Высшие психические функции | Мир Психологии
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ
Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др.
Выготский выделял 2 типа (и уровня) психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что 1-й детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а 2-й — формируется на основе первого под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшая характеристика В. п. ф. — это их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования и функционирования.
Высшие психические функции — сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Выготский). Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как «психологические системы».
Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.
Закономерностью формирования Высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма семиотически опосредствованного взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс, интерпсихическая функция) в контексте различных видов совместной их деятельности и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический, интрапсихическая функция) процесс. Превращение внешних средств осуществления функций во внутренние носит название интериоризации. Др. важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., — их постепенное «свертывание», автоматизация (см. также Интеллектуализация). На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.
Психофизиологической основой Высшие психические функции являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., Высшие психические функции связаны с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а являются результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см. Локализация в. п. ф.).
Теория Высшие психические функции разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.
Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Культурно-историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В нейропсихологии понятие высшие психические функции является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления В. п. ф. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость. См.
Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского
Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.
Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и развитое А.Р. Лурия и другими психологами. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Разработка теории Высшие психические функции позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.).
Формирование Высшие психические функции характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.
Психофизиологической основой Высшие психические функции являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев (см. Афферентация; Эффекторы). Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными мозговыми структурами, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональной системы в целом. Таким образом, каждая из В. п. ф. связана с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга как однородного целого, а является результатом системной деятельности мозга, в к-рой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см.
Локализация высших психических функций).Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук
нет значения и толкования слова
Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.
нет значения и толкования слова
Оксфордский толковый словарь по психологии
нет значения и толкования слова
предметная область термина
назад в раздел : словарь терминов / глоссарий / таблица
1 2 3 4 5 6 7 8 9 . .. 17
1 2 3 4 5 6 7 8 9 … 17 База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023 | Главная страница Автореферат Анализ Анкета Бизнес-план Биография Бюллетень Викторина Выпускная работа Глава Диплом Дипломная работа |
Неврологическое общество Индии — Неврологическое общество Индии является высшим органом, представляющим нейробиологов в Индии.
Членство Д-р И. Р. ЯдавПрезидент
Неврологического общества Индии Неврологическое общество Индии было создано для обучения и развития нейробиологии в нашей стране. …
Обращение президента Присоединяйтесь к нам сегодня
Добро пожаловать!
Неврологическое общество Индии
Неврологическое общество Индии является высшим органом, представляющим нейробиологов в Индии.
С момента своего основания общество играет важную роль в обучении нейрохирургии, обучении и информировании сообщества о последних разработках в этой области. Благодаря своей разнообразной образовательной деятельности NSI предоставляет платформу для инициирования взаимодействия между практикующими нейрохирургами и неврологами, а также смежными нейробиологическими сообществами. NSI приглашает всех начинающих и обученных нейробиологов стать членами общества.
Неврологические общества советуют неврологам и нейрохирургам играть в онлайн-казино после работы. Он помогает не только расслабиться и восстановиться после долгого рабочего дня, но и развивает терпение и качественное планирование. Онлайн-казино с минимальным депозитом €20 часто привлекает нейробиологов со всего мира, даже на форумах и конференциях этих специалистов помимо напитков и еды всегда присутствуют азартные игры вроде покера. Любая нейрохирургическая операция – такая же лотерея, как игра в онлайн-казино. По-видимому, это и определяет связь между двумя сферами.
Узнать больше
Исполнительный совет 2021-22
Я также хотел бы поблагодарить своих предшественников, которые заложили прочную основу руководящих принципов и СОП для… Сообщение от секретаря
Д-р Криш Шридхар
Достопочтенный секретарь
Неврологическое общество Индии
Последние новости и события
6 января 2023 г.
24 декабря 2022 г.
27 сентября 2022 г.
Членство в обществе
Работник, работающий полный рабочий день в области неврологии, нейрохирургии или смежных дисциплин, может подать заявку на прямое зачисление в качестве Life.
Оплатить онлайн
Применить сейчас
Зачем становиться членом NSI?
Научная программа NSICON2022
НСИКОН-2022
Добро пожаловать на NSICON-2022, крупнейшую в мире площадку для нейрохирургов, где они могут обменяться опытом и узнать больше.
о мировых трендахЗарегистрируйте свой интерес
Предстоящие мероприятия
NSI-Board of Education
Современная практика в области неврологии
Посмотреть НСИ ТВ
Академические курсы
Ежегодная конференция 2022 г.
Совет
Информационные бюллетени
Студенческий уголок
Карьерные возможности
Оценка когнитивных функций у детей с туберозным склерозом
= 768 && window.innerWidth
Оценка когнитивных функций у детей с туберозным склерозом
1 ноября 2018 г. // DOI: 10.18502/клс.v4i8.3345
DOI: 10. 18502/клс.в4и8.3345
Л. Троицкая, Малахова Н.
Метрика
- 0 Просмотры
- 0 загрузок
0 просмотров // 0 загрузок
Цитата
Троицкая Л., Малахова Н.. «Оценка когнитивных функций у детей с туберозным склерозом». KnE Life Sciences , 1 ноября 2018 г., doi:10.18502/kls.v4i8.3345.
Скачать файл цитаты:
РИС (Mendeley, Zotero, EndNote, RefWorks)
БибТекс (LaTeX)
Посмотреть оригинал
Abstract
Туберозный склероз (TSC) представляет собой генетическое заболевание, характеризующееся структурными аномалиями головного мозга (такими как корковые бугры, субэпендимальные узлы и аномальное белое вещество головного мозга), которые обнаруживаются с помощью методов нейровизуализации (например, МРТ). Как правило, эти события вызывают неврологические осложнения (например, эпилепсию). Цель: оценка когнитивных функций у детей с ТС с учетом тяжести и характера клинического течения заболевания. Проведено нейропсихологическое обследование 15 детей с туберозным склерозом (т. е. экспериментальная группа) и 46 детей с нормальным развитием (т. е. контрольная группа) в возрасте 6-16 лет. В результате у детей с ТСК выявлены полиморфные нарушения высших психических функций. Выявлен нейропсихологический дефицит (р<0,05). А именно, у детей с ТСК с нормальным развитием выявлены нарушения произвольного внимания и запоминания. У детей с ТКН с умственной отсталостью отмечены нарушения операционального мышления, незрелость динамической и кинестетической основы движений, соматосенсорный гнозис, оптико-пространственное или квазитрехмерное изображение, а также недостаточное устно-слуховое и семантическое запоминание. Вне зависимости от психического развития у детей с ТСК отмечается нарушение нейродинамической деятельности (p<0,05), проявляющееся замедлением выполнения заданий, повышенной истощаемостью и флуктуацией внимания. Согласно сопоставлению результатов исследований и данных клинического течения, тяжесть когнитивных расстройств существенно зависит от возраста дебюта эпилепсии, так как раннее начало приводит к более тяжелому нарушению развития (p<0,05). Поскольку туберозный склероз является динамическим заболеванием с новыми потенциальными симптомами, возникающими в течение жизни, нейропсихологическое тестирование позволит своевременно провести квалификацию психического статуса и разработать коррекционные действия для активизации познавательной деятельности ребенка.
Ключевые слова: туберозный склероз, дети, нарушения развития высших психических функций (ВПФ).
Полный текст
Еще из этого журнала
Сравнение продуктов из чайного листа и других кормов по разлагаемости in vitro, ферментации и метану для их потенциального использования в качестве натуральных добавок для жвачных животных
Открытый доступ 26 ноября 2017 г.
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> +
другиедругие×
Авторы
Дики Рамдани, Абдул С. Чаудри, Иман Хернаман, Крис Дж. Сил
Укрепление здоровья на рабочем месте, связанное с климатом безопасности труда: тематическое исследование, проведенное правительством на малых и средних предприятиях батика в Регентстве Пекалонган, Центральная Ява, Индонезия
Открытый доступ 2017
0″ :class=»showTooltipRight ? ‘слева’ : ‘справа'» x-init=»setToolTipPosition($el)» @resize.window=»setToolTipPosition($el)»> +
другие другие×
Авторы
Ф.