Вундт в психологии: Вундт Вильгельм

Вундтовская школа психологии | Психологическая энциклопедия 1vc0

Вундтовская школа психологии. Первым вариантом психологии как самостоятельной науки явилась физиологическая психология Вильгельма Вундта (1832-1920). Его первой книгой было «Учение о мышечных движениях» (1858), второй — «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862). В это время он работал в Гейдельбергском университете преподавателем физиологии, и ассистентом профессора Гельмгольца, который ввел понятие о «бессознательных умозаключениях». В 1962 году Вундт читает в этом же университете курс лекций на тему «Психология с точки зрения естествознания» и уже в следующем, 1863 году выходят его «Лекции о душе человека и животных». В этих лекциях содержалась программа построения двух психологий — экспериментальной и социальной (культурно-исторической). В 1873-1874 выходят его «Основы физиологической психологии», с 1875 года Вундт является профессором философии в Лейпциге, а в 1879 году Вундт создает первую в мире психологическую лабораторию в Лейпцигском университете, по ее образцу возникают аналогичные учреждения в России, Англии, США, Франции и других странах, на базе которой через два года создается Институт экспериментальной психологии, превратившийся в международный центр по подготовке психологов.

Именно он утвердил эксперимент в качестве главного рычага превращения психологического знания в научное. Труды лаборатории публикуются в созданном Вундтом первом психологическом журнале, называвшемся «Философские исследования», который издавался с 1881 года. Вундт рассматривал психологию как науку о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, единственного метода изучения психики, наблюдение субъекта за содержанием и актами собственного сознания, и соединил интроспекцию с экспериментальным методом. При этом предполагалось, что ненадежность обычного, ненаучного самонаблюдения может быть преодолена путем специальной тренировки испытуемых, у которых вырабатывается навык самоотчета о том, что они непосредственно осознают в момент предъявления раздражителя. Сведения, о которых испытуемые сообщали, оценивались как научные факты лишь в том случае, если при постоянных внешних раздражителях возникали одни и те же субъективные феномены. На этом основании за структурные элементы психики были приняты ощущения, их копии это образы памяти и простейшие чувства, Эти «атомы» чувственной ткани сознания и изучались с точки зрения их качества и интенсивности.
Целью Вундта было вычленение «сенсорной мозаики» сознания которая и есть та материя, из которой построено сознание, а также выявление связей между элементами и установление «законов» душевной жизни. Вместе с тем высшие психические процессы, согласно Вундту, должны были изучаться иными методами, в частности, путем исследования мифов, обрядов, нравах, религиозных представлений, анализа языка и других продуктов человеческого, народного духа. Этому посвящен фундаментальный 10-томный труд Вундта «Психология народов», издававшийся в 1900 -1920 годах. Огромное значение этого труда для психологии обусловлено не только актуальностью самого предмета исследования, появление этой работы знаменует собой разделение новой психологической науки на две ветви — экспериментальную и социальную. Вундт продолжал работать без перерыва до самой своей смерти в 1920 году, умер вскоре после завершения книги своих воспоминаний. Подсчитано, что в период с 1853 по 1920 годы Вундт написал более 54 тысяч страниц — то есть он писал по 2,2 страницы ежедневно.
Сбылась его детская мечта стать знаменитым писателем.

В вундтовской школе формировалось первое поколение профессиональных психологов, у него учились Э. Титченер, О. Кюльпе, Ф. Крюгер, Э. Мейман, Г. Мюнстерберг, В. М. Бехтерев, Н. Н. Ланге, Э. Крепелин, Д. Кеттелл, Ст. Холл и другие, более 160 крупных ученых. С. Холл организовал в 1892 году Американскую психологическую ассоциацию, являющуюся самой влиятельной организацией психологов в мире, также он является одним из основателей педологии. Крепелин Эмиль (1856 – 1926 гг.) — немецкий психиатр, профессор психиатрии, предложил классификацию душевных заболеваний, в которой, наряду с прочим выделил деменцию и манию. Крепелин внедрил в психиатрическую клинику психологический эксперимент, ему принадлежит попытка составления схем исследования личности, начал исследования по психофармакологии. Бехтерев Владимир Михайлович (1857 – 1927 гг.) — русский невропатолог, психиатр, физиолог, психолог, создатель в 1885 г. первой в России лаборатории экспериментальной психологии при клинике Казанского университета, основатель в 1908 г.

Психоневрологического института в Санкт–Петербурге. Г. Мюнстерберг один из основоположников «психотехники», занимался проблемами управления, профотбор, профессионального обучения, в 1913 г. издал «Психологию промышленной производительности». Также разработал стратегии исследования трудовых процессов в лабораторных условиях. Титченер Эдвард Брэдфорд (1867 – 1927 гг.) — американский психолог, развивал идеи Вундта и его направление психологии получило название структурализма. В 1904 г. выступил организатором Общества экспериментальной психологии. Проводил экспериментальные исследования ощущений и внимания. Автор многочисленных научных трудов, в частности «Очерков психологии» и «Учебника психологии». Трактовал предмет психологии как систему элементарных сознаваемых состояний (ощущений, представлений, чувствований) из которых формируется все многообразие душевной жизни. Мейман Эрнст (1862 – 1915 гг.) — немецкий педагог и психолог, основатель экспериментальной педагогики. Кеттел Джеймс Маккин (1860 – 1944 гг.
) — американский психолог, один из основателей психологического тестирования.

Вундтовская школа строила свою экспериментальную программу по схеме психофизиологии органов чувств и психофизики. В экспериментальной психологии происходит расслоение, в пользу независимости психологического исследования от физиологического. Сферы научных интересов Вундта — включающие ощущения и восприятие, внимание, чувства, реакцию и ассоциации — стали основными главами во всех учебниках по психологии. То, что взгляды Вундта относительно психологии не во всем оказались верными, ни в коей мере не умаляет его достижений как основателя этой науки.

34. В. Вундт и его вклад в развитие клинической психологии » Шпоры для студентов

Начало экспериментальной психологии относится к 1879 г., когда Вундтом была открыта первая лаборатория экспериментальной психологии в Лейпциге, в которой началось систематическое изучение ощущений, восприятия, скорости реакций, ассоциаций и чувств. Однако, применяя объективные методы исследования, Вундт подходил к их интерпретации с идеалистических позиций. Основным источником знаний о психических реакциях испытуемых на внешний стимул был самоотчет человека о его переживаниях, то есть метод интроспекции по-прежнему оставался ведущим

. В 1879 г. в Лейпциге Вундтом была организована первая в мире экспериментально-психологическая лаборатория. Вундт стал основоположником психологии как формальной академической дисциплины. Его труд «Основания физиологической психологии», вышедший в 1874 г., положил начало психологии как самостоятельной науки. За годы научной и преподавательской деятельности Вундта 17000 студентов прослушали его лекции. Он учредил первый журнал по психологии, открыл Институт экспериментальной психологии, основал свою научную школу, где обучались и работали известные в дальнейшем ученые — Крепелин, Мюнстерберг, Кюльпе, Киршман, Мейсман, Марбе, Липпс, Крюгер (Германия), Титченер (Англия), Скрипчур, Энджелл, Г. С. Холл, Уитмер (США), Бехтерев, Чиж, Ланге (Россия), — многие из которых считаются основателями клинической психологии.

ВУНДТ, ВИЛЬГЕЛЬМ МАКС (1832–1920), немецкий физиолог, психолог, философ и языковед.

В своих работах Вундт предложил программу построения психологии как отдельной, самостоятельной науки, опирающейся на эксперимент и в 1879 в Лейпциге основал первую в мире лабораторию экспериментальной психологии. Почти все психологи начала 20 в. были его прямыми или косвенными учениками. Вундт считал, что Психология – наука о непосредственном опыте, т. е. о постижении феноменов сознания с Помощью интроспекции. В целом, он придерживался Идей ассоцианизма, задачей психологии считал изучение элементов сознания и выявление тех законов, по которым образуются связи между элементами. Иначе говоря, его интересовала Структура сознания, в связи с чем это направление называется Структурализм, а теория Вундта – Теорией элементов сознания.

Как было сказано выше, Вундт первоначально сосредоточился на изучении сознания субъекта, определив психологию как науку о “непосредственном опыте”. Он назвал ее Физиологической психологией. Вундт использовал также достижения двух других новых разделов знания — психофизики и направления, определяющего опытным путем время реакции субъекта на предъявляемые стимулы. Использовал он и достижения Гальтона. Оказалось, что на одно и то же слово человек, которому его предъявляют, отвечает различными реакциями, для подсчета и классификации которых Гальтон применял количественные методы.

Вундт показал, что на основе экспериментов, объектом которых служит человек, можно изучать психические процессы, до этого времени недоступные для опытного исследования. Т. о., в лаборатории Вундта впервые были экспериментально изучены пороги ощущений, время реакции на разные раздражители, в том числе и на речь. Полученные результаты были им изложены в главном труде “Основы физиологической психологии”. Рассматривая психологию как естественнонаучную дисциплину, Вундт в то же время считал, что экспериментальные методы пригодны лишь для изучения простейших психических процессов, тогда как доступ к высшим формам психической жизни обеспечивается лишь через изучение мифов, верований, обрядов, языка. Психология при этом выступает как наука о духе, причем о духе народа.

Взгляды Вундта на соотношение психологии и языкознания первоначально были намечены еще в Основаниях физиологической психологии. Вундт подробно рассматривал эволюцию человеческих форм выражения – от физиологических через жестовый язык (в изучение которого Вундт внес значительный вклад) до языка звукового. Он также рассматривал свою концепцию как Психологическое обоснование сравнительно-исторического метода.

Публикация первых томов Психологии народов вызвала оживленную дискуссию. Лишь в последней трети 20 в. в науке о языке снова стали актуальными некоторые положения, отчетливо сформулированные Вундтом в начале века, – в частности, идея о том, что Первичной единицей языка следует считать предложение (точнее, с современной точки зрения, высказывание), которое не складывается из слов, а лишь разлагается на них и далее на более мелкие элементы. Созвучными более поздним этапам развития лингвистики стали также предложенные Вундтом Психологические трактовки различных типов предложения, порядка слов, грамматических классов.

В традициях ассоциативной психологии Вундт рассматривал ее как науку, которая помогает понять внутреннюю жизнь человека и, исходя из этого знания, управлять ею. Задачи же, стоящие перед психологией, он видел в том, чтобы:

-выделить путем анализа исходные элементы;

-установить характер связи между ними и

-найти законы этой связи.

Он считал, что Сознание (которое он отождествлял с психикой, отрицая наличие бессознательных психических процессов) Состоит из отдельных элементов, которые, соединяясь между собой по законам ассоциации, образуют представления, отражающие объективную действительность. Ощущениям (т. е. элементам сознания) присущи такие качества, как Модальность( например, зрительные ощущения отличаются от слуховых) и Интенсивность. К основным элементам сознания относятся также Чувства (эмоциональные состояния). Согласно гипотезе Вундта, каждое чувство имеет Три измерения: удовольствия — неудовольствия, напряженности — расслабленности, возбужденности — успокоения. Простые чувства как психические элементы варьируют по своему качеству и интенсивности, но любое из них может быть охарактеризовано во всех трех аспектах.

Идея Вундта о том, что Чувства являются такими же исходными элементами сознания, как и ощущения, стала отправной точкой для многих исследователей, которые, как и он, считали, что чрезмерное внимание, уделяемое исследованию познавательных процессов, “интеллектуализировали” характер психологии, что стало ее серьезным недостатком. С точки зрения Вундта, Чувства, особенно воля, которая руководит деятельностью человека, Имеют не меньшее значение, чем познание, тем более что и воля, и внимание направляют течение процессов познания. Перенесение исследовательского внимания с процесса познания на изучение других аспектов психики, на волевое поведение сделало Вундта создателем нового направления в ассоциативной психологии, которое получило название Волюнтаризм.

Главной частью теории Вундта стало его Учение о связях между элементами. Связи — это и есть те универсальные механизмы, которые соединяют отдельные элементы в комплексы — представлений, идей и т. д. До Вундта такими универсальными механизмами считались ассоциации. Он же ввел еще одну связь — Апперцептивную. Понятие апперцепции он заимствовал у Вольфа и Канта, которые определяли ее как Спонтанную активность души. Оно было использовано Вундтом для объяснения высших психических процессов, которые с его точки зрения нельзя связывать только с законами ассоциаций. Важным моментом является связь восприятия, памяти и других элементарных психических функций с внешней ситуацией. Именно Внешний мир, изменение его предметов, стимулирует и определяет их деятельность.

В то же время мышление невозможно объяснить, по мнению Вундта, только законами ассоциаций. Он пришел к мнению, что именно Спонтанная, внутренняя активность регулирует течение мыслей, отбирая нужные ассоциации и выстраивая их в определенную связь, исходя из заданной цели. В его концепции апперцепция фактически отождествлялась с вниманием и волей, улучшающими и регулирующими деятельность человека. Вундт говорил о том, что Воля является первичной, абсолютной силой человеческого бытия, помогая ассоциациям связывать отдельные элементы в целостную картину на высших этапах развития психики.

Важная часть теоретической концепции Вундта была связана с Изучением законов, по которым строится психическая жизнь. Вундт доказывал, что у нее имеются собственные законы, а ее явления подчинены особой “Психической причинности”. К важнейшим законам он относил: Закон творческого синтеза, закон психических отношений, закон контраста и закон гетерогенности целей.

Вильгельм Вундт :: Отец психологии

Вильгельм Вундт (полное имя Вильгельм Максимилиан Вундт ) жил с 1832 по 1920 год. Он был немецким ученым, которого первым назвали психологом.

На протяжении всей своей жизни Вильгельм Вундт был плодовитым писателем и ученым, который пытался поставить психологию на прочную научную основу, и чья новаторская работа в области так называемой экспериментальной психологии сыграла решающую роль в развитии современной когнитивной психологии.

Вундту также приписывают основание первой лаборатории психологии, наряду с первой школой психологической мысли, чья книга 1873 года Принципы физиологической психологии заслуживает особого внимания.

Обзор Вундта и его творчества

Вильгельм Вундт (1832-1920) был первым в истории психологом, отцом современной психологии, основателем экспериментальной психологии и выполнил новаторскую работу в области когнитивной психологии.

Вильгельм Вундт получил образование физиолога и обладает обширными знаниями в области анатомии и физиологии человека и животных. Это формальное обучение важно, потому что оно сильно повлияло на отношение и процесс его более поздних психологических исследований, которые в основном были сосредоточены на интенсивном изучении сознания посредством времени реакции, сенсорных процессов и восприятия .

Однако его сочинения были столь же разнообразны, сколь и обширны. В ходе своих исследований он охватил широкий спектр физиологии, включая физиологию человека и животных. Он также изучал яды, видение, спиритуализм, гипноз, историю и политику. [3] Хотя пока эти темы кажутся , а в некоторых случаях независимы от , даже здесь мы можем обнаружить, что все они были непосредственно связаны с человеком и человеческим опытом и, таким образом, связаны с психологией. Что, как я полагаю, мы можем предположить, было и его собственной верой, поскольку он не считал себя междисциплинарным ученым и мыслителем.

За время своей академической карьеры его записи составили «энциклопедические фолианты», документирующие его исследования в области философии, логики, лингвистики, этики и религии. Интересно, что они тоже попадают в ту же общую категорию, что и относящиеся к человеку и к психологии, как предполагалось выше, что, возможно, доказывает его стремление к полному и всестороннему пониманию всего, что конкретно относится к человеческому разуму и внутреннему опыту. За всю его жизнь общая сумма его сочинений составила около 53 000 страниц, или 100 больших (около 500 страниц) книг. [3]

В качестве преподавателя лично подготовил 186 аспирантов, 116 из которых прошли психологическое обучение. Так что непосредственно от него самого, его лаборатории и его революционной работы он повлиял и даже породил целое поколение психологов, и даже психологию как интеллектуальную дисциплину.

В Лейпцигском университете в Германии он открыл Институт экспериментальной психологии , который является первой лабораторией психологических исследований (в то время ему было около 47 лет). Стиль исследования, проводимого в Институт экспериментальной психологии на практике и процедурах работал в качестве модели для последующих психологических лабораторий. Тем самым ставя Вильгельма Вундта основоположником экспериментальной психологии и психологии в целом, поскольку это событие часто считают началом современной психологии.

Лаборатория стала центром академической дисциплины, со временем привлекая немецких философов и студентов-психологов, а также английских и американских ученых. Кроме того, благодаря характеру его исследований и направленности его работы (мысль, эмоция, восприятие, воля) от него мы также можем проследить корни когнитивной психологии.

Психологические эксперименты Вундта

Личное понимание психологии

Вильгельм Вундт стремился изучить и понять сознание как можно более непосредственно, чтобы в конечном итоге вывести теорию разума или сознания , хотя термин, который использовал сам Вундт, был более общее обозначение внутреннего опыта .

Он считал, что описание сознания является целью психологии. Не понять что есть само сознание (которого мы до сих пор не понимаем), но понять сложные отношения между опытом наших чувств и классификацией, организацией и пониманием информации наших чувств как восприятия .

Но более того, он стремился понять сложную взаимосвязь восприятия с волей и волей (источник нашего вдохновения и решимости совершить действие), мотивация (привлечение или отвращение к чему-либо и наше желание действовать в соответствии с этим притяжением и отталкиванием), эмоция (которая не нуждается в определении), а также познание (наша способность концептуализировать, учиться и понимать с помощью мысли) .

Он считал, что для понимания взаимосвязи между этими различными аспектами человеческого существа и человеческим опытом могут быть разработаны строгие эксперименты, однако он знал, что экспериментальный подход ограничен. Тем не менее, благодаря своим неустанным усилиям, он применил зарождающуюся научную строгость естественных наук, которая дала плоды в его время благодаря более ранним работам физиков и математиков, таких как Галилео Галилей, Иоганн Кеплер, Исаак Ньютон и Рене Декарт, к изучение психологии. При этом он установил дисциплину, отличную от чистого изучения тела, физиологии.

Он знал, что психологию нельзя свести к физиологии, что разум есть нечто большее, чем тело, отличное от него, и что понимание различных психических процессов эмоций, восприятия, воли, мотивации и познания и их взаимосвязи нельзя понять, просто поняв, как работает само тело. Это так же верно сегодня, как и тогда. Он также крайне подозрительно относился к любой идее о бессознательном , особенно в его способности мотивировать человеческое поведение и давать образы и идеи.

Экспериментальная работа

Руководствуясь своим опытом в физиологии, он разработал свой экспериментальный подход к психологии, стремясь получить доступ к миру внутреннего опыта/разума посредством физиологии. Другими словами, он получил доступ к индивидуальному восприятию через органы чувств индивидуума, обучая своих субъектов сообщать ему о своих внутренних переживаниях и реакциях на различные стимулы настолько объективно, насколько это возможно.

Вундт считал, что само сознание может существенно ответить на наши вопросы о его структуре и составных частях с помощью тщательно определенных экспериментов. Не то, чтобы сознание каким-то образом обращалось к нам напрямую, но эмоциональные и когнитивные реакции в уме, возникающие в результате процесса восприятия, помогли бы нам понять структуру разума.

Он полагал, что подопытный может подвергаться внешним раздражителям от различных аппаратов, которые могут вызывать заранее заданные реакции внутреннего опыта , таким образом давая нам информацию о составляющих компонентах сознания.

Метод, разработанный Вильгельмом Вундтом в качестве ментальной техники, сопровождающей его экспериментальные протоколы, назывался Selbstbeobachtung . Selbstbeobachtung буквально переводится как «самонаблюдение», более известное как самоанализ (буквально означает внутреннее восприятие ).

Эта техника интроспекции , описанная Вундтом, была столь же строгой, как и остальная часть его работы. Это требовало интенсивных тренировок, во время которых обучаемый должен был немедленно реагировать на любые мысли и чувства, возникающие в результате повторяющихся внешних раздражителей. Их нужно было давать без фильтрации, без анализа.

Его эксперименты проводились в форме тренированного субъекта, изолированного в одной комнате, обычно с наблюдающим психологом в соседней комнате. Обучаемого подвергали внешнему раздражителю, например импульсам света или звуку метронома, и просили сообщить, что произошло в течение 9 минут.0003 внутренний опыт или сознание , или, возможно, он понял бы это больше по линии определения «как сознание ответило на раздражитель».

Было высказано предположение, что повторяющиеся стимулы вызывают у индивидуума повторяющиеся переживания, которые могли бы кое-что сказать о структуре и природе сознания, если бы было обнаружено подобных паттерна в качестве ответов на определенные стимулы, которые позволили бы нам делать общие состояния людей и разум. Техника selbstbeobachtung (самоанализ) позволял испытуемым сообщать о своих мыслях и чувствах, независимо от интерпретации или предыдущих экспериментов, то есть о том, что они думали и чувствовали во время последнего сеанса. Идея состоит в том, чтобы устранить ошибки в наблюдении внутреннего опыта (мысли или чувства) из-за искажения, вызванного интерпретацией между опытом и вербализацией.

Он хотел разложить разум на составные элементы, тем самым исследуя такие темы, как познание, эмоции и воля. Почти как если бы он искал источник и зарождение реакции на окружающую среду в уме. Самое первое появление сознательного осознания в ответ на раздражители и сопровождающие его специфические мысли и эмоции.

Хотя, в конце концов, это не увенчалось успехом, так как люди, как правило, давали широкий спектр ответов на один и тот же стимул. Тот факт, что стимулы приводили к тому, что испытуемые сообщали о чувствах, образах и ощущениях, которые так сильно отличались друг от друга, указывает на то, что не существовало когерентной структуры сознания, которую можно было бы обнаружить таким образом. Во всяком случае, это доказывает субъективность восприятия, не давая никаких конкретных данных о самом сознании.

В своей лаборатории он также проводит эксперименты по времени реакции. Субъект, изолированный в комнате и получающий такие раздражители, как свет, звук или изображение, должен был нажать кнопку в тот момент, когда он воспринимает раздражители и способен реагировать на них. Аппарат измерял время реакции с точностью до 1/1000 секунды (1 мс).

Вильгельм Вундт и структурализм

Школа психологии, основанная Вундтом, со временем стала известна как структурализм и является первой психологической школой. В то время как сам Вильгельм Вундт установил основополагающие принципы, теории и экспериментальные протоколы, ставшие структурализмом, именно его ученик Эдвард Титченер расширил основу Вундта, развивая изощренность его идей и донося их до более широкой аудитории.

Основная идея структурализма состоит в том, что разум был суммой жизненного опыта индивидуума, и что если психолог смог разложить разум/сознание на составные элементы, то у каждого человека были уникальные процессы рассуждений и принятия решений. можно было понять.

Эта теория, кажется, идентифицирует сознание или внутренний опыт почти как своего рода машину с определенными частями с различными функциями, которые должны реагировать на стимулы определенным, заранее определенным образом. И что, как только будет понят один аспект человеческого разума, можно будет также определить его отношение к различным другим областям психики. Затем, если бы были поняты основные элементы разума вместе с правилами их взаимодействия, тогда мы могли бы теоретически понять или деконструировать каждую мысль, импульс, действие или поведение, чем человек мог бы предпринять, поняв части и их отношение к целому.

Под влиянием Эдварда Титченера структурализм сосредоточился на трех основных понятиях: ощущение, образ (идея или мысль), и привязанность (чувство) , которые считались основными аспектами сознания/ внутренний опыт. В том, что мы можем испытывать ощущения, нам могут быть представлены идеи или образы в нашем уме, и у нас есть чувства.

Хотя структурализм не интересовался значением того, что мы думали или чувствовали, или причинами, почему, но вместо этого почти полностью отошел от таких соображений. Вместо этого он решил сосредоточиться почти исключительно на механизме (как я описал выше, понимать части и отношения к целому), полагая, что описание внутреннего опыта было единственной важной величиной для понимания.

Излишне говорить, что среди других психологов эти идеи встретили значительную оппозицию, которая продвинула дисциплину вперед с рядом возникающих контртеорий и школ. Структурализм оказал небольшое влияние в Соединенных Штатах.

Вклад Вильгельма Вундта в психологию

Методы Вундта вместе со школой структурализма не получили продолжения после смерти Эдварда Титченера в 1927 году (всего через 7 лет после смерти его наставника). Уже тогда Вильгельм Вундт оказал глубокое и общепризнанное влияние на дисциплину психологии.

Его вклад утвердил психологию как научную дисциплину и провел новаторское исследование, необходимое для объективного и беспристрастного рассмотрения этого весьма субъективного предмета. Действительно, в обзоре 1991 года, опубликованном в рецензируемом журнале American Psychologist , он был признан самым выдающимся психологом 29 американскими историками психологии, а Уильям Джеймс и Зигмунд Фрейд заняли второе место. [5]

Что бы вы ни говорили о нем или его идеях, он был настоящим ученым в том, что искал объективную истину. Его исследования проводились в контролируемых условиях, и Вундт всегда стремился к объективности своего экспериментального подхода. Иронично, учитывая, насколько субъективна его дисциплина по своей природе, а также в высшей степени субъективный характер результатов.

Ведь невозможно подтвердить чувства, идеи (образы) и восприятия человека, не говоря уже о правдивости того, что он говорит что он видел или чувствовал. В отличие от физического проявления мысли и чувства – человеческое поведение – внутренний опыт сам по себе является ненаблюдаемой величиной.

Величайшим вкладом Вильгельма Вундта в психологию были, пожалуй, психологические школы, возникшие из оппозиции и несогласия с некоторыми его собственными идеями и подходами, и основанная им школа структурализма.

Дополнительная литература

  1. Психология | Openstax
  2. Вильгельм Вундт | Сол А. Маклеод | 2008 [http://www.simplepsychology.org/wundt.html]
  3. Вильгельм Максимилиан Вундт | Стэнфордская энциклопедия философии [https://plato.stanford.edu/entries/wilhelm-wundt/]
  4. Структурализм | Британская энциклопедия
  5. Вильгельм Вундт | Википедия [https://en.wikipedia.org/wiki/Wilhelm_Wundt]

История психологии – от Вундта до наших дней – психология раскрыта

ПРОКРУТИТЕ ВНИЗ ДЛЯ ВИДЕО

Психологии около 200 лет, и хотя некоторые из вопросов, которые задают психологи, намного старше, наука психология относительно молода.

Все это было «начато» в 19 веке немецким ученым по имени Вильгельм Вундт.

В этой статье мы совершим экскурсию по десятилетиям, от структурализма Вундта до наших дней.

Является ли психология наукой?

Психология стала наукой благодаря фундаментальной работе Вильгельма Вундта.

Вундт, руководивший Лейпцигской лабораторией в Германии, был первым самозваным психологом.

Он также написал первый учебник по психологии: Принципы физиологической психологии.

Немецкая академическая система 19-го века была идеальной средой для рождения новой научной дисциплины, поскольку предметы (даже предметы традиционного искусства) рассматривались через научную призму.

В то время как академики по всей Европе обсуждали психологию с философской точки зрения, Вундт стал эмпирическим.

Структурализм

Психология Вундта была «наукой непосредственного опыта», и его исследования в основном были сосредоточены на структуре разума.

Он обучал субъектов наблюдать за своим сознанием, занимаясь самоанализом .

В своей работе Вундт преследовал три основные цели:

  1. Анализировать содержание сознательного опыта.
  2. Разобраться, как связаны элементы сознания.
  3. Создать закон, объясняющий связи.

В то время как Вундт, несомненно, был влиятельной фигурой в развитии психологии, его подход был в значительной степени отвергнут, а структурализм — это исторический подход, а не то, что используется до сих пор.

Функционализм

Вслед за структурализмом следующее важное направление в психологии пришло из США в форме функционализма.

Пожалуй, самым известным функционалистом был Уильям Джеймс, который сказал: «Мое мышление — первое, последнее и всегда ради того, что я делаю».

Таким образом, теория последовала, изучите, что делать, чтобы понять, что я думаю.

Функционалистов больше интересовал процесс (функция), а не компоненты (структура) сознания.

Психодинамическая теория

Фрейд не изобретал психологию, но вполне возможно, что он самый известный психолог в мире.

Его работы оказали огромное влияние, даже если некоторые из них были отвергнуты.

Первые работы Фрейда были тесно связаны с биологией. Только позже его теория психодинамики и концепция ид, эго и суперэго обрели форму.

Бихевиоризм

На данном этапе мы все еще находимся в пределах нескольких десятилетий от первоначальной работы Вундта, и бихевиоризм можно рассматривать как логическое развитие функционализма.

Бихевиористов интересовала роль обучения поведению, но их главная предпосылка заключалась в том, что поведение было важным фактором в изучении психологии, а не скрытых психических процессов.

Возможно, самая известная бихевиористская цитата принадлежит Джону Б. Уотсону:

«Дайте мне дюжину здоровых младенцев, хорошо сформированных, и мой собственный определенный мир, в котором я буду их воспитывать, и я гарантирую, что возьму любого из них в наугад и обучить его любому специалисту, которого я выберу, — врачу, юристу, художнику, купцу-главному и, да, даже нищему и ворюге, независимо от его талантов, наклонностей, склонностей, способностей, призвания и расы. предки.»

Watson, 1930

Среди других выдающихся бихевиористов — Иван Павлов с его экспериментами над слюноотделением собак, а чуть позже, в середине 20-го века, Б. Ф. Скиннер.

Когнитивная революция

Бихевиоризм на протяжении нескольких десятилетий занимал основное место в психологии. Однако по мере развития компьютерных технологий во время холодной войны возникло новое движение в психологии, которое рассматривало человеческий мозг как собственную вычислительную машину.

Когнитивная революция, как ее теперь называют, вернула психологию к изучению скрытых психических процессов.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts