Подготовка к школе и логопедические занятия
Подготовка к школе и логопедические занятия
- Педагоги рекомендуют
- Добавить комментарий
15
Ноябрь
Подготовка к школе и логопедические занятия
- Педагоги рекомендуют
- Добавить комментарий
Ребенок учится говорить постепенно, он не рождается с речью. «Step by step» он учится правильному произношению звуков, умению связывать слова, умению строить предложения и изложению своих мыслей. Вот как это выглядит:
- Крик – возникает с рождения.
- Гуление – протяжное произношение гласных.
- Лепет – многократное произношение слогов.
- Слова – переход на фоне продолжающегося лепета.
Это происходит до 1 года…
А потом наступает РОСТ СЛОВАРЯ ребёнка:
- Появление словосочетаний.
- Появление предложений.
- Речь как средство общения.
- Формирование внутренней речи – орудия мышления.
Это всё формируется к 5-6 годам. Но, речевое развитие может происходить с опозданием или с осложнениями в развитии. В таком случае поможет логопед, который знает и умеет исправлять речевые нарушения. Ведь впереди у ребёнка – ШКОЛА!
Приходя в школу, ребёнок часто испытывает затруднения не только в устной речи, но и письменной. Задача логопеда при подготовке к школе заключается в следующем:
Сформировать правильную звуковую сторону речи, чёткое и правильное произношение звуков русского языка.
Сформировать фонематические процессы, ребёнок должен слышать, различать и дифференцировать звуки речи (развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, слоговую структуру слова, звуко — буквенный анализ и синтез слова).
Сформировать грамматический строй речи, научить пользоваться разными способами словообразования, словоизменения, уметь пользоваться развёрнутой фразовой речью и построением предложения.
Уточнить, активизировать и обогатить словарный запас детей (уметь объяснять слова, классифицировать, обобщать, пользоваться словами антонимами, синонимами, многозначными словами, а также словами-сравнениями).
Развивать графо-моторные навыки ребёнка.
Развивать пространственные и временные представления, направления в пространстве, взаимоотношения объектов, временная последовательность.
Даже незначительные отклонения в фонематическом и лексико-грамматическом развитии языка ведут к серьёзным проблемам в школе. Это могут быть пропуски букв, слогов, замены, искажения, а также ошибки согласования и управления в письменных работах. Ребёнок может испытывать трудности в пересказе текста, составление связного высказывания, что влечёт к неумению написать изложение или сочинение.
В детском центре «ТИМ» о становлении речи вашего ребенка позаботятся опытные логопеды, преподаватели по развитию речи:
Логопедические занятия помогают выявить, устранить и предупредить речевые проблемы у дошкольников. Тем самым помочь ребёнку быть успешным в овладении школьной программой.
PS: надо помнить, что речь всех членов семьи – это образец для подражания. Мама и папа, как первые учителя родного языка! Как без взрослых, ребёнку, овладеть красивой и правильной речью? Сложно! Значит, в наших силах разговаривать, выслушивать, отвечать на вопросы детей – чётко и выразительно. Ведь СЕМЬЯ – первая ШКОЛА!
Tags детиразвитие речиПоделиться
Подготовка к школе, развитие навыков и внимания.
Проблемы будущего первоклассника
Рано или поздно любой малыш взрослеет и наступает момент прощания с детским садом. Появление в семье будущего школьника вызывает много волнений. Родители переживают, сможет ли их ребенок внимательно слушать инструкции учителя и правильно выполнять их. Справится ли он самостоятельно с ежедневными домашними заданиями? Найдет ли общий язык с одноклассниками? Все эти родительские вопросы связаны с определением готовности к школе сына или дочки.
«Там всему научат» — типичная ошибка
Определение готовности к школе ребенка позволяет родителям увидеть сильные и слабые стороны своего чада. Они могут задать вопрос: «А зачем необходимо такое пристальное внимание к особенностям ребенка? Он придет в школу и там всему научат». Это несколько неправильная позиция по следующим причинам:
- современное школьное образование требует от учеников, в том числе и первоклассников, достаточно высокого уровня самоорганизации;
- зная об особенностях малыша, родители с помощью специалиста-психолога смогут выстроить грамотную систему помощи и поддержки, которая позволит первокласснику успешно влиться в школьную жизнь.
Определение готовности к школе- комплексное понятие
Это объемное определение включает в себя несколько компонентов:
- интеллектуальный;
- личностный;
- эмоционально-волевой;
- социальный.
Интеллектуальная составляющая подразумевает:
- соответствующие возрасту сформированные способности к произвольному вниманию и памяти.
- навык выделять учебную задачу и прилагать старания к ее решению;
- речевое развитие, предполагающее навык связно описывать окружающую действительность;
- способность использовать символы, например, буквы и цифры.
Эмоционально-волевая составляющая подразумевает:
- наличие таких навыков, как целепостановка; планирование действий и их осуществление; контроль полученных результатов;
- наличие качеств, присущих полевому человеку: самоорганизованности и самоконтроля;
- осознание собственных переживаний, наличие стабильности в выражении и испытании определенных эмоций.
Личностная составляющая подразумевает:
- осознание своего нового положения – «я – школьник»; желание соответствовать этой роли;
- проявление моральных качеств, таких как, например, чувство ответственности;
- формирование стабильной самооценки, которая подразумевает разумное восприятие ребенком итогов его работы.
Социальная составляющая выражается в соблюдении полагающихся норм поведения и общения со старшими и одногодками.
Подготовка к школьным годам в ЦРР «Говоруша»
У будущего школьника может присутствовать неравномерность в развитии компонентов, определяющих готовность к принятию этой новой социальной роли. Психологи используют различные методики определения готовности к школе, чтобы составить максимально полную картину преимуществ и слабостей будущего первоклассника. Специалисты центра развития речи «Говоруша» проводят развернутую диагностику и консультирование родителей.
Также в нашем центре разработана уникальная программа «Подготовка к школе – интенсив». Это система коррекционно-развивающих занятий по разносторонней подготовке детей:
- для старших дошкольников 6-7 лет, с 1 сентября становящихся первоклассниками;
- для дошкольников 5-6 лет, родители которых заранее думают о качественной подготовке своего чада к последующему обучению;
- для детей 6-8 лет, у которых в результате психологической или педагогической диагностики выявились «проблемные зоны» в развитии.
Уникальность программы заключается в том, что с детьми занимаются два специалиста: дефектолог, реализующий разделы программы: математика, логика, моторика и логопед, ведущий разделы: грамота, чтение, фонематика. При такой работе специалистов легко обнаружить проблемы детей, которые трудно заметить на первый взгляд. Этот подход дает высокую положительную динамику на занятиях.
Записаться на диагностику к специалистам ЦРР «Говоруша» на указанные выше программы можно по телефону в Санкт-Петербурге +7 (812) 611-18-00
Подготовка дошкольников к школьной беседе
Лорен Лоури
Hanen Certified SLP and Clinical Staff Writer
Подготовка к школе включает в себя гораздо больше, чем поход в магазин за коробкой для завтрака и рюкзаком. Есть много навыков, которые необходимы детям, чтобы они могли работать в классе и понимать учебную программу. Дети учатся многим из этих навыков дома, общаясь со своими родителями, братьями и сестрами. Например, они учатся хорошо выражать свои мысли, понимать указания, следовать распорядку дня, слушать и рассказывать истории, вести беседы и использовать свое воображение.
Успех в школе также зависит от способности понимать и использовать «школьный разговор» — особый тип разговора, который используется в классе. Школьная речь, также известная как «академическая беседа» и «беседа в классе» [1], сильно отличается от языка, который дети слышат в повседневной жизни дома, известного как «непринужденная беседа».
Различия между школьной беседой и случайной беседой
Различия между «школьной беседой» и «повседневной беседой» отражаются в том, почему, как и о чем мы говорим [1,2]:
Helping Children Learn About School Talk
Щелкните соответствующую ссылку ниже, чтобы узнать, как продвигать школьную речь среди детей дошкольного возраста.
Как учителя могут помочь детям узнать о школьной речи | Как родители могут помочь своему ребенку узнать о школьной речи |
Как учителя могут помочь детям узнать о школьной беседе
В первую очередь необходимо определить, у каких детей могут возникнуть трудности со школьной беседой.
Для выявления и оценки таких детей можно проконсультироваться с логопедом.Чтобы помочь детям понять и использовать школьную речь, учителя могут:
- Сделать школьную речь откровенной
Один из важных способов стимулировать школьную беседу — это сделать ее явной, объяснив ожидания от школьной беседы, необходимые перед тем, как приступить к какой-либо деятельности. Например, учитель может подчеркнуть, как она будет задавать вопросы, проверяющие знания детей, сказав: «Поскольку мы в школе, я задам вам несколько вопросов, на которые я уже знаю ответы. Это помогает мне понять, хорошо ли я учу вас. Если вы не знаете ответа, это нормально. Может быть, кто-то другой знает ответ». Учителя также могут объяснить, как дети могут сделать обоснованное предположение, когда они не уверены в ответе, сказав что-то вроде: «Иногда вы можете не знать ответа, но вы можете подумать о том, каким может быть ответ, и сообщить нам, что вы думаете». ». [1, с. 34] - Использовать «думать вслух»
«Думай вслух» включает в себя выражение мыслительного процесса словами. Учителя могут использовать мысли вслух, чтобы продемонстрировать мыслительный процесс, связанный с некоторыми аспектами школьной речи. Например, мысли вслух, демонстрирующие, как думать об ответе на вопрос, могут быть такими: «Интересно, о ком будет эта книга? Я собираюсь по обложке искать подсказки, чтобы угадать, о ком идет речь…» [1, с. 34). Учителя также могут использовать мысли вслух, чтобы объяснить, как сделать предположение, например: «На обложке изображены медведь и птица, так что, возможно, книга посвящена одному из этих животных». - Используйте осмысленные занятия
Легче всего обучать детей школьной беседе, когда они заняты осмысленной деятельностью, во время которой используется школьная беседа, например, «Покажи и расскажи» и обменом книгами
Легче всего учить детей школьной беседе, когда они заняты какой-либо значимой деятельностью, во время которой используется школьная беседа, например, «Покажи и расскажи» и обмен книгами:- Покажи и расскажи
«Покажи и расскажи» предполагает, что ребенок обсуждает личный опыт с классом посредством объяснения, которое часто направляется учителем с помощью комментариев и вопросов. Таким образом, учитель направляет случайный разговор ребенка о его или ее лично важном предмете к разговору, более близкому к школьному разговору. Прежде чем начать «Покажи и расскажи», учитель может четко описать ожидания детей, сказав что-то вроде: «Когда вы говорите о своем особенном камне в школе, вы можете быстро сказать нам, почему он особенный для вас, но тогда мы также хотим поговорить вместе о том, что это за камень… Таким образом, мы можем использовать ваш особый камень, чтобы узнать о многих камнях. Я помогу вам, задавая вам несколько вопросов, пока вы будете рассказывать нам о своем особом камне» [1, с.33]. - Книгообмен
Совместное использование книг в дошкольных учреждениях дает хорошую возможность смоделировать более сложный язык и мышление, необходимые в школьной речи. Учителя могут использовать и объяснять новую, незнакомую лексику, задавать вопросы и делать комментарии, которые помогают детям установить связь между рассказом и собственным опытом, а также помочь детям мыслить не только на страницах книги.
- Покажи и расскажи
Как родители могут помочь своему ребенку узнать о School Talk
Родители не должны отказываться от непринужденной беседы дома со своими детьми! Но они могут подготовить своего ребенка к школьной речи, используя язык, похожий на тот, который используется в классе. Родители могут использовать повседневные занятия, например, делать печенье, делать поделки или делиться книгами, чтобы моделировать:
- Новые слова — Подумайте о словах, которые ваш ребенок еще не знает, когда вы вместе выполняете какое-либо задание. Во время выпечки можно говорить о температуре, тесте или венчике. Играя с Лего, вы можете говорить о строения , небоскребы или высота . А книги предоставляют бесконечные возможности для знакомства с новыми словами.
Если вашему ребенку интересно узнать о чем-то новом, о том, как это работает или что делает, предложите объяснение или описание процесса.
Объяснения и описания – Если вашему ребенку интересно узнать о чем-то новом, как это работает или что делает, предложите объяснение или описание процесса. Например, если вы читаете книгу о пауке, и ваш ребенок интересуется его паутиной, вы можете объяснить, что паук использует свою паутину, чтобы ловить жуков, чтобы съесть их, или предложить такое описание, как «паутина сделана из липких нитей». ».- Думайте вслух – Объясните словами свой мыслительный процесс. Например, когда вы вместе делаете поделку, расскажите о процессе принятия решений, сказав: «Интересно, как бы это выглядело, если бы я приклеил сбоку несколько палочек от эскимо. Хммм… может быть, он будет слишком тяжелым и упадет». Это тип мыслительного процесса, которым дети должны заниматься в школе, и иногда от них ожидают, что они опишут свой мыслительный процесс своему учителю.
- Вопросы и комментарии, которые расширят кругозор вашего ребенка — Дети должны делать выводы, рассуждать и думать не только здесь и сейчас, во время обсуждений в классе. Вы можете комментировать и задавать вопросы во время домашних разговоров с ребенком, которые будут способствовать такому типу мышления. Например, при чтении «Спокойной ночи, горилла » [4] вы можете задать вопрос о смотрителе зоопарка, который не заметил, что горилла украла его ключи, например: «Как вы думаете, что сделает смотритель зоопарка, когда заметит? его ключи пропали? Или вы можете сделать замечание о жене смотрителя зоопарка, которая спит и не знает, что животные зоопарка спят в ее спальне, например: «Думаю, она будет в шоке, когда проснется!» Таким образом, вы можете помочь своему ребенку думать не только о рассказе, но и о том, что может произойти дальше, что чувствуют персонажи и почему в рассказе происходят определенные события.
Наш ресурс Hanen I’m Ready™ [5] предлагает родителям стратегии моделирования этого типа языка во время чтения книг и повседневной жизни с ребенком. Стратегии, представленные в наборе I’m Ready™ , направлены на формирование у детей навыков грамотности в раннем возрасте, но они также знакомят детей со школьной беседой.
Ссылки
- van Kleeck, A. & Schwarz, A.L. (2011). Делая «академический разговор» явным: направления исследований для развития навыков общения в классе у детей из неосновных культур. Revue Suisse des Sciences de l’Education , 33 (1), 29–46.
- ван Клеек, А. (2014). Различие между случайной беседой и академической беседой, начинающейся в дошкольном возрасте: важное соображение для логопедов. Американский журнал патологии языка и речи , 23 , 724-741.
- Вайцман, Э. и Гринберг, Дж. (2010). ABC and Beyond™: Развитие грамотности в условиях раннего детства . Торонто, Онтарио: Центр Ханена.
- Ратманн, П. (1996). Спокойной ночи, горилла . Книги тупиков: Лондон.
- Гринберг, Дж. и Вайцман, Э. (2014). Я готов!™: как подготовить ребенка к успеху в чтении . Торонто, Онтарио: Центр Ханена.
Развитие ребенка: речь и язык
Первые 3 года жизни вашего ребенка являются наиболее интенсивным периодом развития речи и языка, так как быстро развивается мозг. Для их развития крайне важно, чтобы они подвергались различным видам и звукам, чтобы стимулировать их ум. Родители и воспитатели дошкольных учреждений обязаны предоставить инструменты, необходимые для обеспечения роста.
Вехи
Первые 5 лет жизни вашего ребенка являются основой для всего будущего развития, но каждый ребенок уникален. Несмотря на то, что развитие речи и языка варьируется, существует естественный прогресс в овладении этими навыками. Полезно знать эти вехи, чтобы отслеживать нормальное развитие и выявлять проблемы с речью или слухом на ранней стадии.
Рождение – 5 месяцев
Хотя важность этого периода часто упускают из виду, первые 5 месяцев имеют решающее значение для развития речи и языка вашего ребенка. Ваш ребенок должен реагировать на громкие звуки и начинать издавать звуки в виде смеха, суеты и, конечно же, плача.
6–11 месяцев
Этот период часто называют фазой лепета. Ваш ребенок должен начать имитировать звуки, понимать ваш тон и начинать издавать звуки. Они также будут использовать жесты рук и тела, чтобы сообщить о своих желаниях или потребностях.
12–17 месяцев
По мере того, как ваш ребенок развивает вербальные навыки, в этом возрасте он обычно должен понимать простые команды. Они могут ответить, хотя это может быть только один слог или трудно понять. Поощряйте их повторять за вами, поощряя их попытки похвалой.
18–23 месяца
В этом возрасте дети должны уметь различать части тела (нос, уши, руки). Простые слова должны использоваться часто, а произношение должно быть достаточно четким. Комбинирование слов также является захватывающим развитием в этот период. Дети на этом этапе очень восприимчивы к изучению двух языков одновременно. Если вы рассматривали двуязычную программу , сейчас самое время начать!
2–3 года
В среднем дети в возрасте от 2 до 3 лет знают около 50 слов. Они понимают пространственные понятия, такие как «внутри» и «вверху». Хотя незнакомцам может быть трудно уловить их произношение, вы слышали достаточно, чтобы понимать, о чем они говорят.
3–4 года
Год между 3 и 4 годами благоприятен для речи и языка. Ваш ребенок должен достаточно понимать язык, чтобы понимать простые шутки, глупые фразы и рифмующиеся предложения. Когда вы задаете более сложные вопросы, они должны быть в состоянии ответить. Например, если вы спросите своего ребенка: «Что ты хочешь сделать после прогулки?» Ваш ребенок ответит коротким предложением, например: «Иди в парк».
4–5 лет
К тому времени, когда вашему ребенку исполнится 4 или 5 лет, он выучит около 300 слов и неправильных глаголов прошедшего времени, таких как «fell».