Теории ощущений: §2. Теории ощущений

§2. Теории ощущений

Проблема ощущений имеет громадное философское значение. Когда речь заходит о природе ощущений, их функции и отношении к реальному миру, неизбежно возникает связь с основным вопросом философии, который имеет две стороны. Это, во-первых, вопрос о том, что первично (исходно, изначально): мышление или бытие, дух или природа, ощущение или материя, психика или внешний материальный мир. Во-вторых, это вопрос об отношении мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли окружающий мир, верно ли наше о нем представление.

Известны два диаметрально противоположных ответа на основной вопрос философии: идеалистический, провозглашающий ощущения первичными, а мир производным от них, вторичным, и материалистический, утверждающий первичность материи и вторичность психики. По мнению идеалистов, мир произволен от сознания, от ощущения, он вторичен. Вещи мира — это всего лишь собрание (комбинации, коллекции) моих ощущений.

Вещи есть лишь в моем сознании, в котором даны лишь мои ощущения. Нет материи как таковой, т.е. вне опыта, вне человеческого сознания, производящего эту материю.

Позиция материалиста в корне противоположна. Природа, материя первична, независима от ощущений, а сознание производно от нее. Ощущения – это образы, копии, картины вещей, дающие объективно правильное представление о мире. Мир – это движение материи, отражаемой нашим сознанием. Ощущение есть одно из свойств движущейся материи, связанное с некоторыми высшими ее формами. Вся психическая деятельность порождена единственной материальной субстанцией. Психические процессы имеют объективное происхождение и могут быть изучены объективно – как особое свойство материи.

Ощущения как и вся психика с точки зрения основного вопроса философии идеальны. Это субъективный образ объективного мира. Значит, ощущения производны от материи, есть ее отражение. Образ принадлежит субъекту (личности), но не так, как принадлежит ему часть тела или какая-то вещь.

«В отличие от материального, которое существует независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике»*. Это значит, что образ рожден в деятельности субъекта, в его взаимодействии и в отношениях с объективным миром. Поэтому ощущения – это не пассивные отпечатки тех или иных свойств предметов (по типу зеркального отображения), а результат работы по сопоставлению образа и объекта-оригинала.

* См.: Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 45.

Возникшие ощущения (и восприятия) выполняют две условно разделяемые функции: сигнальную, т.е. уведомление организма о жизненно важных объектах или их свойствах, и отражательную, или образную, т.е. построение субъективного образа, необходимого для ориентировки в мире. Эти функции существуют, конечно, только в единстве, но по мере эволюции ощущений и психики в целом все большее значение приобретает собственно образная функция, ее расширение и качественное совершенствование.

Нет сигнала вне образа, как и нет образа вне сигнальности. Но вместе с тем эти две функции по-разному представлены в развитых ощущениях человека. Например, в зрении явно преобладает функция образная, гностическая, тогда как во вкусе и обонянии более представлена сигнальная функция. Положим, в поле зрения задумавшегося человека появилось что-то большое и стремительно движущееся. Он вначале повернет или пригнет голову – проявление сигнальной функции, а уж потом разберется: что это появилось и как следует поступать (реализация образной функции). Обонятельные же ощущения больше сигнализируют о чем-то приятном или неприятном, чем дают осознанные образы их источника.

В тесной связи с философскими вопросами проблемы ощущений находятся широко распространенные психофизиологические теории ощущений.

До сих пор определенный интерес представляет «закон специфических энергий органов чувств», сформулированный И. Мюллером (1826) и по-своему истолкованный Г. Гельмгольцем (1894). Этот закон имеет два выражения:

— один и тот же орган чувств одинаково отвечает (одним и тем же ощущением) на различные физические раздражители;

— одно и то же физическое воздействие вызывает разные ощущения в различных органах чувств.

С описательной точки зрения эти положения вполне справедливы. Действительно, какой бы раздражитель ни воздействовал на глаз (электрический, механический, химический и т.д.), ощущение может быть только одним – зрительным, т.е. тем или иным ощущением света (напр., «искры из глаз»). И наряду с этим один и тот же физический раздражитель (напр., электрический ток) вызовет самые разные ощущения при воздействии на глаз, ухо, кожу, язык и т.п. Но описательная справедливость положений закона специфических энергий (правда, не всех физических раздражителей и не для всего диапазона их интенсивностей) отнюдь не оправдывает абсолютизации этого закона, а главное – идеалистических выводов из него.

А эти необоснованные выводы сводятся к следующему: поступающая извне информация не отражается прямо, а переделывается, перекодируется каждым органом чувств на свой лад, в соответствии с его особенностями, или «специфическими энергиями», свойственными ему изначально. Таким образом, человек воспринимает якобы не внешний мир, а работу своих органов чувств. Наши ощущения и восприятия — это лишь знаки (символы, иероглифы) внешнего мира (Г. Гельмгольц), который на самом деле непознаваем. Поэтому ощущения подобны стене, отделяющей нас от внешнего мира, и человек ничего не может узнать об этом мире, будучи замкнут в сфере своих ощущений.

Первое, в чем состоит ошибка «физиологических идеалистов»*, – это механицизм, отсутствие эволюционного подхода к проблеме ощущений. Вопрос о их формировании и роли просто не исследовался ими, а специализация человеческих ощущений рассматривалась как данная изначально, извечно. Но ведь нынешние человеческие ощущения и восприятия, связанные с эволюцией образа жизни и органов чувств, отнюдь не являются неизменными. Их узкая специализация есть следствие длительной эволюции живого вообще, совершенствования психического отражения в ходе приспособления к изменяющимся условиям среды. Наличие «специфических энергий» органов чувств вовсе не причина своеобразных особенностей нашего психического отражения, а, наоборот, следствие усложнения этого отражения и деятельности в ходе длительной эволюции условий жизни, психики и дифференциации чувствительности. Организм воспринимает только те виды (и интенсивности) энергий, которые имеют приспособительное значение, т.е. характеризуются сигнальной, или ориентировочной, значимостью. И такая специализация органов чувств очень тонка и совершенна. В наше сознание входит отражение, именно тех его областей внешнего мира, которые нужны для ориентировки и регуляции деятельности. Следовательно, ощущения не отделяют человека от внешнего мира, как утверждают физиологические идеалисты, а, напротив, связывают его с этим миром, отражая его взаимодействие с ним (и его отношения).

* Так в философии определяют и обобщенно называют воззрения названных выше авторов и их последователей.

В конце XIX – начале XX вв. в психологии сложилась рецепторная теория ощущений, которая отрицала активный их характер. Согласно этой теории, орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, т.е. ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения входит движение – иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иной раз в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т.п.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета вообще невозможны без энергичных движений (перцептивных действий).

Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, надо его активно ощупать. Такие признаки предмета, как гладкость, шероховатость, размер и пр., воспринимаются, если ощупывающая рука активно движется. Участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на различном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (напр., при мышечных напряжениях), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (напр., при распознавании замысловатого изображения).

В процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств или рецепторы), которые специализировались на отражении разных видов движения материи: кожные рецепторы отражают механические воздействия; слуховые – звуковые колебания; зрительные электромагнитные колебания и т.д. Высокая специализированность присуща не только рецепторам, но и нейронам, входящим в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

Представительство различных видов ощущений в коре головного мозга зависит от их значимости.

Ананьев Б. Г. Теория ощущений. — 1961 — Электронная библиотека ГНПБУ

Ананьев Б. Г. Теория ощущений. — 1961 — Электронная библиотека ГНПБУ

 

 

Обложка123456789101112131415161718192021222324252627282930313233343536373839404142434445464748495051525354555657585960616263646566676869707172737475767778798081828384858687888990919293949596979899100101102103104105106107108109110111112113114115116117118119120121122123124125126127128129130131132133134135136137138139140141142143144145146147148149150151152153154155156157158159160161162163164165166167168169170171172173174175176177178179180181182183184185186187188189190191192193194195196197198199200201202203204205206207208209210211212213214215216217218219220221222223224225226227228229230231232233234235236237238239240241242243244245246247248249250251252253254255256257258259260261262263264265266267268269270271272273274275276277278279280281282283284285286287288289290291292293294295296297298299300301302303304305306307308309310311312313314315316317318319320321322323324325326327328329330331332333334335336337338339340341342343344345346347348349350351352353354355356357358359360361362363364365366367368369370371372373374375376377378379380381382383384385386387388389390391392393394395396397398399400401402403404405406407408409410411412413414415416417418419420421422423424425426427428429430431432433434435436437438439440441442443444445446447448449450451452453454455456Вклейка после с. 456

 

 

Увеличить/уменьшить масштаб

По ширине страницы

По высоте страницы

Текст/Графика

Постранично/Разворот

Поворот страницы

Навигация по документу

Скачать

Закладки

Поиск в тексте

Структура документа

На полный экран

 

Содержание

ОбложкаОбложка

1Титульные листы

3Введение

 13Глава I. Материя и ощущения

13Отражение как общее свойство материи

26О развитии ощущающей материи

33Чувствующие системы человеческого мозга

51Механизм чувственного отражения

57Ощущения и потребности

 66Глава II.

Сенсорная организация человека

66О структуре чувственного отражения человеком объективной действительности

79Виды чувственного отражения и их взаимосвязь

89Сенсорная организация как отражение образа жизни

94Общественно-историческая обусловленность сенсорной организации человека

99Факторы развития сенсорной организации человека

112Сенситивность как свойство личности

 122Глава III. Пороги ощущений и чувствительность

122Состав ощущения

127Пороги ощущений и абсолютная чувствительность

132Разностные пороги и разностная чувствительность

 138Глава IV. Зрительные ощущения

138Свет и зрение

142Зрительный рецептор

152Зрительные нервы

153Ядро и рассеянные элементы светового анализатора

156Поле зрения

159Угол зрения

161Общие качества зрительных ощущений

162Ахроматическое зрение

169Хроматическое зрение

181Острота зрения

184Пространственное видение

 202Глава V. Слуховые ощущения

202Звук и слух

211Слуховой рецептор

216Слуховые нервы

218Ядра и рассеянные элементы слухового анализатора

221Общие качества слуховых ощущений

221Ощущение громкости звука

227Ощущение высоты звука

228Ощущение тембра

229Длительность

232Пространственный слух

237Острота слуха

238Речевой слух

241Музыкальный слух

 244Глава VI. Вибрационные ощущения

244Периодические изменения давления среды и вибрационные ощущения

249Механизм вибрационных ощущений

 252Глава VII. Кожно-осязательные (тактильные) ощущения

252Физико-механические свойства предметов и кожно-осязательные ощущения

254Кожно-механические рецепторы

259Чувствительные нервы

261Ядра и рассеянные элементы кожно-механического анализатора

262Основные качества тактильных ощущений

262Абсолютная тактильная чувствительность

264Временная тактильная различительная чувствительность

266Пространственная тактильная различительная чувствительность

266Острота пассивного осязания

270Пространственно-различительная тактильная чувствительность руки

273Координатная система рук

274Бимануальное осязание

275Отражение фактуры поверхности предмета в тактильных ощущениях

276Сенсибилизация пассивного осязания

 278Глава VIII. Температурные ощущения

278Терморегуляция организма и температурные ощущения

280Температурные рецепторы

282Проведение температурных раздражений и мозговой конец температурного анализатора

283Основные качества температурных ощущений

284Абсолютная температурная чувствительность и температурная адаптация

285Адаптация и различительная температурная чувствительность

286Развитие температурной чувствительности человека

 288Глава IX. Болевые ощущения

288Биологическая природа боли

292Кожные рецепторы боли

294Проводники болевых раздражений

295Кора головного мозга и высший анализ болевых раздражений

296Основные качества болевых ощущений

299Абсолютная и различительная болевая чувствительность

300Пороги боли и пределы выносливости

 303Глава X. Мышечно-суставные ощущения (кинестезия)

303Деятельность человека как источник ощущений

305Рецепторы мышечно-суставных ощущений

306Проводники (мышечно-суставные чувствительные нервы)

308Корковые концы двигательного анализатора человека

314Основные свойства и основные формы мышечно-суставных ощущений человека

316Различительная мышечно-суставная чувствительность человека

317Связь между пространственными и временными моментами мышечно-суставных ощущений

318Мышечно-суставная чувствительность опорно-двигательного аппарата человека

321Рабочая поза человеческого тела

323Мышечно-суставные ощущения рабочих движений

326Ощущения речевых движений

 328Глава XI. Ощущения равновесия и ускорения (статико-динамические ощущения)

328Положение тела человека в пространстве как источник ощущений

330Рецепторы статико-динамических ощущений (вестибулярный аппарат)

332Вестибулярные нервы

334Роль коры головного мозга в регуляции вестибулярных функций

336Основные качества статико-динамических ощущений

337Пороги и формы статико-динамических ощущений

 339Глава XII. Обонятельные ощущения

339Источники общности обонятельных, вкусовых и внутриорганических ощущений

341Химическая структура пахучих веществ и обонятельные ощущения

344Физические свойства пахучих веществ и условия обонятельного раздражения.

348Рецепторы

352Обонятельные и тройничные нервы.

353Мозговой конец «запахового» анализатора человека

356Общие черты обонятельных ощущений

356Абсолютные пороги обоняния

359Обонятельное различение

360Сопряженные с обонянием ощущения

361Локализация запахов веществ

365Взаимодействие обонятельных ощущений

 369Глава XIII. Вкусовые ощущения

369Пищевой обмен и вкусовые ощущения

375Химическая структура вкусовых веществ и вкусовые ощущения

377Изменения внутренней среды организма и вкусовые ощущения

379Вкусовые рецепторы

385Вкусовые нервы

386Мозговой конец вкусового анализатора

388Основные качества вкусовых ощущений

391Абсолютная вкусовая чувствительность

395Вкусовая различительная чувствительность

396Взаимодействие вкусовых ощущений

400Повышение чувствительности под влиянием практической деятельности и специальных знаний

 403Глава XIV. Общеорганические, или внутренностные (интероцептивные), ощущения

403Источники общеорганических (интероцептивных) ощущений

406Интероцепторы

415Интероцептивные проводники

416Мозговой конец интероцептивного анализатора

418Безусловные и условные интероцептивные рефлексы

420Отличие интероцептивных условных рефлексов от условных рефлексов и анализаторов внешней среды

422Пороги общеорганических ощущений

425Основные черты внутренностных ощущений

 429Глава XV. Ассоциация ощущений

429Природа и механизм ассоциации ощущений

436Виды ассоциаций ощущений

443Влияние ассоциаций ощущений на динамику чувствительности

447Литература

456Оглавление

456Концевая страница

Вклейка после с. 456Опечатки

 

 

Теоретические подходы к ощущению

Существует несколько теоретических подходов, которые использовались при анализе ощущений и восприятия. Причина этого в том, что каждый теоретический подход по-разному используется в разных областях исследования. Эти подходы включают эмпиризм, естественные науки, структурализм, гештальт-психологию и психофизический подход.

Откройте для себя еще 31 статью по этой теме

Не пропустите эти статьи по теме:

  1. сверху вниз против восходящей обработки
  2. Ощущение и восприятие
  3. Типы иллюзий
  4. Гестальт-законы: сходство, близость и закрытие
  5. Селективное восприятие

Эмпиризм

Школа 17-го века, Эмпаризм возвращает к эмпатичности к тому, что он возвращает к тому, что он возвращает к тому, что он возвращает к тому, что он возвращает к тому, что он возвращает к тому, что он возвращает к тому, что он возвращает к тому, что к тому утверждают, что опыт, который является результатом наших чувств, является единственной основой знаний, которые мы получаем о мире. Известные эмпирики включают Джона Локка, Джорджа Беркли и Томаса Гоббса. Джон Локк был разработчиком идеи, согласно которой разум — это чистый лист или «tabula rasa» после рождения ребенка. С годами некоторые идеи традиционного эмпиризма были опровергнуты во многом благодаря современным знаниям о том, как наследственность влияет на опыт. Однако современный эмпиризм играет жизненно важную роль в изучении некоторых аспектов ощущения, а также восприятия (например, глубины, речи, вкусового восприятия).

Естественные науки

Естественные науки, которые включают биологию, физику, математику и химию, считаются базовыми основами, необходимыми для полного понимания ощущений и восприятия и соответствующих процессов. Ученый Эрнст Мах был одним из предшественников естественных наук как полезных теоретических подходов, когда он работал над явлением визуального контраста и механикой звука.

Структурализм

Теоретический подход, разработанный Вильгельмом Вундтом. Структурализм представляет собой теорию, которая утверждала, что ощущения представляют собой отдельные элементы, которые складываются для создания восприятий. Вундт был также известен как создатель первой лаборатории научной психологии в Германии в 1879 году.. Структуралисты заявили, что каждая точка в структуралистском квадрате производит ощущение. Сочетание этих ощущений дает ощущение, что это квадрат.

Гештальт-психология

Начало 1900-х годов было началом для немецких психологов, разработавших гештальт-психологию. Термин «гештальт» произошел от немецкого слова «Gestalten», что буквально означает «форма». Гештальт-психологи выступают против структурализма, заявляя, что «целое больше, чем сумма его частей». Это предложение говорит о том, что ощущение и восприятие основаны на целостной форме группы раздражителей. Классический пример гештальт-принципа — гештальт-квадрат. Наше восприятие того, что объект действительно является квадратом, вызвано нашим ощущением организации точек, а не ощущением каждой точки, как предполагают структуралисты.

Психофизический подход

Психофизика — это еще один теоретический подход, который исследует взаимосвязь между физическими свойствами стимулов и восприятием, которое они вызывают. Узнайте больше о психофизике здесь.

Полная ссылка: 

Вам разрешено копировать текст

Текст в этой статье находится под лицензией Creative Commons-License Attribution 4.0 International (CC BY 4.0).

Это означает, что вы можете свободно копировать, распространять и адаптировать любые части (или весь) текста в статье, если вы дадите соответствующий кредит и укажите ссылку/ссылку на эту страницу.

Вот и все. Вам не нужно наше разрешение для копирования статьи; просто включите ссылку/ссылку обратно на эту страницу. Вы можете использовать его свободно (с какой-либо ссылкой), и мы также согласны с тем, что люди перепечатывают его в таких публикациях, как книги, блоги, информационные бюллетени, учебные материалы, статьи, википедия и презентации (с четким указанием авторства).

Статьи по теме

Страницы по теме: 

facweb.cs.depaul.edu

Хотите быть в курсе? Подписывайтесь на нас!

Подписаться на @ExplorableMind

Теории ощущений | JAMA

Теории ощущений | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Электронная почта LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Прочие предметы

23 сентября 1939 г.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Содержание

§2. Теории ощущений

Проблема ощущений имеет громадное философское значение. Когда речь заходит о природе ощущений, их функции и отношении к реальному миру, неизбежно возникает связь с основным вопросом философии, который имеет две стороны. Это, во-первых, вопрос о том, что первично (исходно, изначально): мышление или бытие, дух или природа, ощущение или материя, психика или внешний материальный мир. Во-вторых, это вопрос об отношении мысли о мире к самому этому миру, т.е. познаваем ли окружающий мир, верно ли наше о нем представление.

Известны два диаметрально противоположных ответа на основной вопрос философии: идеалистический, провозглашающий ощущения первичными, а мир производным от них, вторичным, и материалистический, утверждающий первичность материи и вторичность психики. По мнению идеалистов, мир произволен от сознания, от ощущения, он вторичен. Вещи мира — это всего лишь собрание (комбинации, коллекции) моих ощущений.

Вещи есть лишь в моем сознании, в котором даны лишь мои ощущения. Нет материи как таковой, т.е. вне опыта, вне человеческого сознания, производящего эту материю.

Позиция материалиста в корне противоположна. Природа, материя первична, независима от ощущений, а сознание производно от нее. Ощущения – это образы, копии, картины вещей, дающие объективно правильное представление о мире. Мир – это движение материи, отражаемой нашим сознанием. Ощущение есть одно из свойств движущейся материи, связанное с некоторыми высшими ее формами. Вся психическая деятельность порождена единственной материальной субстанцией. Психические процессы имеют объективное происхождение и могут быть изучены объективно – как особое свойство материи.

Ощущения как и вся психика с точки зрения основного вопроса философии идеальны. Это субъективный образ объективного мира. Значит, ощущения производны от материи, есть ее отражение. Образ принадлежит субъекту (личности), но не так, как принадлежит ему часть тела или какая-то вещь.

«В отличие от материального, которое существует независимо от сознания, от психики, образ существует только в сознании, только в психике»*. Это значит, что образ рожден в деятельности субъекта, в его взаимодействии и в отношениях с объективным миром. Поэтому ощущения – это не пассивные отпечатки тех или иных свойств предметов (по типу зеркального отображения), а результат работы по сопоставлению образа и объекта-оригинала.

* См.: Гальперин П.Я. Введение в психологию. М., 1976. С. 45.

Возникшие ощущения (и восприятия) выполняют две условно разделяемые функции: сигнальную, т.е. уведомление организма о жизненно важных объектах или их свойствах, и отражательную, или образную, т.е. построение субъективного образа, необходимого для ориентировки в мире. Эти функции существуют, конечно, только в единстве, но по мере эволюции ощущений и психики в целом все большее значение приобретает собственно образная функция, ее расширение и качественное совершенствование.

Нет сигнала вне образа, как и нет образа вне сигнальности. Но вместе с тем эти две функции по-разному представлены в развитых ощущениях человека. Например, в зрении явно преобладает функция образная, гностическая, тогда как во вкусе и обонянии более представлена сигнальная функция. Положим, в поле зрения задумавшегося человека появилось что-то большое и стремительно движущееся. Он вначале повернет или пригнет голову – проявление сигнальной функции, а уж потом разберется: что это появилось и как следует поступать (реализация образной функции). Обонятельные же ощущения больше сигнализируют о чем-то приятном или неприятном, чем дают осознанные образы их источника.

В тесной связи с философскими вопросами проблемы ощущений находятся широко распространенные психофизиологические теории ощущений.

До сих пор определенный интерес представляет «закон специфических энергий органов чувств», сформулированный И. Мюллером (1826) и по-своему истолкованный Г. Гельмгольцем (1894). Этот закон имеет два выражения:

— один и тот же орган чувств одинаково отвечает (одним и тем же ощущением) на различные физические раздражители;

— одно и то же физическое воздействие вызывает разные ощущения в различных органах чувств.

С описательной точки зрения эти положения вполне справедливы. Действительно, какой бы раздражитель ни воздействовал на глаз (электрический, механический, химический и т.д.), ощущение может быть только одним – зрительным, т.е. тем или иным ощущением света (напр., «искры из глаз»). И наряду с этим один и тот же физический раздражитель (напр., электрический ток) вызовет самые разные ощущения при воздействии на глаз, ухо, кожу, язык и т.п. Но описательная справедливость положений закона специфических энергий (правда, не всех физических раздражителей и не для всего диапазона их интенсивностей) отнюдь не оправдывает абсолютизации этого закона, а главное – идеалистических выводов из него.

А эти необоснованные выводы сводятся к следующему: поступающая извне информация не отражается прямо, а переделывается, перекодируется каждым органом чувств на свой лад, в соответствии с его особенностями, или «специфическими энергиями», свойственными ему изначально. Таким образом, человек воспринимает якобы не внешний мир, а работу своих органов чувств. Наши ощущения и восприятия — это лишь знаки (символы, иероглифы) внешнего мира (Г. Гельмгольц), который на самом деле непознаваем. Поэтому ощущения подобны стене, отделяющей нас от внешнего мира, и человек ничего не может узнать об этом мире, будучи замкнут в сфере своих ощущений.

Первое, в чем состоит ошибка «физиологических идеалистов»*, – это механицизм, отсутствие эволюционного подхода к проблеме ощущений. Вопрос о их формировании и роли просто не исследовался ими, а специализация человеческих ощущений рассматривалась как данная изначально, извечно. Но ведь нынешние человеческие ощущения и восприятия, связанные с эволюцией образа жизни и органов чувств, отнюдь не являются неизменными. Их узкая специализация есть следствие длительной эволюции живого вообще, совершенствования психического отражения в ходе приспособления к изменяющимся условиям среды. Наличие «специфических энергий» органов чувств вовсе не причина своеобразных особенностей нашего психического отражения, а, наоборот, следствие усложнения этого отражения и деятельности в ходе длительной эволюции условий жизни, психики и дифференциации чувствительности. Организм воспринимает только те виды (и интенсивности) энергий, которые имеют приспособительное значение, т.е. характеризуются сигнальной, или ориентировочной, значимостью. И такая специализация органов чувств очень тонка и совершенна. В наше сознание входит отражение, именно тех его областей внешнего мира, которые нужны для ориентировки и регуляции деятельности. Следовательно, ощущения не отделяют человека от внешнего мира, как утверждают физиологические идеалисты, а, напротив, связывают его с этим миром, отражая его взаимодействие с ним (и его отношения).

* Так в философии определяют и обобщенно называют воззрения названных выше авторов и их последователей.

В конце XIX – начале XX вв. в психологии сложилась рецепторная теория ощущений, которая отрицала активный их характер. Согласно этой теории, орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители. Этим пассивным ответом и являются соответствующие ощущения, т.е. ощущение есть чисто механический отпечаток внешнего воздействия в соответствующем органе чувств. В настоящее время рецепторная теория ощущений признана несостоятельной. Ощущения рассматриваются как активный процесс. Это представление лежит в основе рефлекторной теории ощущений. Многочисленные исследования показали, что в состав каждого ощущения входит движение – иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов), иной раз в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц и т.п.). Установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета вообще невозможны без энергичных движений (перцептивных действий).

Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, надо его активно ощупать. Такие признаки предмета, как гладкость, шероховатость, размер и пр., воспринимаются, если ощупывающая рука активно движется. Участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на различном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (напр., при мышечных напряжениях), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (напр., при распознавании замысловатого изображения).

В процессе длительного исторического развития сформировались особые воспринимающие органы (органы чувств или рецепторы), которые специализировались на отражении разных видов движения материи: кожные рецепторы отражают механические воздействия; слуховые – звуковые колебания; зрительные электромагнитные колебания и т.д. Высокая специализированность присуща не только рецепторам, но и нейронам, входящим в состав центральных нервных аппаратов, до которых доходят сигналы, воспринимаемые периферическими органами чувств.

Представительство различных видов ощущений в коре головного мозга зависит от их значимости.

Рецепторная и рефлекторная теория ощущений. Лекции по общей психологии

Рецепторная и рефлекторная теория ощущений

В классической психологии сложилось представление, согласно которому орган чувств (рецептор) пассивно отвечает на воздействующие раздражители, и этим пассивным ответом являются соответствующие ощущения. Эта концепция называлась рецепторной теорией ощущений, и, согласно ей, ощущение как пассивный процесс противопоставлялось движению, которое рассматривалось как активный процесс.

В настоящее время такая рецепторная теория ощущений признана несостоятельной и отвергается большинством исследователей, которые противопоставляют ей представление об ощущении как об активном процессе. Это представление и лежит в основе другой теории, которая носит название рефлекторной теории ощущений.

Рассматривая ощущения животных, мы уже отмечали тот факт, что они носят не пассивный, безразличный характер и что животные активно выделяют из воздействий внешнего мира только те, которые имеют для них биологически важное значение. Мы уже говорили, что пчела реагирует на смешанные цвета гораздо активнее, чем на чистые цвета; что кобчик реагирует на гнилостные запахи, игнорируя запахи трав и зерен, в то время как утка проявляет обратные особенности в своих реакциях; что кошка активно выделяет поскребывание мыши, не реагируя на индифферентные для нее звуки камертона. Этот факт указывает на активный, избирательный характер ощущений.

Дальнейшие факты показывают, что физиологически ощущение вовсе не является пассивным процессом, но всегда включает в свой состав двигательные компоненты.

Так, наблюдения, проведенные американским психологом Неффом еще более сорока лет назад, позволили убедиться, что если наблюдать под микроскопом за участком кожи, раздражаемым иглой, можно видеть, что момент возникновения ощущения сопровождается рефлекторными двигательными реакциями этого участка кожи. В дальнейшем многочисленными исследованиями было установлено, что в состав каждого ощущения входит движение иногда в виде вегетативной реакции (сужение сосудов, кожно — гальванический рефлекс), иногда в виде мышечных реакций (поворот глаз, напряжение мышц шеи, двигательные реакции руки и т.  д.).

Было установлено, что сложные ощущения, требующие различения или узнавания предмета, вообще невозможны без активных движений. Так, чтобы различить с закрытыми глазами предмет, необходимо активно ощупать его; даже такие признаки, как гладкость и шероховатость предмета, его величина и т. д., воспринимаются, лишь если ощупывающая рука активно движется; ощущения, возникающие от предмета пассивной поверхностью кожи, являются крайне несовершенными.

То же самое было установлено и в отношении зрительного восприятия. Еще И. М. Сеченов указывал на то, что для зрительного восприятия предмета необходимо, чтобы глаз «ощупал» его. В последнее время было установлено, что каждое зрительное восприятие действительно осуществляется при активном участии движений глаз, которые иногда носят характер крупных «ощупывающих» движений, а иногда принимают вид микродвижений глаз. Мы еще специально остановимся на том факте, что и слуховое ощущение протекает при ближайшем участии двигательных компонентов как в самом слуховом аппарате, так и в связанном с ним голосовом аппарате. Известно, что для уточнения звука необходимо пропеть его, и только в этом случае звук будет достаточно четко отделен от близких к нему звучаний.

Все это показывает, что ощущения вовсе не являются пассивными процессами, что они носят активный характер и участие двигательных компонентов в ощущении может осуществляться на разном уровне, протекая иногда как элементарный рефлекторный процесс (например, при сокращении сосудов или мышечных напряжениях, возникающих в ответ на каждое ощущаемое раздражение), а иногда как сложный процесс активной рецепторной деятельности (например, при активном ощупывании предмета или разглядывании сложного изображения).

В указании на активный характер всех этих процессов и состоит рефлекторная теория ощущений.

Мы еще увидим, какое значение она имеет как для теории познавательных процессов человека, так и для анализа тех изменений в ощущении восприятии, которые наступают при патологических состояниях мозга.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Мир ощущений младенца

Мир ощущений младенца  Конечно, жизнь не остается такой простой, и любовь тоже. То, что начиналось как привязанность к чему-то, при­носящему удовлетворение, проходит через много перемен и в конце может превратиться в привязанность к тому, что приносит боль. Вскоре мы

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений

25. Методы исследования ощущений и восприятия. Основные нарушения ощущений Исследование восприятия проводится:1) клиническими методами;2) экспериментально-психологическими методами. Клинический метод применяется, как правило, в следующих случаях:1) исследования

35.

 Виды ощущений

35. Виды ощущений Классификация ощущений производится по нескольким основаниям.1. По наличию или отсутствию непосредственного контакта рецептора с раздражителем, вызывающим ощущение, выделяют: дистантную и контактную рецепцию.2. По расположению рецепторов на

РЕЗЮМЕ. МОТИВАЦИОННАЯ И УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ, СФЕРЫ КОНТРОЛЯ

РЕЗЮМЕ. МОТИВАЦИОННАЯ И УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ АКТИВНОСТЬ, СФЕРЫ КОНТРОЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ. МОТИВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ. Мотивационная активность — это активность, вызванная неудовлетворенностью потребности, в отличие от условно-рефлекторной.ОПРЕДЕЛЕНИЕ. УСЛОВНО-РЕФЛЕКТОРНАЯ

§10. Виды ощущений

§10. Виды ощущений Все ощущения можно разделить на две группы:1) Ощущения, отражающие свойства вещей или явлений, находящихся вне нас. Органы этих ощущений расположены на поверхности тела или близко к ней.2) Ощущения, отражающие движения отдельных частей нашего тела и

§13. Взаимодействие ощущений

§13. Взаимодействие ощущений Чувствительность к какому-нибудь раздражителю сильно зависит от других ощущений, имеющихся в данный момент. Зависимость эта очень сложная, и не все законы, управляющие ею, изучены в настоящее время. Но одна простая закономерность действует в

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ

35. КЛАССИФИКАЦИЯ ОЩУЩЕНИЙ. СВОЙСТВА ОЩУЩЕНИЙ Ощущения можно классифицировать по характеру отражения и месту расположения рецепторов. Экс-терорецепторы расположены на поверхности тела, отражая свойства предметов и явлений внешней среды. Их делят на контактные и

2.7 Рефлекторная память

2. 7 Рефлекторная память У человека столько анализаторных систем, сколько органов чувств. Вы уже познакомились со зрительной анализаторной системой. Кроме зрительного анализатора, в мозге есть слуховой анализатор, речевой анализатор, анализатор вкуса, запаха,

Классификация ощущений

Классификация ощущений Так как ощущение возникает в результате воздействия определенного физического раздражения на соответствующий рецептор, то первичная классификация ощущений исходит, естественно, из рецептора, который дает ощущение данного качества или

Классификация ощущений

Классификация ощущений Издавна принято различать пять основных видов (модальностей) ощущений, выделяя обоняние, вкус, осязание, слух и зрение.Эта классификация ощущений по основным «модальностям» является правильной, хотя и не исчерпывающей.Для достаточно полного

Измерение ощущений

Измерение ощущений Исследование абсолютных порогов ощущенийДо сих пор мы останавливались на качественном анализе различных видов ощущений. Однако не менее важное значение имеет количественное исследование, иначе говоря, их измерение.Известно, что человеческие органы

Психология ощущения и восприятия — учебный курс

  • Автор: Капустин С.А.
  • Год создания: 1993
  • Организация: МГУ имени М.В. Ломоносова
  • Описание: Содержание курса. ЧАСТЬ I. ВВЕДЕНИЕ В ПСИХОЛОГИЮ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ТЕМА 1. Общее представление об ощущении и восприятии (8 часов) Определение ощущения и восприятия. Основные свойства ощущений. Классификации ощущений и рецепторов. Основные свойства образов восприятия: сенсорное качество, конфигурация, константность, система отсчета, предметность, установка. Различные представления о стимуле: проксимальный и дистальный стимул, структурная характеристика проксимального стимула. Виды образов: фосфен, послеобраз, эйдетический образ, фантом, синестезия, галлюцинация, псевдогаллюцинация, и др. Специфика образов восприятия в сравнении с другими видами образов. Двойственная природа образов восприятия: восприятие как отражение объективного мира и форма представления знаний субъекта о нем. ТЕМА 2. Теории восприятия (14 часов) Основные подходы к объяснения механизмов восприятия: объектно-ориентированный и субъектно-ориентированный. Критерии различения этих подходов. Теории восприятия, относящиеся к объектно-ориентированному подходу: структуралистская теория, гештальттеория, экологическая теория. Теории восприятия, относящиеся к субъектно-ориентированному подходу: теория бессознательных умозаключений, теория категоризации, теория перцептивного цикла. ТЕМА 3. Развитие восприятия (6 часов) Проблема врожденного и приобретенного в восприятии: нативистическая и эмпиристическая точки зрения. Примеры экспериментальных исследований на новорожденных животных, младенцах, прозревших слепых. Основные направления развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущений и восприятия. ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ТЕМА 4. Психофизика и измерение ощущений (12 часов) Предмет и задачи психофизики. Косвенное измерение ощущений. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Определение измерения. Типы измерительных шкал. Примеры методов измерения, в которых используются различные типы шкал. Теория обнаружения сигналов. ЧАСТЬ II. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И РЕЗУЛЬТАТЫ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ ТЕМА 4. Психофизика и измерение ощущений (12 часов) Предмет и задачи психофизики. Косвенное измерение ощущений. Закон Бугера-Вебера. Постулат Фехнера. Закон Фехнера. Прямое измерение ощущений. Закон Стивенса. Определение измерения. Типы измерительных шкал. Примеры методов измерения, в которых используются различные типы шкал. Теория обнаружения сигналов. ТЕМА 5. Восприятие пространства, движения, времени (10 часов) Проблема восприятия третьего измерения. Признаки восприятия удаленности и глубины. Механизмы стереозрения. Восприятие движения. Признаки восприятия реального движения. Системы восприятия реального движения: изображение-сетчатка и глаз-голова. Теории восприятия стабильности видимого мира. Иллюзии восприятия движения. Экологический подход к восприятию, пространства и движения. Примеры инвариантных структур светового потока, содержащих информацию о глубине и удаленности, движении объектов и наблюдателя. ТЕМА 6. Константность восприятия (6 часов) Определение и виды константности восприятия, процедура ее измерения. Коэффициент константности. Ядерно-контекстная теория константности. Теория перцептивных уравнений. Экологическая теория константности. Примеры инвариантных структур светового потока, содержащих информацию о величине воспринимаемых объектов. ТЕМА 7. Предметность и установка в восприятии (8 часов) Виды оптических искажений. Феномены инвертированного зрения. Проблема перцептивной адаптации к инвертированному зрению и ее экспериментальные исследования. Феномены псевдоскопического восприятия, их описание и объяснение. Правило правдоподобия. Создание искусственных органов чувств, формирование у слепых «кожного зрения». Кросскультурные исследования восприятия. Исследования восприятия в школе «Новый взгляд». Потребности и ценности как организующие факторы восприятия.
  • Добавил в систему: Капустин Сергей Александрович

Преподавание курса


  • 1 сентября 1993 — 31 января 2009 Капустин Сергей Александрович
  • МГУ имени М.В. Ломоносова, Факультет психологии
  • обязательная, базовой части, лекции, 32 часов
  • Автор: Капустин С. А.

теорий ощущений | JAMA

Теории ощущений | ДЖАМА | Сеть ДЖАМА [Перейти к навигации]

Эта проблема

  • Скачать PDF
  • Полный текст
  • Поделиться

    Твиттер Фейсбук Эл. адрес LinkedIn

  • Процитировать это
  • Разрешения

Прочие предметы

23 сентября 1939 г.

ДЖАМА. 1939;113(13):1250-1251. дои: 10.1001/jama.1939.02800380068040

Полный текст

Эта статья доступна только в формате PDF. Загрузите PDF-файл, чтобы просмотреть статью, а также связанные с ней рисунки и таблицы.

Абстрактный

В этом, одном из первых трех названий, объявленных в Кембриджской биологической серии, Родон-Смит создал учтивый и интересный опус. «Теории ощущений» могут навести на мысль, что автор рассматривает в первую очередь физиологические теории, имеющие дело со всякого рода ощущениями. Такой том, несомненно, был бы полезен, но Родон-Смит не пишет его, а обсуждает только теории зрения и слуха, приводя физиологические доказательства. С точки зрения различных фаз этих двух сенсорных феноменов, которые он обсуждает, объем имеет значение. Так много экспериментальных данных, столько дискуссий об измерении физических свойств ощущения, что главы, посвященные формированию сетчаточного изображения, двойственности сетчаточного процесса, различению интенсивности, остроты зрения и цветового зрения, дают довольно недавняя и современная картина того, как

Предварительный просмотр первой страницы Просмотреть большой

Полный текст

Добавить или изменить учреждение

  • Кислотно-щелочное, электролиты, жидкости
  • Лекарство от зависимости
  • Аллергия и клиническая иммунология
  • Анестезиология
  • Антикоагулянты
  • Искусство и образы в психиатрии
  • Кровотечение и переливание
  • Кардиология
  • Уход за тяжелобольным пациентом
  • Проблемы клинической электрокардиографии
  • Клиническая задача
  • Поддержка принятия клинических решений
  • Клинические последствия базовой нейронауки
  • Клиническая фармация и фармакология
  • Дополнительная и альтернативная медицина
  • Заявления о консенсусе
  • Коронавирус (COVID-19)
  • Медицина интенсивной терапии
  • Культурная компетентность
  • Стоматология
  • Дерматология
  • Диабет и эндокринология
  • Интерпретация диагностических тестов
  • Разнообразие, равенство и инклюзивность
  • Разработка лекарств
  • Электронные медицинские карты
  • Скорая помощь
  • Конец жизни
  • Гигиена окружающей среды
  • Этика
  • Пластическая хирургия лица
  • Гастроэнтерология и гепатология
  • Генетика и геномика
  • Геномика и точное здоровье
  • Гериатрия
  • Глобальное здравоохранение
  • Справочник по статистике и медицине
  • Рекомендации
  • Заболевания волос
  • Модели медицинского обслуживания
  • Экономика здравоохранения, страхование, оплата
  • Качество медицинской помощи
  • Реформа здравоохранения
  • Медицинская безопасность
  • Медицинские работники
  • Различия в состоянии здоровья
  • Несправедливость в отношении здоровья
  • Информатика здравоохранения
  • Политика здравоохранения
  • Гематология
  • История медицины
  • Гуманитарные науки
  • Гипертония
  • Изображения в неврологии
  • Наука внедрения
  • Инфекционные болезни
  • Инновации в оказании медицинской помощи
  • Инфографика JAMA
  • Право и медицина
  • Ведущее изменение
  • Меньше значит больше
  • ЛГБТК
  • Образ жизни
  • Медицинский код
  • Медицинские приборы и оборудование
  • Медицинское образование
  • Медицинское образование и обучение
  • Медицинские журналы и публикации
  • Меланома
  • Мобильное здравоохранение и телемедицина
  • Нарративная медицина
  • Нефрология
  • Неврология
  • Неврология и психиатрия
  • Примечательные примечания
  • Сестринское дело
  • Питание
  • Питание, Ожирение, Упражнения
  • Ожирение
  • Акушерство и гинекология
  • Гигиена труда
  • Онкология
  • Офтальмологические изображения
  • Офтальмология
  • Ортопедия
  • Отоларингология
  • Лекарство от боли
  • Патология и лабораторная медицина
  • Уход за пациентами
  • Информация для пациентов
  • Педиатрия
  • Повышение производительности
  • Показатели эффективности
  • Периоперационный уход и консультации
  • Фармакоэкономика
  • Фармакоэпидемиология
  • Фармакогенетика
  • Фармация и клиническая фармакология
  • Физическая медицина и реабилитация
  • Физиотерапия
  • Руководство врача
  • Поэзия
  • Здоровье населения
  • Профилактическая медицина
  • Профессиональное благополучие
  • Профессионализм
  • Психиатрия и поведенческое здоровье
  • Общественное здравоохранение
  • Легочная медицина
  • Радиология
  • Регулирующие органы
  • Исследования, методы, статистика
  • Реанимация
  • Ревматология
  • Управление рисками
  • Научное открытие и будущее медицины
  • Совместное принятие решений и общение
  • Медицина сна
  • Спортивная медицина
  • Трансплантация стволовых клеток
  • Хирургия
  • Хирургические инновации
  • Хирургический жемчуг
  • Обучаемый момент
  • Технологии и финансы
  • Искусство JAMA
  • Искусство и медицина
  • Рациональное клиническое обследование
  • Табак и электронные сигареты
  • Токсикология
  • Травмы и травмы
  • Приверженность лечению
  • УЗИ
  • Урология
  • Руководство пользователя по медицинской литературе
  • Вакцинация
  • Венозная тромбоэмболия
  • Здоровье ветеранов
  • Насилие
  • Женское здоровье
  • Рабочий процесс и процесс
  • Уход за ранами, инфекция, лечение

Сохранить настройки

Политика конфиденциальности | Условия использования

Наше осознание ощущений | Теория восприятия Томаса Рида

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТеория восприятия Томаса РидаФилософия 17-18 вековЭпистемологияИстория западной философииФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТеория восприятия Томаса РидаФилософия 17-18 вековЭпистемологияИстория западной философииФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Расширенный поиск

  • Иконка Цитировать Цитировать

  • Разрешения

  • Делиться
    • Твиттер
    • Подробнее

Cite

Nichols, Ryan,

‘Our Awareness of Sensations’

,

Thomas Reid’s Theory of Perception

(

Oxford,

2007;

online edn,

Oxford Academic

, 1 мая 2007 г.

), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780199276912.003.0008,

, по состоянию на 16 октября 2022 г.

Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТеория восприятия Томаса РидаФилософия 17-18 вековЭпистемологияИстория западной философииФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

Закрыть

Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicТеория восприятия Томаса РидаФилософия 17-18 вековЭпистемологияИстория западной философииФилософия разумаКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

Advanced Search

Abstract

В этой главе анализируется то, что Рид говорит о природе нашего осознания ощущений, чтобы определить степень контакта между нашим разумом и миром. Он начинается с краткого изложения причин, по которым теория Рейда очень приближает разум к миру. Затем обсуждается интерпретация, согласно которой наше осознание ощущений, обозначающих первичные качества, делает наше восприятие первичных качеств косвенным. Горстка текстов предлагает prima facie поддержку этой точки зрения; в них, по словам Рида, мы выполняем когнитивные операции над этими ощущениями, «интерпретируя», «осмысливая» и «веря» им. Эти отрывки и их контекст анализируются, чтобы показать, что свидетельство этой интерпретации не может полностью оправдать его приписывание Рейду. Утверждается, что определение степени непосредственности восприятия Рейдиана затруднительно из-за его грубого рассуждения о нашем осознании ощущений. Однако мы вправе думать, что его теория восприятия более прямая, чем косвенная.

Ключевые слова: умы, мир, восприятие, первичные качества, интерпретация, понимание, вера

Предмет

Эпистемология Философия 17-18 вековИстория западной философииФилософия разума

В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

Войти

Получить помощь с доступом

Получить помощь с доступом

Доступ для учреждений

Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

Доступ на основе IP

Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

Войдите через свое учреждение

Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

  1. Нажмите Войти через свое учреждение.
  2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
  3. При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

Войти с помощью читательского билета

Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

Члены общества

Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

Войти через сайт сообщества

Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

  1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
  2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
  3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

Вход через личный кабинет

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

Личный кабинет

Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

Просмотр учетных записей, вошедших в систему

Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

  • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
  • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

Ведение счетов организаций

Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.

Покупка

Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.

Информация о покупке

Чувственные и перцептивные теории визуальных коммуникаций

Чувственные и перцептивные теории Визуальные коммуникации

Повторить предыдущий урок ВИКТОРИНА

В чем разница между зрительным ощущением и зрительным восприятием?
Чем гештальт, конструктивизм (чувственные теории) отличаются от семиотики и когнитивные теории?
Каким образом теории восприятия предлагают лучшее понимание визуальных сообщений, чем чувственные теории?

1. Чувственные теории : Забота о чувственных теориях — это то, что видят глаза; не столько то, что разум делает из этого; чувственные теории- Гештальт и Конструктивизм — убеждение состоит в том, что прямые или опосредованные изображения состоят из светлых объектов которые притягивают или отталкивают нас.

 

2. Теории восприятия: Беспокойство связано со значением, которое мы связываем с вещами, — с тем, что интерпретирует наш разум; теории восприятия — Семиотика и Когнитивная о , означающем , которое мы связываем с изображениями, которые мы видим. Эти теории основаны на содержании и рассматривают человеческий разум как сложный

.

 

Зрительное ощущение и зрительное восприятие
Визуальное ощущение Стимул активирует нервные клетки в органах чувств человека органы (глаза, уши, нос, рот, осязание). Ощущения физические реакции на стимулы и не несут никакой смысловой нагрузки. ощущения — это необработанные данные из чего мозг делает смысл — стимул активирует наши чувства; ответ более низкого порядка
Зрительное восприятие Зрительное восприятие — это то, как мозг обрабатывает информацию (необработанную данные) от органов чувств. Это значение, полученное из после чувственного получены стимулы; что мы понимаем из ощущений, которые мы испытываем

––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– –––––––––––

Часть 1. Чувственные теории визуальной коммуникации

____________________________________________________________________________________________________________

Гештальт —» целое отлично от суммы своих частей».
  • Гештальт был создан Максом Вертхаймером , немецким психологом-
  • Гештальт на немецком языке означает «форма» или «форма»
  • Вертгеймер говорит, что глаз воспринимает все зрительные стимулы и мозг упорядочивает ощущения в связный образ
  • Теория гештальта утверждает, что восприятие является результатом комбинации ощущений. а не отдельные чувственные элементы
  • Дискретные элементы объединяются и понимаются по четырем основным принципы группировки: сходство, близость, продолжение и общее судьба
  • Фокусом гештальт-теории является идея «группировки»,
  • Группировка — это метод, который мы используем для интерпретации поля зрения или ситуации.

Посмотрите это для получения более подробной информации и примеров чувственной теории — гештальт

Гештальт-теория от Роджер Питио

Основными факторами, определяющими группировку, являются:

 

    90 504 элемента, которые в чем-то похожи, как правило, группируются вместе. Визуальный интерес усиливается непохожестью. Элементы 90 504 группируются вместе, если они имеют тенденцию завершать шаблон.
    Близость

    Закон близости гласит, что объекты вблизи друг друга, как правило, рассматривают как единое целое.

    Согласно этому закону, вы увидите договоренность с право не как набор строк, а набор столбцов. Мы склонны воспринимать предметы, находящиеся рядом друг с другом, как группы.

    Мы видим вам расположение точек справа не как набор строк, а как набор столбцов. Мы склонны воспринимать предметы, находящиеся рядом друг с другом, как группы.

    Подобие
    Крышка
    Фигура/фон Фигура — это объект, который вы воспринимаете, фон — это то, что находится на заднем плане. Вы можете воспринимать только одно за раз. Мозг помечает вещи как близкие или далекие, негативные или позитивные. пространство. Логотип FedEx также является примером внешнего вида между вторым Е и х.
    Простота

    изделия организованы в фигуры в соответствии с симметрией, регулярностью, и гладкость.

    Как правило, на первый взгляд мы видим вещи в простых терминах, а не в сложных терминах

    На изображении выше мы видим самые очевидные — очки, выстроенные в ряд.

    мы видим 2, а не 3 треугольника

    Общая судьба

    Закон общей судьбы гласит, что когда объекты движутся в в том же направлении, мы склонны рассматривать их как единое целое.

    На изображении справа, когда точки 1, 3 и 5 перемещаются вверх и точки 2, 4 и 6 перемещаются вниз одновременно, точки движущиеся в одном направлении воспринимаются как группа.

    Продолжение

    Закон хорошего продолжения гласит, что объекты, расположенные либо по прямой линии, либо по плавной кривой, как правило, видны как единица.

    Справа различаем две линии, одну от а до б и еще один от c до d, хотя этот рисунок мог представляют другой набор линий, одну от a до d и другое от c до b. Тем не менее, мы, скорее, определить линию от a до b, которая имеет лучшее продолжение, чем линия от a до d, которая имеет очевидный поворот

Гештальт и визуальная коммуникация

  • Анализ изображения следует начинать с концентрации на формах которые появляются. Каково общее впечатление — гештальт?
  • Посмотрите видео, объясняющее больше об этих концепциях, здесь http://www.lynda.com/Dreamweaver-tutorials/Gestalt-principles/82822/97990-4.html
  • Посмотрите эти интересные/юмористические и странные примеры гештальт-фотографий, которые вам действительно нужно посмотреть, чтобы понять, из Buzzfeed http://www. buzzfeed.com/awesomer/photos-you-really-need-to-look-at- понять
  • Чтобы увидеть больше примеров гештальта и графического дизайна, см. http://graphicdesign.spokanefalls.edu/tutorials/process/gestaltprinciples/gestaltprinc.htm
  • Благодаря принципам гештальта мы можем научиться объединять основные элементы в осмысленное весь. И чтобы деконструировать изображение, мы делаем то же самое в обратном порядке
  • Гештальт-теория показывает наш мозг как мощный орган. Наш мозг находится под влиянием или изменены тем, что мы видели в прошлом, и тем, что мы хотим видеть. Мы приносим с собой наши предвзятые идеи.
  • Теория гештальта подвергалась критике за описание восприятий и не давая объяснений о том, как восприятие придает смысл изображениям. Эта критика рассматриваемого как пассивного приводит исследователей к теория конструктивизма

Проверьте свои знания гештальта

Конструктивизм

  • Джулиан Хохберг , профессор психологии Колумбийского университета, использовал машины слежения за глазами и увидел, что глаза наблюдателя постоянно движение во время просмотра изображения. Идея состоит в том, что зритель конструирует сцену с быстрые фокусные фиксации, которые в совокупности создают картину. (это активный подход по сравнению с пассивным гештальтом)
  • Два исследователя из Южной Флориды обнаружили, что содержание, размер и размещение фотографий на газетной странице важнее, чем то, будет ли изображение в цвете
  • Невозможные объекты — примеры того, как конструктивисты анализируют визуальные работает

  • Конструктивизм помогает объяснить, почему наши глаза двигаются, когда мы смотрим на изображения; впрочем, это только небольшое разъяснение гештальта

–––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––––– ––––––––––

Часть 2. Перцептивные теории визуальных коммуникаций

_______________________________________________________________________________________________

  • Семиотика и Когнитивные подходы для визуальной связи может быть считается Контент-ориентированные или теории восприятия считают людей настолько сложными, насколько они способны создавать сложные значения для вещей, которые мы видим
  • Знак — это просто все, что обозначает что-то еще. Например, галочка на задании означает правильное.
  • У людей есть естественное желание придавать смысл вещам, которые мы видим. Один из способов, которым мы придаем смысл вещам, заключается в том, через создание и интерпретацию «знаков».
  • Каждый из нас рождается в культуре со знаками и символами. По мере нашего роста мы изучаем знаки культуры, а также создаем свои собственные интерпретации. Мы создаем собственные личные визуальные библиотеки.
  • Чем больше у нас знаний и опыта, тем лучше мы можем интерпретировать знаки.
  • г. 397 г. н.э. Августин, римский философ, предложил изучение знаков; Перед Первой мировой войной Фердинанд де Соссюр и Чарльз Пирс разработали идеи про знаки

 

URL: https://youtu. be/rEgxTKUP_WI

Семиотика: изучение знаков — стенограмма:

«Семиотика, изучение знаков». Эта наука была предложена в начале 1900-х годов швейцарским лингвистом Фердинандом де Соссюром и американским прагматиком Чарльзом Сандерсом Пирсом. Соссюр утверждал, что не существует внутренней или необходимой связи между тем, что несет смысл, Означающее — обычно слово или символ и фактическое значение, которое несет Означаемое . Например, слово «Автомобиль» на самом деле не автомобиль. Значение автомобиля может быть передано любой случайной последовательностью букв. Так уж получилось, что в английском языке значение несут буквы C, A, R. Идея Пирса о семиотике различала три типа знаков — Icon , I ndex и Symbol . Принадлежность знака к той или иной категории зависит от характера его отношений между Сам знак который он назвал Референтом и фактическим значением.

Значок — это знак, обозначающий объект , напоминающий его . В эту категорию знаков входят очевидные примеры, такие как изображения, карты и диаграммы, и некоторые не столь очевидные, такие как алгебраические выражения и метафоры. Существенным аспектом отношения значка к его объекту является один из подобия .

Индексы относятся к своим объектам не в силу какого-либо отношения подобия, а скорее через актуальная причинно-следственная связь между знаком и его объектом. Дым — показатель огня. Отметка на лихорадочном термометре является показателем температуры тела и так далее. Отношение между знаком и его объектом актуально тем, что знак и объект имеют нечто общее, т. е. объект действительно воздействует на знак.

Наконец, символы будут относиться к своим объектам в силу Закона, Правила или Соглашения, Слова, Предложения и Тексты являются очевидными примерами, в которых не предполагается никакого сходства или причинно-следственной связи в отношении, например, слова «лошадь» к объекту, к которому оно относится. Поскольку символы не обязательно должны иметь сходство или причинно-следственную связь со своим объектом, знаки могут рассматриваться пользователем знаков неограниченным образом, независимо от каких-либо физических отношений с пользователем знаков. Этот момент имеет решающее значение и фактически закладывает основу семиотического взгляда на познание человека.

Тот факт, что люди могут использовать знаки, которые произвольны и не обязательно должны существовать в их непосредственном опыте, делает мышление возможным и отчетливо человеческим. Идеи можно доводить до ума и манипулировать ими без непосредственного опыта. Значения могут быть выражены различными способами с помощью различных научных систем — языка, музыки, жестов и так далее. По сути, люди могут создавать с помощью знаков мир, полностью отличный от мира непосредственного опыта. Нам трудно представить мир без правил дорожного движения, социальных условностей, баскетбольных игр и так далее. Они так же реальны для нас, как деревья и скалы. Тем не менее, они, так же как и наше понимание деревьев и камней, возникли благодаря взаимодействию людей по отдельности и коллективно через научные структуры, которые мы называем культурой».0003

Три типа знаков: Иконический, индексальный и символический

  • Эти три типа не исключают друг друга; одна картинка может иметь одновременно все три типа

Пиктограммы Пиктограммы

  • Пиктограммы или пиктограммы легче всего понять, потому что они выглядеть как то, что они представляют; примеры- значки на рабочем столе- знак мусора для мусора, доисторическая пещера картина, символ на двери туалета
  • легко увидеть соединение

Эти значки напоминают то, что они обозначают

 

Индексные знаки

  • индексальные знаки имеют некоторую логическую или здравую связь с что они представляют
  • Интерпретация
  • может занять немного больше времени, чем иконический знак.
  • Мы учимся этому через жизненный опыт
  • Примеры- солнечные часы, след на пляже (представляет человек), дым от выхлопных газов автомобилей (представляет собой загрязнение)

Эти знаки связаны с тем, что они представляют, но требуют немного больше времени и изучаются

 

Символические знаки

  • Символические знаки наиболее абстрактны, потому что они не интуитивны. Нам нужно выучить эти знаки.
  • Эти символы не имеют логической или репрезентативной связи между их и что они собой представляют
  • Они узнаются под социальным и культурным влиянием; например, передается из поколения в поколение или изучается через рекламу в СМИ
  • Примеры-слова, цифры, цвета, жесты, флаги, костюмы, компания логотипы, музыка и религиозные образы являются символами
  • Они могут передаваться из поколения в поколение, и у них могут быть сильные эмоции по сравнению с индексным или знаковым
  • У нас могут быть свои личные ассоциации с этими

Знак мира. Голуби часто ассоциируются с миром. Посмотрите, что произошло, когда Папа Римский выпустил двух голубей в январе 2014 года. большая черная ворона/

Эти знаки не имеют логической связи с тем, что они представляют. Мы учимся этому через культуру.

Изображения — это набор знаков

  • Изображение состоит из множества различных ассоциаций; язык линейный (дискурсивный) — одно слово следует за другим; картина презентационная
  • знаков на картинке представлены разными способами
  • Ролан Барт назвал цепочку ассоциаций «кодами»
  • Asa Berger предлагает 4 типа кодов: метонимический, аналогичный, смещенный и сгущенный
Метонимический код

Группа знаков, вызывающая у зрителя делать ассоциации или предположения. Мы делаем предположения о том, что видим, из-за группы вещей. Реклама, показывающая все составляющие счастливой семьи. См. 19Счастливая семья 50-х годов в рекламе Coca Cola здесь. Coca Cola хочет, чтобы мы верили, что если мы выпьем Coca Cola, наша семья станет идеальной картинкой.

Аналоговый код Группа знаков, которые вызывают у зрителя мысленные сравнения.

Желтая писчая бумага может напомнить писателю желтую кожуру лимона из-за похожего цвета.

См. этот пример из рекламы American Express

Смещенный код Коды, передающие значение от одного набора знаков к другому. Например, Си-Эн Тауэр как фаллический символ. Ликер, помада, а реклама сигарет часто использует фаллические символы для ссылки на свою продукцию. к сексу. См. знаменитую кампанию Уинстона. Важно то, что впереди!
Сокращенный код Несколько знаков, объединенных в новый знак. особенно изображения, используемые вне культуры. Методы редактирования, смешивание множества разных типов цветов, графики и изображений. В культуре сообщение предназначен для, сжатый код имеет соответствующее значение, но для тех, вне культуры образы часто сбивают с толку, бесцельно. «Внутренняя» группа может получить значение, в то время как «внешняя» группа может не

Семиотические коды: метонимические, аналоговые, смещенные и сжатые из K3 Hamilton

 

 

Посмотрите это слайд-шоу, чтобы узнать, как декодировать рекламу с помощью семиотики

Семиотика для начинающих от MediaStudies Saltash

Проверьте свои знания семиотики

Когнитивный подход

  • Согласно когнитивному подходу человек не просто видит свет структурированный объект, как в гештальте. При когнитивном подходе человек использует сложные мыслительные операции для получения смысла увиденного
  • Кэролайн Блумер определила несколько видов умственной деятельности, влияющих на зрительное восприятие: память, проекция, ожидание, избирательность, привыкание, выразительность, диссонанс, культура и слова
90 504 человека используют изображения в качестве вспомогательных средств для запоминания или мнемоники, чтобы вспоминать события или словесные отрывки.
Память
Выступ Мы видим картинки в облаках или слушаем предсказания нашего будущего по картам Таро, или тест Роршаха, чтобы выявить, какой у нас характер является. Здесь психическое состояние человека проецируется на неодушевленные предметы
Ожидание Войдя в класс, вы ожидаете увидеть парты, доску, учитель. Наличие сильных предвзятых ожиданий часто приводит к ошибкам в нашем восприятии
Селективность

У нас есть выбор, что нам делать. Многое из того, что мы видим, не является частью сознательной обработки. Мы делаем не думать о собственном дыхании; большая часть зрительного восприятия бессознательна. Акцентируем внимание на значимых деталях

Какой ролик внизу. Описание в объявлении следующее: «Насколько привлекает внимание новая ŠKODA Fabia? Мы протестировали ее. Соберется ли толпа? Будут ли другие водители тормозить? Смотрите, чтобы узнать».

Маркетологи из Нью-Мексико считают, что подростки мужского пола заметят сообщение, когда воспользуются писсуаром. См. «Говорящий писсуар» (внутренняя ссылка)

Привыкание Привыкание возникает, когда мы перестаем на что-то обращать внимание. Возможно, мы видели его так много, что больше не замечаем. Разум игнорирует визуальные стимулы, являющиеся частью повседневной привычной жизни. Мероприятия. Когда мы ходим одинаково каждый день, мы можем упустить детали. Слишком много стимулов в культуре может привести к культурному шоку. человек раздражительный и усталый
Заметность Стимул, имеющий значение для человека, будет замечен больше. Что-то, что имеет отношение к нам, будет выделяться. Опытный шахматист видит в шахматах больше, чем новичок. Ученый видит под микроскопом больше, чем мы.
Диссонанс Концентрация ограничена чем-то одним за раз. Громкая музыка будет отвлечься от учебы. Слишком много информации на экране телевизора может отвлекать — Заголовки новостей CNN — CP24 — так много конкурирующей информации. Если у вас на уме что-то другое, оно конкурирует за внимание
Культура На нас влияют культурные артефакты, ритуалы и поведение вокруг нас. На нас влияют нормы культуры. То, как люди ведут себя, одеваются, едят, ведут себя, исповедуют религию, влияет зрительное восприятие. Он включает в себя этническую принадлежность, экономический статус, работу, пол, возраст, сексуальная ориентация, географическое положение
Слова Мысли обрамляются словами. Когда слова сочетаются с изображениями более эффективное сообщение может привести к

Семиотика и когнитивные подходы рассматривают человеческий разум как сложный. Значимый связи между тем, что люди видят, и тем, как они используют изображения, возникают, когда психический процесс рассматривается как человеческий процесс, а не механический.

_____________________________________________________________________________

Источники/ресурсы

Визуальная коммуникация: изображения с сообщениями, 4-е издание 2007 Пол Мартин Лестер

Гештальт-теория http://chd. gmu.edu/immersion/knowledgebase/strategies/cognitivism/gestalt/gestalt.htm

Гештальт-теория восприятия http://www.usask.ca/education/coursework/skaalid/theory/gestalt/gestalt.htm

Гештальт-теория http://coe.sdsu.edu/eet/articles/gestalt/index.htm

Гештальт и реклама http://www.qualitativedifference.com/company/news/c1107372168_687372

Гештальт-принципы графического дизайна http://graphicdesign.spokanefalls.edu/tutorials/process/gestaltprinciples/gestaltprinc.htm

Гештальт http://iit.ches.ua.edu/systems/gestalt.html

Принципы восприятия — макет http://www.indiana.edu/~vdim/Layout/Gestalt/ProxSim/Prox.HTM

ПРИНЦИПЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ИЛЛЮЗИЙ http://www.lhup.edu/~dsimanek/3d/illus1.htm

Загадки лаборатории Архимеда http://www.archimedes-lab.org/atelier.html?http://www.archimedes-lab.org/impossible.html

Семиотика для начинающих http://www.aber.ac.uk/media/Documents/S4B/semiotic.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts