Исправление замен л другими звуками на подготовительном этапе осуществляют сразу по нескольким направлениям: учат различать на слух звук л и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции, четко выполнять движения языком, необходимые для правильного произношения звука л. Но в отдельных случаях упражнения для языка и губ имеют свои особенности. Замена звука Л звуком Й. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. «Мышка весеё жия, на пуху в угью спая.» При замене л на й ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним резцам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поднимать. Замена звука Л звуком У. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребенок произносит звук л, потому что, вытягивая губы вперед, как при звуке у, он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребенку протянуть звук л, будет легче заметить движения его губ. «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа.» При замене л на у, нужно прежде всего довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого ему предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднократном произнесении слога ла. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по-своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение.) А теперь растяни губы. Как будто ты улыбаешься (это тоже не затрудняет ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты сказал им, что они должны делать». Упражнение повторяют несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык». (Взрослый поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает. Губы все время находятся в положении улыбки). Сделай и ты так». Ребенок несколько раз повторяет упражнение, а взрослый следит, чтобы он не загибал кончик языка внутрь. Замена звука Л звуком Ы. Задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук л пропускается. «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа.» В этом случае с ребенком проводится работа как при отсутствии звука л. Замена звука Л звуком В. Язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука л. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава.» При замене л на в необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать ее, обнажая зубы, и удерживать в таком положении под счет от 3 до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяют несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее. Замена звука Л звуком Г. Кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага.» При замене л на г ребенку показывают, в чем ошибки его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Взрослый говорит: «Скажи ла, ла, ла… (ребенок произносит «га», «га», «га» Постановка и автоматизация звука л проводятся, как и при его отсутствии. При заменах звука л другими необходимо провести полную дифференциацию (в изолированном положении, слогах, словах, фразовой речи) этого звука и его заменителя. Желаю удачи! | ||
Ламбдацизм — дислалия-ннов
ЛАМБДАЦИЗМ Характеристика фонем. Описание правильного уклада органов артикуляции. Причины и варианты нарушений фонем — искажение и замены. Артикуляционная гимнастика на подготовительном этапе постановки звука. Приемы коррекции фонемы. Закрепление коммуникативных умений и навыков.
ТЕОРИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЕ Ламбдацизм — недостатки произношения звуков [л] и [л’], является фонетическим нарушением. Ламбдацизм относится к мономорфным нарушениям. Параламбдацизм выражается в замене [л] и [л’] другими звуками и по структуре является фонетико-фонематическим нарушением. ПОЛОЖЕНИЕ ОРГАНОВ АРТИКУЛЯЦИИ Кончик мягкого неба поднят, образуя с задней стенкой глотки нёбно-глоточный затвор, который препятствует проходу воздушной струи в носовую полость. Губы нейтральны и принимают положение следующего гласного. Зубы сближены, расстояние между верхними резцами и нижними — 2-4 мм. Кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов. Переднесредняя часть спинки языка опущена, корневая часть поднята по направлению к мягкому небу и оттягивается назад, посередине образуется ложкообразная вдавленность. Боковые края языка опущены, через них проходит выдыхаемая струя воздуха, слабая, как при произнесении всех звонких согласных. Мягкое небо поднято и закрывает проход в нос. Голосовые складки колеблются, производя голос. Артикуляция [л¢] отличается от твердого тем, что губы при его произнесении несколько оттягиваются в стороны (что свойственно мягким согласным). Переднесредняя часть спинки языка поднимается по направлению к твердому небу и несколько продвигается вперед, задняя часть спинки языка вместе с корнем значительно продвинута вперед и опущена ВИДЫ НАРУШЕНИЙ ЗВУКОВ Отсутствие звуков [л] и [л’]. Речь ребёнка, пропускающего звук [л], будет звучать так: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа. Мышка еа сыр и сао, но всё мышке быо мао». Межзубное произношение. Слышится акустически правильный звук, а артикуляция звука изменена, кончик языка находится между резцами. Носовое [л] в виде заднеязычного носового звука. Произношение резко отличается от правильного и по артикуляции и на слух. Язык прикасается к заднему небу, воздушная струя частично или полностью проходит через нос, как при звуке [н]. Слышится два нечетких звука: [нг]. Речь ребёнка будет звучать так: « Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга. Мышка енга сыр и санго, но всё мышке бынго манго». Губно-губное (двугубное) произношение. Акустически напоминает звук [у], встречающийся в некоторых диалектах, или звук [w], свойственный фонетическому строю английского языка. В этом случае звук произносится с участием губ, кончик языка опущен, лежит на дне ротовой полости. Губно-зубное произношение, напоминающее звук [в]. Нижняя губа приближается к верхним зубам, кончик языка лежит на дне ротовой полости. Встречается боковое одностороннее произнесение [л], когда воздух проходит только с одной стороны языка. Смягченное произношение, среднее между твердым и мягким произношением. В этом случае звук [л] произносится с более приподнятой средней частью спинки языка. Параламбдацизмы. Более многочисленными являются случаи параламбдацизма в виде замен его кратким гласным [ы], фрикативным [г] (как в южнорусских диалектах), мягким и полумягким [л], [j]. Кроме того, звук [л] заменяется звуками [у], [в], [д], [н], [з], [р], [л¢]. Замена звука [л] звуком [ы]. При этом виде не правильного произношения задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребёнок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа. Мышка еыа сыр и саыо, но всё мышке быыо маыо». Замена звука [л] звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподняться. Речь ребёнка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага. Мышка eгa сыр и саго, но всё мышке быго маго». Замена звука [л] звуком [j]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того, чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребёнок говорит так: «Мышка Замена звука [л] звуком [у]. При нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. Взрослые часто затрудняются сказать, как ребёнок произносит звук [л], потому что, вытягивая звуки вперед, как при звуке [у], он быстро переходит к следующему звуку в слове и слушающий не успевает заметить, как произносится звук. Но если предложить ребёнку протянуть звук [л], будет легче заметить движение его губ. Если придержать пальцами ребёнка его губы в углах рта, чтобы они были неподвижными, можно легче убедиться в том, что он совсем не может произнести звук [л]. При этой замене речь ребёнка звучит примерно так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа. Мышка еуа сыр и сауо, но всё мышке быуо мауо». Этот недостаток, если его не исправлять, часто остаётся на всю жизнь. Замена звука [л] звуком [в]. При такой замене язык не принимает участие в артикуляции, нижняя губа двигается к верхним резцам. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения звука [л]. «Мышка весево жива, на пуху в угву спава. Мышка ева сыр и саво, но всё мышке быво маво».
КОРРЕКЦИЯ Подготовительный этап Для правильного произношения звука [л] необходимо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх, умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами. Подъем кончика языка вверх вырабатывается с помощью специальных упражнений артикуляционной гимнастики. «Качели-1»: рот открыт, губы в улыбке, широкий язык положить снаружи на верхнюю губу, затем на нижнюю. Кончик языка подворачивать как можно больше. «Качели-2». Рот открыт, губы в улыбке, широкий язык вставить между верхней губой и верхними зубами. «Качели-3». Рот открыт, губы в улыбке, положить широкий язык за нижние зубы с внутренней стороны, затем поднять широкий язык за верхние зубы с внутренней стороны. «Вкусное варенье». Рот открыт, губы в улыбке, широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру неба. «Пощелкать кончиком языка». Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижать к бугоркам за верхними зубами и со щелчком оторвать. Сначала выполнять движения медленно, постепенно темп убыстрять. «Беззвучно пощелкать кончиком языка». Рот открыт, губы в улыбке, широкий кончик языка прижимать сначала к бугоркам за верхними зубами и беззвучно отрывать. Сначала выполнять упражнение в медленном темпе, затем в быстром. «Индюк». Рот открыт, губы в улыбке. Производить широким передним краем языка движения по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от губы, кончик слегка загнуть, как бы поглаживать губу. Сначала производить медленные движения, потом убыстрять темп и добавить голос, пока не послышаться звуки бл-бл. Подъем задней части спинки языка вверх можно добиться, отрабатывая звуки [о], [у], [а] также [ы]. Умение опускать боковые края языка и выдыхать воздушную струю в щель между боковыми краями языка и коренными зубами вырабатывается с помощью упражнения «охотник идет по болоту». Логопед: «У охотника большие резиновые сапоги, он идет по болоту. Под ногами у него хлюпает вот так». Зажав широкий кончик языка передними зубами, выдыхает воздух через щеки, во время выдоха равномерно указательными пальцами обеих рук слегка ударяет себя по щекам, в результате чего слышится хлюпающий звук. Богомолова А.И. предлагает следующие упражнения: Для губ и челюстей. Открыть широко рот, как при произнесении звука а. Челюсти и губы напряжены и неподвижны. Зубы открыты на ширину полутора пальцев. Язык должен лежать на дне рта. Ребенок должен удерживать это положение некоторое время. Закрыть рот, повторить упражнение. Для языка. «Болтушка». Напряженным загнутым кончиком языка с включением голоса водить по небу взад и вперед то медленно, то быстро. Зубы разомкнуты на ширину пальца. Губы открыты и не закрывают зубов. Челюсти должны быть неподвижны, работает только язык. Как в упражнении «Болтушка» сделать язык «чашечкой». Губы округлить, зубы разомкнуть на расстояние полутора пальцев. Не меняя положения языка, ввести его в рот и достать небо загнутым кончиком у альвеол. Выпуклая часть находится между зубами и придает языку удобное положение. Губы принимают овальную форму. Произнесение длительного звука [л]. Сделать язык «чашечкой» и поднять его к альвеолам, как в предыдущем упражнении. Включить голос. Язык должен быть неподвижен. Слышится длительный звук [л]. Губы овальной формы, губы разомкнуты и вместе с челюстью неподвижны. Контроль ладонью руки: ощущается теплый поток воздуха. Очень важно в случае параламбдацизма на данном этапе научить ребенка различать на слух звук [л] и его заменитель, осознавать разницу в их артикуляции и фонации. С этой целью используются упражнения на развитие фонематического слуха. Например, выделение слов, в которых есть звук [л]: яблоко, тень, дерево, капля, стена, страница, кнопка, стол, лампа, дом, улыбка. Найти те предметы в комнате, в которых есть звук [л]: стул, стол, лавка, стекло. Постановка Основная трудность в постановке звука [л] заключается в том, что, произнося звук правильно, ребенок продолжает слышать прежний свой звук. Поэтому нужно привлекать слуховое внимание ребенка к тому звуку, который получается в момент его постановки. Звук [л] удается получить по слуховому подражанию, если на подготовительном этапе ребенок научился узнавать его и отличать правильное звучание от неправильного. Таким образом, при данном виде дислалии часто используется постановки звука [л] по подражанию и смешанный. Если по подражанию звук поставить не удается, то используют следующие приемы. По образцу ребенку предлагают, пользуясь зеркалом, свободно высунуть язык и зажать его между зубами. Затем он должен, не меняя положения языка, произнести протяжно [а] или [ы]. Уже при этом положении речевых органов может получиться протяжный межзубный [л], на что, однако, не следует обращать внимание ребенка, чтобы он не сбился на привычное произношение. Ребенку предлагается слегка раскрыть рот и произнести сочетание [ыа]. При этом [ы] произносится кратко, с напряжением органов артикуляции (как бы на твердой атаке). Образец произнесения показывает логопед. Как только ребенок усвоит нужное произнесение, логопед просит его снова произнести это сочетание, но при зажатом между зубами кончике языка. В этот момент четко слышится сочетание [ла]. При выполнении задания логопед следит за тем, чтобы кончик языка у ребенка оставался между зубами. Можно воспользоваться и другим приемом. Используя в качестве базового звука мягкий [л¢] попросить ребенка несколько раз повторить слог [ля], затем с помощью зонда нажать на среднюю часть спинки языка вниз – вправо или влево, и попросить ребенка произнести несколько раз сочетание [ля]. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твердого [л]. При замене звука [л] на [л’] рекомендуется постановка [л] от [ы], так как в этом случае неправильное звучание зависит от напряжения языка в передне-средней его части, а не в задней. В случаях неуспеха можно использовать следующие приемы: механическая помощь — двумя пальцами указательным и безымянным провести легкий нажим на шею так, чтобы каждый палец приходился в точку у внутреннего края задней трети левой и правой ветвей нижней челюсти; предложить создать некоторое напряжение в области плечевого пояса и шеи, для чего нужно нагнуть голову вперед и в этом положении тянуть звук [л] на возможно низком тоне. Важно обратить внимание на возникающие кинестетические ощущения от подъема корня языка При замене звука [л] звуком [j] ребенка учат удерживать кончик языка за зубами, крепко прижимая его к верхним зубам, опускать среднюю часть спинки языка, а заднюю поджимать. Чтобы язык принял такое положение, ребенка просят просунуть кончик языка между передними зубами и сказать протяжно [ы] или при открытом рте положить на среднюю часть языка круглую пластмассовую трубочку, а кончик языка поднять за верхние резцы; При замене [л] на [у] нужно, прежде всего, довести до сознания ребенка, что губы не должны двигаться. Для этого предлагают посмотреть в зеркало на свои губы при неоднакратном произнесении слога [ла]. Затем взрослый сам произносит этот слог и обращает внимание на ребенка на то, что губы не вытягиваются вперед, язык все время виден — он опускается сверху вниз. Ребенку говорят: «Твои губы непослушные. Ты хочешь, чтобы они не вытягивались вперед, а они делают по своему. Давай научим их слушаться. Прикажем губам: вытягивайтесь трубочкой вперед! (Ребенок легко выполняет знакомое ему движение). А теперь растяни губы, как будто ты улыбаешься (это тоже не затруднит ребенка). Вот видишь, губы стали послушными, потому что ты им сказал, что они должны делать». Упражнение повторяется несколько раз, пока ребенок не научится легко переключаться с одного движения на другое в быстром темпе. «А теперь поработаем языком. Посмотри, что будет делать мой язык» (Логопед поднимает язык за верхние зубы, крепко прижимает его кончик, потом опускает, губы все время находятся в положении улыбки). «Сделай и ты так». При замене [л] на [в] необходимо затормозить движения нижней губы. Для этого ребенка учат сначала опускать её, обнажая зубы, и удерживать в таком положении подсчет от З до 5, потом поднимать к верхним зубам. Эти движения повторяются несколько раз. Если у ребенка не получается, используют механическую помощь: опускают и поднимают нижнюю губу указательным пальцем, поставленным под нее. При замене [л] на [г] отрабатывают положение кончика языка сначала между зубами, затем — у верхних резцов. Ребенку показывают, в чем ошибка его произношения и чем оно отличается от правильной артикуляции. Логопед говорит: «скажи ла, ла, ла (ребенок произносит «га, га, га»). Видишь, как далеко ушел твой язык? Посмотри, где он у меня. Он прижат к верхним зубам. Сделай и ты так. Скажи [ы], но не опускай язык, а подержи за зубами вот так». При двугубном или губно-зубном произношении звука [л] необходимо затормозить движения губ вперед, укрепив оскал губ. Если это у ребенка не получается, используют механическую помощь: фиксируют губы в улыбке, прижимая пальцами уголки губ в первом случае, и придерживают нижнюю губу указательным пальцем во втором случае. При носовом ламбдацизме следует обратить внимание на воздушную струю, выходящую изо рта по бокам языка. Ребенку предлагают перед зеркалом удерживать корень языка внизу, а мягкое нёбо вверху (позевывание, поднимание и опускание задней части языка, поочередное произнесение с открытым ртом: а-н-а-н. ..). Затем традиционным приемом ставится правильный звук [л]. На первых порах крылья носа зажимают. Автоматизация Первые упражнения, направленные на закрепление полученной артикуляции, сводятся к произношению полученного звука в слогах с гласным [а]: сначала в закрытом слоге — «ал», затем между гласными — «ала» и, наконец, в открытом слоге — «ла». Далее вводятся слоги с нелабиализованными гласными [ы], [э], а затем — с лабиализованными [о], [у]. В тех случаях, когда ламбдацизм затрагивает не только [л], но и его мягкую пару [л’], исправление первого звука служит базой для усвоения второго. Последнее обычно легко достигается в открытых слогах с гласными переднего ряда — «ли», «ле», а затем и с другими гласными при сопоставлении слогов, включающих [л] и [л’] («ла-ля», «ло-ле», «лу-лю»). Общая схема автоматизации звуков [л] и [л’]: 1. Произнесение прямых и обратных слогов: ла-ло-лу-лы; ал-ол-ул-ыл аль-оль-уль-ыль яль-ёль-иль-ель Ла- ла- ла, Ла- ла- ла, Мила в лодочке плыла Ло- ло- ло, Ло- ло- ло, Светит солнышко тепло. 2. Произнесение слов со звуком [л] в начале, в конце и середине: лом, лак, лаз, лодка, лужа, лапа, ласточка, ландыш, ластик, поле, тело, школа, стул, кол, стол, бал, ствол пламя, желудь, плакат, глава, колонка, молот 3. Произнесение слов со стечением согласных : благодарность, глаза, злак, флот наблюдать, клен, полет, лист 4. Отработка звука в словосочетаниях: У Коли лыжи. Лида шила платье. Лиса поймала белку. Коля сделал лодку. Лена мыла пол. Было лето. Валя пила лимонад. Лимонад был сладким. Летом тепло. Лида стелила половик. Лида несла куклу. Толя взял лодку. Люся посадила фиалки. Куклу звали Олей. Лида любит Олю. Кончилось теплое лето. Мила и Люся катались на лодке. 5.Отработка звуков в предложениях: Полные ответы на вопросы: — Чем Дядя Лука копает клумбу? — Что на деревьях летом бывает зеленое? 6. Отработка звуков в поговорках, в стихах: 1. Ливень хлещет, ливень льет, Плот по лужице плывет. 2.У елки иголка колка. Иголка, иголка, ты остра и колка. 3. Мама Милу мыла мылом Мила мыло не любила. 4.Галка села на палку, Палка ударила галку. 7. Отработка звуков во фразовой речи: Расскажи стихотворение: Юлька, Юленька, Юла! Юлька бойкая была- Усидеть на месте Юлька Не минуты не могла. Ну и Юлька! Загадки: Иголки лежали, лежали, да под стол убежали. (ежик) Едет без колес, колеи не оставляет. (лодка) Составить рассказ по картинкам. Дифференциация Если при ламбдацизме исправление звука [л] заканчивается этапом автоматизации, то в случаях параламбдацизма необходимо провести полную дифференциацию этого звука и его заменителя (в изолированном положении, в слогах, в словах, во фразовой речи). Если необходима работа над дифференциацией коррелянтной пары звуков, т.е. в данном случае [л] и [л’], используются: 1. Упражнения по произнесению слов, включающих мягкий и твердый звук пола – поля, лавка – лямка, игла – земля, лов – Лева. 2. Упражнения, где попеременно предъявляются картинки, содержащие звуки [л] и [л’] и не содержащие их. Дети должны правильно назвать предметы, изображенные на них. 3. Упражнения по дополнению предложений словами, где встречаются звуки [л] и [л’]. Затем идет работа с текстами. В других случаях параламбдацизма работа по дифференциации звуков идет по такой же схеме. Кроме того, необходимо провести сравнение звуков по фонетическим и артикуляционным признакам, тактильным и мышечным ощущениям. Будут полезны тренировки в произношении слов – паронимов, проводится работа по классификации слов по звукам, также упражнения на самостоятельный подбор слов, содержащих то или иной звук. Т.е. процесс дифференциации строится на операциях сравнения, которые проводятся детьми наиболее успешно. ЛИТЕРАТУРА 1. Бельтюков В.И. Об усвоении детьми звуков речи. М., 1994. 2. Дефектологический словарь. М., 1970. 3. Матусевич М.И. Современный русский язык. Фонетика. М., 1976. 4. Жинкин Н.И. Механизмы речи. М., 1959. 5. Жинкин Н.И. Сенсорная абстракция // Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М., 1978. 6. Основы логопедии // Под ред. Т.В. Волосовец. М., 2000. 7. Правдина О.В. Логопедия. 2-е изд. М., 1973. 8. Pay Ф.Ф. Приемы исправления недостатков произношения фонем // Основы теории и практики логопедии. М., 1968. 9. Расстройства речи у детей и подростков // Под ред. С.С. Ляпидевского. М., 1969. 10. Фомичева М.Ф. Воспитание правильного произношения. М., 1971. 11. Хватцев М.Е. Логопедия. М., 1959. 12. Хрестоматия по логопедии //Под ред. Л.С.Волковой, В.И.Селиверстова. М., 1997. Ч. I.
ТЕСТ 1. Определите вид дислалии: «Гистья гетом зегёные»: А. заднеязычный ламбдацизм Б. небный ламбдацизм В. параламбдацизм 2. При каком виде ламбдацизма слышится правильный звук [л], только артикуляция его немного изменена: А. межзубном Б. носовом В. такого не бывает 3. Речь какого ребенка представлена в предложении: «Мышка весео жиа, на пуху в угу спаа»: А. не выговаривающего звук [л] Б. пропускающего звук [л] В. не выговаривающего альвеолярные звуки 4. Используется постановка звука [л] через: А. межзубное произношение Б. губно-губное произношение В. двугубное произноешние 5.Вспомните, какие способы постановки звука [л] вы знаете. Часто используется механическая помощь: А. не используется Б. используется часто В. постановка только по подражанию Ответы: 1 – В, 2 – А, 3 – Б, 4 –А, 5 –Б
|
замен /r/ и /l/
замен /r/ и /l/Copyright © 2023 SpeechPathology.com — Все права защищены
- Спросите у экспертов
- Нарушения артикуляции, фонологии и звуков речи
- /r/ и /l/ замены
Поделиться:
Распечатать
Вопрос Я ищу статьи о /r/, /l/ и заменах гласных, контролируемых r, которые могут иметь неврологическую основу. Я SLP со студентом, демонстрирующим эти звуки ошибок, которые кажутся устойчивыми к изменениям. Спасибо за любую информацию, которую вы можете мне дать.
Ответ
Многие аспекты моторной речи могут мешать пациенту сохранять черепно-лицевую форму, достаточную для воспроизведения определенной фонемы. Я считаю, что артикуляция сильно зависит от речевого воздушного потока и давления, а также от артикуляционного положения. Все элементы должны функционировать для правильного производства телефонов. Во-первых, я бы порекомендовал несколько общих статей о планировании движений и артикуляции, чтобы ориентироваться в том, что ожидается в нормальном состоянии. Прежде чем рассматривать нейрогенную этиологию, я бы сначала определил, способен ли пациент издавать звук при правильном положении языка (ретрофлексия к небу), соответствующем воздушном потоке и давлении, необходимом для произнесения звука /r/ (поток воздуха будет достаточно высоким, поскольку он производится с открытым ртом и не закрывается ничем, кроме языка частично). Давление будет низким, но необходимым для адекватного производства. Если вы обнаружите, что физиологические реакции пациента кажутся адекватными для производства, вы можете рассмотреть нейрогенную этиологию. При заполнении фонематической инвентаризации есть ли в классе похожие звуки, которые вызывают затруднения? Если это так, возможно, стоит начать выполнять некоторые орально-моторные упражнения, которые помогут улучшить общую силу артикулятора.
Могут ли орально-моторные упражнения трансформироваться в связную речь, это другой вопрос, но, возможно, усилия того стоят. Вы можете изучить другие симптомы, которые могут свидетельствовать о нейрогенной этиологии. Рассматривали ли вы связь между слуховой обработкой и фонологической задержкой/расстройством?
Название: слуховая обработка и фонологическое расстройство
Источник: Аудиология: официальный орган Международного общества аудиологов
. 35, нет. 1, (1996): 37 (8 страниц)
Дополнительная информация: С. Каргер,
Название: Центр планирования двигательной артикуляции речи в нормальном мозге человека
Источник: Нейроотчет. 10, нет. 4, (1999): 765
Дополнительная информация: Rapid Communications of Oxford Ltd.,
Доктор Бриджит А. Рассел получила степень бакалавра, магистра и доктора философии. из Государственного университета Нью-Йорка в Буффало. С этого времени она работала доцентом в Колледже Государственного университета Нью-Йорка во Фредонии. Ее основные исследовательские интересы — профессиональный голос и голосовые/дыхательные расстройства, влияющие на речеобразование. Она опубликовала работы в JSHLR и Voice and Speech Review , а также работал консультантом по редакции JSHLR . Она является директором Лаборатории производства речи в Колледже SUNY во Фредонии и в настоящее время исследует эффективность голосовой терапии с пациентами в Голосовом центре в Западном Нью-Йорке.
Бриджит Рассел, доктор философии
Родственные курсы
1 https://www.speechpathology.com/slp-ceus/course/treatment-approach-considerations-for-school-9472 Рекомендации по лечению детей школьного возраста с нарушениями речи и звука Этот курс будет посвящен теоретическим основам и исследовательской базе, связанной с дифференциальной диагностикой и лечением артикуляционных и фонологических нарушений у детей с нарушениями речевого звука. Будут обсуждаться особые соображения о том, как адаптировать оценку и вмешательство для удовлетворения потребностей детей школьного возраста. слуховой, текстовый, визуальный
Рекомендации по лечению детей школьного возраста с нарушениями речи и звука
Представлено Кэтрин Кэббидж, доктором философии, CCC-SLP
Докладчик
Кэтрин Кеббедж, доктором философии, CCC-Level2SLP
3:3: Час5 3975
«Очень подробное изложение различных нарушений речи и подходов к их лечению» Читать обзоры
AG Bell — LSLS/1.0, домен 3, CE-SPC-20-0321; ASHA/0.1 Средний, Профессиональный; ИАСЕТ/0,1; Канзас LTS-S1370/1.0; САК/1.0
Просмотреть предлагаемые CEU/часы
В этом курсе будут рассмотрены теоретические основы и исследовательская база, связанные с дифференциальной диагностикой и лечением артикуляционных и фонологических нарушений у детей с нарушениями речевого звука. Будут обсуждаться особые соображения о том, как адаптировать оценку и вмешательство для удовлетворения потребностей детей школьного возраста.
2 https://www.speechpathology.com/slp-ceus/course/back-to-basics-down-syndrome-8975 Назад к основам: синдром Дауна Этот курс послужит учебником по синдрому Дауна для практикующих логопедов. Будут рассмотрены основы синдрома и общая речь, язык, голос и беглость речи. Также будут обсуждаться эффективные стратегии лечения для улучшения общения на протяжении всей жизни. слуховой, текстовый, визуальный
Назад к основам: синдром Дауна
Представлено Терезой Бартолоттой, доктором философии, CCC-SLP
Докладчик
Тереза Бартолотта, доктор философии, CCC-SLP
Курс: #8975Уровень: Вводный1 час
5 8541
«У меня есть 3 студента с синдромом Дауна, где я работаю» Читать отзывы
AG Bell — LSLS/1. 0, домен 4, CE-SPC-19-3220; ASHA/0.1 начальный, профессиональный; ИАСЕТ/0,1; ИБКСЕС/1.0; Канзас LTS-S1370/1.0; SAC/1.0
Просмотреть предлагаемые CEU/часы
Этот курс послужит вводным курсом по синдрому Дауна для практикующих логопедов. Будут рассмотрены основы синдрома и общая речь, язык, голос и беглость речи. Также будут обсуждаться эффективные стратегии лечения для улучшения общения на протяжении всей жизни.
3 https://www.speechpathology.com/slp-ceus/course/20q-dynamics-school-based-speech-10002 20Q: Динамика переменных школьной речевой и языковой терапии Этот курс рассматривает динамику переменных речевой и языковой терапии, таких как частота сеансов, интенсивность вмешательства и дозировка, а также то, как на них влияют различные модели предоставления услуг. В нем обсуждается, как результаты терапии связаны с качеством терапии, целями IEP и переменными уровня SLP, такими как удовлетворенность работой и размер нагрузки. текстовый, визуальный
20Q: Динамика переменных школьной речевой и языковой терапии
Представлено Kelly Farquharson, PhD, CCC-SLP, Anne Reed, MS, CCC-SLP
Ведущие
PhD SLAnne Reed, MS, CCC-SLP
Курс: #10002Уровень: Advanced1 Hour
AG Bell — LSLS/1.0 Домен 3, Домен 7, CE-SPC-21-3322; ASHA/0.1 Продвинутый, Профессиональный; ИАСЕТ/0,1; Канзас LTS-S1370/1.0; SAC/1.0
Просмотреть предлагаемые CEU/часы
Этот курс рассматривает динамику переменных речевой и языковой терапии, таких как частота сеансов, интенсивность вмешательства и дозировка, а также то, как на них влияют различные модели предоставления услуг. В нем обсуждается, как результаты терапии связаны с качеством терапии, целями IEP и переменными уровня SLP, такими как удовлетворенность работой и размер нагрузки.
4 https://www.speechpathology.com/slp-ceus/course/sleuthing-for-s-and-r-9237 Поиск /s/ и /r/: облегчение стратегий для остаточных звуковых ошибок В этом курсе будут обсуждаться причины и стратегии обучения произношению /s/ и /r/ для детей старшего школьного возраста и старше. Ошибки в этих двух звуках считаются остаточными, если воспроизведение продолжает быть неточным после возраста приобретения. слуховой, текстовый, визуальный
Поиск /s/ и /r/: облегчение стратегий для остаточных звуковых ошибок
Представлено Линн Берк, Массачусетс, CCC-SLP
Докладчик
Линн Берк, Курс 9: 9052SLP: #9237Уровень: Вводный 2 часа
AG Bell — домен LSLS/2.0 3, CE-SPC-20-0321; ASHA/0.2 начальный, профессиональный; ИАСЕТ/0,2; Канзас LTS-S1370/2.0; SAC/2.0
Просмотреть предложенные CEU/часы
В этом курсе будут обсуждаться обоснование и стратегии обучения произношению /s/ и /r/ для детей старшего школьного возраста и старше. Ошибки в этих двух звуках считаются остаточными, если воспроизведение продолжает быть неточным после возраста приобретения.
5 https://www.speechpathology.com/slp-ceus/course/20q-continuum-approach-for-sorting-10008 20Q: Непрерывный подход к устранению расстройств процессинга Среди аудиологов и логопедов возникает много путаницы, когда ставится диагноз «расстройство обработки». Этот курс представляет собой континуальную модель для дифференциации нарушений обработки на акустические, фонематические или лингвистические аспекты, чтобы оценка и лечение могли стать более целенаправленными и эффективными. Описаны роли аудиологов и SLP в отношении нарушений обработки, а также представлены компенсаторные стратегии для различных аспектов обработки. текстовый, визуальный
20Q: непрерывный подход к выявлению нарушений процессинга
Представлено Гейл Дж. Ричард, доктор философии, CCC-SLP
Докладчик
Гейл Дж. Ричард, доктор философии, CCC-00Level
3: 90 : Intermediate1 Hour
AG Bell — LSLS/1.0, домен 3, домен 7, CE-SPC-21-3322; ASHA/0.1 Средний, Профессиональный; ИАСЕТ/0,1; Канзас LTS-S1370/1.0; SAC/1.0
Просмотр CEU/количество предлагаемых часов
Когда ставится диагноз «расстройство обработки», среди аудиологов и логопедов возникает большая путаница. Этот курс представляет собой континуальную модель для дифференциации нарушений обработки на акустические, фонематические или лингвистические аспекты, чтобы оценка и лечение могли стать более целенаправленными и эффективными. Описаны роли аудиологов и SLP в отношении нарушений обработки, а также представлены компенсаторные стратегии для различных аспектов обработки.
Минимальная пара /l/ и /r/ | Произношение
как в a l ive и a rr ive
Ниже приведен список слов, которые различаются только тем, что одно из них имеет звук /р/, а другое — звук /л/.
Вы можете использовать этот список для тренировки звуков или в качестве списка слов, произношение которых нужно соблюдать осторожно.
/л/ произносится при большом откидывании языка. Лучший способ дать понять, что вы не произносите /р/, — это согнуть язык во рту как можно дальше назад и щелкнуть им вперед, произнося /л/. (Вы можете помочь контролировать свой язык, держа одну руку рядом со ртом так, чтобы пальцы находились в том же положении, что и язык, и щелкайте пальцами одновременно с языком.)
/r/ произносится по-разному в разных англоязычных странах и регионах, поэтому не особенно полезно просить учащихся основывать свое произношение на том, что носители языка делают своим ртом. Поскольку наиболее важным является проведение различия, часто лучше преувеличить различия между двумя звуками. Таким образом, эти описания предназначены для учащихся, а не для объяснения обычного произношения.
/r/ совершенно не похож на /l/ для англоговорящих. На самом деле, некоторые люди произносят его гораздо больше, чем /w/. Лучший способ сделать различие — попытаться как можно меньше двигать языком при произнесении звука. (Вы можете использовать свою руку, чтобы помочь так же, как предложено с /l/, но на этот раз держите руку неподвижно. Это также может помочь начать с того, что ваши верхние зубы просто касаются задней части нижней губы.