Я концепция личности кратко: Я-концепция . Что такое «Я-концепция «? Понятие и определение термина «Я-концепция » – Глоссарий

Я-концепция – это представления личности о самой себе в психологии

Представление и мнение человека о самом себе значительно влияет на его мировосприятие, поведение и стиль жизни.

В психологии такое представление называют Я-концепцией. Это одна из важнейших составляющих человеческой личности, которая формирует не только представление человека о самом себе, но и представление о нем других людей.

Я-концепция – результат самооценивания и самопознания относительно разных происходящих в жизни человека событий и мнений других окружающих его личностей.

На сегодняшний день понятие «Я-концепции» становится все более актуальным. Многие интересующиеся психологией или просто небезразличные к своему развитию люди пытаются познать себя и свою личность, обращаясь к понятию Я-концепции.

Это не просто идея представления человека о самом себе, это сложная динамическая система, которая состоит из множества аспектов. Разберем понятие подробнее.

Содержание

  • 1 История возникновения концепции
  • 2 Составляющие Я-концепции
  • 3 Архитектоника Я-концепции
  • 4 Какую роль Я-концепция играет в жизни человека

История возникновения концепции

Я-концепция в психологии – система представлений личности о самой себе, которая состоит из:

На протяжении долгого времени многие ученые, философы и психологии считали вопросы об истоках представления человека о самом себе очень серьезными и значимыми.

Но попытки дать точное определение такой концепции были безуспешными.

Я-концепция как самостоятельное понятие начало зарождаться только в 19-20 веках. В те времена активно велись споры и обсуждались идеи о человеке как о познаваемом субъекте и познающем, то есть о его двойственной природе.

Одним их первых исследователей идеи о системе представлений человека о самом себе был психолог Вильям Джеймс. Он каждый день наблюдал за собственными сознательными переживаниями и делал выводы, на которых основываются его убеждения касательно Я-концепции .

В 50-е годы 20 века к Я-концепции заново вернулись ученые, занимающиеся гуманистической психологией и положившие начало развитию этого понятия. Карл Роджерс и Абрахам Маслоу рассматривали целостное человеческое «Я» как неотъемлемую часть процесса развития личности и ее основополагающий фактор.

В 80-е понятием Я-концепции заинтересовались и отечественные ученые-психологи, которые также внесли свой вклад в исследования данной концепции.

За все время существования понятия Я-концепции исследованиями этой идеи занимались не только обычные психологи, но и социологи, врачи-клиницисты, социальные и детские психологи.

Исследования данной концепции очень важны для становления истины о гармоничном развитии личности, формирования ее мировоззрения и характера поведения.

Составляющие Я-концепции

Многие определяют Я-концепцию как самосознание и определяют эти два понятия как синонимы.

Действительно, Я-концепцию и самосознание можно назвать близкими друг другу терминами, но в некоторых случаях данную концепцию не приравнивают к самосознанию, а, наоборот, называют ее конечным продуктом или итогом его процессов.

Вильям Джеймс выделял в Я-концепции несколько важных составляющих самого «Я»:

Одна из архиважных функций Я-концепции – обеспечение внутренней согласованности и устойчивости поведения личности. Формирование данной концепции происходит во время получения человеком жизненного опыта.

Особенно это касается отношений детей с родителями. Я-концепция достаточно рано приобретает активную роль. Она влияет на жизненные цели человека и оценку их достижений, на его ожидания и систему прогнозов на будущее.

Таким образом Я-концепция влияет на развитие личности в целом, ее поведение и деятельность. На реальность Я-концепции влияет ряд факторов:

  • чувство и ощущение личной адекватности человека;
  • отсутствие ощущения угрозы в процессе самоописания;
  • ясность самосознания;
  • адекватное выражение самосознания.

Я-концепция напрямую зависит от внешних воздействий на человека. Однако, в течение своего развития концепция становится самостоятельным фактором, играющим важную роль в жизнедеятельности человека.

Люди воспринимают все происходящие с ними вокруг через призму данной концепции, которая формируется под воздействием жизненного опыта и социализации.

Архитектоника Я-концепции

Я-концепция формируется в процессе получения жизненного опыта и развития человека. Этот процесс выступает как итог:

В «Я-концепции» можно также выделить следующие компоненты:

  • образ «Я» (когнитивный). Это ничто иное как представление человека о самом себе;
  • самооценка (оценочный). Эмоциональная оценка человеком своего внутреннего «Я»;
  • поведенческий. Это то, как человек реагирует и поступает, руководствуясь знаниями о себе самом и своей самооценкой.

В своих исследованиях концепции представления человека о самом себе ученые часто затрагивали такое понятие как самооценка.

Также популярным был термин «самопринятие» или «самоосознавание», которыми ученые-психологи обозначали принятие и уважение человека к самому себе вне зависимости от своих недостатков.

Человек взаимодействует с окружающим миром, становясь субъектом всевозможных видов деятельности. Благодаря любому такому взаимодействию формируется образ собственного «Я».

Люди анализируют себя и свои поступки, исследуют свою натуру путем разделения различных образов себя на внешние и внутренние образования.

Со временем человек формирует суммарное представление о своем «Я», которое будет состоять из отдельных элементов, образующихся во время самоанализа, самонаблюдения и самопознания.

Такое суммарное представление о своем «Я» будет состоять из основных представлений человека о самом себе и своей натуре, что и отражает Я-концепция.

Какую роль Я-концепция играет в жизни человека

Я-концепция очень важна для становления личности и играет особую роль в жизни человека. Важность роли данной концепции, по большей части, определяется ее основными функциями:

  1. Я-концепция помогает достигнуть личности внутренней согласованности. Воздействия окружающей среды сравниваются с концепцией представления человека о самом себе. Если эти воздействия не соответствуют данной концепции, то они вытесняются сознанием. Механизмы психологической защиты таким образом охраняют целостность внутреннего «Я».
  2. Данная концепция есть ничто иное как источник установок личности и ее ожиданий. Я-концепция влияет на определение ожиданий личности, таких как уровень самооценки и характер поведения.
  3. Я-концепция выявляет характер становления и развития жизненного опыта личности.

Для концепции познания человеком самого себя характерны и постоянные внутренние перемены. Я-концепция не может быть однажды сформирована раз и навсегда, это перманентное состояние личности.

В течение жизни, по мере изменения жизненного опыта Я-концепция личности способна менять свою адекватность и зрелость. Таким образом, данная концепция является основополагающим фактором формирования поведения человека, а также оказывает большое влияние на его психическое состояние и мировоззрение.

Я-концепция является неотъемлемой частью процесса самопознания. Человеку станет гораздо проще функционировать в окружающей среде, достигать успехов и развиваться в нужном русле, если он начнет разбираться в составляющих своей личности, ее особенностях и функциях самой Я-концепции.

Развитие каждой личности зависит от нее самой. Зная особенности своего психического состояния, можно не только добиться определенных успехов в становлении своей личности, но и влиять на развитие других.

В этом видео вы узнаете о характеристиках темперамента в Я-концепции:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Я-концепция личности

Я-концепция – это система установок человека относительно самого себя, обобщенное представление о самом себе. Я-концепция формируется, развивается, изменяется в процессе социализации личности, в процессе самопознания.

Под влиянием различных внешних или внутренних факторов Я-концепциия изменяется, т. е. Я-концепция является динамическим образованием.

Традиционно психологи выделяют три модальности Я-концепции: Я-реальное, Я-идеальное, Я-зеркальное.

Я-реальное – это установки (представления), связанные с тем, как индивид воспринимает себя: внешность, конституцию, возможности, способности, социальные роли, статус Это представления о том, каков он есть на самом деле.

Я-идеальное – установки, связанные с представлениями о том, каким он хотел бы быть.

Я-зеркальное – установки, связанные с представлениями индивида о том, каким его видят и что о нем думают другие.

Выделяют три компонента Я-концепции:

когнитивный,

эмоционально-оценочный

поведенческий.

Когнитивный компонент – это основные характеристики самовосприятия и самоописания личности, составляющие представления человека о себе. Этот компонент часто называют «Образом Я». Составляющими «Образа Я» являются : Я-физическое, Я-психическое, Я-социальное.

Я-физическое включает представления о своем поле, росте, строении организма, о своей внешности в целом.

Я-психическое –

это представление человека о своих особенностях познавательной деятельности (восприятие, память, мышление и т.д.), о своих психических свойствах (темпераменте, характере, способностях).

Я-социальное – представление о своих социальных ролях (дочь, сестра, подруга, ученица, спортсменка и т. д.), социальном статусе (лидер, исполнитель, отверженная и т. д.), социальных ожиданиях и т.д.

Эмоционально-оценочный компонент – это самооценка образа Я, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку отдельные черты, особенности, свойства личности могут вызывать различные эмоции, связанные с удовлетворенностью или неудовлетворенностью ими.

Самооценка отражает степень развития у человека чувства самоуважения, ощущение собственной ценности.

Самооценка может быть заниженной или завышенной, низкой или высокой, адекватной и неадекватной.

Поведенческий компонент Я-концепции – это поведение человека (или потенциальное поведение), которое может быть вызвано образом Я и самооценкой личности.

Человек использует защитные механизмы, чтобы защитить свое «Я» от стыда, вины, гнева, тревоги, конфликта, т. е. любой опасности. Цель защитных механизмов – срочное ослабление напряжения, тревоги.

Вытеснение – непроизвольное удаление неприятных или недозволенных желаний, мыслей, чувств из сознания в бессознательную сферу, забывание их.

Отрицание – уход от реальности, отрицание какого-либо события как неправды или снижение серьезности угрозы.

Рационализация – это способ разумного оправдания любых поступков и действий, которые противоречат нормам и вызывают беспокойство.

Проекция – приписывание другим людям собственных отрицательных качеств, состояний, желаний, причем, как правило, в преувеличенном виде.

Замещение выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлимого мотива каким-то иным способом, мотивом.

Сублимация – это преобразование энергии подавленных, запретных желаний в другие виды деятельности, т.е. трансформация влечений.

Интелектуализация – процесс, посредством которого субъект стремится выразить в дискурсивном виде свои конфликты, эмоции, чтобы овладеть ими.

Формирование реакции – подавление нежелательных мотивов поведения и сознательное поддержание мотивов противоположного типа.

EQ Test

Тесты эмоционального интеллекта (EI) или эмоционального коэффициента (EQ) измеряют способность человека распознавать эмоции себя и других и учитывать эту информацию в своем поведении и речи в присутствии других.

Хотя концепция EQ иногда подвергается критике со стороны научного сообщества, в этой версии теста EQ используется личностно-ориентированный подход к EQ, который пересекается с некоторыми элементами научно обоснованной системы личности Большой пятерки.

Где вы находитесь по шкале EQ? По каждому из следующих вопросов укажите уровень своего согласия ниже.

IDRlabs EQ Test-4 (IDR-EQ-4©) является собственностью IDRlabs International. IDR-TRT-4 не является эквивалентом каких-либо других тестов эмоционального интеллекта (EI) / эмоционального коэффициента (EQ) или аналогичных продуктов.

Этот тест эмоционального интеллекта (EI) / эмоционального коэффициента (EQ) был разработан для оценки талантов и вклада эмпатических качеств человека в соответствии с личностной структурой, которая совпадает с Большой пятеркой. Он предсказывает конкретные закономерности, связанные с общительностью, эмпатией, самоконтролем и благополучием, чтобы дать краткий обзор состава испытуемого по этим факторам.

Этот тест был проведен с помощью профессиональных аналитиков, имеющих опыт работы с организационной психологией. Тем не менее, имейте в виду, что тесты на эмоциональный интеллект (EI) / эмоциональный коэффициент (EQ) — это просто индикаторы — первый взгляд на систему, чтобы вы могли начать.

Являясь издателями этого бесплатного онлайн-теста на эмоциональный интеллект (EI) / эмоциональный коэффициент (EQ) (который позволяет определить ваш текущий уровень EI/EQ в четырех эмпирических областях), мы постарались сделать тест максимально надежным. , действительный, точный и полный, насколько это возможно.

Тесты на эмоциональный интеллект (EI) / эмоциональный коэффициент (EQ) — будь то профессиональные, используемые в академических исследованиях или бесплатные онлайн-тесты, подобные этому, — это индикаторы, которые помогут вам понять ваш статус по четырем основным факторам, связанным с к EI/EQ. Что касается авторов, то ни один из когда-либо разработанных тестов не может определить ваши эмпатические качества с полной точностью и надежностью, и никакой тест Эмоционального Интеллекта (EI)/Эмоционального Коэффициента (EQ) не может заменить знакомство с теорией EI/EQ в глубина. Как часть команды вы, естественно, должны работать как с интеллектуальными требованиями, установленными работой, так и с проблемами, которые естественным образом возникают в человеческой сфере. Все эти вопросы, связанные с эмоциональным интеллектом, станут для вас яснее, когда вы пройдете этот тест.

Авторы этого бесплатного онлайн-теста на эмоциональный интеллект (EI) / эмоциональный коэффициент (EQ) сертифицированы в использовании множества различных личностных тестов и профессионально работали в области психологии, политической психологии и личностного тестирования. Прежде чем использовать наш бесплатный онлайн-тест, обратите внимание, что результаты предоставляются «как есть», бесплатно и не должны рассматриваться как предоставление профессиональной или сертифицированной консультации любого рода. Чтобы узнать больше о нашем онлайн-тесте на эмоциональный интеллект (EI) / эмоциональный коэффициент (EQ), ознакомьтесь с нашими Условиями обслуживания.

Что такое теория социального обучения?

Теории социальной работы могут быть взяты из многих дисциплин, таких как криминология, право, образование, политика, социология и психология. По отдельности каждая дисциплина пытается объяснить человеческое поведение в рамках своей области исследования.

Однако, чтобы вы, как социальный работник, могли объяснить конкретное поведение, важно, чтобы вы нашли подходящую теорию или их комбинацию, независимо от исходной дисциплины. Одной из теорий, которая может оказаться полезной для некоторых ваших клиентов, является теория социального обучения.

Хотя теория социального научения исходит из психологии, ее принципы в значительной степени применимы к изучению социальной работы. В этом введении в теорию социального обучения рассматриваются ее основы, элементы, сильные и слабые стороны, а также ее применение в социальной работе. Включен список книг и онлайн-ресурсов, чтобы узнать больше.

Теория социального научения предполагает, что социальному поведению обучаются, наблюдая и подражая поведению других. Психолог Альберт Бандура разработал теорию социального обучения как альтернативу более ранней работе коллеги-психолога Б. Ф. Скиннера, известного своим влиянием на бихевиоризм. В то время как поведенческая психология фокусируется на том, как окружающая среда и подкрепление влияют на поведение, Бандура утверждал, что люди могут изучать поведение посредством наблюдения.

Теория социального научения предусматривает четыре опосредованных процесса, которые помогают определить, приобретается ли новое поведение:

В дополнение к поведению наблюдатель будет изучать последующие вознаграждения и наказания. Если наблюдатель считает, что вознаграждение больше, чем затраты (наказание), то он, скорее всего, будет имитировать поведение. Однако, если наблюдатель недостаточно ценит косвенное подкрепление, он не будет моделировать поведение.

В 1961 и 19 гг.63 года Альберт Бандура провел серию экспериментов, чтобы определить, может ли социальное поведение (агрессия) накапливаться путем наблюдения и имитации. Исследование, в ходе которого дети наблюдали, как модель бьет надувную куклу, должно было подтвердить идею о том, что дети подражают их поведению, наблюдая за другими. Эти эксперименты были известны как эксперименты с куклой Бобо.

Опираясь на результаты своих экспериментов с куклой Бобо, Бандура разработал теорию социального обучения в 1977. Позднее в 1986 году эта теория превратилась в теорию социального познания, которая постулирует, что обучение происходит в социальной среде с постоянно меняющимся и общим взаимодействием между человеком, окружающей средой и поведением.

Теория социального научения основана на нескольких ключевых допущениях:

Примеры теории социального научения в повседневной жизни распространены, причем одним из наиболее очевидных является поведение детей, когда они подражают членам семьи, друзьям, известным личностям и даже телевизионным персонажам. . Если ребенок понимает, что за такое поведение есть значимое вознаграждение, в какой-то момент он это сделает.

Социальные сети представляют собой множество примеров социального обучения, когда люди подражают другим, будь то игра в сцене фильма, копирование танцевальных движений из музыкального видео, и, что не менее важно, множество социальных сетей, которые люди пытаются решить. Это неистовое поведение обычно вызвано желанием быть принятым или понравившимся в обществе.

Новые сотрудники на рабочем месте могут имитировать поведение своих сверстников, чтобы соответствовать рабочей культуре. Или они могут моделировать поведение коллег, чтобы заслужить хорошую репутацию у начальника.

Студенты могут подражать однокурсникам, знаменитостям и наставникам, чтобы соответствовать или привлекать внимание. В то время как позитивное поведение имитируется, проблемное поведение также моделируется.

Одной из основных сильных сторон теории социального научения является ее гибкость в объяснении различий в поведении или обучении человека, т. е. при изменении окружения человека его поведение может измениться.

Дополнительным преимуществом теории социального обучения является то, что она допускает различные способы обучения. Человек может учиться через наблюдение или непосредственный опыт.

Теория терпит неудачу там, где она пренебрегает важностью ответственности в своих действиях. Придавая большее значение окружающей среде, теория предполагает, что поведение и действия человека определяются обществом, а не тем, как человек обрабатывает или обрабатывает информацию.

Теория социального научения далее игнорирует обычные вехи развития. Хотя дети взрослеют с разной скоростью, некоторые нормальные вехи все же могут происходить независимо от условий окружающей среды.

Теория также не может объяснить любое поведение, особенно в случае, когда нет очевидного образца для подражания для наблюдателя.

Теория социального научения утверждает, что люди подражают поведению, которое они наблюдают в своей среде, особенно если это поведение подкрепляется другими. Например, если ребенок наблюдает, как его родители каждый день ходят на работу, работают волонтерами в местном общественном центре и помогают своим близким с домашними делами, ребенок, скорее всего, будет подражать такому поведению. В случае вознаграждения такое поведение закрепляется и, скорее всего, повторяется человеком.

Эта предпосылка применима и к неприятному поведению. Человек, который наблюдает, как кто-то плохо обращается с другими и получает за это вознаграждение, может последовать его примеру.

Социальные работники могут использовать теорию социального обучения для определения поведенческих моделей, которым может подражать клиент, и использовать эту информацию, чтобы помочь исправить негативное поведение, такое как употребление алкоголя несовершеннолетними, употребление наркотиков или незащищенный секс.

Две области применения теории социального обучения в социальной работе включают исследования и вмешательство. Исследователи могут использовать эту теорию, чтобы понять, как агрессивность и насилие могут передаваться посредством обучения через наблюдение. Теория может быть также использована для исследования того, как положительные образцы для подражания могут способствовать желаемому поведению и способствовать социальным изменениям.

В качестве инструмента вмешательства социальный работник может применять теорию социального обучения , чтобы влиять на новое позитивное поведение, изменяя подкрепление , положительное или отрицательное, связанное с источником проблемы. Важно отметить, что для эффективного применения принципов теории социального обучения в качестве вмешательства важно, чтобы социальный работник использовал другие методы работы, такие как символическое кодирование, управление стрессом и косвенное подкрепление.

Если вы в настоящее время учитесь на программе социальной работы, вы узнаете о дополнительных применениях теории социального обучения, а также о том, как интегрировать ее с другими теориями, практиками и методами социальной работы.

Теория социального научения объясняет сложное поведение, признавая когнитивные факторы и ту роль, которую они играют в принятии решения о том, следует ли имитировать поведение. Однако он не объясняет, как мы развиваем широкий спектр поведения, основанный на мыслях и чувствах. У нас есть значительный контроль над своим поведением, и поэтому мы не обязательно воспроизводим плохое поведение, такое как насилие, только потому, что переживаем его.

Изменение и переименование теории социального обучения в социально-когнитивное обучение в 1986, Бандура предложил более подходящую схему того, как мы учимся на своем социальном опыте.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts