Японская система воспитания: Особенности системы воспитания детей в Японии

Содержание

В чём особенность японской системы воспитания, и почему европейцы считают её вредной


Япония – страна во всех смыслах уникальная. Европейцам очень сложно понять жителей этого государства, некоторые обычаи и системы вызывают откровенное удивление. Одной из таких «диковинок» можно назвать японскую систему воспитания. Как известно, японские дети до 5 лет считаются настоящими королями, а это предполагает вседозволенность. На самом ли деле японская система работает, и дети вырастают цельными здоровыми личностями, или же опасностей в ней намного больше, чем преимуществ?


В чем состоит японская система воспитания


В Японии существует своя система воспитания детей.

Подход к воспитанию в Японии основан на традициях, которые формировались веками. Для обычного европейца такая система покажется как минимум странной. Все дети в Японии проходят 3 этапа воспитания:

— до 5 лет ребенок в семье воспринимается как «император», он живет в полной вседозволенности и абсолютной любви;

— с 6 до 15 лет он резко переходит в статус «раба»: начинается приучение к порядку, школа, дисциплина и подчинение, ребенок больше не главный, он – часть группы, из которой не принято выделяться;

— с 16 лет ребенок становится «равным»: в его жизни главную роль играет работа и значимость в коллективе, уважение окружающих.

В аспекте стремления быть как все японское общество походит на советские нормы, диктуя человеку не выделяться из толпы и бояться общественного порицания. Бояться «что люди скажут» японцев приучают с детства. В японском воспитании есть несколько спорных моментов, которые ставят под сомнение эффективность и уместность данной системы, тем более в таком переменчивом мире.

Устаревшее гендерное воспитание


Японских детей воспитывают по древним традициям.

Так как японское воспитание базируется на традициях, которым уже не один век, неудивительно, что оно построено на разделении по половому признаку. Например, мальчишек более строго воспитывают, они обязательно больше времени уделяют учебе и посещают дополнительные занятия. И даже если мальчик проявляет интерес, например, к кулинарии, то вряд ли он получит одобрение со стороны родителей. Сын – это наследник, он должен быть образованным, умным, потому что ему уготована определенная роль.

Девочки же воспитываются как второстепенный персонаж, ей будет поручено следить за домом, поддерживать мужа и воспитывать детей. К счастью, прогрессивные течения дошли и до Японии, гендерное воспитание всячески критикуется, поскольку оно дискриминирует девочек. Хотя до свободной Скандинавии им еще далеко.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: В какой стране живут самые счастливые дети и в чём секреты их воспитания

Материнская гиперопека рождает инфантильность


Мамы в Японии очень опекают своих детей.

В жизни маленьких японцев мама играет большую роль. Особенно сильна эта связь в раннем детстве до 5 лет, то есть в «период императора». Малыш почти все время проводит с одной лишь мамой, повезет, если отец на выходных найдет для сына или дочери время в своем плотном графике. В Японии дети с мамой спят довольно долго, не слезают с маминых рук и являются почти одним целым с ней. Разумеется, любой каприз ребенка в таком возрасте выполняется. А если малыш ошибается, что-то делает не так, ему на это не указывают, ошибки свои он не исправляет, и за него все делает мать.

Конечно, когда ребенок с мамой близок, это хорошо, но только иногда такое положение вещей из обычной любви и заботы перетекает в гиперопеку. Мать не воспринимает малыша как отдельную личность, что мешает правильному формированию ребенка. Дитя не принимает никакие решения, оно лишено права выбора и голоса. В результате человек, даже повзрослев, не в состоянии вести себя как самостоятельный субъект. Такой человек растет инфантильным, не способным на самостоятельные решения, не умеет брать ответственность на себя.

Опасная свобода


Японские дети до 5 лет растут во вседозволенности.

«Период императора» для личности, которая только формируется, очень опасен. Когда малыш растет, не зная запретов и границ, не понимает, что за поступки приходится отвечать, он живет как тепличное растение. В реальных условиях у него начинаются проблемы. Дело в том, что нет никакого переходного периода от «императора» к «рабу», и когда малыш достигает возраста 6 лет, его мир просто рушится.

Ребенок, выращенный в таких искусственных условиях, при которых ему все можно и ничего за это не будет, попадая в реальный мир испытывает мощный стресс и получает ряд эмоциональных проблем. Он чувствует себя уязвимым из-за того, что не может жить, как привык, каждый отказ вызывает протесты, кризисы и непонимание.

При формировании здоровой личности необходимо иметь понимание границ. А когда этого нет, о психологически здоровом человеке говорить не приходится. В то же время много запретов и слишком узкие рамки – тоже плохо. Поэтому самое важное – баланс.
ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Самые странные советы по воспитанию детей для родителей викторианской эпохи

Стирание индивидуальности


Дети в Японии должны быть «как все».

Для японцев очень важно быть частью коллектива и комьюнити. А для этого нужно быть как все. И когда ребенок, который рос в семье в полной любви и способности самовыражаться, попадает в совершенно другой мир, где приходится каждый день ходить в школу, быть дисциплинированным и подчиняться, наступает стресс. В японских школах действует строгий дресс-код, множество правил и суровая дисциплина. Главный принцип школьной системы Японии – быть как все, и касается это как внешнего вида, так и мыслей.

Ни о какой индивидуальности не может быть и речи. В такой системе отклонения от нормы воспринимаются враждебно. Поэтому из-за страха порицания и буллинга со стороны окружающих большинство детей просто встраивается в существующую систему. А вот отличающимся порой приходится несладко.

Группа важнее индивидуума


Для японцев важно быть частью сообщества.

Японское общество во главу угла ставит группу, а не отдельного человека. Японцы боятся оказаться вне комьюнити, причем касается это людей всех возрастов. Им важно принадлежать к чему-то большему: семье, рабочему коллективу. Как только японский подросток достигает возраста 16 лет, он становится равным членом японского общества и очень боится этого статуса лишиться. Из-за этого страха он не выходит за рамки дозволенного, он так и живет всю жизнь, следуя общепринятым нормам и правилам. Японцы знают, что если будет сделано что-то не так, есть риск отвержения, а это спровоцирует травлю в реальной жизни и Сети.

Жизнь в постоянной зависимости от мнения чужих людей очень сильно влияет на психику многих японцев. Они уже не могут адекватно оценивать окружающий мир, становятся слабыми и уязвимыми, их постоянно преследуют стрессы и неврозы.

Увольнение с работы, например, для многих людей приравнивается к потере смысла жизни, потому что таким образом человека выбрасывают из коллектива. Нередко такое пережить не удается, и они кончают жизнь самоубийством. Также будет интересно узнать Финский «Релакс» и американская «Школа строгого режима»: как учатся школьники в разных странах мира.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Нравится

Японская система развития детей

Как помочь ребенку вырасти успешным

Как обеспечить успешное будущее ребенка? Над этим вопросом рано или поздно задумываются все родители. Но мало кто представляет, что конкретно нужно делать, чтобы правильно развивать ребенка. С какого возраста начинать занятия, заниматься самостоятельно или с помощью педагогов, какую методику выбрать? Эти и многие другие вопросы волнуют родителей.

Ответы на них уже найдены. Многие родители слышали об уникальной японской системе развития детей Kumon. Сегодня по ней занимаются более 4 миллионов детей (от 2 до 17 лет) в 48 странах мира.

Секрет японской методики прост. Чтобы ребенок рос успешным, нужно развивать его с самого раннего возраста, сочетая элементы традиционного воспитания и современные подходы. Каждое занятие должно быть построено по принципу «от простого к сложному». Именно он лежит в основе обучения детей в Японии. И результат такого подхода превосходен — японские дети быстро приобретают необходимые для учебы навыки и успешно учатся.

С чего все началось?

Первая тетрадь Kumon появилась, потому что папа хотел помочь своему сыну с математикой.

В 1954 году учитель математики Тору Кумон обнаружил двойку по арифметике в дневнике своего сына Такеши. Он придумал для мальчика простые задания, которые помещались на один тетрадный лист, и предложил решать их ежедневно.

С каждым днем он давал ему все более сложные задания. Мальчик занимался всего по 20 минут в день, но вскоре стал учиться лучше своих одноклассников, а к шестому классу уже умел решать дифференциальные уравнения. Родители одноклассников Такеши попросили Кумона позаниматься и с их детьми. Так появился первый центр Kumon. Сегодня такие школы есть по всему миру.

В чем суть методики?

Японская система развития детей сама по себе очень проста, но при этом невероятно эффективна. В ее основе лежит несколько принципов.

1. Метод «шаг за шагом». Это идеальный подход в обучении детей. Малыши сначала выполняют более простые задания, постепенно они усложняются, едва заметно для малыша. Ребенок осваивает тот или иной навык постепенно, без спешки, отрабатывая каждый этап шаг за шагом.

Занятия в тетрадях Kumon основаны на многократном выполнении однотипных заданий, которые, постепенно усложняясь, позволяют ребенку без труда освоить и закрепить приобретенные навыки. Двигаясь вперед небольшими шажками, ребенок добивается успеха.

2. Хвалите ребенка. Японцы советуют хвалить детей как можно чаще. Они уверены. что именно так формируется мотивация к учебе. Даже небольшое достижение — огромный шаг на пути к успеху. В тетрадях Kumon даже есть специальный сертификат, который можно вручить ребенку после выполнения всех заданий. Такие маленькие награды не только повышают мотивацию ребенка, но и улучшают его самооценку.

3. Учеба — это игра. Японская методика предполагает, что все занятия в тетрадях должны быть яркими и игровыми, ведь только такие упражнения могут понравиться детям. Учиться нужно, играя, а иначе ребятам будет скучно. К тому же особенность памяти человека такова, что мы запоминаем только то, что нам интересно.

4. Позвольте ребенку быть самостоятельным. Методика Kumon рассчитана на самостоятельное освоение ребенком навыков. Все задания в тетрадях созданы таким образом, что малыш может справиться с ними сам. Задача родителя — помогать только тогда, когда ребенок сам просит об этом. И, конечно, не стоит поправлять ребенка, переделывать за него или стараться добиться идеального результата. Японцы уверены, что любая ошибка — это шаг к успеху.

5. Короткие занятия. Маленькие дети довольно быстро устают. Именно поэтому японская методика предполагает всего 20-минутные занятия, но ежедневно. Это оптимальное время, за которое малыш не устанет и в то же время успеет потренироваться в том или ином навыке.

6. Разные навыки. Японская методика помогает развивать самые разные навыки у детей всех возрастов. Для самых маленьких — это такие простые навыки, как умение работать с карандашом, ножницами, клеем, рисовать и раскрашивать картинки, для детей постарше — письмо, счет, самые разные математические навыки, изучение иностранного языка.

Примеры заданий

Все задания в японской системе развития детей интересные и разнообразные, повторяющихся заданий нет. Вот лишь несколько типов заданий, которые будут полезны детям.

1. Раскрась картинку. На развитие мелкой моторики, знакомство ребёнка с цветами и формирование художественного вкуса.

2. Вырежи геометрическую фигуру или предмет и расположи их на картинке.

Задания такого типа научат ребенка клеить, делать аппликации и собирать пазлы, помогут запомнить геометрические фигуры и цвета, разовьют мелкую моторику руки и пространственное мышление ребенка.

3. Лабиринты. Когда ребенок проходит лабиринты, у него развивается мелкая моторика руки, логическое мышление, память, он учится проводить разные типы линий, а значит готовиться к письму.

4. Разрежь картинку по линиям. Подобные задания помогут ребенку научиться вырезать фигуры простых и сложных форм, разовьют мелкую моторику и разные виды мышления малыша.

5. Проведи линии от одной цифры до другой, соедини по точкам, напиши цифру, выбери правильную геометрическую фигуру. Такие упражнения разовьют математические способности ребенка, порядковый счёт от 1 до 30, ребенок поупражняется в написании чисел, запомнит геометрические фигуры, потренируется в письме.

Какие качества развивают тетради

Безусловно, занятия по японской методике развивают целый перечень конкретных навыков, но это не главное. В системе Kumon обучение построена так, что вместе с ключевыми навыками ребенок тренирует внимательность, усидчивость, память, самодисциплину, привычку к самостоятельным занятиям, у него формируются уверенность в себе и своих силах. Все это качества, без которых сложно представить успешную учебу.

Выбрать тетради по возрасту и навыкам

Японские школы и униформа — ЯПОНИЯ Образовательные путешествия

Учащиеся старших классов в блейзерах

Нынешняя школьная форма Японии восходит к периоду Мэйдзи (1868-1912), когда Гакусюин (образовательное учреждение для императорской семьи и знати в то время ) приняли униформу военно-морского флота. Позже ношение униформы стало широко распространенным с такими целями, как устранение экономических различий и повышение осведомленности о том, что значит быть студентом. В последние годы японская школьная форма привлекает внимание за границей и является основным элементом, символизирующим японских студентов и учеников.

1) Ситуация с ношением школьной формы

Ниже приведены результаты опроса 1800 мужчин и женщин в возрасте от подросткового до 60-летнего возраста относительно ситуации с ношением школьной формы.

Ситуация с униформой

На вопрос «Я носил форму» ответили 20,3% в начальной школе, 94,5% в неполной средней школе и 88,6% в старшей средней школе. Многие ответили, что носили форму в младших и старших классах средней школы.

Форма для старших классов средней школы тип

Воротник-стойка учащегося «Гакуран»

Тип униформы сильно различался в зависимости от поколения. Более 80% мужчин в возрасте 40 лет и старше носили воротник-стойку «гакуран», однако процент мужчин в возрасте 30 лет и моложе, ответивших «пиджак», составил почти половину и был почти таким же, как процент мужчин-стойки. воротник «Гакуран».

Более 40% женщин в возрасте 40 лет и старше носят костюмы. 28,1% женщин в возрасте 60 лет носили матросскую форму, в то время как среди женщин в возрасте от 40 до 50 лет это число составляло около 25%, при этом матросская форма и блейзер были примерно одинаковыми. Среди лиц в возрасте 30 лет и младше блейзеры составляли большинство, и 64,9% для подростков. Другие были Eton (пиджак без воротника), платья и т.д.

2) Осведомленность о школьной форме

Ниже приведены результаты опроса 1800 мужчин и женщин в возрасте от подросткового до 60-летнего возраста относительно достоинств школьной формы и ее необходимости.

Достоинства школьной формы

Что касается достоинств школьной формы, то основной ответ был «Мне не нужно каждый день думать о том, что надеть» (75,4%). Следующим было «Я похож на студента» (58,3%), превысившее более половины ответов. Ниже были другие причины, такие как «Это экономно (мне не нужно покупать много одежды)» (37,6%), «Разницы в индивидуальности через одежду не возникает (она одинакова)» (37,4%) и «Мы можем сказать, в какую школу ходит ученик» (27,6%).

Необходимость школьной формы

В целом около 90% ответили, что школьная форма необходима. «У нас должна быть школьная форма» — 49,1% и «Если бы я так или иначе сказал, у нас должна быть школьная форма» — 40,8%. По регионам, в районах за пределами Токио, таких как Тохоку, Тюгоку/Сикоку и Кюсю/Окинава, по сравнению с другими регионами процент ответов «У нас должна быть школьная форма» был выше.

Источник: Kanko Gakuseifuku Co., Ltd. [Необходимость школьной формы]
https://kanko-gakuseifuku. co.jp/media/homeroom/vol167

3) [Униформа без пола], которая все чаще используется

Примеры униформы без пола (Изображение предоставлено: Tombow Co., Ltd.)

Движение без пола Устранение мужских и женских различий распространяется даже в отношении школьной формы. Вариантов, отличных от обычной униформы, которая определяется полом, например, воротник-стойка и матросская форма, становится все больше.

Tombow Co., Ltd., которая производит и продает униформу с 19 лет.30 занимается разработкой и коммерциализацией бесполой униформы примерно с 2015 года. С каждым годом увеличивается количество школ, которые приняли один из этих дизайнов, то есть брюки для женщин. В 2021 году их число увеличилось до более чем 1000 младших и старших средних школ вместе взятых.

Бесполая школьная и межсезонная форма (Слева направо: толстовка с капюшоном, вязаный свитер, блузон) (Изображение предоставлено: Tombow Co., Ltd.)

Бесполая форма Tombow — это не просто один продукт. Они предлагают самые разные виды. Например, жакеты со свободным выравниванием по переду влево или вправо, жакеты в стиле блузон без застежки на пуговицы и слаксы для женщин. Брюки не имеют формы, соответствующей форме тела и силуэту мужчин и женщин, но сконструированы таким образом, чтобы не показывать различия по полу. Помимо введения таких бесполых предметов, все большее число школ разрешают свободный выбор галстуков и лент, брюк и юбок.

Такая бесполая униформа предназначена не только для некоторых учеников. Они разработаны как вариант, соответствующий индивидуальным намерениям, чтобы они могли иметь приятную школьную жизнь. Можно сказать, что это отход от традиционного применения униформы по признаку пола и попытка признать разнообразие.

Для Tombow униформа должна быть основана на идеале «физического и умственного комфорта для всех учащихся, независимо от пола». При разработке униформы учитывается следующее: расширение выбора, бесполый дизайн и создание среды, которая принимает разнообразие. Он продолжает свою работу, проводя опросы.

Говоря о бесполой униформе, возникает беспокойство по поводу психологической нагрузки на учащихся, которые ее носят, из-за акцента на «уважении к ЛГБТК». Униформа касается не только этого аспекта. Удобство такой униформы, например, ее способность обеспечивать защиту от холода и легкость передвижения, а также свобода выбора униформы должны быть объяснены, и необходимо уделить внимание тому, чтобы все учащиеся могли носить ее с удовольствием.

ШКОЛЬНЫЕ ОБМЕНЫ | ЯПОНИЯ Образовательное путешествие

Школьные обмены для образовательных поездок в Японию

Многие школы во время образовательных поездок в Японию участвовали в обмене программы со школами по всей Японии. Есть широкий выбор школ программы обмена, которые могут решать различные задачи, такие как межкультурные общение, изучение языков, спорт или художественный обмен и многое другое. Читать больше о школьных обменах в Японии.

location_city Примеры программ обмена

Существует два типа школьных обменов: «личный школьный обмен», когда учащийся физически посещает школу, и «онлайн-школьный обмен», когда учащиеся взаимодействуют со школой-партнером через Интернет. Для каждого из этих типов обмена существуют различные программы.

ЛИЧНЫЙ ОБМЕН

Дискуссия

Спортивный обмен

Культурный опыт

Опыт клубной деятельности

ОБМЕН ШКОЛАМИ ОНЛАЙН

Презентации

Обсуждения

Культурный обмен / Недавний отчет о состоянии дел

Рекреационные мероприятия

См. здесь, чтобы узнать больше об онлайн-школах по обмену.

arrow_right СОВЕТЫ ДЛЯ ОБМЕНА ШКОЛАМИ ОНЛАЙН

location_city Преимущества школьного обмена

Вот четыре основных преимущества школьного обмена.

1 Повышение мотивации к обучению Посетив японскую школу и познакомившись с иностранным система образования. Студенты смогут исследовать вещи в новом среде и другой культуре. Это, в свою очередь, приведет к увеличению мотивация учащихся к обучению. Томас Фуллер однажды сказал: «Тот, кто путешествует много знает много». Путешествия — это всегда отличная возможность узнать больше приятным образом.

2 Углубление понимания японской культуры Студенты могут узнать больше о японской культуре через общение с японскими студентами. При встрече с иностранцем культуры, всегда можно распознать сходства и различия между чужой культурой и собственной. Это также может быть прекрасным возможность подумать об особенностях своей страны и вещи, которыми стоит дорожить.

3 Приобретение глобальной перспективы Встречаясь с японскими студентами того же возраста, у студентов есть шанс столкнуться с новыми для них ценностями, и это может воспитать в них Глобальная перспектива. Это углубит способность студентов к вещам от различные углы, что-то важное для понимания мира.

4 Вдохновляющее и увлекательное изучение японского языка Среда Лучший способ выучить иностранный язык — поехать в страну, где на языке говорят. Для студентов, изучающих японский язык, это отличная возможность познакомиться и выучить подлинный живой японский язык.

location_city Японская система образования

Для более плавного школьного обмена необходимо больше узнать о японском система образования. Программы школьного обмена в основном проводятся в средних школы, в том числе неполные средние школы и старшие средние школы, в которых возраст учащихся от 12 до 18 лет. Во время программы обмена можно посещать занятия с японскими студентами и участвовать в клубных мероприятиях организовали сами студенты.

arrow_right Узнайте о японской системе образования

Процесс школьного обмена

Принятие решения о проведении образовательной поездки в Японию

Определение даты и направления посещения

Бронирование авиабилетов и проживания

Найти принимающие школы

Выбрать принимающую школу

Подтвердить принимающую школу

swap_vert Бюро туризма местного самоуправления Бюро образованияПодбор школ

Принимающая школа

Организация программы обмена

Провести программу обмена во время образовательной поездки

Как организовать школьный обмен?

JNTO сотрудничает с местными органами власти для поддержки школьных обменов во время Образовательное путешествие в Японию. После определения даты и цели визита а также при бронировании авиабилетов и проживания обращайтесь JNTO подать заявку на школьный обмен. Поможем с посещением и проведением подбор школ и знакомство со школами, которые отвечают вашим потребностям.

arrow_right Подача заявления в школу Обмен визитами

*JNTO — туристическая организация. Мы не предлагаем индивидуальный обмен программы.

location_city Важные моменты школы обмен

флажок_бокс Пожалуйста, начните поиск принимающей школы для школьного обмена, как только возможное. Хотя соответствие зависит от школ и их местонахождения, в среднем около одного-двух месяцев. Мы перестанем принимать заявления за два месяца до дня школьного обмена. Пожалуйста убедитесь, что для начала процесса поиска принимающей школы не менее 3 месяцев до вашего визита. Также подтверждены бронирования на рейсы и проживание требуется при подаче заявления на школьный обмен. С школы в Японии, как правило, планируют свое расписание по следующим учебного года в декабре-марте, мы советуем вам стремиться к этому период и начать планирование как можно скорее.

флажок_бокс Сложность согласования с принимающей школой варьируется от периода к периоду. период. Сложность сопоставления зависит от школ и их местонахождения. В в целом, октябрьский и ноябрьский обмены являются самыми простыми для сопоставления. Это может занять больше времени в конце учебного года (март – апрель), во время летних каникул (июль – август) и во время Новогодние каникулы (начало декабря – начало января).

флажок_бокс Пожалуйста, воздержитесь от отмены после того, как принимающая школа будет приняли решение.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts