Внутренний Ребенок в ситуации ограничений и запретов
ПСИХОЛОГИЯ / 4 МАЯ
Эрика Берна, создателя трансактного анализа, знают даже непрофессиональные психологи. А все потому, что его концепция эго-состояний очень простая и может быть полезна не только профессионалу в работе, но и любому человеку для отслеживания себя и понимания реакций других.
Вкратце: у каждого из нас есть три эго-состояния — Ребенок, Родитель и Взрослый. В них могут пребывать люди любого возраста, дети тоже. Эго-состояния проявляются в разных ситуациях и определяют коммуникацию с окружающими. Взаимодействие собеседников в дополняющих друг друга эго-состояниях может закрепиться в поведении в качестве сценария и повторяться раз за разом, пока общающиеся не осознают, почему ведут себя именно так. Если сценарий мешает, можно попробовать его изменить.
ПРИМЕР:
Муж напоминает жене: «Сегодня вечером мы идем в гости к Петровым». Муж с ними дружит, а жена их любит не очень. Как она может отреагировать?
Ответ:
«Вечно ты ходишь к своим Петровым! Нет бы со мной время провести!» или «Ну ла-а-а-адно…» — и весь вечер пребывать в плохом настроении.
Расшифровка:
Это ответы из позиции Ребенка, основанные на первой эмоциональной реакции. Как считаете, к чему может привести диалог в таком ключе?
Ответ:
«Знаешь, мне кажется, ты слишком много общаешься с этими Петровыми. Они тебе не подходят».
Расшифровка:
Это ответ из позиции Родителя, у которого грань между заботой и контролем очень тонка. Ваши предположения: как может развиваться такой диалог?
Ответ:
«Давай лучше позовем их в кино? Вы пообщаетесь, все посмотрим интересный фильм».
Расшифровка:
Это ответ из позиции Взрослого, попытка договориться и решить проблему с учетом потребностей каждого из собеседников. Подумайте, к чему может привести такой вариант.
Эго-состояния:
Взрослый анализирует и реагирует на ситуацию здесь и сейчас. Он рационален и может принимать решения.
Родитель оценивает. Его поведение берется из системы запретов и установок «как правильно», усвоенных с детства. Родитель может быть Заботливым и Контролирующим.
Ребенок испытывает эмоции и реагирует инстинктивно. Он во многом руководствуется интуицией и проявляет непосредственность. Ребенок тоже может быть разным:
‣ Естественный (Свободный) Ребенок действует спонтанно и открыт миру; чувствует, что важен; может быть беспомощным, но легко просит помочь ему; может испытывать сильные чувства, такие как гнев и тревога.
‣ Адаптивный (Приспосабливающийся) Ребенок пытается уловить настроение окружающих и соответствовать ему; стремится сделать все, чтобы его похвалили; не проявляет инициативу и боится творить; может подстраиваться под других в ущерб своей индивидуальности.
‣ Бунтующий (Отчаявшийся) Ребенок не получил любви и принятия и не верит, что сможет удовлетворить свою потребность в них; ощущает свою ненужность; ведет себя грубо и конфликтно; отказывается понимать и прислушиваться.
Когда в жизни взрослого человека (не по эго-состоянию, а по возрасту) появляются ограничения и запреты, он часто реагирует как Бунтующий или Адаптивный Ребенок.
Партнер ведет себя как Контролирующий Родитель и все время спрашивает, что полезного ты сделал (а) сегодня? Мама интересуется при каждом телефонном разговоре, когда уже ждать внуков? Государство вводит новые ограничения и блокирует удобный мессенджер?
«Ах так?!» — это голос Бунтующего Ребенка. Он будет вступать в конфликт: ругаться с партнером, огрызаться маме, выражать свое недовольство в социальных сетях — и не ждать ничего хорошего.
Адаптивный Ребенок, наоборот, стиснет зубы и станет терпеть, только бы не стало еще хуже. Он будет блокировать свои эмоции: опуская глаза в пол, отвечать на любые придирки партнера; бесполезно оправдываться перед мамой; вздыхая, пользоваться электронной почтой, которая пока работает.
Не самое конструктивное поведение, правда? Да и по отношению к себе травматичное.
Стоит помнить, что любому ребенку, в том числе малышу, который живет внутри каждого из нас, нужна любовь и поддержка.
Если вы впадаете в Бунтующего или Адаптивного Ребенка от повторяющихся диалогов и неприятных новостей, стоит тренироваться замечать свои эго-состояния и переключать их. Будучи взрослыми людьми, мы способны сами себе дать поддержку из эго-состояния Заботливого Родителя и решить техническую проблему из позиции Взрослого. Мы можем заварить вкусного чая, сесть и предложить партнеру обсудить, что происходит; мы можем построить новые границы в общении с мамой — для начала сократить количество телефонных звонков или обрисовать список тем, на которые не хотим разговаривать; можем потратить несколько минут и вникнуть в тему, о которой до этого ничего не знали. А еще мы можем задействовать Естественного Ребенка и, подключив его чувство юмора, посмеяться над происходящим.
Давайте изучать свои психические настройки и активизировать те, которые помогают нам в жизни, а не пользоваться только «базовым пакетом».
Подготовила Мария Крашенинникова-Хайт
ВАМ ПОНРАВИЛАСЬ ЭТА СТАТЬЯ?
Live-курсы
от 1 месяца
Онлайн-курсы в самых актуальных сферах психологии от ведущих психологов-практиков.
Подробнее |
Курсы в записи
от 1 месяца
Отдельные интенсивные курсы в записи по ключевым дисциплинам или наборы краткосрочных курсов на выбор по всем направлениям.
Подробнее |
К ДРУГИМ МАТЕРИАЛАМ
Общение. Трансактный анализ — Родитель, Взрослый, Ребенок.(М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым)
Теория амортизации, немного скучная, но необходимая
Принцип амортизации был разработан на основе изучения и практического применения трансактного анализа — психотерапевтического метода, открытого и разработанного калифорнийским психотерапевтом Э. Берном в 50—70-е годы нашего столетия. Общение, как я указывал выше, является одной из необходимейших потребностей человека. У голода на общение, указывает Э. Берн, очень много общего с пищевым голодом. Поэтому здесь уместны гастрономические параллели.
Потребность в общении
Рациональное питание должно включать полноценный набор питательных веществ, витаминов, микроэлементов и т. п. Дефицит одного из них вызовет соответствующий вид голода. Так и общение может быть полноценным только в том случае, если удовлетворяются все его потребности, если в нем имеются все ингредиенты.
Выделяется несколько видов голода на общение.
Голод на стимуляцию развивается при отсутствии раздражителей, необходимых для общения, т. е. в ситуации полного одиночества. У младенцев, лишенных необходимого контакта с людьми в условиях детских домов, наступают необратимые изменения в психике, которые в последующем мешают человеку приспособиться к социальной жизни. Взрослый человек, не имеющий специальной подготовки, в условиях одиночества гибнет на 5—10-й день.
Но удовлетворение только голода на стимуляцию не может сделать общение полноценным. Так, попав в командировку в многомиллионный город или на отдых на многолюдный курорт, мы можем испытать острое чувство одиночества, если не будет удовлетворен еще один вид коммуникативного голода — голод на узнавание. Вот почему мы на новом месте стараемся обзавестись новыми знакомыми и приятелями, чтобы потом узнавать их! Вот почему мы с радостью встречаем в чужом городе человека, с которым дома не поддерживали близких отношений!
Но и этого еще мало. Необходимо ликвидировать еще и голод на удовлетворение потребности в общении. Он развивается тогда, когда человек вынужден общаться с людьми, которые его не интересуют глубоко, а само общение носит формальный характер.
Затем надо удовлетворить голод на события. Даже если вокруг глубоко симпатичные тебе люди, но не происходит ничего нового, развивается скука. Так, нам надоедает пластинка, которую еще недавно мы слушали с большим удовольствием. Вот почему люди с наслаждением сплетничают, когда вдруг становится известна какая-нибудь скандальная история с их добрым знакомым. Это сразу освежает общение.
Существует еще голод на достижение. Необходимо добиться какого-то результата, к которому ты стремился, овладеть каким-то навыком. Человек радуется, когда у него вдруг начинает получаться.
Следует удовлетворить и голод на признание. Так, спортсмен выступает на соревнованиях, хотя на тренировках уже показывал рекордные результаты, писатель старается опубликовать написанную книгу, а ученый — защитить подготовленную диссертацию. И здесь дело не только в материальном вознаграждении.
Мы едим не просто продукты, а готовим из них какие-то блюда и можем остаться неудовлетворенными, если давно не ели борща или не пили компота. Мы обмениваемся приветствиями (ритуалы), работаем (процедуры), ведем на перерывах разговоры (развлечения), любим, конфликтуем. Отсутствие некоторых форм общения может привести к структурному голоду. Например, он наступает, если человек только работает и совсем не развлекается.
О вкусной и здоровой пище пишется много книг. Но почему же так мало внимания уделяется гастрономии общения?
Общение с самим собой (структурный анализ)
Молодой инженер делает доклад на конференции. У него одна поза, словарный запас, мимика, пантомимика, жесты. Это Взрослый, объективно оценивающий реальность человек. Он приходит домой, а жена прямо с порога просит его выбросить мусор. И перед нами другой человек — капризное Дитя. Изменилось все: поза, словарный запас, мимика, пантомимика, жесты. Утром, когда он уже уходит на работу, сын случайно проливает на его светлый тщательно выглаженный костюм стакан вишневого сока. И снова перед нами другой человек — грозный Родитель.
Изучая общение людей, Э. Берн описал три Я-состояния, которыми располагает каждый человек и которые по очереди, а иногда вместе выходят на внешнюю коммуникацию. Я-состояния — нормальные психологические феномены человеческой личности (Родитель (Р) — Взрослый (В) — Дитя (Д)) (рис. 2. 2.).
Все они необходимы для жизни. Дитя — источник наших желаний, влечений, потребностей. Здесь радость, интуиция, творчество, фантазия, любознательность, спонтанная активность. Но здесь же и страхи, капризы, недовольство. Кроме того, в Дитяти — вся психическая энергия. Ради кого живем? Ради Дитяти! Это, может быть, лучшая часть нашей личности.
Взрослый необходим для выживания. Дитя хочет, Взрослый выполняет. Взрослый переходит улицу, карабкается в горы, производит впечатление, добывает пищу, строит жилище, шьет одежду и т. п. Взрослый контролирует действия Родителя и Дитяти.
Если действие выполняется часто и становится автоматическим, появляется Родитель. Это автопилот, который ведет правильно наш корабль в обычных условиях, что освобождает Взрослого от принятия рутинных обыденных решений, это и тормоза, которые автоматически удерживают нас от опрометчивых поступков. Родитель — наша совесть. Девизы Дитяти — хочу, нравится; Взрослого — целесообразно, полезно; Родителя — должен, нельзя. И счастлив человек, если у него хочу, целесообразно и должен имеют одно и то же содержание! Например, я хочу писать эту книгу, целесообразно писать эту книгу, я должен писать эту книгу.
Если желания Дитяти удовлетворять своевременно, они выглядят умеренными и исполнять их нетрудно. Задержка в удовлетворении потребности приводит или к исчезновению ее, или к излишествам. Так происходит, например, когда человек ограничивает себя в еде: он становится обжорой или теряет аппетит.
Руководителям, родителям, учителям, в общем, всем нам стоит помнить, что программы Родителя, особенно приобретенные в раннем детстве, бывают очень устойчивы. Для их разрушения требуется много усилий, специальные приемы. Родитель в своих требованиях становится агрессивным, заставляет работать Взрослого, наносит вред Дитяти, за счет энергии которого существует и сам.
Еще одна опасность исходит от Родителя. В нем часто имеются мощные запретительные программы, которые мешают удовлетворять личности свои потребности, запреты: «Не вступай в брак до тех пор, пока не получишь высшего образования». «Никогда не знакомься на улице» и т. п. На какое-то время они сдерживают Дитя, но затем энергия неудовлетворенных потребностей разрушает плотину запретов. Когда Дитя (хочу) и Родитель (нельзя) друг с другом ссорятся, а Взрослый не может их помирить, развивается внутренний конфликт, человек раздирается противоречиями.
Общение с партнером (трансактный анализ)
Параллельные трансакции
В каждом из нас живут как бы три человека, которые часто не ладят друг с другом. Когда люди находятся вместе, рано или поздно они начинают общаться. Если А. обращается к Б., то он посылает ему коммуникативный стимул (рис. 2.3.).
Б. ему отвечает. Это коммуникативный ответ. Стимул и ответ — это трансакция, которая является единицей общения. Таким образом, последнее можно рассматривать как серию трансакций. Ответ Б. становится стимулом для А.
Когда два человека общаются, они вступают друг с другом в системные отношения. Если общение начинает А., а Б. ему отвечает.
Дальнейшие действия А. зависят от ответа Б. Цель трансактного анализа состоит в том, чтобы выяснить, какое Я-состояние А. послало коммуникативный стимул и какое Я-состояние Б. дало ответ.
В—В:
А.: Который час?
Б.: Без четверги восемь.
Р-Р:
А.: Ученики совсем не хотят заниматься.
Б.: Да, раньше любознательность была выше.
Д-Д:
А.: А что, если с последней лекции уйти в кино? Б.: Да, идея хорошая.
Это параллельные трансакции первого типа (рис. 2.4.). Здесь конфликта нет и никогда не будет. По линии В — В мы работаем, обмениваемся информацией, по линии Д — Д любим, развлекаемся, по линии Р — Р сплетничаем. Данные трансакции протекают так, что в психологическом отношении партнеры равны друг другу. Это трансакции психологического равноправия.
Второй тип параллельных трансакций возникает в ситуации опеки, подавления, заботы (Р — Д) или беспомощности, каприза, восхищения (Д — Р) (рис. 2.5.). Это трансакции психологического неравноправия. Иногда такие отношения могут длиться достаточно долго. Отец опекает сына, начальник тиранит подчиненных. Дети вынуждены до определенного возраста терпеть давление родителей, подчиненный — сносить издевательства начальника. Но обязательно наступит момент, когда кому-то надоест опекать, а кому-то быть опекаемым, кто-то не выдержит тирании.
Можно заранее рассчитать, когда эти отношения закончатся разрывом. Давайте подумаем, когда? Нетрудно догадаться, что удерживаются эти отношения существующими связями по линии В — В. Понятно, что и закончатся они тогда, когда отношения В — В себя исчерпают, т. е. разрыв произойдет тогда, когда дети перестанут зависеть материально от родителей, а подчиненный получит высокую квалификацию и материальные блага.
Если отношения и после этого сохраняются, то непременно развивается конфликт, начинается борьба. Как на неуравновешенных весах, тот, кто был внизу, будет стремиться подняться наверх и опустить вниз того, кто был наверху. В крайних своих выражениях отношения Р — Д — это рабско-тиранические отношения. Рассмотрим их несколько подробнее.
О чем думает раб? Конечно же, не о свободе! Он думает и мечтает о том, чтобы стать тираном. Рабство и тирания — это не столько внешние отношения, сколько состояния души. В каждом рабе сидит тиран, а в тиране — раб. Можно быть формально рабом, но в душе оставаться свободным. Когда философа Диогена взяли в рабство и выставили на продажу, потенциальный покупатель его спросил:
— Что ты можешь делать? Диоген на это ответил:
— Властвовать людьми! Затем попросил глашатая:
— Объяви, не хочет ли кто купить себе хозяина?
Проанализируйте ваши отношения в семье или на работе. Если вы находитесь в положении раба, техника амортизации позволит вам почувствовать себя свободным человеком и выйти из рабской зависимости от своего угнетателя, даже если он ваш начальник. Если вы находитесь в положении тирана, при налаживании равноправных отношений используйте специальные приемы.
Итак, дорогой читатель, вам уже стала ясна теоретическая основа принципа амортизации. Необходимо увидеть, на какой позиции находится ваш партнер, и знать, в какое ваше Я-состояние направлен коммуникативный стимул. Ваш ответ должен быть параллельным. «Психологические поглаживания» идут по линии Д-Р, предложения к сотрудничеству — по линии В — В, а «психологические удары» — по линии Р — Д.
Ниже укажу некоторые признаки, по которым вы сможете быстро диагностировать состояние, в котором находится ваш партнер.
Родитель. Указующий перст, фигура напоминает букву Ф. На лице — снисходительность или презрение, нередко — кривая улыбка. Тяжелый взгляд вниз. Сидит, откинувшись назад. Ему все ясно, он знает какую-то тайну, которая другим недоступна. Любит прописные истины и выражения: «Я этого не потерплю», «Чтоб было сделано немедленно», «Неужели трудно понять!», «Коню понятно!», «Здесь вы абсолютно неправы», «Я в корне с этим не согласен», «Какой идиот это придумал?», «Вы меня не поняли», «Кто же так делает!», «Сколько можно вам говорить?», «Вы обязаны. ..», «Как вам не стыдно!», «Нельзя…», «Ни в коем случае» и т. п.
Взрослый. Взгляд направлен на объект, тело как бы подается вперед, глаза несколько расширены или сужены. На лице — выражение внимания. Употребляет выражения: «Извините, я вас не понял, объясните, пожалуйста, еще раз», «Я, наверное, непонятно объяснил, поэтому мне отказали», «Давайте подумаем», «А что, если нам поступить так», «Как вы планируете выполнить эту работу?» и т. п.
