Задачи психологии и отрасли: Цели и задачи психологии как науки

Содержание

Вопрос 3. Задачи современной психологии. Связь психологии с другими науками. Основные отрасли психологии.

Основной задачей психологии как науки является изучение объективных психологических закономерностей (психических процессов, психологических свойств личности и психологических особенностей деятельности человека).

Эта задача разрешается прежде всего общей психологией, изучающей самые общие закономерности психики как свойства мозга, выражающегося в субъективном отражении объективного мира.

При этом психология ставит перед собой следующие взаимно связанные задачи:

1. Изучение качественных (структурных) особенностей психических процессов, как отражений объективной действительности. «Психология, как изучение отражения действительности, как субъективный мир, известным образом заключающийся в общие формулы,— это, конечно, необходимая вещь. Благодаря психологии я могу себе представить сложность данного субъективного состояния» (И. П. Павлов).

2. Анализ становления и развития психических явлений в связи с обусловленностью психики объективными условиями жизни и деятельности человека.

3. Изучение физиологических механизмов, лежащих в основе психических процессов, поскольку без знания механизмов высшей нервной деятельности нельзя ни правильно понять существо психических процессов, ни овладеть практическими средствами их формирования и развития.Общая психология имеет большое теоретическое значение, так как она призвана раскрыть свойства, особенности и закономерности психики и человеческого сознания в соответствии с основными положениями диалектического и исторического материализма.Вместе с тем, как и всякая истинная наука, психология имеет своей конечной целью не просто теоретическое изучение своего предмета, но обязательно приложение добытых научных знаний к практике. Задача советской психологии — содействие построению на научных основах методики обучения и воспитания, рационализации процесса труда в различных видах производства, а также и других видов деятельности людей.

Связь психологии с другими науками..Психику и поведение человека невозможно понять, не зная его природной и социальной сущности.

Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, строением и функционированием центральной нервной системы, Взаимосвязь психических явлений и работы ЦНС рассматривается физиологией высшей нервной деятельности. Психология также тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку в формировании высших психических функций человека решающую роль сыграли главные исторические достижения цивилизации — орудия труда и знаковые системы. Человек — биосоциальное существо; его психика формируется только в рамках общества. Соответственно специфика того социума, в котором пребывает человек, определяет особенности психики, поведения, мировосприятия, социальных взаимодействий с другими людьми. В связи с этим углубленному пониманию психики человека способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует бурное развитие социальной психологии, помогающей понять, каким образом у индивида формируются психические свойства социально ориентированного поведения.
Сознание, мышление и многие другие психические явления не даны человеку от рождения, а формируются в онтогенезе (индивидуальном развитии), в процессе воспитания и образования. Понятно сближение психологии с педагогикой. Наконец, она родственна философии, поскольку зародилась как особая научная дисциплина в недрах последней. Во всяком случае, психологическое «измерение» личности трудно было бы выделить и изучить, не ориентируясь на философское учение о человеке, специфике его бытия (индивидуального и общественного), о природе человеческого познания и деятельности.

Отрасли психологии

Сфера психологической науки сейчас представляет собой весьма разветвленную систему теоретических и прикладных дисциплин, развивающихся вместе со многими науками о природе, обществе и человеке. Запросы практической деятельности людей и общества побуждают к формированию и развитию новых психологических дисциплин, например таких, как инженерная психология, космическая психология, педагогическая психология и т.

п. (Таковы практические, эмпирические причины развития науки.) С другой стороны, в психологию входят новые методы исследования и познания, например использование физических техник привело к возникновению экспериментальной психологии, психофизики, а обращение к методам физиологии сформировало психофизиологию, внедрение математических подходов — математическую психологию, инженерную психологию, бионику. (Таковы познавательные, гносеологическиепричины разветвления психологических наук.)

Общая психология изучает познавательную и практическую деятельность. Результаты исследований в области общей психологии — базисная основа развития всех отраслей и разделов психологической науки. Как правило, в рамках общей психологии предлагается научное представление об общих теоретических принципах и важнейших методах психологии, которые характеризуются основными научными понятиями. В свою очередь, эти понятия объединяются в три основные категории: психические процессы, психические состояния и психические свойства, или особенности, личности.

Существует целый ряд подразделов общей психологии: психология личности, мышления, эмоций, женская психология и т.д., включая психофизику, которая занимается изучением чувствительности и находится у верховья современной экспериментальной психологии.

Социальная психология постигает закономерности индивидуального и общественного в психике личности взаимодействия личности и социума, формирования и развития групп.

Возрастная психология исследует психику в онтогенезе, т.е. ее развитие от зачатия человека до его смерти. Она имеет ряд отраслей: детская психология, психология подростка, юности, взрослого человека и геронтология. В последние годы в отечественной классификации произошла замена названия этого раздела, именуемого теперь психологией развития. Одним из разделов психологии развития выступает акмеология, изучающая достижение человеком вершин профессионального мастерства.

Педагогическая психология имеет своим предметом психику (учащегося и преподавателя) в условиях образовательного процесса (обучение и воспитание).

Психология труда (исторически первое название — психотехника) рассматривает психику в условиях многоликой трудовой деятельности. Включает в себя немало самостоятельных разделов: инженерная психология, эргономика, космическая и авиационная психология, психология управления, организационная, военная, политическая, юридическая, судебная, психология торговли, рекламы, спорта, творчества и т.п.

Психолингвистика занимается изучением речи как вида психики, использующей языковые системы в качестве внутреннего средства. Здесь также выделяются разделы, например, психосемиотика, психосемантика.

Медицинская психология исследует психику в условиях болезни: душевной или телесной. Здесь выделены такие разделы, как нейропсихология, патопсихология, соматопсихология. В современной науке носит название клиническая психология.

Психология аномального развития, или специальная психология: олигофренопсихология, сурдопсихология, тифлопсихология.

Дифференциальная психология исследует всевозможные различия психики людей: индивидуальные, типологические, этнические и др.

В былые времена ее обозначали термином сравнительная психология.

Психометрия (в отечественной психологии — математическая психология) постигает вопросы математического моделирования психики, проблемы измерения в психологии, способы количественного анализа результатов психологических исследований.

Психофизиология изучает соотношение взаимодействия биологического и психического, физиологии высшей нервной деятельности и психологии. В последние годы получила развитие психогенетика.

Из всего сказанного выше можно представить, насколько широк спектр практического применения психологии. Психология является одной из фундаментальных, системообразующих научных дисциплин, будущее которой лежит на стыке наук, на первый взгляд кажущихся далекими от нее.

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии. Деловая психология

Лекция 1. Психология как наука. Предмет и задачи психологии. Отрасли психологии

Психология – и очень старая и совсем молодая наука.

Имея тысячелетнее прошлое, она тем не менее вся еще в будущем. Ее существование как самостоятельной научной дисциплины едва насчитывает столетие, но можно с уверенностью сказать, что основная проблематика занимает человеческую мысль с тех самых пор, когда человек начал задумываться о тайнах окружающего его мира и познавать их.

Известный психолог конца XIX – начала XX в. Г. Эббингауз сумел сказать о психологии очень лаконично и точно: у психологии огромная предыстория и очень короткая история. Под историей имеется в виду тот период в изучении психики, который ознаменовался отходом от философии, сближением с естественными науками и организацией собственного экспериментального метода. Это произошло в последней четверти XIX в., однако истоки психологии теряются в глубине веков.

Само название предмета в переводе с древнегреческого означает «psyche» – душа, «logos» – наука, учение, то есть – «наука о душе». Согласно очень распространенному представлению, первые психологические воззрения связаны с религиозными представлениями.

В действительности же, как свидетельствует подлинная история науки, уже ранние представления древнегреческих философов возникают в процессе практического познания человека, в тесной связи с накоплением первых знаний и развиваются в борьбе зарождающейся научной мысли против религии с ее мифологическими представлениями о мире вообще, о душе в частности. Изучение, объяснение души и является первым этапом в становлении предмета психологии.

Психология как наука обладает особыми качествами, которые отличают ее от других научных дисциплин. Как систему проверенных знаний психологию знают немногие, в основном только те, кто ею специально занимается, решая научные и практические задачи. Вместе с тем как система жизненных явлений, психология знакома каждому человеку. Она представлена ему в виде собственных ощущений, образов, представлений, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления мы непосредственно можем обнаружить у самих себя и косвенно наблюдать у других людей.

Предметом изучения психологии является, прежде всего, психика человека и животных, включающая в себя многие субъективные явления. С помощью одних, таких, например, как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и речь, человек познает мир. Поэтому их часто называют познавательными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно управляют действиями и поступками. Их называют психическими свойствами и состояниями личности (к ним относят потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, склонности и способности, знания и сознание). Кроме того, психология изучает человеческое общение и поведение, их зависимость от психических явлений и в свою очередь зависимость формирования и развития психических явлений от них.

Человек не просто проникает в мир с помощью своих познавательных процессов. Он живет и действует в этом мире, творя его для себя с целью удовлетворения своих материальных, духовных и иных потребностей, совершает определенные поступки. Для того чтобы понять и объяснить человеческие поступки, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и свойства человека, особенно в их высших проявлениях, вряд ли могут быть осмыслены до конца, если их не рассматривать в зависимости от условий жизни человека, от того, как организовано его взаимодействие с природой и обществом (деятельность и общение). Общение и деятельность также поэтому составляют предмет современных психологических исследований.

Психические процессы, свойства и состояния человека, его общение и деятельность разделяются и исследуются отдельно, хотя в действительности они тесно связаны друг с другом и составляют единое целое, называемое жизнедеятельностью человека.

В настоящее время психология представляет собой весьма разветвленную систему наук. В ней выделяется множество отраслей, представляющих собой относительно самостоятельно развивающиеся направления научных исследований. Их в свою очередь можно разделить на фундаментальные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь некоторые из отраслей психологии: общая, социальная, педагогическая, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиология, психодиагностика, патопсихология, психотерапия, психология управления, психология труда и т. д.

В силу специфики нашего курса и данного учебного пособия, мы остановимся подробнее лишь на некоторых отраслях психологии – общей, социальной, психологии управления и психодиагностике.

Общая психология исследует индивида, выделяя при этом два основных направления – психологию познавательных процессов и психологию личности. Познавательные процессы охватывают ощущения, восприятие, внимание, память, воображение, мышление и речь. С помощью этих процессов человек получает и перерабатывает информацию о мире, они же участвуют в формировании и преобразовании знаний. Личность обладает свойствами, которые определяют дела и поступки человека. Это – эмоции, способности, диспозиции, установки, мотивация, темперамент, характер и воля.

Изучение психологических наук начинается с общей психологии, так как без достаточно глубокого знания основных понятий, вводимых в курсе общей психологии, невозможно будет разобраться в том материале, который содержится в специальных разделах предлагаемого курса. Ведь трудно, наверное, представить себе школьника, пытающегося постичь основы высшей математики, но не изучившего еще таблицу умножения, не научившегося складывать и вычитать числа.

Особое внимание в нашем курсе будет уделено социальной психологии, и это не случайно. Социальная психология – отрасль психологического знания, имеющая короткую, но насыщенную историю своего развития. Как самостоятельное направление психологической науки, она существует менее 100 лет. Официально годом рождения социальной психологии считается 1908 год, когда одновременно вышли две книги с аналогичным названием, заявившие себя как первые учебники по новой гуманитарной дисциплине. Интересно отметить, что один учебник вышел в Америке, другой в Европе, один был написан социологом, другой – психологом.

Само сочетание слов «социальная психология» указывает на специфическое место, которое занимает эта дисциплина в системе научного знания. Возникнув на стыке наук – психологии и социологии, социальная психология до сих пор сохраняет свой особый статус, который приводит к тому, что каждая из «родительских» дисциплин довольно охотно включает её в себя в качестве составной части. Такая неоднозначность положения научной дисциплины имеет много причин. Главной из них является объективное существование такого класса фактов общественной жизни, который сам по себе может быть исследован лишь при помощи объединённых усилий двух наук: психологии и социологии.

С одной стороны, любое общественное явление имеет свой «психологический» аспект, поскольку общественные закономерности проявляются не иначе как через деятельность людей, а люди действуют, будучи наделенными сознанием и волей.

С другой стороны, в ситуациях совместной деятельности людей возникают совершенно особые типы связей между ними, связей общения и взаимодействия, и анализ их невозможен вне системы психологического знания.

Другой причиной двойственного положения социальной психологии является сама история становления этой дисциплины, которая вызревала в недрах одновременно и психологического, и социологического знания и в полном смысле слова родилась «на перекрёстке» этих двух наук. Всё это создаёт немалые трудности как в определении предмета социальной психологии, так и в выявлении круга её проблем.

Вместе с тем потребности практики общественного развития диктуют необходимость исследования таких пограничных проблем, и вряд ли можно «ожидать» окончательного решения вопроса о предмете социальной психологии. Запросы на социально-психологические исследования в условиях современного этапа развития общества поступают буквально отовсюду, сегодня особенно в связи с тем, что радикальные изменения происходят во всех сферах общественной жизни.

В процессе развития социальная психология прошла нелёгкий путь поиска своего предмета исследования. Если в начале века интерес исследователей в основном концентрировался на изучении общественной психологии, массовых социальных явлений (толпа, заражение в массах, нация и её психический склад и др. ), то в середине века всё внимание было отдано исследованию малых групп, социальных установок людей, способов влияния на микроклимат группы и отношения между различными людьми.

В настоящее время перед социальной психологией остро стоит проблема построения общей теории социального поведения человека. Такой теории пока нет, так как поведение человека в социуме – чрезвычайно сложно и в плане изучения и в плане прогнозирования. То, как именно будет вести себя человек или группа в той или иной ситуации, определяется большим количеством различных факторов, учесть которые очень сложно.

Поскольку психологическая наука в нашей стране в определении своего предмета исходит из принципа деятельности, можно условно обозначить специфику социальной психологии как изучение закономерностей поведения и деятельности людей, обусловленных их включением в социальные группы, а также психологических характеристик самих этих групп.

Многие из открытых в традиционной социальной психологии явлений имеют место в любом типе общества: межличностные отношения, коммуникативные процессы, лидерство, сплочённость – всё это явления, присущие любому типу общественной организации. Однако, констатируя этот факт, нужно иметь в виду два обстоятельства.

Во-первых, даже и эти описанные в традиционной социальной психологии явления приобретают в различных социальных условиях порой совершенно иное содержание. Формально процессы остаются теми же: люди общаются друг с другом, у них формируются определённые социальные установки и т. д., но каково содержание различных форм их взаимодействия, какого рода установки возникают по отношению к определённым общественным явлениям – всё это определяется содержанием конкретных общественных отношений. Значит, анализ всех традиционных проблем приобретает новые грани. Методологический принцип включения именно содержательного рассмотрения социально-психологических проблем продиктован в том числе и общественными потребностями.

Во-вторых, новая социальная реальность рождает порой и необходимость новых акцентов при исследовании традиционных для данного общества проблем. Так, период радикальных экономических и политических преобразований, происходящих сегодня в России, требует особого внимания, например, к проблемам этнической психологии (особенно в связи с обострением межнациональных конфликтов), психологии предпринимательства (в связи со становлением новых форм собственности) и др.

Если исходить из того, что социальная психология, прежде всего, анализирует те закономерности человеческого поведения и деятельности, которые обусловлены фактом включения людей в реальные социальные группы, то первый эмпирический факт, с которым сталкивается эта наука, есть факт общения и взаимодействия людей. По каким законам развиваются эти процессы, чем детерминированы их различные формы, какова их структура, наконец, какое место они занимают во всей сложной системе человеческих отношений?

Главная задача, которая стоит перед социальной психологией, – раскрыть конкретный механизм «вплетения» индивидуального в ткань социальной реальности. Это необходимо, если мы хотим понять, каков результат воздействия социальных условий на деятельность личности. Но вся сложность заключается в том, что этот «результат» не может быть интерпретирован так, что сначала существует какое-то «несоциальное» поведение, а затем на него накладывается нечто «социальное». Нельзя сначала изучить личность, а лишь потом вписать её в систему социальных связей. Сама личность, с одной стороны, уже «продукт» этих социальных связей, а с другой стороны, – их созидатель, активный творец.

Взаимодействие личности и системы социальных связей (как макроструктуры – общества в целом, так и микроструктуры – непосредственного окружения) не есть взаимодействие двух изолированных самостоятельных сущностей, находящихся одна вне другой. Исследование личности есть всегда другая сторона исследования общества.

Значит, важно с самого начала рассмотреть личность в общей системе общественных отношений, каковую и представляет собой общество, то есть в некотором «социальном контексте». Этот «контекст» представлен системой реальных отношений личности с внешним миром. Но всё дело в том, что содержание, уровень этих отношений человека с миром весьма различны: каждый индивид вступает в отношения, но и целые группы также вступают в отношения между собой и, таким образом, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.

Общественные отношения носят безличный характер; их сущность не во взаимодействии конкретных личностей, но, скорее, во взаимодействии конкретных социальных ролей.

Социальная роль есть фиксация определённого положения, которое занимает тот или иной индивид в системе общественных отношений.

В действительности каждый индивид выполняет не одну, а несколько социальных ролей: он может быть бухгалтером, женой, матерью, членом профсоюза, игроком сборной по теннису и т. д. Ряд ролей предписан человеку при рождении (например, быть женщиной или мужчиной – но и здесь сегодня наука шагнула вперёд, поэтому страстно желающие могут изменить не только имя, но и свой пол), другие приобретаются прижизненно.

Однако сама по себе социальная роль не определяет деятельность и поведение каждого конкретного её носителя в деталях: всё зависит от того, насколько индивид усвоит, интернализует роль. Акт же интернализации определяется целым рядом индивидуальных психологических особенностей каждого конкретного носителя данной роли. Поэтому общественные отношения, хотя и являются по своей сущности ролевыми, безличными отношениями, в действительности, в своём конкретном проявлении приобретают определённую «личностную окраску».

Оставаясь личностями в системе безличных общественных отношений, люди неизбежно вступают во взаимодействие, общение, где их индивидуальные характеристики неизбежно проявляются. Поэтому каждая социальная роль не означает абсолютной заданности шаблонов поведения, она всегда оставляет некоторый «диапазон возможностей» для своего исполнителя, что можно условно назвать определённым «стилем исполнения роли». Именно этот диапазон является основой для построения внутри системы безличных общественных отношений второго ряда отношений – межличностных.

Таким образом, интерес современной социальной психологии сосредоточен вокруг изучения проблем человеческого общения в его межличностных и межгрупповых формах, исследования механизмов образования и функционирования групп, формирования социально-психологических свойств и качеств личности.

Социальная психология – это и общенаучное знание о закономерностях социального поведения людей и целых групп, и методы эмпирического исследования этого поведения, и набор эффективных средств и технологий социального воздействия на такое поведение.

Следующая отрасль, которой мы уделим пристальное внимание, – это психология управления. Основным ее предметом является продуцирование психологических знаний, применяемых при решении проблем управленческой деятельности.

Личность работника как составной единицы трудового коллектива изучается целым рядом отраслей психологии, таких как общая психология, психология труда, инженерная психология и др. Сам коллектив (или группа), в свою очередь, является предметом изучения социальной, военной, педагогической психологии и др.

Отличительную особенность психологии управления составляет то, что ее объектом является организованная деятельность людей. Под организованной деятельностью понимается не просто совместная деятельность людей, объединенных общими интересами или целями, симпатиями или ценностями, а деятельность людей, объединенных в одну организацию, подчиняющихся правилам и нормам этой организации, выполняющих заданную им совместную работу в соответствии с экономическими, технологическими, правовыми, организационными, корпоративными и целым рядом других требований.

Правила, нормы и требования организации предполагают и порождают особые психологические отношения между людьми, которые существуют только в организации – такие отношения и называются управленческими.

Социально-психологические отношения выступают как взаимоотношения людей, опосредованные целями, задачами и ценностями совместной деятельности, то есть ее реальным содержанием.

Управленческие отношения составляют организованную совместную деятельность, делают ее организованной. Другими словами, это не отношения в связи с деятельностью, а отношения, образующие совместную деятельность.

В социальной психологии отдельный работник выступает как часть, как элемент целого, то есть социальной группы, вне которой его поведение не может быть понятым.

В психологии управления и отдельный работник, и социальная группа, и коллектив выступают в контексте организации, в которую они входят и без которой их анализ в плане управления оказывается неполным.

Изучение личности работника в организации, анализ влияния организации на социально-психологическую структуру и развитие коллектива – таковы главные вопросы, стоящие перед специалистами, исследующими проблемы психологии управления.

В отличие от психологии труда, в психологии управления актуальна, например, не проблема соответствия работника его профессии, не проблема профессионального отбора и профессиональной ориентации, а проблема соответствия работника конкретной организации, проблема подбора людей в эту организацию и их ориентации в отношении особенностей деятельности данной организации.

Объектом психологии управления являются люди, включенные в самостоятельные организации, деятельность которых ориентирована на корпоративно-полезные цели.

Подходы к пониманию предмета психологии управления многообразны, что в известной мере свидетельствует о сложности этого феномена. Принято выделять следующие управленческие проблемы, характерные для предмета данной отрасли психологии:

– социально-психологические вопросы производственных групп и коллективов;

– психология деятельности руководителя;

– психология личности руководителя;

– психологические проблемы подбора руководящих кадров;

– психолого-педагогические проблемы подготовки и переподготовки руководящих кадров;

– функционально-структурный анализ управленческой деятельности;

– социально-психологический анализ производственных и управленческих коллективов и взаимоотношений в них людей;

– психологические проблемы взаимоотношений между руководителем и подчиненными и др.

Специалистами в области психологии управления среди всего многообразия психологических проблем на сегодняшний день выделяется ряд наиболее актуальных для организации:

– повышение профессиональной компетентности руководителей всех уровней, то есть совершенствование стилей управления, межличностного общения, принятия решений, стратегического планирования и маркетинга, преодоление стрессов и др.;

– повышение эффективности методов подготовки и переподготовки управленческого персонала;

– поиск и активизация человеческих ресурсов организации;

– оценка и подбор (отбор) специалистов управленческого звена для нужд организации;

– оценка и улучшение социально-психологического климата, сплочение персонала вокруг целей организации.

Психологии управления не случайно отведен целый раздел в настоящем учебном пособии, поскольку изучение ее проблем и вопросов призвано обеспечить психологическую подготовку менеджеров, управленцев различного звена, сформировать или развить их психологическую управленческую культуру, создать необходимые предпосылки для теоретического понимания и практического применения важнейших проблем сферы управления, к которым следует отнести:

– понимание природы управленческих процессов;

– знание основ организационной структуры;

– четкое представление об основных принципах и стилях управления и руководства, а также способах повышения эффективности управления;

– знание информационной технологии и средств коммуникации, необходимых для управления персоналом;

– знание эвристических методов решения творческих задач;

– умение устно и письменно выражать свои мысли;

– компетентность в управлении людьми, подборе и соответствующей подготовке специалистов, в оптимизации формальных и неформальных взаимоотношений среди работников организации;

– умение оценивать собственную деятельность, делать адекватные выводы и повышать квалификацию, исходя из требований текущего дня и прогнозируемых изменений;

– четкое представление о структурных особенностях организации, мотивах и механизмах поведения.

Психодиагностика – это отрасль психологической науки и одновременно важнейшая форма психологической практики, которая связана с разработкой и использованием разнообразных методов распознавания индивидуальных психологических особенностей человека. Сам по себе термин «диагностика» образован от известных греческих корней («диа» и «гнозис») и буквально истолковывается как «различительное познание».

Термин «диагностика» в настоящее время активно используется не только в психологии и педагогике, но и в медицине, в технике, в других областях науки и общественной практики. Согласно современному общенаучному представлению, под термином «диагностика» подразумевают распознавание состояния определенного объекта или системы путем быстрой регистрации его существенных параметров и последующего отнесения к определенной диагностической категории с целью прогноза его поведения и принятия решения о возможностях воздействия на это поведение в желательном направлении. Соответственно о психодиагностике мы говорим тогда, когда речь идет об особого рода объектах диагностического познания – о наделенных психикой конкретных людях.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии

ЛЕКЦИЯ № 1. Предмет, задачи и методология социальной психологии Социальная психология как самостоятельная отрасль научного знания начала формироваться в конце xix в., хотя само понятие стало широко употребляться только после 1908 г.Некоторые вопросы социальной психологии

Тема 1. Предмет, структура и задачи медицинской психологии

Тема 1. Предмет, структура и задачи медицинской психологии Предмет изучения медицинской психологии Психология – это наука о психике как функции мозга, которая заключается в отражении объективной действительности. В процессе изучения психология разделилась на общую,

6.1. Предмет и задачи психологии юридического труда

6.1. Предмет и задачи психологии юридического труда Психология юридического труда исследует психологические закономерности правоприменительной деятельности и изучает психологические основы: профессиограмм юридических профессий; индивидуального стиля и мастерства;

8.1. Предмет и задачи криминальной психологии

8.1. Предмет и задачи криминальной психологии Криминальная психология изучает психологические закономерности, связанные с формированием преступной установки, образованием преступного умысла, подготовкой и совершением преступления, а также созданием преступного

15.1. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии

15. 1. Предмет и задачи исправительно-трудовой психологии Исправительно-трудовая психология исследует психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления, приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ

1 ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ Психология (греч. psyche – «душа», «бабочка») – не только учение о душе, как считали раньше. В настоящее время психология стала полноправной наукой, изучающей процессы возникновения и развития психики человека и животных. Самые первые

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда

3. Задачи психологии труда. Предмет психологии труда. Объект психологии труда. Субъект труда. Методы психологии труда Главные задачи психологии труда:1) совершенствование производственных отношений и повышение качества труда;2) улучшение условий жизни

1.

 Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования

1. Предмет психологии. Отрасли психологии. Методы исследования 1. Определение психологии как науки.2. Основные отрасли психологии.3. Методы исследования в психологии.1. Психология – это наука, которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи

2. Предмет юридической психологии, ее цели и задачи Юридическая психология носит интегративный характер, так как находится на стыке юриспруденции и психологии. В состав юридической психологии входят правовая психология, которая занимается изучением правовой

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ

1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА: ПРЕДМЕТ ИЗУЧЕНИЯ, ЗАДАЧИ С древнейших времен потребности общественной жизни заставляли человека различать и учитывать особенности психического склада людей. Идея неразделимости души и живого тела, которую выдвинул великий философ Аристотель в

Предмет и задачи психологии как науки

Предмет и задачи психологии как науки Уяснение природы психического определяет теоретические задачи психологии, специфику психологического познания. Анализ любого психического явления показывает, что осознание — а значит, всякое, даже наивное познание — психических

§ 1. Предмет и задачи юридической психологии

§ 1. Предмет и задачи юридической психологии Юридическая психология изучает психологические аспекты права, правового регулирования и юридической деятельности, исследует проблемы повышения эффективности правотворчества, правоприменительной, правоохранительной и

§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии

§ 1. Предмет и задачи исправительной психологии Исправительная психология изучает психологические основы ресоциализации осужденных:• восстановление нарушенных социальных качеств личности, необходимых для ее полноценной жизнедеятельности в обществе;• проблемы

Чем вы будете заниматься в качестве организационного психолога

Промышленно-организационная психология и руководство по карьере


  • I/O Psychology Guide Home
  • градусов
  • Должностная инструкция
  • Зарплата
  • 8 причин получить степень I/O онлайн

Карьерный рост


  • Магистр психологии ввода/вывода
  • кандидат организационной психологии
  • PsyD в организационной психологии

Главная » Организационная психология » Обязанности

Эта быстро развивающаяся область психологии предлагает множество вариантов карьеры. Вот некоторые из ваших вариантов.

Рабочее место должно работать бесперебойно и эффективно, чтобы способствовать успеху. В компаниях, где сотрудники счастливы и здоровы, качество жизни является приоритетом, а организационная инфраструктура сильна. Конфликты, когда они возникают, получают быстрое и эффективное разрешение.

Промышленно-организационные психологи могут помочь со всеми этими и другими задачами. Если вам нравится идея применить изучение человеческого поведения на рабочем месте, это может стать областью, в которой вы преуспеете, помогая другим делать то же самое.

Чем занимается организационный психолог?

Промышленно-организационные психологи используют психологические принципы и методы исследования для решения проблем на рабочем месте и улучшения качества жизни. Они изучают производительность труда и управление, а также стили работы сотрудников. Они получают представление о моральном духе и индивидуальности компании или организации. И они сотрудничают с руководством, чтобы помочь планировать политику, проводить проверки и учебные занятия, а также разрабатывать план на будущее.

На рабочем месте, промышленно-организационные психологи:

  • Применение психологических исследований на рабочем месте
  • Работа в отделах кадров
  • Помогите предприятиям нанять более квалифицированных сотрудников
  • Помощь в обучении и мотивации сотрудников
  • Оценка производительности труда
  • Повышение эффективности бизнеса
  • Улучшить организационную структуру
  • Улучшение качества жизни работодателей и работников
  • Облегчение переходов, таких как корпоративные слияния
  • Изучение потребительского поведения
  • Работа консультантом

Какое образование или сертификация мне понадобятся, чтобы стать таковым?

Как и большинство специальностей в области психологии, вступление в область промышленно-организационной психологии требует обширного изучения. Скорее всего, вам потребуется получить степень магистра психологии, на что уйдет от одного до двух лет. Хотя некоторые люди, получающие степень магистра в области психологии, также получили степень бакалавра в этой области, вы можете получить степень бакалавра в другой области и получить степень магистра в области психологии или социальной работы. Узнайте больше о Что вы будете изучать.

Некоторые промышленно-организационные психологи получат докторские степени. Кроме того, некоторые психологи I / O обращаются за добровольной сертификацией Американского совета по психологии организационного и бизнес-консалтинга (ABOBCP), чтобы продемонстрировать компетентность и приверженность делу.

Руководство по лицензированию и сертификации психологов зависит от штата; обязательно ознакомьтесь с рекомендациями для региона, в котором вы планируете учиться.

Какие карьерные пути я могу выбрать в этой области?

У промышленно-организационного психолога никогда не бывает скучно на работе. Вы получите удовлетворение, помогая улучшить рабочие процессы и среду множеством способов. Некоторые типичные должностные инструкции включают работу в сфере консалтинга, потребительской, инженерной или кадровой психологии.

Возможности вашего клиента безграничны. В дополнение к работе в типичных психологических средах, таких как школы, клиники и больницы, вы можете применить свои психологические навыки в корпорациях, малых предприятиях и везде, где целью является повышение производительности и морального духа.

Чтобы расширить свои возможности в бизнесе и науке, вы можете получить докторскую степень. Для получения степени доктора психологии или доктора психологии потребуется от пяти до шести лет. Программы в определенных областях профессиональной психологии требуют годичной стажировки в рамках докторской программы. Те, кто получает докторскую степень в области психологии, должны пройти программу обучения в ординатуре под руководством практикующего врача; эта резиденция может занять до трех лет.

Узнайте о прогнозах заработной платы и работы для психологов промышленных и организационных структур.

Если вы заинтересованы в изучении психологии, но не уверены, что I/O подходит вам, вы можете изучить раздел психологии, который фокусируется на межличностных отношениях или конкретных группах населения, таких как дети или пожилые люди. Аналогичные области, не относящиеся к психологии, включают психиатрию, социологию, консультирование, антропологию, обучение, а также исследования и анализ рынка.

5 Обязанности организационного психолога

Чем занимается организационный психолог?
  • Улучшение процесса найма
  • Решение кадровых вопросов
  • Консультирование по политическим решениям
  • Стремиться к постоянному профессиональному развитию
  • Оптимизация рабочего места и процессов

Промышленный организационный психолог (IO) использует психологические принципы и методы исследования для решения проблем на рабочем месте. Другие титулы психолога IO включают:

  • организационный психолог

  • организационный советник

  • промышленный психолог

IO психология может быть прибыльной карьерой. Бюро статистики труда сообщает, что средняя годовая заработная плата специалиста по вводу-выводу составляет 111 150 долларов в год.

См. также: 5 общих курсов по программе организационного лидерства

Когда возникла дисциплина промышленно-организационной психологии?

Психология ИО — относительно новая область, быстро развивающаяся сразу после Первой мировой войны.

См. также: Что такое организационное лидерство?

Что нужно, чтобы стать IO-психологом?

Психологи IO могут выполнять множество важных функций. Они могут работать в:

  • компании
  • некоммерческая организация
  • государственная организация

На уровне бакалавра должностная инструкция IO-психолога может включать в себя обязанности помощника отдела кадров. Они могут координировать учебные мероприятия или проводить оценку состояния окружающей среды.

Если вы планируете карьеру в психологии IO, степени бакалавра обычно недостаточно для продвижения. Карьера в этой дисциплине обычно требует степени магистра или доктора наук. С многолетним опытом и ученой степенью будут доступны руководящие должности. Психологи IO, завершившие докторскую программу, могут получить сертификат Американского совета по организационной и бизнес-консалтинговой психологии. Это член правления Американского совета профессиональной психологии. В психологии IO как степень магистра, так и докторская степень могут считаться конечной степенью в этой области.

См. также: 45 лучших онлайн-мастеров организационного лидерства

Промышленные организационные психологи Описание работы

Каковы обязанности психолога? Описание работы промышленного психолога , вероятно, включает в себя множество различных обязанностей в организации. Психологи IO используют различные научные методы для применения психологических принципов в таких областях, как:

  • человеческие ресурсы
  • администрация
  • психология персонала
  • обучение и развитие

Психологи IO должны обладать высокой степенью эмоционального интеллекта. Они также должны иметь четкое представление о различных методах и стратегиях психологических исследований. Затем они могут применить их к психологии IO. Описание работы промышленного организационного психолога не вписывается в рамки типичного психолога. Они используют свои знания о мышлении и человеческом поведении, чтобы создавать ценность для своего работодателя и решать проблемы.

См. также: 10 лучших программ бакалавриата в области промышленной/организационной психологии

Пять обязанностей психолога IO

Психологи IO могут рассчитывать на выполнение этих пяти обязанностей после того, как они будут приняты на работу в организацию. Описание работы организационной психологии варьируется. Психологи IO могут ожидать, что их обязанности будут соответствовать нижеследующему.

1. Улучшить процесс найма

Одна из основных причин, по которой крупные компании нанимают психолога IO, заключается в том, чтобы улучшить процесс, который они используют для найма и удержания сотрудников. Они понимают, какие типы кандидатов нужны их организации для заполнения вакансий. Например, они могут помочь разработать первоначальный процесс проверки. Это может повысить пригодность кандидатов, дошедших до собеседования. Должностная инструкция организационного психолога может включать такие обязанности, как:

  • работа над новыми стратегиями интеграции сотрудников для программ обучения

  • помочь новым сотрудникам освоить основные должностные обязанности

  • участвовать в социальной культуре компании и оставаться продуктивным

2. Решение проблем с персоналом

Большинству отделов кадров может быть полезна консультация квалифицированного специалиста по психологии IO. В некоторых случаях кадровый психолог помогает сотрудникам, столкнувшимся со стрессовой трудовой жизнью. Они могут посоветовать сотрудникам, которые пытаются справиться с коллегой. Корпоративный психолог с опытом работы в сфере IO помогает сотрудникам повышать свою профессиональную ценность. Они делают это, определяя потребности в обучении и развитии. Они также могут оценить пробелы в производительности, которые помогут сотрудникам расти и повышать ценность своей организации.

3. Консультирование по политическим решениям

Успешные бизнес-лидеры знают, что хороший совет незаменим! Особенно это касается областей, не входящих в их профессиональную сферу. Психологи IO устанавливают и поддерживают межличностные отношения с руководителями отделов в своей организации. Некоторые обязанности психологов IO включают:

Они предвидят потенциальное влияние, которое каждое решение может оказать на:

Психологи IO могут консультировать руководство о потенциальном влиянии политики или набора политик на организационную эффективность. Они также могут проводить дополнительные исследования. Они могут наблюдать за действиями на рабочем месте или разговаривать с отдельными сотрудниками, чтобы оценить их реакцию.

4. Стремитесь к постоянному профессиональному развитию

Профессия психолога IO постоянно расширяется и развивается. Каждый год появляются новые исследования, теории и практики. Эксперты должны постоянно совершенствовать свои навыки, чтобы оставаться впереди. По данным Американской ассоциации психологов (APA), чтобы лучше обслуживать своих работодателей, специалисты по психологии IO должны поддерживать связь с:

  • новыми стратегиями
  • техники
  • другие разработки

5. Оптимизация рабочего места и процессов

В коммерческой среде промышленные психологи ценны, потому что они могут повысить производительность сотрудников и удовлетворенность работой. Они понимают, как психическое здоровье сотрудников коррелирует с производительностью труда и производительностью труда. Многие из их типичных обязанностей делают это косвенно. Некоторые психологи оптимизируют рабочий процесс во всей компании. Они могут тестировать различные планы этажей офиса. Они могут найти способы улучшить коммуникацию и командное сотрудничество между различными отделами.

Промышленная организационная психология и жизненный цикл занятости

Общество промышленной организационной психологии (SIOP) определяет роль I/O психолога с точки зрения жизненного цикла занятости. Жизненный цикл состоит из пяти частей:

Стратегия и оценка:

Ключевым ресурсом может быть опытный психолог по IO. Психологи IO понимают, что стратегия и планирование талантов являются ключевыми. Им нужны исключительные навыки критического мышления, чтобы создать бизнес-стратегию, соответствующую видению их организации. Психолог IO может встретиться с руководством, чтобы создать элементы измерения для своей миссии или видения. Они используют научные, основанные на исследованиях стратегии для разработки методов. Эти методы будут измерять желаемые результаты и оценивать производительность.

Организации, которые претерпевают (или планируют претерпеть) изменения, могут использовать психолога IO для помощи в разработке планов организационного развития. Психологи IO могут помочь планировать заранее, определяя будущие потребности в талантах на рабочем месте.

Штатное расписание:

Основой любой организации является ее персонал. IO-психолог может помочь организации разработать систему найма персонала, которая соответствует ее культуре и потребностям в найме. Они могут:

  • создавать анализ работы или анализ задач для выявления критических компетенций
  • разработка предварительных оценок для отсеивания кандидатов, не соответствующих минимальным требованиям
  • проводить интервью или обучать других тому, как использовать стандартизированный процесс интервью, который уменьшает предвзятость
  • выявляют и устраняют юридические риски в своей системе отбора сотрудников.

Обучение и развитие:

После того, как вы наняли нужных людей, вам необходимо обучить их и развить их навыки. Психологи ИО могут помочь по телефону:

  • определение потребностей в обучении
  • определение пробелов в навыках для определения приоритетности содержания учебных программ
  • разрабатывать и предоставлять учебные материалы, соответствующие миссии и целям организации.

Психолог IO может разработать программы, которые развивают лидерские качества и помогают отдельным лицам и командам учиться и расти. Они могут создать план управления эффективностью, чтобы создать показатели для оценки поведения человека на работе.

Управление талантами:

Планирование преемственности играет ключевую роль в управлении талантами. IO-психолог может помочь сократить расходы. Они могут определить и подготовить сотрудников для заполнения ключевых должностей и руководящих должностей. Они могут создать процесс развития для перевода сотрудников на новые руководящие роли.

Управление эффективностью: 

Психологи IO обладают навыками разработки и поддержания программы управления качеством работы. Они могут создавать инструменты оценки эффективности. Они могут гарантировать, что все супервайзеры одинаково понимают рейтинговую систему. Они обучают оценщиков снижать предвзятость, чтобы оценки были справедливыми и точными. Психологи ИО могут помочь:

  • максимизировать мотивацию сотрудников и производительность труда

  • создавать цели производительности, которые отображают стратегические цели организации на основе научных данных

  • разработать системы вознаграждения, поддерживающие организационные ценности и культуру

  • определяют стимулы, которые больше всего ценятся сотрудниками.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts