Взаимосвязь между речью и мышлением: В чем заключается взаимосвязь между мышлением и речью?

Психология речи. — Соотношение мышления и речи.

Страница 14 из 38

Соотношение мышления и речи.

На протяжении всей истории психологических исследований мышления и речи проблема связи между ними привлекала к себе повышенное внимание. Предлагаемые варианты ее решения были самыми разными — от полного разделения речи и мышления и рассмотрения их как совершенно независимых друг от друга функцийдо столь же однозначного и безусловного их соединения, вплоть до абсолютного отождествления.

Многие современные ученые придерживаются компромиссной точки зрения, считая, что, хотя мышление и речь неразрывно связаны, они представляют собой как по генезису, так и по функционированию относительно независимые реальности. Главный вопрос, который сейчас обсуждают в связи с данной проблемой, — это вопрос о характере реальной связи между мышлением и речью, об их генетических корнях и преобразованиях, которые они претерпевают в процессе своего раздельного и совместного развития.

Значительный вклад в решение этой проблемы внес Л.С.Выготский. Слово, писал он, так же относится к речи, как и к мышлению. Оно представляет собой живую клеточку, содержащую в самом простом виде основные свойства, присущие речевому мышлению в целом. Слово — это не ярлык, наклеенный в качестве индивидуального названия на отдельный предмет. Оно всегда характеризует предмет или явление, обозначаемое им, обобщенно и, следовательно, выступает как акт мышления.

Но слово — это также средство общения, поэтому оно входит в состав речи. Будучи лишенным значения, слово уже не относится ни к мысли, ни к речи; обретая свое значение, оно сразу же становится органической частью и того и другого. Именно в зна­чении слова, говорит Л.С.Выготский, завязан узел того единства, которое именуется речевым мышлением.

Однако мышление и речь имеют разные генетические корни. Первоначально они выполняли различные функции и развивались отдельно. Исходной функцией речи была коммуникативная функция. Сама речь как средство общения возникла в силу необходимости разделения и координации действий людей в процессе совместного труда. Вместе с тем при словесном общении содержание, пере­даваемое речью, относится к определенному классу явлений и, сле­довательно, уже тем самым предполагает их обобщенное отражение, т.е. факт мышления. Вместе с тем такой, например, прием обще­ния, как указательный жест, никакого обобщения в себе не несет и поэтому к мысли не относится.

В свою очередь, есть виды мышления, которые не связаны с речью, например наглядно-действенное, или практическое, мышление у жи­вотных. У маленьких детей и у высших животных обнаруживаются своеобразные средства коммуникации, не связанные с мышлением. Это выразительные движения, жесты, мимика, отражающие внутрен­ние состояния живого существа, но не являющиеся знаком или обобщением. В филогенезе мышления и речи отчетливо вырисовы­вается доречевая фаза в развитии интеллекта и доинтеллектуальная фаза в развитии речи.

Л.С.Выготский полагал, что в возрасте примерно около 2 лет, т.е. в том, который Ж.Пиаже обозначил как начало следующей за сенсомоторным интеллектом стадии дооперационного мышления, вотношениях между мышлением и речью наступает критический переломный момент: речь начинает становиться интеллектуализированной, а мышление — речевым.

Признаками наступления этого перелома в развитии обеих функ­ций являются быстрое и активное расширение ребенком своего словарного запаса (он начинает часто задавать взрослым вопрос: как это называется?) и столь же быстрое, скачкообразное увеличение коммуникативного словаря. Ребенок как бы впервые открывает для себя символическую функцию речи и обнаруживает понимание того, что за словом как средством общения на самом деле лежит обобще­ние, и пользуется им как для коммуникации, так и для решения задач. Одним и тем же словом он начинает называть разные предметы, и это есть прямое доказательство того, что ребенок усваи­вает понятия. Решая какие-либо интеллектуальные задачи, он начи­нает рассуждать вслух, а это, в свою очередь, признак того, что он использует речь уже и как средство мышления, а не только общения. Практически доступным для ребенка становится значение слова как таковое.

Но эти факты есть признаки только лишь начала настоящего усвоения понятий и их использования в процессе мышления и в речи. Далее этот процесс, углубляясь, продолжается еще в течение достаточно длительного времени, вплоть до подросткового возраста. На­стоящее усвоение научных понятий ребенком происходит относитель­но поздно, примерно к тому времени, к которому Ж.Пиаже отнес стадию формальных операций, т.е. к среднему возрасту от 11-12 до 14-15 лет. Следовательно, весь период развития понятийного мыш­ления занимает в жизни человека около 10 лет. Все эти годы интенсивной умственной работы и учебных занятий уходят на усвоение ребенком важнейшей для развития как интеллекта, так и всех других психических функций и личности в целом категории – понятия.

Первое слово ребенка по своему значению равняется целой фразе взрослого человека. То, что взрослый выразил бы в развернутом предложении, ребенок передает одним словом. В развитии семантической (смысловой) стороны речи ребенок начинает с целого предложения и только затем переходит к использованию частых смысловых единиц, таких, как отдельные слова. В начальный и конечный моменты развитие семантической и физической (звучащей) сторон речи идет разными, как бы противоположными путями. Смысловая сторона речи разрабатывается от целого к части, в то время как физическая ее сторона развивается от части к целому, от слова к предложению.

Грамматика в становлении речи ребенка несколько опережает логику. Он раньше овладевает в речи союзами “потому что”, “несмотря на”, “так как”, “хотя”, чем смысловыми высказываниями, соответствующими им. Это значит, писал Л.С.Выготский, что движения семантики и звучания слова в овладении сложными синтаксическими структурами не совпадают в развитии.

Еще более отчетливо это несовпадение выступает в функцио­нировании развитой мысли: далеко не всегда грамматическое и логическое содержание предложения идентичны. Даже на высшем уровне развития мышления и речи, когда ребенок овладевает понятиями, происходит лишь частичное их слияние.

Очень важное значение для понимания отношения мысли к слову имеет внутренняя речь. Она, в отличие от внешней речи, обладает особым синтаксисом, характеризуется отрывочностью, фрагментарностью, сокращенностью. Превращение внешней речи во внутреннюю происходит по определенному закону: в ней в первую очередь сокращается подлежащее и остается сказуемое с относящимися к нему частями предложения.

Основной синтаксической характеристикой внутренней речи является предикативность (характеристика внутренней речи, выражающаяся в отсутствии в ней слов, представляющих субъект (подлежащее), и присутствии только слов, относящихся к предикату (сказуемому). Ее примеры обнаруживаются в диалогах хорошо знающих друг друга людей, “без слов” понимающих, о чем идет речь в их “разговоре”. Таким людям нет, например, никакой необходимости иногда обмениваться словами вообще, называть предмет разговора, указывать в каждом произносимом ими предложении или фразе подлежащее: оно им в большинстве случаев и так хорошо известно. Человек, размышляя во внутреннем диалоге, который, вероятно, осуществляется через внутреннюю речь, как бы общается с самим собой. Естественно, что для себя ему тем более не нужно обозначать предмет разговора.

Основной закон развития значений употребляемых ребенком в общении слов заключается в их обогащении жизненным индиви­дуальным смыслом. Функционируя и развиваясь в практическом мышлении и речи, слово как бы впитывает в себя все новые смыслы. В результате такой операции смысл употребляемого слова обогащается разнообразными когнитивными, эмоциональными и дру­гими ассоциациями. Во внутренней же речи – и в этом состоит ее главная отличительная особенность — преобладание смысла над значением доведено до высшей точки. Можно сказать, что внутрен­няя речь, в отличие от внешней, имеет свернутую предикативную форму и развернутое, глубокое смысловое содержание.

Еще одной особенностью семантики внутренней речи является агглютинация, т. е. своеобразное слияние слов в одно с их сущест­венным сокращением. Возникающее в результате слово как бы обогащается двойным или даже тройным смыслом, взятым по от­дельности от каждого из двух-трех объединенных в нем слов. Так, в пределе можно дойти до слова, которое вбирает в себя смысл целого высказывания, и оно становится, как говорил Л. С.Выгот­ский, “концентрированным сгустком смысла”. Чтобы полностью пе­ревести этот смысл в план внешней речи, пришлось бы исполь­зовать, вероятно, не одно предложение. Внутренняяречь, по-види­мому, и состоит из подобного рода слов, совершенно непохожих по структуре и употреблению на те слова, которыми мы пользуемся в своей письменной и устной речи. Такую речь в силу названных ее особенностей можно рассматривать как внутренний план рече­вого мышления. Внутренняя речь и есть процесс мышления “чистыми значениями”.

А.Н.Соколов показал, что в процессе мышления внутренняя речь представляет собой активный артикуляционный, неосознаваемый процесс, беспрепятственное течение которого очень важно для реали­зации тех психологических функций, в которых внутренняя речь принимает участие. В результате его опытов со взрослыми, где в процессе восприятия текста или решения арифметической задачи им предлагалось одновременно вслух читать хорошо выученные стихи или произносить одни и те же простые слоги (например, “ба-ба” или “ля-ля”), было установлено, что как восприятие текстов, так и решение умственных задач серьезно затрудняются при от­сутствии внутренней речи. При восприятии текстов в данном случае запоминались лишь отдельные слова, а их смысл не улавливался. Это означает, что мышление в ходе чтения присутствует и обяза­тельно предполагает внутреннюю, скрытую от сознания работу артикуляционного аппарата, переводящего воспринимаемые значения в смыслы, из которых, собственно, и состоит внутренняя речь.

Еще более показательными, чем со взрослыми испытуемыми, оказались подобные опыты, проведенные с младшими школьниками. У них даже простая механическая задержка артикуляции в процессе умственной работы (зажимание языка зубами) вызывала серьез­ные затруднения в чтении и понимании текста и приводила к грубым ошибкам в письме.

Письменный текст — это наиболее развернутое речевое высказы­вание, предполагающее весьма длительный и сложный путь умствен­ной работы по переводу смысла в значение. На практике этот перевод, как показал А.Н.Соколов, также осуществляется с помощью скрытого от сознательного контроля активного процесса, связанного с работой артикуляционного аппарата.

Промежуточное положение между внешней и внутренней речью занимает эгоцентрическая речь. Это речь, направленная не на парт­нера по общению, а на себя, не рассчитанная и не предполагающая какой-либо обратной реакции со стороны другого человека, присутст­вующего в данный момент и находящегося рядом с говорящим. Эта речь особенно заметна у детей среднего дошкольного возраста, когда они играют и как бы разговаривают сами с собой в процессе игры.

Элементы этой речи можно встретить и у взрослого, который, решая сложную интеллектуальную задачу, размышляя вслух, произ­носит в процессе работы какие-то фразы, понятные только ему самому, по-видимому, обращенные к другому, но не предполагающиеобязательного ответа с его стороны. Эгоцентрическая речь — это речь-размышление, обслуживающая не столько общение, сколько само мышление. Она выступает как внешняя по форме и внутренняя по своей психологической функции. Имея свои исходные корни во внешней диалогической речи, она, в конечном счете, перерастает во внутреннюю. При возникновении затруднений в деятельности человека активность его эгоцентрической речи возрастает.

При переходе внешней речи во внутреннюю эгоцентрическая речь постепенно исчезает. На убывание ее внешних проявлений следует смотреть, считал Л.С.Выготский, как на усиливающуюся абстракцию мысли от звуковой стороны речи, что свойственно речи внутренней. Ему возражал Ж.Пиаже, который полагал, что эгоцентрическая речь — это рудиментарная, пережиточная форма речи, перерастающая из внутренней во внешнюю. В самой такой речи он видел проявление несоциализированности, аутизма мысли ребенка. Постепенное исчезновение эгоцентрической речи было для него признаком приобретения мыслью ребенка тех качеств, которыми обладает логическое мышление взрослого. Спустя много лет, познако­мившись с контраргументами Л.С.Выготского, Ж.Пиаже признал правильность его позиции.

До сих пор мы говорили о развитии речевого мышления, т.е. той формы интеллектуализированной речи, которая рано или поздно в конечном счете превращается в мысль. Мы убедились в том, что мышление в своем развитии имеет собственные, независимые от речи истоки и следует собственным законам в течение длитель­ного периода времени, пока мысль не вливается в речь, а пос­ледняя не становится интеллектуализированной, т.е. понятной. Мы также знаем, что даже на самых высоких уровнях своего развития речь и мышление не совпадают полностью. Это означает, что свои корни и законы онтогенетического развития должны быть и у речи. Рассмотрим некоторые из них.

Опыт исследования процесса речевого развития у детей, принад­лежащих разным народам, странам, культурам и нациям, пока­зывает, что, несмотря на разительные различия в структуре и содер­жании современных языков, в целом процесс усвоения ребенком своей родной речи везде идет по общим законам. Так, например, дети всех стран и народов с удивительной легкостью усваивают в детстве язык и овладевают речью, причем этот процесс у них начинается и завершается примерно в одно и то же время, проходя одинаковые стадии. К возрасту около 1 года все дети начинают произносить отдельные слова. Около 2 лет от роду ребенок уже говорит двух-трехсловными предложениями. Примерно к 4 годам все дети оказываются в состоянии разговаривать достаточно сво­бодно.

Годовалые дети имеют обычно уже довольно богатый опыт взаимодействия с окружающей действительностью. У них есть четкие представления о своих родителях, об окружающей обстановке, о пище, об игрушках, с которыми они играют. Еще задолго до того, как дети практически начинают пользоваться речью, их образный мир имеет уже представления, соответствующие усваиваемым сло­вам. В таких подготовленных предыдущим опытом социализации условиях для овладения речью ребенку остается сделать не так уж много: мысленно связать имеющиеся у него представления и образы действительности с сочетаниями звуков, соответствующими отдель­ными словами. Сами эти звуковые сочетания к однолетнему возрасту также уже неплохо известны ребенку: ведь он их неоднократно слышал от взрослого.

Следующий этап речевого развития приходится на возраст при­мерно 1,5-2,5 года. На этом этапе дети обучаются комбинировать слова, объединять их в небольшие фразы (двух-трехсловные), причем от использования таких фраз до составления целых предложений они прогрессируют довольно быстро.

После двух-трехсловных фраз ребенок переходит к употреблению других частей речи, к построению предложений в соответствии с правилами грамматики. На предыдущем и данном этапах речевого развития существуют три пути усвоения языка и дальнейшего совершенствования речи на этой основе:

— подражание взрослым и другим окружающим людям;

— формирование условно-рефлекторных, ассоциативных по своей природе связей между образами предметов, действиями, воспринимаемыми явлениями и соответствующими словами или словосочетаниями;

— постановка и проверка гипотез о связи слова и образа эмпирическим путем (так называемое оперантное обусловливание).

К этому следует добавить и своеобраз­ную детскую речевую изобретательность, проявляющуюся в том, что ребенок вдруг совершенно самостоятельно, по собственной ини­циативе начинает придумывать новые слова, произносить такие фра­зы, которые от взрослого он никогда не слышал.


<< Предыдущая — Следующая >>


Презентация на тему: Презентация на тему: Взаимосвязь мышления и речи

Выполнил: Аскеров

Нурлан

Группа No 121 «28»..марта 2017 г

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЫШЛЕНИЯ И РЕЧИ

Связь мышления и речи очевидна , тем не менее она представляет собой проблему, которая долго не была решена в психологической науке. Так или иначе смотрели на соотношение мышления и речи представители ассоцианизма, Вюрцбургской школы и бихевиористы. Ассоциативная психология рассматривала связь между словом и мыслью как ассоциативную, устанавливающуюся в результате многократного совпадения восприятия предмета и слова, его обозначающего. Понимание речи заключается в цепи ассоциаций, возникающих под влиянием знакомых образов слов. Выражение мысли в слове есть обратное движение по ассоциативным путям от мыслимых предметов к их словесным обозначениям. Вюрцбургская школа ставила перед собой задачу изучать «чистое» мышление, в отрыве от речи. Связь между мысль и речью носит внешний характер. В бихевиоризме, напротив, мышление и речь отождествлялись между собой. По мнению Выготского сложнейшая проблема взаимосвязи мышления и речи в первом случае и во втором случае не решалась. ( В Вюрцбургской школе и ассоцианизме «узел разрубался», а в бихевиоризме отрицалось наличие проблемы). Чтобы « развязать этот узел» необходим новый подход, новый метод, полагал Выготский.

Метод,, приводящий исследователей в тупик – это метод разложения целого на элементы,, в результате чего возникает образование,, чужеродное целому.. Этот анализ игнорирует моменты целостности и единства и заменяет его внешними механистическими отношениями двух чужеродных друг другу процессов.. Этому анализу Выготский противопоставил анализ по единицам.. Единица обладает всеми свойствами целого и является неразложимой далее его клеточкой.. Единицей анализа взаимосвязи мышления и речи является значение слова..

Слово относится к группе предметов,, поэтому слово – это

скрытое обобщение.. Но обобщение – это акт мысли. . Поэтому значение относится и к мышлению и к речи,, поэтому она есть единица речевого мышления.. Задача состоит в том,, чтобы изучить развитие,, функционирование этой единицы..

Функции

Первоначальная функция речи – коммуникативная, Но общение невозможно без обобщения. Поэтому значение – единство общения и обобщения. Для изучения этой связи Выготский выбрал каузально-генетический анализ развития связи между мышлением и речью. Главный факт, который он установил в процессе этого анализа, состоит в том, что отношения между этими процессами – величина переменная. Как в филогенезе. Так и в онтогенезе линии их развития то сходятся, даже сливаются, то расходятся. В филогенезе мышление и речь имеют разные генетические корни. Ручной интеллект – первая фаза в развитии мышления, но фаза доречевая. Речь животных не обозначает, она не является знаком объективного.

Проанализировав взаимосвязь мышления и речи Выготский формулирует

следующие выводы:

мышление и речь имеют различные генетические корни;

их развитие идет по различным линиям, независимо друг от друга;

отношения между ними постоянно меняются;

у животных есть человекоподобный интеллект в одних случаях и человекоподнобная речь в других;

у животных нет тесной связи между мышлением и речью;

в филогенезе есть доречевая стадия в развитии мышления и доинтеллектуальная

– в развитии речи.

Закономерности

В онтогенезе также существует независимость зачатков мышления от речи. Первоначально развивается социальная функция речи (Ш.Бюлер). Однако около двух лет линии развития мышления и речи пересекаются и это является ключевым моментом, дающим начало совершенно новой форме поведения – человеческой форме. Штерн показал, что ребенок делает открытие: каждая вещь имеет свое имя. Если первая фаза в развитии речи является аффективно-волевой, то вторая – интеллектуальной. В этом генетическом пункте пересечения мышления и речи завязывается тот узел, который называется проблемой мышления и речи. Для того, чтобы открыть сигнификативную функцию речи, нужно мыслить.

В онтогенезе взаимосвязь мышления и речи характеризуется следующими закономерностями:

мышление и речь также имеют различные генетические корни;

в развитии речи есть доинтеллектуальная стадия, а в развитии мышления – доречевая;

до известного момента их развитие идет по разным линиям;

в момент, когда они пересекаются, мышление становится речевым, а речь – интеллектуальной.

Путь к человеческому мышлению и к человеческой речи не совпадают в животном мире, т.к. их генетические корни различны. Связаны ли мышление и речь у взрослых людей? Их отношения можно обозначить частично пересекающимися окружностями. Часть мышления является неречевым, так же как и не любая речь является интеллектуальной. Однако они находятся под отдаленным влиянием этого единства.

На донышке

Связь между мыслью и языком | Human Behavior

Статья, предоставленная

РЕКЛАМА:

Интересным и постоянным противоречием в изучении языкового поведения была связь между мыслью и речью.

Затронутую здесь проблему можно сформулировать следующим образом:

Можно ли думать, не выучив языка? Возможны ли мыслительные процессы без слов и других форм вербальных элементов? Дело в том, что все наши мыслительные процессы зависят от овладения языком и что мыслительные процессы невозможны без тех или иных языковых символов?

РЕКЛАМА:

Даже сегодня аргументы очень сильны с обеих сторон. Классический взгляд в психологии, восходящий к ранней экспериментальной психологии, определял образ как один из фундаментальных элементов сознания и составляющий содержание мышления. В свете этого мышление рассматривалось как первичная способность, присущая даже очень маленьким детям, а язык считался второстепенным.

Некоторые последующие эксперименты, проведенные Кульпе, Марбе и другими по проблеме образа и мысли, пошли еще дальше и установили, что даже образы, не говоря уже о словесных образах, не являются необходимыми для осуществления мыслительных процессов. Данные экспериментов на шимпанзе, таких как «эксперимент с отсроченными реакциями» Хантера, и даже эксперименты Келера по «инсайтному обучению» в какой-то мере подтверждают примат мысли над языком.

В последнее время группа психологов считает, что мысль первична, а язык является лишь средством для организации, кодирования и декодирования наших мыслей. Они считают, что язык определяется и контролируется нашими мыслительными процессами.

Ведущим сторонником такой точки зрения является Дж.С. Бёрнера, утверждающего, что языковое поведение или речь возможны только благодаря наличию общего по структуре в разных языках топика, доязыковых процессов и механизмов, а язык лишь помогает кодировать и получать эти структуры.

ADVERTISEMENTS:

Дальнейшее подтверждение этой точки зрения, защищающей примат мысли над языком, исходит из некоторых экспериментов с цветовым восприятием. В интересном эксперименте Berlin IC использовали набор из 329 цветов, которые были представлены людям, говорящим на 20 разных языках. В первую очередь исследователь установил основные обозначения цвета в каждом языке.

После определения основных цветов авторы нанесли поверх них прозрачный кусок ацетата. Испытуемые должны были нанести на карту области каждого цветового термина, а также поставить крестик напротив лучшего представления каждой отмеченной ими цветовой формы.

Некоторые выводы были следующими:

1. Было обнаружено, что почти во всех языках количество основных терминов или словарного запаса, связанных с цветом, очень ограничено.

2. Основной или лучший пример цветообозначений одинаков во всех двадцати языках. Если, например, в одном языке есть четыре основных термина для обозначения цвета, а в другом языке больше, четыре основных цвета, выбранные для первого языка, оказываются очень сильно перекрывающимися с основами для второго языка. Таким образом, представляется, что существует общий фактор описания цветовых переживаний во всех языках.

3. Далее было обнаружено, что существует общий и стандартный порядок добавления терминов, различающих цвет. Например, есть два термина, относящиеся к черным ярким цветам. Если есть третий член, то он красный и желтый, зеленый или зеленый и желтый, а шестой синий.

Подразумевается, что независимо от того, какой язык используется, по-видимому, существует базовая последовательность упорядочения появления цветовых форм, показывающая, что в любом языке нет неограниченной свободы, используемой или возможной для описания или определения цвета. переживания по-своему, показывая, что переживания или восприятие цвета более первичны по сравнению со словами.

Главная ›› Поведение человека ›› Язык ›› Психология ›› Отношения ›› Мысль и язык

Разница между чувствами и эмоциями | Психология

Важность передачи знаний | Процесс | Обучение | Психология

[Решено] Какая связь между мышлением и языком — Навыки 21 века: критическое мышление и решение проблем (PHI-105)

ГлавнаяСпросите экспертаНовый

Моя библиотека

  • У вас пока нет курсов.
  • У вас еще нет книг.
  • У вас пока нет списков исследований.
  • Вы еще не просматривали документы.

Открытие

Навыки 21 века: критическое мышление и решение проблем

Джефф

Какая связь между мышлением и языком?

    Нравится

    Нравится

    0

    Все ответы

    Ответ эксперта

    Когнитивные процессы, такие как мышление и язык, тесно связаны друг с другом. Люди могут размышлять и думать о себе и окружающем мире. Язык и мышление дополняют друг друга, срастаясь, поскольку они способствуют развитию друг друга. По мере того, как ребенок приобретает способность мыслить критически, его языковые навыки также расширяются. Детей часто поощряют использовать сложные слова и расширять словарный запас, а также улучшается их владение языком. С другой стороны, язык обеспечивает структуру, которая помогает сформировать сознательную и последовательную мысль. Следовательно, Язык структурирует мысли. Язык также считается решающим для развития высокоуровневого или абстрактного мышления. Он также предоставляет набор правил, которые помогают людям создавать логический смысл своих мыслей.

    Теории языка мысли указывают на то, что мысленное представление мыслей также имеет лингвистическую структуру. Например, они поддерживали идею о том, что мысли представляют собой предложения в голове, что указывает на наличие у них ментального языка. Синаптическая теория ментальных практик предполагала, что ментальные процессы, включая мысли, являются каузальными процессами, определенными в синтаксисе ментальных представлений.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts