Сопоставление понятий «экстраверсия» и «интроверсия» в теоретических подходах К.-Г.Юнга, Г.Айзенка и современной соционике
Автор – Романенко К. Р..
Работа была подготовлена в рамках курса “Дифференциальная психофизиология и психология” студенткой третьего курса факультета психологии ГОУ ВПО МО “Академия социального управления“. Автор пытается проследить историческое развитие изначально научных понятий “экстраверсии” и “интроверсии”, которые сегодня прочно вошли в разговорную речь людей, далеких от психологии. Кто же такие экстраверты и интроверты на самом деле?
[b]Введение[/b]
Понятия экстраверсия и интроверсия прочно вошли в современный лексикон почти каждого человека. В обыденном сознании под экстраверсией понимается общительность, активность и даже веселость, а под интроверсией — замкнутость, застенчивость, неумение общаться. Наблюдать за такой метаморфозой забавно, а спорить бесполезно, тем более, что такое понимание экстраверсии/интроверсии отражает частные случаи научных концепций.
[b]Теория К.-Г. Юнга[/b]
Понятия экстраверсия [i][/i] и интроверсия введены в психологию К.-Г. Юнгом. Юнг утверждает, что каждому человеку присущи оба механизма, экстраверсии и интроверсии, и лишь относительный перевес того или другого определяет тип.
«Мы видим один и тот же общий принцип в основном понимании вопроса, а именно: в одном случае движение интереса направлено на объект, а в другом случае оно отвращается от объекта и направляется к субъекту, на его собственные психические процессы. В первом случае объект действует на тенденции субъекта подобно магниту: объект притягивает их и в значительной мере обусловливает субъекта, – более того, он настолько отчуждает субъекта от самого себя, так изменяет его качества в смысле приравнения к объекту, что можно подумать, будто объект имеет большее и, в конечном счете, решающее значение для субъекта, будто полное подчинение субъекта объекту является, в известной мере, абсолютным предопределением и особым смыслом жизни и судьбы. Во втором случае, наоборот, субъект является и остается центром всех интересов. Создается впечатление, будто вся жизненная энергия направлена в сторону субъекта и поэтому, всегда препятствует тому, чтобы объект приобрел какое бы то ни было влияние на субъекта. Кажется, будто энергия уходит от объекта, будто субъект есть магнит, стремящийся притянуть к себе объект».
Если человек мыслит, чувствует и действует – одним словом, живет так, как это непосредственно соответствует объективным условиям и их требованиям как в хорошем, так и в дурном смысле, то он экстравертен. Он живет так, что объект в качестве детерминирующей величины, очевидно, играет в его сознании более важную роль, нежели его субъективное воззрение. Он имеет, конечно, и субъективные воззрения, но их детерминирующая сила меньше, чем сила внешних, объективных условий. Поэтому он совсем и не предвидит возможности натолкнуться внутри себя на какие-нибудь безусловные факторы, ибо он знает таковые только во внешнем мире.
Опасность для экстраверта заключается в том, что он вовлекается в объекты и совершенно теряет в них себя самого. Возникающие вследствие этого функциональные (нервные) или действительно телесные расстройства имеют значение компенсаций, ибо они принуждают субъекта к недобровольному самоограничению. Классические случаи истерии всегда отличаются преувеличенным отношением к лицам окружающей среды; другой характерной особенностью этой болезни является прямо-таки подражательная приноровленность к обстоятельствам. Основная черта истерического существа – это постоянная тенденция делать себя интересным и вызывать впечатление у окружающих. Вследствие общей экстравертной установки мышление ориентируется по объекту и по объективным данным. Такое ориентирование мышления ведет к ярко выраженной особенности. Мышление совсем не должно быть чисто конкретным мышлением фактов; оно точно так же может быть чисто идейным мышлением, если только установлено, что идеи, при помощи которых протекает мышление, более заимствованы извне, то есть переданы традицией, воспитанием и ходом образования. Итак, критерий для суждения о том, экстравертно ли мышление, заключается прежде всего в вопросе, по какому мерилу направляется процесс суждения, – передается ли это мерило извне, или же оно имеет субъективный источник. Дальнейшим критерием является направление умозаключений, а именно вопрос: имеет ли мышление преимущественное направление на внешнее или нет.
Интровертный тип отличается от экстравертного тем, что он ориентируется преимущественно не на объект и не на объективно данном, как экстравертный, а на субъективных факторах. У интровертного между восприятием объекта и его собственным действием вдвигается субъективное мнение, которое мешает действию принять характер, соответствующий объективно данному. Этот тип руководствуется, стало быть, тем фактором восприятия и познания, который представляет собою субъективную предрасположенность, воспринимающую чувственное раздражение. Интровертный опирается преимущественно на то, что привносит к констелляции от себя внешнее впечатление в субъекте. В отдельном случае апперцепции различие может быть, конечно, очень тонким, но во всей совокупности психологической экономии оно становится в высшей степени заметным, в особенности по тому эффекту, который оказывается на эго, в форме резервата личности. Он, как и параллельный ему экстравертный случай, находится под решающим влиянием идей, которые вытекают, однако, не из объективно данного, а из субъективной основы. Он, как и экстравертный, будет следовать своим идеям, но только в обратном направлении – не наружу, а вовнутрь. Он стремится к углублению, а не расширению. По этой основе он в высшей степени и характеристически отличается от параллельного ему экстравертного случая. То, что отличает другого, именно его интенсивная отнесенность к объекту, отсутствует у него иногда почти совершенно, как, впрочем, и у всякого неинтровертного типа.
[b]Модель личности Г. Айзенка[/b]
Г. Айзенк в качестве показателей основных свойств личности использовал экстраверсию – интроверсию и нейротизм (позднее Айзенк ввел еще одно измерение личности – психотизм, под которым понимал склонность субъекта к агрессии, жестокости, аутизму, экстравагантности, демонстративности). В общем смысле экстраверсия – это направленность личности на окружающих людей и события, интроверсия – направленность личности на ее внутренний мир, а нейротизм – понятие, синонимичное тревожности, – проявляется как эмоциональная неустойчивость, напряженность, эмоциональная возбудимость, депрессивность.
Эти свойства, составляющие структуру личности по Айзенку, генетически детерминированы. Их выраженность связана со скоростью выработки условных рефлексов и их прочностью, балансом процессов возбуждения – торможения в центральной нервной системе и уровнем активации коры головного мозга со стороны ретикулярной формации. Однако наиболее разработанным из двух названных свойств на физиологическом уровне в теории Айзенка является учение об экстраверсии-интроверсии. В частности, различия между экстравертами и интровертами Айзенку и его последователям удалось установить более чем по пятидесяти физиологическим показателям. Так, экстраверт, по сравнению с интровертом, труднее вырабатывает условные рефлексы, обладает большей терпимостью к боли, но меньшей терпимостью к сенсорной депривации, вследствие чего не переносит монотонности, чаще отвлекается во время работы и т. п. Типичными поведенческими проявлениями экстраверта являются общительность, импульсивность, и недостаточный самоконтроль, хорошая приспособляемость к среде, открытость в чувствах. Он отзывчив, жизнерадостен, уверен в себе, стремится к лидерству, имеет много друзей, несдержан, стремится к развлечениям, любит рисковать, остроумен, не всегда обязателен.
У интроверта преобладают следующие особенности поведения: он часто погружен в себя, испытывает трудности, устанавливая контакты с людьми и адаптируясь к реальности. В большинстве случаев интроверт спокоен, уравновешен, миролюбив, его действия продуманны и рациональны. Круг друзей у него невелик. Интроверт высоко ценит этические нормы, любит планировать будущее, задумывается над тем, что и как будет делать, не поддается моментальным побуждениям, пессимистичен. Интроверт не любит волнений, придерживается заведенного жизненного порядка. Он строго контролирует свои чувства и редко ведет себя агрессивно, обязателен.
[b]Соционика[/b]
Широкое распространение получает сейчас околопсихологическое учение — соционика, предмет которой так называемый информационный метаболизм. Корни этой науки — в переосмыслении теории К.Г. Юнга. Далее я привожу объяснения понятий экстраверсии и интроверсии, взятые с соционических сайтов: «Направление потока энергии определяет, откуда мы получаем основную часть мотивации. Получаем мы ее изнутри себя (Интровертный, Introverted) или от внешних источников (Экстравертный, Extraverted). Сосредоточена наша доминирующая функция вовне или внутри нас».
«В соционике не следует путать понятия общительности и замкнутости с понятиями экстраверсии и интроверсии. Введённые Юнгом, эти понятия прочно вошли в психологический лексикон и впоследствии приобрели значение несколько отклоняющееся от того, которое придавал им Юнг. Общительность и замкнутось в этих понятиях теперь – далеко не главное.Общительность может иметь в основе как интерес к людям (экстравертный), так и интерес к полезной или привлекательной для себя информации (интровертный)».
Упрощённая модель:объектный взгляд на мир-экстраверсия; субъектный взгляд на мир — интроверсия. Есть ещё метафора «футбольное поле»: внимание игрока на трибуны — экстраверсия; внимание трибун на игрока – интроверсия».
«Экстраверты характеризуются следющими ключевыми признаками:
1. непосредственная реакция на окружающую среду, «внешняя» психическая жизнь;
2. интерес к внешним объектам, потребность во включении и присоединении.
Экстраверт полон внимания к окружающему миру, отзывчив, легко принимает внешние события, проявляет к ним непостредственный интерес, готов на них влиять и подвергаться влиянию. Реагирует быстро, часто сначала делает, потом думает, склонен рисковать, не подчиняется дурным опасениям или колебаниям. Подвижен, легко проспосабливается к изменениям. Обладает широким кругом общения, непринуждённо налаживает новые связи. Легко привязывается, и теряет свою привязанность. Секретов не держит, часто делится ими с друзьями. Терпит любую суматоху и шум, даже находя в этом свою прелесть. Любит проявлять, демонстрировать себя, прекрасный рассказчик. При этом зависим от общественного мнения, а свои взгляды зависят от внешних условий. Для экстраверта важен вопрос: «что думают об этом другие?» Критически оценивать свои мотивы не любит, прячет собственную личность от себя в бесознательном. Даже может игнорировать своё тело, пока с ним не случится что-то серьёзное, элементарные потребности удовлетворяет между делом.
Интроверты характеизуются следующими ключевыми признаками:
1. рефлексия, связь с внутренней реальностью — впечатлениями, вызываемыми объектами;
2. оборонительная позиция, склонность отдаляться от объектов.
Интроверт застенчив, недоверчив, трудно приспособляется к внешнему миру, держится в стороне от событий, пессимистичен. Необщителен, стремится к уединению, ограничивает круг общения наиболее близкими людьми. Испытывает неприязнь к обществу из большого количества людей, не проявляет энтузиазма от людской сплочённости. Проявляет склонность обесценивать людей и предметы, принижать их значение. Прожде, чем совершить действия, тщательно продумывает их, старается доказать, что все его действия основаны на собственных убеждениях. Работу делает посредством собственных ресурсов и по собственной инициативе, по своему. Психологические защитные средства включают в себя добросовестность, щепетильность, педантичность, бережливость, осторожность, недоверчивость, умеренность, совестливость, честность, прямоту, вежливость».
И, наконец, «экстраверт — тот, для кого в мире важны сами объекты. Он воспринимает окружающую действительность непосредственно. Стремится менять не сами объекты, а отношения между ними — перестраивать структуры, налаживать и рвать отношения с людьми. Точно также не любит менять себя, свои внутренние установки.
Интроверт — человек, первостепенную важность для которого имеют отношения между объектами и своё отношение к ним. Воспринимает действительность через собственные представления, сравнивая её со своим внутренним миром. Старается поменять объекты, не затронув связей между ними. Подстраивается под других людей или убеждает их измениться, чтобы сохранить отношения».
[b]Сравнение[/b]
Концепция К. -Г. Юнга носит не столько психологический, сколько психолого-философский характер. Описывая понятия экстраверсии и интроверсии, он говорит о мировоззрении и отношениях с миром. Юнг объясняет экстраверсию/интроверсию как общую установку сознания и бессознательную установку, как базовую мотивацию личности. А также указывает на склонность к психическим отклонениям вследствие особенностей типа и дает небольшую типологию: сочетание экстраверсии/интроверсии с другими свойствами психики.
Понимание экстраверсии и интроверсии Г.Айзенком близко к понятию темперамента, он описывает типы, свойства, особенности нервной системы; физи [link=адрес гиперссылки][/link] ологические, генетически детерминированные свойства. Может быть Г.Айзенк описывает физиологическую сторону процессов, названных Юнгом, а может быть просто использует названия для обозначения своих собственных понятий.
В соционике нет единого понимания экстраверсии/интроверсии, что иллюстрируют вышеприведенные цитаты. В половине из них — юнговское понимание этих свойств, их дополнительное описание и снабжение примерами, в другой половине — то самое житейское понимание экстраверсии/интроверсии как общительности или необщительности.
[b]Литература[/b]
1. Юнг К.-Г. Психологические типы — пер. София Лорие (под ред. В. Зеленского), Спб.:Азбука, 2001
2. Исследование экстраверсии – интроверсии и нейротизма// thepsy.narod.ru
3. http://www.socionika.info
© 2009 – 2011, Татьяна Лапшина. Все права защищены. Распространение материалов возможно и приветствуется с указанием ссылки. Для модификации и коммерческого использования, свяжитесь с автором
This entry was posted in Дифференциальная психология, Психология and tagged исследования, психология различий, соционика. Bookmark the permalink.
Типология Юнга — Живи!
Разделение человечества на восемь основных психотипов ввел в практику швейцарский психоаналитик Карл Густав Юнг. Он провел масштабное исследование, в результате которого, с одной стороны, выделил и описал четыре типа личности (мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный), а с другой доказал, что проявления этих типов могут быть полярными (экстраверсия / интроверсия).
Именно эти две характеристики и легли в основу типологии Юнга. Первой — экстраверсии / интроверсии — Юнг придавал громадное значение. Он считал эту особенность психики врожденным свойством, никак не связанным с полом, социальным положением, интеллектом, воспитанием, особенностями биографии и прочим. Экстраверт склонен к взаимодействию с внешним миром, его внимание направлено наружу, на предметы материального мира и других людей, он общителен и открыт, предпочитает практическую деятельность мечтам и размышлениям. Интроверт, наоборот, обращен внутрь себя, замкнут, погружен в фантазии и самоанализ, обычно нелюдим и социально пассивен.
Вторая ось координат классификации Юнга — выделение ведущей психической функции из четырех основных: мышление, чувства (эмоции), ощущение (сенсорика) и интуиция. Под мышлением Юнг имел в виду функцию интеллектуального познания и формирования логических заключений. Чувства, по его мнению, наоборот, «основаны на субъективных суждениях: хорошо — плохо, красиво — некрасиво». Мышление и чувственное восприятие противоположны друг другу, поэтому если у человека доминирует логика, то сфера чувств у него будет слабым местом. Обе функции Юнг называл рациональными, «поскольку решающее влияние на них оказывает момент размышления и оценки». Кстати, мыслительный тип он считал преимущественно мужским, а чувствующий — женским.
Под ощущением Юнг понимал способность к непосредственному восприятию внешнего мира с помощью пяти органов чувств — зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Человек с развитой сенсорикой чувствителен к комфорту, он гедонист и эстет. И наоборот — тот, у кого сенсорика подавлена, способен, например, стукнуться обо что-нибудь, не заметить этого, а потом удивляться, откуда синяк. Или надеть зеленую рубашку к синему костюму — не потому, что ему кажется, будто это красиво, а из-за того, что ему все равно. Юнг утверждал, что ощущение как психическая функция не зависит от объективной остроты зрения, слуха и так далее; дело не в том, насколько у человека развиты соответствующие рецепторы, а в том, важны ли ему поступающие от них сигналы. Сенсорику, как и противоположную ей интуицию (способность к прямому и мгновенному, по наитию, пониманию сути вещей и принятию правильных решений) Юнг считал иррациональными функциями, так как они не контролируются сознанием.
Юнг пояснял, что абсолютно чистых психотипов не существует. Как правило, в нас присутствуют все восемь характеристик, одна из которых является доминирующей. Точно так же и определение человека как экстраверта или интроверта означает всего лишь, что определенные черты в нем выражены ярче.
Разработки Юнга в области психотипов легли в основу множества современных систем. Самые известные из них — американская типология Майерс—Бриггс (MBTI) и отечественная соционика. На протяжении нескольких десятилетий типология Юнга широко применяется в профориентации, психологическом консультировании, педагогике.
Представления Юнга об экстраверсии и интроверсии — Рейн Мейсон Ольберт, доктор философии.
В свободное время я проявляю исторический интерес к определенным теориям и идеям, которые я считаю более широкими, освобождающими и способствующими творчеству, чем более узкие научные или технические концепции. Я отношу это к различению Уильяма Джеймса в «Разнообразии религиозного опыта» между тем, является ли конкретная идея истинной, с одной стороны, и тем, какие функции или значения она имеет для человека, с другой. Хотя психологическая теория типов Юнга не может быть признана лучшей эмпирической моделью для понимания личности, тем не менее, она может быть интересной моделью для расширения наших представлений о том, как работает разум, и о том, как мы можем концептуализировать других людей в повседневной жизни.
Итак, с учетом сказанного, в этом посте я хотел бы начать описание некоторых теорий личности Юнга. Теория типов Юнга лежит в основе популярных личностных тестов, таких как Индикатор типов Майерс-Бриггс и Сортировщик темперамента Кейрси . Несмотря на распространенность некоторых юнговских терминов — экстраверсия и интроверсия, сенсорные и интуитивные типы, воспринимающие и суждающие типы, например, — я обнаружил, что его первоначальные идеи часто плохо понимаются и представляются в ложном свете.
Современная психология и популярное словоупотребление имеют тенденцию определять экстраверсию и интроверсию с точки зрения поведения или социальных способностей: человек считается экстравертом, если он общителен, энергичен и умеет ладить с людьми, и интровертом, если он застенчив, замкнут или социально неуклюж. NEO-PI, например, популярный инструмент, который измеряет пятифакторную модель личности, определяет экстраверсию в отношении «общительности, активности и склонности испытывать положительные эмоции, такие как радость и удовольствие». Таким образом, интроверты считаются «сдержанными и сдержанными».
К сожалению, это приводит к некоторым искажениям и путанице. Я не могу сосчитать, сколько раз кто-то пытался понять тот факт, что он предпочитает одиночество или тишину, но в то же время общителен и общителен, когда это необходимо. Мы можем легко увидеть, как NEO-PI может быть прочитан как предвзятое отношение к экстравертам и против интровертов. Просто основываясь на определении шкалы экстраверсии, мы можем сделать вывод, что интроверты считаются менее счастливыми, менее энергичными и менее способными к общению, чем экстраверты. Вместо двух равных, противоположных полюсов личности мы получаем одно измерение предпочтительных черт, которые есть у экстравертов и отсутствуют у интровертов. Это, кстати, одна из причин, по которой я ценю юнговскую теорию типов: он старается рассматривать различные мировоззренческие ориентации как одинаково ценные, и он делает общее, эгалитарное наблюдение и предположение, что типы равномерно распределены «в все слои общества… [s]ex тоже не имеет значения» (стр. 331; этот и последующие номера страниц взяты из его тома 9).0003 Психологические типы ).
Юнг начинает свое «Общее описание типов» с выделения двух типов людей, определяемых направлением их интересов. Два типа установки экстраверсия и интроверсия касаются того, имеет ли человек преимущественно внешний или внутренний подход к объектам в мире. Юнг использовал слово «объект» в противоположность «субъекту». Таким образом, объектом мог быть дуб, копия Пикатрикса , домашняя кошка, бутылка вина, человек — все, что существует вне сознательного субъекта, чтобы восприниматься чувствами и осмысливаться в мыслях.
Чтобы разобраться с двумя типами установок, Юнг предлагает нам обратить внимание на то, как «два человека видят один и тот же объект, но они никогда не видят его таким образом, чтобы образы, которые они получают, были идентичными… часто существует радикальное различие, как в рода и степени, в психическом усвоении воспринимаемого образа» (стр. 374), т. е. не в том, что воспринимается, а в том, как предмет воспринимается субъектом. «В то время как экстраверт постоянно апеллирует к тому, что приходит к нему от объекта, интроверт главным образом полагается на то, что чувственное впечатление формирует в субъекте» (стр. 374). Таким образом, экстравертный тип описывает людей, чьи «решения и действия [привычно] определяются не субъективными взглядами, а объективными условиями» (с. 333). «Интерес и внимание экстраверта направлены на объективные события, особенно на те, что происходят в его непосредственном окружении» (стр. 334).
До сих пор точка зрения Юнга не сильно отличалась от популярной современной точки зрения. Юнг считал интроверсию и экстраверсию двумя разными способами приспособления к миру, и если бы экстраверты были приспособлены к внешнему миру, а интроверты нет, то было бы легко отдать предпочтение первым над последними. Только в его концептуализации интроверсии и того, что он называет субъективным фактором , становится очевидным его основное отступление.
Если бы мы просто получали данные об объекте, манипулировали этими данными любым идиосинкразическим способом, который мы делали — обозначая его концептом, оценивая его значением и т. д., то психологическое функционирование было бы просто вопрос верности нашего сознательного функционирования внешней реальности. Именно эта точка зрения, замечает Юнг, приводит к тому, что «эпитет «просто субъект» [которым следует] размахивать, как оружием, над головой любого, кто не безгранично убежден в абсолютном превосходстве объекта [по сравнению с субъектом]. (с. 375). Вместо этого Юнг отмечает, что психологический факт, то есть опыт, состоит как из объективного фактора, так и из субъективного фактора, под которым он понимает «то психологическое действие или реакцию, которые сливаются с эффектом, производимым объектом, и таким образом порождают новое психическое данное» (стр. 375).
В постскриптуме глоссария к своему эссе о типах Юнг предлагает другую концептуализацию экстраверсии и интроверсии в терминах направления или течения не интереса или внимания, а либидо . Юнг использовал термин либидо для обозначения не только сексуальной энергии, как это делал Фрейд, но и психической энергии в более широком смысле: «интенсивность психического процесса, его психологическая ценность» (стр. 37-38). Экстраверсия — это «обращение либидо наружу… положительное движение субъективного интереса к объекту» (стр. 427), тогда как интроверсия «означает обращение либидо внутрь… [так] уходит от него в субъект» (стр. 452).
Если либидо для интроверта удаляется от объекта, куда оно направляется в субъекте? Вот тут-то и появляются знаменитые идеи Юнга об архетипах и коллективном бессознательном. Он утверждает, что «интровертная установка обычно ориентируется психической структурой, которая в принципе является наследственной и врожденной у субъекта» (стр. 376). В той мере, в какой эта «психическая структура» или субъективный фактор «с древнейших времен и у всех народов оставалась в значительной мере постоянной, а элементарные восприятия и познания почти повсеместно одинаковыми, она представляет собой столь же твердо установленную реальность. как внешний объект» (стр. 375). Эта унаследованная психическая структура и есть то, что Юнг имеет в виду под коллективным бессознательным, или то, что он иногда называет объективной психикой. Таким образом, подобно тому, как мы с вами, наблюдая одну и ту же реку, имеем равный доступ к ее чувственным качествам — звуку ее течения, блеску света на поверхности, широте воды и крутизне берегов и т. и далее — так и каждый из нас имеет равный доступ к его символическим, архетипическим потенциалам — аналогиям между текущей водой и временем, определенным представлениям о пропитании и опасности, разделении земель или миров и так далее.
Это означает, что для понимания юнгианской теории экстраверсии и интроверсии нам нужен третий термин помимо объекта и субъекта: этот третий термин — архетип, или изначальный образ: «Первоначальный образ — это унаследованная организация психической энергии, укоренившаяся система, которая не только дает выражение энергетическому процессу, но и облегчает его действие» (с. 447). Изначальные образы, или архетипы, проявляются в психике в завуалированных формах через символы. Таким образом, психические данные, или переживания, состоят в психологическом акте объединения полученных объективных данных с врожденными архетипическими образами, которые они констеллируют в нашей психологической структуре. Этот психологический акт приводит к субъективному опыту, внутреннему объекту, более или менее связанному с фактом внешнего объекта или его архетипическим значением. Наш тип отношения описывается нашей ориентацией на это действие: направлена ли наша балансовая энергия больше к объекту или изначальному образу в этом уравнении. Субъект — это точка опоры, на которой вращается это равновесие.
Для Юнга субъект, слишком ориентированный на объект и в сторону от образа, столь же односторонен и нуждается в компенсаторной балансировке, как и субъект, слишком ориентированный на образ и в сторону от внешней реальности. И внешняя реальность, и психическая реальность имеют значение, обе коллективны, и формируют наш опыт, и каждый из нас ориентируется на них характерными способами.
Идеи Юнга о типах установок были не тем, на чем он в конце концов остановился в своей теории личности, а скорее отправной точкой. Он заметил, что говорить об экстравертах или интровертах было просто приближением, описанием чьих-то общих, привычных склонностей. Чтобы глубже понять, как он использовал эти термины, мы должны отметить, что он в первую очередь использовал их для обозначения не поведения или социальной беглости, и даже не общих тенденций интереса или внимания, а скорее характерных операций психологических функций: т. е. то, как мы воспринимаем окружающий мир и организуем его в своем сознании.
Юнг разделил психическую организацию на четыре необходимые, достаточные функции, которые позволяют нам понимать мир. Чтобы понять любую вещь, нам нужно знать , что это , что это , что это стоит для нас , и его горизонты или возможности. Они соответствуют функциям восприятия, мышления, чувства и интуиции соответственно: две иррациональные или воспринимающие функции (ощущение и интуиция) и две рациональные или функции суждения (мышление и чувство). Каждая из этих функций, в свою очередь, может быть организована преимущественно в экстравертном или интровертном направлении: направлена в большей степени на внешнюю реальность или на архетипы.
Я буду определять и исследовать четыре функции и их операции в последующих постах, но, надеюсь, это поможет вам лучше понять понятия Юнга об экстраверсии и интроверсии. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на внешних действиях, Юнг интересовался самыми основными операциями психики: как течет энергия, как мы активны в восприятии и осмыслении мира и так далее. Таким образом, личность была не высокоуровневым усреднением нашего поведения, а скорее следствием нашего фундаментального способа существования и ориентации в мире.
Прочитайте следующую часть этой серии здесь: Типы функций Юнга: 16 способов существования в мире .
Ссылки
Коста, П. Т., и МакКрей, Р. Р. (1992). Нормальная оценка личности в клинической практике: Опросник личности NEO. Психологическая оценка , 4 (1), 5.
Юнг, К. Г. (1971). Психологические типы (RFC Hull, Trans. 2-е изд. Vol. VI). Принстон, Нью-Джерси: Издательство Принстонского университета.
Основные секреты психотерапии: типология Юнга, эвдемонология и неуловимое искусство счастья К.Г. Юнг в своей ставшей уже классической работе «
психологических типа » (1921). Люди иногда удивляются, узнав, что текст Юнга является основой для популярного Индикатора типов Майерса-Бриггса (MBTI) и менее известных Теста Грея-Уилрайта и Описи развертывания типов Зингера-Лумиса (SL-TDI). Хотя эти юнгианские системы типового тестирования могут быть интересны — формулируя сложные перестановки интроверсии, экстраверсии, чувства, мышления, ощущения, интуиции, суждения и восприятия — как практикующий глубинный психолог, я всегда находил основные понятия Юнга о интроверсия и экстраверсия считаются наиболее клинически и концептуально полезными.Традиционно, поскольку мы в западной культуре склонны придерживаться более экстравертной ориентации в жизни (по сравнению, например, с Индией и Азией), интроверты долгое время предвзято воспринимались как эгоистичные, нарциссические, патологически застенчивые или даже психотики.
Если, как предполагает автор поп-музыки и консультант по отношениям Джон Грей (1992), мужчины и женщины, по-видимому, с разных планет, то интроверты и экстраверты должны быть из разных солнечных систем. В то время как мужчина и женщина, являющиеся как экстравертными, так и интровертными типами, склонны, несмотря на их психобиологические гендерные различия, сходиться во взглядах и разделять схожие ценности, экстравертный мужчина и интровертная женщина должны соединять не только свою противоположную сексуальную психологию, но и свою типологию.
. (См. мой предыдущий пост.) Эта поляризующая комбинация или тип и пол могут представлять почти непреодолимые различия. Даже два человека одного пола, но противоположной типологии, имеют свою работу для них. Противоположности притягиваются и могут дополнять друг друга. Но они обычно также являются причиной путаницы, конфликтов и постоянного испуга.Например, жена может быть экстравертным типом, желая постоянно выходить в мир, иметь приключения, встречаться с людьми и т. д. Ее муж, с другой стороны, интроверт, для которого все это не представляет большого интереса. . Ему ничего не хочется, кроме как остаться дома и думать, читать, созерцать, мечтать. Его интровертное отношение ценит внутреннюю жизнь выше внешней; ее внешнее над внутренним. Его либидинозная энергия направлена внутрь, а ее направлена наружу. Вы видите, как это может нанести серьезный ущерб отношениям? Особенно когда ни одна из сторон не понимает, откуда исходит другая, с типологической точки зрения.
Вот быстрый, простой и, по моему опыту, довольно точный способ определить вашу собственную типологию: Когда вы чувствуете себя подавленным, напряженным, выгоревшим, усталым, подавленным, опустошенным или истощенным, что вы делаете (или хотите делать) чтобы чувствовать себя лучше? Что лучше всего подходит для перезарядки вашей психологической или духовной батареи? Как правило, на этот вопрос можно ответить двумя способами. Что у тебя? Обратите внимание на это сейчас. Мы скоро вернемся к этому.
Для Юнга было по существу два типа людей: интроверты и экстраверты . (См. мой предыдущий пост.) Это были термины Юнга, для которых он дает конкретные определения. Хотя его термин интроверсия сегодня широко используется как синоним застенчивости, интроверсия не обязательно является застенчивостью. Но существует тесная связь между застенчивостью и интроверсией, которую Юнг считал (и я полностью согласен) в значительной степени врожденной тенденцией. (Это сильно противоречит сообщению здесь о застенчивости, утверждающей, что врожденное влияние незначительно или вообще отсутствует!) Интроверсия — это обращение внутрь, к внутреннему миру идей, чувств, фантазий, интуиций, ощущений и других аспектов субъективного опыта. Интровертный тип находит большую часть своего смысла и удовлетворения не во внешнем мире людей, предметов, вещей, достижений, а во внутренней жизни, во внутреннем мире.
Интровертам обычно трудно общаться с внешним миром. Экстраверты имеют равные проблемы с вниманием к внутреннему миру. И оба сопротивляются этому, что часто становится хронической, привычной моделью избегающего поведения. Глубинная психология и особенно юнгианский анализ подчеркивают важность понимания, принятия и уважения собственной типологии. Также может быть полезно рассмотреть типологию значимых других: супругов, любовников, друзей, родителей, братьев и сестер, коллег и т. д. Центральным положением Юнга о типологии является то, что наш конкретный психологический тип является мощной линзой, через которую мы смотрим на жизнь. и определяет, как мы видим, относимся к реальности и интерпретируем ее. Что действительно поразительно, так это то, насколько принципиально и диаметрально различаются экстравертный и интровертный типы! По самой своей природе это радикально различные способы бытия-в-мире, противоположные отношения к жизни.
Конечно, ни один человек не является полностью интровертным или экстравертным. Это два крайних полюса в континууме, который мы все занимаем. Большинство из нас склоняются к экстравертной ориентации, помещая истинных интровертов в статистическое меньшинство в большинстве вестернизированных культур. Действительно, в нашей культуре интроверсию часто клеймят, патологизируют и считают ненормальной. Когда интроверсия крайне односторонняя, она может перейти в патологическую застенчивость, социофобию, шизоидную личность, аутизм или даже психоз: полную отстраненность или диссоциацию от внешней реальности. Крайняя экстраверсия может проявляться в компульсивной активности, трудоголизме, мании и аддиктивном поведении (например, сексуальной зависимости), служащем цели избежать интроверсии или саморефлексии любой ценой. Некоторый ритмический баланс между интроверсией и экстраверсией необходим для психического здоровья. Интроверсия и экстраверсия, по-видимому, являются врожденными темпераментами или личностными чертами, которые могут находиться под влиянием окружающей среды.
Теперь вернемся к тому маленькому тесту, который вы прошли ранее. Если вы ответили, что все, что вы хотите делать, чтобы заботиться о себе и заряжать свои батареи, это оставаться дома, читать книгу, принимать ванну, медитировать, слушать музыку и делать это в основном в одиночестве, вы, вероятно, склонны к интроверту. полюс. Вы, вероятно, как минимум на пятьдесят один процент интроверт. Как вы думаете, что говорит экстравертный тип? Вы, вероятно, более экстравертны, если дали типичный ответ: «Я хочу пойти куда-нибудь и побыть с людьми, пойти на вечеринку, сделать что-нибудь интересное». Видите ли, это то, что наполняет резервуар экстраверта, когда он пуст. Но для интроверта такая экстравертная деятельность, особенно когда он чувствует себя истощенным, представляет собой глубоко отвратительную перспективу. Как и перспектива самоанализа, тишины и уединения для экстраверта. Почему? Потому что, чтобы омолодить себя, восполнить свою энергию, интроверт должен интровертироваться. А экстраверт должен быть экстравертом. Это в их природе. Но также и потому, что все мы питаем первобытный страх и сопротивление бессознательному, или тому, что Юнг называл
Что происходит, когда кто-то либо не знает, какова его собственная типология, либо отвергает ее? Что делать, если вы не смогли ответить на вышеупомянутый вопрос, потому что вы еще не знаете, как перезарядить аккумулятор, не нашли то, что вам подходит?
Или знаешь, что могло бы обновить тебя, но никогда этого не делал? Когда интровертные типы пытаются жить как экстраверты, у них возникают проблемы, потому что они утратили связь со своим истинным интровертным я, восстанавливающей энергией основой своего существа. То же самое можно сказать и об экстравертных типах, которые, желая быть более «духовными» или созерцательными, отсекают себя от материального мира. Каждый из них потерял связь со своим пробным камнем. Совершенно верно, что идея Юнга о индивидуация — процесс становления более сбалансированным и целостным — требует от интровертных типов развития и интеграции того, что он считал своей «низшей функцией», своей экстраверсии; а для экстравертных типов развивать способность к интроверсии.Наша типология глубоко влияет на то, как мы одеваемся, укладываем волосы, украшаем наши дома, проводим свободное время, едим, спим (см. мой предыдущий пост), выбираем карьеру, водим машину, какие фильмы предпочитаем, наши оценка искусства, наши религиозные убеждения и то, как мы видим мир.