Язык и мышление кратко: Язык и мышление / Интересное / Статьи / Еще / Обо всем

Язык и мышление -Языкознание

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись: Язык и мышление. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/iazyk-i-myshlenie/ (дата обращения: 3.01.2023)

Содержание

    Язык — система словесного выражения мыслей. Но возникает вопрос, может ли человек мыслить не прибегая к помощи языка?

    Большинство исследователей полагают, что мышление может существовать только на базе языка и фактически отождествляют язык и мышление.

    Еще древние греки использовали слово «logos» для обозначения слова, речи, разговорного языка и одновременно для обозначения разума, мысли. Разделять понятия языка и мысли они стали значительно позднее.

    Вильгельм Гумбольдт, великий немецкий лингвист, основоположник общего языкознания как науки, считал язык формирующим органом мысли. Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа — его дух, дух народа — это его язык.

    Другой немецкий лингвист Август Шлейхер считал, что мышление и язык столь же тождественны, как содержание и форма.

    Филолог Макс Мюллер высказывал эту мысль в крайней форме: «Как мы знаем, что небо существует и что оно голубое? Знали бы мы небо, если бы не было для него названия?… Язык и мышление два названия одной и той же вещи».

    Фердинанд де Соссюр (1957-1913), великий швейцарский лингвист, в поддержку тесного единства языка и мышления приводил образное сравнение: «язык — лист бумаги, мысль — его лицевая сторона, а звук оборотная. Нельзя разрезать лицевую сторону, не разрезав оборотную. Так и в языке нельзя отделить ни мысль от звука, ни звук от мысли. Этого можно достичь лишь путем абстракции».

    И, наконец, американский лингвист Леонард Блумфилд утверждал, что мышление — это говорение с самим собой.

    Однако многие ученые придерживаются прямо противоположной точки зрения, считая, что мышление, особенно творческое мышление, вполне возможно без словесного выражения. Норберт Винер, Альберт Эйнштейн, Фрэнсис Гальтон и другие ученые признаются, что используют в процессе мышления не слова или математические знаки, а расплывчатые образы, используют игру ассоциаций и только затем воплощают результат в слова.

    С другой стороны многим удается скрывать скудость своих мыслей за обилием слов.

    «Бессодержательную речь всегда легко в слова облечь». (Гёте)

    Творить без помощи словесного языка могут многие творческие люди — композиторы, художники, актеры. Например, композитор Ю.А. Шапорин утратил способность говорить и понимать, но мог сочинять музыку, то есть, продолжал мыслить. У него сохранился конструктивный, образный тип мышления.

    Русско-американский лингвист Роман Осипович Якобсон объясняет эти факты тем, что знаки — необходимая поддержка для мысли, но внутренняя мысль, особенно когда это мысль творческая, охотно использует другие системы знаков (неречевые), более гибкие, среди которых встречаются условные общепринятые и индивидуальные (как постоянные, так и эпизодические).

    Некоторые исследователи (Д. Миллер, Ю. Галантер, К. Прибрам) считают, что у нас есть очень отчетливое предвосхищение того, что мы собираемся сказать, у нас есть план предложения, и когда мы формулируем его, мы имеем относительно ясное представление о том, что мы собираемся сказать. Это значит, что план предложения осуществляется не на базе слов. Фрагментарность и свернутость редуцированной речи — следствие преобладания в этот момент в мышлении несловесных форм.

    Таким образом, обе противоположные точки зрения имеют под собой достаточные основания. Истина, скорее всего, лежит посередине, т.е. в основном, мышление и словесный язык тесно связаны. Но в ряде случаев и в некоторых сферах мышление не нуждается в словах.

    Семинар «Мышление, язык, сознание» | Философский факультет

    Начал работу новый научный онлайн семинар «Мышление, язык, сознание» в рамках научно-образовательной школы МГУ «Мозг, когнитивные системы и искусственный интеллект».

    10 апреля 2021 года с докладом «Вычислительные теории сознания и проблема понимания» выступила д.ф.н., доцент кафедры онтологии и теории познания 

    Елена Владимировна Косилова.

    Видеозапись доступна по ссылке

    В докладе рассматривается проблема синтаксической и семантической работы сознания. Вычислительные теории сознания (ВТС) ведут начало от концепции А. Тьюринга. Кратко рассматривается строение машин Тьюринга и связь ВТС с процессом вычисления. Позиция Х.Патнема близка к ВТС, и согласно ему, все научно важное происходит на формально-синтаксическом уровне. Однако имеются и возражения против ВТС. Так, при рассмотрении языка мышления (ментализ, мыслекод и т.п.) может оказаться, что его символы связаны с образами. Так называемый «репрезентативизм» вводит понятие интенциональности сознания, споря с элиминативизмом, который сводит состояния сознания к поведению или состояниям мозга.

    Важнейшей вехой в критике ВТС был аргумент Дж.Серла «Китайская комната». Синтаксические теории понимания имеют связь с прагматическими теориями, как, например, в логическом бихевиоризме и в элиминативизме. Г. Райл и У. Куайн – представители прагматического направления, близкого к ВТС. Однако многие ученые и философы не согласны как с чисто синтаксическим, так и с прагматическим подходами к пониманию. В. Гейзенберг, Г. Вейль и Э. Гуссерль ставили вопрос о понимании в науке, и считали, что оно не сводится к манипулированию символами, а требуется особое понимание смысла производимых действий. То же самое можно сказать о понимании Другого в феноменологии, которое требует вчувствования. Хотя знание и возможно без понимания, однако человек стремится к пониманию, которое не является чисто формальным.

    Информация о семинаре «Мышление, язык, сознание» :

    Тематика семинара охватывает широкий круг философских вопросов, связанных с мышлением, рассуждениями, естественным языком, познанием и сознанием в контексте когнитивных, нейрокогнитивных наук и проекта искусственного интеллекта.

    Особо приветствуются доклады, в которых предпринимается философское осмысление результатов эмпирических исследований и/или обсуждаются перспективы таких исследований.

    Продолжительность каждого выступления 30-40 минут + обсуждение. Планируется проведение заседаний семинара примерно 1 раз в 2 недели по субботам в 12.30 на платформе Zoom. Доклады и обсуждения будут записываться и выкладываться в свободный доступ на странице семинара.

    На адрес [email protected] можно присылать заявки на выступления и участие в семинаре.

    Ученый секретарь семинара – к.ф.н. Александра Викторовна Шиллер.

    Семинар проводится в рамках деятельности Междисциплинарной научно-образовательной школы Московского университета «Мозг, когнитивные системы, искусственный интеллект».

    Об отношениях между языком и мышлением – краткий экскурс в социолингвистику – СОЦИАЛЬНЫЕ ИННОВАЦИИ онлайн-ЖУРНАЛ

    Мысли влияют на язык или язык влияет на мышление? Узнайте, что показывают недавние исследования по этой теме.

    PDF

    Вопрос о том, оказывает ли язык какое-либо влияние на работу человеческого мышления, с начала 1900-х годов ставит в тупик исследователей различных областей науки. С развитием междисциплинарных областей, которые варьируются от нейробиологии и робототехники до искусственного интеллекта, когнитивной психологии и философии языка, дебаты о взаимодействии между языком и мышлением недавно вспыхнули с новой силой. Является ли язык всего лишь инструментом, который мы используем только для целей общения? Или это форма, которая формирует то, что и как мы думаем? Ответ на эти вопросы является ключом к одной из самых глубоких тайн человечества. Однажды обнаруженная, она, несомненно, откроет новые возможности во многих областях исследований.

    Отношения между человеческим языком и мышлением в основном изучались в рамках двух основных противоположных парадигм. Коммуникативная концепция языка (Carruthers and Boucher, 1998) постулирует независимую связь между языком и мыслью, поскольку язык является просто инструментом, который люди используют для передачи того, что они думают. Напротив, согласно когнитивному подходу, (родной) язык обладает способностью в разной степени формировать человеческий разум, отсюда и взаимозависимость между языком и мышлением. Последняя теория вращается главным образом вокруг гипотезы Сепира-Уорфа (Hoijer, 19).54), также известный как лингвистический релятивизм или детерминизм (т. е. язык и мышление являются относительными или определяющими друг друга). После непродолжительного периода популярности в середине -го -го века он уступил большую часть своих позиций тезису об универсализме Ноама Хомского (Chomsky and Ronat, 2011), который определяет язык как изучаемый на основе заранее заданного когнитивного программного обеспечения. присутствует в сознании всех детей.

    Однако в последние годы на первый план выходит обновленная версия лингвистического релятивизма, ослабляющая господствующую твердыню коммуникативной концепции языка и стирающая жесткое различие между человеческим языком и мышлением в свете экспериментов, проводимых с помощью компьютерного моделирования. (Эльман и др., 1996), которые указывают на то, что человеческий мозг может быть наделен большей пластичностью (то есть способностью мозга меняться на протяжении всей жизни), чем считалось ранее. Основываясь на этих выводах, неоорфианство постулирует, что даже если язык не формирует радикально наше видение мира, он все же диктует особое внимание, которое мы уделяем определенным аспектам жизни, в зависимости от языка, на котором мы говорим, где мы говорим и кому.

    Все большее число социолингвистических исследований и отчетов свидетельствуют об изменениях, вызванных в сознании людей языком, на котором они говорят. Существуют исследования, посвященные различным способам выражения времени, чисел и пространственной ориентации, чтобы выявить принципиально разные способы восприятия этих понятий носителями разных языков (Бородицкий, 2011; Бородицкий, Габи, 2010; Левинсон, Уилкинс, 2006). Билингвы часто признаются, что чувствуют себя более раскованно на своем неродном языке, когда им легко ругаться или говорить «я люблю тебя», чего им совершенно не хватает на родном языке (Collins, 2016). Исследования показывают, что азиатским языкам, таким как японский или корейский, которые демонстрируют более сложные системы выражения вежливости, чем западным языкам, соответствует (коллективное) мышление, которое сравнительно более чувствительно к собеседнику, чем к говорящему, и больше сосредоточено на отношениях между собеседников, чем западный эгоцентричный (индивидуалистический) взгляд на мир (Ямамото, 2006).

    Взаимодействие между языком и мышлением выходит далеко за рамки теоретической сферы специализированных исследований и проявляется в повседневной жизни. Примеры не ограничиваются не носителями английского языка, которые склонны вести себя более неформально при использовании английского языка, учитывая фамильярность, подразумеваемую одинаково формальным и неформальным местоимением you . Ценности определяются, среди прочего, языком. Например, носитель румынского языка будет иметь тенденцию быть более прямым, более уверенным в себе, более позитивно относиться к своим действиям, чем к действиям других людей, по сравнению с носителем японского языка, который склонен быть более вежливым, более самостоятельным. — скромен и скромен в отношении самого себя и, следовательно, использует более негативную автокоммуникацию. Но при переходе на японский язык тот же румын автоматически станет менее прямым и более скромным, чем при разговоре на родном языке, и эта трансформация отчасти является прямым результатом заложенной в японском языке сложной системы вежливости. Некоторые носители двух языков утверждают, что изучение другого языка заставило их изменить свой взгляд на мир, сделав их, например, более решительными или более самоуверенными. Таким образом, взаимодействие между языком и мышлением кажется особенно актуальным в современной мультикультурной и многоязычной среде, в которой мы живем.

    Список литературы

    Бородицкий, Л. (2011). Как язык формирует мышление в Scientific American , 304 (2), 62-65.

    Бородицкий Л. и Габи А. (2010). Воспоминания о временах востока; Абсолютные пространственные представления времени в общине австралийских аборигенов в Psychological Science 21 (11), 1635-1639.

    Каррутерс, П. и Буше, Дж. (1998). Язык и мышление: междисциплинарные темы . Кембридж: Издательство Кембриджского университета.

    Хойер, Х. (1954). Язык в культуре: Конференция о взаимосвязях языка и других аспектов культуры . Чикаго: Издательство Чикагского университета.

    Хомский, Н. и Ронат, М. (2011). На языке . Нью-Йорк: Новая пресса.

    Коллинз, Л. (2016). Когда по-французски: любовь на втором языке . Лондон: Пингвин Пресс.

    Элман Дж., Бейтс Э., Джонсон М., Кармилофф-Смит А., Паризи Д. и Планкетт К. (1996). Переосмысление врожденности: коннекционистский взгляд на развитие . Кембридж: MIT Press/Bradford Books.

    Левинсон, С.К. и Уилкинс, Д.П. (ред.). (2006). Грамматики пространства: исследования когнитивного разнообразия . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

    Ямамото, М. (2006). Свобода воли и безличность: их языковые и культурные проявления . Амстердам: Издательство John Benjamins Publishing Company.

    8 Язык и мышление: на чьей ты стороне? | Слова и разум: как слова отражают человеческий опыт

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWords and the Mind: Как слова отражают человеческий опытКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWords and the Mind: Как слова отражают человеческий опытКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

    Расширенный поиск

    • Иконка Цитировать Цитировать

    • Разрешения

    • Делиться
      • Твиттер
      • Еще

    Cite

    Regier, Terry and others,

    ‘8 Язык и мышление: на чьей вы стороне?’

    ,

    на Барбаре Мальте, и Филипп Вольф (ред. )

    ,

    слова и ум: как слова захватывают человеческий опыт

    (

    New York,

    2010;

    Online Edn,

    Oxford, Oxford, Oxfor Академический

    , 1 мая 2010 г.

    ), https://doi.org/10.1093/acprof:oso/9780195311129.003.0009,

    , по состоянию на 3 января 2023 г.

    Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWords and the Mind: Как слова отражают человеческий опытКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска мобильного микросайта

    Закрыть

    Фильтр поиска панели навигации Oxford AcademicWords and the Mind: Как слова отражают человеческий опытКогнитивная психологияПсихология развитияКнигиЖурналы Термин поиска на микросайте

    Advanced Search

    Abstract

    В этой главе основное внимание уделяется наименованию цветов, а также распознаванию и восприятию цветов. Сначала в нем рассматривается дискуссия о наименовании цветов и познании, подчеркивая очевидное смешение следующих вопросов: определяются ли семантические различия в языках в значительной степени произвольным лингвистическим соглашением? Вызывают ли семантические различия соответствующие когнитивные или перцептивные различия у носителей разных языков? — в этом споре. Это предполагает, как некоторые недавние открытия помогают различать эти вопросы и приводят к выводу об универсальных тенденциях в именовании в сочетании с уорфовским влиянием языка на мышление. Это показывает, что уорфовское влияние языка на восприятие может быть доминирующим в правом поле зрения. Предположение «Уорф справа» является общим и, как ожидается, применимо и к другим семантическим областям. Глава завершается обсуждением того, что эти результаты означают для дискуссий о языке и мышлении в целом, и какую полезную роль, если таковая имеется, традиционное оформление дебатов может сыграть в будущем.

    Ключевые слова: Цветообозначение, восприятие цвета, восприятие, семантика, эффекты Уорфа, правое поле зрения

    Субъект

    Психология развития Когнитивная психология

    В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.

    Войти

    Получить помощь с доступом

    Получить помощь с доступом

    Доступ для учреждений

    Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:

    Доступ на основе IP

    Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.

    Войдите через свое учреждение

    Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.

    1. Щелкните Войти через свое учреждение.
    2. Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
    3. Находясь на сайте учреждения, используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    4. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.

    Войти с помощью читательского билета

    Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.

    Члены общества

    Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:

    Войти через сайт сообщества

    Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:

    1. Щелкните Войти через сайт сообщества.
    2. При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
    3. После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.

    Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.

    Вход через личный кабинет

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. Смотри ниже.

    Личный кабинет

    Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.

    Некоторые общества используют личные аккаунты Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.

    Просмотр учетных записей, вошедших в систему

    Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:

    • Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
    • Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.

    Выполнен вход, но нет доступа к содержимому

    Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.

    Ведение счетов организаций

    Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts