Психолингвистика | это… Что такое Психолингвистика?
ТолкованиеПеревод
- Психолингвистика
- Психолингви́стика —
наука, изучающая процессы речеобразования, а также восприятия и формирования речи в их соотнесённости с системой языка. Разрабатывая модели речевой деятельности и психофизиологической речевой организации человека, психолингвистика проверяет их путём психологических экспериментов; таким образом, будучи по предмету исследования близка к лингвистике, по методам психолингвистика ближе к психологии. В психолингвистике применяются такие экспериментальные методы, как ассоциативный эксперимент, метод «семантического дифференциала» и др. Психолингвистика возникла в связи с необходимостью дать теоретическое осмысление ряду практических задач, для решения которых чисто лингвистический подход, связанный с анализом текста, а не говорящего человека, оказался недостаточным (обучение родному, а особенно — иностранному языку; речевое воспитание дошкольников и вопросы логопедии; клиника центрально-мозговых речевых нарушений; проблемы речевого воздействия, в особенности в пропаганде и деятельности средств массовой информации; авиационная и космическая психология; судебная психология и криминалистика, например опознание людей по особенностям их речи; проблемы машинного перевода, речевого ввода информации в ЭВМ и т.
Термин «психолингвистика» вошел в научный обиход с 1954 после опубликования в США коллективной работы под этим названием (под ред. Ч. Э. Осгуда и Т. А. Себеока), но идеи, близкие к проблематике психолингвистики, развивал в СССР ещё в начале 30‑х гг. психолог Л. С. Выготский. Его ученик А. Р. Лурия разработал основы нейролингвистики, близкой к психолингвистике по предмету и задачам, но ориентированной в основном на диагностику и лечение различных видов афазии. Сходные с психолингвистикой идеи развивали также психолог Н. И. Жинкин и позже — лингвист С. Д. Кацнельсон. Развитие собственно психолингвистики в СССР началось с середины 60‑х гг., прежде всего в Институте языкознания АН СССР (Москва), работа ведётся также в Ленинграде, Харькове, Тбилиси, Фрунзе, Алма-Ате и др. Каждые 2—3 года проводятся всесоюзные симпозиумы по психолингвистике. Советская психолингвистика опирается на материалистическую психологию школы Выготского (прежде всего на понятие деятельности) и на лингвистическое наследие Л.
В. Щербы и его школы, в особенности на его трактовку активной грамматики. Рассматривая психолингвистику как одну из «дочерних» областей разработанной А. Н. Леонтьевым психологической теории деятельности, московская психолингвистическая школа долгое время называла психолингвистику «теорией речевой деятельности», употребляя параллельно и термин «психолингвистика».Основные направления исследования в советской психолингвистике 60—70‑х гг., кроме разработки общих теоретических моделей порождения (А. А. Леонтьев, Т. В. Ахутина (Рябова) и другие] и восприятия (И. А. Зимняя) речи: изучение вероятностной структуры речевых процессов (Р. М. Фрумкина), вербальных ассоциаций (А. П. Клименко, А. А. Залевская и другие; создано несколько словарей ассоциативных норм для различных языков), факторов распознавания речи (ленинградская группа психолингвистов под руководством Л. Р. Зиндера), развития детской речи (А. М. Шахнарович и другие), психолингвистика текста (Т. М. Дридзе) и т. п.
Зарубежная психолингвистика первоначально (50‑е гг. ) ориентировалась в психологическом отношении на необихевиористическую психологию (Осгуд), а в лингвистическом — на американскую дескриптивную лингвистику. В дальнейшем (до начала 70‑х гг.) в основном опиралась на порождающую модель Н. Хомского (см. Генеративная лингвистика), развивая и его психологические идеи. Наибольший вклад в развитие американской психолингвистики в этот период внёс Дж. А. Миллер, занимавшийся дальнейшей теоретической разработкой и экспериментальной проверкой модели Хомского; известны также работы Д. Слобина, Дж. Фодора, Х. Кларка и других. 70‑е гг. характеризуются отказом от односторонней ориентации на идеи Хомского и вовлечением в разработку теоретических основ психолингвистики ряда ведущих психологов западноевропейских стран; этот этап привёл к пересмотру основ психолингвистики и проникновению в нее идей «классической» европейской общей психологии и прогрессивных тенденций современной социальной психологии. В большей степени стали учитываться собственно психологические и социальные факторы речевой деятельности (работы Р.
Развившись на основе различных направлений психологистического языкознания, психолингвистика усвоила его интерес к человеку как носителю языка и стремление интерпретировать язык как динамическую систему речевой деятельности (речевого поведения) этого человека. Внутри этой системы психолингвистика рассматривает гораздо большее число взаимосвязанных факторов развития и функционирования языка, чем «классическое» общее языкознание, тем самым значительно расширяя предмет своего исследования по сравнению с последним. Для материалистических направлений психолингвистики, например в СССР, характерен более глубокий подход к трактовке социальной природы языка и речевой деятельности, определяемый пониманием общения и других социальных и социально-психологических процессов в марксистско-ленинской науке.
- Леонтьев А. А., Психолингвистика, Л., 1967;
- его же, Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания, М., 1969;
- Теория речевой деятельности, М., 1968;
- Психолингвистика за рубежом, М., 1972;
- Основы теории речевой деятельности, М., 1974;
- Лурия А. Р., Основные проблемы нейролингвистики, М., 1975;
- его же, Язык и сознание, М., 1979;
- Смысловое восприятие речевого сообщения, М., 1976;
- Слобин Д., Грин Дж., Психолингвистика, пер. с англ., М., 1976;
- Жинкин Н. И., Речь как проводник информации, М., 1982;
- Психолингвистические проблемы семантики, М., 1983;
- Исследование речевого мышления в психолингвистике, М., 1985;
- Тарасов Е. Ф., Тенденции развития психолингвистики, М., 1987;
- Psycholinguistics. A survey of theory and research problems, Balt., 1954;
- Rommetveit R. , Words, meanings and messages, N. Y. — L. — Oslo, 1968;
- Social context of messages, L. — N. Y., 1971;
- Sprachliche Kommunikation und Gesellschaft, B., 1976;
- Clark H., Clark E., Psychology and language. An introduction to psycholinguistics, N. Y., 1977.
А. А. Леонтьев.
Лингвистический энциклопедический словарь. — М.: Советская энциклопедия. Гл. ред. В. Н. Ярцева. 1990.
Нужна курсовая?
Синонимы:
лингвистика, сигнифика
- Прямая речь
- Психологическое направление
Полезное
Что такое психолингвистика и с чем ее едят?: athenaie — LiveJournal
Что такое психолингвистика и с чем ее едят?: athenaie — LiveJournal ?- catIsShown({ humanName: ‘наука’ })» data-human-name=»наука»> Наука
- Лингвистика
- Cancel
- Mood: working
До сих пор нет единого мнения о том, что такое психолингвистика. Многие наши известные ученые (Сахаров, Горелов, Седов) считают ее направлением лингвистики; Алексей Алексеевич Леонтьев — направлением психологии, А.А.Залевская — самостоятельной наукой. Я лично склоняюсь к последнему мнению :).
Теперь — и напоследок — чуть более научно: в чем заключаются объект, предмет и цель психолингвистики.
Объект: совокупность речевых событий и речевых ситуаций.
Предмет: соотношение личности со структурой и функциями речевой деятельности; соотношение языка и мира. Язык считается главной образующей образа мира (простите за вынужденную тавтологию).
Цель: описание и объяснение особенностей функционирования языка как психического феномена.
Tags: psycholinguistics
Subscribe
Foundation (2021-)
В те времена, когда я очень любила космическую фантастику и читала все, что попадалось мне в руки, цикл Азимова «Основание» полностью прошел…
Knightfall S01E01-05
К пятой серии сформулировала, что мне напоминает происходящее: ролевую игру, где мастера очень заморочились с антуражем, но немного забили на прогруз…
Twin Peaks: The Return
Впервые за долгое время прям посмотрела сериал, причем частично в онгоинге 🙂 Вот вчера вышла финалка, сейчас я ее посмотрела, и чот я в порядочном…
Photo
Hint http://pics. livejournal.com/igrick/pic/000r1edq
- 10 comments
Foundation (2021-)
В те времена, когда я очень любила космическую фантастику и читала все, что попадалось мне в руки, цикл Азимова «Основание» полностью прошел…
Knightfall S01E01-05
К пятой серии сформулировала, что мне напоминает происходящее: ролевую игру, где мастера очень заморочились с антуражем, но немного забили на прогруз…
Twin Peaks: The Return
Впервые за долгое время прям посмотрела сериал, причем частично в онгоинге 🙂 Вот вчера вышла финалка, сейчас я ее посмотрела, и чот я в порядочном…
Где и когда изучается психолингвистика?
Отрасли языкознания > Психолингвистика > w3.org/1999/xhtml» align=»left»> Когда и где изучается психолингвистика?
|
Психолингвистика (MA) – Преподавание в аспирантуре, Йоркский университет
Продолжительность
1 год дневной формы обучения,
2 года заочной формы обучения
Дата начала занятий
Сентябрь 2023 г. (даты семестра)
Study mode | UK (home) | International and EU |
---|---|---|
Full-time (1 year) | 10 480 фунтов стерлингов | 23 350 фунтов стерлингов |
Частичная занятость (2 года) Плата за первый год. Плата за будущие годы подлежит подтверждению. | 5 240 фунтов стерлингов | 11 675 фунтов стерлингов |
Студентам со студенческой визой (ранее виза уровня 4) в настоящее время не разрешается учиться в Йорке неполный рабочий день.
Информация о сборах
Британские (дома) или международные сборы? Уровень платы, которую вам будет предложено заплатить, зависит от того, классифицируетесь ли вы как британский (домашний) или иностранный студент. Проверьте статус оплаты.
Узнайте больше о плате за обучение и способах ее оплаты.
- Плата за обучение в аспирантуре и расходы
Информация о финансировании
Узнайте о вариантах финансирования, чтобы помочь с оплатой обучения и расходов на проживание.
В течение года мы подтвердим дополнительные возможности финансирования для студентов, которые присоединятся к нам в 2023/24 году.
Если вы успешно получили степень бакалавра в Йорке, вы можете иметь право на 10 % скидку на обучение в магистратуре.
Возможности финансирования
- Кредиты правительства Великобритании Masters
- Финансирование для студентов из Великобритании
- Финансирование иностранных студентов
Узнайте больше о финансировании языковых и лингвистических наук.
Расходы на проживание
Вы можете воспользоваться нашим руководством по расходам на проживание , чтобы спланировать свой бюджет. Он покрывает дополнительные расходы, не включенные в стоимость обучения, такие как расходы на проживание и учебные материалы.
Преподавание и оценивание
Вы будете работать с ведущими мировыми учеными, которые бросят вам вызов, чтобы мыслить независимо и преуспевать во всем, что вы делаете. Наш подход к обучению предоставит вам знания, возможности и поддержку, необходимые для роста и успеха на глобальном рабочем месте.
Формат обучения
Вас будут обучать в виде лекций, семинаров, практикумов и практических занятий. У вас будет примерно три контактных часа в неделю для каждого модуля. Для некоторых модулей вы будете выполнять совместную групповую работу за пределами ваших классов. Вам будет назначена необходимая литература, и вы будете выполнять еженедельные упражнения.
Все модули предлагают оценки развития, которые не влияют на вашу итоговую оценку. Это дает вам возможность попрактиковаться в своих навыках и получить полезную обратную связь о вашем прогрессе и понимании, прежде чем вы сдадите окончательные оценки. Преподавательский состав будет вашим руководителем на протяжении всей учебы, чтобы помогать вам в учебе и следить за прогрессом.
Помещения
Все наши модули имеют веб-сайты виртуальной среды обучения (VLE), где доступны все важные материалы — списки для чтения, раздаточные материалы, доски обсуждений.
Наша электронная лаборатория предоставляет вам доступ к различным ресурсам, включая специализированное лингвистическое программное обеспечение, различные корпуса и онлайн-материалы для изучения языков.
Учебное заведение
Вы будете работать на кафедре языков и лингвистических наук западного кампуса. Большая часть ваших контактных часов будет проходить в колледже Ванбру или рядом с ним, а некоторые дополнительные занятия будут проводиться в других местах западного кампуса.
О нашем кампусе
Наш красивый зеленый кампус предлагает удобную для студентов обстановку, в которой можно жить и учиться, в пределах легкой досягаемости от центра города. По кампусу легко передвигаться – все находится в пределах пешей досягаемости или пешком, или вы всегда можете воспользоваться быстрым и частым автобусным сообщением.
Оценка и обратная связь
Используются различные форматы оценок. Вы будете отправлять упражнения или короткие сочинения или сдавать экзамены для модулей осеннего семестра.
Поддержка со стороны персонала, особенно лекторов, с которыми я общалась, была превосходной. Меня всегда приглашали в их офисы, чтобы поговорить как об академических, так и о личных аспектах. В магистратуре я постоянно задавала себе вопрос: а сейчас? что дальше? Сотрудники отдела дали мне отличные советы и призвали меня доверять себе.
Eloi, MA ЛингвистикаУзнайте больше о том, что наши студенты говорят о нас.
Карьера и навыки
После успешного завершения магистерской программы по психолингвистике вы получите прочные и подробные знания в области психолингвистики, а также практические и технические навыки для проведения оригинальных исследований в этой области под руководством некоторых мировых передовые специалисты. Вы разовьете свою уверенность, критические навыки, способность решать проблемы и другие передаваемые навыки, включая тайм-менеджмент и коммуникацию, что позволит вам осуществлять независимое обучение в вашей будущей карьере. Наша магистратура обеспечивает отличную подготовку для докторских исследований. Выпускники также хорошо подготовлены для карьерного роста в различных секторах, включая маркетинг, издательское дело, образование, государственное управление и журналистику.
Карьерные возможности
- Исследователь проблем с обучением
- Клинический и судебный лингвист
- Учитель английского языка
- Переводчик
- Менеджер по маркетингу
- Разработчик контента
Переносимые навыки
- Способность анализировать данные и оценивать конкурирующие интерпретации доказательств
- Развитие гипотезы на основе предсказаний теории или модели
- Способность разработать исследовательский проект и представить данные
- Рефлексивное независимое обучение и тайм-менеджмент
- Отличные письменные и устные коммуникативные навыки
- Решение проблем
- Межкультурная осведомленность
Вступительные требования
Английский язык
Если английский не является вашим родным языком, вам может потребоваться предоставить подтверждение владения английским языком. Мы принимаем следующие квалификации:
Минимальные требования | |
---|---|
IELTS | 7,0, минимум 6,5 в каждом компоненте |
C1 Advanced и C2 Proficiency | 185, минимум 176 в каждом компоненте |
Дуолинго | 120, минимум 110 во всех остальных компонентах |
LanguageCert SELT | C1 с 33/50 в каждом компоненте |
Языковой сертификат IESOL | C1 Expert: пройти с 25/50 в каждом компоненте |
Академический ПТЭ | 67, минимум 61 в каждом компоненте |
TOEFL | 96, минимум 23 в каждом компоненте |
Тринити ISE III | Отличие во всех компонентах |
Для получения дополнительной информации ознакомьтесь с нашими требованиями к английскому языку для аспирантов.
Если вы не выполнили наши требования по английскому языку
Вы можете иметь право на участие в одном из наших подготовительных курсов английского языка. Эти курсы предоставят вам уровень владения английским языком, необходимый для выполнения условий вашего предложения.
Продолжительность курса, который вам необходимо пройти, зависит от ваших текущих результатов тестов по английскому языку и от того, насколько вы должны улучшить свои знания, чтобы соответствовать нашим требованиям к английскому языку.
После того, как вы примете свое предложение учиться в York, мы подтвердим, на какой подготовительный курс вам следует подать заявку, через You@York.
Подача заявления
Вы можете подать заявку и отправить всю свою документацию в электронном виде через нашу онлайн-систему. Вам не нужно заполнять всю заявку сразу: вы можете запустить ее, сохранить и закончить позже.
- Как подать заявку
Подать заявку на этот курс
Следующие шаги
Откройте для себя Йорк
Размещение
Мы предлагаем различные варианты проживания в кампусе, которые подойдут вам и вашему бюджету, от эконом-класса до премиум-класса.