Понятие кризиса в психологии: Теория и практика психологии кризисных ситуаций — Психология и право — 2011. Том 1. № 2

10. Психологический кризис, его признаки, причины и разновидности

Психологический кризис — состояние, при котором невозможно дальнейшее функционирование личности в рамках прежней модели поведения, даже если она целиком устраивала данного человека. Понятие кризиса часто используется в психотерапии. Это кризисы психологического состояния людей, которые проявляются в стрессах, страхах, чувстве неуверенности и т. д.

Существуют 4 основных признака психологического кризиса: изменение отношения к другим появление дистанцированности, потеря безопасности и опоры в жизни, изменение чувства времени время бежит, жизнь проходит мимо, а я не успеваю жить и ощущение физического спада. Кроме основных признаков есть ещё и побочные — депрессия, недовольство своей жизнью, потеря работы или смысла жизни, утрата близких отношений и т.д.

Признаки кризиса

Повышенная утомляемость, раздражительность, вспышки гнева, замкнутость, плохая успеваемость, агрессивность или, наоборот, излишняя застенчивость, повышенная тревожность ребенок играет роль шута среди сверстников, выбирает в друзья старших детей, заискивает перед воспитателями, учителями, старается им угодить, чрезмерно вежлив, низкая самооценка.

Причинами кризисов могут быть такие психотравмирующие ситуации как:

• Смерть близкого человека

• Расставание с родителями, с семьей

• Возрастные кризисы

• Резкая смена профессии или уход на пенсию

• Тяжелые заболевания

• Понижение или повышение социального статуса

• Женитьба, замужество, рождение детей

• Переживание ситуации насилия

Виды психологических кризисов.

Первый тип кризиса — кризис удовольствия. Связан он с невозможностью получить желаемое удовлетворение и состоит в отбрасывании всего негативного, в уходе из реальности. Включаются механизмы психологической защиты, и человек как бы замирает, впадает в летаргический сон. Так психика защищается от непосильных переживаний. Выход из этого кризиса — в межличностных отношениях, в общении, в эмоционально теплой атмосфере, в новых знакомствах, смене круга общения.

Второй тип кризиса — фрустрация — возникает в том случае, если нет средств для удовлетворения сильной потребности. При этом для преодоления внешнего препятствия человек выбирает некие формы поведения и идет к желанной цели. Выход из кризиса — поиск новых поведенческих форм, возможно — пересмотр цели и отказ от нее.

Третий тип кризиса — ценностный, в его основе — борьба мотивов. Человек включен в многообразные отношения, реализуемые разными видами деятельности, каждая из которых имеет свои мотивы. Борьба отношений выступает как борьба мотивов. Выбор мотива связан с системой ценностей данной личности.

Четвертый тип кризиса — целостный кризис, или кризис воли и творческого процесса. В структуре сознания человека выделяются теоретическая и практическая составляющие. Теоретическое сознание — это полет нашей творческой мысли, в нем работают ценности и мотивы. Практическое сознание переводит на практический язык, ставит на реальную основу планы теоретического сознания.

К. в. представляет собой относительно новую дисциплину, осн. задачей к-рой является оказание временной неотложной эмоциональной помощи пострадавшим в результате психол. и физ. травмы. Изнасилование, жесткое обращение с детьми или супругом супругой, попытка самоубийства, семейные конфликты, разбойное нападение, грабеж и ночная кража со взломом — все это может стать источником мощного и необычного стресса в жизни чел.

Принципы:

Безотлагательность

Действия специалиста по К. в. должны быть направлены на снижение уровня кризиса с первых минут встречи с пострадавшим. Действовать надо немедленно! Со временем кризис усугубляется и потребуется более длительный срок, прежде чем станут заметны рез-ты вмешательства.

Контроль

Жертвы кризиса часто плохо контролируют себя и ситуацию, в к-рой оказались. Именно поэтому, а тж в целях безопасности специалист по К. в. должен взять на себя контроль ситуации и поведения жертв кризиса. Это следует делать быстро и до тех пор, пока будет сохраняться необходимость.

Иногда это занимает всего неск. мгновений, а иногда длится долго. В случае, если жертве кризиса не будет оказана своевременная поддержка, это может привести к тяжелым расстройствам. Способы овладения ситуацией и поддержания контроля зависят от конкретных обстоятельств и творческого потенциала специалиста по К. в. Его внешний облик, рассаживание клиентов, необычные вопросы, изменение интонации, свист или др. резкий звук, работа в паре с др. специалистом, даже особая манера вести себя — все это помогает контролировать ситуацию. Без должного контроля практически невозможно оказать действенную помощь жертвам, да и сам специалист по К. в. может оказаться в опасности.

Оценка

Почему жертва оказалась в критической ситуации именно в это время Какие обстоятельства способствовали кризису Какие попытки предпринимала жертва или ее окружение для разрешения стрессовой ситуации Специалист по К. в. должен быстро и точно оценить ситуацию, учитывая личностные особенности пострадавших для того, чтобы разработать эффективные меры преодоления кризиса. Получаемая информ. должна быть макс. точной и иметь практ. значимость. Следует концентрироваться лишь на недавних событиях.

План действий

Действия специалиста по К. в. могут помочь жертве, но могут и причинить вред. Следовательно, план вмешательства должен быть тщательно продуман. Наиболее значительных и устойчивых рез-тов можно достичь лишь в том случае, когда специалисту по К. в. удается помочь жертвам кризиса самим проработать свои проблемы. Задача специалиста заключается только в том, чтобы помочь жертве вернуться к докризисному уровню функционирования. Главное отличие К. в. от психотер. состоит в том, что К. в. призвано помочь взять проблему под контроль, а не разрешить ее. Эффективное К. в. значительно повышает вероятность успешного разрешения проблем в будущем.

Предоставление справочной информации и направление к специалистам

Крайне важно при необходимости своевременно направить жертву к соотв. специалистам или в общественные орг-ции для получения дополнительной помощи, что, к сожалению, делается далеко не всегда. Известно много случаев, когда по этой причине в целом вполне квалифицированное К. в. потерпело неудачу. Получение жертвой адекватной дополнительной помощи возможно лишь при условии тщательного планирования и хорошего знания специалистом всех возможных ресурсов. Собрав соотв. сведения еще до начала К. в., специалист сможет предоставить жертве исчерпывающую информ. по данному вопросу.

Последующее наблюдение

Действенность К. в. обеспечивается по-разному, в т. ч. путем диспансерного наблюдения за бывшей жертвой кризиса. С помощью телефонного звонка удается выявить новые проблемы, напр. отсутствие транспорта и невозможность добраться до рекомендованного агентства по оказанию помощи или к.-л. иные трудности, устранив к-рые специалист закрепляет рез-ты своей работы по К. в.

Кризисное вмешательство методы:

1. Рассмотрение неопробованных способов решения кризисной проблемы.

2. Выявление неадаптивных установок, блокирующих оптимальные способы разрешения психологического кризиса.

3. Коррекция неадаптивных установок.

4. Активизация установки на разрешение кризисной ситуации.

Кризис в психологии: понятие, типы и проявления

Содержание:

  1. Понятие кризиса в психологии
  2. Типы жизненных кризисов
  3. Проявление кризиса

Понятие кризиса в психологии

Определение
Резкая смена условий, переход к получению нового опыта и так называемый переломный момент в психологии принято называть кризисом.

Психологический кризис может быть обусловлен двумя группами причин:

  • внутренними,
  • внешними.

У каждого человека есть представления о себе, о других людях и об окружающем мире, поэтому резкая смена представлений приводит человека в состояние кризиса. Качественный прыжок может осуществляться постепенно, но на осознание сложившейся ситуации и адаптацию к новым условиям затрачивается внутренняя энергия. Со временем запасы истощаются и наступает кризис. В этом изменения могут не носить объективный характер и быть вызваны саморефлексией индивида, сменой представлений о себе и кардинальной корректировке взглядов. У человека может возникнуть потребность в какой-то новой модели поведения, которая для него не свойственна, и процесс вхождения в новую роль довольно травматичен. Неизвестность, непривычность, неуверенность побуждают мысли постоянно блуждать, страх нарастает и закрепляется за новыми ситуациями. Поэтому даже положительные внутренние изменения нередко чреваты возникновением стресса, потому что они также обозначают начало некого нового этапа.

Внешние условия представить проще – это может быть разговор с кем-то, какая-то ситуация в повседневной жизни, воздействие окружения или смена обстоятельств. Человеку необходимо соответствовать своей роли в глазах общества и это сковывает от реализации собственных желаний. Когда человек заменяет отжившие роли, полный решительности и считая себя независимым от чужого мнения, всегда есть риск быть непонятым и отвергнутым, что способствует кризису.

Типы жизненных кризисов

Кризис могут вызывать самые разнообразные жизненные ситуации, тем более что многое зависит от личностных особенностей. Поэтому выделяют следующие типы кризисов:

  • возрастные кризисы личности;
  • кризисы, связанные со здоровьем;
  • кризисы развития;
  • кризис приоритетов;
  • кризис самостоятельности;
  • кризис самореализации;
  • кризис жизненного опыта.

Чаще всего встречаются возрастные кризисы, что связано с потребностью соответствовать представлениям общества о поведении, уровне развития и дохода, внешнем виде в определённом возрасте. После такого кризиса человек качественно пересматривает свою жизнь, меняет взгляды и роли в обществе, становится более рациональным и осознанным. Если это связано с отсутствием должного уровня самореализации – человек набирает обороты в сфере саморазвития. Такой кризис не обязательно связан с возрастом, он может быть вызван распадом семьи, увольнением или переездом. Любая ситуация, где создаётся иллюзия отхода на несколько шагов назад может вызвать кризис.

Часто невозможность самостоятельно обслуживать себя при проблемах со здоровьем ставят человека перед чертой, за которой начинается новая жизнь. В некоторых случаях человек не только теряет мобильность и сpамоконтроль, но и возможность выполнять старые функции и играть старые роли в обществе. Коренным образом изменяется уклад и стиль жизни, что не может остаться без изменений в психике.

Кризис может вызвать неопределённость в отношении с окружающими или другие проблемы коммуникации. В этом случае меняются межличностные роли, структура отношений, привычный стиль жизни и круг общения.

Кризис потери самостоятельности подразумевает необходимость иметь определённого рода автономность для человека. Потеря автономии может быть связан с возникновением ситуаций, когда человек вынужден менять привычную роль, что доставляет дискомфорт и требует пересмотра своей жизни. Иногда человек просто не может избежать смены ролей – его увольняют, он теряет интерес к своей привычной деятельности, он выходит на пенсию или его отвергают друзья и родители. Это даёт почву для появления жизненного кризиса и его последствий, которые блокируют возможность самореализации.

Человек также может оценивать свои ошибки как фатальные и сильно себя корить по этому поводу, что провоцирует кризис жизненных ошибок. Причём это могут быть как фатальные ошибки, так и что-то неосуществимое, но некогда задуманное.

Проявление кризиса

Примечание
Кризисное состояние может сопровождаться как апатией и отрицанием происходящего, так и острой реакцией – повышенной тревожностью, напряжённостью, чувством одиночества, беспомощностью, ярко выраженным пессимистичным настроением.

Для кризиса характерны не только внешние изменения и изменения в поведении, происходит перестройка с точки зрения психофизиологии, предполагающая изменение процессов мышления, познания, снижение внимания и степени запоминания информации. Могут отмечаться: учащённое сердцебиение, проблемы с дыханием, слабость в теле, ощущение постоянной усталости.

Когда человек сконцентрирован на себе и своих проблемах, ему становится сложно общаться с другими людьми – постоянное ощущение тревоги и запутанности не позволяет сконцентрироваться на проблемах других людей. В таком состоянии кажется, что выхода нет и это никогда не закончится, а за помощью обращаться страшно и бесполезно. В состоянии кризиса постоянно кажется, что время идёт слишком быстро, а решение нужно принять прямо сейчас.

Психология кризисов и травм

Выделите поисковый запрос
  • Сохранять
  • Цитировать
  • Отправить этот контент по электронной почте

    Поделиться ссылкой


    Скопируйте эту ссылку или нажмите ниже, чтобы отправить ее другу по электронной почте

    Отправить этот контент по электронной почте

    или скопируйте ссылку напрямую:

    https://oxfordre. com/politics/display/10.1093/acrefore/97801

    637.001.0001/acrefore-97801

    637-e-1642; jsessionId=118014017401740174013401540228637-E-1642; Ваш текущий браузер может не поддерживать копирование с помощью этой кнопки.

    Ссылка успешно скопирована


  • Поделись этим

Войти Навигация по статье

Войти

Имя пользователя

Пожалуйста, введите ваше имя пользователя

Пароль

Пожалуйста, введите ваш пароль

Забыли пароль?
Нет учетной записи?

Статья Содержание

Показать резюме. , реакции и поведение, связанные с экстремальными событиями и условиями. Столкновение с кризисом ставит перед человеком ряд задач с точки зрения подготовки, осмысления ситуации, принятия решений и преодоления стресса. Таким образом, исследования человеческих реакций на кризис охватывают широкий спектр теорий и аналитических структур. Традиционно большое внимание уделялось уязвимости и негативным последствиям кризисов с точки зрения стресса и травматических реакций. Однако в начале 21 века исследования все больше смещались в сторону изучения факторов устойчивости и способов, которыми люди на самом деле справляются с экстремальными условиями.

Хотя термин «кризис» часто используется в качестве общего понятия, реальность критических событий может сильно различаться, и каждое из них создает определенные проблемы для пострадавших. Это можно проиллюстрировать примерами стихийных бедствий, отравлений и социально порожденных угроз насилия и террора, когда психологические контексты таких событий значительно различаются.

Хотя изучение опыта кризисных событий важно, исследования человеческих реакций поднимают ряд практических и этических вопросов, на которые исследователь должен обратить внимание.

Keywords

  • coping
  • crisis analysis
  • decision making
  • perceptions
  • preparedness
  • psychology
  • sense making
  • stress
  • trauma

Subjects

  • Political Psychology
  • Political Sociology

В настоящее время у вас нет доступа к этой статье

Логин

Пожалуйста, войдите, чтобы получить доступ ко всему содержимому.

Подпишитесь

Для доступа к полному контенту требуется подписка

Теория кризисов и типы кризисов

Существует множество теорий кризисов и моделей кризисных вмешательств, используемых для объяснения того, как развиваются кризисы и что означает для человека потребность в кризисных вмешательствах. . Некоторые объяснения теории кризиса носят более академический характер, в то время как другие считаются более прикладными или практичными.

Прежде чем рассматривать три типа кризиса, важно ознакомиться с базовой теорией кризиса. Хотя существуют десятки моделей – Джеймс (2008) перечисляет 7 теорий и 5 моделей кризисного вмешательства, ниже будут рассмотрены лишь некоторые из них. Это самые важные.

Содержание

  • Определение кризиса
    • Кризисное образование
    • Основная формула для кризисного вмешательства
  • Crisis As As Danger and Opportunity
  • Теория CRIS 40004.
  • Экзистенциальный кризис
  • Другие теории кризиса и кризисного вмешательства
  • Другие модели кризисного вмешательства
  • Библиография
  • Определение кризиса

    Джеймс (2008, стр. 3) приводит несколько определений кризиса, которые являются важным предшественником понимания теории кризиса. Ключевым элементом в каждом из них является то, что человек перегружен. Три из 6 определений перечислены ниже:

    1. «Люди находятся в состоянии кризиса, когда они сталкиваются с препятствием на пути к важным жизненным целям — препятствием, которое на какое-то время непреодолимо при использовании обычных методов решения проблем. Наступает период дезорганизации, период расстройства, в течение которого делается много безуспешных попыток найти решение». (Каплан, 1961, стр.18)

    2. «Кризис возникает из-за препятствий на пути к жизненным целям, которые, по мнению людей, они не могут преодолеть с помощью привычного выбора и поведения» (Каплан, 1964, стр. 40)
    3. Кризис — это кризис, потому что человек не знает, как справиться с ситуацией (Carkhuff & Berenson, 1977, стр. 165)

    Кризисное формирование

    1. Происходит негативное событие, вызывающее чувство субъективного дистресса
    2. Этот дистресс приводит к нарушению функционирования
    3. Навыки совладания не улучшают функционирование

    Термин « когнитивный ключ » относится к вашему убеждению в отношении негативного события, которое влияет на то, насколько хорошо вы сможете справиться с этим событием. Измените свою точку зрения и помогите улучшить свою способность справляться.

    Базовая формула кризисного вмешательства

    1. Изменение восприятия негативного события и предложение стратегий преодоления
    2. Уровень бедствия снижен
    3. Функционирование возвращается на докризисный уровень

    Кризис как опасность и возможность

    Кризис можно рассматривать и как опасность, и как возможность. Существует миф, согласно которому китайское слово «кризис» означает как опасность, так и возможность. Хотя это не совсем точно (так же, как слово «возможность» не содержит слова «порт»), мнение верно

    пережить кризис и быть более подготовленным к преодолению будущих кризисов. С другой стороны, если они не будут искать эту поддержку, их функционирование еще больше ухудшится, и им будет труднее справляться с вещами.

    Теория исторического кризиса

    Эрих Линдеманн, немецкий психиатр, является автором первых статей в области кризисного вмешательства, касающихся тяжелой утраты после пожара в ночном клубе Cocoanut Grove, в результате которого погибло около 500 человек. (Райт, 2014 г.) В его статье «Симптоматология и лечение острого горя» отмечается, что кризисы, как правило, имеют схожие черты и течение, и в большинстве случаев не требуют формального вмешательства. (1944)

    Коллега Линдеманна Джеральд Каплан расширил поле кризисного вмешательства, чтобы рассмотреть все виды травмирующих событий. И Линдеманн, и Каплан рассматривали кризис как развитие состояния неравновесия, при этом Линдеманн выделял четыре стадии кризиса (Джеймс, 2008; стр. 10):

    1. Нарушение равновесия
    2. Кратковременная терапия или работа с горем
    3. Работа над проблемой или горем
    4. Восстановление равновесия

    С Каплан расширил эту теорию кризиса, чтобы определить аффективные, поведенческие и когнитивные воздействия.

    Современная прикладная теория кризисов

    Хотя работа Каплана и Линдеманна оказала влияние и важна для понимания развития кризисного вмешательства, ее недостаточно для описания современных кризисов психического здоровья, которые могут развиваться без единого провоцирующего события или ранее существовавших проблем с психическим здоровьем. .

    Книга Лоуренса Браммера 1985 года «Отношения помощи: процесс и навыки» (цитируется по Miller, 2011) определяет три типа кризиса, которые составляют его теорию прикладного кризиса.

    Эти домены:

    1. Кризис развития
    2. Ситуационный кризис
    3. Экзистенциальный кризис

    Кризис развития

    Кризис развития является результатом нормального жизненного события (например, беременности или выпускного), которое вызывает у человека стресс и напряжение. (Джеймс, 2008, стр. 13). Хотя кризисы развития являются нормальным явлением, они могут нуждаться в тщательном наблюдении, чтобы убедиться, что клиент возвращается к нормальному функционированию.

    Одним из полезных способов концептуализации кризиса развития является рассмотрение концепции горя и утраты. Поскольку все изменения в жизни человека приводят к потерям, а для обработки потерь требуется работа над горем, человеку потребуется время, чтобы обработать свои жизненные изменения.

    Ситуационный кризис

    Ситуационный кризис является наиболее распространенным событием, когда мы рассматриваем кризисное вмешательство. Это событие настолько ошеломляющее и внезапное (Schottke, 2001, стр. 236), что оно подавляет нормальное преодоление. Примеры ситуационных кризисов включают сексуальное насилие, автомобильную аварию или внезапную потерю или горе.

    Это наиболее распространенная форма кризиса, с которой могут столкнуться аварийно-спасательные службы и другие работники кризисных служб (работники горячей линии, социальные работники).

    Экзистенциальный кризис

    Экзистенциальные кризисы основаны на более широких представлениях о предназначении человека и достижении актуализации, глубоком чувстве личной реализации (Олсон, 2013) Часто экзистенциальные кризисы связаны с ситуациями сожаления или веры в то, что жизнь прошла мимо них (Прайс, 2011) или осознание того, что человек не достигнет поставленных перед собой целей в определенном возрасте (Джеймс, 2008, стр. 13)

    Экзистенциальные кризисы особенно часто обычны в такие моменты жизненного перехода, как 30, 40 и 50 лет, когда люди «подводят итоги» своей жизни. Серьезный экзистенциальный кризис может предрасполагать к самоубийству и может быть связан с заметно высоким уровнем самоубийств среди мужчин и женщин в возрасте от 45 до 54 лет. (MacDonald, 2015)

    Другие теории кризиса и вмешательства в кризис

    Существует множество других выявленных источников в James (2008), которые здесь не рассматриваются. Это:

    • Психоаналитическая теория
    • Теория систем
    • Теория экосистем
    • Теория адаптации
    • Межличностная теория
    • Теория Хаоса
    • Теория развития

    Другие модели антикризисного вмешательства

    • Модель равновесия
    • Когнитивная модель
    • Модель психосоциального перехода
    • Экологическая модель развития
    • Контекстно-экологическая модель

    Библиография

    Каплан, Г. (1964) Принципы профилактической психиатрии. Основные книги: Нью-Йорк, N

    Браммер, Л. М. (1985) Отношения помощи: процесс и навыки. Prentice Hall: Upper Saddle River, NJ

    James, R.K. (2008) Стратегии кризисного вмешательства. Брукс/Коул: Белмонт, Калифорния.

    Линдеманн, Э. (1944) Симптоматология и лечение острого горя. Американский журнал психиатрии, 101.141-148. Доступ получен в электронном виде 28 мая 2016 г. по адресу http://www.nyu.edu/classes/gmoran/LINDEMANN.pdf

    MacDonald, D.K. (2015) Понимание и предотвращение мужского самоубийства. Доступ в электронном виде 29 мая., 2016 г., взято с http://dustinkmacdonald.com/understanding-and-preventing-male-suicide/

    Миллер Г. (2011 г.) Основы консультирования в кризисных ситуациях. John Wiley & Sons: Hoboken, N

    Olson, A. (2013) Теория самореализации: психические заболевания, творчество и искусство. Психология сегодня. Доступ в электронном виде 29 мая 2016 г. по адресу https://www.psychologytoday.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts