Я концепция и образ я: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Я — концепция. Самосознание

Я-концепция (Я-образ, Образ «Я») — система представлений индивида о себе самом, осознаваемая, рефлексивная часть личности. Эти представления о себе самом в большей или меньшей степени осознанны и обладают относительной устойчивостью.

Понятие «Я-концепция» родилось в 1950-е годы в русле феноменологической, гуманистической психологии, представители которой (А. Маслоу, К. Роджерс), в отличие от бихевиористов и фрейдистов, стремились к рассмотрению целостного человеческого Я как фундаментального фактора поведения и развития личности.

Предметом самовосприятия и самооценки индивида могут, в частности, стать его тело, его способности, его социальные отношения и множество других личностных проявлений[6]. На основе Я-концепции индивид строит взаимодействие с другими людьми и с самим собой. 

Традиционно выделяют когнитивную, оценочную и поведенческую  составляющие Я-концепции. Когнитивная составляющая — это представления индивида о самом себе, набор характеристик, которыми, как ему кажется, он обладает.

Оценочная — это то, как индивид оценивает эти характеристики, как к ним относится. Поведенческая — это то, как человек в действительности поступает.

Я-образ (Образ-Я, Я-коцепция) — это некая глобальная самооценка. Я-образ может быть адекватным и неадекватным, реальным и идеальным, структурированным и дезинтегрированным и т. д.

Практически любой  из образов Я имеет сложное, неоднозначное  по своему происхождению строение.

В. В. Столин отмечает, что анализ итоговых продуктов самосознания, которые выражаются в строении представлений о самом себе, «Я-образе», или «Я-концепции» осуществляется либо как поиск видов и классификаций образов «Я», либо как поиск «измерений» (то есть содержательных параметров) этого образа. Наиболее известным различением образов «Я» является различение «Я-реального» и «Я-идеального», которое так или иначе присутствует уже в работах У. Джемса, З. Фрейда, К. Левина, К. Роджерса и многих других, а также предложенное У. Джемсом различение «материального Я» и «социального Я».

Ш.Самюэль выделяет четыре «измерения» «Я-концепции»: образ тела, «социальное Я», «когнитивное Я» и самооценку.

Более дробная классификация образов предложена М. Розенбергом:

«настоящее Я»,

«динамическое Я»,

«фактическое Я»,

«вероятное Я»,

«идеализированное Я». 

Самосознание — сознание субъектом самого себя в отличие от иного — других субъектов и мира вообще; это осознание человеком своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, переживаний, действий.

В психологии самосознание понимается как психический феномен, осознание человеком себя в качестве субъекта деятельности, в результате которого представления человека о  самом себе складываются в мысленный «образ-Я».

Развитие  самосознания

Самосознание не изначальная данность, присущая человеку, а продукт развития. Однако, зачаток сознания тождественности появляется уже у младенца, когда он начинает различать ощущения, вызванные внешними предметами, и ощущения, вызванные собственным телом, сознание «Я» — примерно с трех лет, когда ребенок начинает правильно употреблять личные местоимения. Осознание своих психических качеств и самооценка приобретают наибольшее значение в подростковом и юношеском возрасте. Но поскольку все эти компоненты взаимосвязаны, обогащение одного из них неизбежно видоизменяет всю систему.

Стадии (или  этапы) развития самосознания:

Открытие «Я» происходит в возрасте 1 года.

К 2-м 3-м годам человек  начинает отделять результат своих  действий от действий других и чётко  осознаёт себя как деятеля.

К 7-и годам формируется  способность оценивать себя (самооценка).

Подростковый и  юношеский возраст — этап активного  самопознания, поиска себя, своего стиля. Завершается период формирования социально-нравственных оценок.

На  формирование самосознания влияют:

Оценки окружающих и статус в группе сверстников.

Соотношение «Я-реальное» и «Я-идеальное».

Оценка результатов  своей деятельности.

Компоненты  самосознания

Компоненты самосознания по В. С. Мерлину:

сознание своей  тождественности;

сознание своего собственного «Я» как активного, деятельного начала;

осознание своих  психических свойств и качеств;

определенная система  социально-нравственных самооценок.

Все эти элементы связаны друг с другом функционально  и генетически, но формируются они  не одновременно.

Я-КОНЦЕПЦИЯ (Я-ОБРАЗ, САМООЦЕНКА) В ШКОЛЬНОМ И ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ | Статья:

Я-КОНЦЕПЦИЯ (Я-ОБРАЗ, САМООЦЕНКА) В ШКОЛЬНОМ  И ПОДРАСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ

«Я-концепция» личности является результатом длительного процесса развития, который начинается с момента рождения ребенка и осуществляется на протяжении всей жизни индивида. В ходе этого процесса самосознание индивида проходит ряд стадий. Одну из наиболее разработанных теорий стадийного развития «Я-концепции» предложил американский психолог Гордон Олпорт.

Первая стадия — ощущение своего тела. Младенец не осознает себя как отдельное сущее, поэтому он не делает различий между тем, что есть «мое» и что «не мое». Однако в течение первого года жизни младенцы начинают осознавать многие ощущения, которые исходят от мышц, сухожилий, связок, внутренних органов чувств. Эти повторяющиеся ощущения образуют телесную самость. В результате младенцы начинают отличать себя от других объектов.

Вторая стадия -ощущение самоидентичности, когда ребенок осознает самого себя в качестве определенного и наиболее важного лица. Наиболее значимой отправной точкой для возникновения чувства целостности и непрерывности «Я» с течением времени становится собственное имя ребенка. В 2-3 года, выучив свое имя, ребенок начинает постигать, что он остается одним и тем же человеком, несмотря на все изменения в его росте и во взаимодействии с внешним миром.

Третья стадия -формирование самоуважения. Первоначально чувство самоуважения проявляется как чувство гордости, которое испытывает ребенок, когда выполняет что-то самостоятельно. Таким образом, самоуважение зависит от успешного выполнения ребенком какого-то задания. Позже, в возрасте четырех-пяти лет, самоуважение приобретает оттенок соревновательности и выражается в восхищенном восклицании «Я победил тебя!», когда ребенок выигрывает в какой-нибудь игре. Признание сверстников также становится важным источником новых самооценок в течение всего детства.

На четвертой стадии происходит расширение границ самости. К 4-6-летнему возрасту ребенок начинает осознавать, что ему принадлежит не только собственное физическое тело, но также и значительные элементы окружающего его мира, включая людей. В течение этого периода дети научаются постигать значение «мой».

На пятой ступени в возрасте 5-6-ти лет начинает формироваться образ «Я». Это время, когда ребенок начинает узнавать то, чего от него ожидают родители, родственники, учителя и другие люди, каким они хотят его видеть. Именно в этот период ребенок начинает понимать различие между «Я – хороший» и «Я – плохой». В целях и стремлениях индивида начинают отражаться ожидания значимых для него других людей.

Шестая стадия (между 6 и 12 годами) характеризуется осознанным рациональным управлением собой. Индивид на этой стадии использует абстрактную аргументацию и применяет логику для разрешения повседневных проблем. Ребенок еще не доверяет себе настолько, чтобы быть морально независимым. Скорее, он догматично полагает, что его семья, группа ровесников, религия, учителя и другие люди всегда правы. Эта стадия развития самости отражает сильный конформизм, моральное и социальное послушание.

На седьмой стадии в подростково-юношеском возрасте происходит оформление «Я-концепции», целостного чувства «Я» (постановка перспективных целей, настойчивость в поиске путей разрешения намеченных задач, ощущение того, что жизнь имеет смысл). В этом суть данной стадии. Однако и в зрелом возрасте это стремление развивается, потому что развертывается новый этап поиска самоидентичности, нового самосознания.

Восьмая стадия в формировании «Я-концепции» связана с уникальной способностью человека к самопознанию и самооценке.

Эмпирическое исследование функциональных элементов Я-концепции, а именно Я-образа и самооценки, позволило выделить не только актуальные механизмы, которые обеспечивают эффективность решение возрастных задач (обучения и развития стилей взаимодействия), но и механизмы, обуславливающие специфические для каждой возрастной группы недостаточности, т. е. то, что остается не сформированным к следующему возрастному этапу, создавая трудности для последующего развития самосознания.

У младших школьников имеет место влияние сверхобобщенности самооценки на характер поведения и систему отношения к учебному процессу. Необходима работа над развитием объективности самооценивания и таких аспектов Я-образа, как внутренняя картина здоровья, восприятие своей внешности, интеллектуальные возможности, решительность поведения и уверенность в своих действиях.

 Для младших подростков это неустойчивость и ситуативность самооценки, неудовлетворенность своим Я-образом, особенно в отношении своего тела и авторитета среди сверстников, что является определяющим фактором фонового состояния тревоги и страхов: самовыражения, взаимодействия с окружающими, проверки своих интеллектуальных возможностей. В целом «проблемной зоной» для младших подростков является неготовность к конструктивному и самостоятельному поведению в ситуациях обучения и общения.

У старших подростков имеет место неадекватность и недостаточная дифференцированность самооценки, трудности в принятии личной ответственности за свое поведение наряду с проявлениями защитных механизмов в виде тревожности и агрессивных реакций. На этом возрастном этапе необходима работа над формированием стратегий совладания. В подростковом возрасте становление личности прямо связано с осознанием себя как личности. А. Н. Леонтьев подчеркивал, что проблема самосознания личности не сводится к знанию человека о самом себе, самосознание — это осознание себя в системе общественных отношений.

Специфика самопознания в подростковом возрасте заключается в том, что оно осуществляется в процессе сравнения себя с другими, причем как с реальными сверстниками, так и с референтными образцами. Немалое значение приобретают образцы — идеалы и эталоны для подражания, которые воплощают в себе требования, которые подросток предъявляет к человеку. В основе развития самооценки и Я-концепции лежит рефлексия, реализующая стремление подростка попять самого себя и соответствовать принятым требованиям.

Я-конценция подростка. Я-концепция — система представлений человека о самом себе, включающая осознание своих физических, интеллектуальных, характерологических, социальных и прочих свойств; самооценку; субъективное восприятие влияющих на собственную личность внешних факторов. Я-концепция выполняет функцию интерпретации опыта человека, является источником ожиданий и способствует достижению внутренней согласованности личности. Под Я-концепцией X. Ремшмидт понимает организованную систему взглядов, установок и мотивов, составляющих основу личности и обусловливающих ее неповторимость, тождественность самой себе и неизменность.

Для подростка важно понимать не только, какой он, кто он, но и на что он способен, т.е. насколько значимы и ценны его особенности. Оценивать свои качества и способности юноша может самостоятельно, но лишь в результате оценки со стороны, через призму мнения окружающих. Оценка себя и своих особенностей зависит от сложившейся системы ценностей, которая формируется в первую очередь благодаря семье и сверстникам.

Развитие самооценки сопровождается переживаниями, часто принимающими форму внутренних конфликтов, в которых сталкиваются самоуверенность подростка и сомнения в своих силах. Подростки остро реагируют на свои успехи и неудачи, постоянно впадая в крайности: от восхищения своими способностями и талантами до переживания собственного «ничтожества» и «никчемности». Неуверенность в себе может привести подростка к ложным формам самоутверждения — протестному поведению, нарушению норм и правил, кривлянию, браваде, призванным продемонстрировать окружающим взрослость и независимость подростка, а также к повышенной ранимости, обидчивости, грубости. Развитие самооценки в подростковом возрасте связано с самопознанием и становлением самосознания личности. Два типа коммуникации выступают психологическим механизмом развития самооценки и Я-концепции: коммуникация «Я — Другой», в которой формирование самооценки основывается на соотнесении себя с другими и выделении сходства и различий, и аутокоммуникация «Я-Я». Самонаблюдение и самовосприятие составляют основу развития Я-концепции в младшем подростковом возрасте, позволяя установить сходство «Я» с другими и выделить свою непохожесть и уникальность, отличность от других. В аутокоммуникации самоанализ и самоосмысление становятся механизмом осознания себя как субъекта со своими мотивами, интересами и смыслами, достигая целостности и единства внешнего и внутреннего бытия. В диспозиционной теории личности самооценка рассматривается как уровневая структура, в которой нижний уровень составляют неосознанные установки/самочувствие; средний уровень — осознание и самооценка отдельных свойств и качеств, составляющих относительно целостный образ «Я»; третий уровень предполагает включение самооценки в общую систему ценностных ориентации личности, выделение смысла, жизненных целей и средств их достижения

В подростковом возрасте можно наблюдать переход к ценностному уровню самооценки.Самооценка становится все более дифференцированной в отношении различных социальных контекстов — феномен, получивший отражение в известной метафоре «социальный хамелеон». Важнейшей задачей развития подросткового возраста является формирование личностной идентичности (Э. Эриксон). Разрешение этой задачи находит прямое отражение в закономерностях развития Я-концепции и самооценки подростков — процессы дифференциации самооценки в различных социальных контекстах дополняются процессами интеграции множественных «Я», формированием стабильной и устойчивой самооценки. Дифференциация и интеграция выступают в целостном единстве, определяя развитие личности подростка. Общая закономерность формирования самооценки заключается в возрастании устойчивости самооценки и ее дифференциации в зависимости от социального контекста взаимодействия и сотрудничества.

Исследование связи между уровнем притязаний подростков, их уверенностью или неуверенностью в себе и особенностями их самооценки обнаружило, что в зависимости от характера самооценки (ее адекватности, устойчивости) у школьника возникает уверенность в себе, неуверенность или самоуверенность, т.е. определенные черты характера. При этом самооценка, ставшая чертой характера, не ограничивается рамками одной какой-либо деятельности, а распространяется и на другие виды деятельности. В исследовании Е. И. Савонько и М. С. Неймарк подросткам предлагали решать арифметические задачи, расположенные по возрастающей трудности. Было обнаружено, что в целом среди подростков преобладают учащиеся, которые ориентировались на самооценку. С возрастом растет число подростков с преобладающей ориентацией па самооценку и уменьшается число ориентирующихся преимущественно на оценку других людей — учителей.

Существенным фактором формирования личности подростка являются оценки его окружающими людьми. При сохранении значимости оценок качеств подростка взрослыми — родителями и учителями — все большую роль играют оценки сверстников, в общении с которыми интенсивно формируется самооценка. Тип семейного воспитания и особенности родительской позиции влияют на формирование самооценки в подростковом возрасте. Однако связь между дисгармоничным типом воспитания и вариантом нарушения самооценки не линейна — нарушение типа семейного воспитания может приводить к различным, альтернативным вариантам развития самооценки. В то же время исследование связи восприятия подростками родительской позиции и их самооценкой позволило установить, что характер самооценки обусловлен различными параметрами родительской позиции. Эмоциональное принятие родителями подростков (доброжелательность, интерес, амбивалентность, дистантность, враждебность) оказывается тесно связанным с самооценкой подростков. Одновременно такие параметры родительской позиции, как директивность и автономность, в меньшей степени значимы для самооценки подростков. И мать, и отец являются равно значимыми фигурами в определении характера самооценки подростка. Выявлена различная чувствительность самооценки применительно к различным социальным контекстам (семейному, образовательному, в группах сверстников). Низкое эмоциональное принятие, амбивалентность или отвержение подростка хотя бы одним из родителей приводит к снижению самооценки подростков, причем наиболее чувствительными оказываются контексты общения и взаимодействия с близкими (родители) и социальными взрослыми (учителя).

Концепция образа Вальтера Беньямина — 1-е издание

Содержание Описание книги отзыва критиков

ISBN 9781138699083

176 страниц

Опубликовано 31 мая 2016 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
варианта доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Первоначальная цена $54,95

Цена продажи USD $ 43,96

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Добавить в список желаний

ISBN 9781138811485

176 страниц

Опубликовано 7 ноября 2014 г. к Рутледж


Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)
варианта доставки

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Первоначальная цена $170,00

Цена продажи USD $ 136,00

КОЛ-ВО

добавить в корзину

Добавить в список желаний

ISBN 9781315749259

176 страниц

Опубликовано 10 октября 2014 г. к Routledge


Узнайте об электронных книгах VitalSource Открытие всплывающего окна

Также доступно в виде электронной книги по адресу:

  • Amazon Kindle открывается в новой вкладке или окне
  • Электронные книги Тейлора и Фрэнсиса
    (учрежденческая покупка)Открывается в новой вкладке или окне

Формат Мягкая обложкаТвердый переплетVitalSource электронная книга

Купить электронную книгу $54,95 $43,96 $54,95 Аренда на 6 месяцев 30,23 доллара США 30,23 доллара США 30,23 доллара США Аренда на 12 месяцев $35,72 $35,72 $35,72

добавить в корзину

Добавить в список желаний

Продолжить покупки

В этой книге Элисон Росс подробно изучает концепцию образа Уолтера Бенджамина, исследуя значительные сдвиги в подходе Бенджамина к этой теме на протяжении всей его карьеры. Используя трактовку Кантом темы чувственной формы в своей эстетике в качестве сравнительного ориентира, Росс утверждает, что мышление Беньямина об образе претерпевает серьезный сдвиг между его 1924 эссе на тему «Гёте  Избирательное сродство » и его работа над Проектом аркад с 1927 года до его смерти в 1940 году . Оба периода творчества Беньямина разделяют концепцию образа как могущественной чувственной силы, способной обеспечить каркас экзистенциального значения. В более ранний период эта функция привлекает критическое внимание Беньямина, тогда как в более поздний период он мобилизует ее для достижения революционных результатов. В книге дается критическая трактовка изменчивых предположений Беньямина об образе, которые оправдывают это измененное представление. Он опирается на герменевтические исследования значения, исследования истории религий и ключевые тексты из современной истории эстетики, чтобы проследить перевороты и противоречия в смысловых функциях, которые Беньямин придает образу в разные периоды своего мышления.

Прежде всего, это показывает актуальность критического рассмотрения работ Беньямина об изображении для исследований в области визуальной культуры, критической теории, эстетики и философии в более широком смысле.

Введение 1. Чувство 2. Форма 3. Сходство 4. История 5. Изображение Заключение

Биография

Элисон Росс — будущий научный сотрудник Австралийского исследовательского совета по философии, Университет Монаша, Австралия. У нее есть исследовательские интересы в области эстетики, истории современной философии и критической теории. Она является автором книги

«Эстетические пути философии: изложение у Канта, Хайдеггера, Лаку-Лабарт и Нэнси ».

«Нужно восхищаться амбициями и смелостью проекта Росс. Ее книга определяет повестку дня для будущих исследований … Подлинная ценность книги Росс заключается в том, что она развенчивает интерпретации Бенджамина как человека, который думает образами и метафорами. Росс убедительно утверждает, что Бенджамин ассоциировал этот образ с мифом в своих ранних работах. Более того, ее прочтение предполагает, что одним из проектов всей жизни Бенджамина было освобождение сознания от состояния мистификации или «мифической» жизни».

Паула Швебель в журнале Critical Horizons: A Journal of Philosophy and Social Theory

«Аргументы Росс оригинальны и свежи. Они мастерски концептуальны в своей концептуальной программе, экзегетических деталях и аргументационной силе, а их полемический накал захватывающий. большая тематическая преемственность к мысли Беньямина, чем обычно воображается — преемственность, которая сильно подчеркивает драматические линии разлома, расщепляющие весь корпус.Особенно примечательно чтение Россом раннего эссе Беньямина об Избирательных сродствах Гете — работа, которой все восхищаются, но, как ни странно, недооценивают. … Она подчеркивает фундаментальную важность этого эссе для всего проекта Бенджамина и предлагает самое продолжительное чтение на английском языке, о котором я знаю». — Ребекка Комей, Университет Торонто, Канада

«Росс написал обоснованный и подробный трактат о концепции Бенджамина об Образе… книга содержит проницательную критику и комментарии как Бенджамина, так и его критиков».

Владимир Ризов, Маркс и философия

Мы предлагаем бесплатную стандартную доставку каждого заказа по всему миру.

Бесплатная доставка (6-12 рабочих дней)

Добавить в корзину

Эта книга входит в следующую серию книг:

  • Routledge Studies in Twentieth-Century Philosophy

Концепции абляции в моделях распространения текста в изображение

Реферат

Крупномасштабные модели преобразования текста в изображение могут генерировать высококачественные изображения с мощными композиционными возможностями. Однако эти модели обычно обучаются на огромном количестве интернет-данных, часто содержащих материалы, защищенные авторским правом, лицензионные изображения и личные фотографии. Кроме того, было обнаружено, что они копируют стиль различных живых художников или запоминают точные образцы обучения. Как мы можем удалить такие концепции или изображения, защищенные авторским правом, без переобучения модели с нуля? Для достижения этой цели мы предлагаем эффективный метод удаления понятий в предварительно обученной модели, т. е. предотвращения генерации целевого понятия. Наш алгоритм учится сопоставлять распределение изображения для целевого стиля, экземпляра или текстовой подсказки, которую мы хотим удалить, с распределением, соответствующим концепции привязки. Это не позволяет модели генерировать целевые концепции с учетом ее текстового состояния. Обширные эксперименты показывают, что наш метод может успешно предотвратить создание аблированного понятия, сохраняя при этом тесно связанные понятия в модели.

Алгоритм

Имея целевую концепцию Grumpy Cat для удаления и якорную концепцию Cat , мы точно настраиваем модель, чтобы получить одинаковый прогноз с учетом подсказки целевой концепции Маленький милый Сердитый кот , когда подсказка Милый котенок . Алгоритм направлен на минимизацию расхождения KL между распределением сгенерированного изображения целевого понятия и распределением изображения якорного понятия.

Экземпляры абляции

Мы показываем результаты с удалением различных экземпляров и перезаписью их общей концепцией якоря категории. Аблатированная модель генерирует изображения концептов привязки, тогда как предварительно обученная модель генерирует целевые концепты. Все наши эксперименты основаны на стабильной диффузии. Для сравнения с базовыми уровнями, пожалуйста, обратитесь к нашей странице Галерея. Щелкните изображения, чтобы увидеть больше примеров.


Модели для абляции

Мы показываем результаты удаления различных концепций целевого стиля и создания вместо них обычных рисунков. Модель с удалением генерирует изображения, отличные от предварительно обученной модели для данной целевой концепции. Нажмите на изображение, чтобы увидеть больше примеров.


Удаление запомненных изображений

Было показано, что диффузионные модели создают точные (или близкие) копии обучающих изображений [1,2]. Наш метод также можно использовать для удаления этих запомненных тренировочных образов и вместо этого создавать вариации. Щелкните изображения, чтобы увидеть больше примеров.

Композиционная абляция

мы показываем, что наш метод можно использовать для абляции композиции двух концептов, сохраняя при этом значение каждого концепта, например, удаляя «дети с оружием», но по-прежнему создавая каждую категорию по отдельности.

Ограничения

Наш метод имеет различные ограничения. Иногда он не может удалить некоторые известные картины и может привести к деградации некоторых близких понятий.

На приведенном ниже рисунке (а) наш метод не может удалить некоторые картины, созданные с названиями картин. Мы можем еще больше сократить эти понятия, как показано в (b). На рисунке (c) после удаления целевого понятия (например, Ван Гога) результаты иногда немного ухудшаются для окружающих понятий (Моне) по сравнению с предварительно обученной моделью на рисунке (d).

Цитата

@article{kumari2023conceptablation,
  author = {Кумари, Нупур и Чжан, Бинлян и Ван, Шэн-Ю и Шехтман, Эли и Чжан, Ричард и Чжу, Цзюнь-Ян},
  title = {Абляция понятий в преобразовании текста в изображение Модели распространения},
 журнал = {Arxiv},
 год = {2023},
}

Параллельная работа

  • Рохит Гандикота, Джоанна Матержинска, Джейден Фьотто-Кауфман и Дэвид Бау. Стирание понятий из диффузионных моделей. Препринт arXiv arXiv: 2303.07345 (2023 г.).

Сопутствующие работы

  • Патрик Шрамовски, Мануэль Брак, Бьорн Дейзерот и Кристиан Керстинг. Безопасная скрытая диффузия: смягчение нежелательной дегенерации в моделях диффузии. Препринт arXiv: 2211.05105 (2022 г.).

  • Чжифэн Конг и Камалика Чаудхури. Редактирование данных из предварительно обученных сетей GAN.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts