2. Структура волевого действия
С чего начинается волевое действие? Конечно, с осознания цели действия и связанного с ней мотива. При ясном осознании цели и мотива, вызывающего ее, стремление к цели принято называть желанием (рис. 15.2).
Но не всякое стремление к цели носит достаточно осознанный характер. В зависимости от степени осознанности потребностей их разделяют на влечения ц желания. Если желание осознанно, то влечение всегда смутно, неясно: человек осознает, что ему чего-то хочется, чего-то не хватает или ему что-то нужно, но что именно, он не понимает. Обычно люди переживают влечение как специфическое тягостное состояние в виде тоски или неопределенности. Из-за своей неопределенности влечение не может перерасти в целенаправленную деятельность. Поэтому влечение часто рассматривают как переходное состояние. Представленная в нем потребность, как правило, либо угасает, либо осознается и превращается в конкретное желание.
Следует отметить, что далеко не всякое желание приводит к действию. Желание само по себе не сдержит активного элемента. Прежде чем желание превратится в непосредственный мотив, а затем в цель, оно оценивается человеком, т. е. «фильтруется» через систему ценностей человека, получает определенную эмоциональную окраску. Все, что связано с реализацией цели, в эмоциональной сфере окрашивается в положительные тона, равно как все, что является препятствием к достижению цели, вызывает отрицательные эмоции.
Имея побуждающую силу, желание обостряет осознание цели будущего действия и построение его плана. В свою очередь, при формировании цели особую роль играет ее содержание, характер и значение. Чем значительнее цель, тем более мощное стремление может быть вызвано ею.
Желание не всегда сразу претворяется в жизнь. У человека иногда возникает сразу несколько несогласованных и даже противоречивых желаний, и он оказывается в весьма затруднительном положении, не зная, какое из них реализовать.
Психическое состояние, которое характеризуется столкновением нескольких желаний или нескольких различных побуждений к деятельности, принято называть борьбой мотивов. Борьба мотивов включает в себя оценку человеком тех оснований, которые говорят за и против необходимости действовать в определенном направлении, обдумывании того, как именно действовать. Заключительным моментом борьбы мотивов является принятие решения, заключающегося в выборе цели и способа действия. Принимая решение, человек проявляет решительность; при этом он, как правило, чувствует ответственность за дальнейший ход событий.Следует отметить, что в психологической науке активно ведутся споры по проблеме принятия решения. С одной стороны, борьба мотивов и последующее принятие решения рассматриваются как основное звено, ядро волевого акта. С другой стороны, отмечается тенденция выключения из волевого акта внутренней работы сознания, связанной с выбором, обдумыванием и оценкой.
Рис. 1. Психологическая структура волевого акта
Существует и другая точка зрения, характерная для тех психологов, которые, не отвергая значимость борьбы мотивов и внутренней работы сознания, видят сущность воли в исполнении принятою решения, поскольку борьба мотивов и следующее за этим принятие решения не идут дальше субъективных состояний. Именно исполнение решения составляет основной момент волевой деятельности человека.
Исполнительный этап волевого действия имеет сложную структуру. Прежде всего исполнение принятого решения связано с тем или иным временем, т. е. с определенным сроком. Если исполнение решения откладывается на длительный срок, то в этом случае принято говорить о намерении исполнить принятое решение. Обычно мы говорим о намерении, когда сталкиваемся со сложными видами деятельности: например, поступить в вуз, получить определенную специальность. Простейшие волевые действия, такие как утолить жажду или голод, изменить направление своего движения, чтобы не столкнуться с идущим навстречу человеком, исполняются, как правило, сразу. Намерение по своей сути является внутренней подготовкой отсроченного действия и представляет собой зафиксированную решением направленность на осуществление цели.
Однако одного намерения недостаточно. Как и в любом другом волевом действии, при существовании намерения можно выделить этап планирования путей достижения поставленной цели. План может быть детализирован в разной степени. Для одних людей характерно стремление все предусмотреть, спланировать каждый шаг. В то же время другие довольствуются лишь общей схемой. При этом спланированное действие не реализуется сразу. Для его реализации необходимо сознательное
Этот заключительный этап волевого действия может получить двоякое выражение: в одних случаях он проявляется во внешнем действии, в других случаях, наоборот, он заключается в воздержании от какого-либо внешнего действия (такое проявление принято называть внутренним волевым действием).
Волевое усилие качественно отличается от мышечных напряжений. В волевом усилии внешние движения могут быть представлены минимально, а внутреннее напряжение может быть весьма значительным. Вместе с тем в любом волевом усилии в той или иной степени присутствует и мышечное напряжение. Например, рассматривая или вспоминая что-то, мы напрягаем мышцы лба, глаз и т. п., но это не дает основания отождествлять мышечные и волевые усилия.
В различных конкретных условиях проявляемые нами волевые усилия будут различаться по интенсивности. Это связано с тем, что интенсивность волевых усилий прежде всего зависит как от внешних, так и от внутренних препятствий, на которые наталкивается выполнение волевого действия.
Общепрофессиональный курс, тест по теме «Общая психология»
Вопрос 1
Если в процессе коммуникации собеседник отводит взгляд в сторону – это означает что он:
Выберите один ответ:
a. хочет закончить разговор
b. не понимает вопроса
c. формулирует мысль
d. не хочет общаться
Правильный ответ: формулирует мысль
Вопрос 2
Длительные психические состояния, имеющие четко выраженный предметный характер:
Выберите один ответ:
a. чувства
b. эмоции
c. настроение
d. эмоциональный тон
Правильный ответ: чувства
Вопрос 3
Заключительный момент борьбы мотивов:
Выберите один ответ:
a. принятие решения
b. реализация цели
c. осмысление цели
d. выбор цели
Правильный ответ: принятие решения
Вопрос 4
Ключевое слово, характеризующее понятие потребность:
Выберите один ответ:
a. состояние
b. объективная
c. субъективная
d. нужда
Правильный ответ: нужда
Вопрос 5
Отражение мира сквозь призму общечеловеческих знаний и позиций, и на основе концептуальных систем:
Выберите один ответ:
a. обусловленность
b. сознательность
c. целесообразность
d. категоричность
Правильный ответ: категоричность
Вопрос 6
Психическое свойство личности, определяющее линию поведения человека и выражающееся в его отношениях к окружающему миру, к труду и другим людям:
Выберите один ответ:
a. темперамент
b. направленность
c. характер
d. мотивация
Правильный ответ: характер
Вопрос 7
Тип поведения, являющийся вершиной психического развития животных:
Выберите один ответ:
a. мыслительное
b. интеллектуальное
c. перцептивное
d. сенсорное
Правильный ответ: интеллектуальное
Вопрос 8
Самое длительное, или «хроническое» эмоциональное состояние, окрашивающее все поведение:
Выберите один ответ:
a. чувства
b. настроение
c. эмоции
d. страсть
Правильный ответ: настроение
Вопрос 9
Термин «психология» в научный оборот ввел:
Выберите один ответ:
a. X. Вольф
b. Г. Лейбниц
c. Р. Декарт
d. Аристотель
Правильный ответ: X. Вольф
Вопрос 10
Мораль — это:
Выберите один ответ:
a. правила поведения людей при совершении обрядов и форм деятельности
b. общепринятые и повторяющиеся формы поведения людей, которые служат средством передача социального и культурного опыта от поколения к поколению
c. общепринятые в рамках социальной общности (группы) правила, образцы поведения или действия в определенной ситуации
d. форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе
Правильный ответ: форма общественного сознания, в которой отражаются идеи, представления, принципы и правила поведения людей в обществе
Вопрос 11
Мышление — это:
Выберите один ответ:
a. высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений
b. отражение отдельных свойств предметов, воздействующих на наши органы чувств
c. целостное отражение предметов, воздействующих на органы чувств
d. отражение будущего, создание нового образа
e. отражение прошлого опыта и запечатление, сохранение и воспроизведение чего-либо
Правильный ответ: высшая форма отражательной деятельности, позволяющая понять сущность предметов и явлений
Вопрос 12
Общая психология…
Выберите один ответ:
a. разрабатывает методы обучения и воспитания людей
b. исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность
c. изучает наследственные механизмы психики и поведения
d. изучает человеческие взаимоотношения и явления
Правильный ответ: исследует индивида, выделяя в нем познавательные процессы и личность
Вопрос 13
Темперамент это:
Выберите один ответ:
a. врожденные особенности человека, обуславливающие степень эмоциональной возбудимости и особенности приспособления к окружающей среде
b. приобретенные особенности человека
c. общие закономерности психики
Правильный ответ: врожденные особенности человека, обуславливающие степень эмоциональной возбудимости и особенности приспособления к окружающей среде
Вопрос 14
Холерик — это:
Выберите один ответ:
a. человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны
b. человек со слабой нервной системой
c. человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой
d. человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением
Правильный ответ: человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением
Вопрос 15
Флегматик — это
Выберите один ответ:
a. человек со слабой нервной системой
b. человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны
c. человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением
d. человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой
Правильный ответ: человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой
Вопрос 16
Меланхолик — это:
Выберите один ответ:
a. человек, нервная система которого определяется преобладанием возбуждения над торможением
b. человек со слабой нервной системой
c. человек, обладающий быстрой реакцией, его поступки обдуманны
d. человек с сильной, уравновешенной, но инертной нервной системой
Правильный ответ: человек со слабой нервной системой
Мотивация и сила не сдаваться (для подростков)
Вы когда-нибудь ставили перед собой цель, например, привести себя в форму, попасть в список лучших или попасть в команду? Как и многие люди, вы, возможно, начали хорошо, но затем потеряли часть этого драйва и у вас возникли проблемы с мотивацией.
Ты не один!
Всем сложно сохранять мотивацию и достигать своих целей. Вы только посмотрите, сколько людей садятся на диеты, худеют, а потом снова набирают вес!
Реальность такова, что переориентация, изменение или новое начало чего-то, независимо от того, насколько оно мало, — это большое дело. Но это возможно. При правильном подходе у вас точно получится.
Мотивация
Итак, как сохранить мотивацию и идти к своей цели? Все сводится к хорошему планированию, реалистичным ожиданиям и настойчивости. Вот что вам нужно сделать:
Во-первых, узнайте свою цель. Начните с записи вашей главной цели. Ваша главная цель — это то, что вы хотели бы увидеть. Например, «Я хочу попасть в список почета», или «Я хочу быть в хорошей форме, чтобы попасть в сборную по пересеченной местности», или даже «Я хочу играть на Олимпийских играх» — все это основные цели, потому что они последнее, что хочет увидеть постановщик целей (очевидно, что некоторые цели занимают больше времени и требуют больше работы, чем другие). Мечтать по-крупному — это нормально. Вот как люди добиваются успеха. Вы просто должны помнить, что чем больше цель, тем больше работы требуется, чтобы ее достичь.
Конкретизируйте. Легче спланировать и реализовать конкретную цель, чем расплывчатую. Допустим, ваша цель — привести себя в форму. Это довольно расплывчато. Сделайте это конкретным, определив, чего вы хотите достичь (например, мышечный тонус и четкость или выносливость), почему вы хотите привести себя в форму и к какому сроку. Это поможет вам составить план достижения цели.
Сделайте это реалистичным. Люди часто отказываются от своих целей, потому что их ожидания необоснованны. Может быть, они рассчитывают накачать пресс за недели, а не за месяцы, или легко бросить курить после многих лет курения.
Допустим, вы хотите пробежать марафон. Если вы попытаетесь завтра пробежать всю дистанцию в 26,2 мили без какой-либо подготовки, у вас вряд ли получится. Среднестатистическому человеку требуется 4 месяца тренировок, чтобы пробежать такое расстояние! Но больший риск заключается в том, что вы настолько устанете, что откажетесь от своей мечты о марафоне — и от бега — вообще.
Чтобы сохранить мотивацию, нужно быть реалистичным в отношении того, чего вы можете достичь в запланированные сроки. Соревноваться в олимпийской лыжной команде — достижимая цель, если вам 15 лет, и вы уже являетесь звездным лыжником. Но если вам 18 и вы только начинаете свой первый урок, время не совсем на вашей стороне.
Запишите это. Запишите свою конкретную цель. Затем запишите его снова. И опять. Исследования показывают, что запись цели является частью умственного процесса ее достижения. Каждый день записывайте свою цель, чтобы не отвлекаться и напоминать себе, как сильно вы этого хотите.
Разбери его. Любые изменения требуют самодисциплины. Вы должны уделять постоянное внимание, чтобы не отвлекаться. Один из способов упростить задачу — разбить большую цель на маленькие шаги. Например, допустим, вы хотите пробежать марафон. Если сейчас февраль, а марафон в августе, это реальный срок для подготовки. Начните с того, что запланируйте пробежать 2 мили и постепенно увеличивайте расстояние до нужной вам дистанции.
Затем поставьте конкретные ежедневные задачи, например съешьте пять порций фруктов и овощей и пробежите определенное количество в день. Запишите их в календарь или планировщик, чтобы вы могли отметить их. Попросите тренера помочь вам установить выполнимые мини-цели для дополнительного количества миль и задач для улучшения вашей производительности, таких как упражнения для развития силы и выносливости, чтобы у вас оставалась мотивация бежать дальше.
Достижение частых небольших целей — это повод для радости. Это дает вам уверенность, смелость и мотивацию продолжать бежать или делать то, к чему вы стремитесь. Так вознаградите себя!
p
Сохранение мотивации
Проверьте свою цель. Теперь, когда вы разбили свою цель на ряд мини-целей и ежедневных задач, проверяйте каждый день.
Полезно записывать свои маленькие цели так же, как вы записывали свои большие цели. Таким образом вы можете отслеживать, что вам нужно сделать, отмечать задачи по мере их выполнения и получать удовольствие от осознания того, что вы движетесь к своей большой цели.
Выполнив задание, отметьте его в своем списке. Скажите себе: «Эй, я пробежал 10 миль, я почти на полпути к своей цели!» Наградите себя чем-то, что вы обещали себе, когда ставили цель. Чувствуй себя успешным — ты есть! Теперь подумайте о том, как выполнить оставшуюся часть своей цели: «Что мне нужно сделать, чтобы пробежать 26 миль? Как мне найти время для тренировок?»
Записывание определенных шагов имеет еще одно преимущество: если вы чувствуете слабость воли, вы можете просмотреть свой список, чтобы помочь себе переориентироваться!
Вернитесь к своей цели, если вы ошиблись. Если вы ошиблись, не сдавайтесь. Простите себя и составьте план, как вернуться на правильный путь.
Похлопайте себя по спине за все, что вы сделали правильно. Не корите себя, как бы далеко вы ни зашли. Большинство людей ошибаются, пытаясь что-то изменить — это естественная часть процесса.
Записывание ежедневных задач и мини-целей также помогает здесь. Отслеживая события, вы быстро распознаете, когда ошиблись, и вам будет легче переориентироваться и вернуться к своей цели. Таким образом, вместо того, чтобы впадать в уныние, вы можете точно знать, где вы сбились с пути и почему.
Что делать, если вы продолжаете ошибаться? Спросите себя, действительно ли вы привержены своей цели. Если да, повторите обязательство — и изложите это в письменной форме. Процесс записи всего может также помочь вам понять, когда вы на самом деле не привержены цели. Например, возможно, вы больше любите мечтать о том, чтобы стать звездой спортсмена, чем реальность, и есть что-то еще, чем вы хотели бы быть или чем бы вы хотели заниматься.
Воспринимайте ошибки как уроки и напоминания о том, почему вы пытаетесь что-то изменить. Когда вы ошибаетесь, это не ошибка — это возможность узнать о себе что-то новое. Скажем, ваша цель — меньше ссориться с братом или сестрой. Возможно, вы поймете, что лучше сказать: «Я не могу говорить об этом прямо сейчас» и успокоиться, когда почувствуете, что ваш гнев выходит из-под контроля.
Держите твердую позицию. Визуализируйте, как вы достигаете своей цели: подтянутую вас в выпускном платье или успешную, когда вы забиваете победный гол в футболе. Самовизуализация помогает вам помнить о том, чего вы пытаетесь достичь. Это помогает вам поверить, что это возможно. Вы также можете вызывать свою ментальную картину, когда сила воли и мотивация низки.
Позитивный разговор с самим собой также повышает ваше отношение и мотивацию. Скажите себе: «Я заслуживаю похвалы, потому что я действительно усердно работал» или «Я прекрасно себя чувствую, когда плаваю — я хорошо выполняю свой план упражнений!»
Поделись с другом. Еще одним преимуществом являются поддерживающие вас люди. Найдите приятеля по бегу, приятеля, который бросил курить, или кого-то еще с похожей целью, чтобы вы могли поддерживать друг друга. Наличие напарника может иметь решающее значение в те моменты, когда вы не чувствуете мотивации — например, вставать перед утренней пробежкой.
Если вы не получаете поддержки от кого-то, когда она вам действительно нужна, возможно, вам стоит сделать перерыв в этой дружбе и окружить себя людьми, которые хотят помочь вам добиться успеха. Например, если вы каждый четверг после школы ходили в гости к другу заниматься вместе, но теперь ваш приятель включает телевизор, пишет друзьям сообщения или болтает по телефону и игнорирует ваши просьбы приступить к работе, это пора найти еще одного приятеля по учебе. Вы не сможете сосредоточиться на своей цели, если ваш друг не разделяет эту цель или, что еще хуже, пытается сдерживать вас. Ищите других, которые идут тем же путем, что и вы, и вместо этого работайте с ними.
Не сдавайся!
Прекращение нездорового образа жизни или создание нового, интересного — это все, что нужно для того, чтобы взять на себя ответственность за свою жизнь. Найти мотивацию для этого не всегда легко, но это всегда возможно. Вы можете сохранять мотивацию, записывая свои цели, придерживаясь графика и напоминая себе о том, что привело вас к постановке цели в первую очередь. Перемены — это здорово, без них нам всем было бы очень скучно.
Удачи в достижении целей!
Мартин Лютер Кинг младший – Принятая речь
- Мартин Лютер Кинг младший.
Ваш браузер не поддерживает видео тег.
Мартин Лютер Кинг-младший произнес свою благодарственную речь в аудитории Университета Осло 10 декабря 1964 года.
Благодарственная речь Мартина Лютера Кинга по случаю присуждения Нобелевской премии мира в Осло, 10 декабря 1964 г.
Ваше Величество, Ваше Королевское Высочество, господин Президент, Ваши Превосходительства, дамы и господа:
Я принимаю Нобелевскую премию мира в тот момент, когда 22 миллиона негров Соединенных Штатов Америки участвуют в творческой битве за то, чтобы положить конец долгой ночи расовой несправедливости. Я принимаю эту награду от имени движения за гражданские права, которое с решимостью и величественным пренебрежением к риску и опасности движется к установлению царства свободы и верховенства справедливости. Я помню, что только вчера в Бирмингеме, штат Алабама, нашим детям, взывающим к братству, ответили пожарными шлангами, рычащими собаками и даже смертью. Я помню, что только вчера в Филадельфии, штат Миссисипи, молодые люди, стремящиеся обеспечить себе право голоса, подверглись жестокому обращению и были убиты. И только вчера более 40 молитвенных домов только в штате Миссисипи были взорваны или сожжены, потому что они давали убежище тем, кто не соглашался на сегрегацию. Я осознаю, что изнурительная и мучительная бедность поражает мой народ и приковывает его к самой нижней ступени экономической лестницы.
Поэтому я должен спросить, почему эта премия присуждается движению, которое осаждено и предано неустанной борьбе; к движению, которое не завоевало тот самый мир и братство, которые составляют сущность Нобелевской премии.
Рано или поздно все люди мира должны будут найти способ жить вместе в мире …Поразмыслив, я прихожу к выводу, что эта награда, которую я получаю от имени этого движения, является глубоким признанием того, что ненасилие является ответом на важнейший политический и моральный вопрос нашего времени — потребность человека преодолевать угнетение и насилие, не прибегая к насилию. и угнетение. Цивилизация и насилие — понятия противоположные. Негры Соединенных Штатов, вслед за народом Индии, продемонстрировали, что ненасилие — это не бесплодная пассивность, а мощная моральная сила, способствующая социальным преобразованиям. Рано или поздно все люди мира должны будут найти способ жить вместе в мире и тем самым превратить эту грядущую космическую элегию в созидательный псалом братства. Чтобы достичь этого, человек должен разработать для всех человеческих конфликтов метод, который отвергает месть, агрессию и возмездие. Основой такого метода является любовь.
Об этом свидетельствует извилистая дорога, ведущая из Монтгомери, штат Алабама, в Осло. Это дорога, по которой идут миллионы негров, чтобы обрести новое чувство собственного достоинства. Этот же путь открыл для всех американцев новую эру прогресса и надежды. Это привело к принятию нового Билля о гражданских правах, и я убежден, что он будет расширяться и удлиняться, превращаясь в супермагистраль правосудия, поскольку негры и белые люди во все большем количестве создают союзы для решения своих общих проблем.
Сегодня я принимаю эту награду с непоколебимой верой в Америку и смелой верой в будущее человечества. Я отказываюсь принимать отчаяние как окончательный ответ на двусмысленность истории. Я отказываюсь принять идею о том, что «естьность» нынешней природы человека делает его морально неспособным достичь вечной «должности», которая вечно противостоит ему. Я отказываюсь принять идею о том, что человек — это просто обломки мусора в реке жизни, неспособные повлиять на разворачивающиеся вокруг него события. Я отказываюсь принять мнение, что человечество настолько трагически связано с беззвездной полночью расизма и войны, что яркий рассвет мира и братства никогда не станет реальностью.
Я отказываюсь принять циничное представление о том, что нация за нацией должны спускаться по милитаристской лестнице в ад термоядерного уничтожения. Я верю, что последнее слово в реальности будет за безоружной правдой и безусловной любовью. Вот почему временно побежденное право сильнее торжествующего зла. Я верю, что даже среди сегодняшних минометных очередей и свистящих пуль еще есть надежда на светлое завтра. Я верю, что израненное правосудие, распростертое на залитых кровью улицах наших народов, может быть поднято из этого праха позора, чтобы безраздельно править среди детей человеческих. Я имею наглость полагать, что люди во всем мире могут питаться три раза в день для своего тела, образование и культура для своего ума и достоинство, равенство и свобода для своего духа. Я верю, что то, что эгоцентричные люди разрушили, люди, сосредоточенные на других, могут построить. Я все еще верю, что однажды человечество склонится перед алтарями Бога и победит войну и кровопролитие, и ненасильственное искупительное добро провозгласит господство на земле. «И лев и ягненок лягут вместе, и каждый сядет под своей виноградной лозой и смоковницей, и никто не убоится». Я все еще верю, что мы Преодолеем !
Эта вера может придать нам мужества, чтобы противостоять неопределенности будущего. Это придаст нашим усталым ногам новую силу, когда мы продолжим наш путь вперед к городу свободы. Когда наши дни станут унылыми из-за низко нависших облаков, а наши ночи станут темнее тысячи полуночей, мы поймем, что живем в творческой суматохе подлинной цивилизации, борющейся за свое рождение.
Сегодня я приезжаю в Осло в качестве попечителя, вдохновленный и с обновленной преданностью человечеству. Я принимаю эту награду от имени всех людей, любящих мир и братство. Я говорю, что пришел как попечитель, ибо в глубине души знаю, что этот приз для меня лично гораздо больше, чем честь.
Каждый раз, когда я отправляюсь в полет, я всегда думаю о многих людях, которые делают возможным успешное путешествие — известных пилотах и неизвестных наземных экипажах.
Итак, вы чествуете самоотверженных пилотов нашей борьбы, которые сидели за штурвалом, когда движение за свободу взлетело на орбиту. Вы еще раз чтите вождя Лутули из Южной Африки, чья борьба со своим народом и за него до сих пор сталкивается с самым жестоким выражением человеческой бесчеловечности по отношению к человеку. Вы чтите наземную команду, без труда и жертв которой реактивные полеты на свободу никогда бы не покинули землю. Большинство из этих людей никогда не попадут в заголовки, и их имена не появятся в Кто есть кто . Но когда пройдут годы и когда ослепительный свет истины сосредоточится на этом чудесном веке, в котором мы живем, мужчины и женщины узнают, а дети узнают, что у нас есть более прекрасная земля, лучшие люди, более благородная цивилизация — потому что эти смиренные дети Божьи были готовы страдать за праведность.
… мир дороже бриллиантов, серебра или золота.Я думаю, Альфред Нобель понял бы, что я имею в виду, когда говорю, что принимаю эту награду в духе хранителя некой драгоценной семейной реликвии, которую он хранит в доверительном управлении для ее истинных владельцев — всех тех, для кого красота — это правда, а истина — красота — и в чьих глазах красота подлинного братства и мира дороже бриллиантов, серебра или золота.