Дитя. И поза, и выражение лица соответствуют внутреннему состоянию — радость, горе, страх, тревога и т. д. Часто восклицает: «Превосходно!», «Замечательно!», «Хочу!», «Не хочу!», «Надоело!», «Осточертело!», «Пропади оно все пропадом!», «Пусть горит огнем!», «Нет, вы просто восхитительны!», «Я вас люблю!», «Ни за что не соглашусь!», «Зачем мне это надо?», «Когда же это все кончится?»
Перекрещивающиеся трансакции (механизмы конфликта)
Любой человек, даже самый конфликтный, конфликтует не все время. Следовательно, амортизирует, вступает в общение, которое носит характер последовательных транзакций. Если бы люди не вели себя хотя бы иногда правильно, они бы погибли.
В семье (классический пример Э. Берна):
Муж: Дорогая, не подскажешь ли, где мои запонки? (В — В).
Жена: 1) Ты уже не маленький, тебе пора знать, где твои запонки! 2) Там, где ты их оставил (Р — Д).
В магазине:
Покупатель: Вы мне не скажете, сколько стоит килограмм колбасы? (В — В).
Продавец: У вас что, глаз нет?! (Р — Д).
На производстве:
А.: Не подскажете ли вы мне, какую марку стали здесь лучше использовать? (В — В).
Б.: Вам пора уже знать такие элементарные вещи! (Р — Д).
Далее беседа в семье может протекать следующим образом.
Муж: Если бы у нас в доме был порядок, я бы смог найти свои запонки! (Р — Д).
Жена: Если бы ты мне хоть немного помогал, я бы смогла управиться с хозяйством! (Р — Д).
Муж: Не такое уж у нас большое хозяйство. Будь расторопней. Если бы твоя мамочка не баловала тебя в детстве, ты бы управлялась. Видишь же, что мне некогда! (Р — Д).
Жена: Если бы твоя мамочка приучила тебя помогать, не подавала тебе завтрак в постель, ты бы находил время, чтобы мне помогать! (Р — Д).
Дальнейший ход событий ясен: переберут всех родственников до седьмого колена, вспомнят все обиды, которые нанесли друг другу. Не исключено, что у одного из них поднимется давление и он будет вынужден покинуть поле боя. Потом они станут искать запонки вместе. Не лучше ли было делать это сразу?
Давайте рассмотрим схему конфликта (рис. 2. 7.).
Первый ход мужа был по линии В — В. Но, по-видимому, у жены очень обидчивое Дитя и мощный Родитель, а может быть, ее подзавели в другом месте (например, на работе). Поэтому просьбу мужа она восприняла как давление на Дитятю. Кто обычно заступается за дитятю? Конечно же, родитель. Вот и ее Родитель бросился на защиту Дитяти, оттеснив на задний план Взрослого. То же самое имело место и у мужа. Жена уколола Дитятю мужа. Это привело к тому, что энергия последнего попала в Родителя, который разрядился упреками и уколол Дитятю жены, которое «подрядило» своего Родителя. Ясно, что скандал будет до тех пор, пока не истощится энергия Дитяти одного из партнеров. Вообще психологический конфликт идет до уничтожения. Или кто-то покидает поле боя, или развивается болезнь. Иногда один из партнеров вынужден уступить, но практически это мало что дает, так как внутреннего спокойствия нет. Многие считают, что имеют хорошую психологическую подготовку, так как им удается сохранить внешнюю невозмутимость при внутреннем напряжении. Но это путь к болезни!
А теперь вернемся вновь к структуре психологического конфликта. Здесь задействованы все аспекты личности. На внешней коммуникации шесть человек. Это же базар! Выясняются отношения: Родитель жены сцепился с Дитятею мужа. Дитя мужа выясняет отношения с Родителем жены, тихий голос Взрослого мужа и жены не слышен, заглушён криком Родителя и плачем Дитяти. Но ведь только Взрослый делает дело! Скандал же забирает ту энергию, которая должна идти на продуктивную деятельность. Нельзя одновременно и скандалить и работать. Во время конфликта стоит дело. Ведь запонки все равно придется искать.
Я вовсе не против конфликтов. Но нужны деловые конфликты, которые идут по линии В — В. При этом уточняются позиции, шлифуются мнения, люди становятся ближе друг другу.
А что же случилось с нашими героями в магазине? Если Родитель покупателя слабенький, его Дитя заплачет и он уйдет из магазина без покупки, жалуясь на жизнь. Но если его Родитель не менее мощен, чем Родитель продавца, то диалог пойдет следующим образом:
Покупатель: Она еще спрашивает, есть ли у меня глаза! Не знаю, будут ли они сейчас у тебя! Знаю я, чем вы здесь занимаетесь весь день, пока я вкалываю! (Р — Д).
Продавец: Ишь, какой деловой выискался. Стань на мое место! (Р — Д).
Дальнейшее продолжение беседы вы можете представить. Чаще всего в конфликт вмешивается очередь, которая делится на две партии. Одна поддерживает продавца, другая — покупателя. Но самое главное — цену продавец все-таки назовет! Не лучше ли это сделать сразу?
На производстве дело обстоит сложнее. Если А. по службе зависит от Б., он может промолчать, но отрицательные эмоции, особенно если такие случаи происходят часто, у А. будут накапливаться. Разрядка конфликта может наступить тогда, когда А. выйдет из-под влияния Б., а Б. допустит какую-то неточность.
В описанных ситуациях Муж, Покупатель, А. видят себя страдающей стороной. Но тем не менее выйти из этого положения они могли бы с честью, если бы владели техникой амортизации. Как бы тогда протекал диалог?
В семье:
Муж: Да, я не маленький, мне уже давно пора знать, где мои запонки. Но вот видишь, какой я несамостоятельный. Зато ты у меня такая хозяйственная. Ты все знаешь. Я верю, что и меня ты этому научишь, и т. п. (Д — Р).
В магазине:
Покупатель: У меня действительно нет глаз. А у вас чудесные глаза, и сейчас вы мне скажете, сколько стоит килограмм колбасы (Д — Р). (Я был свидетелем этой сцены. Вся очередь смеялась. Продавец в растерянности назвал цену товара).
На производстве:
А.: Мне действительно уже пора знать это. Как только у вас хватает терпения повторять нам по тысяче раз одно и то же! (Д — Р).
Во всех этих амортизационных ответах Дитя наших героев отвечало Родителю обидчиков. Но управлял действиями Дитяти Взрослый.
Я надеюсь, что у вас в ряде случаев амортизация начала получаться. Но все-таки вы иногда срываетесь на старый стиль общения? Не спешите себя винить. Этот этап проходят все обучающиеся психологической борьбе. Ведь многие из вас жили с желанием командовать, а здесь, по крайней мере внешне, надо подчиняться. Не получается же сразу потому, что нет необходимой психологической гибкости.
Посмотрите еще раз на рис. 2.5.
Те места, где Взрослый соединен с Родителем и Дитятей, можно назвать «суставами души». Они обеспечивают психологическую гибкость, взаимоотношения между этими частями легко меняются. Если же отсутствует психологическая гибкость, «суставы души» срастаются (рис. 2.8.).
Родитель и Дитя заслоняют поле деятельности, предназначенное для Взрослого. Взрослый тогда занимается непродуктивной деятельностью. Денег нет, но Родитель требует угостить, устроить пышный праздник. Реальной опасности нет, но Дитя требует дополнительных усилий для ненужной защиты. Если Взрослый все время занят делами Родителя (предрассудки) или Дитяти (страхи, иллюзии), он теряет самостоятельность и перестает понимать, что происходит во внешнем мире, становится регистратором событий. «Я все понимал, но ничего не мог с собой поделать…»
Таким образом, первая задача обучающегося психологической борьбе — овладеть умением оставаться во взрослой позиции. Что для этого надо сделать? Как восстановить подвижность суставов души? Как оставаться объективным Взрослым? Томас Харис советует стать чувствительным к сигналам Родителя и Дитяти, которые работают в автоматическом режиме. Подождать при сомнениях. Полезно во Взрослом запрограммировать вопросы: «Правда ли это?», «Применимо ли это?», «Откуда я взял эту идею?». Когда у вас плохое настроение, спросить, почему ваш Родитель бьет вашего Дитятю. Необходимо отвести время для принятия серьезных решений. Своего Взрослого надо постоянно тренировать. Во время шторма нельзя обучаться навигации.
Еще одна задача — вывести во взрослую позицию своего партнера по общению. Чаще всего это приходится делать по службе, когда получаешь от начальника категорическое распоряжение, выполнение которого не представляется возможным. Оно обычно идет по линии Р — Д. Первый ход — амортизация, а затем задается деловой вопрос. При этом стимулируется мышление партнера по общению, и он становится в позицию Взрослого.
Начальник: Сделайте это немедленно! (Р — Д).
Подчиненный: Хорошо. (Д — Р). А как? (В — В).
Начальник: Сами сообразите! Для чего вы здесь? (Р — Д).
Подчиненный: Если бы я мог соображать так, как вы, тогда бы я был начальником, а вы подчиненным. (Д — Р).
Обычно после двух-трех амортизационных ходов (Дитя начальника при этом не затрагивается) энергия Родителя истощается, а так как поступления новой энергии нет, партнер спускается на позицию Взрослого.
Во время беседы всегда следует смотреть в глаза партнеру — это позиция Взрослого, в крайнем случае вверх, как бы отдаваясь на милость, — позиция Дитяти. Ни в коем случае нельзя смотреть вниз. Это позиция нападающего Родителя.
Резюме
В каждом из нас имеется три Я-состояния: Родитель, Взрослый и Дитя. Единицей общения является трансакция, состоящая из стимула и ответа.
При параллельных трансакциях общение длится долго (первый закон общения), при перекрещивающихся оно прекращается и развивается конфликт (второй закон общения).
В основе принципа амортизации лежит умение определить направление стимула и в обратном направлении дать ответ.
Деловое общение идет по линии В — В. Для выведения партнера в позицию Взрослого необходимо вначале согласиться, а потом задать вопрос.
Частная амортизация
С моей точки зрения, «волевой» руководитель, т. е. такой, который кричит, угрожает, требует, наказывает, мстит, преследует, — глупый руководитель. Во-первых, он сам не думает, ибо находится на позиции Родителя, во-вторых, стимулируя Дитятю подчиненного, он блокирует разум последнего и обрекает дело на неудачу.
Умный руководитель разъясняет, задает вопросы, прислушивается к чужому мнению, поддерживает инициативу подчиненных и обычно находится в позиции Взрослого. Создается впечатление, что не он командует, а им командуют. Такой руководитель смело может уходить в отпуск, и его отсутствие не скажется отрицательным образом на состоянии дел.
…
Часто конфликты между взрослеющими детьми и родителями возникают в связи с тем, что дети хотят большей самостоятельности, а родители пытаются сохранить командное положение. Серьезными бывают конфликты, когда дети уже взрослые, а родители продолжают активно вмешиваться в их жизнь.
…
Скандал не так неприятен, как это может показаться. Во время конфликта, особенно протекающего бурно, происходит энергетическая разрядка, которая приносит временное облегчение. Некоторые даже засыпают сразу после конфликта, а потом, вспоминая, говорят, что всласть поскандалили.
…
Любая, даже самая интересная, работа вызывает в организме то или иное напряжение. Организм «перегревается». Самым лучшим «охладителем» является радость любви. А если ее нет? Тогда на выручку приходит конфликт. Итак, лучшая профилактика конфликта — любовь.
…
К чему приводит амортизация? Человек убирает свои колючки. Психологическая борьба учит принимать партнера в совокупности всех его качеств, как розу, принимать и цветок и шипы. Надо научиться не натыкаться на колючки партнера, а иметь дело только с цветком. Необходимо также убирать свои колючки.
. ..
Удерживая, ничего не достигнешь, отпуская, можешь вернуть.
…
Резюме
Амортизация применима на службе, в общественных, личных и семейных отношениях. Здесь необходимо:
1. Доводить амортизацию до конца, уметь ждать результата.
2. Принимать человека в целом, стараясь не натыкаться на его колючки.
3. Прежде чем разрывать отношения, их налаживать.
Сюрприз
Кроме амортизации существует еще суперамортизация.
Принцип: усиль сам то качество, которое тебе приписал партнер по общению.
В автобусе:
Женщина (мужчине, пропустившему ее вперед в автобус, но немного придавившему ее): У, медведь!
Мужчина (с улыбкой): Надо еще козлом назвать.
А.: Вы глупец!
Б.: Не только глупец, но и подонок! Так что берегитесь!
При «психологическом поглаживании» и приглашении к сотрудничеству этот прием лучше не использовать.
Обычно суперамортизация прекращает конфликт немедленно.
Желаю вам удачи!
██ М.Е.Литвак — Если хочешь быть счастливым. ██ Всем, потерявшим надежду и опустившим руки. Автор, как и Козьма Прутков, считает, что счастье человека в его собственных руках. И если он умеет общаться с собой, находит общий язык с близкими, способен управлять группой и быстро освоиться в новой ситуации, он обречен на счастье. Автор использует свой богатый клинический опыт и опыт психологического консультирования, дает простые рекомендации, как наладить общение. Жизнь — штука легкая, а если вам тяжело, значит вы что-то делаете не так. Радость — это то, что ощущается после какого-либо творческого или социально значимого действия, которое производилось не с целью получения выгоды.
Быть взрослым, когда родители ведут себя как дети | by The Bold Italic Editors
By Emily Ansara Baines
Мой отец недавно позвонил, чтобы спросить совета по поводу его анкеты онлайн-знакомств, через пять минут после того, как я закончила разговор с мамой. Мама звонила с единственной целью — еще раз сообщить мне, какое сексуальное тело у ее 60-летнего бойфренда. Ни один из родителей не спросил, хочу ли я этих разговоров, чего я не хотел. К сожалению, это моя новая норма. Как сообщили мне оба моих родителя, я «теперь взрослая». Это значит, видимо, что с момента их развода я причастен к все .
Мои родители всегда были не столь безупречны, когда дело доходило до границ. Когда я был ребенком, они не удосужились закрыть двери, потому что дрались всю ночь. В моих кошмарах всегда было много криков. Однако разлад произошел не только ночью. Автомобильные поездки были постоянным источником драмы. Когда она везла меня в школу, мама ругала меня за невнимательность моего отца. «Он никогда не открывает мне дверь», — вздыхала она. Мой отец, когда он не уезжал из города по делам, отвозил меня на ночевку и всю дорогу жаловался на осуждающую мать. «Она никогда не спрашивает о моем дне». Оба моих родителя сообщили мне, что я был их доверенным лицом, а моя мать в моменты слабости доходила до того, что говорила мне восьмилетнему себе, что я ее лучший и единственный друг. В то время как мои родители оставались неясными в деталях своей дисгармонии, я, тем не менее, знал достаточно, чтобы понять, что мы не такие, как другие семьи.
Так что я быстро вырос. На днях рождения я смотрела, как улыбающиеся родители моих друзей подают мне торт, и задавалась вопросом, не дрались ли они тоже, не ездил ли этот папа в дальние командировки или у него был секретный запертый ящик. Мне стало интересно, плакала ли мама с ее идеально нанесенным макияжем в душе. Чем счастливее выглядели родители, тем больше я сомневалась в искренности их любви.
С юных лет я думал, что знаю все. Я знала, что если люди женаты, это не значит, что они счастливы. Я знал, что люди могут разлюбить. Мои собственные родители, конечно, не очень любили друг друга. Это не было секретом. Я просто не понимал, насколько глубоки корни этой злобы.
«Ненавижу делать это в твой день рождения, — сказал папа, — но ты уже взрослый. Я решил развестись с твоей матерью.
Потом мне исполнилось 30.
Все говорили, что я буду чувствовать себя по-другому, когда мне исполнится 30. «Ты чувствуешь себя более зрелым», — утверждали друзья, которым недавно исполнилось три десятилетия. «Вы вдруг знаете, чего хотите в жизни. Вы начинаете чувствовать — и вести себя — как взрослый».
Утром моего тридцатилетия я проснулась с улыбкой в доме, который мы с парнем арендовали в Джошуа-Три. Я потянулся и улыбнулся. Они были правы: я сделал другим. Я чувствовал себя спокойно.
Тут зазвонил мой телефон. Это был мой отец. Я предположил, что он звонил с поздравлениями.
— С днем рождения, — начал он вслед за моим ответом, доказывая, что это предположение верно. Но он не остановился на достигнутом. «Я ненавижу делать это в твой день рождения, но ты уже взрослая. Я решил развестись с твоей матерью.
С днем рождения меня.
Существует множество книг с советами для родителей о том, как говорить о разводе с ребенком. Проблема в том, что рассматриваемому ребенку обычно 9 лет. 0005 ребенок . Не существует руководств — по крайней мере, ни одного из тех, что читают мои родители, — о том, как говорить о разводе со взрослой дочерью или сыном.
Когда я поступил в колледж, моя мать призналась, как она была счастлива, что может говорить со мной как взрослый . Наши вспыльчивые отношения, которые становились все более натянутыми в подростковом возрасте и после того, как я открыла для себя мальчиков, стали более спокойными и любящими. Я звонила маме и говорила о своем парне, а не лгала о том, ночевал он у меня или нет. Наши шутки стали чуть более рискованными. Мы были близки. Между нами больше не было секретов.
Существует множество книг с советами для родителей о том, как говорить о разводе с ребенком. Проблема в том, что ребенок, о котором идет речь, обычно ребенок . Не существует руководств — по крайней мере, ни одного из тех, что читают мои родители, — о том, как говорить о разводе со взрослой дочерью или сыном.
С разводом, однако, близость стала слишком близкой. Некоторые вещи лучше оставить недосказанными. Некоторые секреты лучше оставить скрытыми.
Тридцатилетие стало новым оправданием для моих родителей, чтобы они перестали быть родителями. Они больше не утруждают себя фильтрацией своих мыслей. Я слышу об их прошлом, а впоследствии и о своем собственном, такие вещи, которые ни один взрослый никогда не расскажет своему маленькому ребенку. Семейные каникулы, старые вечеринки по случаю дня рождения и встречи — все предстало в новом свете благодаря внезапной потребности моих родителей избавиться от накопившейся за годы боли и разочарования. Мой отец пригласит меня на ужин и расскажет за жареным лососем о каком-то обидном поступке, который моя мать сделала 25 лет назад. «Тебе 30», — всегда будет говорить он, убеждая себя, что это уместно. — Ты достаточно взрослый, чтобы знать правду. Мама позвонит в слезах из-за гадкого электронного письма, которое послал мой отец, а потом вспомнит какой-нибудь старый проступок. Я киваю и стараюсь поддерживать. В конце концов, я люблю обоих своих родителей. Итак, я застрял посредине, отчаянно пытаясь оставаться нейтральным, пытаясь вспомнить, как дышать.
По иронии судьбы, мой 28-летний брат все еще младенец. «Не говори Крису, — добавят родители, прежде чем мы закончим разговор, — это его расстроит». Это расстроило бы любого, хочется кричать, любого, кто родился от этого супружеского союза, который делал тебя несчастным на протяжении 30 с лишним лет. Но я согласен, тем не менее. Если мой младший брат сможет не вмешиваться в это, то одним несчастным членом нашей семьи станет меньше.
Теперь я воспитываю своих родителей. Когда женщина не отвечает на сообщение моего отца по eHarmony, я повторяю мудрость, которую однажды сказала мне моя собственная мать. Если они недостаточно умны, чтобы понять, насколько вы особенные, то они определенно недостаточно хороши для вас . Когда моя мама ссорится со своим парнем и звонит мне, рыдая, я отговариваю ее от уступа. Я слушаю, как они оба жалуются на одиночество и прикусывают язык, когда я думаю о том, чтобы рассказать им, каким одиноким мне сделали эти разговоры.
Теперь я воспитываю своих родителей. Когда женщина не отвечает на сообщение моего отца по eHarmony, я повторяю мудрость, которую однажды сказала мне моя собственная мать. Если они недостаточно умны, чтобы понять, насколько вы особенные, то они определенно недостаточно хороши для вас .
Иногда я думаю, было бы лучше, если бы мои родители развелись, когда я был ребенком. Конечно, они приложили бы больше усилий, чтобы удержать меня от этого. Но потом я понимаю, что во взрослой жизни я, по крайней мере, достаточно зрел, чтобы справиться с этим. Они правы в одном: даже если в прошлом я чувствовал себя взрослым, сейчас я определенно им являюсь. Когда я пошел в квартиру моего отца после того, как моя мама сбежала, ее вещи все еще валялись на обеденном столе, ее комната все еще пахла как мама , я плакала. Я позволил себе поплакать добрых полчаса. Затем я расправила плечи и посмотрела на себя в зеркало, которым мы с мамой однажды воспользовались, когда она делала мне макияж на выпускной. Я позволил себе почувствовать свое горе, а затем глубоко вздохнул. Я напомнил себе, что у всех нас еще есть здоровье. Что в долгосрочной перспективе это было к лучшему. Возможно, мои родители наконец-то будут счастливы.
Не уверен, что смог бы сделать это так же легко, как ребенок. Я бы точно так же легко не перестала плакать.
Самое сложное во взрослом возрасте — это осознание того, что на самом деле все взрослые чувствуют себя детьми. Все, что мешает взрослым вести себя как они, — это их опыт и ответственность. Я когда-то читал, что понятие детства было создано современным обществом, но только в эпоху Просвещения. До этого к детям относились как к миниатюрным взрослым. Позже писатель и философ Жан-Жак Руссо описал детство как краткий период убежища перед тем, как люди столкнутся с трудностями и опасностями взрослой жизни. Я тоскую по возвращению в это убежище, а потом понимаю, что уже тогда знаки недовольства моих родителей стучали в двери, шептались сквозь щели, пытались войти. По крайней мере, теперь я могу встретиться лицом к лицу со своими преследователями. Глубоко внутри меня живет знание, что, если все станет по-настоящему страшно, я все еще могу позвать своих маму и папу, и они все еще могут спасти меня. Разница в том, что теперь, когда я взрослый, я тоже могу спасти себя.
Графический дизайн: Хуан Легуизамон
Как воспитывать взрослого ребенка | Семья
Я смотрю телевизор, когда моя дочь подходит пообниматься. В этом, пожалуй, ничего необычного, кроме того, что ей 23 года, она работает на полную ставку и привыкла путешествовать по миру одна. В большинстве случаев ее реакция даже на нежное взъерошивание волос — броситься прочь.
Так что, хотя эта мгновенная близость является горьким напоминанием о ее прежних годах, я также чувствую легкую тревогу. Происходит ли что-нибудь в ее жизни, с чем ей нужна помощь? Какие-то заботы? А что можно — а что нельзя — спрашиваю?
Правдивый ответ, наверное, не так уж и много. Переговоры о том, что вашим отпрыскам скоро исполнится 20 лет, могут быть одним из самых сложных периодов в жизни родителей и, безусловно, наименее заметным. В то время как рынок перенасыщен книгами о младенчестве, раннем детстве и подростковом возрасте, на удивление мало книг о юношеском взрослом периоде, особенно о его более глубоких эмоциональных аспектах. Все это очень жаль, так как я потерял счет разговорам, которые у меня были с озадаченными, сбитыми с толку или разочарованными родителями сыновей и дочерей в возрасте от 18 до 25 лет, не знающими, как справиться со своими эмоциями или эмоциями своих детей.
Я так тщательно уважаю их личное пространство, не вторгаюсь, что боюсь, что в итоге выгляжу так, будто мне просто все равно
Как жалобно сказала мне мать 21-летнего парня: «Моя дочь и я говорила обо всем, мы были так близки. Теперь мы можем почти закончить дискуссию о том, что есть на ужин. Отец двоих молодых людей хорошо выразился: «Я так внимательно отношусь к их личному пространству, не вторгаюсь в него, что боюсь, что в итоге выгляжу так, будто мне все равно».
Как и большинство моих друзей, я уехал из дома сразу после университета. «Было бы просто странно жить с родителями после 18 или 19 лет», — говорит один друг. В настоящее время, конечно, большое количество молодых людей по-прежнему живут дома, большинство из них усердно трудятся, чтобы установить солидный доход и отношения и овладеть практическими навыками жизни, но неизбежно излучают уныние из-за трудности приобретения достаточных ресурсов для создания вверх самостоятельно.
Но уныние может работать в обе стороны. Рассказывает мать 24-летнего парня: «Моя дочь недавно переехала ко мне после трех лет жизни и работы в другом городе. Я думал, что мы успешно справились с разделением. Я устроился на самостоятельную жизнь и наслаждаюсь ею. Не поймите меня неправильно, мы очень близки. Но вернуть ее в мой дом? Ну, я вне себя, что, конечно, вызывает у меня чувство вины».
Живя со взрослыми детьми, становится еще труднее оставаться в стороне и позволять им решать свои собственные эмоциональные проблемы.
«Это было более взрослое увольнение, а не подростковый приступ досады. И он был прав, конечно. Это предупреждает меня о том, что я не могу что-то исправить, а он не хочет, чтобы я это делал. Но это очень тяжело, отчасти потому, что мы живем под одной крышей, и я вижу ошибки, которые он совершает каждый день».
Я научился больше слушать и меньше говорить, так что в настоящее время я в основном молчу, за исключением ободряющего шепота
Я научился использовать то, что я называю стратегией «быть рядом», впервые разработанной во время более взрывного, но практические, подростковые годы. Подъемы и прогулки, походы в магазины, совместное приготовление еды: освободившись от груза ожиданий, разговор часто будет течь более свободно.
На самом деле, он может даже вывалиться, совершенно неотредактированный.Постепенно я научился больше слушать и меньше говорить, так что в настоящее время я в основном храню молчание, за исключением ободряющего бормотания или подсказок, предлагаю мало комментариев или советов (что на удивление трудно), если меня не спросят (что в наши дни, Я почти никогда не бываю).
В более широком смысле я убежден, что искренний интерес к жизни наших молодых людей такой, какая она есть, а не такой, какой мы хотели бы, чтобы она была или могла бы быть, является важной частью прохождения этого сложного этапа. Скорее, как и в случае с любящей дружбой, которой удивительно большое количество взрослых так и не овладело, это нелегко сделать правильно, но слишком ясно, когда что-то идет не так.
Мы все встречали родителя, который открыто осуждает партнера ребенка, потому что он не того пола, класса или этнического происхождения, или мать или отца, которые имеют фиксированное представление о том, как выглядит успех, и пренебрежительно или осуждающе относятся к другим пути или периоды экспериментальной неопределенности. Почти все родители боролись с подобными чувствами, но важно научиться сдерживать их.
С другой стороны, небольшое усилие имеет большое значение. По мере того, как наши дети становятся старше, уезжают, уезжают из дома в колледж или университет, мы часто не знаем их друзей или не понимаем их социальный мир или не так, как мы это делали, когда они были маленькими и находились под нашей опекой или контролем.
Я считаю, что очень полезно не только приветствовать этих новых друзей и интересы, но и проявлять любопытство, сочувствие и доброту по отношению к развивающимся и неизбежно разделяющимся жизненным выборам наших детей. Я узнал об этом много лет назад, когда мой знакомый мужчина в возрасте 20 лет сказал мне, что, когда его лучший друг в университете покончил с собой, он хотел, чтобы его родители пошли на похороны, хотя они встречались с другом всего пару раз. Они отказались на том основании, что эта потеря действительно не имеет к ним никакого отношения. Он так и не простил им того, что он видел, не только их черствость по отношению к семье погибшего друга, но и их отказ принять то, что так много для него значило.
Этот разрыв сохранялся и окрашивал его отношения с ними на протяжении десятилетий.Я также убежден, что родители, у которых есть полноценная жизнь, лучше всего подходят для молодых людей. Мои мать и отец всегда были заняты и целеустремленны. Я никогда не чувствовал, что должен навещать их или что я нужен им, чтобы сделать их жизнь полноценной. Более того, они были очень веселыми. Я хотел бы, чтобы мои собственные дети чувствовали то же самое по отношению ко мне и их отцу.
Но независимо от того, идут ли дела хорошо или плохо, мы остаемся и всегда должны быть убежищем, последним средством, само собой разумеющимся, окончательным резервом. Я до сих пор помню, как успокаивало меня в мои захватывающие, пугающие и утомительные 20-летия то, что если этот проект или эти отношения рухнут и сгорят, для меня всегда найдется место. Дверь, в которую я мог постучать днем и ночью. Дружелюбное лицо, кто-то, кто готов поставить чайник, разделить трапезу, проявить дружеский интерес или, да, предложить это решающее объятие утешения.