведения.
Единственное условие: обучение первых, пятых и выпускных классов должно быть организовано только в первую смену. Как будут учиться оставшиеся классы, зависит от площади здания, общего количества учеников и решения директора.
Понятно, что нельзя «заморозить» учебу до тех пор, пока не будут возведены новые школы, а вторая смена не будет полностью ликвидирована. Поэтому ученикам и их родителям приходится привыкать к такому неудобному режиму.
Как подготовиться к школьным экзаменам>>
«Первый год – самый жуткий!»
© flickr.com, Eden, Janine and Jim
«Вторая смена – это мой личный ад! Мы с мужем уходим на работу ранним утром. А потом начинается самое интересное – позвони, чтобы разбудить, позвони, чтобы сын позавтракал, позвони, чтобы не забыл о математике… Наш Матвей учится в четвертом классе. Вроде взрослый и самостоятельный, но ведь еще ребенок! Конечно, весь день сижу как на иголках: закрыл ли дверь, выключил ли свет. Сейчас еще появилась проблема с тем, кто будет забирать сына из школы. В сентябре было светло, шел сам. А теперь в шесть часов вечера, когда заканчиваются уроки, уже темно, и мне страшно за сына. Пока не знаю, как быть. Но молюсь, чтобы в следующем году проблема со второй сменой уже была решена», – рассказывает Наталья Гуреева, чей сын учится в школе № 7 микрорайона Железнодорожный.
Как показывает практика, первый год учебы во вторую смену самый сложный, причем как для родителей, так и для самих детей.
«Соня четыре года училась во вторую смену. Первый год был самым жутким! Я воспитываю дочь одна, присмотреть за ребенком было некому. Уходила в семь на работу и контролировала Соню только по телефону. Самым страшным были уроки. С утра у дочки английский и рисование, потому выбора не было, приходилось делать домашнее задание вечерами. Приду в семь вечера, садимся со слезами. Ребенок в полной «отключке» после шести уроков: смотрит в книгу и видит понятно что. Со временем привыкла, влилась в режим, стало немного проще. Но все равно вторая смена – ничего хорошего», – считает Ксения Дымова, чья дочь учится в школе № 29.
Как перевести ребенка в другую школу в Балашихе>>
Мнение педагога
© сайт GIPHY
Учителя тоже скептически относятся ко второй смене.
«Тяжелее всего приходится детям, которые ранее учились в первую смену – это полная смена биоритмов и режима дня. В 90% случаях ребенок уже привык к тому, что всю умственную нагрузку он получает с утра, а в послеобеденное время может отдохнуть, расслабиться.
И добавила, что сегодня большинство детей посещают дополнительные занятия, которые из-за второй смены приходится переносить на утреннее время. Соответственно, уроки ребята делают вечером, когда они уже переутомлены. Естественно, это сказывается на оценках и на общей успеваемости детей.
«Родителям не нужно впадать в панику, если их ребенок стал хуже учиться во вторую смену. Дайте ему время на адаптацию и правильно организуйте режим дня», – советует Ирина Амбросимова.
Законные и незаконные сборы денег в школе>>
Как решают проблему
© pixabay.com, Allexsalon
Глава Балашихи Сергей Юров сообщил, что власти города делают все возможное для решения проблем, связанных с перенасыщением школ. Так, в период с 2015 по 2018 год в разных районах Балашихи было построено шесть новых школ, которые сейчас посещают более 3,5 тысяч детей. Самые большие заведения появились в микрорайоне Дзержинского и в микрорайоне Авиаторов, каждая из них вмещает 1100 учеников.
Кроме этого, с ноября в микрорайоне Центр-2 начнет работать новая школа на 792 места – местные жители ждут этого с особым нетерпением. Также была значительно расширена школа № 2 на улице Кудаковского – здесь появилась пристройка на 300 мест.
Планируется строительство трех новых школ в микрорайонах Первомайский и Ольгино, на Леоновском шоссе, а также двух пристроек к школам на улицах Летная и Юннатов.
«Проблема со второй сменой решается разными способами, не только строительством новых зданий. Например, в школах № 22 и № 7, а также в гимназии № 1 был произведен ремонт с организацией новых учебных кабинетов. Также перед администрацией школ городского округа была поставлена задача рационально перераспределить площади своего учебного заведения и пересмотреть расписание уроков.
По его словам, жителям Балашихи нужно набраться терпения: согласно «дорожной карте» развития региона, вторая смена в школах городского округа будет полностью ликвидирована к 2021 году.
Портал «РИАМО в Балашихе» продолжит следить за ситуацией.
Data-Driven Learning Guide
В этом упражнении вы изучите отношение пар к работе и семье, то, как они справляются с домашними делами и обязанностями по уходу за детьми, а также влияние этих договоренностей на их удовлетворенность отношениями. Вы будете использовать перекрестную таблицу и сравнение средних значений.
Поскольку основное внимание в этом модуле уделяется отношению и опыту родителей, мы перекодировали переменную «PERID_1» («тип человека»), включив в нее только категории «мама» и «папа». Новая переменная называется PARENT.
Отношение к работе и семье
Переменная PRVIDE_1 описывает, кто, по мнению респондентов, должен обеспечивать большую часть дохода в семье. Мы перекодировали его, чтобы исключить отсутствующие данные и категорию «другое», и назвали новую переменную PRVIDE.
Запустить сравнение средств PRVIDE by PARENT. Помните, что код 3 означает, что респондент считает, что доход должен предоставляться одинаково. Код меньше 3 означает, что респондент считает, что его/ее супруг(а) должен обеспечивать большую часть дохода, а балл выше 3 означает, что респондент считает, что они должны обеспечивать большую часть дохода семьи.
Что говорят результаты об ожиданиях матерей и отцов в отношении обеспечения семейного дохода?
Переменная SPCHOR_1 измеряет отношение к тому, должен ли муж поровну делить работу по дому, если его жена работает полный рабочий день. Для облегчения анализа мы перекодировали переменную, чтобы исключить недостающие данные, и свернули категории с пяти («полностью не согласен», «не согласен», «ни согласен, ни не согласен», «согласен», «полностью согласен») до трех («полностью не согласен»). / не согласен», «ни согласен, ни не согласен», «согласен/полностью согласен»). Новая переменная называется SPCHOR.
Посмотрите на перекрестную таблицу SPCHOR и PARENT. Согласны ли отцы с большей или меньшей вероятностью, чем матери, с тем, что мужья должны поровну делить работу по дому? Вы находите результаты удивительными?
Самоотчеты о разделении труда в домохозяйствах
Чтобы увидеть, отражаются ли эти взгляды на фактическом разделении труда в домохозяйствах и трудовом опыте, рассмотрите переменные, которые измеряют, сколько времени в среднем каждый супруг тратит на выполнение ряда виды деятельности: покупки для дома (RSHPHS_1), вождение детей на занятия (RCHACT_1), приготовление пищи (RCOOKG_1), мытье посуды (RDISHS_1), уборка (RCLEAN_1), стирка (RLAUND_1), работа во дворе и уборка дома (RYARDM_1 ) и помощь детям с домашним заданием (RHPHWK_1). Каждая переменная кодируется дискретными категориями («1–2 часа», «3–5 часов» и т. д.), что не позволяет вычислять средние значения. Для облегчения анализа мы перекодировали каждую из этих переменных таким образом, чтобы респонденты, ответившие «1-2 часа», были закодированы как «1,5 часа», те, кто ответил «3-5 часов», были закодированы как «4 часа» и так далее. Мы назвали новые переменные «МАГАЗИН», «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ», «ГОТОВКА», «ЧИСТКА», «ПОСУДА», «ПРАЧЕЧНАЯ», «ДОМОСТРОЙКА» и «ДОМАШНЯЯ РАБОТА».
Для дальнейшего упрощения анализа мы создали два индекса времени, затрачиваемого на домашние дела. HSWORK представляет собой сумму SHOP, GOOK, DISHES, CLEAN и прачечной и измеряет, сколько часов в неделю респонденты тратят на выполнение всех этих работ по дому. Точно так же TIMEKIDS объединяет ЗАНЯТИЯ и ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ и измеряет, сколько времени респонденты тратят на то, чтобы возить своих детей на занятия и помогать им с домашними заданиями каждую неделю. Переменная HOMEFIX была исключена из обоих индексов и будет проанализирована отдельно.
Провести сравнение средств HSWORK с помощью PARENT, HOMEFIX и PARENT и, наконец, TIMEKIDS и PARENT. Обратите внимание, что каждый анализ включает фильтр, позволяющий включить только тех респондентов, которые работают полный рабочий день.
Сколько часов жены в среднем тратят на работу по дому? Сколько часов мужья тратят на эти хлопоты? Что показывают результаты о работе во дворе и обслуживании дома? Что относится к мероприятиям, связанным с детьми? Где гендерные различия наиболее значительны? Где они самые маленькие?
Отчеты о разделении труда в домохозяйствах
Далее рассмотрим оценки мужчин и женщин времени, затрачиваемого их партнерами на работу по дому, измеряемую переменными SSHPHS_1, SCHACT_1, SCOOKG_1, SDISHS_1, SCLEAN_1, SLAUND_1, SYARDM_1 и SHPHWK_1.
Используя ту же схему кодирования, что и в предыдущем анализе, мы создали новые переменные (SPSHOP, SPACT, SPCOOK, SPCLEAN, SPDISHES, SPLAUNDRY, SPHOMEFIX и SPHOMEWORK) и объединили их в два индекса: SPHSWORK и SPTIMEKIDS.
Используя фильтр, чтобы ограничить анализ респондентами, которые работают полный рабочий день, проведите сравнение средств SPHSWORK by PARENT, SPHOMEFIX by PARENT и SPTIMEKIDS by PARENT. Глядя на результаты, имейте в виду, что здесь числа в ячейках «папа» относятся к количеству часов, которое, по мнению мужчин, их жена тратят на работу по дому. Точно так же результаты в ячейках «мамы» относятся к количеству часов, которые, по мнению жен, их мужья тратят на работу по дому.
По словам мужей, сколько часов в среднем их жены тратят на работу по дому, во дворе и уход за детьми? По словам жен, сколько часов в среднем их мужья тратят на эту работу по дому? Соответствуют ли результаты результатам анализа самоотчетов респондентов? Где расхождения самые большие?
Работа и уход за детьми
Теперь подумайте о гендерных различиях в уходе с работы для ухода за детьми. Для упрощения анализа мы перекодировали переменную TMEOFF_1 в три категории: 1) никогда не брали отпуск; 2) взял отпуск; и 3) бросить работу. Новая переменная называется TIMEOFF.
Просмотрите перекрестную таблицу TIMEOFF и PARENT. Какой процент респондентов сообщает, что никогда не брал отпуск? Какой процент респондентов говорит, что им пришлось бросить работу, чтобы заботиться о своих детях? Какой пол чаще всего берет отпуск?
Наконец, проверьте, выбирают ли респонденты работу, чтобы быть географически ближе к своим детям в течение дня. Это измеряется переменной WKCHLD_1, которая закодирована в 4 категории («совершенно неверно», «отчасти верно», «правильно» и «совершенно верно»). Для этого анализа мы разделили категории на две («неправда» и «верно»). Новая переменная называется WKCHLD.
Запустите перекрестную таблицу WKCHLD и PARENT. Какой процент мужчин и какой процент женщин сообщают о том, что выбирают работу, исходя из ее географической близости к своим детям?
Удовлетворенность отношениями
Наконец, рассмотрим связь между полом и удовлетворенностью отношениями. Вы будете использовать два показателя удовлетворенности отношениями: RESPAR_1, который просил респондентов согласиться или не согласиться с утверждением «Я доволен тем, как мы справляемся с ролевыми обязанностями в наших отношениях»; и OVERAL_1, который относится к утверждению «В целом я доволен своими отношениями с моим супругом/партнером». Мы перекодировали оба варианта в новые переменные с тремя категориями ответов: 1) полностью не согласен/не согласен, 2) ни согласен, ни не согласен, и 3) согласен/полностью согласен. Новые переменные называются RESPAR и OVERALL.
Запустите кросс-таблицу RESPAR и PARENT, используя фильтр RJBFT1_1(2), чтобы ограничить результаты респондентами, работающими полный рабочий день. Какой пол сообщает о самом высоком уровне удовлетворенности? Какой процент матерей недоволен тем, как справляются с ролевыми обязанностями? Вы находите результаты удивительными?
Наконец, запустите перекрестную таблицу ОБЩИЕ и РОДИТЕЛЬСКИЕ (опять же, только для респондентов, работающих полный рабочий день). Удовлетворены ли респонденты своими отношениями с супругом? Является ли один пол более удовлетворен/неудовлетворен, чем другой? Удивляют ли вас результаты в свете предыдущих анализов?
вред или польза — Реальное время
09:00, 16.08.2019
Вторая смена и шестидневка в школах — это правильно и удобно
Приближается новый учебный год. Родители, педагоги, ученые и детские психологи снова скрещивают мечи: допустимо ли ребенку учиться во вторую смену? Нужно ли школам полностью переходить на пятидневку, чтобы дети успевали отдыхать, или шестидневка приносит больше пользы? На фоне нехватки мест в школах для обучения всех детей в одну смену вопрос становится особенно острым. Существует также проблема шестидневной учебной недели, которую некоторые регионы пытаются сократить до пяти дней. «Реальное время» попыталось рассмотреть эти вопросы с непопулярных позиций и нашло аргументы в пользу вариантов, вызывающих неприятие воинствующего большинства. Кроме того, газета подготовила практические советы родителям школьников, которые идут учиться во вторую смену.
Татьяна Черниговская: «Необходимо провести исследование»
Как правило, после вопроса — «в какую смену учиться ребенку?» следует один ответ: в первую! Конец истории. Молодые мамы, чиновники от образования, детский омбудсмен, даже Владимир Путин тверды и категоричны. Но правы ли они? И возможна ли одна правда (читай — уравнивание) для всех наших детей? Такие умные, красивые и разные?
Татьяна Черниговская, известный нейролингвист и психолог, профессор СПбГУ, считает, что прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо провести полномасштабное исследование.
«Лично я считаю, что лучше заниматься утром, потому что утром человек эффективнее усваивает материал. Но я как специалист считаю, что прежде чем отвечать на этот вопрос, необходимо провести полномасштабное исследование», — сказала она в интервью «Реальному времени». «В то же время получить однозначные результаты будет очень сложно из-за индивидуальных особенностей каждого ребенка. Мы не можем сравнивать особенности понимания материала у «сов» и «жаворонков» — это все равно, что проводить сравнительное исследование уток и кошек».Вторая смена – идеальный вариант для детей-спортсменов
Между тем, глава Ассоциации детских нейропсихологов Москвы Альфия Измайлова считает, что обучение во второй половине дня для многих детей – это не зло, а добро.
Первый . У разных детей разные особенности нервной системы: всегда были индивидуальные биоритмы, «совы» и «жаворонки» есть не только у взрослых. У всех разная работоспособность, работоспособность, истощение нервной системы. Так что лучше всего заниматься во второй половине дня, мозг «просыпается» только во второй половине дня.
Второй . Тема физического здоровья очень важна. Для детей, которые часто болеют, в приоритете холодовые тренировочные процедуры и занятия спортом в утренние часы: если они учатся в первую смену, у них нет времени на зарядку или полноценную утреннюю гигиену, — сообщила нам Альфия Хасановна:
«В связи с этим, заниматься лучше днем, и это не значит, что ребенок должен спать до обеда. В идеале они должны вставать рано утром, заниматься гимнастикой. Кстати, если ребенок нацелен на серьезный спорт и ходит в секцию, то для его нервной системы подойдет схема со второй сменой в школе. Утром школьник занимается спортом, он получает хороший заряд на весь день, а днем переключение с физической активности на умственную работу позволит лучше усвоить информацию в школе. И наоборот, если ребенок вечером пойдет в спортивную секцию, его нервная система перевозбуждена, ему будет труднее заснуть и полноценно расслабиться». Третий. Важным аспектом, о котором говорит нейробиолог, является питание. Когда дети учатся в первую смену, они часто не успевают позавтракать, да и качество школьных обедов — это тоже притча. Все это негативно сказывается на обмене веществ: Альфия Хасановна говорила, что первый прием пищи (завтрак) дает максимальное насыщение организма питательными веществами, так как в это время усвоение пищи происходит более интенсивно. Кроме того, научно доказано, что регулярное употребление сухих завтраков из злаковых культур повышает работоспособность мозга на 13%.
«Вечером обмен веществ замедляется, плотная пища хуже переваривается. Но если ребенок учится в первую смену, его основной прием пищи приходится на ужин. Результатом может быть нарушение обмена веществ. Это окажет прямое влияние на мозговую деятельность и на соматические аспекты: например, дети, которые не завтракают и наскоро обедают, чаще других подвержены нездоровой полноте».
Когда дети учатся в первую смену, им часто некогда позавтракать, да и качество школьных обедов — тоже притча. Фото: Дарья Турцева Измайлова отмечает, что даже для «жаворонков» вторая смена часто может обернуться благом: речь идет о будущих выпускниках, которые готовятся к госэкзамену с помощью репетиторов. Если ребенок лучше учится утром, лучше перекинуть этот ресурс на приоритетную задачу — индивидуальные занятия с репетиторами, а днем уже заниматься на регулярных уроках.
Четвертый . Наконец, еще один аспект, с которым работает Ассоциация детских нейропсихологов, — это асоциальное поведение подростков. Альфия Хасановна говорит:
«Если у ребенка девиантное поведение и признаки асоциального поведения, то во второй половине дня, когда всевозможные соблазны наиболее велики и активна «плохая компания», ему лучше находиться в школе. Второй сдвиг в этом отношении является спасением для многих семей. Ведь утром подростку сложнее найти возможность и компанию, чтобы, например, покурить или принять алкоголь».
Ранние утренние пробуждения вызывают хроническое недосыпание
Елена Легасова, детский психолог, говорит: сложно ответить на вопрос, что предпочтительнее. Но она определенно не согласна с паникой родителей по поводу второй смены. Конечно, есть и минусы: например, при неправильном тайм-менеджменте вторая половина дня у ребенка становится перегруженной. Дети не любят вторую смену, потому что не хватает времени погулять и посидеть за компьютером. Также родители вынуждены решать проблему встречи ребенка из школы в темное время суток. Но в таком графике есть свои плюсы. Например, Елена относит к ним возможность выспаться:
«Когда уроки начинаются во второй половине дня, нет необходимости рано вставать, и это однозначно плюс. Американские ученые доказали, что перенос учебных часов на более позднее время положительно влияет на здоровье и успеваемость детей, поскольку ранние пробуждения вызывают хроническое недосыпание. Кроме того, зимой пробуждение приходится на темное время суток, а это плохо сказывается на работоспособности детского организма. Во вторую смену школьный материал усваивается легче и лучше, потому что дети уже проснулись и не спят за партами». Еще одно преимущество занятий во второй половине дня психолог видит в том, что ребенок с такой схемой быстро осваивает навыки самостоятельности: ему нужно собраться самому, без посторонней помощи, пообедать, закончить уроки, одеться. Таким образом, ученик учится самоорганизации и дисциплине. Кстати, при обучении во вторую смену зафиксировано снижение количества опозданий, и это хорошо для общей дисциплины на занятиях.
Наконец, дети второй смены менее подвержены инфекционным заболеваниям: по дороге в школу они меньше контактируют с людьми (особенно это касается тех школьников, которые добираются до школы на общественном транспорте).
Как благополучно пережить переход во вторую смену
Елена Легасова дала родителям учеников, которые начинают учиться во вторую смену, несколько практических советов. Она говорит, что если составить правильный режим дня — у ребенка все будет успевать.
- Если ученик идет в школу во вторую смену, в августе не позволяйте ему спать до обеда. Постепенно меняйте время пробуждения.
- Научите ребенка делить домашние задания на те, которые могут потребовать помощи взрослых и те, которые нужно делать вечером (письменные задания на черновике, учить стихи, правила), а утром легче доделать, прочитать, переписать в блокноте.
- Напишите и нарисуйте вместе с ребенком распорядок дня на листе бумаги для рисования, куда можно прикрепить стикеры-напоминания. Определите время подъема, на завтрак, обед, уроки, прогулки, подготовку к школе. Необходимо равномерно распределить время, давая студенту возможность полноценно отдохнуть и продуктивно поработать.
О шестидневной учебной неделе
Дискуссия о том, что шестидневная учебная неделя не оставляет ученикам времени на отдых, ведется давно. Мы поговорили с Еленой Германовной Скобельцыной, директором лицея имени Лобачевского при Казанском федеральном университете. Она считает, что шестидневная учебная неделя в современном обществе — лучший вариант для учащихся средних и старших классов:
«Я однозначно за шестидневную учебную неделю в школе. Я считаю, что эта нагрузка соответствует возрастным особенностям детей и способствует формированию всесторонне развитой личности. В пятидневный период интенсивность тренировок снижается. При этом первостепенной задачей школы является создание такой среды, чтобы учащиеся в ней были заинтересованы. Наши ученики проводят в лицее весь день по субботам, и никто не жалуется на повышенную нагрузку». Но многие родители выступают за пятидневку, чтобы дети могли проводить больше времени с семьей.
Будем реалистами. Не в каждой семье есть традиции культурного досуга. Прошло время, когда каждая семья обязательно в зимние выходные выезжала на лыжные прогулки, а летом — в походы на берег реки. Прежде чем говорить о пятидневной учебной неделе, нужно сначала подумать о том, чем подростки будут заниматься в свободное время. Всем известно, что современные школьники, особенно если говорить о подростковом возрасте, большую часть свободного времени проводят «в обнимку» с гаджетами. Подростки получают много избыточной информации из Интернета, что зачастую небезопасно. Поэтому я считаю, что школа должна стать своеобразным клубом по интересам для ребенка, в котором занятия целенаправленно организуются по субботам, чтобы удовлетворить потребности подростка в полном саморазвитии.
А как быть с тем, что школьники вынуждены тратить много времени на уроки из-за шестидневной учебной недели?
Да, многие родители жалуются, что дети делают уроки до утра.