Заучивание и приемы его организации учителем: Современные приемы и методы запоминания учебного материала. | Учебно-методический материал по теме:

Современные приемы и методы запоминания учебного материала. | Учебно-методический материал по теме:

Современные приёмы и методы запоминания

В настоящее время разработано множество приёмов и методов запоминания информации. Так, Д. Лапп предлагает следующие способы запоминания и воспроизведения информации:

1. Осознание. Следует сознательно вовлекать как можно больше чувств в процесс запоминания информации. При задержании мысленного взора на наиболее значительных элементах информации и различных подсказках следует лучшее запоминание. Золотое правило обработки информации: выбирать, концентрироваться и анализировать.

2. Ассоциация образов. Прибегая к образной ассоциации во многих разных контекстах, можно значительно увеличить количество информации, подлежащей извлечению из памяти. Можно выбирать самые разные образы в соответствии со своими интересами и потребностями.

3. Использование в повседневной жизни принципа паузы даст время оценить обстановку и подумать. Пауза снижает вероятность поспешных действий или высказываний, заставляя сосредотачивать внимание на нужном предмете. Кроме того, она помогает противостоять отвлекающим моментам и посторонним помехам.

4. Личные комментарии способствует эмоциональному и интеллектуальному вовлечению в процесс записи информации и помогают оставить яркий след в памяти. При комментировании необходимых для запоминания вещей о них помнится значительно больше.

5. Организация материала в категории. И во время записи, и во время извлечения информации следует использовать категории, которые облегчают поиск специфических воспоминаний. Например, предмет можно классифицировать по нескольким основным признакам (материал, размер, цвет, местонахождение, ценность). Если занести подлежащую хранению информацию в определенную категорию, впоследствии будет легче извлечь нужный материал из памяти, обращаясь к означенной категории.

6. Расслабление позволяет подавить беспокойство, которое препятствует концентрации внимания и блокирует механизмы памяти. Тогда информация записывается более точно и извлекается из памяти без усилий. При невозможности вспомнить что-либо следует успокоиться, сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, оглядеться по сторонам и дать себе время спровоцировать вспоминание.

7. Просмотр и частое использование материала обеспечивают быстрое вспоминание. Просматривая информацию, вы принимаете активное участие в трех основных процессах памяти: записи, хранении и извлечении. Гораздо лучше помнятся те сведения и цитаты, к которым прибегают регулярно. Чем чаще используется информацией, тем легче извлекать ее из памяти.

Существует также целая система специальных приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Эта система называется мнемотехникой. Она основана на создании структуры и придании смысла списку несвязанных слов или цифр для облегчения его запоминания. Мнемотехника предлагает также замену абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие зрительное, слуховое или кинестетическое представление и связывание объектов с уже имеющейся в памяти информацией для упрощения запоминания.

Мнемотехника применяется для запоминания незапоминаемой информации. Например, когда нужно запомнить последовательность цифр, список телефонных номеров, хронологическую таблицу, план-конспект речи, новые иностранные слова, грамматические правила и т.п. Очень чётко и полно она сформулирована О. Эренбергом в книге «Приёмы запоминания информации». Эренберг предлагает следующие приёмы, облегчающие запоминание:

1) Рифма — один из наиболее действенных способов обеспечить запоминание материала. Этот способ нашел также широкое применение в рекламе. Зарифмованные рекламные ролики сами врезаются нам в память, независимо от нашего желания, и от них зачастую не так просто избавиться. Поэтому при столкновении с важной, но нелогичной и трудно запоминаемой информацией стоит попробовать зарифмовать ее.

2) Аббревиатуры не только сокращают длинные названия, но и способствуют их запоминанию. Принцип аббревиатуры также используется для запоминания материала, не связанного логическими принципами, и облегчает процесс вызывания из памяти нужной информации.

3) Кодирование информации в простое предложение, в котором все слова начинаются с первых букв слов, которые нужно запомнить. Например, для запоминания цветов радуги обычно пользуются фразой: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан». Астрономы запоминают порядок планет солнечной системы с помощью такой фразы: «Морской Волк Замучил Молодого Юнгу, Совершенно Утомив Несчастного Подростка».

4) Метод расположения предметов — способ запоминания предметов с помощью фиксирования их местоположения. Этот метод можно также использовать для запоминания различных предметов, которые ассоциируются с определенным местом. (Метод Сократа и Цицерона, о котором упоминалось ранее). Описанный выше метод способствует запоминанию потому, что он позволяет группировать не связанные между собой предметы в имеющие смысл последовательности.

5) Применение слов, способствующих запоминанию.

6) Нахождение связи между цифрами и буквами. Этот метод широко используется для запоминания чисел. Слова имеют для нас больше смысла, чем числа, а этот способ как раз помогает «перевести» числа в слова. К примеру: 2 — л (лебедь), 4 — ч, 6 — б, 7 — к (коса), 8 — в, 9 — д, 0 — о и т.д. Подставляя к имеющимся буквенным значениям цифр другие буквы, мы легко запомним получившиеся слова: 67 — бук, 90 — дом и т.д.

7) Использование картинок. Суть этого метода заключается в переводе имен собственных, различных названий и мыслей в картинки на основе их звучания или смыслового значения для улучшения запоминания.

8) Использование цепочек. При запоминании любого списка нужно связать каждый предмет с последующим посредством возникающих ассоциаций.

2.3 Методы и приёмы запоминания в учебном процессе.

Психологи предлагают использовать следующие правила сохранения знаний в процессе учёбы:

1. Выделение того, что нужно запомнить.

2. Отвлечение от всего постороннего и сосредоточение внимания на тех объектах, которые нужно запомнить.

3. Выделение в объектах главное и второстепенное, нахождение связи между объектами, использование мнемотехники.

4. Выделение в сложном материале смысловых вех.

5. Опора на свой тип памяти, активизация образных представлений.

6. Систематическое повторение и воспроизведение усвоенного.

7. Различение узнавания и воспроизведения.

8. В случае затруднений можно вспомнить обстановку заучивания, идти от отдельного факта к системе или от более общих знаний к необходимым в данный момент.

Запоминание материала по этой системе предполагает составление предварительного плана, выделение смысловых опорных пунктов, смысловую и пространственную группировку материала, представление материала в форме наглядного зрительного образа, соотнесение материала с уже имеющимися знаниями и др.

Прогноз ситуации также относится к приёмам запоминания. Заключается он в следующем: до начала запоминания следует подумать о том, что произойдет, если не удастся запомнить нужное. Можно прогнозировать и приятные последствия, если они достаточно важны для человека.

Перевод на знакомый язык сложной и не всегда доступно изложенной в учебниках и научной литературе информации также относится к важным мнемоническим приёмам.

Лучшему усвоению материала способствует его эмоциональное восприятие. Вовлечение в запоминание эмоций играет первостепенную роль при запоминании.

Для лучшего запоминания следует сокращать информацию до предела. Лучше упустить детали, чем не усвоить или забыть главный смысл.

Поиск связей между фразами в материале, который следует запомнить, поможет во многом облегчить поставленную задачу. Связи могут быть смысловыми (логические связи между абзацами, параграфами) и структурными (вид и порядок расположения информации на листе). К примеру, число 7415216 легче запомнится как 741 — 52 — 16. Читая текст, можно придать ему определенный ритм, это значительно облегчит его запоминание.

Опорные сигналы или знаковое моделирование также поможет лучше запомнить материал.

Сохранению в памяти информации способствует её повторение. Первое повторение материала следует осуществить через 30-40 мин., второе — в течение дня, третье — на следующий день, с третьего по седьмой день — по одному повторению. Правильно организованное повторение означает не простое перечитывание материала много раз подряд, а прочтение и незамедлительное его воспроизведение. Чередование чтения и воспроизведения должно осуществиться минимум 2 раза. Условие быстрого и полного запоминания материала — чередование повторений и воспроизведений в процессе заучивания.  Повторение не только основное условие прочного запоминания учебного материала, но и условие последующего сохранения его в нашей памяти».

Условиями успешного запоминания учебной информации являются отсрочка воспроизведения материала на несколько дней, распределение времени его изучения, уделение пристального внимания изучаемому материалу, его понимание, и осмысление материала, а также его структурирование.

При этом следует дать себе установку на запоминание: именно запомнить материал, а не просто воспринять его. Следует также дать себе установку на прочное и длительное сохранение в памяти учебного материала. Самостоятельность и активность в работе с запоминаемым материалом также будут способствовать его запоминанию: активная, содержательная работа над материалом даже при отсутствии осознанной установки на запоминание может привести к прочному его усвоению.

Для осмысленного запоминания изучаемого материала требуется его смысловая группировка — разбивка, членение на части с выделением главного и существенного в каждой части. Кроме этого, необходимо нахождение и выделение в каждой из частей смысловых опорных пунктов, т.е. мыслей, выражений и образов, определяющих суть данной части и устная или письменная формулировка этой сути в виде кратких заголовков каждой из частей. Наконец, необходимо установление связей между выделенными частями и понимание логической последовательности их расположения, составление общего плана расположения учебного материала.

На основе анализа перечисленных выше мнемических приёмов можно кратко сформулировать следующие рекомендации для успешного усвоения учебного материала:

1. Поставить задачу быстро и прочно запомнить учебный материал на длительное время.

2. Сосредоточить все внимание на том, что надо усвоить.

3. Хорошо понять учебный материал, связав его с тем, что уже известно.

4. Составить план запоминаемого текста, выделив в нем основные мысли, разбить текст на части.

5. Если материал большой, последовательно усваивать одну часть за другой, а затем уже излагать все в целом.

6. После прочтения материала надо его воспроизводить (рассказывать прочитанное). В случае забывания не надо спешить заглядывать в учебник, следует стараться припомнить забытое.

7. Повторять материал, пока он еще не забыт.

8. Распределять повторения на более продолжительное время (не повторять «залпом», например, только перед самым экзаменом).

9. Использовать при запоминании разные виды памяти (прежде всего смысловую) и некоторые индивидуальные особенности своей памяти (зрительную, слуховую или двигательную).

10. В зависимости от формы и стиля усваиваемой информации использовать различные мнемические приёмы, мнемотехнику и любые другие эффективные средства быстрого и прочного запоминания.

11. Трудный материал следует повторять перед сном, а затем утром, «на свежую память».

12. Стараться применять полученные знания на деле. Это лучший способ их сохранения в памяти

13. Надо увеличивать объём приобретаемых знаний, связывая новое с тем, что уже известно, что усвоено. Чем больше запас сведений, тем легче прибавлять к ним новые знания.

Не каждому человеку от природы дана совершенная память, способная освоить необходимую ему информацию. Конечно, можно использовать для хранения и выборки информации различные бумажные, аудио-, видео — и компьютерные носители, однако в условиях все более усложняющейся окружающей человека среды необходимо большое количество данных хранить в собственной памяти. И не просто хранить, а иметь возможность ее эффективно использовать.

Поэтому так важна тренировка памяти, ее развитие, развитие способностей по анализу огромного потока поступающей информации.

Использование мнемических приёмов может помочь значительно облегчить задачу запоминания информации, сделать этот процесс не только быстрым и эффективным, но и приятным, понятным и интересным. Особенно важно это для тех, кто участвует в учебном или научном процессе.

Педагогические приемы формирования способов запоминания учебной информации у младших школьников

%PDF-1.5 % 1 0 obj > /Metadata 4 0 R >> endobj 5 0 obj /Title >> endobj 2 0 obj > endobj 3 0 obj > endobj 4 0 obj > stream

  • Педагогические приемы формирования способов запоминания учебной информации у младших школьников
  • Мурашова О. Ю.1.52020-06-04T17:00:07+05:002020-06-04T17:00:07+05:00 endstream endobj 6 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] /XObject > >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents [82 0 R 83 0 R 84 0 R] /Group > /Tabs /S /StructParents 0 /Annots [85 0 R] >> endobj 7 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 86 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 1 >> endobj 8 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 87 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 2 >> endobj 9 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 88 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 3 >> endobj 10 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 89 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 4 >> endobj 11 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 90 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 5 >> endobj 12 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents 91 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 6 >> endobj 13 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 92 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 7 >> endobj 14 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 93 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 8 >> endobj 15 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 94 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 9 >> endobj 16 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 95 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 10 >> endobj 17 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 96 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 11 >> endobj 18 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents 97 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 12 >> endobj 19 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 98 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 13 >> endobj 20 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 99 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 14 >> endobj 21 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 102 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 15 >> endobj 22 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 103 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 16 >> endobj 23 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 104 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 17 >> endobj 24 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents 106 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 18 >> endobj 25 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 107 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 19 >> endobj 26 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 108 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 20 >> endobj 27 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 109 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 21 >> endobj 28 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 110 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 22 >> endobj 29 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 111 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 23 >> endobj 30 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents 112 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 24 >> endobj 31 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 113 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 25 >> endobj 32 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 115 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 26 >> endobj 33 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 116 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 27 >> endobj 34 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 118 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 28 >> endobj 35 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 120 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 29 >> endobj 36 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents 121 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 30 >> endobj 37 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 122 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 31 >> endobj 38 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 123 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 32 >> endobj 39 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 124 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 33 >> endobj 40 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 125 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 34 >> endobj 41 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 126 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 35 >> endobj 42 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents 127 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 36 >> endobj 43 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 128 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 37 >> endobj 44 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 129 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 38 >> endobj 45 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 131 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 39 >> endobj 46 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 133 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 40 >> endobj 47 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 135 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 41 >> endobj 48 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.
    32 841.92] /Contents 137 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 42 >> endobj 49 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 138 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 43 >> endobj 50 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 139 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 44 >> endobj 51 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 140 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 45 >> endobj 52 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 145 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 46 >> endobj 53 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 146 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 47 >> endobj 54 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 149 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 48 >> endobj 55 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 151 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 49 >> endobj 56 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 152 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 50 >> endobj 57 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 153 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 51 >> endobj 58 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 154 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 52 >> endobj 59 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 155 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 53 >> endobj 60 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 156 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 54 >> endobj 61 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 157 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 55 >> endobj 62 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 158 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 56 >> endobj 63 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 159 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 57 >> endobj 64 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 160 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 58 >> endobj 65 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 161 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 59 >> endobj 66 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595. 32 841.92] /Contents 162 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 60 >> endobj 67 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 164 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 61 >> endobj 68 0 obj > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 165 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 62 >> endobj 69 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 167 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 63 >> endobj 70 0 obj > /XObject > /ProcSet [/PDF /Text /ImageB /ImageC /ImageI] >> /MediaBox [0 0 595.32 841.92] /Contents 169 0 R /Group > /Tabs /S /StructParents 64 >> endobj 71 0 obj > endobj 72 0 obj > endobj 73 0 obj > endobj 74 0 obj > endobj 75 0 obj > endobj 76 0 obj > endobj 77 0 obj > endobj 78 0 obj > endobj 79 0 obj > endobj 80 0 obj > endobj 81 0 obj > stream x

    Как работает память в обучении: руководство для учителей

    Одним из наиболее важных аспектов обучения, который может быть наименее изучен, является человеческая память. Перед нами стоит задача передать навыки и знания ученикам — это самый важный аспект нашей работы. Тем не менее, сколько педагогов получили ученые степени и сертификаты преподавателя без упоминания о том, как работает память? Как часто человеческая память становится темой изучения книги или курса повышения квалификации? Я получил педагогическую степень 15 лет назад и не помню ни одного занятия по этой теме. Любое профессиональное развитие, которое я получил по теме памяти, было редкостью, или мне приходилось искать его самостоятельно.

    Я не знаю ни одного учителя, который не хочет делать то, что лучше для своих учеников, а для того, чтобы проводить обучение и учебную среду, которые являются эффективными и действенными для обучения, требуется знание процессов памяти и базовое понимание как работать в рамках ограничений человеческой памяти.

    Итак, что учителя должны знать о памяти?

    Помощь учащимся в переносе обучения в долговременную память

    Чувства и сенсорная память: Это может показаться очевидным, но самым первым шагом к запоминанию является ощущение — учащиеся должны прочувствовать материал. Большую часть времени в школе это означает видеть и/или слышать информацию. Это необходимый первый шаг, но сам по себе он довольно мимолетный. Например, прямо сейчас вы воспринимаете большое количество информации. Практически на занятиях преподавателям необходимо создать среду, в которой учащимся будет как можно легче воспринимать материал. Хотя в настоящее время это не самая популярная идея в сфере образования, все мои ученики стоят лицом к передней части моей комнаты, где в основном представлена ​​информация. Это увеличивает шансы, что они визуально почувствуют необходимый материал.

    Внимание: Это привлекает внимание. Если учащиеся не обращают внимания на эти ощущения, память обрывается. Если использовать современное модное словечко в сфере образования, это вовлеченность. Вовлеченность — это то, чем занимается мозг. Это акт познания. Очевидно, что это чрезвычайно важно в отношении обучения. Куда ученики направляют свое внимание, там у них есть возможность учиться. Он ориентирован на необходимую стимуляцию для обучения или на экран телефона? Или он разделен между несколькими ощущениями?

    В своем классе я хочу, чтобы учащимся было как можно проще сосредоточить свое внимание на том, что наиболее важно для обучения. Это означает, что я создаю среду, максимально свободную от отвлекающих факторов, учитывая, какие манипуляторы могут быть у них на столе, какие украшения у меня на стенах, насколько ясно и лаконично я представляю материал, а также физическое расположение столов и стульев.

    Рабочая память: Если учащиеся воспринимают учебный материал и обращают на него внимание, информация может быть понята и закодирована в их рабочей памяти. Проще говоря, сознательные мысли, которые у вас есть прямо сейчас, — это то, что присутствует в вашей рабочей памяти — это информация, с которой вы когнитивно работаете. Но опять же мы видим, что это хотя и очень необходимый шаг, но недостаточный для длительного удержания материала. Рабочая память довольно быстротечна как по своей способности обрабатывать информацию в любой момент времени, так и по тому, как долго она будет удерживать эту информацию без репетиции. В какой-то степени это похоже на воронку для информации: лишь ограниченное количество материала может пройти, не потерявшись, поэтому крайне важно, чтобы учителя внимательно следили за когнитивной сложностью нашего класса и уроков, которые мы разрабатываем.

    Например, в моем классе это означает, что главное остается главным — с чем абсолютно необходимо столкнуться и понять моим ученикам для обучения? По большей части все, чем занимаются и занимаются наши студенты, нагружает их рабочую память. Если учебный план слишком сложен или недостаточно ясно указывает на то, на чем учащиеся должны сосредоточиться, в их рабочей памяти может не хватить места для необходимой стимуляции для обработки, потому что они сосредотачиваются на неправильной информации. Учебный дизайн должен оставаться простым, особенно для нового и/или сложного материала.

    Я не говорю, что классы и уроки должны быть почти удручающе пресными, но с каждым новым фрагментом информации, диаграммой или манипуляцией, с которой сталкиваются ученики, нагрузка на их ограниченную рабочую память возрастает. Выбирай с умом.

    Долговременная память: Насколько нам известно, в отличие от оперативной памяти, долговременная память безгранична как по объему, так и по продолжительности хранения воспоминаний. С практической точки зрения это должно быть целью педагога: донести соответствующую информацию до долговременной памяти учащихся. Хотя было бы замечательно, если бы воспоминания о материалах в классе автоматически превращались в долговременную память, обычно это не так. Для большинства школьных материалов требуется тщательная обработка.

    Двумя лучшими стратегиями обучения, основанными на фактических данных, являются практика припоминания и практика с интервалами. Эти стратегии требуют, чтобы учащиеся в разное время получали доступ к своим воспоминаниям о материале и усердно использовали и применяли свои знания. Что довольно интересно, так это то, что когда учащиеся извлекают эти воспоминания, они теперь находятся в рабочей памяти.

    Вообще говоря, чем больше мы репетируем узнавание или припоминание воспоминаний, тем сильнее и эффективнее они становятся. Даже если учащийся может помнить что-то изо дня в день, указывая на то, что это часть его долговременной памяти, это не означает, что оно всегда доступно — неиспользованная память может быть забыта или невосстановима. Практика использования знаний необходима как для оценки обучения, так и для обучения.

    Техники запоминания | Brilliant Star

    Доктор Рэнди Готтлиб

    Посмотреть фотогалерею

    Запоминание является важной образовательной стратегией, которая может формировать различные умственные навыки на всю жизнь. Упражнения на память подобны умственной гимнастике, которая тренирует мозг сосредотачиваться, сохранять больше информации и работать с большей скоростью и ловкостью. Зубрежка позволяет учащимся запоминать основополагающие концепции, чтобы они могли использовать эти ресурсы по мере необходимости, высвобождая мозговые способности для изучения новых вещей. Запоминание литературных отрывков может увеличить словарный запас и дать учащимся опытные примеры структуры предложений, выбора слов и образов, что послужит образцом для их собственного использования языка. Кроме того, студенты будут наслаждаться чувством выполненного долга после того, как приложат усилия, чтобы запомнить что-то полностью. Все, что дети выучат наизусть на ранних стадиях своего развития, станет частью их природы и оставит след в их жизни.

    Запоминание осуществляется путем связывания информации и встраивания новых идей в существующие ментальные рамки. Разработано множество методов, помогающих нам легче вспоминать информацию. Несколько основных стратегий описаны ниже.


    Простое повторение

    Прочитайте отрывок вслух от начала до конца. Повторяйте, пока не запомните. Учащиеся могут работать в одиночку, в парах или в группах, повторяя за учителем. Другой метод — записать отрывок и воспроизводить его до тех пор, пока он не будет выучен.


    Наращивание вперед

    Начните с самого начала и прочитайте первую фразу. Повторяйте, пока не запомните, затем добавьте вторую фразу. Продолжайте таким образом, пока не дойдете до конца. Разбейте длинную подборку на более мелкие части и изучите каждую часть отдельно; затем соедините их.

    Обратное наращивание

    Начните с конца и прочитайте последние несколько слов. Повторяйте, пока они не запомнятся. Затем добавьте предыдущую фразу и прочитайте до конца. Продолжайте в том же духе, пока не дойдете до начала и не выучите весь отрывок.

    Акт об исчезновении

    Напишите отрывок на доске и попросите студентов прочитать его вслух несколько раз. Затем с помощью ластика проведите по диагонали через весь проход. Это оставит пустое место в каждой строке. Попросите студентов-добровольцев прочитать отрывок еще раз. Пусть каждый по очереди. Затем сделайте еще одно движение ластиком и попросите еще один раунд добровольцев. Продолжайте, пока проход полностью не исчезнет.

    Акронимы

    Аббревиатура — это слово, образованное путем объединения первых букв ряда слов, например, SCUBA ( S elf C ontained U nderwater B reathing A pparatus) или LASER ( Light A усиление на S стимулированное E излучение R ). Акронимы полезны для запоминания группы слов или тем в определенном порядке.

    Мелодии

    Музыка является мощным помощником памяти. Например, многие из нас выучили буквы алфавита под мелодию «Мерцай, мерцай, звездочка». Некоторые отрывки будет легче запомнить, если положить их на музыку.

    Логические шаблоны

    Иногда информацию можно организовать в виде логического шаблона, чтобы облегчить запоминание, например, от малого к большому, от простого к сложному, от старого к новому или в хронологическом порядке.

    Визуализация

    Слова могут быть привязаны к визуальным подсказкам, чтобы помочь вспомнить. Один из методов визуализации называется «цепочка», когда каждое изображение используется в качестве триггера, помогающего вам запомнить следующий элемент в списке. Задача часто упрощается, если элементы цепочки связаны в историю. Например, если вы запоминаете список продуктов (бананы, хлеб, сыр, молоко, бумажные полотенца и т. д.), вы можете создать ряд мысленных образов, начиная с обезьяны в качестве вашего помощника по покупкам. Конечно, обезьяна хочет банан . После банана она все еще голодна и просит бутерброд ( хлеб и сыр ), что вызывает у нее жажду, поэтому вы даете ей стакан молока , который она проливает на пол, поэтому бумага полотенце необходимо для уборки беспорядка и так далее.

    Путешествие

    Это еще одна форма визуализации. Представьте, что вы идете по знакомой дорожке, возможно, из спальни на кухню или из класса в столовую. Определите ряд ориентиров по пути, например, определенное дерево, скамейку, цветник. Используйте путь, чтобы запомнить свой материал, связав каждый ориентир с одним элементом, который вы хотите вспомнить. Например, если вы пытаетесь запомнить список людей, вы можете визуализировать первого человека, взбирающегося на дерево, второго человека, сидящего на скамейке, и третьего человека, пропалывающего цветник. Представьте каждого человека в своем уме, когда вы «идете» по пути. Чем необычнее изображение, тем легче его будет запомнить. Используйте преувеличения, юмор, глупые движения и яркие картинки, чтобы оживить свое путешествие. Например, первый человек может рубить дерево; второй человек, балансирующий скамейку на носу; и третье лицо, растущее, как цветок в саду.

    Карты памяти

    Это еще одна техника, использующая визуализацию и ассоциации. Предметы, которые нужно вспомнить, мысленно подключаются к знакомому образцу, такому как автомобиль или человеческое лицо. С лицом используйте глаза, чтобы напомнить вам первую тему, уши для второй и рот для третьей. Например, для разговора о единстве в разнообразии глаза могут напомнить вам, что сам глаз является примером единства в разнообразии. Каждая часть (зрачок, радужка, сетчатка) выполняет свою работу, но все они работают вместе для достижения одной цели. Нос (с двумя практически одинаковыми ноздрями) может помочь вам вспомнить, что единство — это не тождество. Рот может напомнить вам, что нам нужны разные ноты, чтобы петь песню, но она не будет звучать очень хорошо, если разные ноты не будут петься в гармонии.

    Мнемонические устройства

    Произносится как «neh-MON-ic», это трюк с памятью, который помогает вам вспомнить что-то сложное, ассоциируя его с фразой, которую легче запомнить. Например, многие начинающие музыканты выучили ноты скрипичного ключа в музыке (E-G-B-D-F), связав их с фразой: E very G ood B oy D oes F ine. Таксономический порядок нашей системы биологической классификации (царство, тип, класс, порядок, семейство, род, вид) легко запомнить с помощью фразы: K ing P hilip C ome O ut F или G oodness S ake!

    Картинки

    В качестве другой формы визуализации учащиеся могут рисовать или вырезать и наклеивать репрезентативные изображения поверх написанных слов. Например, эту цитату Текумсе* « Один прутик ломается, но пучок веток крепок » можно проиллюстрировать следующим образом:

    * Текумсе (1768–1813), индейский вождь племени шауни. Цитируется в Прикоснись к Земле: Автопортрет индийского существования , Т. К. Маклюэн, 1973.


    Жесты

    Жесты также можно использовать в качестве вспомогательного средства для запоминания. Например, когда вы произносите следующую цитату Бахауллы*: « Свет единства так силен, что может осветить всю землю », напрягите мышцы рук, произнося слово « мощный », сложите руки вместе, когда говорите « единство », и растопырьте пальцы широко ладонями наружу, произнося «9».0117 освещают ». Учащиеся могут выполнять движения во время чтения отрывка. Если вы или ваш помощник владеете языком жестов, вы можете научить детей правильным знакам, сопровождающим слова.

    * Бахаулла (1817–1892), Основатель Веры Бахаи. Цитируется по Крупицы из Писаний Бахауллы h, p. 288.


    Карточный фокус

    Распечатайте каждое слово отрывка, которое нужно запомнить, на отдельной большой карточке. Дайте по одной карточке каждому ученику. Если учеников больше, чем слов, два ученика могут держать одну и ту же карточку. Если учеников меньше, чем слов, некоторые могут держать по две карточки. Перемешайте учеников и попросите их расположиться по порядку, не говоря ни слова. Затем пусть каждый ребенок прочитает свое слово по порядку, поднимая карточку вверх, когда говорит.

    Два полезных сайта в памяти :

    https://geosoc.org/schools/pass/memory/memindex.htm
    www.studygs.net/memory

    Адаптировано из Teaching Unity: Руководство для родителей и учителей по учебным мероприятиям для детей в возрасте 8–12 лет , страницы 268–280. Используется с разрешения UnityWorks.


    Д-р Рэнди Готлиб — глава UnityWorks, международной фирмы по обучению разнообразию; соучредитель фонда Mona Foundation, поддерживающего массовые образовательные инициативы по всему миру; и адъюнкт-профессор мультикультурного образования в Университете наследия в резервации народа Якама.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts