Взаимодействия это: Недопустимое название — Викисловарь

Содержание

понятие, виды и свойства – тема научной статьи по психологическим наукам читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка

ИССЛЕДОВАНИЕ

1

Морозов В.А.1

1 Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова

Взаимодействие: понятие, виды и свойства

АННОТАЦИЯ:

Изложены понятия взаимодействия, как в философском, так и междисциплинарном понимании. В статье рассмотрены различные виды взаимодействия и анализ происходящих процессов между сторонами. С точки зрения системы взаимодействия исследовано поведение каждого из участников, где каждый выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: взаимодействие, совместимость, уровни соответствия, системы, виды, определения

JEL: L14, L15, L24

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ:

Морозов, В.А. (2015). Взаимодействие: понятие, виды и свойства. Креативная экономика, 9(10), 1309-1318. doi: 10.18334/ce.9.10.1961

Морозов Владимир Александрович, д-р экон. наук, профессор, экономический факультет, Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова ([email protected]) ПОСТУПИЛО В РЕДАКЦИЮ: 13.10.2015 / ОПУБЛИКОВАНО: 30.10.2015 ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП: http://dx.doi.Org/10.18334/ce.9.10.1961

(с) Морозов В.А. / Публикация: ООО Издательство «Креативная экономика»

Статья распространяется по лицензии Creative Commons CC BY-NC-ND (http://creativecommons.

org/licenses/by-nc-nd/3.0/) ЯЗЫК ПУБЛИКАЦИИ: русский

Введение

При рассмотрении взаимодействия как философской категории, важно то, что оно отражает процессы воздействия объектов (субъектов) друг на друга, их взаимную обусловленность и порождение одним объектом другого. Взаимодействие (по энциклопедическому словарю) — это объективная и универсальная форма движения, развития, которая определяет существование и структурную организацию любой материальной системы. Значение слова «взаимодействие» по

«I I 1 «_» А и «_»

Ефремовой1 — это: в первом случае — воздействие предметов, явлений действительности друг на друга, обусловливающее изменения в них; во втором случае — согласованные действия воинских соединений (обычно разных родов войск) при выполнении боевой задачи.

По Ожегову2 взаимодействие — это взаимная поддержка. Под взаимодействием можно понимать связь явлений. Значение слова взаимодействие по словарю Ушакова3 означает взаимную связь; взаимную обусловленность и взаимодействие общественных явлений.

В словаре психологии4 в социальном взаимодействии поведение одного выступает стимулом для поведения другого, и наоборот. В статистическом взаимодействии эффекты двух (или более) переменных взаимозависимы; например трудность задачи и уровень возбуждения часто взаимодействуют таким образом, что усиление возбуждения приводит к увеличению успешности решения простых задач, но уменьшает успешность решения трудных задач. В психологии — процесс непосредственного или опосредованного воздействия объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь, выступает как интегрирующий фактор, способствующий образованию структур. Исследованиями установлены такие виды взаимодействия, как содружество, конкуренция и конфликт.

Нужно иметь в виду, что эти виды — не только взаимодействие двух личностей: они происходят и между частями групп, и между целыми группами. Так, в ходе взаимодействия между членами вновь созданной группы появляются признаки, характеризующие эту группу как взаимосвязанную устойчивую структуру определенного уровня

1 Ефремова, Т.Ф. (2000). Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык.

2 Ожегов, С.И. (1989). Словарь русского языка. М.: Русский язык.

3 Ушаков, Д.Н. (2014). Большой толковый словарь русского языка. М.: Славянский дом книги.

4 Петровский, А.В., Ярошевский, М.Г. (1990). Психология (Словарь; 2-е изд., испр. и доп.). М.: Политиздат.

развития, как материальный процесс сопровождается передачей материи, движения и информации: оно относительно, происходит с конечной скоростью и в определенном пространстве-времени. Но эти ограничения действуют лишь для непосредственного взаимодействия; для опосредованных форм взаимодействия пространственно-временные ограничения многократно ослабляются.

Взаимодействие — смешанное воздействие двух или более независимых переменных на зависимые переменные, когда они действуют совместно. В исследовании эффекта переменных в эксперименте индивидуальное воздействие каждого из них не может объяснить общее изменение. В таких случаях, следовательно, целесообразно использовать статистический тест, такой как дисперсионный анализ, который разработан для оценки эффекта взаимодействия между переменными, а также специфического эффекта каждого.

В философии Канта взаимодействие представлено как категория отношений, которые порождают единство вещей и процессов чувственного мира. В окказионализме, в философии Лейбница и Лотце, взаимодействие понимается метафизически. В психологии взаимодействие представляет собой взаимное влияние души и тела, психического и физического.

Согласно гипотезе «двойная причина — двойное следствие» (принадлежащей К. Штумфу и Э. Бехеру)5, каждый физический, нервный процесс, так же как и каждый психический процесс, имеет двойную — физическую и психическую — причину и, соответственно, следствие. Эта гипотеза обладает преимуществом теории психофизического параллелизма и не испытывает ее теоретических затруднений. Ее сторонниками являются Э. Гартман, У. Джемс, О. Кюльпе, Э. Бехер, А. Венцль. Взаимодействие — это действие вещей друг на друга, в результате которого проявляются «их» свойства — внутренние свойства системы. В этом смысле Энгельс определял взаимодействие как конечную причину всего существующего, за которой нет других более фундаментальных определяющих свойств. Во всякой целостной системе взаимодействие сопровождается взаимным отражением телами свойств друг друга, в результате чего они могут меняться.

С точки зрения системы взаимодействие — это система взаимообусловленных индивидуальных действий, связанных

5 Губский, Е. Ф., Кораблева, Г.В., Лутченко, В.А. (1994). Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс.

циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных.

В экономическом словаре6 взаимодействие — понятие для обозначения воздействия вещей друг на друга, для отображения взаимосвязей между различными объектами, для характеристики форм человеческого события, человеческой деятельности и познания. В понятии взаимодействие фиксируются прямые и «обратные» воздействия вещей друг на друга, обмены веществом, энергией и информацией между различными объектами, между организмами и средой, формы кооперации людей в различных ситуациях сотрудничества. Взаимодействие охватывает прямые и опосредованные отношения между объектами и системами. Примерами прямых взаимодействий оперирует классическая механика, когда рассматривает соударения и отталкивания, передающие движение от одного тела к другому.

В области общественной примером взаимодействия может быть непосредственное общение между человеческими индивидами.

Зачастую взаимодействие отождествляют именно с непосредственным взаимодействием. Такое отождествление, как правило, чревато переносом механических схем движения на описание различных сфер действительности (органических или социальных), не поддающихся подобной схематизации. В социальном анализе подобные же упрощения могут возникать при попытках трактовать общественные процессы по схемам непосредственного взаимодействия между людьми. Механицизм в объяснении природы и психологизм в описании социальной эволюции во многом провоцируются именно подменой развернутой трактовки конкретных систем взаимодействия упрощенными представлениями о прямых и непосредственных взаимодействий Понятие взаимодействия является в познавательном смысле исходным для определения понятий движения, изменения, становления, развития, процесса. Вместе с тем конкретизация понятия взаимодействия осуществляется через эти понятия.
Взаимодействие обретает определенность как передача движения от одних объектов к другим, как изменение качеств вступивших в реакцию химических веществ, как трансляция сообщений в человеческих контактах или как синтез различных человеческих сил, порождающий новые знания, вещи, организационные структуры. В социальных процессах взаимодействие

6 Гацалов, М.М. (2002). Современный экономический словарь-справочник. Ухта: УГТУ.

оказывается точкой замыкания и размыкания социальных связей. Иначе говоря, взаимодействие таким образом оказывается не исходным, а повторяющимся моментом, поддерживающим устойчивость социальных форм. Учитывая именно этот план рассмотрения взаимодействия, можно говорить уже не об отдельном взаимодействии, а об их рядах, последовательностях, системах, обеспечивающих непрерывность сложных процессов не только в пространстве, но и во времени. Отдельное взаимодействие тогда выступает лишь зафиксированным пунктом многомерных взаимосвязей между объектами или человеческими деятельностями, своего рода «стоп-кадром», представляющим нашему наблюдению взаимосвязь вещей или человеческих действий.

В простейшем анализе взаимодействия предположена взаимосвязь двух объектов или двух субъектов. Так, многие социологические учебники начинают рассмотрение социальных взаимодействий с взаимодействий двух или более индивидов; т.е. имеется в виду, что там, где взаимодействует более двух, взаимодействие строится все равно по простой схеме субъект-субъектной взаимосвязи. Однако при более внимательном анализе выявляется, что «чистое» взаимодействие двух — это идеализация, оставляющая за рамками «скрытых» посредников: нормы, стереотипы, ориентации, выходящие за границы непосредственного контакта. В сфере анализа природных объектов и систем также приходится при характеристике взаимодействия учитывать разного рода временные, ансамблевые, популяционные зависимости, не фиксируемые в рамках непосредственных взаимодействий. Человек, таким образом, оказывается втянут в цепочки и серии взаимодействий. Проблемой его опыта становится (как отмечает В.Е. Кемеров7 )уже не фиксация отдельных взаимодействий, а контакт с системами взаимодействия.
Собственно, это и отличает современную «неклассическую» ситуацию познания от классической, образованной вокруг отдельного взаимодействия вещей, предполагающей отдельного субъекта с отдельным актом фиксации взаимодействия. Но чем заметнее это отличие, тем яснее, что определение познавательной ситуации схемой отдельного взаимодействия было своего рода идеализацией, акцентированной на привычных и устойчивых формах человеческого опыта. Простота опыта человеческих взаимодействий оказалась пред заданными, обусловленными, потребовавшими дополняющих обычный опыт

7 Кемеров, В.Е. (1996). Введение в социальную философию. М.: Аспект Пресс.

объяснениями. Непосредственные взаимодействия выявляют отдельные свойства объектов, но далеко не всегда могут характеризовать их особенности, определенность присущих им форм движения. Конкретизация представлений о типах движения, об особых совокупностях взаимосвязанных объектов, об их качествах достигается человеком за счет создания средств измерения, понятий о мерах, знаний о категориях явлений и способах их сопоставления. Этот опыт закрепляется в познании, которое принято называть научным. Однако именно благодаря последнему выясняется, что и обыденный опыт человека насыщен схемами, позволяющими ему включать в восприятие и осмысление непосредственных взаимодействий обобщающие и ориентирующие формы. В плане собственно философском8 понятие взаимодействия оказывается одним из самых важных в выяснении отношений между феноменологией и метафизикой. Ключевым является вопрос о соотношении данности человеку ситуации его бытия и необходимости для человека выходить за пределы этой данности, учитывать эту необходимость в характеристиках своего бытия.

Взаимодействия являются исходными пунктами разного рода познавательных ситуаций постольку, поскольку они обнаруживают сдвиги и изменения в состояниях и движениях предметов, в позициях, действиях и восприятиях человека. Взаимодействие, открывая свойства включенных в него объектов, вместе с тем косвенным образом определяет ситуацию познания, фиксирует познавательные способности субъекта, его «помещенность» в ситуацию, его причастность взаимодействию, а стало быть, и его собственные свойства.

Взаимодействие содержит в себе познавательный парадокс. С одной стороны, оно проявляется благодаря «вписанности»9 познающего человека в ситуацию, с другой стороны — оно указывает на факторы, силы и причины, выходящие за рамки познавательной ситуации, не зависящие от субъекта, обусловливающие несовпадение взаимодействия и его обнаружения человеком. Данность взаимодействия ставит человека перед необходимостью считаться с их объективными свойствами, не зависящими от его познавательной установки и его воздействия на логику вещей. Эта парадоксальность взаимодействия связана с тем, что человек существует не в отдельных актах события с людьми и вещами, а в последовательностях, рядах, переплетениях таких актов. Ему постоянно приходится переходить от отдельных взаимодействий к их

8 Определение слова «Взаимодействие» // ENC-DIC.COM.

9 Современный философский словарь (1998). М.: Панпринт.

сцеплениям и цепочкам, а следовательно, и менять свои познавательные позиции, средства и инструменты. Фактически ему необходимо делать это для того, чтобы за непосредственными взаимодействиями видеть взаимодействие опосредованные, чтобы осваивать или создавать средства, включающие его в системы взаимосвязей более широкие, чем те, что ему непосредственно даны. Взаимодействие — участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок.

Коротко остановимся на физическом понимании структуры мира, где существует четыре вида взаимодействий. С точки зрения структур мира объекты мира объединяются в системы вследствие взаимодействий между собой. Под взаимодействием в более узком смысле понимают такие процессы, в ходе которых между взаимодействующими структурами и системами происходит обмен квантами определенных полей, энергией, а иногда и информацией. В природе существуют качественно различные системы связанных объектов. Ядра — связанные системы протонов и нейтронов; атомы — связанные ядра и электроны; макротела — совокупность атомов и молекул; Солнечная система — «связка» планет и массивной звезды; галактика — «связка» звезд. Наличие связанных систем объектов говорит о том, что должно существовать нечто такое, что скрепляет части системы в целое. Чтобы разрушить систему частично или полностью, нужно затратить энергию. «Взаимное влияние частей системы или структурных единиц происходит посредством полей (гравитационного, электрического, магнитного и других) и характеризуется энергией взаимодействия. В настоящее время принято считать, что виды любых взаимодействий каких угодно объектов могут быть сведены к ограниченному классу четырех основных фундаментальных взаимодействий: сильному (ядерному), электромагнитному (разные частоты источника и соответствующие вибрации), слабому и гравитационному (универсальному). Интенсивность взаимодействия принято характеризовать с помощью так называемой константы взаимодействия, которая представляет собой безразмерный параметр, определяющий вероятность процессов, обусловленных данным видом взаимодействия. внешнее’)

Данная запись для многоуровневого, нелинейного мира. Рассматривая это на примере индивидуума, смысл истории внутреннего следующий: сначала человек, увлекаясь внешним, сознательно сужает для себя потенциально открывающуюся область внутреннего, подменяет внутреннее внешним, затем — при достижении уровня 0,5, когда кризис внешнего в разгаре — вдруг понимает свою увлеченность, останавливает сужение и в дальнейшем, словно спохватившись, наверстывает упущенное.

Историю взаимодействия внешнего и внутреннего можно записать в виде (рис.) сложения материального нижнего конуса и нематериального верхнего конуса с полноценным (а) и частичным (б) взаимодействием материальных и духовных составляющих жизни общества.

10 Гусейханов, М.К., Раджабов, О.Р. (2007). Концепции современного естествознания (6-е изд., перераб. и доп.). М.: Дашков и Ко.

Рисунок. История взаимодействия внешнего и внутреннего Поясняя ромб: следует заметить (говоря об индивидууме), что человек вперед осваивает внешнюю область, потом абстрагируется от внешних форм

Заключение

Данное мы рассматриваем в пределах только одного цикла многоуровневого взаимодействия. Учитывая, что внутри и снаружи уровней много, можно сделать вывод, что формы (внешнее) стремятся к нулю, а содержание (внутреннее) — к бесконечности.

Данные рассуждения в системе социально-экономических наук можно конкретно проиллюстрировать на совместимости человеческих / общественных потребностей и ценностей, а также взаимодействии институциональных подсистем среды и составляющих ее субъектов (предприятий и организаций), включая человека.

ИСТОЧНИКИ:

Бондаренко, О. Я. (2000). Философия единства (Серия книг). Бишкек.

Гацалов, М.М. (2002). Современный экономический словарь-справочник. Ухта: УГТУ.

Губский, Е.Ф., Кораблева, Г.В., Лутченко, В.А. (1994). Краткая философская энциклопедия. М.: Прогресс.

Гусейханов, М.К., Раджабов, О.Р. (2007). Концепции современного естествознания (6-е изд., перераб. и доп.). М.: Дашков и Ко.

Ефремова, Т.Ф. (2000). Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. М.: Русский язык.

Кемеров, В.Е. (1996). Введение в социальную философию. М.: Аспект Пресс. Ожегов, С.И. (1989). Словарь русского языка. М.: Русский язык. Определение слова «Взаимодействие» // ENC-DIC.COM.

Петровский, А.В., Ярошевский, М. Г. (1990). Психология (Словарь; 2-е изд., испр. и доп.). М.: Политиздат.

Современный философский словарь (1998). М.: Панпринт.

Ушаков, Д.Н. (2014). Большой толковый словарь русского языка. М.: Славянский дом книги.

Vladimir A. Morozov, Doctor of Science, Economics, Professor, Department of Economics, Lomonosov Moscow State University

The interaction: concept, types and features

ABSTRACT:

The article defines the concepts of interaction, as both from philosophical and interdisciplinary point of view. In this article, different types of interaction and the analysis of the processes which take place between the parties are considered. From the point of view of the interaction system the behavior of every member where everyone acts with both an incentive and reaction to others’ behavior is researched.

KEYWORDS: interaction, compatibility, levels of compliance, system, types, determinations

«Система взаимодействия» на платформе 1С:Предприятие

Система взаимодействия — это механизм, позволяющий, в рамках одной информационной базы, взаимодействовать между собой клиентским приложениям, серверу и пользователям этой информационной базы. Система взаимодействия призвана упростить автоматизацию бизнес-процессов предприятия и предоставляет пользователям информационной базы простой способ коммуникации в рамках выполнения должностных обязанностей. Пользоваться системой взаимодействия могут только пользователи информационной базы. При этом не требуется отдельно регистрироваться в системе взаимодействия. Авторизация пользователя в системе взаимодействия осуществляется системой «1С:Предприятие».


Архитектура

Механизм обсуждений реализован в клиент-серверной архитектуре. Для взаимодействия между пользователями используется отдельный программный продукт — 1С:Сервер взаимодействия. Он может быть развёрнут в Интернете или в локальной сети предприятия.

Обсуждения

Взаимодействие между пользователями осуществляется с помощью обсуждений. По своему прикладному смыслу обсуждения могут быть двух разных видов. Во-первых, это тематические обсуждения, посвященные какому-либо вопросу: мероприятиям, связанным с открытием нового магазина, вариантам проведения новогоднего праздника или грядущему совещанию у директора.


Во-вторых, это могут быть обсуждения, связанные с конкретными объектами данных: накладными, товарами, поставщиками и т. д. При этом вся переписка отображается в форме этих данных.


Видеозвонки

Функциональность видеозвонков, при наличии микрофона, позволяет звонить другим пользователям и общаться с ними голосом. А при наличии веб-камер пользователи могут ещё и видеть друг друга.


Совместное использование прикладных решений

В рамках системы взаимодействия поддерживается одновременное использование нескольких прикладных решений. В результате пользователи, работающие в одном приложении (например, «Бухгалтерия предприятия») могут обмениваться сообщениями и видеозвонками с пользователями других приложений (например, «Управление небольшой фирмой»).

Для облегчения взаимодействия пользователей, использующих несколько прикладных решений, используется программа «1С:Предприятие — оповещения и запуск».

Функциональность системы взаимодействия

  • поддерживаются обсуждения «один на один». Они позволяют пользователям общаться только друг с другом,
  • поддерживаются статусы пользователя (не в сети, отошел, не беспокоить, доступен),
  • в сообщениях можно использовать «смайлики». С помощью смайликов, например, можно обмениваться сообщениями без текста,
  • можно назначить альтернативное сочетание клавиш, которое будет использоваться для отправки сообщений,
  • можно редактировать и удалять сообщения, редактировать заголовки обсуждений. Редактирование обсуждений сопровождается служебными сообщениями Печатает остальным участникам обсуждения,
  • появление нового сообщения и входящий звонок сопровождаются звуковым оповещением,
  • поддерживаются push уведомления,
  • если соединение с сервером взаимодействия отсутствовало, а потом было восстановлено, неотправленные сообщения отправляются автоматически,
  • осуществляется диагностика качества видеозвонков. Она позволяет фирме «1С» собирать дополнительную техническую информацию в тех случаях, когда возникают проблемы видеосвязи.

Фирма 1С объявила старт продаж отдельной поставки «1С:Сервер взаимодействия»

Зарегистрированные пользователи «1С:Предприятия» могут опробовать систему взаимодействия, подключившись к бесплатному сервису «1С:Диалог» (wss://1cdialog.com) с помощью стандартных средств платформы «1С:Предприятие». Но при таком варианте требуется постоянное соединение с Интернетом, а кроме того, в сервисе «1С:Диалог» имеются ограничения на объем передаваемых файлов.

Для надежной и безопасной работы системы взаимодействия внутри организаций и предприятий фирма «1С» рекомендует пользователям разворачивать сервер системы взаимодействия – «1С:Сервер взаимодействия» – на собственных ресурсах. При этом постоянный доступ в Интернет не требуется и может быть ограничен административно, следовательно, все детали взаимодействия сотрудников, касающиеся бизнеса, останутся внутри организации или предприятия. В настройках установленного локально «1С:Сервера взаимодействия» можно также разрешать подключение внешних хранилищ файлов и задавать ограничения по передаче файлов в системе взаимодействия в соответствии с потребностями пользователя.

Чтобы развернуть систему взаимодействия на собственных ресурсах:

  • пользователи, имеющие лицензии «1С:Предприятия 8» уровня КОРП, могут получить без дополнительной платы дистрибутив «1С:Сервера взаимодействия» в сервисе «1С:Обновление программ» и использовать его в соответствии с входящим в дистрибутив лицензионным соглашением,
  • пользователям, не имеющим лицензий уровня КОРП, следует приобрести программный продукт «1С:Сервер взаимодействия. Электронная поставка».

Демонстрацию решения можно посмотреть на нашем youtube-канале по ссылке: https://www.youtube.com/watch?v=jBwsTxZFKjI

Источник: https://v8.1c.ru/platforma/sistema-vzaimodeystviy/

Дизайн взаимодействия — это больше, чем просто юзер флоу и клики

Дизайн взаимодействия как набор навыков

Продуктовое мышление, визуальный дизайн и дизайн взаимодействия — три основных навыка, которыми должен обладать современный продуктовый дизайнер.

Базовый набор навыков современного продуктового дизайнера.

В целом, нужно владеть всеми тремя навыками, но профессионалом стать в двух. Большинство дизайнеров может освоить визуальный дизайн самостоятельно благодаря онлайн-ресурсам, практике, работе и запуску настоящих продуктов.

Будучи ведущим дизайнером компании FAANG, обучившей сотни дизайнеров, могу сказать: дизайн взаимодействия, как правило, тяжело освоить самостоятельно.

В этой статье я дам азы и структуру для дальнейшего изучения и улучшения навыков в рамках дизайна взаимодействия.

Разница между UX (пользовательский опыт) и IxD (дизайн взаимодействия)

Определение затрат на взаимодействие

«Затраты на взаимодействие» — основополагающая концепция дизайна. Она часто используется для измерения юзабилити продукта. Нельсон Норман определяет «затраты на взаимодействие» как сумму умственных и физических усилий, приложенных для достижения цели.

Мы всегда хотим уменьшать эти затраты. Однако чем больше сценариев использования охватывает продукт, тем сложнее уследить за ними. Сценарий использования (юзкейс) — это последовательность шагов пользователя от определения цели пользователя до ее достижения.

Поддержка большого числа сценариев и функциональных возможностей усложняет информационную архитектуру и навигацию продукта.

Усложненная архитектура неизбежно увеличит количество кликов, необходимых для достижения цели. Например: приложение «Часы» для IOS подразумевает несколько сценариев использования будильника: включить, создать новый или редактировать существующий.

Усложненная архитектура требует от пользователей большего числа кликов для попадания на нужный экран. Иллюстрация: Toptal

Проверенное правило: уменьшайте затраты на взаимодействие в основных сценариях, которыми пользуется ваша целевая аудитория. Всякий раз, когда продукт учитывает слишком много сценариев использования (корпоративные продукты с миллионом выпадающих функций), им становится сложно пользоваться. Чтобы этого не случилось, при создании нового продукта фокусируйтесь на конкретных пользователях и сценариях.

Физические и психические затраты на взаимодействие

Многие начинающие дизайнеры ошибочно думают, что затраты на взаимодействие равны количеству кликов, необходимых для выполнения задачи.

На деле все гораздо сложней. Затраты на взаимодействие можно разделить на психические (ПЗВ) и физические (ФЗВ). Подробнее разберем их ниже.

Вначале найдите критические юзер флоу

Лучшей практикой будет определение первичных сценариев использования. Так называемых «красных маршрутов» — дорог в Великобритании, на которых запрещена стоянка и остановка — ради снижения количества пробок и, при необходимости затрат за счет второ- и третьестепенных сценариев.

Можно использовать анализ красных маршрутов (Red Route Analysis, RRA) для оценки понимания, какие сценарии и юзер флоу наиболее важны для основной аудитории.

Красные маршруты, как правило, важны, охватывают сквозные задачи с несколькими шагами, используются часто и помногу, обеспечивают максимальную ценность, имеют чёткие критерии успеха и привязаны к метрикам продукта.

Для RRA можно использовать пользовательское интервью. Если проект уже запущен, то подойдут имеющиеся данные.

Так, в приложении Uber красный маршрут пассажира — заказ машины, а обычный маршрут — добавление способа оплаты.

Закон Теслера

Согласно закону Теслера о сохранении сложности, все системы обладают присущей им сложностью, которую невозможно устранить или скрыть.

Хороший дизайн гарантирует, что большая часть сложности задач ложится на систему, а не на пользователя.

Начинать снижение затрат стоит в рамках основных сценариев использования, а сложность переносить на наименее важные задачи.

Теслер утверждал: пусть лучше дизайнер и инженер потратят лишнюю неделю на снижение сложности приложения, чем вынуждать каждого из миллиона пользователей потратить хоть одну дополнительную минуту.

Тем не менее, нужно быть осторожным и не упрощать интерфейсы до абстракции. Упрощая физические затраты взаимодействия за счет психических затрат, Apple допустила самую распространенную ошибку.

После того, как система обработает большую часть присущей ей сложности, следует перенести оставшуюся с первостепенных сценариев на второ- и третьестепенные.

Из-за этого многие цифровые продукты имеют сложные настройки, ведь в большинстве случаев, настройки — редко применяемые третьестепенные сценарии.

Представьте, что вместо главного экрана, вы всегда видите экран настроек. А для перехода вам нужно нажать несколько кнопок. Вероятно, вас расстроят такие необоснованные затраты на взаимодействие.

Психические затраты на взаимодействие (ПЗВ)

Дизайнеры часто обращают внимание только на физические затраты на взаимодействие, забывая о психике.

Общие ПЗВ для всех продуктов с плохим юзабилити, это: сложная навигация, непонятные инструкции, непривычные логические модели и паттерны взаимодействия и т.д..

Внимание и память

Внимание и память — это два наиболее важных компонентов ПЗВ.

Если задача требует чрезмерного внимания или памяти для выполнения, она имеет пропорционально высокие ПЗВ и низкий уровень юзабилити.

Некоторые широко использующиеся элементы увеличивают затраты внимания или рассеивают его. Например: всплывающие баннеры, 3D-модели, отвлекающие визуальные эффекты и движения, не связанные с текущей задачей пользователя. Пользователь легко отвлекается, поэтому важно убедиться в том, что вы не переключаете его внимание на что-либо еще.

Оценка внимания

Чтобы оценить ПЗВ интерфейса, следует подумать об отслеживании движения глаз (айтрекинг). Это поможет понять, куда смотрят пользователи, и даже о чём они думают.

Пример айтрекинга.

Айтрекинг исследует два важных движения глаз: «фиксация» и «саккада». Фиксация происходит в тот момент, когда зрачки пользователя цепляются за элемент интерфейса и задерживаются на время, чтобы обработать его. Саккада — это быстрое движение глаза между различными областями интерфейса.

Если айтрекинг обнаружил множество не относящихся к задаче саккадических движений, то это может быть связано с отвлекающим интерфейсом. Результаты такого исследования помогут понять, какие элементы отвлекают пользователей в интерфейсе.

Рабочая память

Существует обширная классификация всех типов памяти.

Для нас, как дизайнеров, наиболее актуальна рабочая память (часть кратковременной памяти). Это самый короткий период, длящийся всего пару секунд во время выполнения задачи.

Рабочая память отвечает за информацию, которую мы можем держать в голове, занимаясь другими когнитивными процессами.

По закону Миллера обычный человек может одновременно хранить в рабочей памяти от 5 до 11 элементов. Она пропорциональна психическим затратам на взаимодействие, которые вы возлагаете на пользователей продукта.

Исходя из этого, ваша задача не должна требовать от пользователя держать в памяти более семи элементов в отдельно взятый момент.

Если держать в памяти более 11 элементов все же необходимо, используйте фрагментацию для уменьшения умственной нагрузки. Фрагментация — разделение информации на блоки и последующая группировка их в значимое целое.

Например: мы запоминаем номера телефонов как XXX-XX-XX, а не XXXXXXX. Это наглядно демонстрирует, что число легче запомнить отдельными частями, а не серией из семи отдельных единиц.

«Закон Хика» — еще один фактор, связанный с вниманием и памятью. Он гласит: «время на принятие решения увеличивается вместе с количеством и сложностью выборов».

Чем больше доступных вариантов, тем дольше пользователь будет принимать решение. Чтобы не перегружать пользователей, выделяйте для них наилучший вариант. Разбейте сложные задачи на более мелкие и по возможности используйте поэтапное раскрытие.

Физические затраты на взаимодействие ФЗВ

Большинство дизайнеров хорошо понимают, что такое физические затраты на взаимодействие, поэтому я не буду вдаваться в подробности.

Общие факторы физических затрат на взаимодействие включают расстояние до цели и ее ширину (Закон Фитта), число текстовых полей и действий, необходимых для выполнения задачи и т.д..

По закону Фитта, время попадания в цель (например: нажатие на кнопку) зависит от расстояния до устройства ввода и ширины хит-бокса цели.

Так, клик по иконке на рабочем столе занял бы гораздо больше чем обычно, если бы иконка была крошечной, а курсор мыши находился бы далеко.

Отличным методом оценки ФЗВ является «анализ задач» и изучение метрик юзабилити, таких как «время выполнения задачи».

Основа анализа задач заключается в изучении числа задач, необходимых для выполнения цели пользователя, частоту этих задач, физические требования и время выполнения.

Анализ задач и метрики юзабилити — это продвинутые темы, заслуживающие отдельного упоминания. Так что, отложим их на потом.

Распространенные ловушки, которых стоит избегать

Согласно Nielsen Norman Group, наиболее распространённые (и дорогостоящие, с точки зрения затрат на взаимодействие) аспекты продукта включают:

  • излишнее чтение и скроллинг;
  • затрудненность поиска нужной информации;
  • сложность предоставленной пользователю информации;
  • физический ввод;
  • время ожидания загрузки страницы;
  • переключение внимания;
  • загрузка памяти.

Ситуационные затраты на взаимодействие

Уровень критичности упомянутых выше подводных камней зависит от пользователя. Например, люди с дислексией будут испытывать больше трудностей при чтении, чем другие пользователи.

Совет: используйте шрифты, подходящие для дислексиков, например, Dyslexie.

Источник

Пользователи с опорно-двигательными нарушениями могут испытывать трудности даже при простом клике Устройство пользователя играет важную роль. Например: загрузка страницы на мобильном устройстве может занять целую вечность, если сотовая связь работает медленно.

Загрузка…

Пути взаимодействия и мотивация

В некоторых ситуациях существует несколько возможных путей, которые помогают пользователю достичь цели. Пользователи решают, какой путь выбрать, основываясь на понятии «ожидаемая полезность». Оно определяется так: ожидаемая полезность = ожидаемые выгоды − ожидаемые затраты на взаимодействие.

Другими словами: пользователи взвешивают выгоды и издержки каждого действия, выбирая путь с наилучшим балансом выгод и затрат. Пользователь предпочтет наименьшие предполагаемые затраты на взаимодействие. Если более удобный путь окажется не интуитивным или не знакомым, пользователи выберут тот, который им больше известен.

Пользователи с высокой мотивацией (например, благодаря вашим маркетинговым или брендинговым усилиям) с большей вероятностью смирятся с высокими затратами на взаимодействие для достижения своей цели.

Если один из сайтов Apple потребует от пользователя многих усилий, мотивации пользователя будет достаточно, чтобы всё равно выполнить поставленную задачу.

Apple не просто так является самым ценным брендом в мире.

Однако, если пользователь хочет приобрести какой-то универсальный продукт, а процесс оформления заказа обладает высокими затратами на взаимодействие, то они купят его у конкурентов.

Подробнее это можно разобрать на примере Nielsen Norman Group о том, как оценить затраты на взаимодействие для сценария «поиск происхождения слова „церемония“».

Вывод

Затраты на взаимодействие — это жизненно важный набор навыков любого современного продуктового дизайнера. Я призываю вас выйти за рамки поверхностных соображений о дизайне взаимодействия и углубиться в многочисленные факторы психических и физических затрат.

Конечно, мы должны стремиться к снижению затрат на взаимодействие, но в критический момент следует идти на компромисс. Это гарантирует, что первостепенные сценарии использования вызовут меньше всего трудностей.

Отличный первый шаг — это создание ментальной модели законов, рамок и тестов для оценки затрат на взаимодействие вашего проекта.

«Месяц взаимодействия» объединит пять культурных инициатив в Москве

© Проект «Взаимодействие»

В марте в Москве впервые пройдет «Месяц взаимодействия». Премьера спектакля «БУ» в КЦ ЗИЛ, серия театральных спектаклей в Театре наций, образовательные тренинги и видеоролики с участием известных артистов будут посвящены Международному дню людей с синдромом Дауна, который отмечается 21 марта.

«Месяц взаимодействия» организует инклюзивный кинотеатральный проект «Взаимодействие».

«Мы хотим показать с помощью различных форм коммуникации, интересной широкому кругу зрителей, что негативно окрашенное слово “особенность” уже давно утратило свой смысл. Нет черного и белого, нет сильных и слабых сторон, есть уникальность личности, уникальность характера», — говорит основатель и художественный руководитель проекта Маргарита Ребецкая.

2 марта в Новом пространстве Театра наций состоится открытый показ спектакля «Елка в комнате» по книге Елены Утенковой-Тихоновой. «Елка в комнате» — это спектакль о детстве, из которого вышли все взрослые, о том, что в каждом все равно живет ребенок. Главный герой постановки Андрюша — мальчик с синдромом Дауна, сын писательницы. Его, а точнее — самого себя, играет Андрей Тихонов, «особый» актер проекта «Взаимодействие». В роли друга Андрюши — режиссер спектакля, актриса Театра наций Анастасия Егорова.

4 марта в Новом пространстве Театра наций пройдет показ спектакля «Безграничные диалоги 3.0». Микс из отрывков текстов Льюиса Кэрролла, Туве Янсон, Иосифа Бродского и других авторов, разыгранный актерами с синдромом Дауна проекта «Взаимодействие» и актерами Театра наций Артемом Тульчинским, Олегом Савцовым, Сэсэг Хапсасовой.

С 9 по 13 марта будет выпущена серия роликов «Взаимодействие — это…», в записи которых приняли участие известные российские актеры, такие как Дарья Мельникова, Никита Кукушкин и Никита Ефремов. Авторы проекта задались вопросами: Что такое взаимодействие? Как оно проявляется? В чем ценность взаимодействия? И отличается ли способ взаимодействия людей с синдромом Дауна?

15 марта пройдет тренинг «Взаимодействие» для будущих профессионалов социальной сферы — учеников колледжей по подготовке социальных работников ДТСЗН города Москвы. В рамках тренинга состоится показ фильма «Съесть слона» и последующая дискуссия для студентов РГСУ при участии основателя и художественного руководителя проекта Маргариты Ребецкой, продюсера проекта и фильма «Съесть слона» Олеси Овчинниковой и режиссера фильма Юлии Сапоновой.

24 марта состоится премьерный показ нового спектакля «БУ» в большом зале Культурного центра ЗИЛ. «БУ» — это рассказ о взрослении, необходимости принимать свои индивидуальные решения, вечной теме отцов и детей. Спектакль поставил актер театра и кино Сергей Котюх, декорации и костюмы созданы под руководством театрального художника Ольги Никитиной. В спектакле участвует акапельное трио Jukebox Trio.

Понравился материал? Помоги сайту!

Подписывайтесь на наши обновления

Еженедельная рассылка COLTA.RU о самом интересном за 7 дней

Лента наших текущих обновлений в Яндекс.Дзен

RSS-поток новостей COLTA.RU

При поддержке Немецкого культурного центра им. Гете, Фонда имени Генриха Бёлля, фонда Михаила Прохорова и других партнеров.

Асинхронное взаимодействие на основе сообщений

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts