Я концепция пример: концепция — что это простыми словами, из чего состоит?

Содержание

Что такое Я-концепция в психологии и как она формируется у человека

Я-концепция – это ментальная модель, которая содержит идеи, мысли, способности и оценки самого себя. Термины самооценка и Я-концепция часто используются как синонимы. Оба относятся к знанию, которое человек имеет о себе. То есть, какую картину он строит из своих восприятий, ощущений и своего существования. Это отношение к себе постоянно меняется, поскольку информация непрерывно воспринимается и собирается через отношения и опыт с другими людьми.

В этой статье:

Взаимосвязь между самооценкой и Я-концепциейРазвитие Я-концепцииПоддержка позитивных представлений о себеЯ-концепция и её связь с внешним образом и мнением окружающихКак сформировать адекватную самооценку?

Новости СМИ2

Взаимосвязь между самооценкой и Я-концепцией

Фото автора Antonio Friedemann: Pexels

Я-концепция влияет на развитие различных компетенций личности. В зависимости от того, какой опыт и отзывы получил человек, это влияет на дальнейшее использование его собственных качеств. Если он чаще получает положительные отзывы, это побуждает его придерживаться своей компетенции и расширять ее.

В случае неудачи или отрицательной обратной связи это может привести к предвзятому и осторожному подходу к этим компетенциям. Навыки и способности сохраняются в самооценке. Поскольку это, в свою очередь, влияет на будущее управление собственным внутренним потенциалом, можно говорить о взаимном взаимодействии компетенций и Я-концепции.

Разделение на когнитивный и аффективный уровни иллюстрирует различие между самооценкой и Я-концепцией.

На когнитивном уровне представления о собственной личности собираются из отдельных ситуаций, и формируется вышестоящая (надситуационная) самооценка. Здесь возникает вопрос: как я вижу себя? Примеры: «Я не умею хорошо делать то-то» или «Другие люди такие же, как я».

На аффективном уровне человек оценивает отдельные ситуации и использует их для создания чрезмерного чувства собственного достоинства. Ключевой вопрос здесь: как у меня дела? Какие у меня чувства? Примеры: «Неважно, что я не умею хорошо делать что-либо, ведь я получаю удовольствие от другого» или «Я счастлив и горд, когда я нравлюсь другим».

Психология. Понятие, структура и функции “Я”-концепции.

Самоуважение – это оценка отношения к себе, которая может иметь большое влияние на мысли, настроение и (обучающееся) поведение. Через действия и опыт люди познают свою реальность и развивают представление о возможностях своего влияния на вещи.

Этот опыт обучения затем превращается в контрольные убеждения. Примеры: «Если я буду очень стараться, я могу делать что-то лучше всех остальных» или «Что бы я ни делал, я просто не могу создать что-то лучше остальных».

Развитие Я-концепции

Это процесс начинается еще в детстве. В первую очередь, через взаимодействие со своими родители младенцы получают начальный опыт своего самовосприятия. Они понимают, что «я» существует, и что они отделены от других людей. В первый год жизни дети учатся на собственном опыте, что они могут чего-то достичь, и получают новые для них ощущения компетентности.

В середине второго года жизни дети узнают друг друга и себя в зеркале. Внешняя составляющая тоже очень важна для развития Я-концепции.

Они говорят о себе как о личности и все чаще используете личное местоимение «я». Сознание Я начинает развиваться. Дети уже лучше распознают категории и присваивают себе такие определения, как «ребенок» или «мальчик/девочка».

Со временем у малышей раскрывается еще один компонент себя: они ищут положительные отзывы о своем поведении. Способность узнавать себя позволяет им подражать другим, что имеет огромное значение для процесса обучения.

Примерно с 2,5 лет дети начинают описывать себя словесно и с характерными чертами. Они описывают различную деятельность («Я могу бегать, рисовать, строить…») или связаны с физическими характеристиками («У меня каштановые волосы»), или объясняют социальные отношения («У меня есть старший брат») или говорят о психологических характеристиках («Я люблю макароны»). Эти описания самих себя могут быть нереалистично положительными («Я могу водить машину»), потому что дети еще не могут различать свой идеал (идеальное я) и реальный образ (реальное я).

Giphy

На 4-м году жизни большую роль играет развитие гендерной идентичности. Хотя трехлетний малыш может сказать, мальчик они или девочка, все же требуется некоторое время, чтобы понять, что гендерная идентичность – это черта, которая не меняется.

Дошкольники думают, что могут добиться всего, если будут достаточно стараться. У них ярко выраженный чрезмерный оптимизм, который, однако, играет важную роль в мотивации и любопытстве. Рекомендуется не противопоставлять чрезмерный оптимизм реализму, а рассматривать это мотивированное отношение как возможность для процесса обучения.

Самооценки детей младшего школьного возраста по-прежнему в основном положительные, но теперь их можно объединить с другими атрибутами или отнести к вышестоящим категориям: описываются индивидуальные действия (чтение, письмо, гимнастика), а затем резюмируются («Я хорошо учусь в школе»).

В процессе дальнейшего развития подростки могут оторваться от индивидуальных описаний и выразить более общие, более абстрактные описания («Когда я с друзьями, мне хорошо»). Кроме того, отрицательные и положительные эмоции могут сочетаться друг с другом. Молодые люди все чаще сравнивают себя с другими сверстниками – в школе и во всех повседневных ситуациях. Это создает более реалистичную оценку их собственных способностей.

Фото автора Anastasiya Lobanovskaya: Pexels

Вывод: в детсадовском возрасте от 3 до 6 лет еще нет устойчивой Я-концепции. Однако самооценка и чувство собственного достоинства формируются в детском саду и в младшем школьном возрасте. Опыт, полученный детьми в это время, очень важен для развития их личности. Однако Я-концепция, хоть и сформирована, но продолжает развиваться и меняться всю жизнь. Поэтому на нее можно влиять.

Поддержка позитивных представлений о себе

В повседневной жизни все люди получают широкий спектр отзывов о себе и своем поведении через окружающую среду, как во взаимодействии посредством языка, так и посредством невербального поведения. Если теперь учесть, что все, что личности воспринимают на себе каждый день, влияет на самооценку, это дает повод для размышлений. Важно подкреплять свои сильные стороны и не критиковать себя за слабые!

Например, детям в процессе формирования самооценки нужна возможность попробовать что-то, узнать свои навыки, получить физический опыт. Обратная связь с окружающей средой помогает классифицировать собственные компетенции. Предоставление разнообразных и дифференцированных отзывов о действиях, навыках и поведении является важной задачей родителей и других родственников.

Я-концепция и её связь с внешним образом и мнением окружающих

Представление о себе подпитывается различными факторами, такими как:

  • опыт
  • навыки
  • осознание тела
  • значения
Фото автора Gabriela Cheloni: Pexels
  • пожелания
  • статус.

Все это влияет на внешний образ. Даже, например, может переходить в позу. Человек, который ходит с опущенной головой и плечами, почти не смотрит вверх, скорее всего, будет иметь низкую самооценку, низкий статус. Возможно, что в прошлом он получал в основном негативную критику, возможно, еще и пережил травлю или избиения. Он не будет очень доверять себе.

Очевидно, что Я-концепция всегда влияет на работу, здоровье и социальное взаимодействие. Кто-то с негативным представлением о себе, вероятно, не станет пробовать новые вещи, совершить действия, полные энергии и стремления к действию, потому что его уверенность в своих силах подорвана. И тем, кто не любит себя, тоже будут знакомы трудности в общении с другими людьми.

Опасность здесь, конечно, заключается в том, что собственное поведение скатится в самоисполняющиеся пророчества, проще говоря: если кто-то говорит, что я ничего не могу сделать, тогда я действительно ничего не могу сделать.

Понятно, что ни самооценка, ни внешний образ не всегда основываются на фактах – строго говоря, оба являются результатом личных впечатлений и оценок. И это включает ошибки.

Фото автора Ivan Samkov: Pexels

Потому что противоположный пример, конечно, так же возможен: кто-то думает, что он одаренный оратор. Но просто еще никто не критиковал его риторику. Те, кто скрывают свои слабости и неудачи, делают это для защиты своей самооценки, опасаясь негативной обратной связи. Мнение окружающих имеет большое значение для формирования Я-концепции.

То, как другие оценивают человека естественно, также зависит от их опыта и ожиданий от него. Кто-то может иметь о нем положительное мнение. Но независимо от того, является ли представление негативным или не соответствует представлению о себе, имеет смысл бороться с этим.

Например, любому, кто анализирует свои сильные и слабые стороны приходится много работать над собой, постоянно переформируя Я-концепцию.

Если, с другой стороны, он просит своих друзей или коллег дать оценку, он получает внешний образ, который, возможно, завершает восприятие самого себя.

Как сформировать адекватную самооценку?

Самооценка – наиважнейший инструмент принятия своей личности в окружающем мире. От умения правильно оценить и принять себя зависит вся будущая жизнь индивида, его отношения с обществом, карьера, профессиональная карьера.

Низкая самооценка – это прямой путь в никуда, то есть к неврозам, депрессиям, неудачам. Неоправданно высокая самооценка приводит к завышенным ожиданиям, труднодостижимым целям, фантастическим идеям, и все это в конце концов заканчивается полным провалом и депрессивными состояниями.

Здоровая, адекватная самооценка – самый верный способ реализовать все свои жизненные планы, достичь успеха и повысить качество своей жизни. В этом случае личностное, интеллектуальное и профессиональное развитие человека основывается на правильном восприятии своих возможностей, способностей, сил и энергии. Это позволяет сохранить уверенность в себе, правильно планировать свои действия.

К сожалению, низкая самооценка – явление весьма распространенное в современном мире, особенно среди девушек. Многие часто задаются вопросом, откуда она взялась. Причины подобного отношения к себе, как правило, кроются в далеких детских психологических потрясениях, опыте и первых столкновениях с действительностью.

В результате вырастает человек, обладающий внутренней неуверенностью в себе. Вместо перспектив в этой жизни он видит одни только трудности и препятствия.

Причины низкой самооценки

  • Ужасно неуверенные в себе родители с низкой самооценкой. Социальные модели поведения ребенок усваивает еще в детстве на подсознательном уровне, перенимая опыт у своих родителей. Для таких детей поведение родителей становится нормой, и они не раздумывая перенимают их образ мыслей, действий, ощущения и даже самосознание.

Так происходит в каждой семье. В этом случае работает достаточно простой принцип: неуверенный родитель воспитывает неуверенного в себе ребенка.

  • Частые ошибки в воспитании. И опять здесь огромную роль играют родители. Если они постоянно дергают ребенка, указывают на его ошибки, проявляют жестокость, неуравновешенность, все время критикуют и никогда не хвалят, то для ребенка возникает благодатная почва для развития неуверенности в себе. Такая воспитательская стратегия губительна для юной личности, и ее всеми силами следует избегать.
  • Неудачный опыт первой любви, телесных отношений. Отношение противоположного пола во многом определяют самооценку девушки. Разрыв, уход, «он меня бросил», обман и пр. влияют на состояние психики, постоянно напоминая о некоторой ущербности, неполноценности.
  • Различные трудности при общении с одногодками. В подростковом периоде нередко встречаются такие явления, как травля, психологическое насилие. Взгляд на себя как на существо на порядок ниже остается с человеком почти на всю жизнь, пока он серьезно не начнет работать над собственной самооценкой.
  • Негативный предыдущий опыт. Не сдала экзамен, забыла слова на сцене перед публикой, бросил парень, провалила собеседование и иные события подобного рода могут прочно засесть у тебя в голове, формируя устойчивую мысль: «Я – неудачница».

Как повысить самооценку?

  • Для решения данной проблемы необходимо ее полностью осознать и посмотреть на себя с другой стороны. Понимание того, что ты действительно неуверенный в себе человек – великое дело на пути формированию своей новой личности и системы ценностей. Прими реальную ситуацию такой, какой она есть и начни работать над собой.
  • Наблюдай за своим поведением. Если ты по малейшему поводу начинаешь себя критиковать, ругать и поносить последними словами, то пора поставить точку на таком взаимодействии с собой. Это очень разрушительно для психики. Твоя задача почувствовать свою ценность в своем мире и принять себя такой, какая ты есть.
  • Каждый человек испытывает потребность в похвале, ласке и нежности. Старайся хвалить себя как можно чаще пусть даже за совсем мелкие действия, стань к себе добрее и внимательнее. В любой компании постарайся поставить свои желания на первое место, принимай участие в беседах и дискуссиях, не бойся выражать свое мнение, и твоя самооценка начнет постепенно расти.
  • Ты должна действовать и получать результаты. Это идеальный способ быстро поднять свою самооценку. Займись, например, бизнесом, спортом, напиши книгу или устройся на новую работу. В мире существует преогромное количество возможностей заявить о себе.
    Так используй их! И отмечай все свои успехи в блокноте, гордись своими результатами и не забудь о них рассказывать окружающим.
  • Достижение твоих целей поднимет твою самооценку до небывалых высот. Совершенствование своих профессиональных качеств, высокий рост по карьерной лестнице, активная социальная деятельность также заставит тебя поверить в собственные силы.
  • Не иди на поводу у других, не слушай мнение большинства. Живи своими целями, планами и мечтами. Не ставь себя в зависимость от чужого мнения. Не допускай чужого влияния на себя.
  • Позволь себе быть собой и сформируй свой индивидуальный подход к жизни и ее трудностям. Больше обращай внимания на свои убеждения, принципы, характер и работай над ними. И главное – не прогибайся «под изменчивый мир».
  • Избегай эмоциональной зависимости и не позволяй манипулировать собой. Чтобы этого избежать, ты хорошо должна понимать, чего ты на самом деле хочешь от жизни.
  • Не позволяй к себе относиться как к второсортному человеку. Заявляй о своих целях, желаниях и стремлении их достигать во что бы то ни стало.
  • Будь смелой и не бойся пробовать что-то новое. Не думай, что у тебя все получиться с первого раза, но пусть никакие трудности тебя не останавливают.
  • Обладай мужеством принять свои неудачи и научись из них извлекать бесценный опыт, правильно делать выводы и двигаться дальше. Хотя порой кажется, что весь огромный мир взял и разом рухнул, не останавливайся. Люби себя, люби жизнь и двигайся вперед.
  • Выработай психологические установки для общения с токсичными людьми. Твой ответ на их постоянные заунывные просьбы должен быть «Нет».
  • Стремись к личностному росту, самопознанию, самосовершенствованию. Открывай в себе новые грани и гордись этим!
  • Забудь про свои негативные мысли, эмоции, сценарии. Научись быть на позитивной волне. И даже в очень неприятных ситуациях или в действительно тяжелых жизненных трудностях научись видеть что-то хорошее.
  • Займись своим образованием, реализацией давно задуманных проектов, идей. Работай в разных направлениях, чтобы в случае неудачи можно было переключиться на что-то другое, тоже близкое и интересное. Обрати особое внимание на самопрезентацию в обществе, компании или просто группе близких друзей. Так начнется формироваться твоя новая личность, уверенная, сильная и независимая.
  • Займись собой. Поработай с телом. Сбрось вес, подтяни пресс, мышцы. В процессе работы с телом уходят многие психологические зажимы, неврозы и прочие проблемы. Сильное тело воспитает в тебе уверенность. Не забывай о внешнем виде. Красиво одевайся, используй качественную косметику, создай себе образ красивой, независимой девушки, способной перевернуть весь мир при одном только желании.

Формирование «Я-концепции»

Первым шагом на пути формирования «Я-концепции», полагает Ф. Райе, является осознание того, что человек — это отдельный и отделенный от других людей индивид. Понимание этого начинает формироваться в раннем детстве. При формировании «Я-концепции» происходит развитие представлений о самом себе. «Я-концепция» — это то, что видит индивид, когда смотрит на себя с различных точек зрения, когда определяет свои внешние данные, личностные качества, черты, роли и социальный статус. В этом смысле «Я-концепция» — система установок по отношению к самому себе. Такова идентичность «Эго», или личная идентичность индивида, которая является совокупностью самоопределений или образов «Я».

На формирование «Я-концепции» большое влияние оказывает характер отношений с родителями. Девушки-подростки, которые близки с матерью, чувствуют себя уверенными, умными, рассудительными и самостоятельными. Те, кто такой близости не ощущает, видят в себе негативные качества — мятежность, импульсивность, обидчивость и бестактность. Эти результаты указывают, что на «Я-концепцию» влияет степень идентификации с матерью. Мальчики и девочки, которые тесно идентифицируются с одним из родителей, стараются быть на него похожим, берут с него пример. При этом «Я» подростка перенимает его качества, и возникает настоящее сходство, но не доходящее до полной идентификации. Эриксон (1968) считал, что полная идентификация с родителями убивает «зарождающуюся идентичность» посредством подавления «Эго» подростка. Однако при недостаточной идентификации с родителями у детей также формируется слабая идентичность «Эго»; у девочек это происходит как при неполной, так и при полной идентификации с матерью. Оптимальным вариантом является умеренная степень идентификации.

Если сравнивать отцов из рабочего и среднего класса, то последние оказывают своим сыновьям значительно большую поддержку (хотя то же самое нельзя сказать о поддержке дочерей). В результате у мальчиков из среднего класса самооценка выше, чем у их сверстников из семей рабочих. Подростки, которые близки с отцами, обладают значительно более высокой самооценкой и стабильностью образа «Я» по отношению к тем, кто описывает свои отношения с отцом как отчужденные. Другие данные подтверждают хорошо известную из психоанализа теорию о том, что положительные отношения мальчика с отцом и девочки с матерью гораздо важнее для формирования адекватной «Я-концепции», чем принадлежность к какому-либо социальному классу.
Психологи утверждают, что в возрасте примерно 12 лет у подростка возникает интерес к собственному внутреннему миру, с этого и начинается познание самого себя: подросток анализирует свое поведение, свои личностные качества и в результате приходит к некоторому познанию своего «Я». Затем самопознание усиливается, углубляется, одновременно усиливаются его дифференци-рованность и обобщенность, и уже к 15—16 годам у подростков складывается представление о себе как цельной личности, отличной от других людей, формируется «Я-образ», или «Я-концепция».

На основании представления о себе как личности у подростка к 16—17 годам возникает особое личностное новообразование — психологическая готовность к самоопределению. Л. И. Божович определяет это возрастное образование личности подростка с точки зрения самосознания субъекта: самоопределение характеризуется осознанием себя в качестве члена общества и конкретизируется в новой, общественно значимой позиции. Однако самоопределение личности предполагает не только знание субъекта о себе, но и деятельность его, осуществляемую в соответствии с этими знаниями.

С возрастом «Я-концепция» изменяется и постепенно стабилизируется к началу юности. Одно исследование показало, что самооценка обычно минимальна в возрасте примерно 12 лет. Десятилетнее лонгитюдное исследование подростков, начатое, когда они были в 5—6-м классе, и продолжавшееся до окончания средней школы, выявило лишь незначительное повышение уровня позитивности «Я-концепции». Как правило, те, кто имел негативную «Я-концепцию» при вступлении в период юности, становясь взрослыми, сохраняли ее.

Одно лонгитюдное исследование юношей и девушек, начатое в раннем подростковом возрасте и продолжавшееся до окончания периода юности, обнаружило у юношей тенденцию к повышению, а у девушек — к понижению самооценки с возрастом. Авторы объясняют это тем, что в раннем подростковом возрасте девочки чаще имеют низкую самооценку по сравнению с мальчиками, и эти различия усиливаются к концу периода юности.

На образ «Я» неблагоприятно влияет переход из привычной и защищенной начальной школы, где у ребенка было мало учителей и постоянная группа одноклассников, в среднюю школу, где педагоги, одноклассники и даже классные комнаты постоянно меняются, где гораздо больше шансов стать жертвами издевательств, в особенности для мальчиков. Другие исследования подтверждают, что переход из начальной в среднюю школу может стать для младших подростков стрессогенным событием.

Родителям следует учитывать влияние смены школы на «Я-концепцию». Психологи рекомендуют переводить учеников, испытывающих трудности, в другую школу, пытаясь изменить их установки, поведение и «Я-концепцию». Перевод в другую школу наиболее эффективен для учащихся средних классов, старшеклассникам он помогает реже.

Способность размышлять о себе необходима подросткам для формирования ядра личности, которую ученые называют его Я-концепцией. Больше других ее исследованием занимаются психологи. Юному человеку приходится формулировать некоторые убеждения относительно себя, например: «Я симпатичный», «У меня хорошие способности к учебе» или «Я популярен». Такого рода представления о себе формируются на основе целого ряда конкретных утверждений, например: «Я привлекательна, потому что у меня красивые волосы, стройная фигура или потому что на меня обращают внимание мальчики». Множество суждений относительно своей личности переплетаются в сложную картину, охватывающую все стороны взаимоотношений с внешним миром. Это и есть «Я-концепция».

Анализируя защитные функции «Я-концепции», Р. Берне пишет о столкновении двух элементов — сформировавшейся когнитивной схемы внутри нас и привходящего извне нового опыта. Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с существующими представлениями о себе, он легко ассимилируется, входит внутрь некой условной оболочки, в которую заключена «Я-концепция». Если же новый опыт не вписывается в существующие представления, противоречит уже имеющейся «Я-концепции», то оболочка срабатывает как защитный экран, не допуская чужеродное тело внутрь этого сбалансированного организма. В том случае, когда отличие нового опыта от уже имеющихся представлений индивида о себе не принципиально, он может внедряться в структуру «Я-концепции», насколько это позволяют адаптационные возможности составляющих ее самоустановок. Противоречивый опыт, вносящий рассогласование в структуру личности, может усваиваться также и с помощью защитно-психологических механизмов, таких, например, как рационализация. Эти механизмы позволяют удерживать «Я-концепцию» в уравновешенном состоянии, даже если реальные факты ставят ее под угрозу.

Правильное отношение — это фундамент счастливой жизни. Все, что вы делаете и представляете собой сегодня, — это общая сумма ваших мыслей и отношений из прошлого. Завтра вы пойдете по тому пути, который обдумываете сегодня. Мысли, образы и впечатления, мелькающие на экране вашего мозга, становятся кирпичиками, из которых вы будете строить свое будущее.
Поп Фолкнер

Отсюда вывод: «Я-концепция» — это весьма ценное достояние нашей личности. Можно сказать, ее главная цитадель, которую все население страны защищает до последней капли крови. Тех, кто пришел к нам с миром, т. е. совпадает с нашими мыслями и чувствами, мы впускаем в замок, а тем, кто настроен враждебно или не похож на нас, дверей не открываем. Если враг превосходит силы и покорил нас, мы уходим в подполье, ведем партизанскую борьбу с захватчиком либо смиряемся с ним, поступив к нему на службу и убедив себя в том, что он тоже может стать другом. Так, собственно говоря, ведут себя механизмы психологической защиты, в том числе рационализация. Это она шепчет на ушко: враг не победил нас. это мы пошли с ним на мировую, догадавшись, что в поражении для нас больше проку.

Рационализация, защищающая «Я-концепцию», сопровождает нас с младых ногтей. 10-летний мальчик, проявив слабость и поддавшись уговорам товарищей, закурил сигарету. Ему стало не только стыдно, поскольку испортилось впечатление о себе как о «хорошем мальчике» (базовая схема «Я-концепции»), но и психологически дискомфортно, поскольку он отдавал себе отчет в том, что проявил слабость духа, которая в сообществе ровесников не приветствуется. Внутренний голос, точнее сказать, голос защитного механизма, подсказывает ему: ну и что с того, выкурил сигарету — почувствовал дурноту и стыд, значит, негативный опыт меня многому научил; теперь я уже вряд ли закурю.

Это стремление защитить «Я-концепцию», оградить ее от разрушающих воздействий является одним из основополагающих мотивов всякого нормального поведения. При этом рациональные схемы, которые выдумывает индивид для объяснения поведения, другим людям могут казаться весьма сомнительными, а само поведение — абсурдным. Однако необходимо помнить, говорит Р. Берне, что по-настоящему понять мотивы поведения другого человека, увидеть мир его глазами можно, только поставив себя на его место.

Я-концепция: определение, примеры и психологические теории

Я-концепция: определение, примеры и теории психологии

Чики Дэвис, Массачусетс, доктор философии

Что такое самооценка? Откуда оно берется и каковы различные части я-концепции, согласно психологическим теориям? Найдите ответы здесь.

*Эта страница может содержать партнерские ссылки; это означает, что я зарабатываю на соответствующих покупках продуктов.

Что такое самооценка? (Определение)

Я-концепцию часто определяют как представление о наших телах, возможностях, впечатлениях и т. д. (Bailey, 2003). Но давайте еще немного разобьем определение я-концепции, чтобы лучше понять его. Некоторые предполагают, что я-концепция включает в себя множество различных вещей, которые мы знаем о себе. Таким образом, наша самооценка может включать знание нашего материального «я», межличностного «я» и внутриличностного «я» (Эпштейн, 1973).

  • Материал сам. Наше тело, имущество и другие вещи в нашей жизни.
  • Межличностное Я. Мнение других о нас.
  • Внутриличностное Я. Наши эмоции, желания, потребности, ценности и т.д…
По своей сути, я-концепция — это ответ, который мы даем, когда нам задают вопрос «Кто я?» И, конечно же, этот ответ включает в себя несколько частей.

✓  ​Прежде чем мы углубимся в самооценку, мы подумали, что вам также может быть интересно пройти наш викторин о благополучии, чтобы узнать больше о своем личном благополучии.
✓  Или, если вы являетесь успешным предпринимателем или тренером, загрузите нашу электронную книгу Wellness Business Growth , чтобы получить советы экспертов, инструменты и ресурсы, которыми вы можете поделиться со своей аудиторией.

Теория экзистенциальной и категориальной Я-концепций
Другой важной частью Я-концепции является осознание того, что мы являемся индивидуальными объектами (хотя степень, в которой это верно, зависит от культуры) и что мы можем направлять свои собственные действия ( Джонсон, 1967). Наша я-концепция также включает в себя осознание того, что мы являемся частью категорий — категорий, основанных на нашем возрасте, поле, расе и т. д. Это означает, что наша я-концепция — сложная и многогранная вещь.

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

 ✓   Сэкономьте сотни часов времени    Зарабатывайте больше долларов быстрее  
 Повысьте доверие к себе   Представляйте высокоэффективный контент 

Является ли Я-концепция «я-зазеркальем»?

Ранние психологи заметили, что мы часто воспринимаем себя так же, как другие воспринимают нас. Эта тенденция была названа зазеркальем (Эпштейн, 19 лет).73). Они предположили, что самооценка возникает в результате социальных взаимодействий, потому что мы, люди, озабочены тем, как нас видят другие. Затем наше «я» меняется в зависимости от того, какую социальную роль мы играем. Например, наша самооценка может отличаться в контексте наших романтических отношений, чем когда мы на работе. И у нас могут быть другие представления о себе, когда мы с родителями или с друзьями.

Скрепляет ли я-концепция личность?

Наша личность включает в себя личные качества, ценности и убеждения. Есть много частей для синтеза. Поэтому некоторые люди полагают, что я-концепция — это что-то вроде клея, скрепляющего все части вместе, или мысленной карты, показывающей, как разные части соотносятся друг с другом.

​По мере того, как мы становимся старше и испытываем новые ощущения, эти отдельные части нашей личности меняются и развиваются. Таким образом, я-концепция играет еще одну роль — она помогает интегрировать новые части в целое. Я-концепция может также определять, какие новые аспекты личности являются приемлемыми. Если новые части не сочетаются со старыми частями, они могут быть запрещены, что гарантирует, что наше ощущение себя останется надежным и неповрежденным (Эпштейн, 1973).

Стабильна ли самооценка?

Многие теории предполагают, что я-концепция довольно стабильна (хотя наши действия могут немного отклоняться от нашей я-концепции). И мы предпочитаем именно так (Эпштейн, 1973). Мы хотим думать о себе как о последовательных людях, и мысль о том, что наше «я» может радикально меняться со временем или в разных ситуациях, может вызывать стресс и сбивать с толку.

​Действительно, я-концепция может включать только то, что мы осознаем и контролируем. Таким образом, мы чувствуем, что у нас есть некоторая стабильность «я», даже если наше «я» на самом деле не так уж стабильно.

Каковы наиболее важные части Я-концепции?

У каждого из нас есть части себя, которые мы считаем наиболее важными (Эпштейн, 1973). Например, спортсмен может считать, что его атлетизм имеет центральное значение для его самооценки, даже если он также любит готовить и является частью большой семьи. Некоторые даже предполагают, что самость устроена иерархически, в которой относительно важные части находятся над менее важными частями. Но каждый из нас решает, какие части важны для нас.

Является ли Я-концепция просто теорией Я?

Мы можем думать о я-концепции, как о теории, которую мы имеем о самих себе. Чем детальнее и детальнее теория, тем она лучше. Это означает, что чем больше мы осознаем свои чувства, характеристики, ценности, потребности, убеждения и т. д., тем лучше мы поймем себя. Это может сделать нас более гибкими и открытыми для нового опыта (Эпштейн, 1973). С другой стороны, узкая я-теория может сделать нас ригидными, поскольку мы не можем включать новые идеи, точки зрения и знания в нашу я-концепцию.

Другая вещь, которая делает теорию хорошей, это когда она хорошо интегрирована и организована. И действительно, предполагается, что плохо интегрированная я-концепция может привести к низкой стабильности. Например, если у нас есть два значения, которые противоречат друг другу, мы можем прыгать между ними, что приводит к тому, что другие считают нас ненадежными или нестабильными. И из-за зазеркалья мы могли бы также считать себя нестабильными.

Как мы проверяем и изучаем нашу теорию Я
Многое из нашей первоначальной теории о себе мы узнали от родителей — они говорят нам, во что верить, что чувствовать и как действовать. Если мы выходим в мир и получаем опыт, противоречащий я-теории, которую дали нам наши родители, тогда мы можем начать изменять и модифицировать ее (Эпштейн, 1973). Например, если ребенка учат верить в Санта-Клауса, а затем через год Санта больше не приходит, ребенок может изменить свои убеждения. Он больше не считает себя человеком, который верит в Санта-Клауса.

Когда мы становимся старше, противоречивые данные могут оказывать меньшее влияние на нашу самооценку. Помните, у нас есть потребность в самосогласованности. Поэтому может быть трудно интегрировать внешнюю информацию, особенно если она нарушает важные аспекты самооценки.

​Мы часто видим это в политике. Например, нам может быть трудно согласиться с тем, что аборт может помешать рождению ребенка или что поедание гамбургера может привести к жестокому обращению с животным, потому что, если мы примем эти убеждения, это может нанести ущерб тому, как мы видим себя. в целом. Может быть, мы сделали аборт или съели корову, подвергшуюся жестокому обращению. Таким образом, это может заставить нас усомниться в наших ценностях и испортить нашу самооценку. Так что совершенно естественно не хотеть использовать возможности, которые идут вразрез с нашей самооценкой.

Видео: Больше о теориях Я-концепции

Как самооценка связана с благополучием?

В дополнение к аспектам, описанным выше, существуют и другие аспекты самооценки, которые могут играть большую роль в благополучии. К ним относятся:

  • Представление о себе. То, как ты себя видишь.
  • Самооценка (или самооценка). Степень, в которой вы цените себя или считаете себя достойным.
  • Идеальное Я. Ваше видение самого лучшего себя.
Давайте немного поговорим о каждом из них, чтобы понять их уникальную роль в благополучии.

Что такое самооценка?

Термины «образ себя» и «Я-концепция» иногда используются взаимозаменяемо, но чаще представление о себе определяется как то, как вы видите себя. Это может быть буквально, как если бы вы смотрели в зеркало. Но это также может включать мысленные представления о себе. Они могут или не могут соответствовать тому, что человек видит в зеркале.

Например, телешоу «Лебедь», которое транслировалось в Америке в начале 2000-х годов, рассказывало истории женщин, которые сидели на диете, занимались спортом и делали пластические операции, пока не стали красивыми (по стандартам общества). Но изменение внешности этих женщин не изменило их представления о себе — у многих из них по-прежнему была низкая самооценка и трудности в совмещении своего нового облика с существующими представлениями о себе.

Действительно, наше представление о себе часто весьма устойчиво к изменениям. Это может быть потому, что мы развили его, когда были очень молоды, и это, вероятно, подтверждалось многими социальными взаимодействиями на протяжении всей нашей жизни.

Что такое самооценка (или самооценка)?

Самоуважение в широком смысле определяется как степень, в которой мы любим или ценим себя. Обычно это включает в себя оценку двух частей себя (Tafarodi & Swann Jr, 2001).

  • Внутренняя стоимость. Это относится к нашей вере в то, что мы хорошие (или не очень хорошие) люди. Если у нас есть внутренняя ценность, то мы ценим себя просто за то, кто мы есть. Это также иногда рассматривается как степень, в которой мы как мы сами.
  • Инструментальная стоимость. Это относится к нашей вере в то, что мы можем делать хорошие вещи. Если у нас есть инструментальная ценность, то мы ценим себя из-за того, что делаем. Это также иногда рассматривается как степень, в которой мы уважаем самих себя.
Тест на самооценку
Задайте себе следующие вопросы, чтобы лучше понять свой текущий уровень самооценки (IPIP):

  • Чувствуете ли вы себя комфортно?
  • Знаешь ли ты, что добьешься успеха?
  • Знаете ли вы свои сильные стороны?

Обычно мы попадаем в континуум между «да» и «нет». Понимание того, где вы находитесь в этом континууме, может помочь вам лучше понять свою самооценку.

Что такое идеальное я?

Идеальное «я» определяется как то «я», которым мы хотели бы быть, — наше лучшее «я». По-видимому, оно происходит от идеальных личностей, которые наши родители хранят для нас и передают нам через детство (Zentner & Renaud, 2007).

В позитивной психологии считается, что идеальное Я состоит из трех частей (Boyatzis, & Akrivou, 2006).

  • Образ желаемого нами будущего. Сюда могут входить мечты, стремления и цели.
  • Надежда. Это включает в себя самоэффективность и оптимизм (вера в то, что мы действительно можем достичь наших целей).
  • Четкая самооценка. Это включает в себя понимание нашей основной идентичности и устойчивых черт. Наше идеальное «я» должно соответствовать нашим ценностям, убеждениям и тому, кто мы есть.
Наше идеальное «я» — это видение того, кем мы могли бы быть или что делать. Вот почему идеальное «я» считается полезным мотиватором — оно вдохновляет нас двигаться к цели и улучшать свою жизнь полезными способами. Сюда также могут входить устремления, увлечения, большие мечты и цели — все, что способствует нашему благополучию.

Почему идеальное «я» имеет значение
Вот несколько вопросов, которые следует задать себе, чтобы лучше понять свои отношения со своим идеальным «я».

Знаете ли вы свой идеальный образ?
Если мы не знаем своего идеального «я», у нас может не быть правильного направления или карты, которая поможет нам двигаться вперед. Мы можем не знать желаемого будущего или кем мы хотим стать.

Важна ли для вас ваша идеальная личность?
Если мы не думаем, что наше идеальное «я» важно, мы можем отказаться от целей, не выполнить обещания или столкнуться с трудностями в жизни в соответствии с нашими ценностями. Каждая из этих вещей может помешать нам жить лучшей жизнью.

Соответствует ли образ желаемого будущего вашей самооценке?
Если желаемое вами будущее не соответствует вашим нынешним убеждениям, чертам характера и чувствам, вы можете в конечном итоге огорчиться или столкнуться с непредвиденными последствиями, преследуя свое идеальное «я» (Boyatzis, & Akrivou, 2006).

Примеры Я-концепции

Когда у нас появляется лучшее представление о нашей я-концепции, мы используем эти идеи для описания самих себя. Так, например, мы могли бы сказать что-то вроде:

  • Я сильная женщина. Эта самооценка, вероятно, возникает из смеси личностных черт, переживаний, которые человек пережил, и восприятия себя как способного справляться с будущими трудностями.
  • Я духовен. Это может происходить из-за многолетнего поведения, которое другие люди считают духовным, или из-за наличия набора убеждений о том, как устроен мир. Наверное, и то, и другое.
  • Я хорошо разбираюсь в X (например, ремонтирую машину, работаю юристом и т. д.). Это может произойти из-за того, что вы много лет успешно занимались чем-то, и другие хвалили вас за это.

Различия между самооценкой и тем, как нас видят другие

​В прошлой статье я писал о том, как просил других сообщать о моих сильных сторонах. На самом деле было очень интересно наблюдать, как некоторые описания меня совпадали с их описаниями, а другие — нет. Здесь вы можете увидеть мировое облако, где мои друзья и семья часто использовали определенное слово, чтобы описать меня.

Я склонен считать себя творческим, независимым, жизнерадостным и позитивным человеком, но я не считал себя особенно поддерживающим. И самое распространенное, что люди говорили обо мне, это то, что я полон решимости. Я согласен, что это описывает меня, но я никогда не осознавал, что это была такая большая часть того, как другие видят меня.

Если вы поразмышляете о том, как вы видите себя, а затем попросите других дать вам обратную связь, вы действительно откроете двери для новых знаний о себе. Так что однозначно рекомендую попробовать.

Действия, чтобы узнать больше о вашей Я-концепции

В дополнение к приведенному выше упражнению есть и другие техники, которые вы можете использовать, чтобы больше узнать о своей я-концепции. Чтобы больше узнать о себе, подумайте о том, чтобы попробовать эти действия.

  • Каковы ваши сильные стороны? В этом упражнении вы изучите свои сильные стороны и узнаете, как их использовать.
  • Лучшая самостоятельная деятельность. В этом упражнении вы исследуете свое лучшее «я» (или свое идеальное «я»).
  • Положительные качества. В этом упражнении вы раскроете свои положительные качества и качества.

статей, которые помогут узнать больше о вашей я-концепции

Нужна дополнительная помощь, чтобы узнать, кто вы? Эти статьи могут быть полезны.

  • Самосознание: как стать более самосознательным
  • Самоанализ: определение (в психологии), примеры и вопросы​
  • «Кто я?» + Другие вопросы, чтобы лучше узнать себя​
  • Будьте аутентичными: 19 способов быть аутентичными
  • Знайте свою ценность: как повысить самооценку и уверенность в себе
  • ​Самоанализ: определение и способы саморефлексии Определение, 195 примеров и списки
  • ​Самооценка: определение, объяснение и советы
  • ​Самопознание: определение, примеры и преимущества

Заключительные мысли о самооценке

Наша самооценка является важным руководящим принципом, который помогает нам ориентироваться в мире и понимать свою роль в нем. Части нашей самооценки могут быть хорошими или не очень хорошими для нашего благополучия. Вот почему может быть полезно узнать больше о нашей собственной я-концепции.

Не забудьте получить нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как


Экспоненциально развивать свой бизнес в сфере здравоохранения!

Ссылки

  • Бейли 2-й, JA (2003). Пересмотр образа себя, самооценки и самоидентификации. Журнал Национальной медицинской ассоциации , 95 (5), 383.
  • Бояцис, Р. Э., и Акриву, К. (2006). Идеальное Я как движущая сила преднамеренных изменений. Журнал развития менеджмента .
  • Эпштейн, С. (1973). Возвращение к самооценке: или теория теории. Американский психолог , 28 (5), 404.
  • Международный пул личных качеств (IPIP). ipip.ori.org.
  • Джонсон, Э. Л. (1967). Экзистенциализм, теория Я и экзистенциальное Я. Журнал персонала и рекомендаций 46 (1), 53–58.
  • Тафароди, Р. В., и Суонн-младший, В. Б. (2001). Двумерная самооценка: теория и измерение. Личность и индивидуальные различия , 31 (5), 653-673.
  • Зентнер, М., и Рено, О. (2007). Истоки идеального «я» подростков: межпоколенческая перспектива. Журнал психологии личности и социальной психологии 92 (3), 557​

Вы терапевт, тренер или предприниматель в сфере велнеса?

Получите нашу бесплатную электронную книгу, чтобы узнать, как быстро развивать свой оздоровительный бизнес!

Ключевые статьи:

  • Счастье​
  • Благополучие
  • Эмоции
  • Управление стрессом
  • Уверенность в себе
  • Самостоятельный автомобиль e
  • Проявление
  • ​Все статьи…
Пакеты содержимого :

  • All-Access Pass​
  • Пакеты материалов PLR
  • Курсы PLR​

Формирование понятий: типы и примеры понятий

Осмысление природы человеческих понятий

Вы видите объекты, движущиеся по дороге, и мысленно представляете их в своем уме с помощью таких категорий, как «грузовики» и «автомобили». Грузовики и легковые автомобили — это примеры понятий, ментальных категорий, которые мы используем для группировки объектов, событий и идей в соответствии с их общими чертами.

Понятие — это просто категория или класс объектов, событий, качеств или отношений, которые имеют одну или несколько общих определяющих характеристик. Определяющий признак позволяет нам отличать членов одной категории от членов другой категории (или класса).

Формирование понятий помогает нам осмысливать мир и готовит нас к более успешному предвидению или предсказанию будущих событий. Например, классификация ползающих в лесу существ как змей побуждает нас держаться на почтительном расстоянии — реакция, которая может спасти жизнь.

Подумайте, насколько по-другому вы бы отреагировали на приближающееся животное, если бы назвали его скунсом, а не кроликом. Любой вид, который не мог отличить что-то ядовитое от чего-то питательного или между безобидным существом и хищником, быстро вымер бы (Ashby & Maddox, 2005).

Представьте также, что было бы, если бы вы не могли формировать понятия. Каждый раз, когда вы сталкивались с четвероногим пушистым существом, которое издавало «гав», вы не знали, погладить его или убежать от него. Вы также не узнаете, является ли сферический предмет, поставленный перед вами, предметом для еды (фрикаделька) или игрой с ним (бейсбольный мяч).

Концепции

также помогают нам быстрее реагировать на события, уменьшая потребность в новом обучении каждый раз, когда мы сталкиваемся со знакомым объектом или событием.

Приобретя концепцию скорой помощи , мы сразу знаем, как реагировать, когда видим, что она останавливается позади нас на дороге.

Классификация понятий

Понятия принято классифицировать на два основных типа: логические понятия и естественные понятия.

Логическое понятие формируется путем определения специфических черт всего, к чему относится это понятие. Таким образом, логические понятия имеют четко определенные правила определения принадлежности.

Школьники, например, узнают, что понятие треугольника применимо к любой трехсторонней форме или фигуре. Если у фигуры три стороны, то она должна быть треугольником.

В то время как мы формируем строго логические понятия, когда нам это нужно, например, в логических рассуждениях или в математике, в повседневной жизни мы обычно формируем «нечеткие понятия», которые не имеют четко определяемых границ, правила которых определяют, как они применяются слабо выражены. Такие понятия были названы естественными понятиями.

Абстрактные сущности, такие как справедливость, честь, любовь и свобода, классифицируются как естественные понятия, потому что люди обычно используют их без применения строгого набора правил, определяющих, как их следует применять.

Из-за трудностей, часто возникающих при определении естественных понятий, Элеонора Рош (1975) предложила, чтобы люди представляли мир в терминах дискретных прототипов.

Рош считал прототип идеальным экземпляром концепции, которая, таким образом, включает в себя черты, общие в разной степени для большинства экземпляров концепции. Таким образом, понятие птицы позволяет включить в него таких нептицеобразных птиц, как страусы, пингвины, куры.

Они не обладают самой определяющей чертой птиц, которая заключается в том, что они летают, но каждая из них обладает некоторыми чертами птиц, хотя и не одинаковыми друг с другом.

Согласно Рошу, чем больше сходство между экземпляром и прототипом, тем более вероятно, что мы будем рассматривать экземпляр как член понятия, которое представляет прототип. Таким образом, малиновку следует воспринимать как более типичную птицу (т. е. прототип), чем курицу, потому что, хотя у обеих есть перья и крылья, малиновка может летать.

Идеи Роша о природе человеческих понятий произвели революцию в экспериментальном изучении образования понятий. Хотя с ее теориями связаны определенные трудности, которые здесь не упоминались, ее работа и работа ее сотрудников способствовали осознанию того, что наше мышление не является синонимом чисто логической обработки. Ее теория также помогла нам понять различия в мыслительных процессах, которые наблюдаются между отдельными людьми, группами и культурами.

Иерархии понятий

Обычно мы организуем понятия, которые используем, в иерархии, которая варьируется от более широких до более узких категорий. Например, одна широко используемая модель основана на трехуровневой иерархии, состоящей из вышестоящих понятий, понятий базового уровня и подчиненных понятий.

Высшие понятия — это широкие категории, такие как транспортное средство, животное и мебель. Внутри этих категорий находятся более узкие понятия базового уровня, такие как автомобиль, собака и кресло, а внутри этих категорий находятся еще более узкие подчиненные понятия, такие как седан, стандартный пудель и кресло-качалка.

Мы склонны использовать понятия базового уровня при описании объектов, а не вышестоящие или подчиненные (например, называя объект «автомобиль», а не «транспортное средство» или «седан») (Rosch et al., 1976). Дети также с большей готовностью усваивают слова, представляющие эти понятия базового уровня, чем те, которые представляют понятия высшего или подчиненного уровня.

Вы можете спросить, почему мы, люди, тяготеем к концепциям базового уровня?

Одной из причин может быть то, что концепции базового уровня предоставляют наиболее полезную информацию об объектах, с которыми мы сталкиваемся.

Отнесение предмета к предмету мебели (высшее понятие) мало что говорит нам о его специфических свойствах. (Это что-то, на чем можно сидеть? Лежать? На чем есть?) Функции, связанные с понятием базового уровня, таким как «стул», дают нам больше полезной информации.

Подчиненные понятия, такие как «кресло-качалка», более конкретны и ограничены по диапазону. Они могут быть полезны в определенных ситуациях, но они также могут дать нам больше информации, чем нам нужно.

Дети учатся сужать и определять свои понятия, сталкиваясь как с положительными, так и с отрицательными примерами понятий. Положительный пример иллюстрирует концепцию, тогда как отрицательный пример не соответствует концепции.

Родитель малыша идентифицирует уличных собак как «гав-вау», положительный пример. Поначалу ребенок может чрезмерно расширять понятие «собака» (или гав-вау), называя «гав-гав» всех животных, даже кошек.

Но после повторного опыта с положительными и отрицательными примерами «собак», «кошек» и т. п. дети учатся тонко настраивать свои понятия. Они определяют признаки, которые отличают разные понятия, и начинают звать собак собаки кошки и кошки.

С другой стороны, логические понятия обычно приобретаются путем изучения формальных определений, а не посредством непосредственного опыта.

Мы можем сказать ребенку каждый раз, когда видим квадратную фигуру: «Эй, посмотри, здесь квадрат. И смотри, там еще один». Но ребенок усвоит это понятие быстрее, если усвоит правило, что любая четырехсторонняя фигура со сторонами равной длины классифицируется как квадрат.

Цитаты

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts