Заметка из газеты публицистического стиля: Урок русского языка «Заметка в газету как жанр публицистического стиля»

Содержание

Урок русского языка «Заметка в газету как жанр публицистического стиля»

Тема: Заметка в газету как жанр публицистического стиля

Цель:              Научить создавать текст в жанре заметки.

Задачи:                      

1.          Формировать умение доказывать принадлежность текста заметки к публицистическому стилю (определять речевую ситуацию, неязыковые и языковые признаки).

2.          Формировать умение анализировать лингво-смысловую организацию текста, находить части композиции заметки.

3.          Формировать умение редактировать текст заметки.

4.          Формировать умение создавать текст в жанре заметки.

Развёрнутый план урока

I.       Вступительное слово учителя. Постановка цели урока (цель – показать актуальность темы урока).

            Многие писатели начинали свой путь в газете, понимая что именно работа корреспондента научит их ясно и коротко излагать свои мысли, оперативно, быстро откликаться на событие.

Профессия журналиста помогает совершенствовать писательское мастерство. Но работа корреспондента не так легка и проста, как может показаться на первый взгляд. Журналист осознаёт живую реальность, для него обязательна точность, правдивость, достоверность изложения. При этом он должен ограничить себя в эмоциях. Вот что говорит о трудностях профессии репортёра Булат Окуджава: «Я много лет проработал в газете, но ушёл из неё, ибо самым трудным было для меня описание того, что вижу в данный момент».

            Итак, даже талантливым журналистам совсем не просто быть газетчиком, корреспондентом. Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из жанров публицистического стиля – заметкой. Будем учиться «узнавать» текст заметки, определять ведущие неязыковые признаки, находить языковые средства, характерные для жанра заметки.

II.      Объяснение нового материала.

1)       Вводная беседа (цель – подготовить к восприятию нового материала)

            П:

О чём пишут в газетах?

            У: Сообщается информация о происходящем в стране, мире.

            П: Какое значение имеет газета в нашей жизни?

            У: Газета передаёт новости, разъясняет сложные темы общественно-политической, экономической, культурной жизни страны, комментирует события, воздействует на чувства человека, формирует общественное мнение, побуждает к определённым поступкам.

            П: Действительно, газета играет очень важную роль в нашей жизни. Без новостей, без постоянного обогащения своих знаний и представлений о мире человек не может развиваться. Ежедневно газеты несут людям новую информацию о том, что происходит в мире: в обществе, в науке, культуре, искусстве, спорте.

            П: У вас на партах очередной выпуск городской газеты «Провинциальный городок». Прочитайте заголовки материалов, которые размещены на 1-ой странице. О чём они сообщают?

            У: На первой странице сообщается, что ждёт читателей в следующем номере, даётся обзор ведущих статей номера.

            П: Прочитайте заголовки материалов, представленных на второй странице. Какие события здесь освещены?

            У: На второй странице сообщается о главных событиях прошедшей недели.

            П: Какова тематика публицистических текстов, представленных на   3-ей и 4-ой страницах?

            У: На третьей и четвёртой страницах представлены публицистические тексты, в которых отражены политические, экономические события.

            П: Какая страница информирует о знаменитых рыбинцах, об историческом прошлом города?

            У: Пятая страница называется «Ретроград». Она освещает прошлое Рыбинска.

            П: Какова тематика последних страниц?

            У: Последние страницы имеют такие рубрики: спорт, народный календарь, стиль жизни, на досуге, сад, огород.

            П: Итак, на первых страницах газеты представлены публицистические тексты, отражающие вопросы общественной и политической жизни страны, на последних – новости спорта, культуры, ребусы, кроссворды.

2)       Сообщение учителя о характерных чертах заметки как жанра публицистического стиля.

            П: Какой стиль русского литературного языка обслуживает широкую сферу общественных отношений, информирует широкую читательскую аудиторию, привлекает внимание к наиболее важным событиям страны, мира, формирует определённое общественное мнение?

            У: Публицистический стиль.

            П: Укажите речевую ситуацию, характерную для публицистического стиля.

            У:

 

 


           

 

П: Внутри стилей существует разделение на жанры – модели построения текстов, выполняющих конкретную коммуникативную задачу. одним из жанров публицистического стиля является заметка. Автор заметки, как правило, сообщает о каком-то новом и важном факте (событии), указывает что, где, когда, с кем произошло. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни страны, человека в обществе. При этом автор в какой-то мере передаёт своё отношение к сообщаемым фактам. Заметка выигрывает, если она эмоционально окрашена, написана «с душой».

3)       Лингвостилистический анализ текста заметки (цель – определить неязыковые и языковые признаки текста).

            П: Проанализируем текст заметки, чтобы определить неязыковые и языковые признаки текста.

Тоннель станет шире

В районе Беговой и Новой Башиловки начались давно ожидаемые работы.

Как ни странно, но утром в среду под путепроводом Ленинградского проспекта пробки не наблюдалось. Ни в сторону Сущёвского Вала, ни в сторону Краснопресненской набережной. Однако было заметно, что автомобилисты слегка притормаживают, пытаясь разглядеть: что же всё-таки происходит за строительным ограждением? А за ограждением сноровисто работал кран, время от времени вспыхивали сине-белые вспышки электросварки.

            Началось то, чего мы так долго ждали: работы по расширению тоннеля и сооружению поворотно-разворотных эстакад, которые через несколько месяцев должны в корне изменить ситуацию в одной из наиболее уязвимых точек Третьего транспортного кольца.

            П:

О чём информирует заметка? Найдите предложение, в котором точно сообщается о том, что, где, когда произошло.

            У: В заметке дана информация о расширении тоннеля в районе Беговой и Новой Башиловки.

            П: Кому адресован текст?

            У: Текст адресован массовому адресату.

            П: В какой обстановке может быть использован данный текст?

            У: Может быть использован в официальной обстановке.

            П: Что побудило автора обратиться к этому вопросу?

            У: По мнению журналиста, строительство принесёт пользу.

            П: Каково отношение автора к событию? Как это выражено в тексте?

            У: Автор уверен, что строительство принесёт пользу. Это выражается через использование повтора: начались давно ожидаемые работы; началось то, чего мы так долго ждали.

            П: Какой признак публицистического стиля является ведущим?

            У: Ведущий признак – оценочность.

            П: Какие языковые средства, используемые автором, придают тексту оценочность?

            У: Выразительные средства речи: пробки не наблюдались, вспыхивали вспышки, уязвимые точки кольца.

            П: Нередко в заметках используют речевые штампы. Найдите пример штампов в тексте. С какой целью используются?

            У: Речевые штампы: строительные ограждение, в корне изменить ситуацию – придают оценочный характер.

            П: Какова роль лексического повтора в заметке?

            У: Повтор (ни в сторону, ни в сторону) усиливает выразительность текста, воздействует на читателя.

            П: Какие языковые средства придают тексту заметки непринуждённость?

            У: Непринуждённость придают разговорные слова и конструкции, характерные для разговорного стиля: разглядеть: что же всё-таки происходит.

            П: Каким типом речи воспользовался автор?

            У: Повествованием.

            П: Таким образом, для заметки характерны информативность, фактографичность, логичность, оценочность, выражение авторского отношения к событию. Языковые особенности определяются основными функциями публицистического стиля: информативной и воздействующей. Функция сообщения обусловливает употребление нейтральных слов, функция воздействия – употребление оценочных слов и выражений, различных тропов, стилистически окрашенных грамматических форм и синтаксических конструкций.

            П: Чтобы научиться создавать текст заметки, необходимо знать законы построения текста заметки. Композиция заметки имеет следующие части: вступление, зачин, развитие действия, концовка. Найдите данные части композиции в заметке.

            П: Какая часть композиции отсутствует?

            У: Отсутствует вступление.

            П: Композиция какого типа речи напоминает вам композицию заметки?

            У: Композиция типа речи повествования похожа на композицию заметки.

4)     Заполнение таблицы в опорном конспекте (цель — систематизировать знания о заметке).

            П: А сейчас откройте тетради с опорными конспектами. Отвечая на вопросы, систематизируем знания о заметке, заполнив таблицу.

Вопросы

Жанр заметка

  1. Цель

Информировать, привлечь внимание

  1. Автор

Необязательное присутствие автора в момент происходящего события, отражено отношение автора к факту

  1. Адресат

Массовый адресат

  1. Условия общения

Официальная обстановка

  1. Тип речи

Повествование

  1. Требования к передаче информации

Сжатость

(Что? Где? Как? Когда?)

–     С какой целью создаётся заметка?

–     Присутствует ли автор, выражает ли своё отношение к событию?

–     Кому адресован текст заметки?

–     В какой обстановке может быть использован текст заметки?

–     Каким типом речи следует воспользоваться при составлении текста заметки?

–     Сжато или развёрнуто передаётся информация? Какие вопросы вы могли бы задать к тексту заметки?

III.     Этап закрепительных упражнений (цель – применить полученные знания при выполнении упражнений).

Упражнение № 1. Лингвостилистический анализ текста (цель — определить неязыковые и языковые признаки заметки).

            П: Перед вами текст, пользуясь таблицей, охарактеризуйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.

Текст

Индекс успеха

            В наши дни именно компьютерные компании открывают список гигантов мирового бизнеса. Ориентированная на страны Центральной и Восточной Европы, с 13 по 17 октября в Брно пройдёт Международная ярмарка компьютерных технологий.

            Престиж форума, который проводится на территории Чехии уже в седьмой раз, достаточно высок, поскольку привлекает элиту мирового компьютерного сообщества. Индекс успеха бурно развивающегося компьютерного рынка в России и странах СНГ напрямую зависит от эффективности участия в подобного рода смотрах.

            П: Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.

            У: Информативность, фактографичность, точность.

            П: Перечислите языковые средства, придающие тексту заметки оценочность.

            У: Метафора: ярмарка технологий, элита мирового сообщества, список гигантов бизнеса.

Упражнение № 2. Стилистический анализ текстов-образцов (работа проводится в группах, каждой группе выдаётся текст).

            П: Прочитайте заметки. Определите тему заметки. Сформулируйте творческую задачу автора.

Текст №1

Ярославль туристы любят

            Ярославль стал лауреатом IX Международной премии «Лидеры туриндустрии». В таком конкурсе областной центр участвовал впервые. Торжественная церемония награждения на днях состоялась в столице, в колонном зале Екатерининского дворца.

            Среди 26 городов Ярославль был признан лучшим в номинации «Развитие туризма в регионе». Больше всего жюри запали в душу сразу три направления – организация и проведение различных фестивалей и конкурсов, участие в международных выставках и, конечно, успешное развитие индустрии. По этим показателям Ярославль и оказался лучшим.

            В пользу того, что Ярославль как туристический центр сейчас популярен, свидетельствует и тот факт, что ежегодно приток туристов на берега Волги увеличивается в среднем на 10%.

Текст №2

Новый сверхзвуковой самолёт заменит «Конкорд»

            Японское агентство по исследованию аэрокосмического пространства JAXA совместно со своими французскими партнёрами провело утром в понедельник успешное испытание прототипа нового сверхзвукового самолёта.

            Модель длиной в 11 метров была запущена при помощи ракеты на испытательном полигоне «Вумера» в южной Австралии, где ранее испытывались боевые ракеты вооружённых сил Великобритании.

            На высоте примерно 18 тысяч метров испытываемый аппарат успешно отделился от ракеты и пролетел 15 минут на скорости, в два раза превышающей скорость звука. Как сообщил представитель агентства, «ракета и экспериментальный летательный аппарат разделились, и начался полёт с замерением различных параметров».

            Данная программа совместных японско-французских исследований и экспериментов направлена на создание сверхзвукового самолёта нового поколения, значительно превосходящего по всем параметрам самолёты «Конкорд» и способного совершать перелёты из Токио в Нью-Йорк с 300 пассажирами вдвое быстрее нынешнего, то есть за шесть часов.

Текст №3

Подарок городу в пастельных тонах

            Недавно в Москве прошло торжественное вручение дипломов и медалей победителям IV Всероссийского конкурса «Хрустальная роза имени Виктора Розова». Среди его дипломантов – ярославский художник Валентин Растворов. Наградили нашего земляка за создание и выпуск альбома «Ярославские художники».

            – Альбом «Ярославские художники», включающий работы девяти мастеров кисти – подарок к 1000-летию города, — говорит Валентин Павлович. – В нынешний День города мэр Виктор Владимирович Волончунас вручал этот альбом всем гостям города. Именно он оказал содействие в увеличении тиража. А это позволило раздать альбомы в детские дома, библиотеки, художественные школы.

            Валентин Растворов виртуозно владеет сложнейшей, редкостной сегодня техникой пастели. А ведь всего 15 лет назад (в 50 лет!) он впервые взял в руки цветные мелки. Природа на его пастельных рисунках – живая, такая, какая она есть в действительности, реальная, без концептуальной зауми. Этим и привлекает творчество Растворова, особенно иностранцев, уставших от авангардной живописи. Между прочим, именно с одной-единственной пастели Растворова, которую увидел живущий в Италии наш земляк Петр Сергеевич Чахотин, началось движение «Европастель», объединяющее на сегодняшний день 300 художников из Европы.

Текст №4

Горный туризм в … Белкино

            Профессиональные горные туристы Ярославской области и любители-поклонники этого вида спорта, по традиции, соревновались в минувшие выходные в умении покорять холмы: после затяжных летних походов в реальные горы, покорители вершин соревновались в технике и мастерстве.

            Поскольку настоящие горы далеко, уже более тридцати пяти лет для тренировки используются крутые склоны оврагов и высокие деревья в районе турбазы Белкино. Победа на таких состязаниях – не первоочередная задача, самое важное – подготовиться к грядущим походам.

            В программу соревнований входила переправа через овраг, подъём в гору и спуск с крутого склона. Все препятствия имитировали реальные условия и трудности настоящего похода в горы, что позволяло отсеять слабых и случайных в этом экстремальном виде спорта людей и закалить тех, кто всерьёз связал свою жизнь с высотой. Кстати, среди наших земляков смельчаков немало: излюбленные горные маршруты Ярославцев отличаются повышенной сложностью и опасностью – Эльбрус, пик Ленина, горы Северного Кавказа и Алтая.

            Каждая группа анализирует заметку по следующему плану:

1.      Проанализируйте речевую ситуацию, в которой может быть использован данный текст.

  1. Найдите предложения, в которых дана информация о том, что, где, когда, как произошло.
  2. Назовите неязыковые признаки, присущие тексту заметки.
  3. Назовите языковые средства, которые воздействуют на читателя.

Упражнение № 3. Редактирование текста заметки (цель — совершенствовать текст заметки в стилистическом отношении).

            П: Письменный текст жанра заметки, как правило, не допускает употребление просторечий, диалектной и жаргонной лексики.

            П: Прочитайте данный текст, найдите слова, не соответствующие стилистической норме.

            На прошлой неделе у нас в школе была дискотека. Мы пригласили ребят из соседней школы. Девицы наши пришли в таком прикиде, что мы их даже не узнали. Музыка была – отпад. Повеселились мы клёво! Всегда бы так!

            П: Какие слова не соответствуют стилистической норме?

            У: В этом тексте неуместно употребление слов: девицы, прикид, отпад, клёво, всегда бы так.

            П: Отредактируйте заметку, чтобы её можно было поместить в школьной газете.

Упражнение № 4. Составление информационной заметки на предложенную тему (цель – формировать умение строить текст заметки).

            П: А сейчас давайте пофантазируем. Представьте, что прошло 50 лет. Наука и прогресс шагнули далеко вперёд. Попробуем написать заметку на следующую тему: «Игрушки будущего».

            П: С какой целью вы будете создавать заметку?

            У: Информировать о новых достижениях в области игрушечного бизнеса, привлечь внимание к новой игрушке.

            П: Кому будет адресован текст заметки?

            У: Текст заметки адресуем многим людям.

            П: Пользуясь составленной таблицей, назовите, на какие вопросы вы должны будете ответить в тексте заметки?

            У: Где? Что? Когда? Как?

IV.   Подведение итогов (цель – проверить усвоение учащимися теоретических сведений о заметке).

            П: Что вы узнали сегодня на уроке о заметке как жанре публицистического стиля?

            У: Заметка сочетает в себе информативную и воздействующую функцию. Для неё характерны информативность, сжатость, правдивое отражение жизни и выражение авторской позиции.

            П: Что делает заметку образной, яркой?

            У: Использование слов, которые содержат оценку, передают отношение к событию; стилистических приёмов: повтора, инверсии, вопросительных и восклицательных предложений.

            П: Назовите части композиции заметки.

            У: Вступление, зачин, развитие действий, концовка.

V.      Домашнее задание.

            Домашнее задание будет творческим. Вы должны будете сделать мини-газету на листе формата А4, поместив в неё 4 – 5 заметок (наклеив их на лист). Одна заметка должна быть написана вами по материалам информационной программы «Время» (1 канал). Не забудьте дать название своей газете.

 

 

структура заметки, виды и примеры текстов заметок

В статье вы прочтете о том, что такое заметка, к какому стилю речи относится данный вид текста, узнаете, как написать информационную заметку и об ее отличительных чертах , о принципе написания “перевернутая пирамида” и о структуре заметки, а также ознакомитесь с разновидностями заметок и их примерами. 

Заметки широко используются печатными изданиями и, в целом, СМИ для быстрой передачи аудитории информационных сообщений об актуальных, значимых и интересных событиях.  

Что такое заметка и ее отличительные черты

Заметка – краткое сообщение о новом событии или факте.

Главная функция заметки – это дать ответы на вопросы что?, где? и когда? 

Отличительные черты информационной заметки:

  • достоверность факта,
  • новизна,
  • краткость,
  • актуальность, 
  • минимум подробностей,
  • употребление общеизвестных терминов (биржа, сделка, курс валют, теневой рынок, брокер, файл), 
  • использование общеупотребительной и общественно-политической лексики, 
  • употребление слов и речевых оборотов, характерных для официального-делового стиля (осуществляют деятельность, за отчетный период, принимая во внимание), 
  • преобладание существительных, 
  • предложения чаще всего сложные. 

Заметка относится к публицистическому стилю речи, который используется в средствах массовой информации (СМИ): телевидение, Интернет, газеты, журналы, радио.

Пример заметки в публицистическом стиле:

“Поправки в Конституцию РФ, которые одобрили более трех четвертей проголосовавших граждан, в субботу, 4 июля, вступили в силу.

Обновленный текст основного закона страны уже опубликовала «Российская газета».

В Конституцию внесено 206 поправок. В связи с этим потребуется изменить 98 действующих законов.”

Аргументы и Факты AIF.ru

Для оформления презентаций, печатных материалов, публикаций, для создания логотипов, визиток или инфографики рекомендую воспользоваться программой Canva. Это очень простой и удобный визуальный редактор «все в одном». Тысячи профессиональных шаблонов, изображений и других качественных элементов станут отличной отправной точкой в воплощении ваших лучших идей.

Задачи, которые выполняет информационная заметка

Главной задачей информационной заметки, точно также, как и других текстов, относящихся к публицистическому стилю, является предоставление информации о каком-то социально значимом событии. Кроме этого, заметка может содержать предположения, гипотезы, прогнозы, рекомендации, нормативную и оценочную информацию. 

В задачу заметки не входит детальный анализ события.

Главное – это проинформировать массового адресата о событии, которое произошло или только произойдет в будущем. Если новость необходимо осветить более подробно, тогда журналист может указать источник информации, добавить цитаты и привести статистические данные. 

Статья “Как написать краткий биографический очерк: рекомендации, жанровые особенности очерка, виды и пример биографического очерка”.

Как написать информационную заметку: структура заметки и принцип написания 

Как написать информационную заметку по принципу “перевернутой пирамиды” 

При написании заметки используется традиционная для публицистического стиля речи структура: информация подается по убывающей, то есть ее ценность и важность убывает от начала текста к его концу. Такой способ составления заметки называется “принцип перевернутой пирамиды”.  

Условно заметка, построенная по принципу “перевернутая пирамида”, состоит из 4-х частей:

  1. Заголовок. Заголовки информационных заметок в СМИ чаще всего достаточно емкие и информативные – в пределах 10 слов. В самом заголовке обычно раскрывается основная мысль заметки. Например: “Жителей Москвы и области предупредили о сильном снегопаде.” 
  2. Лид. Это первый или ведущий абзац текста, “шапка” или аннотация статьи, в которой изложена главная мысль текста, только самая ценная информация:

“Жителей Москвы и области предупредили о сильном снегопаде, который начнется вечером 3 января.”

  1. Основная часть текста – описание события, детали, доказательства, фотографии, цитаты и т.д.:

“Как сообщил минтранс Московской области в инстаграм-аккаунте, может выпасть около 10% от месячной нормы осадков. Автомобилистов просят соблюдать скоростной режим и дистанцию.”

  1. Заключительная часть – дополнительная информация, похожие, интересные материалы, журналистская оценка. Данная часть не является обязательной:

“Последствия предыдущего снегопада в Подмосковье убрали к утру воскресенья – на дороги региона вышли около 900 спецмашин. Расчищено и обработано реагентами более 8 тысяч километров дорог.” (Аргументы и Факты). 

На сайте есть отдельная подробная статья, посвященная “принципу перевернутой пирамиды” в журналистике. 

Структура информационной заметки

В заметке автор, как правило, рассказывает читателю:

  • О событии – что произошло? 
  • О времени – когда? 
  • О месте – где? 
  • Об участниках – кто? 
  • Об обстоятельствах – как? 
  • Об источнике информации – откуда известно? 
  • О прогнозируемом развитии события – что произойдет дальше? 

На какие вопросы журналист даст ответы в тексте информационной заметке и количество этих вопросов будут зависеть от объема информации, которым он владеет, и от цели заметки. Эти вопросы могут выстраиваться в самом разнообразном порядке, на усмотрение автора.  

При написании заметки важно учитывать еще один момент – нужно ли связать освещаемое событие с другим событием, которое уже известно широкой аудитории. В таком случае, структура заметки будет более сложной, потому что необходимо не только рассказать о произошедшем событии, но и связать этот факт с уже имеющейся информацией. 

Как написать информационную заметку в публицистическом стиле: виды заметок и их примеры

Перед тем, как приступить к написанию заметки, необходимо определиться, в каком жанре вам необходимо писать, и какой вид заметки подходит конкретно для данного освещаемого события. 

Чтобы вы смогли быстро сориентироваться и не ошибиться с выбором, далее в статье рассмотрим виды заметок с наглядными примерами. 

Итак, выделяют следующие разновидности заметок:

  1. Событийная заметка

Событийная заметка – сообщение о событии, которое произошло или произойдет в ближайшее время. Такой вид заметок используется СМИ чаще других.  

Пример событийной заметки:

Атака на аэропорт в Йемене

Несколько минометных снарядов взорвались в среду на территории аэропорта города Адена одновременно с прилетом министров нового правительства Йемена.

По информации панарабского телеканала, представители йеменского правительства не пострадали. Взрывы произошли в зале прибытия до момента выхода членов кабмина из воздушного судна.”

Аргументы и Факты
  1. Анонс

Анонс – сообщение о предстоящих культурных мероприятиях, о строительстве новых сооружений и т. д. Именно такие сообщения привлекают большую часть публики на посещение различных культурных мероприятий. 

Основная цель анонса дать краткую, но объективную информацию о времени и главных сторонах запланированного события, о наиболее важных его предпосылках и этапах.

Пример анонса:

” В Московской области планируется открыть 46 новогодних ярмарок, пишет РИАМО, ссылаясь на и. о. министра сельского хозяйства и продовольствия Подмосковья Сергея Воскресенского.

Тематические торговые площадки будут работать в 31 городском округе региона. Первые девять из них откроются в понедельник, 14 декабря. Массовое открытие ярмарок стартует 20 декабря, когда новогодняя торговля достигает пика.

На ярмарках планируются праздничные гулянья с Дедом Морозом и Снегурочкой, дегустация фермерской продукции, конкурсы и розыгрыши для взрослых и детей, различные мастер-классы.

Новогодние ярмарки будут работать до 31 декабря.”

  1. Аннотация

Аннотация – заметка об изданных книгах, статьях, с целью дать краткое описание их основных качеств. 

Пример аннотации:

” Зачем мы говорим: история речи от неандертальцев до искусственного интеллекта/пер. с англ. Е. Ю. Мягковой

М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2020. – 284 с. 3000 экз. (п) ISBN 978-5-389-14645-7

Автор, инженер-акустики и ведущий радиопрограмм BBC, демонстрирует базовые механизмы речи, объясняет, как голос определяет личность и передает ее особенности. ” 

  1. Мини-рецензия

Мини-рецензия – рецензент кратко, лаконично и без лишних отступлений дает аргументированную оценку произведению. 

Читайте статьи “Как написать рецензию на книгу” и “Как написать профессиональную рецензию на фильм”. 

Пример рецензии:

“Том Хэнкс – герой Америки”. Борис Никитский

В Сети появился добротный военный фильм режиссёра Аарона Шнайдера «Грейхаунд». Главную роль играет «народный артист США» Том Хэнкс. Актер принимал участие и в написании сценария. Фильм простой и ясный, пропагандистский и воспитательный. Вторая мировая война, капитан эсминца, который до того в боевых действиях не участвовал, выполняет задачу отражения атак немецких подлодок на караван, идущий из Америки в Ливерпуль. Мы видим, как это непросто и опасно, враг коварен, потопил много судов, но эсминцу удаётся в этой схватке выстоять.

Командир, которого ждёт на берегу возлюбленная, несколько суток не ест, не спит, и, несмотря на отсутствие боевого опыта, побеждает. Фильм о стойкости, выдержке, о войне как о работе, которую надо просто хорошо делать в трудных обстоятельствах. Эту «трудную работу» мы наблюдаем почти полтора часа, и это не утомительно, потому что хорошо простроены отношения капитана со старпомом и всеми подчиненными и сыграны хорошо. Очень красиво снят океан, на огромных волнах которого американский эсминец сражается с эскадрой немецких подводных лодок. Покоряет человечность капитана. Том Хэнкс убедительно сыграл еще одного из череды своих положительных героев, на которых воспитываются молодые американцы. Фильм не шедевр, но таких фильмов в США выпускается много. Удивительно, что в России, где реальных, а не выдуманных героических историй войны множество, таких фильмов с ясным патриотическим нравственным посылом снимается мало.”

lgz.ru
  1. Блиц-портрет

Блиц-портрет – заметка с краткими сведениями о человеке с целью дать аудитории первичное представление о его личности:

” …В 1995 году журнал «Тайм» назвал её «политиком XXI века» в числе ста самых известных женщин планеты, в 2002 году она выступала на 57-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН. Через два года на президентских выборах заняла четвёртое место, набрав 3,84 процента голосов, а в 2005-м номинировалась на Нобелевскую премию мира. Через три года ушла из политики, стала сниматься в кино, писать книги, вести радио- и телепередачи, а ещё её знают как популярного бизнес-тренера и соавтора линии модной одежды. О бурных девяностых и о сегодняшнем дне, о политике и экономике, о власти и оппозиции, да и просто о жизни мы говорили с одной из самых известных женщин страны – Ириной ХАКАМАДОЙ.”

lgz.ru
  1. Мини-совет 

Мини-совет – заметка, в которой автор дает определенный набор действий, которые могут привести читателя к получению желаемого результата. Например: советы по ведению хозяйства, по улучшению здоровья и физической формы, избавлению от вредных привычек и др. 

Чаще всего автором заметки в стиле мини-совет является специалист в какой-то сфере деятельности. 

Пример заметки “мини-совет”:

«Прежде чем браться за выращивание зелени, позаботьтесь о грунте, – советует садовод с 50-летним стажем Татьяна Оглезнева. – Лучше всего купить его в магазине – он так и называется, грунт для выращивания. Он питательный и мягкий. В зависимости от вида зелени, подберите горшок или посудину».

Для многих растений потребуется пищевая пленка – ей нужно будет укрывать землю, из которой только-только пытаются пробиться ростки. Запаситесь пульверизатором, бутылкой с водой для полива. И обязательно выберите подоконник, где начнете «творить». Есть немало видов растений, которым не нужно постоянное яркое солнце. Однако на северной стороне сложно вырастить даже самую неприхотливую зелень. В таком случае можно приобрести специальные лампы для рассады и включать их на несколько часов в день.

Источник: Аргументы и Факты
  1. Мини-история

Мини-история – заметка о взаимоотношениях людей. Для такого типа заметки характерен небольшой объем текста и наличие фотографий. 

Пример заметки в стиле мини-истории:

“В Ставропольском крае ветерану Великой Отечественной войны 91-летней Маргарите Федоровне Комаровой сотрудники полиции вручили паспорт гражданина Российской Федерации.  

Отмечается, что Маргарита Комарова родилась и жила в Ивановской области, в 17-летнем возрасте она была награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов». После войны, как уточнили в МВД, Комарова со своей семьей переехала сначала в Луганскую область, а затем на Ставрополье.

Так, в рамках проводимой работы по урегулированию правового статуса ветеранов сотрудниками Управления по вопросам миграции ГУ МВД России по Ставропольскому краю было установлено, что на территории региона проживает участник боевых действий против немецко-фашистских захватчиков. Руководство краевого Главка в кратчайшие сроки оформило необходимые документы и в преддверии празднования 75-й годовщины Победы вручило российский паспорт ветерану Великой Отечественной войны по месту жительства

По словам официального представителя министерства России Ирины Волк, сотрудники правоохранительных органов в присутствии внучки вручили бабушке паспорт, поздравили с приближающимся юбилеем Победы, а также пожелали ей здоровья и долгих лет жизни.

  1. Мини-обозрение 

Мини-обозрение – заметка о нескольких событиях, которые объединены тематикой или временем, в течение которого произошли. 

Пример мини-обозрения:

“В России за сутки выявили 26 301 случай коронавирусной инфекции, скончались 447 пациентов с COVID-19, выздоровели 18 897 человек. Об этом рассказали в оперативном штабе по борьбе с заболеванием.

Как уточняется, в настоящее время темп прироста составляет 0,8%. Наиболее благоприятная обстановка по этому показателю наблюдается в Чукотском автономном округе, Тыве и Еврейской автономной области.

С начала пандемии коронавирусом заразились свыше 3,2 млн россиян, жертвами заболевания стали 58 002 человека, почти 2,6 млн заболевших уже поправились. 

Ранее сообщалось, что в РФ за сутки провели 386 тыс. тестирований на коронавирус. Под медицинским наблюдением находятся 658 610 человек.”

aif. ru

Заключение

Теперь, когда вы владеете всей необходимой информацией о заметках в публицистическом стиле, можете смело приступать к работе. И пусть из-под вашего пера выйдет отличная заметка с полезной и интересной информацией для читателя. 

P. S.: Понравилась статья? Поделитесь ссылкой в социальных сетях! Спасибо.

Используемые материалы:

  • Палитра стилей. Учебное пособие по стилистике русского языка для иностранцев. Авторы: Нина Афанасьева, Татьяна Попова
  • Стратегии литературного редактирования. Авторы: Зуева Т. А., Иванова Е. Н.
  • Русский язык и культура речи. Авторы: Татьяна Балыхина, Михаил Рыбаков, Марина Лысякова
  • Жанры периодической печати: учебное пособие. Автор: Александр Алексеевич Тертычный

Фото на обложке статьи – freepik.com

How useful was this post?

Click on a star to rate it!

Action: Post ID: Post Nonce: ☆ ☆ ☆ ☆ ☆

Processing your rating. ..

Average rating {{avgRating}} / 5. Vote count: {{voteCount}}
{{successMsg}} {{#errorMsg}} {{.}} {{/errorMsg}}

There was an error rating this post!

Average rating 3.2 / 5. Vote count: 5

No votes so far! Be the first to rate this post.

Руководство по написанию новостей: инструменты бренда — Северо-Западный университет

Организация (перевернутая пирамида)

Люди склонны рассказывать истории в хронологическом порядке. Стиль написания новостей не является хронологическим. Перевернутая пирамида переворачивает повествование с ног на голову. Представьте себе перевернутый треугольник: широкое основание представляет наиболее ценную информацию, а узкая вершина — наименее ценную — это перевернутая пирамида. Он помещает самую важную или содержательную информацию в начало истории; остальная информация дана в порядке убывания важности. (Помимо представления наиболее важной информации вверху, в комнатах для составления газет перевернутая пирамида традиционно служила для того, чтобы длинные истории можно было вырезать снизу без потери важной информации. )

Свинец

В начале новости должна быть представлена ​​наиболее убедительная информация. Например, если это отчет о совещании, обратите внимание на основную мысль основного докладчика, принятые решения, рекордную посещаемость или другую информацию, заслуживающую освещения в печати. Начнем с того, что общество X провело свое ежегодное собрание в день X в X — это не новость; эта зацепка могла быть написана за несколько месяцев до встречи. Что такое ведущий материал, звучит примерно так: <что-то значительное, что произошло> на собрании общества Х <когда и где>. (И говоря о том, когда и где, когда информационный бюллетень выходит через несколько месяцев после собрания, нет необходимости указывать дату; достаточно указать только месяц или даже время года.)

Факт (не мнение) и атрибуция

В новостях обычно не выражается мнение, если оно не связано с источником. Конечно, нам не нужно так щепетильно говорить, что Northwestern — это здорово, но мнения, которые люди могут оспаривать, следует учитывать. Факты (и все, о чем кто-то спросит «Кто говорит?») также следует приписывать, если они не являются общеизвестными и общепринятыми.

Идентификация

При первом обращении следует использовать полное имя человека или оба инициала, а не только один инициал. Не следует полагать, что каждый читатель знает, кто этот человек; он или она должны быть идентифицированы таким образом, который имеет отношение к статье. В подписях не обязательно использовать отчество, если оно уже использовалось в тексте.

Короткие абзацы

В новостях абзацы делаются короткими для выразительности и внешнего вида.

Лицо

Новостной репортаж обычно пишется от третьего лица. Если есть веская причина использовать первое или второе лицо, не раздражайте читателей резкой сменой лица.

Заголовки

Заголовки должны быть короткими и желательно четкими. Они должны исходить из информации в теле текста и не представлять новой информации. Заголовки обычно не в прошедшем времени; заголовок о прошлом событии, как правило, в настоящем времени; один о будущем событии обычно включает 9от 0029 до (для встречи, принятия решения и т.  д.) В разделе публикации заголовки должны быть согласованными; те, которые являются простыми ярлыками, не должны смешиваться с теми, у которых есть глаголы. Артикли (a, an, the) обычно не используются в заголовках.

Как написать статью для школьных новостей

Центр журналистики

/ Штаб-квартира вашей школьной газеты / Центр журналистики / Как написать новостную статью

НАПИСАНИЕ НОВОСТНОЙ СТАТЬИ

Новостные статьи предназначены для передачи новостей. Статья написана для информирования читателей. Он основан на фактах и ​​предназначен для представления информации в быстрой и удобоваримой форме. Следующие элементы написания газетной статьи важны, так что обратите на них внимание.

Исследование и сбор фактов

Возможно, правило №1 при написании газетной статьи заключается в том, что вы опираетесь на факты. Вы не хотите делать предположения или фабриковать информацию. Прежде чем вы сможете написать свою статью, вы должны собрать как можно больше фактов. Вот некоторые факты, которые вам необходимо выяснить:

  • Что? Произошедшее конкретное событие.
  • Кто? Замешанные люди.
  • Где? мест.
  • Когда? Дата и время.
  • Почему? Причины происходящего события.
  • Как? Соединение фактов.

Вам также необходимо собрать как можно больше подробностей. Это будет включать:

  • Опрос людей, связанных с этой историей.
  • Сбор цитат от людей (точнее… никогда не перефразируйте то, что они сказали). Назовите имена, если они специально не просят остаться анонимными.
  • Разрешение противоречивых фактов от отдельных лиц.
  • Изучение общедоступной информации (всегда указывайте свои источники, поэтому записывайте их).

Когда у вас есть все факты, вы можете приступить к написанию статьи.

Заголовок или заголовок

Для новостной статьи это место, где вы проявляете большую часть своего творчества. Заголовок должен привлечь внимание читателя. Он должен быть броским, вызывать эмоции или вызывать любопытство. Подойдите к этому творчески. Во многих случаях вы потратите больше времени на то, чтобы придумать идеальный заголовок, чем на написание текста.

Основная часть статьи

Сама основная новостная статья пишется снизу вниз. Другими словами, самая важная информация идет первой, и каждый абзац дает все меньше деталей. В то время как роман, например, начинается с небольшого количества информации, и вы должны прочитать ее до конца, чтобы получить всю информацию.

Тем не менее, при написании новостной статьи вы хотите предоставить ключевую информацию сразу. Вы начинаете с 6 вопросов, на которые уже должны были ответить в своем исследовании:

  • Что?
  • Кто?
  • Где?
  • Когда?
  • Почему?
  • Как?

Ваши первые два абзаца должны ответить на все эти вопросы. Например:

Футбольная команда университета обыграла среднюю школу Смита в прошлую субботу со счетом 21:7 в матче-реванше, который подтвердил предсказание тренера Джона о победе во время пятничного ралли. Наша первая домашняя победа в этом сезоне на нашем собственном стадионе «Джейн Доу Филд» подняла моральный дух всех студентов. Квотербек Джо Бейкер выполнил 18 передач из 24, закрепив победу.

Это был всего лишь простой пример, но ответы почти на все вопросы содержатся в первых двух предложениях. Отсюда вы можете добавить больше несущественных деталей, таких как получение ярдов, ускорение ярдов и так далее. В какой-то момент вы включите цитаты таких людей, как тренер, защитник, ресивер, болельщик на трибунах и, возможно, директор. Хотя для цитат вы не хотите включать слишком много, но наличие двух или трех важно. К тому времени, когда вы дойдете до конца статьи, вы просто расширите то, что читатель уже знает из первых двух написанных вами абзацев.

Не делайте абзацы длинными — по два-три предложения в каждом. Общее количество слов должно оставаться в районе 500 слов или меньше.

ПОСМОТРИТЕ, ЧТО ДЕЛАЮТ ДРУГИЕ ШКОЛЫ

Ниже приведены лишь несколько примеров того, что другие школы делают со своими газетами. Смотрите, вдохновляйтесь и находите идеи.

Газета средней школы

В этой школьной газете публикуются не только школьные новости. Он обеспечивает журналистский подход к более широким событиям и политике.

Газета средней школы

Это христианская школьная газета.

Газета средней школы

Газета женской средней школы.

Газета средней школы

Черно-белая школьная газета размером 11×17.

Газета журналистики и истории

Эта газета была разработана и написана студентами факультета журналистики как проект по английскому языку и истории.

Газета для старшеклассников

Школьная газета, разработанная и написанная учащимися.

Газета студенческого союза

Это газета студенческого союза размером 11×14. Это дает студентам право голоса, информируя других. Обратите внимание, как они заставили местные предприятия покупать рекламу, чтобы компенсировать расходы на печать. Посетите школьные газеты, чтобы узнать, как начать свою собственную школьную газету.

Газета муниципального колледжа

Эта прекрасно оформленная газета колледжа издается ее студентами. Десятки студентов используют MakeMyNewspaper.com каждый год для своих журналистских нужд. Посетите штаб-квартиру школьных газет, чтобы узнать больше.

Газета художественного института

Студенческая газета художественного института.

Газета колледжа

Студенческий голос Колледжа Белвью.

Газета начальной школы

Газета для учащихся начальных классов МГОС. Студенты повсюду учатся журналистским навыкам, создавая свою собственную газету. MakeMyNewspaper гордится тем, что является первой компанией, которая помогает дошкольным, начальным и средним школам издавать собственные газеты. Посетите штаб-квартиру нашей школьной газеты, чтобы узнать, как публиковать свои собственные.

Университетская газета

Публикация студента юридической школы Флориды. The Rainmaker — это студенческое издание, в котором делятся новостями и информацией, относящейся к студенческому сообществу.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts