Взаимодействие среды и наследственности | Psylist.net
Определение источников индивидуальных вариаций психического – центральная проблема дифференциальной психологии. Известно, что индивидуальные различия порождаются многочисленными и сложными взаимодействиями между наследственностью и средой. Наследственность обеспечивает устойчивость существования биологического вида, среда – его изменчивость и возможность приспосабливаться к изменяющимся условиям жизни. Наследственность содержится в генах, передаваемых родителями эмбриону при оплодотворении. Если имеется химическая разбалансировка или неполнота генов, развивающийся организм может иметь физические аномалии или психические патологии. Однако даже в обычном случае наследственность допускает очень широкий спектр вариаций поведения, являющихся результатом суммирования норм реакций разного уровня – биохимических, физиологических, психологических. А внутри границ наследственности конечный результат зависит от среды. Таким образом, в каждом проявлении активности человека можно найти что-то от наследственности, а что-то – от среды, главное – определить меру и содержание этих влияний.
Кроме того, у человека присутствует социальное наследование, которого лишены животные (следование культурным образцам, передача акцентуации, например шизоидной, от матери к ребенку посредством холодного материнского воспитания, формирование семейных сценариев). Однако в этих случаях отмечают скорее устойчивое проявление особенностей на протяжении нескольких поколений, но без генетической фиксации. «Так называемое социальное наследие в действительности не может устоять под влиянием окружающей среды», – пишет А. Анастази.
Относительно понятий «изменчивость», «наследственность» и «среда» существует несколько предрассудков. Хотя наследственность отвечает за устойчивость вида, большинство наследственных признаков поддается изменению, и даже наследственные болезни не являются неизбежными. Точно так же верно и то, что следы средовых влияний могут быть весьма устойчивыми в психологическом облике индивида, хотя передаваться последующим поколениям генетически они не будут (например, нарушения развития ребенка в результате родовой травмы).
Разные теории и подходы по-разному оценивают вклад двух факторов в формирование индивидуальности. Исторически выделились следующие группы теорий с точки зрения предпочтения ими биологической или средовой, социально-культурной детерминации. 1. В биогенетических теориях формирование индивидуальности понимается как предопределенное врожденными и генетическими задатками. Развитие есть постепенное развертывание этих свойств во времени, а вклад средовых влияний очень ограничен. Биогенетические подходы нередко служат теоретической основой расистских учений об изначальном различии наций. Сторонником этого подхода был Ф.Гальтон, а также автор теории рекапитуляции Ст .Холл. 2. Социогенетические теории (сенсуалистический подход, утверждающий примат опыта) утверждают, что изначально человек – чистая доска (tabula rasa), а все его достижения и особенности обусловлены внешними условиями (средой). Подобная позиция разделялась Дж. Локком. Эти теории более прогрессивны, но их недостаток – понимание ребенка как изначально пассивного существа, объекта влияния. 3. Двухфакторные теории (конвергенции двух факторов) понимали развитие как результат взаимодействия врожденных структур и внешних влияний. К.Бюлер, В.Штерн, А.Бине считали, что среда накладывается на факторы наследственности. Основоположник двухфакторной теории В.Штерн отмечал, что ни об одной функции нельзя спрашивать, извне она или изнутри. Надо интересоваться – что в ней извне и что изнутри. Но и в рамках двухфакторных теорий ребенок по-прежнему остается пассивным участником происходящих в нем изменений. 4. Учение о высших психических функциях (культурно-исторический подход) Л. С. Выготского утверждает, что развитие индивидуальности возможно благодаря наличию культуры – обобщенного опыта человечества. Врожденные свойства человека являются условиями развития, среда – источник его развития (потому что в ней содержится то, чем должен овладеть человек). Высшие психические функции, которые свойственны только человеку, опосредствованы знаком и предметной деятельностью, представляющими собой содержание культуры. А для того чтобы ребенок мог его присвоить, необходимо, чтобы он вступил в особые отношения с окружающим миром: не приспосабливался, а активно присваивал себе опыт предшествующих поколений в процессе совместной деятельности и общения со взрослыми, являющимися носителями культуры.
Вклад наследственности и среды пытается определить генетика количественных признаков, анализирующая различные виды дисперсии значений признака. Однако не каждый признак является простым, фиксируемым одним аллелем (парой генов, среди которых есть доминантный и рецессивный). Кроме того, итоговый эффект не может быть рассмотрен как арифметическая сумма влияния каждого из генов, потому что они могут, проявляясь одновременно, также взаимодействовать между собой, приводя к системным эффектам. Поэтому, изучая процесс генетического контроля психологического признака, психогенетика стремится получить ответ на следующие вопросы: 1. В какой мере генотип определяет формирование индивидуальных различий (т.е. какова ожидаемая мера вариативности)? 2. Каков конкретный биологический механизм этого влияния (на каком участке хромосомы локализованы соответствующие гены)? 3. Какие процессы соединяют белковый продукт генов и конкретный фенотип? 4. Существуют ли средовые факторы, изменяющие исследуемый генетический механизм?
Наследуемость признака распознается по наличию корреляции между показателями биологических родителей и детей, а не по сходству абсолютного значения показателей. Предположим, что в результате исследований обнаружилось сходство между характеристиками темперамента биологических родителей и их отданных на усыновление детей. Скорее всего, в приемных семьях дети будут испытывать влияние общих и различающихся средовых условий, в результате чего по абсолютным показателям они станут также похожими и на приемных родителей. Однако корреляции отмечаться не будет.
В настоящее время дискуссия между сторонниками факторов наследственности и среды утратила былую остроту. Многочисленные исследования, посвященные выявлению источников индивидуальных вариаций, как правило, не могут дать однозначной оценки вклада среды или наследственности. Так, например, еще благодаря психогенетическим исследованиям Ф. Гальтона, проведенным в 20-е годы с использованием близнецового метода, было обнаружено, что биологически детерминированные характеристики (размеры черепа, другие измерения) определены генетически, а психологические качества (коэффициент интеллектуальности по разным тестам) дают большой разброс и обусловлены средой. На него влияют социальный и экономический статус семьи, порядок рождения и пр.
Современное положение дел в области изучения взаимодействия среды и наследственности иллюстрируется двумя моделями средовых влияний на интеллектуальные способности. В первой модели Зайонч и Маркус утверждали: чем больше времени родители и дети проводят вместе, тем выше корреляция коэффициента интеллектуальности со старшим родственником (экспозиционная модель). То есть ребенок по своим интеллектуальным способностям похож на того, кто дольше его воспитывает, и если родители по каким-либо причинам уделяют ребенку мало времени, он будет похож на няню или бабушку. Во второй модели, однако, констатировалось противоположное: МакАски и Кларк отмечали, что наиболее высокая корреляция наблюдается между ребенком и родственником, являющимся предметом его идентификации (идентификационная модель). То есть самое главное – быть для ребенка интеллектуальным авторитетом, и тогда на него можно влиять даже дистантно, а регулярная совместная деятельность вовсе не обязательна. Сосуществование двух по сути исключающих друг друга моделей еще раз показывает, что большинство дифференциально-психологических теорий носят узко ограниченный характер, а общих теорий пока практически не создано.
С. К. Нартова-Бочавер
Похожие материалы в разделе Дифференциальная психология:
- Пол и гендер в экологии человека
- Дифференциация специальных способностей
- Классификация методов дифференциальной психологии
- Индивидуальные различия в темпах созревания: акселерация и ретардация
- Роль правого полушария в организации творческого мышления
- Я — концепция и характер
- «Чистые» и переходные типы темпераментов в человеческой популяции
- Гендерные различия в психической деятельности и поведении
- Личность и ее структура
- Пол, гендер и здоровье
2.
Взаимодействие наследственности и окружающей средыПонятие «окружающая среда» в географическом смысле не тождественно понятию психологически окружающая среда. Психологически окружающая среда состоит изо всей совокупности воздействий, которые индивид получает от зачатия до смерти (Например, два брата в одной комнате: географически – одна окружающая среда, психологически – разная, наличие старшего брата, наличие младшего брата). Это активное понятие окружающей среды, при котором физическое присутствие объектов не означает, что мы относим их к окружающей среде, – это происходит только в том случае, если объекты служат
1) Теория исключительного вклада
Взаимодействие наследственности и окружающей среды выражается в поведении. Инстинкт – поведение, полностью определяемое наследственностью (схема безусловных реакций). Навыки – приобретённое поведение. Данная теория предполагает исключительное действие или наследственности, или окружающей среды. Однако, такое деление поведения на врождённое и приобретённое не находит поддержку в современной генетике. Доказано, что каждое качество индивида и каждая проявляемая им реакция зависят от его наследственности, и от окружающей среды
2) Теория совместного вклада
И наследственность, и окружающая среда влияют на всё поведенческое развитие и итоговые поведенческие свойства могут рассматриваться как результат их совместного влияния. Отдельно факторы наследственности и окружающей среды редко проявляются. Возникает вопрос о пропорции вкладов каждого фактора. Например, на развитие умственных способностей наследственность влияет на 75%, а окружающая среда на 15%. Однако сами же исследователи, придерживавшиеся данной теории, убедились в несовершенстве процедуры определения пропорционального вклада.
3) Теория взаимодействия
Самая распространённая точка зрения на отношение между наследственностью и средой. Природа и степень влияния каждого из факторов зависит от вклада другого. Иными словами, любой фактор окружающей среды будет иметь различное влияние, в зависимости от специфики наследуемого материала, с которым он имеет дело. Точно так же любой наследственный фактор будет действовать по-разному в условиях различной окружающей среды. (Например, Ребёнок с синдромом Дауна в семье, где специально занимаются с ребёнком).
Наиболее распространённые заблуждения соотношения наследственности и окружающей среды:
Наследственное = врождённое. Нет.
Всё, что присутствует при рождении, непременно является наследственным. Нет. Наслеследственные факторы могут воздействовать на развитие индивида через много времени после рождения. Наследственная восприимчивость к различным заболеваниям, например, может не проявляться в молодом возрасте.
Наследственность предполагает сходство с родителями и наоборот.
Нет. Гены постоянны от поколения к поколению. Индивид наследует гены не только от своих родителей, но также от всех своих прямых предшественников. Признак, который не проявлялся многие поколения, может начать проявляться из-за конкретной комбинации генов (Например, у голубоглазых родителей ребёнок с карими глазми).Материнские впечатления во время беременности передаются ребёнку. Например, если женщина во время беременности ходит на концерты, слушает классическую музыку, то ребёнок будет неравнодушен к культуре. Нет. Это заблуждение. На плод можно повлиять только через биохимические механизмы. Повторяющиеся во время беременности эмоциональное возбуждение матери может воздействовать на плод через химические изменения её крови (гармон радости).
Существует заблуждение, что если что-то появилось как наследственное, то его уже ничем не изменить. Это не верно. Например, наследственные заболевания не являются ни неизбежными, ни неизлечимыми.
Структурные и функциональные характеристики.
Под структурными понимаются органические, соматические или физиогенные характеристики. Функциональные – поведенческие, опытные, психогенные характеристикиПсихологию интересует поведение индивидов. Структурные характеристики в этой связи важны тем, что накладывают определённое ограничение на развитие индивида. Природа и развитие телесных структур, очевидно, играют свою роль в определении того, каким будет поведение индивида. Если у ребёнка поражена щитовидная железа, то его движения будут замедленными, а поведение неразумны. Наличие определённых структурных признаков является условием, необходимым, но не достаточным для развития особого типа поведения. Структурные возможности большинства людей таковы, что предоставляют для поведенческих изменений практически неограниченные возможности. (теория Адлера)
Утверждения, касающиеся, «наследования» слабоумия, музыкального таланта, математических способностей, преступных наклонностей, являются, в принципе, неправильными.
Методология исследования влияния наследственности и среды
Рассматривая методы, которыми пользуются психологи для исследования наследственности и окружающей среды на поведение включает пять основных групп:
селективное выведение,
исследование нормативов развивающегося поведения,
исследование структурных факторов в развитии поведения,
исследование влияния на поведение предшествующего опыта,
статистический анализ родовых сходств и различий.
Селективное выделение. Это метод генетики, заключающийся в экспериментальном селективном выведение животных на основе поведенческих характеристик. В настоящий момент эти исследования достигли появления через последовательное селективное выведение поколений двух наследственных ветвей, существенно отличающихся друг от друга по определённым поведенческих признакам. Эксперименты Триона с крысами (см. выше). На основе результатов эксперимента отбирались сильнейшая и слабейшая группы крыс «усмные» и «глупые». Внутри каждой группы особи скрещивались. Несколько поколений отбор и скрещивании. Условия окружающей среды (температура, пища, свет) были одинаковыми для всех поколений. В результате две ветви последующих поколений (до седьмого) постепенно расходятся. Далее выявляли чем отличаются «умные» крысы от «глупых». Вскоре выяснилось, что различия не связаны с умственными способностями, и даже с обучаемостью, так как крысы, показавшие низшие значения в лабиринте, по другим тестам показали значения выше «умных».
Исследование нормативов развивающегося поведения. Исследователи анализируют данные нормального развития с точки зрения гипотезы созревания. Созревание не является результатом научения, и состоит в том, что на определённой стадии структурного развития организма у него появляются новые функции, резко отличающиеся от тех, которые были приобретены в результате опыта или научения. Ключевыми здесь являются наследственные факторы. Для созревания характерно: внезапность появления функции и последовательно появление моделей поведения.
Пример, нормальное развитие младенца, для какого возраста какие функции характерны. В результате исследований составлены таблицы нормативного соотношения возраста и поведения (в 4 месяца ребёнок учится сидеть, в 8-10 месяцев – ходить и т.д.)Исследование структурных факторов в развитии поведения. (Как болезни, физические нарушения влиют на поведение). Роль физических условий в поведении может находиться в пределах от неизлечимой невролгической или метаболической недостаточности, накладывающей жёсткие границы на развитие поведения, до простых физических различий между людьми, что отражается в социальной практике. Например, снижение обучаемости крыс, чьи матери во время беременности подвергались облучению X-лучами. Или экспериментальное удаление или стимулирование определённых зон коры головного мозга приводит к определённым изменениям в поведении.
Исследование влияния на поведение предшествующего опыта.
Многочисленные эксперименты над животными показали, что на модификацию многих форм поведения влияет предшествующий опыт. Способность к обучению зависит от предыдущего обучения.
Эксперименты с животными: явление «импринтинга», выделенное Лоренцом. Или самки крыс, содержались в клетках, в которых не было ничего, из чего можно было бы сконструировать гнездо, впоследствии не могли строить гнезда, когда материал для строительства был для них доступен.
Эксперименты с младенцами: (эксперименты Денниса) 2 новорожденные девочки на 7 месяцев помещались дома в условия строго ограниченной стимуляции и активности. Они были лишены возможности садиться и вставать, возможности манипулирования с предметами сведены к минимуму. Кормили нормально. Экспериментаторы не общались с детьми, не улыбались, не хмурились, не разговаривали, не играли. После 7 месяцев ограничения были постепенно сняты. Функции, которые обычно появляются в течение первых семи месяцев, у девочек появились без существенной задержки: простые формы активности, такие как фиксация объектов, поворот головы, плач, реакция на звук, захват предметов, наблюдение за своими руками и игры с ними, поднесение руки или предмета ко рту. Очевидно, что такие функции появляются независимо от научения (созревание). Реакции, которые обычно возникают по достижении 7 месяце, появлялись с существенной задержкой. Как только были сняты запреты эти реакции появились.
Метод близнецового контроля. Одному из однояйцевых близнецов предлагается активно нарабатывать некую функцию, в то время как другой остаётся в качестве контрольного испытуемого. Эксперименты Гесселя. Две девочки-близняшки по 46 недель (11 месяцев). Изучались функции залезания на лестницу и игры в кубики (ощупывание перекладывание, конструирование). Тренировки одной девочки 6 недель по 20 минут в день. По истечение данного срока, вторая девочка, не имевшая подготовки в названных видах деятельности, стала действовать с кубиками так же, как и подготовленная. В функции лазания — отличия. Первая – «опытный верхолаз», вторая не могла добраться до верхней ступеньки даже с посторонней помощью. Прошло 2 недели. Девочка вторая стала тренироваться 2 недели. Успехи девочек выровнялись. За счёт созревания (53 недели и 2 недели тренировок и 46 недель и 6 недель тренировок).
Аналогичные эксперименты проводились и по словарной подготовке. Первая девочка из близняшек начиная с 84-недельного возраста (7 лет) интенсивно 5 недель изучала названия предметов и осуществляла другие словарные наработки. Вторая девочка в это время была лишена всякой возможности слышать устную речь. Затем вторая близняшка с 89-недель проходила тот же курс занятий, но уже 4 недели. В конце экспериментального периода словарный запас девочек сравнядся (30-35 слов). Исследователи, интерпретируя эти результаты, выделяют роль созревания, указывая на тот факт, что близнец, с которым начали заниматься с возраста 89 недель, почти каждый день продвигался вперёд более быстрыми темпами, чем близнец, с которым начали заниматься с 84 недель. Ребёнок не может воспроизводить нужные последовательности звуков, пока его голосовой аппарат не будет позволять этого.
Исследование случаев «диких» детей. Были найдены дети, которые жили в изоляции от людей или в окружении животных. Эти случаи можно рассматривать как «естественные эксперименты». Зинг собрал свыше 40 таких случаев.Некоторые из этих детей воспитывались волками, медведями, козами, овцами, буйволами и леопардами.
Например, «волчьи» дети. В 1921 г. две девочки в возрасте, соответствующем 2-4 и 8-10 годам были найдены, живущими в пещере с волками в малонаселённом индийском регионе. Их взяли в местный сиротский приют. Велись дневники наблюдения их поведения, анализ и комментарии психологов, социологов, генетиков и антропологов. Было очень трудно поддерживать хорошее самочувствие девочек, в частности потому, что нормальная человеческая еда вызывала у девочек слабость и сильные аллергические реакции на коже. Младшая девочка не прожила и года. Старшая жила в течение 8 лет, в течении которых удалось достичь определённого прогресса в обучении её языку и адаптации к человеческому образу жизни.
Обобщая случаи «диких» детей, Зинг сделал вывод, что все такие дети без исключения не умели говорить и передвигались на четвереньках. При таких обстоятельствах не могла развиваться речь и специфически человеческого прямохождение. На руках и ногах появлялись мозолистые подушечки. Происходила модификация обоняния, слуха, зрения. Сырое мясо являлось обычной пищей. Дикие дети, живущие самостоятельно, существовали за счёт деревьев кореньев, травы, растений, листьев. Одна девочка во Франции приспособилась ловить в воде рыбу и лягушек. Особенности употребления пищи: дети принюхивались к еде прежде, чем съесть, тянулись к пище ртом, точили о кости зубы. Всё это характерно для низших животных. «Дикие» дети не имели обыкновения прикрывать своё тело или изобретать одежду. Никто не видел, чтобы они плакали или смеялись, хотя для них характерны были ярость и нетерпение. Проявление сексуального интереса либо отсутствовало, либо было рассеянным. У таких детей не было потребности в общении, они избегали людей.
Чем дольше сохраняется период дикого существования ребёнка по сравнению с более ранним периодом человеческого воспитания, тем труднее заметить признаки социализации. Прогресс, достигнутый в обучении детей, все же не сопоставим с нормальным развитием детей соответствующего возраста.
Статистический анализ родовых сходств и различий. Сюда относится исследование родословных или истории родов, всевозможные родственные корреляции, выражаемые в показателях тестов, исследования воспитывающихся порознь однояйцевых близнецов, приёмных детей и детей, выросших в условиях интернатов.
Относительная важность наследственности и окружающей среды
Статья предоставлена
РЕКЛАМА:
В этой статье мы обсудим относительную важность наследственности и окружающей среды.
1. Предшествующее обсуждение показывает, что и наследственность, и окружающая среда вносят свой вклад в формирование жизни и личности человека. Но относительно степени их влияния мнения расходятся.
2. Наследственность отвечает за все врожденные черты, инстинкты, эмоции, IQ, рефлекторные действия и физические черты.
РЕКЛАМА:
3. Окружающая среда отвечает за рост и развитие физических, умственных и социальных качеств.
4. Две силы наследственность и окружающая среда не противостоят друг другу, но дополняют друг друга, как семя и почва, корабль и течение, основа и уток, русло и течение и т. д. Обе эти силы необходимы для одного и того же цель. Наследственность — это сырье, из которого должен быть изготовлен предмет, среда в технике и другой материал для изготовления.
Окружающая среда — это не что иное, как процесс изменения формы исходного материала в подходящих условиях, как это делает гончар, делая игрушки из глины. Поведение человека является продуктом наследственности и окружающей среды. Следовательно, оба одинаково важны. Вердикт Т. Перси Нанна не что иное, как окончательный:
«Жизненные обстоятельства для человека то же, что камни, ветры и течения для корабля, просто случайности, которые проявляют свои качества, но не имеют никакого отношения к их возникновению. ».
РЕКЛАМА:
5. Взаимодействие среды и наследственности:
Поведение человека определяется взаимодействием наследственности и среды. Индивидуальность человека характеризуется некоторыми врожденными чертами, унаследованными человеком. Задача среды состоит в том, чтобы сформировать эти черты в должной форме, дать возможность их раскрытия и реализации, помочь совершенствованию. Таким образом, личность человека является продуктом наследственности и среды.
6. Улучшение через окружающую среду:
Окружающая среда определенно может улучшить поведение человека. Увеличивайте экологическую обстановку, улучшайте ее качество, пусть даже наследственность останется неизменной, поведение улучшится. Выше было объяснено, что дети, воспитанные в детских садах и прогрессивных школах или в хороших приемных семьях, через некоторое время демонстрировали улучшение своего интеллектуального уровня. Они были лучше тех, кто воспитывался в обычной среде, но изначально имел такую же наследственность.
Два человека с одинаковой наследственностью могут различаться, оказавшись в разной среде. Опять же, два человека с разной наследственностью, вероятно, будут различаться, несмотря на идентичные условия. Таким образом, мы можем предсказать, что если мы изменим любой фактор, изменится и продукт. Но одна алгебра не поможет нам измерить количество улучшений. Для этого необходимы детальные исследования, но приблизительно мы можем оценить изменения в поведении, вызванные изменением любого из факторов.
Предположим, у нас есть трое детей с тремя различными степенями наследственности, а именно высшей, средней и низкой (символически обозначенными как S, A и L). Предположим, что также существует три степени окружения (S, A и L). Если ребенка с превосходной наследственностью поместить в превосходную среду, его личность будет в высшей степени превосходной, потому что S x S = S 2 . Если его поместить в среднюю среду, его личность будет несколько лучше (S x A = SA).
Возможны следующие комбинации:
и. Высшая наследственность и превосходная среда, S x S = S 2
ii. Превосходная наследственность и средняя среда, S x A = SA
РЕКЛАМА:
iii. Средняя наследственность и превосходная среда, A x S = AS
iv. Средняя наследственность и средняя среда, A x A = A 2
v. Высшая наследственность и низкая среда, S x L = SL
vi. Низкая наследственность и превосходная среда, L x S = LS
vii. Средняя наследственность и низкая среда, A x L = AL
viii. Низкая наследственность и средняя среда, L x A = LA
ix. Низкая наследственность и низкая среда, L x L = L 21
Главная ›› Психология ›› Индивидуальность ›› Наследственность и среда ›› Относительная важность наследственности и среды
Сравнение классической и оперантной обусловленности | Обучение
Эссе о личности | Поведение человека | Психология
Взаимодействие генов и окружающей среды: эпигенетика и развитие ребенка
Глубокие погружения
Наука говорит нам, что взаимодействие между генами и окружающей средой определяет развитие человека. Несмотря на ошибочное представление о том, что гены «высечены в камне», исследования показывают, что ранний опыт может определить, как включаются и выключаются гены — и даже экспрессируются ли некоторые из них вообще. Здоровое развитие всех органов, включая мозг, зависит от того, насколько и когда определенные гены активируются для выполнения определенных задач. Таким образом, опыт, который дети получают в раннем возрасте, играет решающую роль в развитии архитектуры мозга. Обеспечение того, чтобы у детей был соответствующий ранний опыт, способствующий их росту, является вкладом в их способность стать здоровыми и продуктивными членами общества.
Опыт влияет на экспрессию геновВнутри ядра каждой клетки нашего тела находится хромосомы , которые содержат код характеристик, которые передаются следующему поколению. Внутри этих хромосом определенные сегменты генетического кода, известные как гена, , составляют длинные нити ДНК с двойной спиралью.
Опыт оставляет химическую «подпись» на генах, которая определяет, экспрессируются ли гены и каким образом.
Дети наследуют примерно 23 000 генов от своих родителей, но не каждый ген делает то, для чего предназначен. Опыт оставляет химическую «подпись» на генах, которая определяет, будут ли экспрессироваться гены и каким образом. В совокупности эти сигнатуры называются эпигеномом .
Мозг особенно чувствителен к опыту и окружающей среде на раннем этапе развития. Внешний опыт искровые сигналы между нейронами, которые реагируют производством белков. Эти 9Регуляторные белки 0033 гена направляются к ядру нервной клетки, где они либо привлекают, либо отталкивают ферменты, которые могут прикрепить их к генам. Положительный опыт, такой как доступ к богатым возможностям обучения, и негативные влияния, такие как недоедание или токсины окружающей среды, могут изменить химию, кодирующую гены в клетках мозга, — изменение, которое может быть временным или постоянным. Этот процесс называется эпигенетической модификацией.
Иллюстрация Бетси Хейс. Кредит: Центр развития ребенка.Неблагоприятный ранний опыт может иметь последствия на всю жизньИнфографика: что такое эпигенетика? И как это связано с развитием ребенка?
Эта инфографика показывает, как окружающая среда ребенка может изменить химию его генов — как в положительную, так и в отрицательную сторону.
Эпигенетические «маркеры» контролируют, где и сколько белка вырабатывается геном, эффективно включая или выключая ген. Такая эпигенетическая модификация обычно происходит в клетках, составляющих системы органов, тем самым влияя на то, как эти структуры развиваются и функционируют. Таким образом, опыт, изменяющий эпигеном в раннем возрасте, когда впервые развиваются специализированные клетки органов, таких как мозг, сердце или почки, может оказать сильное влияние на физическое и психическое здоровье на всю жизнь.