Понятие Я-концепции
Развитие самосознания человека неразрывно связано с процессом самопознания как процесса наполнения самосознания содержанием, связывающим человека с другими людьми, с культурой и обществом в целом, процесс, происходящий внутри реального общения и благодаря ему, в рамках жизнедеятельности субъекта и его специфических деятельностей.
Феномены самопознания касаются вопроса о том, как происходит самопознание, в том числе и того, что уже усвоено или присвоено, превращено в «Я» субъекта и в его личность, и какие формы приобретают результаты этого процесса в самосознании.
Как научное понятие Я-концепция вошла в обиход специальной литературы сравнительно недавно, может быть потому в литературе, как отечественной, так и зарубежной, нет единой его трактовки; ближе всего по смыслу к нему находится самосознание. Но Я-концепция — понятие менее нейтральное, включающее в себя оценочный аспект самосознания. Это динамическая система представлений человека о самом себе, в которую входит как собственно осознание своих физических, интеллектуальных и других качеств, так и самооценка, а также субъективное восприятие влияющих на данную личность внешних факторов.
Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека — с самого детства до глубокой старости.
Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. С момента своего зарождения Я-концепция становится активным началом, выступающим в трех функционально-ролевых аспектах :1. Я-концепция как средство обеспечения внутренней согласованности. Ряд исследований по теории личности основывается на концепции, согласно которой человек всегда идет по пути достижения максимальной внутренней согласованности. Представления, чувства или идеи, вступающие в противоречие с другими представлениями, чувствами или идеями человека, приводят к дегармонизации личности, к ситуации психологического дискомфорта. Испытывая потребность в достижении внутренней гармонии, человек готов предпринимать различные действия, которые способствовали бы восстановлению утраченного равновесия. Существенным фактором восстановления внутренней согласованности является то, что человек думает о самом себе.
2 . Я-концепция как интерпретация опыта. Э та функция Я-концепции в поведении заключается в том, что она определяет характер индивидуальной интерпретации опыта, т.к. у человека существует устойчивая тенденция строить на основе собственных представлений о себе не только свое поведение, но и интерпретацию своего опыта.
3 . Я-концепция как совокупность ожиданий. Я-концепция определяет также и ожидания человека, то есть его представления о том, что должно произойти. Каждому человеку свойственны какие-то ожидания, во многом определяющие и характер его действий. Люди, уверенные в собственной значимости, ожидают, что и другие будут относится к ним таким же образом; считающие же, что они никому не нужны, не могут нравиться, либо ведут себя исходя из той предпосылки, либо интерпретируют соответствующим образом реакции окружающих. Многие исследователи считают эту функцию центральной, рассматривая Я-концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения.
Во многих психологических теориях Я-концепция является одним из центральных понятий. Вместе с тем до сих пор не существует ни ее универсального определения, ни единства в терминологии. Термины, которые одни авторы употребляют для обозначения Я-концепции в целом, другие используют для обозначения ее отдельных элементов. Чтобы внести ясность в терминологию нашего исследования, мы будем пользоваться схемой, предложенной Р.Бернсом , которая, по нашему мнению, с одной стороны наиболее полно отражает структуру Я-концепции, а с другой — упорядочивает терминологию, встречающуюся на страницах психологической литературы.
На схеме Я-концепция представлена в виде иерархической структуры. На ее вершине располагается глобальная Я-концепция, включающая всевозможные грани индивидуального самосознания. В связи с тем, что человек с одной стороны обладает сознанием, а с другой — осознает себя как один из элементов действительности, У.Джеймс, первый из психологов кто начал разрабатывать проблематику Я-концепции, глобальное, личностное Я ( Self ) рассматривал как двойственное образование, в котором соединяются Я-сознающее ( I ) и Я-как-объект ( Me ) .
Как мы видим из определения Р.Бернса, в Я-концепции выделяются описательная и оценочная составляющие, что позволяет рассматривать Я-концепцию как совокупность установок, направленных на себя. В большинстве определений установки подчеркиваются три главных элемента:
1. Убеждение, которое может быть как обоснованным, так и необоснованным (когнитивная составляющая установки).
2. Эмоциональное отношение к этому убеждению (эмоционально-оценочная составляющая).
Соответствующая реакция, которая, в частности, может выражаться в поведении (поведенческая составляющая).
Применительно к Я-концепции эти три элемента установки конкретизируются следующим образом :
1. Образ Я — представления индивида о самом себе.
2. Самооценка — аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением.
3. Потенциальная поведенческая реакция , то есть те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Самосознание
- Восприятие мира и себя в нем
- Изучение Я-концепции
- Модальности самоустановок
- Образ Я
- Особенности Я-концепции в ранней юности
- Поведенческая составляющая Я-концепции
- Развитие личностной рефлексии
- Самооценка
- Самосознание в психической организации жизни человека
- … и другое
что это в психологии, структура, какой из компонентов является главным, понятие
Содержание:
- Что представляет собой «Я-концепция»
- Формирование «Я-концепции» личности
- Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
Содержание
- Что представляет собой «Я-концепция»
- Формирование «Я-концепции» личности
- Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
«Я-концепция» — это система представлений человека о самом себе, оценка своих интеллектуальных и физических качеств, а также самооценка и восприятие внешних факторов, которые влияют на данную личность.
Этот термин в научном языке появился в конце XIX века. Первым предложил идею «Я-концепции» американский психолог Уильям Джеймс и внес большой вклад в ее разработку.
Что представляет собой «Я-концепция»
Один из ведущих английских психологов Р. Бернс определил это понятие, как совокупность всех представлений человека о самом себе, сопряженная с их оценкой.
Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.
Это итог познания себя через отдельные образы в условиях разнообразных ситуаций, в том числе нереальных и фантастических, а также через сравнение себя с другими и через мнения других людей.
«Я-концепция» может быть как адекватной, так и неадекватной. Неадекватность — это когда человек может создать и поверить в созданный образ самого себя, который не соответствует действительности, и тем самым, приводит к конфликтам. А адекватная «Я-концепция» способствует успешному приспособлению к миру.
Этот термин, является синонимом «самосознания».
Формирование «Я-концепции» личности
В окружающем мире человеку приходится играть разные роли и выступать в различных качествах. Любое взаимодействие позволяет создавать картинку или образ собственного Я.
Выделяют 3 основные составляющие «Я-концепции»:
- Когнитивная — это образ Я. Представление личности о самом себе кажутся ему убедительными, даже если основываются на субъективном мнении. Предметом оценки могут быть его внешность, способности, отношения и другие личностные проявления. Вся эта система значимости характеристик может меняться под воздействием жизненного опыта человека или под влиянием определенного момента.
- Поведенческая — действия, которые могут быть вызваны образом Я и самооценкой.
Все эти составляющие являются целостным образованием и находятся в тесной взаимосвязи друг с другом.
Воздействие «Я-концепции» на жизнь человека
«Я-концепция» — это мощнейшая система убеждений и установок, которые формируют представление человека о своей личности и о ситуациях, возникших вокруг него.
Становление «образа Я» сложно и неоднозначно. Это многоуровневое, многокомпонентное, системное образование человеческой психики.
Отмечают следующие факторы, которые влияют на представление человека о самом себе:
- согласованность «Я-концепции» и внешней оценки;
- весомость представлений, которые затрагивает оценка;
- доверие к эксперту, который выставляет оценку;
- число повторений выданной оценки;
- модальность оценки.
Исходя из вышесказанного, внешняя оценка представляет угрозу «Я-концепции», если:
- является негативной и не совпадает с представлениями личности о самом себе;
- затрагивает значимые понятия, которые человек использует для самоопределения;
- выносится экспертом, который пользуется доверием;
- систематически воздействует на человека и не может им игнорироваться.
Примечание
Человеку важно стремиться к достижению внутренней гармонии, ради этого он предпринимает всевозможные действия для восстановления своего равновесия. На основе представления о себе, человек строит свое поведение и получает определенный опыт.
Если между «Я-концепция» и фактическим поведением человека есть разногласия, возникает внутренний конфликт. У человека есть желание иметь положительный «образ Я», а его отрицание всегда проходит болезненно, потому что возникают ассоциации с чувствами гордости или унижения.
Знание самого себя никогда не будет свободным от оценки других людей и противоречия.
Насколько полезной была для вас статья?
Рейтинг: 5.00 (Голосов: 1)
Выделите текст и нажмите одновременно клавиши «Ctrl» и «Enter»
Поиск по содержимому
Определение понятия в психологии.
(существительное)
Понимание, сохраняющееся в уме из опыта, рассуждений и/или воображения; обобщение или абстракция определенного набора экземпляров или явлений.
Новая концепция
Понимание концепций
- Фреймирование и категоризация помогают нам интерпретировать, понимать и использовать концепций посредством доступного контекста и организации.
- Для того чтобы процесс мышления был эффективным, мы должны быть в состоянии осмыслить и понять понятий .
- Неправильная категоризация может быть логической ошибкой, при которой разнообразные и непохожие объекты, понятия , объекты, классы и т. д. группируются вместе на основе нелогичных общих знаменателей или общих знаменателей, которые практически любое понятие , объект или объект имеют общими .
- Понятие — это понимание субъекта или объекта, удерживаемое в уме на основе опыта, рассуждений или воображения.
- Наша постоянная попытка категоризировать концепций в окружающем нас мире может привести нас к стереотипизации или суждению о людях, концепциях и идеях, чтобы заставить их «подходить» к определенной категории в нашем сознании.
Применение психологических теорий к жизни студента
- Поняв эти концепций , учащиеся смогут лучше понять и извлечь выгоду из того, как они приобретают знания в школе.
- Все эти процессы работают вместе, чтобы помочь вам развить предварительные знания и интегрировать новые концепции .
- Конструктивизм — это концепция конструирования новых идей на основе предыдущих знаний.
- Визуальные ученики будут выделять важные отрывки из книг или рисовать картинки/диаграммы идей, чтобы помочь лучше понять концепций .
- Ролевые игры, эксперименты и практические занятия — отличные способы для кинестетических учащихся понять и запомнить концепции .
Гуманистическая теория личности Роджерса
- Гуманистическая теория личности Карла Роджерса подчеркивает важность тенденции к самоактуализации в формировании само- концепции .
- В результате взаимодействия с окружающей средой и другими индивидуум формирует структуру себя или само- концепции — организованного, текучего концептуального паттерна концепций и ценностей, связанных с собой.
- Если у них негативное представление о себе , они могут чувствовать себя недовольными тем, кто они есть.
- При разработке концепции себя- Роджерс придал большое значение безусловному положительному отношению или безусловной любви.
- Эти люди позволили бы личности и само- концепции исходить из опыта.
Психология развития
- Психологи развития изучают физическое, когнитивное и психосоциальное развитие человека с зачатие через взрослую жизнь.
- Психологи развития изучают, как люди меняются и растут с момента зачатия через детство, отрочество, взрослую жизнь и смерть.
- Концепция непрерывного развития может быть визуализирована как плавный наклон прогрессии, в то время как прерывистое развитие видит рост в виде более дискретных стадий.
Социально-эмоциональное развитие в подростковом возрасте
- Три общих подхода к пониманию развития идентичности включают само- концепция , чувство идентичности и самооценка.
- Признание несоответствий в само- концепции является обычным источником дистресса в эти годы; тем не менее, этот дистресс может принести пользу подросткам, поощряя дальнейшее развитие и уточнение их само- концепции .
- В отличие от противоречивых аспектов само- концепции , идентичность представляет собой связное ощущение себя, стабильное в любых обстоятельствах и включающее в себя прошлый опыт и будущие цели.
- Самоуважение состоит из мыслей и чувств о собственной концепции и идентичности.
Оценка психодинамического подхода к личности
- Например, считалось, что фрейдовская концепция эдипова конфликта, в которой сын видит в своем отце соперника за привязанность своей матери, вызывает значительный невроз, если не заняться ею в детстве.
- Значительное число феминисток резко критиковали многие из 9 Фрейда.0017 концепции , утверждая, что предположения и подходы психоаналитической теории являются глубоко патриархальными (мужскими), антифеминистскими и женоненавистническими (антиженскими).
- Феминистка Бетти Фридан назвала фрейдовскую концепцию зависти к пенису чисто социальным предубеждением, типичным для викторианской эпохи, и показала, как концепция сыграла ключевую роль в дискредитации альтернативных представлений о женственности в начале и середине двадцатого века.
Самопознание и оценка перспективы личности
- Примером внутреннего фактора является концепция черт, или отличительных качеств или характеристик человека.
- Три основные области, которые изучаются для решения этих исследовательских задач, — это черты, само- концепция /самопознание и ситуационное влияние.
- Некоторые исследователи используют такие понятия, как я- концепция , зеркальное я и идеальное я, чтобы понять индивидуальные идеи самопознания.
- Я- концепция — это представление человека о самом себе.
Психология и научный метод
- Двумя ключевыми понятиями в научном подходе являются теория и гипотеза.
- Критическое мышление также помогает выявлять предубеждения (а также устранять или сводить их к минимуму), а также помогает людям увидеть и изменить любое предубеждение, которое у них может быть в отношении конкретной концепции .
- Психология стремится исследовать субъективное и трудно поддающееся измерению понятий , таких как эмоции, и из-за этого часто считается «мягкой» наукой (в отличие от «жестких» наук химии и физики).
- Из-за этого критическое мышление и использование научного метода особенно важны в психологии, поскольку они помогают свести к минимуму предубеждения, предубеждения и другие когнитивные ошибки, которые часто возникают при изучении таких субъективных концепций .
Классификация и категоризация
- Таким образом, в нашем уме развиваются « понятий », или мысленные представления категорий объектов.
- В этом подходе понятий являются генерируются путем сначала формулирования их концептуальных описаний, а затем классифицировать объекты по описаниям.
- Концептуальная кластеризация тесно связана с теорией нечетких множеств, в которой объекты могут принадлежать к одному или нескольким концептам с разной степенью пригодности.
- концепция «необходимых и достаточных условий» обычно не работает в грязных границах естественного мира.
Концепты | Психология Вики | Фэндом
Оценка |
Биопсихология |
Сравнительный |
Познавательный |
Развивающие |
Язык |
Индивидуальные различия |
Личность |
Философия |
Социальные |
Методы |
Статистика |
Клинический |
Образовательные |
промышленный |
Профессиональные товары |
Мировая психология |
Индекс философии: Эстетика · Эпистемология · Этика · Логика · Метафизика · Сознание · Философия языка · Философия разума · Философия науки · Социальная и политическая философия · Философия · Философы · Список списков
Пожалуйста, помогите улучшить эту страницу самостоятельно, если можете.0232 понятие представляет собой абстрактную идею или ментальный символ, обычно связанный с соответствующим представлением в языке или символике.
Огромное количество счетов пытается объяснить природу понятий. Согласно классическим представлениям, понятие обозначает все сущности, явления и/или отношения в данной категории или классе с помощью определений. Понятия абстрактны в том смысле, что они опускают различия вещей в своем расширении, трактуя члены расширения как тождественные. Классические понятия универсальны в том смысле, что они одинаково применимы ко всем вещам в своем расширении. Понятия также являются основными элементами предложений, подобно тому как слово является основным семантическим элементом предложения. В отличие от восприятий, представляющих собой частные образы отдельных объектов, понятия не могут быть визуализированы. Поскольку сами по себе они не являются индивидуальными восприятиями, понятия дискурсивны и являются результатом разума.
Ожидается, что концепции будут полезны при работе с реальностью. Вообще говоря, понятия понимаются как (а) приобретенные диспозиции к распознаванию воспринимаемых объектов как принадлежащих к тому или иному онтологическому типу и в то же время (б) к пониманию того, на что похож тот или иной объект, и следовательно, (в) воспринимать ряд воспринимаемых частностей как одинаковые и проводить различие между ними и другими чувственными частностями, отличающимися по роду. Кроме того, понятия представляют собой приобретенные предрасположенности к пониманию того, на что похожи определенные виды объектов как (а) когда объекты хотя и воспринимаемы, но в действительности не воспринимаются, так и (б) также и тогда, когда они вообще не воспринимаемы, как в случае с все концептуальные конструкции, которые мы используем в физике, математике и метафизике. Импульс к созданию онтологически полезной теории понятий был настолько сильным, что выдвинул теории, которые понимают понятие как имеющее глубокую связь с реальностью.
По некоторым данным, могут быть агенты (возможно, некоторые животные), которые не думают о , а скорее используют относительно базовые концепции (такие как демонстративные и перцептивные концепции для вещей в их поле восприятия), даже если это обычно считается, что они не мыслят символами. [Как ссылаться и ссылаться на сводку или текст] По другим данным, владение символическим мышлением (в частности, языком) является необходимым условием для концептуального мышления. [1]
Концепты являются носителями смысла, а не его агентами. Одно понятие может быть выражено любым количеством языков. Понятие DOG может быть выражено как dog на английском языке, Hund на немецком языке, как chien на французском языке и perro на испанском языке. Тот факт, что понятия в некотором смысле не зависят от языка, делает возможным перевод — слова в разных языках имеют одинаковое значение, потому что они выражают одно и то же понятие.
Термин обозначает или обозначает концепции. Несколько частично или полностью различных понятий могут иметь один и тот же термин. Эти разные понятия легко спутать, ошибочно используя их взаимозаменяемо, что является заблуждением. Кроме того, понятия термина и понятия часто путают, хотя это не одно и то же.
Приобретение понятий изучается в машинном обучении как классификация с учителем и классификация без учителя, а также в психологии и когнитивных науках как изучение понятий и формирование категорий. В философии Канта любая чисто эмпирическая теория, имеющая дело с приобретением понятий, именуется ноогонией.
Содержание
- 1 Возникновение и приобретение понятий
- 1.1 Апостериорные абстракции
- 1.2 Априорные концепции
- 2 Концептуальная структура
- 3 Концептуальное содержание
- 3.1 Контент как прагматическая роль
- 3.2 Воплощенный контент
- 4 Философские последствия
- 4. 1 Концепции и метафилософия
- 4.2 Понятия в эпистемологии
- 4.3 Онтология понятий
- 5 См. также
- 6 Каталожные номера
- 7 Внешние ссылки
Происхождение и приобретение понятий
Апостериорные абстракции
Описание Джоном Локком общей идеи соответствует описанию понятия. Согласно Локку, общая идея создается путем абстрагирования, отвода или удаления общих характеристик или характеристик из нескольких частных идей. Эта общая черта свойственна всем разным индивидуумам. Например, абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «красный», есть то свойство, которое является общим для яблок, вишен и крови. Абстрактная общая идея или понятие, обозначаемое словом «собака», представляет собой совокупность тех характеристик, которые являются общими для эрдельтерьеров, колли и чихуахуа.
Следуя той же традиции, что и Локк, Джон Стюарт Милль утверждал, что общие понятия формируются посредством абстракции. Общее понятие — это общий элемент среди многих образов членов класса. «…[Когда] мы формируем ряд явлений в класс, то есть когда мы сравниваем их друг с другом, чтобы установить, в чем они совпадают, в этой умственной операции подразумевается некоторая общая концепция» ( A System of Логика , книга IV, глава II). Милль не считал, что понятия существуют в уме до акта абстракции. «Это не закон нашего интеллекта, что, сравнивая вещи друг с другом и отмечая их соответствие, мы просто признаем реализованным во внешнем мире то, что уже имелось в наших умах. мы как результат такого сравнения. Оно было получено (метафизически) путем отвлечения от отдельных вещей» ( Там же ).
Для Шопенгауэра эмпирические понятия «… являются простыми абстракциями того, что известно посредством интуитивного восприятия, и они возникли из нашего произвольного размышления или отбрасывания одних качеств и сохранения других». ( Parerga and Paralipomena , Vol. I, «Очерк истории идеального и реального»). В его О воле в природе , «Физиология и патология», Шопенгауэр говорил, что понятие «извлекается из предшествующих образов… путем откладывания их различий. по словам». Ницше, находившийся под сильным влиянием Шопенгауэра, писал: «Всякое понятие возникает благодаря тому, что мы приравниваем неравное. Ни один лист никогда полностью не равен другому, а понятие «лист» образуется путем произвольного отвлечения от этих индивидуальных различий, путем забвения различий. … ». [2]
В отличие от вышеупомянутых философов, Иммануил Кант считал, что трактовка понятия как абстракции опыта верна лишь отчасти. Он назвал те понятия, которые являются результатом абстракции, «апостериорными понятиями» (имея в виду понятия, возникающие из опыта). Эмпирическое или апостериорное понятие есть общее представление ( Vorstellung ) или неспецифическая мысль о том, что является общим для нескольких конкретных воспринимаемых объектов. (Логика, I, 1., §1, примечание 1)
Понятие – это общий признак или характеристика. Кант исследовал способ создания эмпирических апостериорных понятий.
Логическими актами рассудка, которыми порождаются понятия по форме, являются: (1) сравнение , т. е. уподобление мысленных образов друг другу по отношению к единству сознания; (2.) размышление , т. е. обращение в прошлое по разным мысленным образам, как их можно постичь в одном сознании; и наконец (3.) абстракция или выделение всего остального, чем различаются мысленные образы. … Чтобы превратить наши мысленные образы в понятия, нужно, таким образом, уметь сравнивать, отражать и абстрагировать, ибо эти три логические операции рассудка являются существенными и общими условиями образования всякого понятия. Например, я вижу ель, иву и липу. При первом сравнении этих предметов я замечаю, что они отличаются друг от друга стволом, ветвями, листьями и т. п.; далее же я размышляю только о том, что у них общего, о стволе, ветвях, самих листьях, и отвлекаюсь от их величины, формы и т. д.; таким образом я получаю представление о дереве.
— Логика, §6
Кантовское описание создания понятия было перефразировано следующим образом: «…постичь — значит, по существу, абстрагировано мыслить то, что является общим для множества возможных случаев…». (Х. Дж. Патон, . Метафизика опыта Канта, , I, 250). В своем обсуждении Канта Кристофер Джанауэй писал: «… родовые понятия образуются путем абстрагирования от более чем одного вида». [3]
Априорные концепцииОсновная статья: Категория (Кант)
Кант заявил, что человеческий разум обладает чистыми или априорными понятиями. Вместо того чтобы абстрагироваться от индивидуальных восприятий, подобно эмпирическим понятиям, они возникают в самом уме. Он назвал эти понятия категориями в том смысле, в каком это слово означает предикат, атрибут, характеристику или качество. Но эти чистые категории суть предикаты вещей вообще , а не отдельных вещей. По Канту, существует 12 категорий, составляющих понимание феноменальных объектов. Каждая категория есть тот один предикат, который является общим для множества эмпирических понятий. Чтобы объяснить, как априорное понятие может относиться к отдельным явлениям, подобно апостериорному понятию, Кант использовал техническое понятие схемы.
Концептуальная структура
Интуитивно кажется очевидным, что концепты должны иметь какую-то структуру. До недавнего времени доминирующим взглядом на концептуальную структуру была модель вмещения, связанная с классическим взглядом на понятия. Согласно этой модели, понятие наделено некоторыми необходимыми и достаточными условиями в своем описании, однозначно определяющими протяженность. Модель сдерживания не допускает никаких степеней; вещь находится либо внутри, либо вне расширения понятия. Напротив, модель вывода понимает, что концептуальная структура определяется градуированным образом в соответствии с тенденцией использования понятия в определенных видах выводов. В результате понятия не имеют своего рода структуры в терминах необходимых и достаточных условий; все условия условны. (Марголис:5)
Однако некоторые теоретики утверждают, что у примитивных понятий вообще отсутствует какая-либо структура. Например, Джерри Фодор представляет свою теорию асимметричной зависимости как способ показать, как содержание примитивного понятия определяется надежной связью между информацией в ментальном содержании и миром. Такого рода утверждения называются «атомистическими», потому что примитивное понятие рассматривается так, как если бы оно было настоящим атомом.
Концептуальное содержание
Содержание как прагматическая роль
Понятие может быть абстрагировано от нескольких восприятий, но это только его происхождение. Что касается его значения или его истинности, Уильям Джеймс предложил свое прагматическое правило. Это правило гласит, что значение понятия всегда можно найти в каком-то конкретном различии в ходе человеческого опыта, которое сделает его истинность ( Some Problems of Philosophy , «Percept and Concept — The Import of Concepts»). Чтобы понять значение концепции и обсудить ее важность, концепцию можно проверить, спросив: «Какую ощутимую разницу для кого-либо будет иметь ее истинность?» Существует только один критерий значения понятия и только один критерий его истинности. Этим критерием или тестом являются его следствия для человеческого поведения.
Таким образом, Джеймс обошел полемику между рационалистами и эмпириками относительно происхождения понятий. Вместо того, чтобы решить их спор, он проигнорировал его. Рационалисты утверждали, что понятия являются откровением Разума. Концепции — это проблеск другого мира, который содержит вечные истины в таких областях, как логика, математика, этика и эстетика. Чистой мыслью люди могут обнаружить отношения, которые действительно существуют между частями этого божественного мира. С другой стороны, эмпирики утверждали, что понятия были просто дистилляцией или абстракцией от восприятий мира опыта. Следовательно, значение понятий зависит исключительно от восприятий, которые являются их референтами. Прагматическое правило Джеймса не связывает значение понятия с его происхождением. Вместо этого он связывает значение с целью понятия, то есть с его функцией, использованием или результатом.
Воплощенное содержание
В когнитивной лингвистике абстрактные понятия представляют собой преобразования конкретных понятий, полученных из воплощенного опыта. Механизм преобразования представляет собой структурное картирование, при котором свойства двух или более исходных доменов выборочно отображаются на смешанное пространство (Fauconnier & Turner, 1995; см. концептуальное смешение). Распространенным классом смесей являются метафоры. Эта теория контрастирует с рационалистическим взглядом на то, что понятия представляют собой восприятия (или воспоминания 9).0254, в терминах Платона) независимо существующего мира идей, поскольку он отрицает существование любой такой области. Это также контрастирует с эмпирическим взглядом, согласно которому понятия являются абстрактными обобщениями индивидуального опыта, поскольку случайный и телесный опыт сохраняется в понятии, а не абстрагируется. В то время как перспектива совместима с прагматизмом Джеймса (выше), понятие преобразования воплощенных понятий посредством структурного картирования вносит особый вклад в проблему формирования понятий.
Философские следствия
Концепции и метафилософия
Давняя и хорошо зарекомендовавшая себя традиция в философии постулирует, что сама философия есть не что иное, как концептуальный анализ. Эта точка зрения имеет своих сторонников как в современной литературе, так и в исторической. Согласно книге Делёза и Гваттари Что такое философия? (1991), философия – это деятельность по созданию понятий. Эта творческая деятельность отличается от прежних определений философии как простого рассуждения, общения или созерцания Универсалий. Концепты специфичны для философии: у науки есть «восприятие», а у искусства «аффекты». Концепция всегда подписал : таким образом, Cogito Декарта или «трансцендентальное» Канта. Это сингулярность, а не универсалия, и она соединяется с другими понятиями на «плане имманентности», прослеживаемом конкретной философией. Понятия могут перескакивать с одного плана имманентности на другой, комбинируясь с другими понятиями и, таким образом, вовлекаясь в «становление-Другим».
Понятия в эпистемологии
- Подробнее по этой теме см. Список понятий в науке.
Концепции жизненно важны для развития научных знаний. Например, трудно представить физику без таких понятий, как: энергия, сила или ускорение. Концепции помогают интегрировать, казалось бы, несвязанные между собой наблюдения и явления в жизнеспособные гипотезы и теории, являющиеся основными составляющими науки. Карта понятий — это инструмент, который помогает исследователям визуализировать взаимосвязи между различными понятиями.
Онтология понятий
Хотя основная литература по когнитивной науке рассматривает понятие как своего рода ментальную частность, некоторые теоретики предполагают, что понятия являются реальными вещами. (Марголис: 8) В наиболее радикальной форме реалист концепций пытается показать, что предположительно психические процессы вовсе не являются психическими; скорее, это абстрактные сущности, столь же реальные, как и любой земной объект.
Платон был самым решительным сторонником реалистического тезиса об универсальных понятиях. По его мнению, понятия (и идеи вообще) — это врожденные идеи, которые были воплощениями трансцендентного мира чистых форм, лежащего за завесой физического мира. Таким образом, универсалии объяснялись как трансцендентные объекты. Излишне говорить, что эта форма реализма была тесно связана с онтологическими проектами Платона. Это замечание о Платоне представляет не только исторический интерес. Например, представление о том, что числа являются платоническими объектами, было возрождено Куртом Гёделем в результате некоторых загадок, которые, по его мнению, возникли из феноменологических объяснений.
Готтлоб Фреге, основатель аналитической традиции в философии, знаменито выступал за анализ языка с точки зрения смысла и референции. Для него смысл выражения в языке описывает определенное положение дел в мире, а именно способ представления какого-либо предмета. Поскольку многие комментаторы рассматривают понятие смысла как тождественное понятию понятия, а Фреге рассматривает чувства как лингвистические репрезентации состояний дел в мире, из этого, кажется, следует, что мы можем понимать понятия как способ, которым мы постигаем мир. . Соответственно понятия (как смыслы) имеют онтологический статус. (Морголис:7)
Согласно Карлу Бенджамину Бойеру, во введении к его История исчисления и его концептуального развития понятия в исчислении не относятся к восприятиям. Пока концепции полезны и взаимно совместимы, они принимаются сами по себе. Например, считается, что понятия производной и интеграла не относятся к пространственному или временному восприятию внешнего мира опыта. Они также никак не связаны с таинственными пределами, в которых количества находятся на грани возникновения или исчезновения, то есть возникновения или исчезновения или исчезновения. Абстрактные понятия теперь считаются полностью автономными, даже если они возникли в процессе абстрагирования или изъятия качеств из восприятий до тех пор, пока не остались только общие, существенные атрибуты.
См. также
- Абстракция
- Классификация
- Класс (философия)
- Познания
- Концепция и объект
- Формирование концепции
- Изучение концепции
- Инвентаризация концепции
- Концептуальная карта
- Концепция разработки
- Концептуальное смешение
- Концептуальная кластеризация
- Концептуальная основа
- Концептуальные изображения
- Концептуальный темп
- Представленная концепция
- Анализ формальных понятий
- Гипостатическая абстракция
- Идея
- Мем
- Математика (понятия)
- Заблуждение
- Философия
- Схема (Кант)
- Социальное строительство
- Проблема заземления символов
Ссылки
- ↑ Дамасио, Антонио Р. «Ошибка Декарта: эмоции, разум и человеческий мозг», Avon 1994, с. 106 сл.
- ↑ «О правде и лжи во внеморальном смысле», Портативный Ницше , с. 46
- ↑ Кристофер Джанауэй, Я и мир в философии Шопенгауэра , гл. 3, с. 112, Оксфорд, 2003, ISBN 0-19-825003-7
- История исчисления и его концептуального развития , Карл Бенджамин Бойер, Dover Publications, ISBN 0-486-60509-4
- Сочинения Уильяма Джеймса , University of Chicago Press, ISBN 0-226-39188-4
- Логика , Иммануил Кант, Dover Publications, ISBN 0-486-25650-2
- Система логики , Джон Стюарт Милль, University Press of the Pacific, ISBN 1-4102-0252-6
- Парерга и Паралипомена , Артур Шопенгауэр, Том I, Oxford University Press, ISBN 0-19-824508-4
- Что такое философия? , Жиль Делёз и Феликс Гваттари
- Метафизика опыта Канта , Х. Дж. Патон, Лондон: Allen & Unwin, 1936
- «Концептуальные интеграционные сети».