Высшие психические функции впф характеризуются: ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ • Большая российская энциклопедия

Содержание

Высшие психические функции | Мир Психологии

ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ

Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — сложные психические процессы, прижизненно формирующиеся, социальные по своему происхождению, семиотически опосредствованные по психологическому строению и произвольные (сознательно выполняемые) по способу своего осуществления. Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и далее развитое А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, А.В. Запорожцем, Д.Б. Элькониным, П.Я. Гальпериным и др.

Выготский выделял 2 типа (и уровня) психических явлений («натуральные» и «культурные» психические процессы), считая, что 1-й детерминирован преимущественно действием генетического фактора, а 2-й — формируется на основе первого под влиянием социальных воздействий. Социальные воздействия определяют способы формирования В. п. ф. и тем самым их психологическую структуру. Важнейшая характеристика В. п. ф. — это их опосредствованность различными «психологическими орудиями» — знаковыми системами, являющимися продуктом длительного общественно-исторического развития человечества. Среди «психологических орудий» ведущую роль играет речь; поэтому речевое опосредствование В. п. ф. представляет собой наиболее универсальный способ их формирования и функционирования.

Высшие психические функции — сложные системные образования, качественно отличные от др. психических явлений. Они представляют собой «психологические системы», которые создаются «путем надстройки новых образований над старыми, с сохранением старых образований в виде подчиненных слоев внутри нового целого» (Выготский). Основные характеристики В. п. ф. — опосредствованность, осознанность, произвольность — представляют собой системные качества, характеризующие В. п. ф. как «психологические системы».

Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Неизменными (инвариантными) в них являются исходная задача (осознанная цель деятельности) и конечный результат; средства же, с помощью которых реализуется задача, весьма вариативны и различны на разных этапах онтогенеза и при разных способах и путях формирования функции.

Закономерностью формирования Высших психических функций является то, что первоначально они существуют как форма семиотически опосредствованного взаимодействия между людьми (т.е. как интерпсихологический процесс, интерпсихическая функция) в контексте различных видов совместной их деятельности и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический, интрапсихическая функция) процесс. Превращение внешних средств осуществления функций во внутренние носит название интериоризации. Др. важнейшая черта, характеризующая логику развития В. п. ф., — их постепенное «свертывание», автоматизация (см. также Интеллектуализация). На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эти действия и процессы свертываются, приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.

Психофизиологической основой Высшие психические функции являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев и имеющие вертикальную (корково-подкорковую) и горизонтальную (корково-корковую) организацию. Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными участками мозга, остальные — обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональных систем в целом. Т. о., Высшие психические функции связаны с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга как однородного эквипотенциального целого, а являются результатом системной деятельности мозга, в которой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см.

Локализация в. п. ф.).

Теория Высшие психические функции разрабатывается не только в русле проблем общей психологии, но и при исследовании вопросов прикладных направлений современной психологической науки.

Детская и педагогическая психология используют представление о В. п. ф. при изучении закономерностей развития психических процессов в онтогенезе, механизмов их управления и формирования. Культурно-историческая психология на базе представлений о социальной обусловленности В. п. ф. анализирует различия в «культурных» процессах в зависимости от условий жизни и трудовой деятельности людей. В патопсихологии анализ особенностей нарушений познавательной деятельности при различных психических заболеваниях основывается на положениях об опосредствованности и системном характере строения В. п. ф. В нейропсихологии понятие высшие психические функции является центральным при анализе мозговых механизмов различных нарушений психических процессов у больных с локальными поражениями головного мозга — при диагностировании очага поражения и определении путей и средств восстановления В. п. ф. Т. о., различные области практического применения теории В. п. ф. подтверждают ее высокую продуктивность и научную значимость. См.

Воля, Деконтекстуализация, Знаковое опосредствование, Пролепсис. (Е.Д. Хомская)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Высшие психические функции — сложные, прижизненно формирующиеся системные психические процессы, социальные по своему происхождению.

Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л.С. Выготским и развитое А.Р. Лурия и другими психологами. Высшие психические функции как системы обладают большой пластичностью, взаимозаменяемостью входящих в них компонентов. Разработка теории Высшие психические функции позволила обосновать положение о принципиальной возможности восстановления пострадавших психических функций за счет перестройки функциональных систем, являющихся их физиологической основой. При этом были выделены внутрисистемные и межсистемные перестройки функциональных систем (перевод процесса на высший, осознанный уровень, замена выпавшего звена функциональной системы новым и др.).

Формирование Высшие психические функции характеризуется тем, что первоначально они существуют как форма взаимодействия между людьми и лишь позже — как полностью внутренний (интрапсихологический) процесс. Превращение внешних средств осуществления функции во внутренние психологические носит название интериоризации.

Вторая важная черта, характеризующая развитие В. п. ф., — их постепенное «свертывание», автоматизация. На первых этапах формирования В. п. ф. представляют собой развернутую форму предметной деятельности, которая опирается на относительно элементарные сенсорные и моторные процессы; затем эта деятельность «свертывается», приобретая характер автоматизированных умственных действий. Одновременно меняется и психологическая структура В. п. ф.

Психофизиологической основой Высшие психические функции являются сложные функциональные системы, включающие большое число афферентных и эфферентных звеньев (см. Афферентация; Эффекторы). Часть звеньев функциональной системы жестко «закреплена» за определенными мозговыми структурами, остальные обладают высокой пластичностью и могут заменять друг друга, что и лежит в основе механизма перестройки функциональной системы в целом. Таким образом, каждая из В. п. ф. связана с работой не одного «мозгового центра» и не всего мозга как однородного целого, а является результатом системной деятельности мозга, в к-рой различные мозговые структуры принимают дифференцированное участие (см.

Локализация высших психических функций).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

нет значения и толкования слова

предметная область термина

 

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» для студентов заочной формы обучения


Скачать 72,53 Kb.

страница1/17
Дата28.04.2021
Размер72,53 Kb.
#98466
ТипУчебно-методический комплекс

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   . ..   17


Н ОУ ВПО ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ,

БИЗНЕСА И ПРАВА
Ларионова Е.А.

Учебно-методический комплекс
по дисциплине

«Основы нейропсихологии»

для студентов заочной формы обучения

Ростов-на-Дону

2014

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы нейропсихологии» разработан в соответствии с требованиями Федерального Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования для студентов заочной формы обучения, обучающихся по направлению подготовки 080200.62 «Психология».

Учебно-методический комплекс рекомендован кафедрой «Психология и управление персоналом» (протокол №1 от 31.08.13) и утвержден Учебно-методическим советом Академии Управления (протокол №1 от 31.08.13) НОУ ВПО Института управления, бизнеса и права.
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов заочной формы обучения, содержит план лекционных и практических занятий, рекомендации по выполнению контрольных(курсовых) работ и самостоятельной работы, требования к уровню освоения программы и аттестации по дисциплине, учебно-методическое и учебно-информационное обеспечение дисциплины.

Составитель: Ларионова Е.А. (НОУ ВПО ИУБиП)

Рецензенты: к.псх.н. Корсун И.В. ( ЮФУ )

к.псх.н. Молохина Г.А.( НОУ ВПО ИУБиП)

Каталог: site -> files -> site library file
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Международные стандарты финансовой отчетности» направление подготовки 080100. 62
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социальная психология» для студентов очной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Дифференциальная психология»
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Введение в профессию» для студентов очной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Психология социальной работы» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение и восприятие» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Рабочая программа по дисциплине дв 1 Психология сознания и бессознательного (индекс) (наименование) направление
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «Основы психогенетики» для студентов заочной формы обучения
site library file -> Учебно-методический комплекс по дисциплине «ОП: Внимание и память»
site library file -> Рабочая программа дисциплины дв. 1 Гештальт-психология


Скачать 72,53 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   17


База данных защищена авторским правом ©www.psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Дипломная работа

Неврологическое общество Индии — Неврологическое общество Индии является высшим органом, представляющим нейробиологов в Индии.

Членство Д-р И. Р. Ядав
Президент
Неврологического общества Индии Неврологическое общество Индии было создано для обучения и развития нейробиологии в нашей стране. …
Обращение президента Присоединяйтесь к нам сегодня

Добро пожаловать!


Неврологическое общество Индии

Неврологическое общество Индии является высшим органом, представляющим нейробиологов в Индии.

С момента своего основания общество играет важную роль в обучении нейрохирургии, обучении и информировании сообщества о последних разработках в этой области. Благодаря своей разнообразной образовательной деятельности NSI предоставляет платформу для инициирования взаимодействия между практикующими нейрохирургами и неврологами, а также смежными нейробиологическими сообществами. NSI приглашает всех начинающих и обученных нейробиологов стать членами общества.

Неврологические общества советуют неврологам и нейрохирургам играть в онлайн-казино после работы. Он помогает не только расслабиться и восстановиться после долгого рабочего дня, но и развивает терпение и качественное планирование. Онлайн-казино с минимальным депозитом €20 часто привлекает нейробиологов со всего мира, даже на форумах и конференциях этих специалистов помимо напитков и еды всегда присутствуют азартные игры вроде покера. Любая нейрохирургическая операция – такая же лотерея, как игра в онлайн-казино. По-видимому, это и определяет связь между двумя сферами.