Зачем нужны жесты: Почему жесты нужны в публичных выступлениях? — Ораторика

Почему жесты нужны в публичных выступлениях? — Ораторика

Без содействия рук всякая речь слаба и недостаточна.
Квинтилиан

Участники моих тренингов часто говорят: «Я не знаю, куда деть руки. Я не знаю, что с ними делать». В результате мы видим: стоит оратор, говорит и не жестикулирует. Руки выступающего, от страха долгое время находятся в замке на уровне груди или внизу живота (поза футболиста), а у кого-то руки скрещены за спиной. Все это разные варианты защиты от аудитории. Когда оратор сильно волнуется, он хочет как-то спрятаться от аудитории, как-то защититься. Получается, так называемый, закрытый жест, закрытая поза. Оратору, может, и хорошо, он чувствует себя защищенным, а аудитория понимает, что оратор закрывается от нее, он не хочет или боится коммуницировать.

Многие спикеры боятся жестикулировать, потому что думают, наличие жестов – это некая суета, они боятся сделать слишком много жестов и выглядеть нелепо в глазах слушателей. За десять лет работы бизнес-тренером я видела максимум 5 человек, у которых был перебор жестов. При этом я часто вижу закрытые жесты, скованные руки или один и тот же жест, который монотонно повторяется в течение всего выступления и мельтешит перед глазами зрителей.

Что же дает оратору и что дает аудитории использование жестов?

1. Жесты удерживают внимание аудитории. Благодаря жестам можно расставлять акценты в речи и выделять важные смысловые куски.
В процессе выступления, когда оратор говорит, у аудитории активно включается слуховое восприятие. Зрительное восприятие аудитории не так активно вовлечено, лишь в тот момент, когда используются слайды. Но слайды являются дополнением к оратору. Главное действующее лицо — это сам оратор. При помощи рук можно удерживать внимание зрительного зала и расставлять речевые акценты, визуализировать информацию при помощи жестов.

2. Жесты — усиливают энергетику. Когда мы увлечены идеей, эмоционально заряжены, то в процессе рассказа жесты рождаются сами. Появляется потребность выразить себя в жесте. Зачастую в публичных выступлениях, у кого-то от страха исчезают жесты, а кто-то вообще, в силу темперамента, не использует это выразительное средство. Что делать, если нужно поднять энергетику перед выступлением и зарядить энергией зал? Ведь стоит заметить, что все великие ораторы умели заряжать, вдохновлять и убеждать аудиторию. Для этого нужна энергия!!! Где её взять? Да, есть разные способы.

Упражнение 1.

Попробуйте проделать в пространстве пять разных жестов. Например, несколько раз оттолкнуть что-то или кого-то воображаемого, несколько раз попросить что-то при помощи жестов, хватать что-то, прощаться, дарить, обнимать, звать, ударять, раскрываться и т.д. Вскоре вы почувствуете себя эмоционально разогретым. Работая с телом, мы меняем и эмоциональное состояние. Как говорил великий русский актер М. Чехов: «Не можешь рассердиться, топни ногой, и чувство гнева появится внутри».

Упражнение 2.

Теперь возьмите какую- нибудь фразу, например отрывок из монолога «Хлопуши» ( одна из лучших ролей Высоцкого): «Пропустите, пропустите меня к нему, я хочу видеть этого человека». Произнесите фразу, соединяя её с жестом. Сначала всю фразу положите на жест отталкивать, потом произнесите фразу с жестом просить, хватать, используйте разные жесты. Вы увидите, когда меняются жесты, меняется эмоциональное наполнение и интонации голоса, меняется способ воздействия на аудиторию. Жесты наилучшим образом раскачивают энергетику.

Жесты также дают оратору состояние уверенности. Проследите в процессе жестикуляции, где у вас находятся локти. Я довольно часто вижу, если оратор напуган, то локти от страха «прилипают» к телу, потому что в состоянии страха так и хочется сжаться. Пойдите от противного – займите руками больше места. Между локтями и телом должен быть воздух, пространство. Получается, что вы раскрываетесь телесно, а от этого внутри появляется больше уверенности и свободы.

3. Жестикуляция при разговоре делает работу мозга более эффективной. Учеными давно установлено, что в двигательной области коры головного мозга проекция кистей рук чрезвычайно близка к речевой моторной зоне (зоне Брока). Жестикулируя, мы возбуждаем соответствующий отдел головного мозга, это возбуждение переходит на соседнюю область, отвечающую за речь. Жестикулируя, мы помогаем себе мыслить в процессе публичного выступления.

Эксперименты, проведенные психологами в университете Чикаго с участием почти ста взрослых и детей, показали, что жестикуляция, при объяснении математической задачи, облегчает для самого объясняющего запоминание списка цифр и букв. В эксперименте сравнивались результаты при объяснениях, сопровождаемых жестами, и при «неиллюстрированных» объяснениях.

Упражнение 3.

На тренинге по риторике я использую жестовую разминку, которая активизирует руки участников. Ведь очень многие участники плохо чувствуют свои руки. Благодаря разминке палитра жестов увеличивается. Появляется выразительность жестов. Попробуйте использовать иллюстративные жесты. В качестве тренировки расскажите историю, при этом руками показывая все то, о чем вы говорите. Сначала жестов будет очень много. Пусть это не пугает вас. Из этого многообразия потом можно отобрать лучшее. Важно приучить свои руки работать в процессе речи. Затем вы научитесь делать отбор жестов, подчеркивая главные мысли в речи.

Таким образом, жесты удерживают внимание аудитории, раскачивают энергетику и активизируют работу мозга. Увереннее используйте это выразительное средство!

© Анна Каракаева

Язык жестов. Зачем мы машем руками, когда говорим, и как это помогает нам думать

Разговаривая, мы машем руками, даже если говорим по телефону и собеседник нас не видит. Как это помогает нам думать, а другим — лучше понимать нас, рассказывает сотрудник отделения теоретической и прикладной лингвистики филологического факультета МГУ Юлия Николаева.

— Какие жесты мы используем в речи?

— C речью сочетаются эмблематические жесты и спонтанная жестикуляция. Значение эмблематических жестов условно: чтобы понять жест «ОК», нужно знать, что он означает. Крайнее проявление таких условных знаков — язык глухих, в нем есть даже синтаксис — знаки сочетаются по правилам, как слова в обычном языке.
Спонтанной жестикуляцией мы пользуемся, когда разговариваем с маленьким ребенком или с иностранцем: даже не понимая ни слова, мы общаемся жестам. Такие жесты встречаются и в обычном разговоре: их в сотни раз больше, чем устоявшихся жестов-эмблем. Это новая и слабо изученная область лингвистики.

Специальный представитель генерального секретаря НАТО по Кавказу и Центральной Азии Джеймс Аппатурай во время пресс-конференции. Фото: ИТАР-ТАСС/ Владимир Астапкович

— Речь идет о жестах рук?

— Да. Григорий Крейдлин, автор основных русскоязычных работ о жестах, отмечал, что около 90% спонтанных жестов в разговоре делается руками. Казалось бы, у нас есть глаза, брови, голова. Почему так важны руки? Английский исследователь Уильям Стоуки предположил, что дело в происхождении речи. Первоначально люди подавали друг другу сигналы руками, а когда это стало неудобным, начали использовать голос, и жесты отошли на второй план.

— Зачем мы машем руками руками при разговоре?

— Жестикуляция помогает говорящему оформить сложные идеи и наглядно передать их собеседнику. Эксперименты американских психологов Марты Алибали и Сьюзен Голдин-Мидоу показали, что дети объясняют новые понятия с помощью рук. Маленький ребенок не знает слова «объем», но может объяснить, почему в одном стакане песка больше, чем в другом, — покажет руками.
Другой американский исследователь жестов Дэвид Макнилл наблюдал за математиками. Когда им нужно проиллюстрировать абстрактное понятие, например график функции, они рисуют его руками в воздухе.
Жесты полезны на этапе, когда мысль уже сформирована и осталось выразить ее вслух. Когда человек не может подобрать нужное слово, жестикуляция уменьшает количество речевых сбоев: движения рук помогают вспомнить слово или выбрать похожее.

Актер, режиссер и художник Сильвестр Сталлоне во время пресс-конференции. Фото: ИТАР-ТАСС/ Юрий Белинский

— Помогают ли жесты говорящего тому, кто слушает?

— Жесты — это информация. Человек говорит: «Машина ехала вот так, а я сижу, смотрю вон туда» — и активно показывает в нужных местах руками. Слушатель его понимает.
Дэвид Макнилл наблюдал, как люди воспринимают жесты, когда они противоречат словам. Если сказать: «Кот погнался за птичкой», но показать руками, как птичка напала на кота, собеседник скорее воспримет то, что увидел, а не то, что услышал.
Только треть того, что мы понимаем из разговора, приходится на вербальную информацию. Остальное передается тоном голоса, мимикой, движениями. Жесты структурируют общение. Движения рук, поза, взгляд — по ним можно понять, надо ли начинать разговор, кому сейчас говорить, не пора ли закончить.

— Почему некоторые люди жестикулируют больше других?

— Это может зависеть от врожденного темперамента или от окружения: мы подражаем друг другу, учимся вести себя так, как люди вокруг нас. Жестикуляция зависит от ситуации, в которой происходит общение. Человек машет руками, когда разговаривает с другом, которого давно не видел. А если он на формальной встрече, где все в костюмах и галстуках, жестикуляции меньше.
Британский исследователь жестов Адам Кендон выдвинул гипотезу экономии коммуникации. Выбирая между словами и жестами, говорящий оценивает, что ему удобнее и какое впечатление он произведет на слушающего: если у человека нет времени, чтобы выразить свою мысль словами, он прибегает к жестам и мимике.

Актриса Анна Чурина на церемонии закрытия 35-го Московского международного кинофестиваля. Фото: ИТАР-ТАСС/ Алексей Панциков

— Есть ли подобные «коммуникативные» жесты у животных?

— Животные используют жесты-символы: собака машет хвостом, когда радуется, кошка — когда злится, проигравший в поединке волк переворачивается, подставляя горло.
Шимпанзе даже учат языку глухих. Обезьяна может использовать эти жесты в переносном смысле так же, как человек: например, назвать экспериментатора, который не дал ей банан, «грязным». Но, насколько я знаю, животные не используют жесты, значение которых зависит от ситуации. Предполагаю, что животным не нужны сложные понятия, которые помогала бы выражать спонтанная жестикуляция.

 Екатерина Боровикова

Теги

Российская наукаЛингвистика

Почему важны жесты рук

Наши руки всегда умели говорить. Даже без высокоразвитых нюансов языков жестов правильный жест может пригласить возлюбленного, оттолкнуть врага и выразить замешательство или волнение. Помимо многих общепонятных жестов, таких как средний палец, мы также используем руки более расплывчато, чтобы выражать более сложные понятия во время разговора. Но как эти жесты влияют на нашу речь и общение в целом?

«Хорошо известно, что жесты предшествуют речи во многих отношениях, а также предсказывают речь», — говорит Пилар Прието, лингвист из Университета Помпеу Фабра в Барселоне. В последние годы она и ее коллеги провели несколько экспериментов по использованию жестов, чтобы определить их значение в общении, а также их развитие у детей.

Задержанное выражение

В одном исследовании, недавно опубликованном в Speech Communication, Прието и ее коллеги взяли 20 итальянских женщин-добровольцев в возрасте 20 лет и попросили их описать комикс. В одном эксперименте их попросили сесть на руки, чтобы они не могли жестикулировать. В другом контроле у ​​них не было ограничений на оружие.

Прието и ее коллеги записали интервью, а затем проанализировали их речь — подсчитали количество слов, которые они использовали, скорость, с которой они говорили, длину их описаний, пауз, самоисправлений, повторений, вставок или прерываний и тон и интенсивность их голосов.

Они обнаружили, что у участников, которые с самого начала используют минимум жестов руками, потеря способности делать жесты руками не повлияла на их беглость речи, акустические характеристики или воспроизведение речи. Но как только эти участники были исключены, исследователи обнаружили, что те, кто много жестикулировал при обычном разговоре, говорили по-другому без использования рук.

«Вы хуже говорите, говорите меньше и менее креативно», — говорит Прието.

В другом исследовании исследователи поступили наоборот. Они призвали 20 носителей итальянского языка рассказать историю, побуждая их использовать жесты в одном состоянии и не поощряя их в другом. В этом эксперименте они обнаружили, что люди, которых поощряли к жестикуляции, использовали в своих рассказах большее количество слов, а также были живее в своей речи.

Жесты развития

В этом исследовании Frontiers in Psychology Прието и ее коллеги заглянули в корень нереферентных жестов, которые были изучены не так хорошо, как референтные жесты.

Референтные жесты используются для указания на что-то конкретное, например, когда вы изображаете шар, описывая его, или указываете рукой, сколько снега лежит на земле. Нереферентные жесты больше похожи на язык тела и не обязательно относятся к какой-то конкретной вещи.

Но исследователи хотели лучше понять, как это работает, особенно с нереферентными жестами. Коллега Прието Ингрид Вила-Хименес, в настоящее время работающая в Университете Жироны в Испании, провела более раннее исследование, чтобы проанализировать, могут ли они помочь развитию языковых способностей детей, если они начнут обучать детей использовать жесты в раннем возрасте. Исследователи обнаружили, что изучение жестов может помочь ускорить развитие речи и рассказывание историй. Но они хотели больше доказательств того, почему это могло происходить.

Исследователи провели такой же эксперимент, как и со взрослыми, дав пяти- и шестилетним детям анимацию и попросив их рассказать историю о том, что происходит на картинках. Два года спустя исследователи повторили упражнение с теми же детьми, записав видео и проанализировав различные компоненты их речевых паттернов и жестов.

Команда обнаружила, что к пяти годам дети уже используют в своей речи нереферентные жесты. К тому времени, когда они стали на два года старше, они намного чаще использовали эти жесты в своих описаниях. Они также производили нереферентные жесты чаще, чем референтные — подобно взрослым, которые почти не производят референтных жестов во время разговора.

Джулия Флорит-Понс, доктор философии. студент Университета Помпеу Фабра, говорит, что эти жесты использовались, чтобы помочь продвинуть беседу вперед и показать, что они понимают, что слушатель находится на той же странице, что и они.

«Мы считаем, что эти способности каким-то образом связаны с более когнитивными или прагматическими способностями», — говорит Флорит-Понс, добавляя, что когнитивные способности, указывающие на то, что вы знаете, что другой человек понимает вас, растут с возрастом.

Важность жестов

Лорен Лоури
Hanen Сертифицированный SLP и клинический штатный писатель

Возможно, вас удивит, что речевые патологи много думают о жестах. Слова «язык речи» в названии нашей работы иногда создают впечатление, что мы сосредоточены на том, как дети выражают себя вербально. Однако очень важная часть развития общения происходит задолго до того, как ребенок скажет свое первое слово, — это развитие жестов.

Ниже вы найдете ответы на вопросы, которые родители часто задают о жестах.

Когда следует ожидать, что мой ребенок начнет использовать жесты?

Дети могут начать использовать жесты уже в возрасте 8 или 9 месяцев. Вот некоторые важные вехи в развитии жестов [1,2]:

  • Примерно в 10 месяцев дети начинают обращать внимание или указывать на предметы или события
    первые дети учатся показывать (показывая объект), затем дать (предоставив предмет кому-либо) и, наконец, указать (на конкретный предмет, место или событие) [3]. Эти типы жестов используются до того, как дети начинают говорить.
  • В возрасте от 9 до 13 месяцев дети начинают просить, используя жесты
    , такие как протягивание с помощью открывающего и закрывающего хватательного движения, кладя руку взрослого на предмет и тяня руку взрослого к желаемому предмету или действию .
  • Прежде чем ребенок может сказать 25 слов, у него обычно вырабатываются некоторые «знаковые» жесты

    эти жесты демонстрируют значение слова, которое они обозначают. Выдувание, чтобы обозначить пузыри, или взмахивание руками, чтобы изобразить птицу, являются примерами знаковых жестов. Некоторые знаковые жесты характерны для определенных культур, например, поднятый вверх большой палец означает «хорошая работа».
  • В возрасте от 12 до 18 месяцев дети редко используют жесты и слова одновременно
  • Примерно в 18 месяцев дети начинают сочетать жесты и слова

    Жесты, которые использует ребенок, еще до того, как он произнесет свое первое слово, многое говорят нам о том, как продвигается его коммуникативное развитие.

    сначала, когда дети используют жест и говорят слово одновременно, и жест, и слово означают одно и то же (например, ребенок указывает на собаку и говорит «собака»). Вскоре после этого дети используют жест и говорят слово одновременно, но жест и слово означают
    разные вещи
    (например, ребенок указывает на собаку и говорит «большой»). Когда ребенок начинает использовать жесты вместе со словом, но жест имеет отличное от слова значение, это обычно означает, что ребенок вскоре начнет сочетать слова.

Итак, вы видите, что жесты, которые использует ребенок, еще до того, как он произнесет свое первое слово, многое говорят нам о том, как продвигается его коммуникативное развитие.

Если я буду поощрять жестикуляцию своего ребенка, не помешает ли это развитию его речи?

Нет, не будет. Наоборот!

Существует тесная связь между жестами и речью в развитии коммуникации. Мало того, что жесты используются до устной речи, но исследования показали, что использование жестов предсказывает, когда появятся определенные языковые вехи. Например [2, 4]:

  • Дети, которые производят больше жестов в раннем возрасте, в более позднем возрасте имеют более обширный словарный запас.
  • Ребенок, который указывает на объект или показывает его, скорее всего, выучит слово, обозначающее этот объект, в течение 3 месяцев.
  • Дети сначала объединяют жесты со словами, а затем соединяют слова вместе.
  • Дети, которые часто сочетают жесты и слова, имеющие различных значений (например, указывают на собаку и говорят «большой») в раннем возрасте, через несколько лет, скорее всего, будут использовать относительно сложные предложения.
  • Использование жестов детьми предсказывает их способность рассказывать истории позже.
  • Дети с задержкой экспрессивной речи лучше овладевают речью, когда их родители используют жесты и слова одновременно во время взаимодействия с ребенком.

Таким образом, жесты и речь идут рука об руку. Поощряя жесты, вы способствуете общему развитию общения вашего ребенка. Жесты дают ребенку возможность выразить себя до того, как он сможет это сделать вербально. И когда ребенок использует жест, его слушатели реагируют, говоря что-то о том, что он сообщил, предоставляя язык, на котором он может учиться.

Как я могу помочь моему ребенку использовать жесты?

Существует множество способов стимулировать использование жестов вашим ребенком [4]: ​​

  • Показывать или держать предметы в повседневном общении с ребенком.
  • Используйте жесты, демонстрирующие значение слова («иконические» жесты) — Наиболее полезными иконическими жестами для изучения слов являются те, которые показывают форму или функцию объекта [4]. Например, держать руки в форме мяча, когда вы говорите «мяч», или делать броски, когда вы говорите «мяч», — это полезные жесты.
  • Обязательно используйте жест и слово
    одновременно.
    – Это помогает закрепить значение слова для вашего ребенка.
  • Использование простых жестов во время разговора с ребенком в течение дня поможет развить его коммуникативные навыки.

    Когда ваш ребенок использует жест, подтвердите его , скопировав его и произнеся слово, соответствующее жесту.
  • Сделайте жесты частью повседневного общения с ребенком — Для использования жестов с ребенком не требуется специального времени или места. Использование простых жестов во время разговора с ребенком в течение дня поможет развить его коммуникативные навыки.

Должен ли я учить своего ребенка жестам?

Приведенная выше информация относится к естественным жестам, а не к языку жестов. Для большинства детей нет никакой дополнительной пользы в обучении специально разработанным детским жестам [5]. Некоторые группы детей, например дети с синдромом Дауна, получают пользу от воздействия знаков. Но большинству маленьких детей очень помогают указания и жесты, демонстрирующие значение слова. Для получения дополнительной информации о детских знаках прочитайте нашу статью «Имеет ли значение детский жест?»

Что делать, если мой ребенок не использует жесты?

Если вас беспокоит развитие вашего ребенка, и он не выполняет ожидаемые вехи жестов, поговорите с логопедом или лечащим врачом вашего ребенка. Вы также можете прочитать «Когда следует обращаться за помощью?» для списка нескольких вех коммуникации.


Ссылки
  1. Capone, NC & McGregor, KK (2004). Развитие жестов: обзор клинической и исследовательской практики.
    Журнал исследований речи, языка и слуха
    , 47, 173-186.
  2. Голдин-Медоу, С. (2015). Жест как окно в коммуникативные способности: последствия для диагностики и вмешательства. Перспективы изучения языка и образования , 22, 50-60.
  3. Мастроджузеппе, М., Капирчи, О., Кува, С. и Венути, П. (2015). Жестовая коммуникация у детей с расстройствами аутистического спектра во время взаимодействия матери и ребенка. Аутизм , 19(4), 469-481.
  4. Капоне Синглтон, Н. и Сакс, Дж. (2015). Ввод жестов совместной речи как поддержка изучения языка у детей с ранней задержкой речи и без нее. Перспективы изучения языка и образования , 22, 61-71.
  5. Кирк, Э., Хоулетт, Н., Пайн, К. Дж., и Флетчер, Б. К. (2012). Подписывать или не подписывать? Влияние поощрения младенцев к жестикуляции на младенческий язык и материнский разум. Развитие ребенка , 84(2), 574-590.

The Hanen Center — канадская некоммерческая благотворительная организация с глобальным охватом.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts