Я-концепция как фактор становления личности
Сущность Я-концепции и её структура
Определение 1
Я-концепция – это обобщенное представление человека о самом себе.
Рисунок 1. Я-концепция. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Я-концепция – это динамичное психологическое образование, развитие и изменение которого связано с внутренними и внешними факторами. На формирование Я-концепции большое влияние оказывают семья, школа, группы, в которые входит личность, однако семья играет главную роль. В Я-концепцию входит не только осознание своих физических, интеллектуальных качеств, но и самооценка. Это психологическое образование определяет, как смотрит на свое деятельное начало индивид.
В психологии выделяют две формы Я-концепции – реальную и идеальную. Вполне возможно, что они могут не совпадать и различаются в большинстве случаев. Возникает Я-концепция в процессе социального взаимодействия и оставляет отпечаток на всех жизненных проявлениях человека с раннего детства и до глубокой старости.
Я-концепция становится активным началом с момента своего зарождения и выступает в трех функционально-ролевых аспектах:
- как средство обеспечения внутренней согласованности,
- как интерпретация опыта,
- как совокупность ожиданий.
В Я-концепции Р. Бернс выделяет описательную и оценочную составляющие, что дает возможность говорить о Я-концепции как совокупности установок, направленных на себя.
В значительной части определений установки выделяются три главных ее элемента:
- когнитивная составляющая установки — убеждение;
- эмоционально-оценочная составляющая установки – эмоциональное отношение к убеждению;
- поведенческая составляющая.
Эти элементы установки конкретизируются – образ Я – представления индивида о самом себе, самооценка – это аффективняа оценка этого представления и потенциальная поведенческая реакция.
Самооценка показывает, как человек оценивает свои собственные качества в сравнении с другими.
Самооценка является ядром личности, её центральным образованием и в значительной степени определяет социальную адаптацию, регулирует поведение и деятельность.Формируется самооценка в процессе социализации, деятельности и межличностного взаимодействия. Любая личность не может постоянно находиться в состоянии острого дискомфорта и дистресса, отсюда ее самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Например, в подростковой среде это будет переход подростка в ту группу, где оценка личности подростка окружающими будет адекватна его самооценке или даже превзойдет её. В этом случае самооценка подростка получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности.
Самосознание как источник формирования «Я-концепции»
По мнению И.С. Кона, сознательное «Я» формируется в подростковом и юношеском возрасте. Ранний юношеский возраст – это возраст взросления или переходный возраст, границы которого сдвинулись вниз и охватывают период с 10-11 до 14-15 лет. Сдвигаются и границы юности, которая начинается с 15-17 лет и завершается к 20-21 году.
В этом возрасте самосознание развивается ярко и наглядно, в этом сходятся исследователи разных школ и направлений. Все авторы практически единодушны в описании развития самосознания. Интерес к собственному внутреннему миру возникает в 11 лет и к раннему юношескому возрасту формируется относительно устойчивое представление о себе, Я-концепции.
К 16-17 годам появляется личностное новообразование, получившее в психологической литературе название «самоопределение». Интерес к собственному «Я» и рост самосознания вытекает у подростков непосредственно из полового созревания и физического развития. Растущая самостоятельность означает переход от системы внешнего управления к самоуправлению, которое требует информации об объекте. При самоуправлении – это информация о самом себе, что значит самосознание.
Замечание 1
Я-концепция, сформировавшаяся в процессе самопознания, проверяется и корректируется практикой. Она оказывает влияние на весь строй психики, в целом на мировосприятие и обуславливает основную линию поведения человека.
Юношеский возраст очень чувствителен к «внутренним» психологическим проблемам, чем он старше, тем его больше волнует психологическое содержание происходящего действия.
С сознанием своей уникальности и неповторимости к подростку приходит чувство одиночества. В этот период юношеское «Я» ещё очень расплывчато и переживается как смутное беспокойство, возникает ощущение внутренней пустоты, а её необходимо чем-то заполнить, поэтому возрастает потребность в общении.
Как сложное психическое новообразование, самосознание проходит ряд стадий, которые сменяют друг друга. Исходя из этого, ранний юношеский возраст является началом формирования нового уровня самосознания, специфической чертой которого является повышение значимости системы собственных ценностей для формирования Я-концепции.
В самопознании самого себя, своего внутреннего мира, одним из основных механизмов является личностная рефлексия. Она понимается как деятельность личного самопознания, когда человек не просто исследует свой внутренний мир, но ещё исследует и себя как исследователя.
Рефлексивные ожидания являются феноменом личностной рефлексии – это представления о том, что о человеке думают другие люди его круга общения. Интенсивность юношеской рефлексии зависит от социальных, индивидуально-типологических, биографических факторов. Правда, их соотношение изучено ещё недостаточно. Развитие личностной концепции ещё в ранней юности отражается на особенностях Я-концепции.
Источники развития Я-концепции
К наиболее важным источникам формирования Я-концепции относятся:
- телесное «Я»;
- язык как способность формировать представления о себе и других людях;
- интерпретация обратной связи о себе от значимых других;
- идентификация с моделью половой роли;
- практика семейного воспитания детей.
Что касается телесного «Я», то оно как ни один другой элемент открыт для внешнего обозрения и социальных оценок. Если существует идеальная «Я-концепция» себя, то, видимо, существует идеальный образ тела, который формируется у индивида на основе усвоения культурных норм и стереотипов. По всей вероятности, если образ тела близок к идеалу, то у индивида в целом высокая «Я-концепция». Правда, идеальные представления со временем меняются.
Вторым источником развития «Я-концепции» является язык, значение которого очевидно.
Развитие способности ребенка помогает ему выделить из символического отражения мира себя, а это есть первый толчок к развитию «Я-концепции». Обратная связь от значимых других является следующим источником формирования «Я-концепции». Она помогает приобрести опыт принятия себя другими.
Исследователи по проблемам личности убеждены в том, что стандарты, которые устанавливают значимые другие для развития «Я-концепции» жизненно важны, потому что помогают индивиду убедиться в том, принимают его или отвергают.
В результате изучения этого вопроса специалисты выделили общую закономерность – когда другие принимают личность, то формируется положительная «Я-концепция», если отвергают, то – отрицательная.
Универсальным и очень важным компонентом «Я-концепции» является формирование представлений о половой роли и ее освоение.
Не вызывает сомнения тот факт, что огромное значение на развитие «Я-концепции» имеет практика воспитания детей в семье. Базовая основа личности и «Я-концепции», считает большинство психологов, закладывается в первые пять лет жизни ребенка. Семейные отношения выступают для ребенка прототипом будущих отношений с людьми.
Семейное воспитание в разных семьях различно, но в целом, можно выделить следующие условия, способствующие развитию здоровой высокой самооценки личности:
- теплое, сердечное, уважительное отношение к ребенку;
- установление социальных норм, границ и правил поведения ребенка и поддержание этих норм родителями;
- уважение инициативы ребенка в установленных пределах;
- отсутствие в общении с детьми агрессивности, отрицания, неуважения и неопределенности.
Я-концепция и восприятие себя
Я-концепция – это чувство нашей идентичности. Это мысленный образ, восприятие человеком своей индивидуальности, своих способностей, знаний, компетентности. Это некая «теория собственного я», которая может очень мало совпадать с реальностью. Я-концепция базируется на отдельных интерпретациях себя, основывающихся на нашем опыте и оценках других людей. В я-концепцию входят представления о собственном теле, социальная составляющая, соотнесенная с половым, этническим, гражданским восприятием себя, а также знание о себе в сравнении с другими людьми и ощущение собственной уникальности.
Когда формируется «Я-концепция»?
Я-концепция формируется при накоплении определенного опыта решения жизненных задач и при получении оценок других людей, и прежде всего – родителей. Для формирования я-концепции очень важна роль первого опыта. Например, если подросток был отвергнут при первой попытке назначить свидание, он может в дальнейшем считать себя непривлекательным для противоположного пола. Когда мы получаем положительный опыт, то возникает уверенность в том, что мы обладаем теми личными качествами, которые ассоциируются у нас с этим опытом. Так, например, если Катя быстрее и лучше запоминает английскую грамматику, чем ее брат, то в свой я-концепции она будет считать себя компетентной в вопросах английской грамматики.
В чем отличие между «я-концепцией» и самооценкой?
В отличие от я-концепции, самооценка – не столько интерпретация, сколько оценка нами собственной компетентности и ценности. То есть, самооценка – не только то, насколько хорошо или плохо мы что-то делаем, но и еще то, какое мы придаем этому значение в рамках наше системы ценностей.
Я-концепция и самооценка напрямую влияют на стиль нашего общения. Человек с детально проработанной я-концепцией способен лучше понимать себя и собственные потребности. Человек с высокой самооценкой активнее в общении, чем человек с низкой.
Насколько эти чувства влияют на наше поведение?
Наше самовосприятие гораздо сильнее влияет на наше поведение, чем наши реальные способности. Например, человек обладает навыками и компетенцией для того, чтобы стать руководителем. Но он не станет их проявлять, когда в этом возникнет необходимость, поскольку считает, что у него нет к этому способностей.
Впрочем, наши самооценка и я-концепция крайне редко отражают то, какими мы являемся на самом деле. Разрыв между неправильным восприятием себя и реальностью называется неконгруэнтность.
Источники
- El Mrabet H., Ait Moussa A. IoT-school guidance: A holistic approach to vocational self-awareness & career path. // Educ Inf Technol (Dordr) — 2021 — Vol — NNULL — p.1-18; PMID:33897270
- de Ridder MT., Schuller AA. [18 years old: choose wisely! Provision of information about changing health insurance status]. // Ned Tijdschr Tandheelkd — 2021 — Vol128 — N4 — p.203-210; PMID:33890935
- Makhata MM., Naidoo D., Gurayah T. Occupational choices of school-going adolescents: a study in the Pitseng Area, Leribe District, Lesotho. // Rural Remote Health — 2021 — Vol21 — N2 — p.6274; PMID:33887950
- Kouh M. A Capstone Course Where Students Present Contemporary Neuroscience Research to High School Students. // J Undergrad Neurosci Educ — 2020 — Vol19 — N1 — p.A89-A93; PMID:33880095
- Nalli C., Galli J., Lini D., Merlini A., Piantoni S., Lazzaroni MG., Bitsadze V., Khizroeva J., Zatti S., Andreoli L., Fazzi E., Franceschini F., Makatsariya A., Shoenfeld Y., Tincani A. The Influence of Treatment of Inflammatory Arthritis During Pregnancy on the Long-Term Children’s Outcome. // Front Pharmacol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.626258; PMID:33815108
- Raffa LH., Aljehani R., Alguydi H., Aljuhani MM. Saudi Children’s Perception of Strabismus: A Hospital-Based Study. // Middle East Afr J Ophthalmol — 2021 — Vol27 — N4 — p.218-223; PMID:33814818
- Muntean A., Sarosi C., Sava S., Moldovan M., Condurache AI., Delean AG. Dental Sealant Composition-Retention Assessment in Young Permanent Molars. // Materials (Basel) — 2021 — Vol14 — N7 — p.; PMID:33801674
- Velours C., Aumont-Nicaise M., Uebel S., England P., Velazquez-Campoy A., Stroebel D., Bec G., Soule P., Quétard C., Ebel C. , Roussel A., Charbonnier JB., Varela PF. Macromolecular interactions in vitro, comparing classical and novel approaches. // Eur Biophys J — 2021 — Vol — NNULL — p.; PMID:33792745
- Sheu L., Goglin S., Collins S., Cornett P., Clemons S., O’Sullivan PS. How Do Clinical Electives during the Clerkship Year Influence Career Exploration? A Qualitative Study. // Teach Learn Med — 2021 — Vol — NNULL — p.1-11; PMID:33792448
- Lagestad P., Ropo E., Bratbakk T. Boys’ Experience of Physical Education When Their Gender Is in a Strong Minority. // Front Psychol — 2021 — Vol12 — NNULL — p.573528; PMID:33790820
Определение понятия и значение | Dictionary.com
- Основные определения
- Викторина
- Связанный контент
- Примеры
- Британский
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
[ kon-sept ]
/ ˈkɒn sɛpt /
Сохранить это слово!
См. синонимы для: concept / concepts на Thesaurus.com
Показывает уровень оценки в зависимости от сложности слова.
существительное
общее понятие или идея; зачатие.
идея чего-либо, образованная путем мысленного объединения всех его характеристик или частностей; конструкция.
непосредственно мыслимый или интуитивно понятный объект мысли.
прилагательное
функционирует как прототип или модель нового продукта или инновации: концептуальный автомобиль, концептуальный телефон.
глагол (используется с объектом)
Неформальный. разработать концепцию; зачать: Он задумал и продюсировал три фильма.
ВИКТОРИНА
ВЫ ПРОЙДЕТЕ ЭТИ ГРАММАТИЧЕСКИЕ ВОПРОСЫ ИЛИ НАТЯНУТСЯ?
Плавно переходите к этим распространенным грамматическим ошибкам, которые ставят многих людей в тупик. Удачи!
Вопрос 1 из 7
Заполните пропуск: Я не могу понять, что _____ подарил мне этот подарок.
Происхождение концепции
1550–60; от латинского conceptum «нечто задуманное», первоначально среднего рода от conceptus (причастие прошедшего времени от concipere), эквивалентно con-con- + cep- (вариант основы от -cipere, сочетающий форму capere «захватывать») + -tus окончание причастия прошедшего времени
СЛОВА, КОТОРЫЕ МОГУТ СПУТАТЬСЯ С понятием
понятие, понятиеСлова рядом с понятием
градиент концентрации, концентративный, концентрический, концентрический, концепт, концепт, концепт, концепт арт, концепт, концепт скорость, концептор
Словарь Полный На основе Random House Unabridged Dictionary, © Random House, Inc., 2022
Слова, относящиеся к концепции
подход, концепция, образ, понятие, восприятие, теория, мысль, взгляд, абстракция, понимание, детище, тщеславие, концептуализация, рассмотрение , гипотеза, впечатление, размышление, уклон, предположение, поворот
Как использовать концепцию в предложении
Однако Джонсон отметил, что дальнейшие исследования показали, что одна и та же концепция одинаково хорошо работает с природным газом и аммиаком.
ClearFlame Engine Technologies нацелена на очистку дизельных двигателей|Кирстен Коросек|17 сентября 2020 г.|TechCrunch
Вертикальное земледелие — концепция, получившая распространение на некоторых западных рынках, все еще очень новая в Индии.
UrbanKisaan делает ставку на вертикальное земледелие, чтобы предлагать потребителям овощи без пестицидов и бороться с водным кризисом в Индии | Маниш Сингх | 17 сентября 2020 г. | TechCrunch
Компания также хотела предложить аудитории идею голосового приложения и понять, как они относятся к концепции новой технологии.
Как внедрить цифровые инновации, необходимые во время пандемии|Ник Часинов|16 сентября 2020 г.|Search Engine Watch
Цель шотландского эксперимента заключалась в том, чтобы выяснить, является ли эта концепция «практичной с точки зрения логистики, окружающей среды и экономики».
Microsoft приветствует успех своего эксперимента с подводным центром обработки данных и заявляет, что он может иметь последствия и для суши|Дэвид Мейер|15 сентября 2020 г. |Fortune
«Nikola One был невероятно успешным доказательством концепции», — заявила компания в понедельник.
Никола публикует более полное опровержение обвинений Гинденбурга в короткой позиции|radmarya|14 сентября 2020 г.|Fortune
Одним из самых устойчивых мифов в американской политике является подпитываемая средствами массовой информации концепция «хромой утки».
Освобождение Хромой Утки: Обама становится полным Булвортом|Джон Авлон|19 декабря 2014 г.|DAILY BEAST
Подумайте об этом: Додд-Франк был явно передан, чтобы вбить кол в самое сердце имплицитной концепции «слишком большой, чтобы потерпеть неудачу».
Насколько наивна Элизабет Уоррен?|Ник Гиллеспи|18 декабря 2014|DAILY BEAST
Но Селигман и представить себе не мог, как Митчелл сможет реализовать эту концепцию, отчасти потому, что она совершенно не подходила для этой цели.
Роскошные дома, которые мучают и тратят ваши налоги|Майкл Дейли|12 декабря 2014 г. |DAILY BEAST
«Идея заключалась в том, чтобы изменить концепцию Рождества», — вспоминал Джон Лоу, один из первых участников Cacophony.
До Bros SantaCon был антикорпоративным протестом|David Freedlander|12 декабря 2014|DAILY BEAST
Привилегия может быть сложной концепцией, особенно для тех, кто погружен в нее и пожинать плоды.
Что такое привилегия?|Видео The Daily Beast|11 декабря 2014|DAILY BEAST
Превратить усилие артикуляции в жизненный импульс в ответ на ментальную концепцию — вот искомая цель.
Культура выразительного голоса|Джесси Элдридж Саутвик
Это несовместимо с общепринятой концепцией подвидов.
Краткий обзор американских летучих мышей рода Pipistrellus|Walter W. Dalquest
Основное заблуждение социализма заключается в представлении о том, что бедность или, по крайней мере, крайнюю бедность можно изгнать из мира.
Бесчеловечность социализма|Эдвард Ф. Адамс
Концепция основана на необоснованной вере в компетентность среднего человека.
Бесчеловечность социализма|Эдвард Ф. Адамс
Их умы не имели представления о таком ужасе, такой безжалостной, мучительной боли.
Ссылка | Алан Эдвард Nourse
Британские определения словаря для концепции
Концепция
/ (ˈKɒnsɛpt) /
Пятва
Идея, ESPE ADEATE IDEETE Confectts of Biolod понятие, которое соответствует некоторому классу объектов и состоит из характерных или существенных признаков класса
философия
- совокупность всех характерных черт чего-либо
- теоретическая конструкция внутри какой-либо теории
- непосредственно созерцаемый объект мысли автомобиль), созданный в качестве упражнения для демонстрации технических навыков и воображения дизайнеров и не предназначенный для массового производства или продажи зачать
Английский словарь Коллинза — полное и полное цифровое издание 2012 г. © William Collins Sons & Co. Ltd., 1979, 1986 © HarperCollins Издательство 1998, 2000, 2003, 2005, 2006, 2007, 2009, 2012
Что такое концепт? — Обучение на основе понятий
Определение
Понятия — это умственные конструкции, которые помогают нам понять мир. Если вы учитель, который хочет углубить концептуальное обучение в своем классе, первый шаг, который нам нужно сделать, — это точно определить, что такое понятие… и чем оно не является. Многие учебные программы преподают темы, однако они отличаются от концепций.
(Николас Остин, 2018)
Понятие — это «ментальная конструкция, извлеченная из темы или процесса, которая переносится в новые ситуации или контексты» (Erickson, Lanning and French, 2017). Карла Маршалл, соавтор исследования на основе понятий (Marschall and French, 2018), объясняет, что такое понятие, в этом коротком видео:
Обучение на основе понятий основано на следующих характеристиках:
Timeless
Концепции остаются неизменными во времени. Несмотря на то, что можно найти фактические примеры понятия, понятие выходит за пределы отдельных ситуаций. Пример из возраста 5-7 лет является примером изменения. Когда учащиеся понимают, что изменения неизбежны, они могут применять это понимание на разных этапах обучения. Например, шестилетний ребенок может понять, что люди и животные со временем растут и меняются, а десятилетний ребенок может начать осознавать, что отношения со временем меняются.
Абстрактные
Абстрактные концепции стимулируют мышление более высокого уровня. Они поднимаются над базой фактов, чтобы способствовать более глубокому пониманию. Многие учебные программы для младших классов будут использовать понятие «яблоки». Как концепция, это не дает детям большой идеи, которая поможет им осмыслить свой мир. Это связано с его спецификой, поскольку понятия не привязаны к конкретным вещам. «Выход за пределы страницы», с другой стороны, использует такие понятия, как взаимозависимость, циклы или отношения, чтобы помочь учащимся организовать и классифицировать информацию, чтобы они могли понять мир и перенести его в новые контексты.
Универсальные
Универсальные истины применимы во многих областях знаний. Это очень важно для того, чтобы учащиеся установили связи между различными сферами своей жизни. С этими большими идеями учащиеся могут смотреть на мир через разные призмы и могут узнать, как связаны идеи и ситуации.
Темы и понятия
Важно отметить различие между темами, которые наша учебная программа предписывает включать в наше обучение, и понятиями, которые помогают связать набор знаний и навыков с жизнью учащихся. По словам Линн Эриксон, концепции универсальны, вневременны, абстрактны и продвигают нас к более высоким уровням мышления. В этой выдержке из таблицы ниже вы можете увидеть тему в виде названия модуля слева и концепции справа.
(Marschall & French, 2018)
Макроконцепты и микроконцепты
Еще одно важное замечание заключается в том, что концепции различаются по уровням сложности и степени, в которой они позволяют передавать понимание. Эриксон, Лэннинг, Маршалл и Френч говорят о таких понятиях, как матрешка. Микроконцепты вложены в макроконцепты. Чем выше вы поднимаетесь в иерархии, тем более универсальна концепция. Макроконцепции стремятся обеспечить широту, тогда как микроконцепты обеспечивают дисциплинарную глубину.
Если вы еще раз посмотрите на приведенную выше таблицу, жирным курсивом вы увидите макроконцепцию, которая обеспечивает концептуальную линзу, расширяющую учебную программу, а другие основные концепции вложенности обеспечивают глубину учебной программы.