Реферат «Научная деятельность Л.С. Выготского»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЮЖНО-УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНОПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Реферат по дисциплине:
теория речевой деятельности
ТЕМА: «Научная деятельность Л.С. Выготского»
Выполнила: Полуектова Ульяна Александровна
Челябинск, 2019
Содержание:
1. | Введение ………………………………………………………… | с. 3 |
2. | Биография Л.С. Выготского ……………………………………. | с. 4-5 |
3. | Вклад Л.С. Выготского …………………………………………. | с. 6- 8 |
4. | Школа Л.С. Выготского ………………………………………… | с. 9-10 |
5. | Заключение ……………………………….……………………… | с. 11 |
6. | Список литературы ……………………………………………… | с. 12 |
7. | Приложение ……………………………………………………… | с. 13 |
Введение
«Нетрудно понять, что сознание не приходится рассматривать биологически, физиологически и психологически как второй ряд явлений. Ему должно быть найдено место и истолкование в одном ряду явлений со всеми реакциями организма. Это первое требование к нашей рабочей гипотезе».
Л.С. Выготский [10].
Этапы становления и развития советской детской психология неразрывно связаны с историческими преобразованиями, которые начались в нашей стране в 1917 году. Как бы ни относиться к тому что свершилось тогда, справедливость требует признать, что по масштабу, трудности и новизне задач, возникших во всех областям жизни, это была эпоха, которая, пользуясь словами Ф. Энгельса «нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учености»[3].
В психологии такой личностью стал Л. С. Выготский. Он строил теории развития сознательной личности ребенка «в обстановке всеобщей революции» и само его учение было «насквозь революционным».
Научная деятельность Л. С. Выготского была направлена то, чтобы психология смогла перейти «от чисто описательного, эмпирического и феноменологического изучения явлений к раскрытию их сущности».
Без преувеличений можно сказать, что Л. С. Выготский сделал все, чтобы детская психология стала полноценной и подлинной наукой, имеющей свои предмет, метод и закономерности. Именно благодаря Льву Семёновичу наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей, по — новому подходить к проблемам возрастной нормативной диагностики психического развития.
Биография Льва Семёновича Выготского
Лев Семенович Выготский — известный русский психолог начала XX века, который связал психологию с педагогикой. Его новаторские идеи и концепции в педагогике и психологии намного опередили время.
Годы жизни Льва Семёновича Выготского:1896 – 1934г.г. (38 лет). Родился 17 ноября 1896 г. в Орше вторым ребенком в многодетной семье банковского служащего. В 1897 г. семья переехала в Гомель, где стала своеобразным культурным центром (отец — основатель публичной библиотеки) [1].
Лев был одаренным мальчиком и получал домашнее образование. С 1912 г. он доучивался в частной гимназии.
В 1914 г. по окончании гимназии Выготский поступает в МГУ на медицинский факультет, а через месяц переводится на юридический и оканчивает его в 1917 г. Одновременно получает образование на историко-филологическом факультете университета имени Шанявского[11].
В 1917 г. с началом революции юноша вернулся в Гомель. Гомельский период длился до 1924 г. и был началом его психологической и педагогической деятельности. Здесь он женится, и у него появляется дочь.
В 1924 г. был приглашен в Московский институт экспериментальной психологии. С этого момента начался московский период семьи ученого.
В 1924 – 1925 г.г. — на базе института создал свою культурно-историческую психологическую школу. Он начал увлекаться работой с особыми детьми. Продолжая психологические исследования, он параллельно работал в наркоме просвещения.
Его стараниями в 1926 г. был создан экспериментальный дефектологический институт (сейчас институт коррекционной педагогики). Он его возглавлял до конца жизни. Выготский продолжает писать и публиковать книги. Периодически болезнь выводила его из строя. В 1926 г. была очень тяжелая вспышка.
С 1927 – 1931 гг. ученый публиковал работы по проблемам культурно- исторической психологии. В эти же годы его начали обвинять в отступлении от марксизма. Заниматься психологией стало опасно, и Выговский отдался педологии [13].
В 1920 г. Лев заразился туберкулезом от брата. Болезнь периодически обострялась. 11 июня 1934 года был госпитализирован. В этот же день Лев Семенович скончался в Москве от туберкулёза [3].
На смерть Выготского откликнулись многие крупные психологи мира. Вот некоторые из писем и телеграмм (в отрывках), где воздается должное научным заслугам Льва Семеновича и масштабу его человеческой личности.
Курт Левин, один из величайших психологов XX столетия, немецкий, а с 1933 г. американский ученый: «Хотя я лично общался с Выготским лишь в течение двух недель, он оставил во мне неизгладимые следы. Я получил о нем впечатление как о совершенно необыкновенном человеке, преисполненном внутренней мягкости и вместе с тем полным действенной силы, и как об ученом исключительного ранга. Совершенно бесспорно, что он являлся творцом большого и очень продуктивного психологического направления…»
Т. А. Власова: «Нас всех поражала невиданная, редкостная работоспособность Льва Семеновича, которая граничила с полным забвением дня, ночи, заботы о себе, своем здоровье. Все это сочеталось с большой душевной деликатностью, с заботливостью и ровностью в отношениях. Он был всегда требователен к себе и к другим. Он бывал весел, блестяще остроумен, жизнерадостен… Он мог часами объяснять что-либо слабому, но добросовестно желавшему понять то или иное положение сотруднику, но в нем бурлил сдержанный гнев, когда перед ним выступала научная пошлость или конъюнктурщик, взобравшийся на гребень волны… Все, кто знал Льва Семеновича, не могут не отметить его необычайную скромность в поведении, в вопросах личного благополучия…»[13].
Вклад Льва Семёновича Выготского
Выдающийся ученый Выготский Лев Семенович, основные труды которого входят в золотой фонд мировой психологии, многое успел за свою короткую жизнь. Он заложил базу многих последующих направлений в педагогике и психологии, некоторые из его идей еще ждут своего развития. Психолог Лев Выготский принадлежал к плеяде выдающихся русских ученых, которые сочетали в себе эрудированность, блестящие риторические способности и глубокие научные знания [2].
Наибольший вклад Л. С. Выготский внес в психологию развития. Созданная им культурно-историческая теория психического развития человека на десятилетия определила основные подходы и направления исследований в отечественной и мировой возрастной психологии. Практика образования в нашей стране строилась на основе идей Л. С. Выготского.
Лев Семёнович разработал и обосновал «Культурно-историческую концепцию развития психики и развития личности». Суть культурно-исторической концепции можно выразить следующим образом: поведение современного культурного человека является не только результатом развития с детства, но и продуктом исторического развития [10].
В процессе исторического развития изменялись и развивались не только внешние отношения людей, отношения между человеком и природой, изменялся и развивался сам человек, менялась его собственная природа. Лев Семенович говорил, что человек в процессе исторического развития возвысился до создания новых движущих сил своего поведения. И именно в процессе общественной жизни человека возникали, развивались его новые потребности, а природные потребности человека в процессе его исторического развития претерпели глубокие изменения. Каждая форма культурного развития, культурного поведения, считал он, в известном смысле уже продукт исторического развития человечества [12].
Центральной для всей истории советской психологии стала проблема сознания. В философском плане сознание обычно понимают как специфическую особенность человеческой психики, формирующуюся в системе общественных отношений, в труде, на основе речи и освоения различных форм общественного сознания. Подчеркивается не только обусловленность сознания людей их общественным бытием, но и его активная роль в деятельности людей.
Л. С. Выготский определил область своего исследования как «вершинную психологию» (психологию сознания), которая противостоит двум другим: «поверхностной» (теории поведения) и «глубинной» (психоанализ). Он рассматривал сознание как «проблему структуры поведения»[11].
Л. С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений «Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой».
Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка.
Развитие внешних психических функций связано с обучением в широком смысле слова, происходит в форме усвоения заданных образцов. Специфика детского развития состоит в том, что оно подчиняется не действию биологических законов, как у животных, а действию обществен- но-исторических законов. Биологический тип развития происходит в процессе приспособления к природе путем наследования свойств вида и путем индивидуального опыта. У человека нет врожденных форм поведения в среде. Его развитие происходит путем присвоения исторически выработанных форм и способов деятельности[7].
Условия развития позднее были более подробно описаны А. Н. Леонтьевым.
По Л. С. Выготскому, движущая сила психического развития — обучение. Важно отметить, что развитие и обучение — это разные процессы. По словам Льва Семёновича, процесс развития имеет внутренние законы самовыражения. «Развитие,- пишет он,- есть процесс формирования человека или личности, совершающийся путем возникновения на каждой ступени новых качеств, специфических для человека, подготовленных всем предшествующим ходом развития, но не содержащихся в готовом виде на более ранних ступенях».
Обучение, по Л. С. Выготскому, есть внутренне необходимый и всеобщий момент в процессе развития у ребенка не природных, но исторических особенностей человека. Обучение не тождественно развитию. Оно создает зону ближайшего развития, то есть вызывает у ребенка к жизни, пробуждает и приводит в движение внутренние процессы развития, которые вначале для ребенка возможны только в сфере взаимоотношения с окружающими и сотрудничества с товарищами, но затем, пронизывая весь внутренний ход развития, становятся достоянием самого ребенка [12].
Именно Л.С. Выготский сделал всё, чтобы детская психология стала полноценной наукой, чтобы эта наука смогла решать важнейшие практические задачи обучения и воспитания детей [11].
Школа Льва Семёновича Выготского
Истина теории Выготского освещала не только заблуждения современных ему биологизаторских теорий развития, но и предостерегала будущие поколения ученых от некритического заимствования чуждого научного мировоззрения.
Сегодня мы можем сказать, что три сферы человеческого бытия: чувства, интеллект и поведение — изучаются в крупнейших психологических концепциях: психоанализе, теории интеллекта и бихевиоризме. Приоритет же в развитии «вершинной психологии», или психологии развития сознания, принадлежит культурно-исторической психологии [8].
С полным правом можно утверждать, что Выготский осуществил задачу перестройки психологии на основе глубокого философского анализа.
Для Выготского были важны следующие вопросы: каким образом человек в своем развитии выходит за пределы своей «животной» природы? Каким образом в процессе своей общественной жизни он развивается как культурное и трудящееся существо?
Заслуга Выготского состоит в том, что он первым ввел исторический принцип в область детской психологии.
С точки зрения Выготского, все современные ему западные теории описывали ход детского развития как переход от индивидуального, человекоподобного существования к жизни в качестве полноценного члена общества. Выготский категорически выступал против такой интерпретации развития. Для него процесс развития проходит путь от социального к индивидуальному.
Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. Л.С. Выготский ввел понятие ключевого переживания [6].
В «Лекциях по педологии» Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка. (Приложение 1)
По Выготскому, движущие силы психического развития связаны с обучением. Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе [9].
На протяжении многих лет гипотеза Выготского оставалась гениальной интуицией. Преодоление недостатков и исторически обусловленных ограничений этой гипотезы составляет этапы становления детской психологии с позиции культурно-исторической парадигмы.
Приемниками Льва Николаевича Выготского являются: А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, П.И. Зинченко, П.Я. Гальперин, Л.И. Божович и другие.
Заключение
Из выше изложенного можно сделать вывод, что мир искусства и внутренний мир гармонично сочетаются в этом великом человеке. На пути становления личности и на протяжении всей жизни Выготский смог остаться верным самому себе и своему делу. Лев Семёнович Выготский, без всяких сомнений, является выдающимся учёным. Его вклад в развитие психологии огромен и бесценен. Хочу отметить, что перечислила не все его заслуги, а лишь самые значимые. Многие идеи, высказанные Л.С. Выготским, остаются актуальными, и до сих пор растет популярность его научных исследований, как в отечественной, так и в мировой психологии. Идеи Выготского вошли в обязательный багаж психологов и педагогов по всему миру.
Список литературы:
- http://pedsovet.su/publ/188-1-0-5564
- https://fb.ru/article/258434/lev-vyigotskiy-biografiya-foto-i-tvorchestvo
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%92%D1%8B%D0%B3%D0%BE%D1%82%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9,_%D0%9B%D0%B5%D0%B2_%D0%A1%D0%B5%D0%BC%D1%91%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
- Г.Л. Выготская, Т.М. Лифановой «Лев Семенович Выготский. Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету», — М. : Смысл, 1996.
- К. Маркс и Ф. Энгельс «Сочинения». Издание 2ое. Государственное изд. политической литературы. — М, 1961.
- Л.С. Выготский Проблема обучения и умственного развития в школьном возрасте. / Избр. Психологические исследования. – М. 1956.
- Л.С. Выготский. Возрастная и педагогическая психология. Сборник статей, — М. 1990г.
- Л.С. Выготский. История развития высших психических функций. Собр. соч. В 6-ти т. Т.3. – М.: Педагогика, 1983. – 368 с.
- Л.С. Выготский. Проблема возраста. Собр. соч. т.4. – М., 1984.
- Л.С. Выготский. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл; Эксмо, 2005. — 1136 с.
- Л.С. Выготский. Собрание сочинений: В 6 т. — М., 1982.
- Л.Ф. Обухова. «Детская (возрастная) психология». Учебник. Российское педагогическое агентство. – М. 1996г., — 374с.
- Люди науки. А.А. Леонтьев, Л.С. Выготский. Книга для учащихся 9— 11 кл. сред. шк.— М.: Просвещение, 1990.— 158 с.
Приложение 1
В «Лекциях по педологии» Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка.
1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве. Чем младше ребенок, тем выше темп его развития, тем больше изменений происходит в единицу времени.
2. Закон метаморфоза в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной от взрослого психикой.
3. Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Выготского о системном и смысловом строении сознания.
4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, как форма сотрудничества с другими людьми, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность. Они формируются прижизненно и образуются в результате овладения специальными орудиями, средствами, выработанными в ходе исторического развития. В своем развитии высшие психические функции проходят ряд стадий.
Вклад Выготского в психологию — Kratkoe.com
Личности
Автор J.G. На чтение 3 мин Обновлено
Какой вклад Выготского в развитие психологии, Вы узнаете из этой статьи.
Содержание
- Вклад Выготского в психологию
- Вклад Выготского в становление психологии
- Выготский вклад в педагогику
Лев Семенович Выготский известный русский психолог, который был первым, кто связал данную науку с педагогикой, создав при этом новые науки – коррекционную педагогику и педологию. Также Выготский создал свою демократическую школу.
Вклад Выготского в становление психологииПоскольку Лев Семенович, прежде всего, был психологом, он четко ограничил для себя направления исследований:
- Сравнение детей и взрослых
- Сравнение древнего и современного человека
- Сравнение патологического поведения с отклонениями и нормального развития.
Лев Выготский составил новую программу, определившую его дальнейший путь – поиск вне организма объяснений психических внутренних процессов, которые способствуют его взаимодействие с окружающим миром. Психолог довел, что все психические процессы можно понять только в развитии. А самое интенсивное развитие психики и ее процессов происходит у деток.
Таким образом, Лев Выготский начинает глубоко изучать детскую психологию. Он изучил закономерности развития аномальных и обычных детей. После ученый занялся еще и вопросами воспитания. А поскольку этим занималась педагогика, то Лев Семенович обратил свой взгляд на нее.
Он был уверен в том, что педагог в своей работе должен опираться на науку психологию. В результате психолог выделил новую науку в социальной педагогике – психологическую педагогику.
Выготский разработал теорию, согласно которой культурное развитие личности и ее внимания, речи, мышления объясняет психические внутренние процессы ребенка, а также его взаимоотношения с окружающим миром. Так возникла культурно-историческая теория психики и поведения человека.
Выготский вклад в педагогикуЛьвом Семеновичем Выготским было обосновано идеи активного учебного и воспитательного процесса. Согласно ему активными являются ученик, учитель и социальная динамическая среда, в которой они находятся. При всем этом ученый тесно связывал эти три составляющие обучения. Главная цель обучения и воспитания с точки зрения психологии – это преднамеренная и целенаправленная выработка новых форм поведения детей , их деятельности и постепенная организация их планомерного развития.
Лев Выготский определил обучение как «внутренне всеобщий и необходимый момент в ходе развития у человека не природных, а его исторических особенностей.
Воспитатель должен быть только наблюдателем, корректно регулировать и направлять самостоятельную деятельность детей в самые нужные моменты.
Также Лев Выготский является автором новой теории аномального развития ребенка. На ней сегодня основывается развитие и функциональность дефектологии, которая является фундаментом для коррекционной педагогики. Цель новой науки, созданной Выготским, в следующем – необходимо социализировать особых деток с дефектом, а не заниматься изучением этого самого дефекта. Данная теория была настоящей революцией в дефектологии.
Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, какой вклад Выготского в психологию и педагогику.
Человеческий интеллект: Лев Семёнович Выготский
Лев Семёнович Выготский
(1896-1934)
Русский психолог
Влияния24 90:
Образование
- Частная еврейская гимназия в г. Гомеле (1913)
- Московский университет (диплом юриста, 1917; кандидат юридических наук, 1925)
Карьера
- Московский институт психологии (1924-1934)
Основной вклад
- Современный конструктивизм: социокультурная теория
Идеи и интересы
Выготский повлиял на современное конструктивистское мышление, пожалуй, больше, чем любой другой человек. Выготский утверждал, что в отличие от животных, которые реагируют только на окружающую среду, люди способны изменять окружающую среду в своих целях. Именно эта адаптивная способность отличает людей от низших форм жизни. Одним из его центральных вкладов в психологическую мысль был его акцент на социально значимой деятельности как на важном влиянии на человеческое сознание. Наиболее спорным утверждением Выготского было то, что все высшие психические функции возникают в социальной среде. В его подходе к разведке упор делался на интеллект как на процессную деятельность, а не на состояние.
Важным понятием в теории Выготского является зона ближайшего развития . Это «расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения проблем, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения проблем под руководством взрослых или в сотрудничестве с более способными сверстниками». Зона ближайшего развития представляет собой объем обучения, который учащийся может усвоить при соответствующих условиях обучения. Его теория сильно повлияла на область саморегуляции, а также на несколько приложений (таких как учебные леса).
«Животное можно только дрессировать. Оно может только приобретать новые привычки. Оно может посредством упражнений и комбинаций совершенствовать свой интеллект, но не способно к умственному развитию посредством обучения в прямом смысле этого слова.» ( Выготский, 1934; Понимание Выготского ).
Публикации
- Мысль и язык (1962)
- Психика в обществе: развитие высших психологических процессов (1978)
Веб-ресурсы
Передовой опыт в сфере образования — страница Льва Выготского. Краткое описание идей Выготского со ссылками на сайты проектов Best Practices in Education, использующих идеи Выготского. Включает несколько ссылок на веб-ресурсы Выготского. http://web.archive.org/web/20010802101038/www.bestpraceduc.org/people/ LevVygotsky.html
Каталожные номера: 19, 25
Главная | Интерактивный
Карта | Алфавитный указатель | Время
Индекс периода
Горячие темы | Карта — PDF | ссылки | Авторы | Комментарии
За дополнительной информацией обращайтесь по телефону
Вопросы по содержанию: д-р Джонатан
Plucker (jplucker AT jhu.edu)
Технические вопросы: Технический содиректор (intelltheory AT gmail.com)
Copyright © 2016
Последнее изменение:
29 апреля 2018 г.
C-LEV VIGOTSKY — Принципы обучения
Выготский был новаторским психологом, и его основные работы охватывают шесть отдельных томов, написанных примерно за 10 лет, от «Психологии искусства» (1925) до «Мышление и язык» [или «Мышление и речь»] (1934). Интересы Выготского в области психологии развития, детского развития и образования были чрезвычайно разнообразны. Его философская основа включает интерпретации когнитивной роли инструментов посредничества, а также переинтерпретацию хорошо известных концепций психологии, таких как интернализация знаний. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития, метафору, способную описать потенциал когнитивного развития человека. Его работы охватывали такие темы, как происхождение и психология искусства, развитие высших психических функций, философия науки и методология психологических исследований, связь между обучением и развитием человека, формирование понятий, взаимосвязь между развитием языка и мышления, игра как психологический феномен, неспособность к обучению и аномальное человеческое развитие (так называемая дефектология). Его научное мышление претерпело несколько серьезных трансформаций на протяжении всей своей карьеры, но в целом наследие Выготского можно разделить на два довольно разных периода и переходную фазу между ними, во время которой Выготский пережил кризис своей теории и личной жизни. Это механистический «инструментальный» период 19 века.20-е годы, интегративный «целостный» период 1930-х годов и переходные годы ориентировочно 1929-1931 годов. Каждый из этих периодов характеризуется своими отдельными темами и теоретическими нововведениями. Культурное посредничество и интернализацияВыготский изучал развитие ребенка и важную роль культурного посредничества и межличностного общения. Он наблюдал, как в результате этих взаимодействий развиваются высшие психические функции, а также представлял общие знания культуры. Этот процесс известен как интернализация. Интернализация может быть понята в одном отношении как «знание как». Например, практика езды на велосипеде или наливания молока изначально вне и вне ребенка. Овладение навыками, необходимыми для выполнения этих практик, происходит через активность ребенка в обществе. Еще одним аспектом интернализации является присвоение , когда ребенок берет инструмент и делает его своим, возможно, используя его способом, уникальным для него самого. Внутреннее использование карандаша позволяет ребенку использовать его в своих собственных целях, а не рисовать в точности то, что другие в обществе рисовали ранее. Социокультурная теория Выготского Выготский наиболее известен как педагог-психолог с социокультурной теорией. Эта теория предполагает, что социальное взаимодействие приводит к непрерывным пошаговым изменениям в мышлении и поведении детей, которые могут сильно различаться в зависимости от культуры (Woolfolk, 1998). В основном теория Выготского предполагает, что развитие зависит от взаимодействия с людьми и инструментов, которые предоставляет культура, чтобы помочь сформировать собственное представление о мире. Существует три способа передачи культурного инструмента от одного человека к другому. Первый — имитационное обучение, когда один человек пытается имитировать или копировать другого. Второй способ — обучение по инструкции, которое включает в себя запоминание инструкций учителя и последующее использование этих инструкций для саморегуляции. Его теория объединяет социальную среду и познание. Дети приобретут способы мышления и поведения, которые составляют культуру, взаимодействуя с более знающим человеком. Выготский считал, что социальное взаимодействие приведет к постоянным изменениям в мышлении и поведении ребенка. Эти мысли и поведение будут различаться в зависимости от культуры (Berk, 1994). По Выготскому, зона ближайшего развития — это «расстояние между фактическим уровнем развития, определяемым путем самостоятельного решения задач, и уровнем потенциального развития, определяемым путем решения задач под руководством взрослых или в сотрудничестве с ними». более способные сверстники». По сути, эта зона является промежутком между тем, что знает ребенок, и тем, чего он еще не знает. Процесс получения этой информации требует навыков, которыми ребенок еще не владеет или не может пользоваться самостоятельно, но может сделать с помощью более осведомленного другого. Родители и учителя могут способствовать обучению, предоставляя образовательные возможности, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Дети также могут многому научиться у сверстников, поэтому учителя могут способствовать этому процессу, объединяя менее опытных детей с более знающими одноклассниками. Выготский понимал более осведомленного другого как человека, обладающего большими знаниями и навыками, чем ученик. Во многих случаях этим лицом является взрослый, например, родитель или учитель. Дети также многому учатся, общаясь со своими сверстниками, и дети часто обращают даже больше внимания на то, что знают и делают их друзья и одноклассники, чем на взрослых в своей жизни. Независимо от того, кто выступает в качестве более знающего другого, ключ в том, что они обеспечивают необходимые социальные инструкции в зоне ближайшего развития, когда учащийся так чувствителен к руководству. Дети могут наблюдать и подражать или даже получать инструкции для приобретения новых знаний и навыков. Лев Выготский также предположил, что человеческое развитие является результатом динамического взаимодействия между людьми и обществом. Благодаря этому взаимодействию дети постепенно и непрерывно учатся у родителей и учителей. Однако это обучение может варьироваться от одной культуры к другой. Важно отметить, что теория Выготского подчеркивает динамический характер этого взаимодействия. Общество не просто влияет на людей; люди также влияют на свое общество. Жизнь Выготского трагически оборвалась в 1934 году, когда он умер от туберкулёза в возрасте 37 лет. Лев Выготский считается формирующим мыслителем в области психологии, и большая часть его работ до сих пор находится в стадии изучения. Хотя он был современником Скиннера, Павлова, Фрейда и Пиаже, его работа так и не достигла их уровня известности при его жизни. Related Posts |