Язык речь это: Язык и речь -Языкознание

Язык и речь -Языкознание

Кто не делится найденным, подобен свету в дупле секвойи (древняя индейская пословица)

Библиографическая запись: Язык и речь. — Текст : электронный // Myfilology.ru – информационный филологический ресурс : [сайт]. – URL: https://myfilology.ru//yazykoznanie/iazyk-i-rech/ (дата обращения: 23.07.2023)

Содержание

    Язык существует как живой, поскольку он функционирует, а функционирует он в речи.

    Основной объект языкознания — естественный человеческий язык в отличие от искусственного языка или языка животных.

    Следует различать два тесно связанных понятия — язык и речь.

    Язык — орудие, средство общения. Это система знаков, средств и правил говорения, общая для всех членов данного общества. Это явление постоянное для данного периода времени.

    Речь — проявление и функционирование языка, сам процесс общения; она единична для каждого носителя языка.

    Это явление переменное в зависимости от говорящего лица.

    Язык и речь — две стороны одного и того же явления. Язык присущ любому человеку, а речь — конкретному человеку.

    Речь и язык можно сравнить с ручкой и текстом. Язык — ручка, а речь — текст, который записан этой ручкой.

    Язык

    Речь

    1. своеобразный социальный код, существует в сознании носителей.

    1. речь индивидуальна. Невозможно представить коллективную речь, она возможна только на основе общего языка. Если нет кода – говорить невозможно.

    2. Язык идеален. Он ненаблюдаем, чтобы его представить мы должны проанализировать речь.

    2. речь материальна. Это физическое и физиологическое явление, а письменный текст – перекодировка устной речи.

    3. Язык многомерен. Сложная структура, элементы которой находятся в разных отношениях. Имеются парадигматические и синтагматические связи.

    3. Речь – говноречь! Линейна. Элементы располагаются последовательно, можем замерить время, посчитать количество строк.

    Лирика:

    Термин «родной язык» не значит «врожденный», а значит только «усвоенный в раннем детстве». В сознание каждого человека язык проникает, безусловно, «извне», проникает потому, что этим языком пользуются другие люди, окружающие. По их примеру им начинает с детства пользоваться и сам данный человек. И, с другой стороны, язык постепенно забывается, а в конце концов и начисто исчезает из памяти (даже и родной язык), если человек почему-либо перестает им пользоваться.

    Из всего этого явствует, что о подлинном существовании языка можно говорить лишь постольку, поскольку им пользуются. Язык существует как живой язык, поскольку он функционирует. А функционирует он в речи, в высказываниях, в речевых актах.

    Разграничение понятий «язык» и «речь» впервые в четкой форме было выдвинуто и обосновано швейцарским лингвистом Фердинандом-де Соссюром (1857—1913), крупнейшим теоретиком в области общего языковедения и одним из зачинателей современного этапа в развитии нашей науки. Затем понятия эти были глубже разработаны другими учеными, в частности у нас акад. Л. В. Щербой (1880—1944) и его учениками. Заметим, что под речью (у Соссюра «la parole») современное языковедение понимает не только устную речь, но также и речь письменную. В широком смысле в понятие «речь» включается и так называемая «внутренняя речь», т. е. мышление с помощью языковых средств (слов и т. д.), осуществляемое «про себя», без произнесения вслух.

    Отдельный акт речи, речевой акт, в нормальных случаях представляет собой двусторонний процесс, охватывающий говорение и протекающие параллельно и одновременно слуховое восприятие и понимание услышанного. При письменном общении речевой акт охватывает соответственно писание и чтение (зрительное восприятие и понимание) написанного, причем участники общения могут быть отдалены друг от друга во времени и пространстве.

    Речевой акт есть проявление речевой деятельности. В речевом акте создается текст. Лингвисты обозначают этим термином не только записанный, зафиксированный так или иначе текст, но и любое кем-то созданное (все равно — записанное или только произнесенное) «речевое произведение» любой протяженности — от однословной реплики до целого рассказа, поэмы или книги. Во внутренней речи создается «внутренний текст», т. е. речевое произведение, сложившееся «в уме», но не воплотившееся устно или письменно.

    Почему произнесенное (или написанное) высказывание в нормальном случае будет правильно понято адресатом?

    Во-первых, потому, что оно построено из элементов, форма и значение которых известны адресату (скажем для простоты — из слов, хотя элементами высказывания можно считать, как мы увидим, и другие единицы).

    Во-вторых, потому, что эти элементы соединены в осмысленное целое по определенным правилам, также известным (правда, во многом интуитивно) нашему собеседнику или читателю. Владение этой системой правил позволяет и строить осмысленный текст, и восстанавливать по воспринятому тексту его содержание.

    Вот эти-то элементы высказывания и правила их связи как раз и являются языком наших участников общения, частями их языка, т. е. языка того коллектива, к которому данные индивиды принадлежат. Язык (у Соссюра «la langue») того или иного коллектива и есть находящаяся в распоряжении этого коллектива система элементов — единиц разных ярусов (слов, значащих частей слов и т.

    д.) плюс система правил функционирования этих единиц, также в основном единая для всех, пользующихся данным языком.

    Систему единиц называют и инвентарем языка; систему правил функционирования единиц, т. е. правил порождения осмысленного высказывания (а тем самым и правил его понимания грамматикой этого языка). 

    Язык и речь различаются так же, как правило, грамматики и фразы, в которых использовано это правило, или слово в словаре и бесчисленные случаи употребления этого слова в разных текстах. Речь есть форма существования языка. Язык функционирует и «непосредственно дан» в речи. 

    Чем отличается язык от речи

    Язык и речь – это два разных инструмента связи. Язык – это инструмент, с помощью которого мы пишем, понимаем и т.д., а речь – это инструмент общения, который используется для вербальной связи с другими. Давайте рассмотрим подробно оба явления, чтобы понять разницу.

    Язык

    Одно из словарных значений языка – это передача чувств и мыслей через систему определенных сигналов, звуков, голоса, письменных символов и жестов. Язык представляет собой сложную систему, присущую только человеку. Наука, изучающая язык, называется лингвистикой.
    Сегодня человечество говорит на многих языках. Языки имеют правила, в соответствии с которыми они используются для коммуникации. Языки могут существовать не только в письменном виде (алфавиты, иероглифы), но и иногда только в виде знаков. Такие языки называются языками знаков. В других случаях используется определенный код для компьютеров, — такие языки называются языками программирования.
    В каждом языке есть четыре правила, которыми руководствуются все носители языка. Первое, как правильно употреблять значения слов языка, которые образуют его словарный состав; второе, как правильно составлять новые слова; третье, как правильно соединять слова в предложении, и, наконец, как употреблять предложение в соответствии с ситуацией. Должно ли это быть утвердительное предложение, вопросительное или же восклицательное, и т.д.

    Язык может иметь две стороны: быть рецептивным, то есть использоваться для понимания, и экспрессивным, то есть употребляться устно или письменно. Проще говоря, язык выражает идею, заключенную в передаваемом сообщении.

    Речь 

    Одно из словарных значений определяет речь как акт выражения или способность описания чувств и мыслей или восприятия словами, произносимая вслух, устное сообщение. Речь – это присущее человеку умение обмениваться устными сообщениями с помощью синтаксических комбинаций слов.

    Каждое произносимое слово имеет фонетический набор определенных звуковых единиц. Речь формируется из слов, синтаксиса и набора звуковых единиц. Это устный способ связи. Речь состоит из следующих компонентов:
    Артикуляции – способа производства звуков речи. Голоса, состоящего из дыхательного процесса и  голосовых складок, участвующих в образовании звуков речи. Беглости, ритма, необходимых для воспроизведения речи без задержки.
    Простыми словами, речь выражает способ передачи устного сообщения.
    Резюме:

    1. Язык – это передача чувств и мыслей через систему определенных сигналов, звуков, голоса, письменных символов и жестов. В то время как речь – это  акт выражения или способность описания чувств и мыслей или восприятия словами, произносимая вслух, устное сообщение.
    2. Языком может быть любой человеческий язык, язык знаков или язык программирования, который использует код, тогда как речь представляет собой отдельное понятие. Это физический процесс вербализации языка.
    3. Язык выражает идею, которую необходимо передать, а речь это процесс передачи этой идеи в сообщения.
    This entry was posted in что такое язык and tagged звук, мысль, письменный, устный, язык и речь.

    В чем разница между речью и языком?

    к Ниагара Терапи, ООО | 22 сентября 2021 г.

     

    Существуют большие различия в области речи и языка. Однако обе области одинаково важны. Речь – это то, как мы производим слова и звуки. Язык относится к тому, как мы используем эти слова, чтобы сообщить о наших желаниях и потребностях.

    Есть три различных аспекта , которые следует учитывать при разговоре о речи: артикуляция, голос и беглость речи.

     

    Что такое артикуляция?

    Артикуляция относится к тому, как мы произносим звуки речи с помощью языка, губ и рта. Нам нужно уметь издавать разные звуки, чтобы образовывать слова и общаться. Дети или взрослые могут испытывать трудности с произношением звуков речи по разным причинам. Нарушения звука речи делятся на две категории: органические нарушения звука речи и функциональные нарушения звука речи. Органические нарушения звуков речи являются результатом двигательных/неврологических, структурных или сенсорных причин. Примеры двигательных/неврологических расстройств звука речи включают детскую апраксию речи и дизартрию. Структурные нарушения звуков речи могут быть вызваны расщелиной неба или другими структурными аномалиями артикуляторов (губ, языка и т. д.). Сенсорные звуковые расстройства речи включают нарушение слуха. Функциональные расстройства звуков речи не имеют известной причины. Функциональные расстройства звуков речи возникают в результате ошибок в моторном звукообразовании или лингвистике речи. Как правило, функциональные расстройства звука речи также известны как артикуляционные или фонологические расстройства. Нарушения артикуляции обычно относятся к ошибкам в словах, например к замене одного звука другим. Фонологические расстройства сосредоточены на ошибках в правилах речи. Например, фронтинг считается фонологическим расстройством. Фронтирование — это когда звук, издаваемый в задней части рта (К, Г), заменяется звуком, издаваемым в передней части рта (Т, Д).

     

    Что такое голос?

    Голос относится к тому, как мы объединяем наши голосовые связки и дыхание, чтобы издавать звуки. Наш голос может быть разной громкости и высоты, и, как и любая другая часть тела, голосовые связки могут быть повреждены. Нарушения голоса могут возникать, когда качество, высота и громкость голоса считаются несоответствующими возрасту, полу и культуре человека. Нарушения голоса могут быть вызваны различными причинами, в том числе: органическими, структурными, нейрогенными и функциональными. Органические нарушения голоса возникают в результате изменений в дыхательных, гортанных или голосовых путях. Органические нарушения голоса также включают структурные и нейрогенные причины. Структурные нарушения голоса возникают в результате физических изменений голоса в виде голосовых узелков. Нейрогенные расстройства голоса вызваны проблемами центральной или периферической нервной системы, связанными с тем, как они соединяются с гортанью. Примеры нейрогенных расстройств голоса включают спастическую дисфонию или паралич голосовых связок. Нарушения голоса также могут носить функциональный характер. Это означает, что нарушение голоса является результатом неправильного использования голосовых связок. Примеры функциональных расстройств голоса включают дисфонию мышечного напряжения и афонию. Наложение типов голосовых нарушений является распространенным явлением.

     

    Что такое свободное владение языком?

    Беглость – это ритм речи. Это относится к тому, насколько непрерывно, плавно и насколько быстро или медленно человек говорит. Когда у кого-то возникают трудности с беглостью, в нормальном течении речи возникают перерывы. Это часто отмечается нарушениями речи (повторение звуков или слов, блоки), напряжением и нетипичным темпом или ритмом речи. Существует два распространенных типа нарушений беглости речи: заикание и неразборчивость. Заикание обычно характеризуется нарушениями речи, такими как: повторение звуков/слов (м-м-м-мама), удлинение звуков (с-с-с-с-с-с-с-сиди дома) или блоки (неспособность произнести звук). Нарушения речи влияют на скорость и ритм речи и могут сопровождаться поведением избегания (избегание слов, людей или ситуаций), поведением избегания (частое моргание, движения тела) и физическим напряжением. Часто заикание начинается в раннем детстве (до 4 лет) и может быть внезапным или прогрессирующим. Заикание может сочетаться и с другими расстройствами. Беспорядок — еще один тип нарушения беглости речи. Беспорядок обычно характеризуется быстрой, нерегулярной речью, чрезмерной неразборчивостью, пропуском слогов и нарушением четкости речи. Часто люди не знают о сбоях в общении, и это может повлиять на социальные взаимодействия. Как правило, дети диагностируются в позднем детстве или в раннем взрослом возрасте. Клаттеринг может возникать и при других диагнозах.

     

    Рецептивный язык и выразительный язык

    Существуют две области языка. Рецептивный язык и экспрессивный язык. Рецептивный язык — это то, как мы понимаем то, что нам говорят. Выразительный язык — это то, как мы делимся своими мыслями, желаниями и идеями с другими. Например, язык включает: 

    • Что означают слова
    • Как составить новые слова
    • Соединяем слова
    • Понимание таких понятий, как одинаковые/различные
    • Социальная коммуникация
    • Чтение и письмо

    У людей с задержкой речи могут быть такие состояния, как аутизм, СДВГ, ЧМТ, потеря слуха и т. д. Речевые расстройства также могут возникать при отсутствии других известных состояний. Это называется специфическим нарушением речи (SLI). Часто дети, у которых есть трудности с чтением и письмом, испытывают трудности с навыками разговорной речи и наоборот. У детей с SLI также могут быть трудности с прагматическими навыками (социальное взаимодействие и общение). Речевые расстройства могут возникнуть на ранней стадии. Часто родители замечают языковые расстройства примерно в то время, когда их дети идут в дошкольное учреждение (3–5 лет). Некоторыми признаками задержки речи у детей дошкольного возраста являются трудности с пониманием разговорной речи, выполнением указаний, указанием на названные предметы, беседой по очереди и ответами на вопросы. Признаками задержки экспрессивной речи у детей дошкольного возраста являются затруднения: называние предметов, задавание вопросов, построение предложений, правильное употребление местоимений, начало и поддержание разговора. Дети, у которых рано проявляются языковые расстройства, могут продолжать иметь стойкие языковые расстройства по мере взросления. Некоторые признаки задержки речи у детей старшего возраста: трудности с подбором слов, трудности с пониманием и использованием сложных предложений и языковых форм, трудности с чтением и письмом, множество грамматических ошибок в устной и письменной речи и т. д.

    Niagara Therapy, LLC специализируется на логопедии для детей и взрослых в Эри, штат Пенсильвания. Наши логопеды предлагают расширенные вмешательства для сборки мыслей и организации речи. Если вы или ваш ребенок боретесь с речью или языковым развитием, свяжитесь с одним из наших логопедов, чтобы записаться на консультацию.

     

    Кратко о языке

    Язык

    Язык — это поведение, управляемое правилами. Он определяется как понимание и/или использование разговорный (т. е. аудирование и говорение), письменный (т. е. чтение и письмо) и/или другая система символов связи (например, американский язык жестов).

    Устная и письменная речь состоит из рецептивных (т. е. аудирования и чтения) и экспрессивных (т. е. говорения и письма) компонентов.

    Разговорный язык, письменный язык и связанные с ними компоненты (например, рецептивный и выразительный) представляют собой синергетическую систему, состоящую из отдельных языковых областей (т. е. фонологии, морфологии, синтаксиса, семантики, прагматики), которые образуют динамическое интегративное целое (Berko Gleason, 2005).

    Ниже приведены описания пяти языковых доменов:

    • Фонология — изучение звуковой (то есть фонемной) системы языка, включая правила сочетания и использования фонем.
    • Морфология — изучение правил, регулирующих использование морфем, минимальных значимых единиц языка, в языке.
    • Синтаксис — правила, относящиеся к способам, которыми слова могут быть объединены в предложения в языке.
    • Семантика — значение слов и словосочетаний в языке.
    • Прагматика — правила, связанные с использованием языка в разговоре и более широких социальных ситуациях.

    Пять основных языковых доменов являются частью континуума, который охватывает языковые навыки более высокого порядка , такие как дискурс, на который влияют навыки в области прагматики.

    Языковые навыки высшего порядка включают умение делать выводы; мониторинг понимания; интерпретация сложного языка, такого как шутки и каламбуры; и использование знания структуры текста. Металингвистическая осведомленность необходима для развития языковых навыков более высокого порядка и определяется как «способность думать и размышлять о языке» (Gillon, 2004, стр. 10). Металингвистическая осведомленность включает фонологическую осведомленность, морфологическую осведомленность, синтаксическую осведомленность, семантическую осведомленность и прагматическую осведомленность. Металингвистические навыки также имеют решающее значение для саморегуляции и самоконтроля.

      Разговорный язык Письменный язык
      Прослушивание Говоря Чтение Письмо
    Фонология способность идентифицировать и различать фонемы при прослушивании (т. е. фонологическая осведомленность) правильное использование фонологических моделей во время разговора понимание ассоциаций букв и звуков при чтении (т. е. фонетика) правильное написание слов при письме
    Морфология понимание морфем при прослушивании правильно использовать морфемы при разговоре понимание грамматики при чтении правильное использование грамматики при письме
    Синтаксис понимание элементов структуры предложения при прослушивании использование правильных элементов структуры предложения при разговоре понимание структуры предложения при чтении используя правильную структуру предложения при написании
    Семантика словарный запас на слух разговорный словарный запас словарь для чтения письменная лексика

    Прагматика

    (включает дискурс)

    понимание социальных аспектов разговорной речи, включая разговорный обмен социальное использование разговорной речи, включая создание связных и релевантных сообщений во время разговоровпонимание точки зрения, потребностей аудитории и т. д. передача точки зрения, предполагаемого сообщения и т. д.

    Дополнительную информацию см. в ресурсе ASHA «Нормы развития речи и языка».

    Изучение и использование языка

    Изучение и использование языка определяются взаимодействием биологических, когнитивных, психосоциальных факторов и факторов окружающей среды. Язык развивается в определенных исторических, социальных и культурных контекстах. Коммуникативное различие/диалект   – это вариант системы лингвистических символов, используемой группой лиц, который отражает и определяется общими региональными, социальными или культурными/этническими факторами (ASHA, 1993).

    Эффективное использование языка для общения требует понимания человеческого взаимодействия, включая невербальные сигналы, мотивацию и социокультурные роли.

    Связь между разговорным языком и письменным языком

    Фонологическая осведомленность лежит в основе способности манипулировать звуками речи (то есть фонемами) в произносимых словах. Было обнаружено, что он вносит значительный вклад в развитие чтения и письма (Al Otaiba, Puranik, Zilkowski, & Curran, 2009; Lemons & Fuchs, 2010; Scarborough, 1998). Компоненты фонологической осведомленности включают осведомленность о слогах (например, один слог в «c a p» по сравнению с двумя слогами в « a g ai n»), осведомленность о начале времени (например, начало: c ap по сравнению с rime: с приложение ) и знание фонем (например, «кепка» содержит три фонемы: /k/ + /æ/ + /p/)

    Когда обучение фонологическому восприятию сочетается со знанием названий букв (т.

    Дополнительную информацию см. на страницах портала практики ASHA, посвященных нарушениям разговорной речи и нарушениям письменной речи.

    Языковое расстройство

    А языковое расстройство  – это нарушение понимания и/или использования устной, письменной и/или другой системы символов общения (например, американского языка жестов). Расстройство может включать форму языка (фонология, морфология, синтаксис), содержание языка (семантика) и/или функцию языка в общении (прагматика) в любом сочетании (ASHA, 1993). В некоторых случаях для лиц, демонстрирующих нарушения в жестикуляции, устной и/или письменной модальности, может потребоваться дополнительная/альтернативная коммуникация. (АША, 1993).

    Речевые расстройства могут сохраняться на протяжении всей жизни, а симптомы могут меняться со временем (Bashir, 1989). Кроме того, языковое расстройство может быть отдельным диагнозом или может возникать в контексте других состояний.

    Региональные, социальные или культурные/этнические различия системы символов не должны рассматриваться как расстройство речи или языка (ASHA, 1993).

    Взаимосвязь между языковым расстройством и расстройством социальной коммуникации

    У детей с языковыми расстройствами также могут возникать трудности с социальной коммуникацией, поскольку социальная коммуникация включает в себя социальное взаимодействие, социальное познание, прагматику и обработку речи. Дополнительную информацию о социальном общении можно найти на портале практики расстройств социального общения ASHA.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts