Забывание это в психологии: Забывание. Что такое «Забывание»? Понятие и определение термина «Забывание» – Глоссарий

забывание | это… Что такое забывание?

ТолкованиеПеревод

забывание

— процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. З. впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З. зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. интерференция) материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т. д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.

Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо, 1967), З. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), долговременная память (см. память долговременная) вечна, а З. происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту З. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов З. (см. эффект края).


Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.

забывание

— активный процесс, характерный постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала — потерей доступа к запомненному ранее материалу, невозможностью воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализуется в контексте решаемых задач. Особенно интенсивно оно происходит сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, обретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер. Второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при коих происходило запоминание, и применение особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала. Забывание впервые исследовал Г. Эббинхауз (1885), установивший временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп забывания зависит:

1) от объема запоминаемого материала;

2) от его содержания и степени его осознанности;

3) от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. интерференция) материала;

4) от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта, и пр.

Невозможность припомнить некий материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое содержание качественно изменяется и включается в опыт субъекта. Согласно интерференционным теориям, забывание являет собой следствие стирания следа памяти под влиянием интерференции проактивной и ретроактивной. Согласно Р. Аткинсону, память долговременная вечна, а забывание происходит так: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря чему активизируются соответственные поисковые наборы в хранилище памяти долговременной; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) приводят к эффекту забывания. Но и эта теория уязвима, ибо не объясняет всех феноменов забывания (

см. эффект края). В отечественной психологии перспектива создания психологической теории памяти, объясняющей феномены забывания, связана не с традиционной доктриной следов, а с представлением о памяти как действии в собственном смысле слова (см. память; запоминание).


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

забывание
Категория.

Мнемический процесс.

Специфика.

Невозможность воспроизвести или узнать то, что было усвоено. Заключается в прерывании доступа к запомненному ранее материалу. Забыванию подвергается прежде всего то, что не актуализируется в контексте решаемых задач. Наиболее интенсивно оно осуществляется сразу после окончания заучивания. При этом лучше всего сохраняется осмысленный и важный материала, приобретающий в процессе хранения более обобщенный и схематический характер, второстепенные детали забываются скорее. При определенных условиях наблюдается эффект обратимости процесса забывания. Так, воссоздание внешних и внутренних условий, при которых происходило запоминание, использование особых стратегий воспроизведения может приводить к восстановлению забытого материала.


Психологический словарь. И.М. Кондаков. 2000.

ЗАБЫВАНИЕ

(англ. forgetting) — один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа З. — торможение нервных связей, т. е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. З. зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в

деятельности. З. оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность — надежное средство борьбы с З.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов: 1) с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов — реминисценция; 2) наличие ошибочных воспроизведений специфического характера; 3) отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей воспроизведение от запоминания. В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З.

— результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.

По З. Фрейду, в основе З. лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом — стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства.

Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И. П. Павловым и А. А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П. И. Зинченко, решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т. П. Зинченко.)

Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)


Большой психологический словарь. — М.: Прайм-ЕВРОЗНАК. Под ред. Б.Г. Мещерякова, акад. В.П. Зинченко. 2003.

забывание

   ЗАБЫВАНИЕ (с. 226) — процесс, приводящий к утрате четкости и уменьшению объема закрепленного в памяти материала, невозможности воспроизвести, а в крайних случаях даже узнать то, что было известно из прошлого опыта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестает быть для человека существенным. Детали забываются скорее; обычно дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы. Материал, который закрепляется механически, без достаточного понимания, подвержен более быстрому забыванию.

   Наиболее распространенные объяснения забывания связаны с двумя гипотезами, впервые сформулированными немецкими психологами Г.Э.Мюллером и А.Пильцеккером в 1900 г. Согласно первой, забывание происходит потому, что процессы запоминания какого-либо нового материала (и вообще любая психическая активность) взаимодействуют (интерферируют) с уже имеющимися в памяти ассоциациями, что может их разрушить. Другая гипотеза предполагает ослабление ассоциаций с течением времени (эта гипотеза имеет относительно мало сторонников и подтверждается лишь при исследовании сенсорной памяти). Своеобразное толкование забывания было предложено в психоанализе, где оно рассматривается как результат работы специфических защитных механизмов, вытесняющих из сознания травмирующие впечатления. В отечественной психологии объяснение феноменов забывания связано главным образом с представлением о памяти как действии.

   Забывание может быть полным или частичным, длительным или временным. При полном забывании закрепленный материал не только не воспроизводится, но и не узнается. Частичное забывание материала происходит тогда, когда человек воспроизводит его не весь или с ошибками, а также тогда, когда только узнает, но не может воспроизвести. Длительное (полное или частичное) забывание характеризуется тем, что человеку на протяжении долгого времени не удается воспроизвести, припомнить что-либо. Часто забывание бывает временным, когда человек не сможет воспроизвести нужный материал в данный момент, но спустя некоторое время все же воспроизводит его. Временное забывание в физиологии объясняется торможением временных нервных связей, полное забывание — их распадом. И то и другое — результат отсутствия подкрепления этих связей.


Популярная психологическая энциклопедия. — М.: Эксмо. С.С. Степанов. 2005.

Забывание

Одна из общих идей психологии: утрата способности вспомнить или опознать ранее усвоенную информацию. Феномен забывания можно разделить на две широкие категории — полное забывание, когда информация фактически утрачивается, и забывание, зависящее от внешних стимулов, при котором фрагменты информации сохраняются в долговременной памяти, но остаются недоступными при попытках вспомнить ее. Вот некоторые главные объяснения феномена забывания:

Помехи: воспоминания искажаются либо в результате предыдущих событий (проактивная интерференция), либо в результате последующих событий (ретроактивная интерференция).

• Вытеснение: этот вид забывания обычно связан с мотивацией — люди неосознанно вытесняют мучительные или неосознанные воспоминания.

• Ошибки воспроизведения: в более современных объяснениях фсномена забывания подчеркивается важность различных стимулов в процессах забывания и воспомииания. Эти стимулы могут быть внутренними (например, психологическое или физиологическое состояние — стресс, алкогольное опьянение и т. д.) или контекстуальными (аспекты обстановки). Мы с большей вероятностью вспоминаем информацию, если восстанавливаем ее в том же состоянии и контексте, в каком она была получена первоначально. Это соображение крайне важно при выработке навыков обучения.


Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.

Игры ⚽ Поможем сделать НИР

Синонимы:

оставление

Антонимы:

запечатление, фиксация

  • заболевание психосоматическое
  • зависимость

Полезное


Забывание | Мир Психологии

ЗАБЫВАНИЕ

Забывание (англ. forgetting) — один из процессов в системе памяти, проявляющийся в невозможности (неспособности) припомнить или узнать, либо в ошибочном припоминании и узнавании. С т. зр. концепций ассоциативного научения, физиологическая основа забывания — торможение нервных связей, т.е. следов памяти (см. Проактивное торможение, Ретроактивное торможение). Основная закономерность З., установленная Г. Эббингаузом (1895), состоит в быстром его ходе непосредственно после заучивания и постепенном замедлении с течением времени. Забывание зависит также от содержания, объема материала, его эмоциональной окраски, частоты применения и статуса применения в деятельности. Забывание оказывается тем более глубоким, чем реже данный материал включается в деятельность субъекта. Включение материала в деятельность — надежное средство борьбы с З.

Еще со времен Эббингауза выдвигалась гипотеза о том, что З. естественный процесс постепенного угасания (англ. decay) следов памяти. Однако этому представлению противоречил ряд экспериментально установленных фактов:

  1. с течением времени иногда наблюдается не снижение, а, напротив, повышение в эффективности воспроизведения следов — реминисценция;
  2. наличие ошибочных воспроизведений специфического характера;
  3. отрицат. влияние на процесс воспроизведения всякой побочной деятельности, отделяющей Воспроизведение от запоминания.

В связи с этим нем. психологи Г. Мюллер и А. Пильцеккер (1900) высказали предположение о том, что З. — результат тормозящего влияния со стороны побочных интерферирующих воздействий, а не следствие постепенного угасания следов. Интерференция проявляется либо в потере информации под влиянием последующего поступления нового материала, либо в ошибках, вызванных конкуренцией мнемических следов. Ее действие обнаруживается как в кратковременной, так и в долговременной памяти.

По З. Фрейду, в основе забывания лежит мотив отрицания неприятных впечатлений, стихийное стремление к отпору представлениям, могущим вызвать тягостные переживания; этот механизм вытеснения (repression) основатель психоанализа сравнивает с рефлексом бегства при болезненных раздражениях. Фрейд полагает, что подобную т. зр., усматривающую в тревожащих воспоминаниях особую склонность подвергаться мотивированному забвению, следует учитывать во многих областях, напр. при оценке показаний свидетелей на суде. В народном эпосе, по мнению Фрейда, мы также сталкиваемся с подобным мотивом — стремлением вытравить воспоминания о том, что тягостно для национального чувства. Аналогичный мотив проявляется и в З. впечатлений детства у отдельного индивида. Концепция Фрейда имеет основания. Тот факт, что неприятные переживания вытесняются из памяти, перекликается с описанным в свое время И.П. Павловым и А.А. Ухтомским явлением запредельного торможения. Тем не менее в ряде более поздних работ, посвященных этой проблеме, не было получено однозначного результата. По мнению П.И. Зинченко, решение проблемы о связи З. с эмоциями невозможно достичь, если изучать влияние эмоций на З. в форме действия какой-то психической силы, оставляя в стороне изучение той деятельности, в которой и в силу которой эти чувства возникли (ее целей, задач, мотивов, конкретного содержания и результатов действий). (Т.П. Зинченко)

Добавление: Следует подчеркнуть, что в такой сложной системе процессов, хранилищ и собственно единиц хранения, как обыкновенная человеческая память, механизмов З. должно быть немало. Дело явно не огранивается лишь разнообразием, скажем, скоростей угасания следов в каждом из типов хранилищ. Исследования в современной когнитивной психологии поддерживают не только идею множественности хранилищ и множественности механизмов (причин и факторов) З., но также и идею характерных для каждого из хранилищ специфических механизмов З. Напр., в сенсорном регистре потеря информации обязана, прежде всего, быстрому угасанию следа; в долговременной памяти действуют механизмы вытеснения, интерференционного торможения и утраты ключей, или признаков, необходимых для поиска (и доступа к) нужной информации; в кратковременной памяти в дополнение к угасанию важную роль играет фактор переполнения и вытеснения старых элементов новыми. (Б. М.)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Забывание — процесс, характеризующийся постепенным уменьшением возможности припоминания и воспроизведения заученного материала. Забывание впервые исследовалось Г. Эббингаузом (1885), экспериментально установившим временную зависимость сохранения в памяти бессмысленного вербального материала. Последующие исследования показали, что темп З. зависит: от объема запоминаемого материала, от его содержания и степени его осознанности, от сходства запоминаемого и интерферирующего (см. Интерференция) материала, от степени значимости запоминаемого материала и включенности его в деятельность субъекта и т.д. Невозможность припомнить какой-либо материал не означает, что он совершенно забыт: забывается конкретная форма материала, но его значимое для субъекта содержание подвергается качественным изменениям и включается в опыт субъекта.

Согласно интерференционным теориям (Б. Андервуд, 1964; Д. Серасо, 1967), З. представляет собой следствие стирания следа памяти под влиянием проактивной и ретроактивной интерференции. По Р. Аткинсону (1968), долговременная память (см. Память долговременная) вечна, а З. происходит следующим образом: ключом для припоминания является выбор пробной (подсказывающей) информации, благодаря которому активизируются соответствующие поисковые наборы в хранилище долговременной памяти; неадекватный же выбор пробной информации и последующее неудачное Воспроизведение (поскольку задача припомнить большой объем материала порождает большие поисковые наборы) и приводят к эффекту З. Но и эта теория уязвима, так как не объясняет всех феноменов З. (см. Эффект края).

Словарь психиатрических терминов. В.М. Блейхер, И.В. Крук

нет значения и толкования слова

Неврология. Полный толковый словарь. Никифоров А.С.

нет значения и толкования слова

Оксфордский толковый словарь по психологии

Забывание

  1. Широкое значение: потеря способности вспоминать, узнавать или воспроизводить то, что было ранее усвоено. Это определение довольно прямое и отражает общее значение термина. Однако использование его в психологии имеет тенденцию обрастать различными нюансами, которые образуются из конкретных теоретических определений характера процессов, лежащих в основе забывания.
  2. В частности: в традиционных подходах к научению забывание рассматривается как ослабление ассоциативной связи. Это, как предполагается, вызывается или неподкреплением или действием различныхтормозящих или интерференционных процессов. См. здесь, например, торможение, проективная интерференция, ретроактивная интерференция.
  3. В психоаналитической теории забывание рассматривается как результат вытеснения. То есть считается, что воспоминания не утрачиваются, но, скорее, становятся труднодоступными для извлечения из памяти в результате действия защитных механизмов.
  4. В гештальт-теории Восприятие и научение считаются основывающимися на организации связных целостных структур, забывание рассматривается как результат нарушения структурированной памяти или интерференции. Материал утрачивается или потому, что закодированная структура не восстанавливается, или потому, что она так сильно «изменена» реорганизацией, что больше не распознается как оригинал.
  5. В современном когнитивном подходе утверждается существование трех типов памяти, каждый из которых имеет определенный гипотетический механизм забывания: (а) сенсорно-информационная память – очень непродолжительная, информация утрачивается в результате быстрых процессов нервного распада: (б) кратковременная память – система с ограниченным объемом, в которой материал сохраняется в результате повторения и утрачивается в результате распада следов, если повторение затруднено. В обоих этих типах забытый материал считается «ушедшим безвозвратно»; (с) долговременная память – теоретически неограниченная система памяти, содержащая все относительно хорошо закодированные и систематизированные знания. Когда информация «утрачивается» из этой памяти, обычно участвует механизм интерференции; забывание материала из долговременной памяти рассматривается, как неспособность отыскать этот материал в памяти.

предметная область термина

ЗАБЫВАНИЕ НАМЕРЕНИЙ (Forgotten intentions). Сфера исследования, для описания которой использовались характеристики психологической теории поля. Эксперименты студентки Курта Левина Г. В. Биренбаум показали, что намерение что-то сделать забывается, если оно замещается однородным действием.

ЗАБЫВАНИЕ В СТАРОСТИ (late-life forgetting) В обыденной психологии широко распространено мнение, что снижение мнемической функции свидетельствует о начале болезни Альцгеймера или сенильности. Ранняя диагностика, наряду с терапией и семейной поддержкой, может помочь пожилым людям со снижением памяти функционировать и справляться с задачами повседневной жизни в минимально ограничивающей обстановке. Первой задачей специалистов здравоохранения при обследовании пациента с жалобами на ухудшение памяти является установление того, свидетельствуют ли эти симптомы о развитии деменции или они являются результатом нормального когнитивного дефицита, обусловленного процессом старения. Даже при диагностике деменции (к-рая определяется Американской психиатрической ассоциацией как потеря интеллектуальных способностей в степени, нарушающей социальное или профессиональное функционирование) важно определить, является ли она обратимой. Если причина выявлена своевременно, нек-рые формы деменции оказываются обратимыми, поскольку деменция может быть следствием широчайшего спектра заболеваний и нарушений поведения. Мюриель Лезак указывает на то, что ухудшение памяти является некой точкой отсчета, с к-рой начинается дифференциация людей на людей с нормальным забыванием и на тех, кто не гарантирован от диагноза деменции.

Для различения нормального и патологического забывания Асенат Ларю описал два типа нарушения памяти. Первонач. они были обозначены как доброкачественная и злокачественная забывчивость старения. Доброкачественная забывчивость старения характеризуется нарушениями памяти, ограниченными забыванием относительно неважных фактов при сохранении способности вспомнить их через нек-рое время. Большинство забываемого материала относится к давнему прошлому, а не к недавним событиям; индивидуум обычно осознает, что его память ухудшилась, и в состоянии компенсировать это. Этот тип забывчивости нек-рым образом напоминает стереотип рассеянного профессора. Напротив, при злокачественной старческой забывчивости наблюдается искажение воспоминаний, снижение времени удержания в памяти и затруднения в воспоминании недавних событий. Кроме этого наблюдается дезориентировка в месте, времени и собственной личности. При поверхностном рассмотрении это представляется прямым и ясным разграничением типов забывчивости. Критики такого дихотомического подхода предполагают, что доброкачественная и злокачественная забывчивость старения являются скорее не отдельными состояниями, а точками на едином континууме.

Предпринимались попытки определить изменения в памяти, связанные с нормальным старением. В 1986 г. была образована рабочая группа Национального института психиатрии, задачей к-рой была н.-и. работа в этой области и распространение полученных данных. Эта рабочая группа опубликовала диагностические критерии того, что было названо соответствующим возрасту нарушением памяти — СВНП (аде-associated memory impairment, AAMI). Критерии СВНП предполагают наличие жалоб на нарушения памяти, осн. на ее постепенном ухудшении начиная с 50-летнего вoзраста у лиц, функционирующих на приемлемом интеллектуальном уровне (специально определяемом на основе критериев). Соответствие критериям СВНП устанавливается в тех случаях, когда обследуемые лица получают оценки, отклоняющиеся на минус одно стандартное отклонение (SD) от среднего, установленного для молодых взрослых по тестам памяти на недавние события. Кроме того, ряд критериев исключает соответствие индивидуума категории СВНП. Это — наличие деменции, алкогольной зависимости, депрессии, нек-рых неврологических и/или др. соматических заболеваний. Прием психотропных препаратов тж исключает соответствие диагностическим критериям. Утверждалось, что диагностическая категория СВНП предназначена для характеристики лиц позднего возраста, имеющих нарушения памяти, но не страдающих от неврологических нарушений. Предполагается, что СВНП представляет собой нормальное следствие старения у лиц позднего возраста.

Ричард Блэкфорд и Асенат Ларю высказывают сомнения касательно аспектов измерения СВНП. Они считают, что в рамках СВНП должно быть две категории: соответствующее возрасту нарушение памяти (age-consistent memory impairment) и старческая забывчивость (late-life forgetfulness). Критерием СВНП является выполнение 75% использованных тестов памяти — результат, попадающий в интервал 1 SD от средней величины, установленной для возраста обследуемого. Критерием старческой забывчивости является выполнение 50% или более данных тестов — результат, попадающий в интервал от 1 до 2 SD ниже среднего, установленного для такого возраста. Критерии исключения для каждой из этих субкатегорий неск. сходны с описанными выше для связанных с возрастом нарушений памяти. Все эти категории применимы к лицам в возрасте от 50 до 79 лет; лица 80 лет и старше не подлежат тестированию. См. также Болезнь Альцгеймера, Расстройства памяти Н. Эбелис

МОТИВИРОВАННОЕ ЗАБЫВАНИЕ — неспособность вспомнить определенные события в результате их вытеснения (см. Забывание). Согласно теории Фрейда, некоторые воспоминания обладают настолько высоким потенциалом тревожности, что их следует держать за пределами сознательного разума. Это объяснение в целом не имеет экспериментального подтверждения из-за серьезных этических проблем, связанных с подобными экспериментами.

ИНТЕНЦИОНАЛЬНОЕ ЗАБЫВАНИЕ

  1. Забывание в результате вытеснения. Здесь понятие интенциональный несколько скомпрометировано тем, что оно обычно несет коннотацию осознанности, в то время как подавление обозначает бессознательный процесс. См. интенция (1).
  2. Направленное забывание, забывание материала, следующее после инструкции это сделать. Это больная тема; она вызывает образы старой шутки об инструктировании кого-то не думать о карликовых слонах (см. парадоксальное предписание).

Аргумент, выдвигаемый специалистами, заключается в том, что такое интенциональное забывание может быть результатом того, что человек, руководимый таким образом, воздерживается от глубокого кодирования или обработки материала и не способен вспомнить это позже. См. здесь глубина обработки.

назад в раздел : словарь терминов  /  глоссарий  /  таблица

Забывание – Общая психология

Перейти к содержанию

Память

Цели обучения

  • Объясните ошибки кодирования и приведите примеры распространенных ошибок памяти, таких как быстротечность, рассеянность, блокировка, неверная атрибуция, внушаемость, предвзятость, настойчивость и помехи.
«У меня великолепная память на забывчивость», — пошутил Роберт Льюис Стивенсон. относится к потере информации из долговременной памяти. Мы все забываем такие вещи, как день рождения любимого человека, чье-то имя или куда мы положили ключи от машины. Как вы уже убедились, память хрупка, и забывание может быть неприятным и даже смущающим. Но почему мы забываем? Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим несколько точек зрения на забывание.

Ошибка кодирования

Иногда потеря памяти происходит до начала фактического процесса памяти, что является ошибкой кодирования. Мы не можем что-то вспомнить, если мы никогда не сохраняли это в нашей памяти. Это все равно, что пытаться найти в своем электронном ридере книгу, которую вы никогда не покупали и не скачивали. Часто, чтобы что-то запомнить, мы должны обращать внимание на детали и активно работать над обработкой информации (усиленное кодирование). Много раз мы этого не делаем. Например, подумайте, сколько раз в своей жизни вы видели пятицентовую монету. Можете ли вы точно вспомнить, как выглядит лицевая сторона пятицентовой монеты США? Когда исследователи Рэймонд Никерсон и Мэрилин Адамс (1979) задали этот вопрос, они обнаружили, что большинство американцев не знают, какой именно. Причина, скорее всего, в сбое кодирования. Большинство из нас никогда не кодируют детали никеля. Мы кодируем ровно столько информации, сколько нужно, чтобы отличить ее от других монет. Если мы не кодируем информацию, то ее нет в нашей долговременной памяти, поэтому мы не сможем ее запомнить.

Рисунок 1 . Можете ли вы сказать, какая монета (a), (b), (c) или (d) является точным изображением пятака США? Правильный ответ (с).

Ошибки памяти

Психолог Дэниел Шактер (Daniel Schacter, 2001), известный исследователь памяти, предлагает семь причин, по которым наши воспоминания подводят нас. Он называет их семью грехами памяти и подразделяет их на три группы: забывание, искажение и вторжение (табл. 1).

” The sin of “absentmindedness” is the “forgetting” type; it is described as “Forgetting caused by lapses in attention,” and the example is “Forget where your phone is.” The sin of “Blocking” is the “forgetting” type; it is described as “Accessibility of information is temporarily blocked,” and the example is “Tip of the tongue.” The sin of “Misattribution” is the “Distortion” type; it is described as “Source of memory is confused,” and the example is “Recalling a dream memory as a waking memory.” The sin of “Suggestibility” is the “Distortion” type; it is described as “False memories,” and the example is “Result from leading questions.” The sin of “Bias” is the “Distortion” type; it is described as “Memories distorted by current belief system,” and the example is “Align memories to current beliefs.” The sin of “Persistence” is the “Intrusion” type; it is described as “Inability to forget undesirable memories,” and the example is “Traumatic events.”»>
Таблица 1. Семь грехов памяти Шактера
Грех Тип Описание Пример
Быстротечность Забыть Доступность памяти со временем снижается Забыть события, которые произошли давно
Рассеянность Забыть Забывание, вызванное потерями внимания Забудьте, где ваш телефон
Блокировка Забыть Доступ к информации временно заблокирован Кончик языка
Неверная атрибуция Искажение Источник памяти перепутан Вызов воспоминаний о сне как воспоминаний наяву
Внушаемость Искажение Ложные воспоминания Результат наводящих вопросов
Смещение Искажение Воспоминания искажены текущей системой убеждений Приведение воспоминаний в соответствие с текущими убеждениями
Постоянство Вторжение Неспособность забыть нежелательные воспоминания Травматические события

Давайте посмотрим на первый грех ошибок забывания: , что означает, что воспоминания могут со временем исчезнуть. Вот пример того, как это происходит. Учитель английского языка Натана поручил своим ученикам прочитать роман «Убить пересмешника ». Натан приходит домой из школы и говорит маме, что ему нужно прочитать эту книгу на уроке. «О, мне понравилась эта книга!» она сказала. Натан спрашивает ее, о чем эта книга, и после некоторого колебания она отвечает: «Ну… . . Я знаю, что читал книгу в старшей школе, и я помню, что одну из главных героинь зовут Скаут, а ее отец — адвокат, но я, честно говоря, больше ничего не помню». Натан задается вопросом, действительно ли его мать читала книгу, и его мать удивлена, что она не может вспомнить сюжет. Здесь происходит разрушение хранилища: неиспользованная информация имеет тенденцию исчезать с течением времени.

В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз проанализировал процесс запоминания. Во-первых, он запомнил списки бессмысленных слогов. Затем он измерил, сколько он выучил (сохранил), когда пытался заново выучить каждый список. Он тестировал себя в разные периоды времени от 20 минут до 30 дней. Результатом является его знаменитая кривая забывания (рис. 2). Из-за порчи памяти средний человек теряет 50 % запоминаемой информации через 20 минут и 70 % информации через 24 часа (Эббингауз, 1885/19).64). Ваша память на новую информацию быстро ухудшается, а затем, в конце концов, выравнивается.

Рисунок 2 . Кривая забывания Эббингауза показывает, насколько быстро разрушается память для новой информации.

Вы постоянно теряете свой мобильный телефон? Вы когда-нибудь возвращались домой, чтобы убедиться, что выключили плиту? Вы когда-нибудь заходили в комнату за чем-то, но забывали, что это было? Вы, вероятно, ответили «да» хотя бы на один, если не на все из этих примеров, но не волнуйтесь, вы не одиноки. Мы все склонны совершать ошибку памяти, известную как рассеянность. Эти провалы в памяти вызваны перерывами во внимании или нашим сосредоточением на чем-то другом.

Синтия, психолог, вспоминает случай, когда она недавно совершила ошибку памяти .

Когда я проходил психологическую экспертизу по решению суда, каждый раз, когда я приходил в суд, мне выдавали временное удостоверение личности с магнитной полосой, которое открывало запертые двери. Как вы можете себе представить, в зале суда это удостоверение личности ценно и важно, и никто не хотел, чтобы оно было потеряно или его подобрал преступник. В конце дня я сдавал свое временное удостоверение личности. Однажды, когда я почти закончил осмотр, позвонили из детского сада моей дочери и сказали, что она больна и ее нужно забрать. Это был сезон гриппа, я не знал, насколько она больна, и я был обеспокоен. Я закончил оценку в течение следующих десяти минут, собрал свои инструменты и помчался в детский сад моей дочери. После того, как я забрал свою дочь, я не мог вспомнить, вернул ли я свое удостоверение личности или оставил его лежать на столе. Я сразу же позвонил в суд, чтобы проверить. Оказалось, что я сдал свое удостоверение личности. Почему я не мог этого вспомнить? (личное общение, 5 сентября 2013 г. )

Когда вы сталкивались с рассеянностью?

«Я только что пошел и посмотрел этот фильм под названием Обливион , и в нем был тот знаменитый актер. О, как его зовут? Он был во всех этих фильмах, таких как Побег из Шоушенка и Темный рыцарь трилогии. Я думаю, что он даже получил Оскар. О боже, я могу представить себе его лицо и услышать его характерный голос, но я просто не могу вспомнить его имя! Это будет беспокоить меня, пока я не вспомню!» Эта конкретная ошибка может быть настолько неприятной, потому что у вас есть информация прямо на кончике вашего языка. Вы когда-нибудь испытывали это? Если это так, вы совершили ошибку, известную как блокирует : вы не можете получить доступ к сохраненной информации (Рисунок 3).

Рисунок 3 . Блокировка также известна как феномен кончика языка (TOT). Память тут как тут, но вы, кажется, не можете ее вспомнить, точно так же, как не можете вспомнить имя этого очень известного актера, Моргана Фримена. (кредит: модификация работы Д. Миллера)

Теперь давайте рассмотрим три ошибки искажения: неверную атрибуцию, внушаемость и предвзятость. Неверная атрибуция происходит, когда вы путаете источник своей информации. Допустим, Алехандро встречался с Лючией, и они вместе смотрели первый фильм о Хоббите. Потом они расстались, и второй фильм «Хоббит» Алехандро посмотрел с другой. Позже в том же году Алехандро и Люсия снова вместе. Однажды они обсуждают, чем отличаются книги и фильмы о хоббитах, и Алехандро говорит Люсии: «Мне понравилось смотреть с тобой второй фильм и видеть, как ты вскакиваешь со своего места во время этой суперстрашной части». Когда Лючия ответила озадаченным, а затем сердитым взглядом, Алехандро понял, что совершил ошибку неправильной атрибуции.

Что делать, если кто-то стал жертвой изнасилования вскоре после просмотра телевизионной программы? Возможно ли, что жертва действительно могла обвинить в изнасиловании человека, которого она видела по телевизору, из-за неверной атрибуции? Именно это и произошло с Дональдом Томсоном.

Австралийский эксперт-очевидец Дональд Томсон выступил в прямом эфире на телевидении, где обсуждалась недостоверность памяти очевидцев. Позже он был арестован, поставлен в очередь и опознан жертвой как мужчина, изнасиловавший ее. Полиция предъявила Томсону обвинение, хотя изнасилование произошло в то время, когда его показывали по телевидению. Они отвергли его алиби, что он был на виду у телезрителей и в компании других участников дискуссии, включая помощника комиссара полиции. . . . В конце концов следователи обнаружили, что насильник напал на женщину, когда она смотрела телевизор — ту самую программу, в которой появился Томсон. В конце концов власти оправдали Томсона. Женщина перепутала лицо насильника с лицом, которое она видела по телевизору. (Баддели, 2004, стр. 133)

Вторая ошибка искажения — внушаемость. Внушаемость похожа на , так как она также связана с ложными воспоминаниями, но отличается. При неправильной атрибуции вы полностью самостоятельно создаете ложные воспоминания, что и сделала жертва в деле Дональда Томсона выше. Что касается внушаемости, то это исходит от кого-то другого, например, от терапевта или сотрудника полиции, задающего наводящие вопросы свидетелю во время допроса.

Рисунок 4 . Многие ветераны военных конфликтов невольно вспоминают нежелательные, неприятные воспоминания. (Фото: Министерство обороны США, фото сержанта ВВС США Майкла Р. Хольцворта)

Воспоминания также могут быть затронуты , что является окончательной ошибкой искажения. Schacter (2001) говорит, что ваши чувства и взгляд на мир могут фактически исказить вашу память о прошлых событиях. Существует несколько типов предубеждений: Стереотипные предубеждения включают расовые и гендерные предубеждения. Например, когда участникам исследования американцев азиатского и европейского происхождения был представлен список имен, они чаще неправильно помнили типичные афроамериканские имена, такие как Джамал и Тайрон, как связанные с профессией баскетболиста, и они чаще неправильно помнили типичных белых. такие имена, как Грег и Ховард, должны быть связаны с занятием политиком (Payne, Jacoby, & Lambert, 2004). Эгоцентрическая предвзятость связана с усилением наших воспоминаний о прошлом (Payne et al., 2004). Вы действительно забили победный гол в том большом футбольном матче или просто ассистировали? Предвзятость задним числом возникает, когда мы думаем, что результат был неизбежен постфактум. Это феномен «я всегда это знал». Реконструктивный характер памяти способствует искажению взгляда в прошлое (Карли, 19 лет).99). Мы помним ложные события, которые, кажется, подтверждают, что мы всегда знали исход.

У вас когда-нибудь в голове снова и снова звучала песня? Как насчет воспоминаний о травмирующем событии, о котором вы действительно не хотите думать? Когда вы продолжаете что-то вспоминать до такой степени, что не можете «выкинуть это из головы» и это мешает вам сосредоточиться на других вещах, это называется . Это седьмая и последняя ошибка памяти Шактера. На самом деле это сбой нашей системы памяти, потому что мы невольно вспоминаем нежелательные воспоминания, особенно неприятные (рис. 4). Например, однажды утром по дороге на работу вы стали свидетелем ужасной автомобильной аварии и не можете сосредоточиться на работе, потому что продолжаете вспоминать эту сцену.

В качестве альтернативы, некоторые воспоминания могут быть забыты, потому что мы намеренно пытаемся выбросить их из головы . Со временем, активно стараясь не вспоминать о событии, мы иногда можем успешно предотвратить восстановление нежелательных воспоминаний либо путем подавления нежелательных воспоминаний, либо путем создания отвлекающих мыслей (Anderson & Green, 2001). Представьте, что вы поскользнулись и упали в школьной столовой во время обеда, и все за соседними столиками смеялись над вами. Скорее всего, вы захотите не думать об этом событии и постараетесь не допустить, чтобы оно пришло вам в голову. Один из способов добиться этого — думать о других, более позитивных событиях, связанных с кафетерием. В конце концов, эта память может быть подавлена ​​до такой степени, что восстановить ее будет очень трудно (Hertel & Calcaterra, 2005).

Помехи

Иногда информация хранится в нашей памяти, но по каким-то причинам недоступна. Это называется интерференцией и бывает двух типов: и (рис. 5). Вы когда-нибудь получали новый номер телефона или переезжали на новый адрес, но сразу после того, как сообщали людям старый (и неправильный) номер телефона или адрес? Когда начинается новый год, не замечаете ли вы, что случайно пишете прошлый год? Это примеры упреждающего вмешательства: когда старая информация препятствует воспроизведению вновь полученной информации. Ретроактивное вмешательство происходит, когда информация, полученная совсем недавно, препятствует воспроизведению более старой информации. Например, на этой неделе вы изучаете психоаналитическую теорию Фрейда. На следующей неделе вы изучите гуманистическую точку зрения Маслоу и Роджерса. После этого у вас возникают проблемы с запоминанием части теории Фрейда, его психосексуальных стадий развития, потому что вы можете вспомнить только иерархию потребностей Маслоу.

Рисунок 5 . Иногда забывание вызвано неспособностью восстановить информацию. Это может быть связано с вмешательством, как ретроактивным, так и упреждающим.

Ссылка на обучение

Для дополнительного ознакомления посмотрите видео о психологии CrashCourse о запоминании и забывании.

Подумайте об этом

Какие из семи ошибок памяти, представленных Schacter, вы совершили? Приведите пример каждого из них.

Лицензии и атрибуты (Нажмите, чтобы развернуть)

Контент с лицензией CC, Оригинал

  • Модификация и адаптация, добавление туториала. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution
  • Забывая Интерактив. Автор : Джессика Трейлор для Lumen Learning. Предоставлено : Lumen Learning. Лицензия : CC BY: Attribution

Контент с лицензией CC, ранее опубликованный

  • Проблемы с памятью. Автор: : Колледж OpenStax. Расположен по адресу : https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/8-3-problems-with-memory. Лицензия : CC BY: Attribution . Условия лицензии : Скачать бесплатно по адресу https://openstax.org/books/psychology-2e/pages/1-introduction
  • Раздел о преднамеренном забывании воспоминаний и образов. Авторы : Николь Дудукович и Брайс Куль . Предоставлено : Нью-Йоркский университет. Расположен по адресу : http://nobaproject.com/textbooks/wendy-king-introduction-to-psychology-the-full-noba-collection/modules/forgetting-and-amnesia. Проект : Проект Ноба. Лицензия : CC BY-NC-SA: Attribution-NonCommercial-ShareAlike

License

General Psychology от OpenStax и Lumen Learning распространяется под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License, если не указано иное.

Поделитесь этой книгой

Поделиться в Твиттере

Забвение | Введение в психологию

Цели обучения

  • Изучение распространенных ошибок памяти (таких как быстротечность, рассеянность, блокировка, неверная атрибуция, внушаемость, предвзятость, настойчивость и помехи)
«У меня великолепная память на забывчивость», — пошутил Роберт Льюис Стивенсон. Забывание относится к потере информации из долговременной памяти. Мы все забываем такие вещи, как день рождения любимого человека, чье-то имя или куда мы положили ключи от машины. Как вы уже убедились, память хрупка, и забывание может быть неприятным и даже смущающим. Но почему мы забываем? Чтобы ответить на этот вопрос, мы рассмотрим несколько точек зрения на забывание.

Ошибка кодирования

Иногда потеря памяти происходит до начала фактического процесса памяти, что является ошибкой кодирования. Мы не можем что-то вспомнить, если мы никогда не сохраняли это в нашей памяти. Это все равно, что пытаться найти в своем электронном ридере книгу, которую вы никогда не покупали и не скачивали. Часто, чтобы что-то запомнить, мы должны обращать внимание на детали и активно работать над обработкой информации (усиленное кодирование). Много раз мы этого не делаем. Например, подумайте, сколько раз в своей жизни вы видели пятицентовую монету. Можете ли вы точно вспомнить, как выглядит лицевая сторона пятицентовой монеты США? Когда исследователи Рэймонд Никерсон и Мэрилин Адамс (1979) задали этот вопрос, они обнаружили, что большинство американцев не знают, какой именно. Причина, скорее всего, в сбое кодирования. Большинство из нас никогда не кодируют детали никеля. Мы кодируем ровно столько информации, сколько нужно, чтобы отличить ее от других монет. Если мы не кодируем информацию, то ее нет в нашей долговременной памяти, поэтому мы не сможем ее запомнить.

Рисунок 1 . Можете ли вы сказать, какая монета (a), (b), (c) или (d) является точным изображением пятака США? Правильный ответ (с).

Ошибки памяти

Психолог Дэниел Шактер (Daniel Schacter, 2001), известный исследователь памяти, предлагает семь причин, по которым наши воспоминания подводят нас. Он называет их семью грехами памяти и подразделяет их на три группы: забывание, искажение и вторжение (табл. 1).

” The sin of “Suggestibility” is the “Distortion” type; it is described as “False memories,” and the example is “Result from leading questions.” The sin of “Bias” is the “Distortion” type; it is described as “Memories distorted by current belief system,” and the example is “Align memories to current beliefs.” The sin of “Persistence” is the “Intrusion” type; it is described as “Inability to forget undesirable memories,” and the example is “Traumatic events.”»>
Таблица 1. Семь грехов памяти Шактера
Грех Тип Описание Пример
Быстротечность Забыть Доступность памяти со временем снижается Забыть события, которые произошли давно
Рассеянность Забыть Забывание, вызванное потерями внимания Забудьте, где ваш телефон
Блокировка Забыть Доступ к информации временно заблокирован Кончик языка
Неверная атрибуция Искажение Источник памяти перепутан Вызов воспоминаний о сне как воспоминаний наяву
Внушаемость Искажение Ложные воспоминания Результат наводящих вопросов
Смещение Искажение Воспоминания искажены текущей системой убеждений Приведение воспоминаний в соответствие с текущими убеждениями
Постоянство Вторжение Неспособность забыть нежелательные воспоминания Травматические события

Давайте посмотрим на первый грех ошибок забывания: быстротечность , что означает, что воспоминания могут со временем исчезнуть. Вот пример того, как это происходит. Учитель английского языка Натана поручил своим ученикам прочитать роман «Убить пересмешника ». Натан приходит домой из школы и говорит маме, что ему нужно прочитать эту книгу на уроке. «О, мне понравилась эта книга!» она сказала. Натан спрашивает ее, о чем эта книга, и после некоторого колебания она отвечает: «Ну… . . Я знаю, что читал книгу в старшей школе, и я помню, что одну из главных героинь зовут Скаут, а ее отец — адвокат, но я, честно говоря, больше ничего не помню». Натан задается вопросом, действительно ли его мать читала книгу, и его мать удивлена, что она не может вспомнить сюжет. Здесь происходит разрушение хранилища: неиспользованная информация имеет тенденцию исчезать с течением времени.

В 1885 году немецкий психолог Герман Эббингауз проанализировал процесс запоминания. Во-первых, он запомнил списки бессмысленных слогов. Затем он измерил, сколько он выучил (сохранил), когда пытался заново выучить каждый список. Он тестировал себя в разные периоды времени от 20 минут до 30 дней. Результатом является его знаменитая кривая забывания (рис. 2). Из-за порчи памяти средний человек теряет 50 % запоминаемой информации через 20 минут и 70 % информации через 24 часа (Эббингауз, 1885/19).64). Ваша память на новую информацию быстро ухудшается, а затем, в конце концов, выравнивается.

Рисунок 2 . Кривая забывания Эббингауза показывает, насколько быстро разрушается память для новой информации.

Попробуйте

Вы постоянно теряете свой мобильный телефон? Вы когда-нибудь возвращались домой, чтобы убедиться, что выключили плиту? Вы когда-нибудь заходили в комнату за чем-то, но забывали, что это было? Вы, вероятно, ответили «да» хотя бы на один, если не на все из этих примеров, но не волнуйтесь, вы не одиноки. Мы все склонны совершать ошибку памяти, известную как рассеянность. Эти провалы в памяти вызваны перерывами во внимании или нашим сосредоточением на чем-то другом.

Синтия, психолог, вспоминает, как недавно она совершила ошибку памяти рассеянность .

Когда я проходил психологическую экспертизу по решению суда, каждый раз, когда я приходил в суд, мне выдавали временное удостоверение личности с магнитной полосой, которое открывало запертые двери. Как вы можете себе представить, в зале суда это удостоверение личности ценно и важно, и никто не хотел, чтобы оно было потеряно или его подобрал преступник. В конце дня я сдавал свое временное удостоверение личности. Однажды, когда я почти закончил осмотр, позвонили из детского сада моей дочери и сказали, что она больна и ее нужно забрать. Это был сезон гриппа, я не знал, насколько она больна, и я был обеспокоен. Я закончил оценку в течение следующих десяти минут, собрал свои инструменты и помчался в детский сад моей дочери. После того, как я забрал свою дочь, я не мог вспомнить, вернул ли я свое удостоверение личности или оставил его лежать на столе. Я сразу же позвонил в суд, чтобы проверить. Оказалось, что я сдал свое удостоверение личности. Почему я не мог этого вспомнить? (личное общение, 5 сентября 2013 г.)

Когда вы сталкивались с рассеянностью?

«Я только что транслировал этот фильм под названием Обливион , и в нем был этот знаменитый актер. О, как его зовут? Он был во всех этих фильмах, таких как Побег из Шоушенка и Темный рыцарь трилогия. Я думаю, что он даже получил Оскар. О боже, я могу представить себе его лицо и услышать его характерный голос, но я просто не могу вспомнить его имя! Это будет беспокоить меня, пока я не вспомню!» Эта конкретная ошибка может быть настолько неприятной, потому что у вас есть информация прямо на кончике вашего языка. Вы когда-нибудь испытывали это? Если это так, вы совершили ошибку, известную как 9.0019 блокирует : вы не можете получить доступ к сохраненной информации (Рисунок 3).

Рисунок 3 . Блокировка также известна как феномен кончика языка (TOT). Память тут как тут, но вы, кажется, не можете ее вспомнить, точно так же, как не можете вспомнить имя этого очень известного актера, Моргана Фримена. (кредит: модификация работы Д. Миллера)

Теперь давайте рассмотрим три ошибки искажения: неверную атрибуцию, внушаемость и предвзятость. Неверная атрибуция происходит, когда вы путаете источник своей информации. Допустим, Алехандро встречался с Лючией, и они вместе смотрели первый фильм о Хоббите. Потом они расстались, и второй фильм «Хоббит» Алехандро посмотрел с другой. Позже в том же году Алехандро и Люсия снова вместе. Однажды они обсуждают, чем отличаются книги и фильмы о хоббитах, и Алехандро говорит Люсии: «Мне понравилось смотреть с тобой второй фильм и видеть, как ты вскакиваешь со своего места во время этой суперстрашной части». Когда Лючия ответила озадаченным, а затем сердитым взглядом, Алехандро понял, что совершил ошибку неправильной атрибуции.

Что делать, если кто-то стал жертвой изнасилования вскоре после просмотра телевизионной программы? Возможно ли, что жертва действительно могла обвинить в изнасиловании человека, которого она видела по телевизору, из-за неверной атрибуции? Именно это и произошло с Дональдом Томсоном.

Австралийский эксперт-очевидец Дональд Томсон выступил в прямом эфире на телевидении, где обсуждалась недостоверность памяти очевидцев. Позже он был арестован, поставлен в очередь и опознан жертвой как мужчина, изнасиловавший ее. Полиция предъявила Томсону обвинение, хотя изнасилование произошло в то время, когда его показывали по телевидению. Они отвергли его алиби, что он был на виду у телезрителей и в компании других участников дискуссии, включая помощника комиссара полиции. . . . В конце концов следователи обнаружили, что насильник напал на женщину, когда она смотрела телевизор — ту самую программу, в которой появился Томсон. В конце концов власти оправдали Томсона. Женщина перепутала лицо насильника с лицом, которое она видела по телевизору. (Баддели, 2004, стр. 133)

Вторая ошибка искажения — внушаемость. Внушаемость похожа на ошибочную атрибуцию , поскольку она также включает ложные воспоминания, но это другое. При неправильной атрибуции вы полностью самостоятельно создаете ложные воспоминания, что и сделала жертва в деле Дональда Томсона выше. Что касается внушаемости, то это исходит от кого-то другого, например, от терапевта или сотрудника полиции, задающего наводящие вопросы свидетелю во время допроса.

Рисунок 4 . Многие ветераны военных конфликтов невольно вспоминают нежелательные, неприятные воспоминания. (Фото: Министерство обороны США, фото сержанта ВВС США Майкла Р. Хольцворта)

Воспоминания также могут быть затронуты смещением , которое является окончательной ошибкой искажения. Schacter (2001) говорит, что ваши чувства и взгляд на мир могут фактически исказить вашу память о прошлых событиях. Существует несколько типов предубеждений: Стереотипные предубеждения включают расовые и гендерные предубеждения. Например, когда участникам исследования американцев азиатского и европейского происхождения был представлен список имен, они чаще неправильно помнили типичные афроамериканские имена, такие как Джамал и Тайрон, как связанные с профессией баскетболиста, и они чаще неправильно помнили типичных белых. такие имена, как Грег и Ховард, должны быть связаны с занятием политиком (Payne, Jacoby, & Lambert, 2004). Эгоцентрическая предвзятость связана с усилением наших воспоминаний о прошлом (Payne et al., 2004). Вы действительно забили победный гол в том большом футбольном матче или просто ассистировали? Предвзятость задним числом возникает, когда мы думаем, что результат был неизбежен постфактум. Это феномен «я всегда это знал». Реконструктивный характер памяти способствует искажению взгляда в прошлое (Карли, 19 лет).99). Мы помним ложные события, которые, кажется, подтверждают, что мы всегда знали исход.

У вас когда-нибудь в голове снова и снова звучала песня? Как насчет воспоминаний о травмирующем событии, о котором вы действительно не хотите думать? Когда вы продолжаете что-то вспоминать до такой степени, что не можете «выкинуть это из головы» и это мешает вам сосредоточиться на других вещах, это называется настойчивостью . Это седьмая и последняя ошибка памяти Шактера. На самом деле это сбой нашей системы памяти, потому что мы невольно вспоминаем нежелательные воспоминания, особенно неприятные (рис. 4). Например, однажды утром по дороге на работу вы стали свидетелем ужасной автомобильной аварии и не можете сосредоточиться на работе, потому что продолжаете вспоминать эту сцену.

В качестве альтернативы, некоторые воспоминания могут быть забыты, потому что мы намеренно пытаемся выбросить их из головы . Со временем, активно стараясь не вспоминать о событии, мы иногда можем успешно предотвратить восстановление нежелательных воспоминаний либо путем подавления нежелательных воспоминаний, либо путем создания отвлекающих мыслей (Anderson & Green, 2001). Представьте, что вы поскользнулись и упали в школьной столовой во время обеда, и все за соседними столиками смеялись над вами. Скорее всего, вы захотите не думать об этом событии и постараетесь не допустить, чтобы оно пришло вам в голову. Один из способов добиться этого — думать о других, более позитивных событиях, связанных с кафетерием. В конце концов, эта память может быть подавлена ​​до такой степени, что восстановить ее будет очень трудно (Hertel & Calcaterra, 2005).

Попробуйте

Помехи

Иногда информация хранится в нашей памяти, но по каким-то причинам недоступна. Это известно как вмешательство, и существует два типа: упреждающее вмешательство и ретроактивное вмешательство (рис. 8.17). Вы когда-нибудь получали новый номер телефона или переезжали на новый адрес, но сразу после того, как сообщали людям старый (и неправильный) номер телефона или адрес? Когда начинается новый год, не замечаете ли вы, что случайно пишете прошлый год? Это примеры упреждающее вмешательство : когда старая информация препятствует воспроизведению вновь полученной информации. Ретроактивное вмешательство происходит, когда недавно полученная информация препятствует воспроизведению старой информации. Например, на этой неделе вы изучаете память и узнаете о кривой забывания Эббингауза.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts