Взаимосвязь психологии и биологии
Психология и биология
Замечание 1
Психология и биология – это науки, связанные между собой и, прежде всего, потому что биология раскрывает врожденные особенности человека, выясняет органические нарушения, а психология объясняет влияние этих нарушений на психику и поведение человека, его социализацию.
Биология помогает выяснить влияние внешних природных факторов на личность в каждом конкретном случае.
Психология синтезирует достижения ряда других наук и является интегратором всех научных дисциплин, а объектом её исследования является человек. Психология, занимаясь изучением законов психической деятельности, раскрывает объективный мир, отражающийся в мозге человека.
Развиваться психология как наука может только в тесной связи с другими науками, которые обеспечивают её важной информацией для успешного раскрытия своего собственного предмета.
Среди всех наук, с которыми психология имеет связи, на первое место выступает биология – наука о живой природе, естественной частью которой выступает человек. Психика и поведение человека, как и он сам, являются важной составляющей биологической экосистемы, от жизнедеятельности которой зависит всё живое на Земле.
Науки начали взаимодействовать друг с другом далеко не сразу, а если и были у них точки соприкосновения, то они не носили характер прямого сотрудничества.
И только после того, как научный мир принял теорию эволюции Ч. Дарвина ситуация изменилась. Теория Дарвина, сблизив человека и животных, привела к признанию того, что на человека распространились многие законы биологической эволюции.
Начиная с XIX века, для психолога стало необходимым изучение биологии и физиологии человека, которые стали обязательными профессионально ориентирующими дисциплинами. Для понимания психики и поведения человека это было необходимо. С этого времени данная тенденция в психологической науке закрепилась надолго.
Программа подготовки психологов в высших учебных заведениях включает изучение цикла биологических дисциплин, а при поступлении в ВУЗ биология входит в перечень вступительных экзаменов. Это является свидетельством того, что биологи и психологи активно взаимодействуют друг с другом.
Среди ученых хорошо известны имена биологов, проявивших себя на поприще психологии, и здесь почетное место занимает Ч. Дарвин. Теория происхождения биологических видов Дарвина оказала значительное влияние на развитие психологии, что проявилось в психологическом сближении человека и животного не только в психологических теориях, но и в экспериментальных исследованиях. Надо сказать, что Ч. Дарвин не является единственным биологом, обогатившим психологию своими исследованиями.
Влияние биологии на развитие психологических наук
Благодаря эволюционной концепции Ч. Дарвина появились новые области научных исследований, которые сближали биологию и психологию – это, например, зоопсихология и сравнительная психология. Под влиянием идей Дарвина получили развитие детская, клиническая, дифференциальная, педагогическая психология. Дарвин внес значительный вклад в понимание эмоциональных процессов и состояний человека и животного, внес вклад в развитие функциональной психологии.
Также психологию обогатили исследования английского биолога Н. Тинбергена. Ему принадлежит труд в области зоопсихологии по инстинктам и их проявлению у животных.
Австрийский биолог К. Лоренц заложил основы этологии – новой науки о поведении животных. Он уточнил понятие инстинкта, которое стали использовать для объяснения не только поведения животных, но и человека. Собственные исследования Лоренца были связаны с генетически заданными с рождения программами поведения. Данный врожденный механизм получил название «импринтинг».
Замечание 2
Это открытие позволило сделать вывод, что некоторые элементарные формы поведения человека появляются у него с рождения в готовом виде и действуют по механизму импринтинга.
Английский ученый-биолог Ф. Гальтон продвинул решение многих вопросов психологии, среди них возможности передачи способностей по наследству, методы их практического оценивания. Ф Гальтон использовал метод математической статистики для измерения способностей человека в созданной им антропометрической лаборатории в Лондоне в 1984 г.
Развитию психологической науки способствовали работы и российских биологов – биолог и зоопсихолог В. Вагнер изучал поведение животных и внес свой вклад в разработку проблем зоопсихологии. Поведение животных исследовали новым, им предложенным методом, а их психику рассматривали как продукт длительной эволюции. Большой вклад внес Вагнер в теорию инстинктов, а это способствовало признанию у человека существование инстинктивных форм поведения.
Российский биолог Н.Н. Ладыгина-Котс, основатель отечественной школы сравнительной психологии занималась изучением психики и поведения приматов. Она сравнивала психологию приматов с психологией и поведением детей, в результате чего установила и подробно описала общее и различное в их психологии.
Замечание 3
Результатом её исследований стал вывод о том, что психика и поведение человека с рождения значительно отличаются от психики и поведения животных, и для их сближения нет никаких оснований.
К биологическим наукам относятся антропология и генетика, пристальное внимание к которым было обращено в последние несколько десятков лет. Таким образом, на человека как часть природы, распространяются многие законы, которые изучает биология, а плодотворное сотрудничество этих двух наук укрепляется и имеет хорошие перспективы на будущее.
Взаимоотношение психологии и биологии
Человек рождается с определенным набором биологических потребностей – это потребность в дыхании, пище, воде, воспроизводстве самого себя и др. Для каждого отдельного человека эти потребности, оказывающие влияние на его психику, должны быть удовлетворены. Какова степень влияния этих потребностей на психику и как это осуществляется – это вопросы, которые интересуют уже психологов.
Раньше ответы на эти вопросы давала теория инстинктов, исходившая непосредственно из биологических потребностей. Суть концепции заключалась в том, что психическая жизнь человека вызывается биологическими потребностями непосредственно. В свое время психологи и философы составляли списки возможных инстинктов, включая в них даже такие как инстинкт общительности, материнской любви, эгоизма, любопытства и др.
Против теории инстинктов, на основании фактов и теоретических соображений, были выдвинуты возражения:
Во-первых, со стороны ученых критике подверглась концепция, согласно которой поведение животных управляется ненаследуемыми рефлексами, но, было доказано, что большое значение имеют процессы обучения в детерминировании индивидуального поведения животных. Увеличивалось количество данных, подтверждающих положение о том, что чем выше развито животное, тем больше его деятельность определяется тем, чему оно научилось от других или на собственном опыте;
Во-вторых, деятельность человека, включая мышление и ощущение, по своему характеру не является инстинктивной – это то, чему каждый человек должен сам научиться. С самого рождения человек уже способен к некоторой рефлекторной деятельности – глотание, чихание, дефекация, сосание, что не является результатом обучения. Большая часть деятельности человека относится к прямому продукту опыта и обучения. Наиболее ярким примером являются дети, выросшие в изолированных от общества условиях.
У них отсутствуют черты человеческих нравов, обычаев, вкусов, у них нет таких чувств, как любовь, дружба, у них отсутствует даже язык;В-третьих, возражением против теории, выводящей мысли, чувства, деятельность человека непосредственно из биологических потребностей, является факт того, что человек ведет не чисто биологическую жизнь. На современной стадии человек имеет всевозможные потребности, которые исходят из социальной организации, а не из тела. Примером являются самые разные формы связи, включая музыку, литературу, искусство. Безусловно, биологические потребности влияют на мысли, чувства, действия человека, но, большей частью косвенно, а решающим фактором будет способ производства и собственность на средства производства;
В-четвертых, возражение против теории инстинктов связано с тем, что она сводит личность человека и его поведение к биологическим элементам. Исходя из сказанного, ученым необходимо выяснить, как потребности воздействуют на кору головного мозга и как создают человеческое сознание.
«Психология и биология.» — Яндекс Кью
Самые острые споры сегодня вызывает отношение психологии к комплексу биологических наук. Еще в XVIII веке французские философы сформулировали следующее положение: мозг выделяет сознание, подобно тому, как печень выделяет желчь. Вслед за этим ученые лет 200 искали эти «выделения». Но не нашли.
Сегодня мало кто из профессиональных психологов сомневается в том, что психические явления имеют физиологическую обусловленность, поэтому знания, полученные физиологами и биологами, используются в психологии для того, чтобы лучше понять те или иные психические явления. Сегодня хорошо известны факты психосоматического и соматопсихического взаимовлияния. Суть данного явления состоит в том, что психическое состояние индивида отражается на его физиологическом состоянии, а в определенных ситуациях психические особенности могут способствовать развитию того или иного заболевания. И наоборот, хроническое заболевание, как правило, сказывается на психическом состоянии больного. Учитывая тесную связь психического и соматического, в современной психологии и медицине активное развитие получили методы психотерапевтического воздействия, использующие «лечебные свойства» слова. А в науке даже появилось особое ее ответвление – психосоматика, которая специально этими вопросами и занимается.
Вот только психологи сегодня начинают склоняться к мысли о том, что процессы, происходящие в нервной системе человека, хотя чрезвычайно важны для человека, но плохо объясняют психические явления. Мало кто сомневается, что сложнейшей частью нервной системы является мозг. Вот только отношение к мозгу следует изменить. Как? Принять точку зрения, в соответствии с которой мозг (центральная нервная система в целом) – не орган, а орудие человека. Не мозг «руководит» человеком, а человек взаимодействует с природой при помощи разнообразных орудий, среди которых и его собственные органы: руки, ноги, сердце, мозг. Поскольку же центральная нервная система и ее интереснейшая «часть» — мозг – представляют собой элемент тела, без использования которых никакая психика невозможна, то все студенты-психологи России и должны изучить такие дисциплины, как Физиология высшей нервной деятельности или Анатомия центральной нервной системы. По себе могу сказать: очень важно приличному психологу знать устройство его (и других людей) нервов – да и не только анатомию, но и биохимические и биофизические процессы, протекающие здесь.
Но сознательных «выделений» из мозга ни физиологи, ни психологи, никто так и не нашел. И вопрос остался: как же соотносятся психология и биология? Интересный вариант предложил советский психолог Л.С.Выготский. Между прочим, жил он сто лет назад, но многие современные профессиональные психологи называют этого человека (полушутя-полусерьезно) «наше все», как Белинский когда-то назвал Пушкина. Так вот, если одной фразой передать точку зрения Выготского, то выглядит это следующим образом: психология – естественная наука, но не биологическая. Как понимать это странное высказывание? Очень просто. Во-первых, считает Выготский, нужно «пересмотреть» предмет естествознания: таким предметом следует считать все живое и саморазвивающееся, в том числе и внутренний мир человека. А во-вторых, стоит вспомнить про учение знаменитого немецкого философа Гегеля, которого Выготский любил со школьных (гимназических) времен (и читал его, как и Маркса, в подлиннике). А Гегель утверждал, что в Природе есть не только количественные, но и качественные изменения. И если к Гегелю прислушаться, то получится, что на уровне человека произошел качественный «скачок» — появилось сознание (психика), которое качественно (а не просто количественно) отличается от тех зачатков психики, которые мы наблюдаем даже у самых высоко развитых животных. У человека появился смысл.
И вот я начинаю «всматриваться» в себя. Может быть, я всего лишь обезьяна, перешедшая на новую ступень? Конечно, это так (если верить Дарвину). Только я какой-то другой. Нет, говорю я себе. У меня есть смысл, который пытается все понять, и значение, при помощи которого я пытаюсь передать другим людям свое понимание мира.
А как у вас? Заглянем в себя? Может быть, прав Выготский. И мы, все-таки, качественно отличаемся от наших замечательных, но биологических, предков? Или так и будем видеть в себе только самую что ни на есть высокоорганизованную обезьяну, у которой появилась новая «прибавка»: сознание? Я лично предпочитаю считать себя человеком. Иначе, я стал бы биологом и занимался бы интереснейшим орудием психики человека – мозгом.
Вот так на сегодняшний день, обстоят дела с соотношением психологии и биологии. Биология занимается, в числе всего прочего, мозгом. А психологи – удивительным новообразованием – психикой (сознанием), которое качественно (а не только) количественно преобразовало Природу и создало внутренний мир человека. Впрочем, глядя на современного человека (и человечество) я и сомневаюсь иной раз в этом. И начинаю думать, что некоторым людям достаточно быть предметом биологии. А вам?
Что такое биологический психолог? | Work
By Gia Miller Обновлено 19 августа 2018 г.
Биологические психологи изучают человеческое поведение, уделяя особое внимание психологическим причинам поведения людей и других животных. Цель этих ученых — понять, как различные мыслительные процессы, наряду с такими компонентами, как генетика и химический состав мозга, влияют на поведение. Их область исследований имеет несколько названий, включая биологическую психологию, поведенческую нейробиологию, биопсихологию и психобиологию.
Описание работы
Биологические психологи часто проводят исследования мозга, чтобы понять последствия черепно-мозговых травм и психических заболеваний, а также то, что мотивирует людей и вызывает у них стресс. Они также могут стать профессорами психологии или проводить исследования того, как различные лекарства влияют на поведение животного.
Исследования биологических психологов поддерживают биологическую теорию и помогают лучше понять, почему люди думают и ведут себя именно так, а не иначе. Их работа может привести к разработке хирургических и медицинских методов лечения, предназначенных для поддержки психологической терапии.
Требования к образованию
Чтобы работать биологическим психологом, вам потребуется степень доктора психологии после получения степени бакалавра, предпочтительно в области, которая фокусируется на психологии. Бакалавриата в этой области недостаточно, чтобы называть себя психологом.
В аспирантуре вам нужно будет выбрать дисциплину, которая фокусируется на изменениях в развитии мозга, а также на том, как мозг реагирует на стресс и травму. Эта область исследования является основой для вашей работы в этой области. После защиты диссертации и клинической интернатуры вы можете сосредоточиться на защите докторской диссертации. Это будет включать в себя углубленное исследование, диссертацию и стажировку, которая длится от шести месяцев до одного года. После того, как ваше образование будет завершено, большинство штатов требуют, чтобы вы получили лицензию на практику психолога.
Промышленность
Биологические психологи работают в самых разных отраслях, большинство из которых связано с исследованиями. Они могут помочь предприятиям понять, как лучше всего создавать продукты и продавать эти продукты своим клиентам. Другие могут проводить исследования для таких организаций, как Центры по контролю и профилактике заболеваний, или работать в больницах, клиниках, фармацевтических компаниях или учреждениях по лечению наркомании и алкоголизма. Некоторые биологические психологи работают в области криминологии, а некоторые работают в зоопарках, аквариумах и парках.
Ожидается, что количество рабочих мест в области биологической психологии в фармацевтической промышленности будет продолжать расти, но также может увеличиться количество рабочих мест в таких местах, как больницы и клиники, а также в государственных учреждениях и учебных заведениях. Кроме того, поскольку значительная часть населения продолжает стареть, биологические психологи становятся все более важными. Они могут помочь людям, страдающим такими состояниями, как деменция, анализируя, как определенные лекарства влияют на их способность функционировать. Считается, что еще одной областью роста является детская психология, где биологические психологи могут помочь лучше понять детские психические заболевания.
Многолетний опыт и зарплата
По данным Бюро статистики труда США, средняя годовая зарплата психолога составляла 77 030 долларов США по состоянию на май 2017 года, что означает, что половина зарабатывает больше, а другая половина — меньше. Самые высокие 10 процентов заработали более долларов США 124 520 , тогда как самые низкие 10 процентов заработали менее долларов США 42 330 .
По мере того, как вы приобретаете опыт работы биологическим психологом, не только ваши навыки и уверенность в себе улучшаются, но и ваша репутация. Это поможет увеличить ваши возможности трудоустройства и зарплаты. По оценкам PayScale, психологи начального уровня с опытом работы до пяти лет будут зарабатывать в среднем 65 000 долларов США в год и около 80 000 долларов США с опытом работы от 5 до 10 лет. Те, у кого есть опыт от 10 до 20 лет, могут заработать до 89 000 долларов , а через 20 лет 98 000 долларов или больше.
Тенденция роста занятости
В целом прогнозируется, что занятость в области психологии вырастет на 14 процентов с 2016 по 2026 год. Это быстрее, чем средний темп роста, но он будет варьироваться в зависимости от специальности. По оценкам, те, кто решит работать с пожилыми людьми, будут иметь одни из лучших возможностей.
Справочные материалы
- Бюро трудовой статистики США: Психологи: как стать одним из них
- Справочник школы психологии: Что такое биологическая психология?
- Центр карьеры психолога: информация о зарплате психолога
- PayScale: зарплата психолога
- Бюро статистики труда США: психологи: оплата
- Бюро статистики труда США: психологи: перспективы работы
Writer получила степень в Университете Джорджии и начала свою карьеру в качестве стажера в журнале O, The Oprah Magazine. Затем она провела несколько лет в журнале Elle DECOR, а сейчас работает внештатным журналистом и писателем. Джиа писала о работе и трудоустройстве, а также о балансе между работой и воспитанием детей для нескольких изданий, в том числе «Работающая мать». Ей нравится писать истории, которые учат других тому, как улучшить свою жизнь. Чтобы узнать больше, посетите ее веб-сайт — www. giamillerwrites.com.
Важно ли изучать биологию при изучении психологии?
указать, по каким предметам мы можем изучать психологию
по Рия Пайн
- Гуманистические исследования
- Психиатр
- Карьера КОНСУЛЬТАНТЫ Для — Для изучения психологии важно иметь биологию в качестве предмета?
проверено Спросить Киран
Киран Лахани
Карьерный консультант / кандидат наук
Психолог с 13-летним опытом работы в корпорациях, школах и больницах. Координировал учебные программы и разработал новый продукт для развития лидерских качеств подростков, провел множество семинаров и лекций для родителей, учителей и учеников во время моего пребывания в школе.
Я стремлюсь работать с клиентами, у которых есть проблемы с работой, семьей, и помогать им вести лучшую и здоровую жизнь. Использование терапевтических методов и инструментов оценки до сих пор помогало мне изменить жизнь тех, с кем я работал.
Основные характеристики, которые помогли определить и направить мою карьеру и личные отношения, были сосредоточены на гибкости, приверженности, открытости, вызове и росте. Управление временем и умение работать в режиме многозадачности; Отличные коммуникативные и убедительные навыки; Организация мероприятий и хороший командный игрок; Внимательность к деталям и стремление к совершенству во всем; Быть инициативным и ответственным; Подтвержденная способность быстро учиться и становиться экспертом; Навыки качественной работы с ограниченными ресурсами.
проверено Спросить Доктор К.В.
Доктор К.

Карьерный гид, педагог, писатель и клинический психолог
Доктор К.В. Ананд является доктором психологических консультаций Университета Форт-Джонса, США, имеет степень магистра прикладной психологии и степень магистра психотерапии. Он является экспертом в психометрических тестах, помогающих узнать о различных психологических чертах, личности, навыках, способностях и т. д. Он является сертифицированным тренером по мотивации и тренером по развитию личности. Он имеет опыт оценки психологических и психиатрических дел. Использует психометрические тесты, такие как оценка личности, биполярное расстройство, консультирование студентов.
проверено Спросить Апурва
Апурва Кумар Пандья, доктор философии
Психолог-консультант
Доктор Апурва имеет докторскую степень и аспирантуру в области клинической психологии Университета Бароды.
проверено Спросить Пратамеш
Пратамеш Капоте
Основатель и директор Canvas Career
Г-н Пратамеш является сертифицированным консультантом по карьере Psytech International (bps) UK, а также сертифицированным инструктором по жизненным навыкам; он занимается нарративной терапией в Аделаиде, Австралия.