Жак жан руссо педагогика: Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

ПЕРВУШКИН БОРИС НИКОЛАЕВИЧ

ЧОУ «Санкт-Петербургская Школа «Тет-а-Тет»

Учитель Математики Высшей категории

 

Основные педагогические идеи Жан-Жака Руссо

 

    1)Жан-Жак Руссо родился в Женеве в 1712 в семье часовщика, умер в 1778.

    2)Его мать умерла при родах, поэтому воспитанием ребенка занимались дядя и кальвинистский священник, в результате чего познания мальчика оказались беспорядочными и хаотичными.

    3)Выходец из народа, он познал всю унизительную тяжесть сословного неравенства.

    4)В 16-летнем возрасте, в 1728 году Руссо, ученик гравёра, покидает родную Женеву и долгие годы скитается по городам и сёлам Швейцарии и Франции, не имея определенной профессии и добывая средства к существованию различными занятиями: камердинером в одной семье, музыкантом, домашним секретарем, переписчиком нот.

    5)В 1741 году Руссо перебирается в Париж, где знакомиться и сближается с Дидро и с энциклопедистами


      Воспитание детей начинается с их рождения. По мнению Руссо, время воспитания в соответствии с природными особенностями детей делится на 4 периода:

      младенчество — от рождения до 2 лет;

      детство — от 2 до 12 лет;

      отрочество — от 12 до 15 лет;

      юношество — от 15 до вступления в брак.

        В каждом возрасте природные задатки проявляются по-разному, меняются с годами потребности ребенка. На примере взросления Эмиля Ж.Ж. Руссо подробно описывает цели и задачи воспитания в каждом возрасте.

        Основные педагогические идеи:

        — Человек от рождения добр и готов к счастью, он наделен природными задатками, и назначение воспитания — сохранить и развить природные данные ребенка. Идеалом представляется неиспорченный обществом и воспитанием человек в его естественном состоянии.

        — Естественное воспитание осуществляется прежде всего природой, природа есть лучший учитель, все окружающее ребенка служит ему учебником. Уроки дает природа, а не люди. Чувственный опыт ребенка лежит в основе познания мира, на его основе воспитанник сам создает науку.

        — Свобода есть условие естественного воспитания, ребенок делает то, что ему захочется, а не то, что ему предписывают и приказывают. Но хочет Он того, чего хочет от него воспитатель.

        — Воспитатель незаметно для ребенка возбуждает у него интерес к занятиям и желание учиться.

        — Ребенку ничего не навязывается: ни наука, ни правила поведения; но он, движимый интересом, приобретает опыт, из которого и формулируются выводы.

        — Чувственное познание и опыт становятся источниками научною знания, что ведет к развитию мышления. Развить ум ребенка и способность самому приобретать знания, а не вдолбить их готовыми- этой задачей следует руководствоваться в учении.

        — Воспитание есть деликатное, без применения насилия, направление свободной деятельности воспитуемого, развитие у него естественных задатков и возможностей.


        Педагогическая теория Руссо никогда не была воплощена в том виде, в котором ее представлял автор, но он оставил идеи, воспринятые другими энтузиастами, развитые дальше и по-разному использованные в практике воспитания и обучения.

        «Руссо! Руссо! Память твоя теперь любезна человекам: ты умер, но дух твой живет в «Эмиле», но сердце твое живет в Элоизе», — так выразил свой восторг великим французом русский историк и писатель

        Карамзин.

        Основные работы:

        1750 — «Рассуждения о науках и искусствах» (трактат).

        1761 — «Новая Элоиза»(роман).

        1762 — «Эмиль, или О воспитании» (роман-трактат).

        1772 — «Исповедь».

        Жан Жак участвовал в создании «Энциклопедии», писал статьи для нее.

        В первое сочинение Руссо — «Рассуждение о науках и искусствах»(1750) говорится «…с какой силой мог бы я поведать о всех злоупотреблениях наших общественных институтов, как просто мог бы я доказать, что человек добр по природе своей и только благодаря этим институтам люди стали злыми!»

        В «Эмиль или О воспитании» Руссо заявлял: «Труд есть неизбежная обязанность для общественного человека. Всякий праздный гражданин – богатый или бедный, сильный или слабый – есть плут».

        Руссо считает, что неуправляемые чувства без дисциплины разума ведут к индивидуализму, хаосу и анархии.

        Руссо намечает три вида воспитания и три типа учителя: Природа, Люди и Предметы. Все они участвуют в воспитании человека: природа внутренне развивает наши задатки и органы, люди помогают использовать это развитие, предметы действуют на нас и дают опыт. Природное воспитание не зависит от нас, а действует самостоятельно. Предметное воспитание частично зависит от нас.

        «Воспитание человека начинается с его рождения. Он ещё не говорит, ещё не слушает, но уже учится. Опыт предшествует обучению.»

        Он борется за торжество разума. Зло зародилось вместе с обществом, и с помощью общества обновленного оно может быть изгнано и побеждено.

        Человека в «естественном состоянии». Естественный человек в его понимании — это целостный, добрый, биологически здоровый, морально честный и справедливый.

        Воспитание – великое дело, и оно может создавать свободного и счастливого человека. Естественный человек – идеал Руссо – гармоничен и целен, в нем высокоразвиты качества человека-гражданина, патриота своей Родины. Он абсолютно свободен от эгоизма.

        Роль воспитателя для Руссо заключается в том, чтобы обучать детей и дать им одно единственное ремесло – жизнь. Как заявляет воспитатель Эмиля, из его рук не выйдет ни судебный чиновник, ни военный, ни священник, — прежде всего это будет человек, который сможет быть и тем, и тем.

        Роман-трактат «Эмиль или о Воспитании» является главным педагогическим сочинением Руссо, целиком и полностью посвященным проблемам воспитания человека. Для выражения своих педагогических идей Руссо создал такую ситуацию, когда воспитатель начинает воспитывать ребенка, оставшегося с малолетства сиротой и берет на себя права и обязанности родителей. И Эмиль является полностью плодом его многочисленных усилий как воспитателя.

        КНИГА 1

        (Первый год жизни. Природа, общество, свет и их отношение к воспитанию. )

        «Растениям дают вид посредством обработки, а людям посредством воспитания». «Мы рождаемся всего лишенными – нам нужна помощь; мы рождаемся бессмысленными – нам нужен рассудок. Все, чего мы не имеем при рождении и без чего мы не можем обойтись, ставши взрослыми, дается нам воспитанием». 

        «Дайте возможность телу свободно развиваться, не мешайте природе»

        КНИГА 2

        (Детский возраст. Рост силы. Понятие о способности. Упрямство и ложь. Неумственность книжного обучения. Телесное воспитание. Правильное развитие чувств. Возраст от 2 до 12 лет.)

        «Воспитывая Эмиля по принципу естественных последствий, наказывает Эмиля, лишая свободы, т.е. разбил окно – сиди в холоде, сломал стул – сиди на полу, сломал ложку – ешь руками. В этом возрасте велика воспитывающая роль примера, поэтому необходимо на него опираться в воспитании ребенка.»

        «Идея собственности естественно восходит к нраву первого завладения посредством труда».

        КНИГА 3

        (Отроческий период жизни. Употребление сил при накоплении знаний и опыта, нужных в последующей жизни. Знание окружающего внешнего мира. Знание окружающих людей. Ремесло. 12-15й год жизни.)

        «К 12 годам Эмиль крепок, самостоятелен , умеет быстро ориентироваться и схватывать важнейшее, затем окружающий мир посредством своих чувств. Он вполне подготовлен к тому, чтобы освоить умственное и трудовое воспитание.» «Голова Эмиля – голова философа, а руки Эмиля – руки ремесленника»

        КНИГА 4

        (Период до 25 лет. «период бурь и страстей» – период нравственного воспитания. ) три задачи нравственного воспитания – воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли, видя перед собой все время «идеального» человека. Лет до 17-18 юноше не следует говорить о религии, Руссо убежден, что Эмиль думает о первопричине и самостоятельно приходит к познанию божественного начала.

        КНИГА 5

        (Посвящает воспитанию девушек, в частности невесты Эмиля – Софи. )

        «Женщина должна быть воспитана в соответствии с желаниями мужчины. Приспособление к мнениям других, отсутствие самостоятельных суждений, даже собственной религии, безропотное подчинение чужой воле – удел женщины»

        «естественное состояние» женщины – зависимость; «девушки чувствуют себя созданными для повиновения. Никаких серьезных умственных занятий им не нужно».


         

        5.3. Педагогические идеи Жан-Жака Руссо

         История педагогики: курс лекций

        Ж.-Ж.Руссо (1772-1778) — французский философ, писатель, педагог-просветитель с мировым именем. Он родился в Женеве в семье ремесленника-часовщика. Не получил систематического образования, но с помощью самообразования поднялся до уровня величайших умов своей эпохи. В поисках работы много путешествовал по Европе, сменил много профессий. В Париже познакомился и подружился с авторами знаменитой “Энциклопедии“. По совету Дидро он принял участие в написании конкурсной работы “способствовал Ли прогресс в науке и искусстве улучшению или ухудшению морали?“, за которую получил первую премию и снискал мировую славу. С появлением произведения “Эмиль, или о воспитании“ Руссо преследуют и он вынужден бежать из Франции. Это произведение даже было сожжено на одной из площадей Парижа. Лишь незадолго до смерти он возвращается в Париж. Большая часть жизни Руссо прошла в нищете.

        Руссо выражал интересы “третьего сословия“ французского общества (крестьян, ремесленников, городской бедноты, купцов, банкиров, фабрикантов). В первых двух состояний принадлежали, соответственно, духовенство и дворянство.

        Руссо развил идею естественной свободы и равенства людей, которые основываются на собственной труда каждого. К реализации этой идеи можно прийти только через соответствующее воспитание, основанное на умении ценить собственную и чужую работу и независимость.

        Систематическое изложение своей педагогической программы Руссо сделал в произведении “Эмиль, или о воспитании“(1762). Центральным пунктом этой программы выступает теория естественного, свободного воспитания, где в центре стоит личность ребенка.

        Естественное воспитание заключается в необходимости осуществлять его в соответствии с природой самого ребенка и его возрастных особенностей. Такое воспитание должно происходить на лоне природы, в тесном контакте с ней.

        Основными факторами влияния на детей Руссо считал природу, людей и предметы окружающего мира. Основная задача воспитания, которое осуществляется людьми и вещами, заключается в том, чтобы согласовать свои воздействия с естественным развитием ребенка. В таком контексте следует понимать трактовка Руссо принципа природосообразности: естественное воспитание помогает свободному развитию ребенка, который происходит через самостоятельное накопления им жизненного опыта.

        Свободное воспитание вытекает из естественного права каждого человека на свободу. Оно следует за природой, помогает ей. Руссо выступает за неприкосновенность, автономность внутреннего мира ребенка как маленького человека.

        Он отрицает авторитаризм в воспитании. Детей должны ограничивать только законы природы.

        Отсюда отрицание Руссо методов наказания и принуждения в воспитании. По его мнению, идя по природе ребенка, необходимо отказаться от ограничений, установленных воспитателем. Свобода ребенка может быть ограничена лишь вещами. В этой связи Руссо предлагает заменить методы наказания методом “естественных последствий“ от неправильных поступков.

        Непосредственным выражением идеи свободного воспитания является требование Руссо, чтобы ребенок был свободен в выборе содержания учебного материала и методов его изучения. Что ее не интересует, в пользу чего она не уверена, того она и не будет учить. Задача воспитателя так организовать все воздействия на ребенка, чтобы ей казалось, что она изучает то, что сама хочет, а на самом деле то, что он ей подскажет.

        Важный вклад Руссо в педагогику заключается и в том, что он осуществил попытку наметить возрастную периодизацию развития ребенка и соответствующие каждому периоду задачи, содержание и методы обучения и воспитания. Он называет четыре возрастные периоды:

        — возраст младенца (0-2 г. ), который охватывает период до овладения ребенком языка;

        — детство или “сон разума“ (2-12 лет), когда преобладает чувственное познание ребенком мира;

        — отрочество (12-15 г.) — период умственного развития (“формирование интеллекта“) и трудового воспитания;

        — юность (15-18 г.) — период бурь и страстей, время морального и полового воспитания. С этого периода начинается самое главное в воспитании — учить любить людей.

        Особенности каждого из выделенных возрастных периодов Руссо раскрывает в первых четырех частях произведения “Эмиль…“ на примере развития и воспитания главного героя романа Эмиля. Последняя пятая часть произведения посвящена воспитанию невесты Эмиля — Софии.

        Главная задача первого периода — нормальное физическое развитие ребенка, его закалки. Ребенок в этом возрасте должна как можно больше двигаться, быть на свежем воздухе.

        В период “сна разума“ главная задача — развитие внешних органов чувств и продолжение физического развития. Способы этого развития должны быть естественные, удовлетворяющие интересы ребенка. Не заставлять ребенка в этом возрасте думать, заучивать стихи, сказки, не читать ей никаких моральных установок. Откидывается будь-яка систематическое образование. Лучше, если ребенок до 12 лет вообще не умела читать. В таком возрасте, как утверждает Руссо, ребенку недоступны абстрактные и моральные понятия. Но, как исключение, единственно доступной для ребенка может быть идея собственности.

        Третий период — это получение образования, развития самостоятельного мышления. Происходит переход от чувственного знания к суждений. Умственное развитие, как считает Руссо, сочетается с трудовым воспитанием.

        Руссо отвергает систематические знания. При выборе предметов для обучения необходимо руководствоваться, по его мнению, интересами ребенка. Основу дидактики Руссо видит в развитии у детей самостоятельности, умение наблюдать, сообразительности. Все должно быть представлено для детского восприятия с максимальной наглядностью. Руссо против иллюстрированной наглядности (рисунков, картин и т. д.). Предметом изучения является сама природа, поэтому большинство занятий нужно проводить на природе.

        В третьем периоде происходит и трудовая подготовка человека. Труд, как утверждает Руссо, — общественный долг каждого. Чтобы сохранить свободу, надо уметь самому работать. Эмиль, герой романа, учится столярном деле, работает в поле, саду, на огороде, в мастерской, в кузнице. С другой стороны, труд выступает в Руссо и как воспитательное средство. Она способствует формированию положительных моральных качеств, которые присущи трудовой человеку. Но в этом возрасте, по мнению Руссо, ребенку еще недоступны в полной мере моральные понятия, не понятные отношения между людьми.

        Полноценное нравственное воспитание, а вместе с ним и половое, происходят в юношеском возрасте и только в обществе. Эмиль переселяется в город к людям. В этот период его нужно научить любить людей и жить среди них. Руссо перед нравственным воспитанием ставит три задачи: воспитание добрых чувств путем реальных дел, примеров, а не рассуждений; воспитание хороших суждений через изучение биографий великих людей, изучение истории и т. п.; воспитание доброй воли путем совершения добрых дел. При этом Руссо отвергает морализаторства.

        Относительно полового воспитания Руссо предлагает отстранить от внимания ребенка все вредное, возбуждающее, в частности сомнительные книги. Также нужно вести деятельной жизни, много двигаться, заниматься физическим трудом. Воспитателю необходимо избегать вопросов о половой жизни. Но когда ребенок все же спрашивает, то лучше заставить ее замолчать, чем лгать ей. Если же ребенок подготовлена, то нужно давать правильные ответы.

        Руссо требовал не осуществлять специально религиозного воспитания. Он признавал только естественную религию: каждый человек вправе верить в творца вселенной по-своему. Дети сами рано или поздно придут к пониманию божественного начала и обнаружат, что есть только одна религия — “религия сердца“.

        Относительно воспитания женщины Руссо придерживался традиционной точки зрения. Это видно из пятого раздела упомянутого выше романа, где рассказывается о воспитании Софии — будущей спутницы Эмиля. Основная функция женщины, по мнению Руссо, быть женой и матерью, нужно беспокоиться о ее физическое здоровье, эстетическое воспитание, приучать вести домашнее хозяйство. Женщине не нужна широкая научная образование.

        Руссо разработал четкую систему формирования личности, но она не была лишена противоречий и недостатков.

        Он не смог правильно определить законы развития ребенка, недооценив ее раннее умственное развитие. Период “сна разума“ в его системе определенный искусственно. Руссо неправильно разграничивает развитие определенных качеств ребенка по годах ее воспитания. Кроме того, он несколько смешивает развитие с воспитанием, біологізуючи этим сам процесс воспитания.

        Руссо недооценивает систематичности обучения, отбрасывая книжное, словесное обучения. Те знания, которые ребенок получает способом самостоятельного накопления опыта, не только малочисленные, но и разорваны, несистематические, ненаучные.

        Но вместе с тем педагогика Руссо оказалась чрезвычайно ценной.

        За 25 лет после появления “Эмиля…“ во Франции было опубликовано произведений на эту тему в 2 раза больше, чем за предыдущие 60 лет.



        Назад  

        Жан-Жак Руссо · Назад к природе · Образование · Педагогика

        Руссо написал «Эмиля, или О воспитании» 250 лет назад, но педагогические принципы, описанные в этом романе, все еще могут многое предложить современным педагогам.

         

         

        Все еще актуально, 250 лет спустя?

        По мнению Руссо, человечество добро по своей природе — в отличие от других мыслителей, таких как Томас Гоббс, которые считали, что люди по своей природе склонны к соперничеству и жестокости.

        Таким образом, по мнению Руссо, лучшее, что мы можем предложить нашим детям, — это воспитание, полное свободы, возможности удовлетворить их любопытство и возможности исследовать и получать собственный опыт. Таким образом, они становятся уверенными и самостоятельными.

        Сегодня эти соображения не кажутся такими уж странными или удивительными. Но когда швейцарский философ Жан-Жак Руссо представил их в своем просветительском романе «Эмиль» в 1762 году, люди серьезно обиделись. Книга была сожжена, и Руссо был вынужден бежать из своего дома во Франции, чтобы избежать ареста и заключения в тюрьму.

        Это было во времена Просвещения, когда господствовали рациональность, человеческий разум и формальное учение. Тогда была совсем другая эпоха… или была?

        Ну, не совсем так. Многим из нас интересно увидеть собственное детство и воспитание глазами Руссо. Согласны вы с его идеями или нет, очевидно, что то, что он видел 250 лет назад, мало изменилось. Его педагогические принципы еще многое могут предложить современным педагогам.

         

         

         

        Пусть прыгают, бегают и кричат ​​


        Руссо прежде всего выступал за естественное, хотя и не был противником чувственности. Он утверждал, что естественное состояние бытия имеет ценность само по себе. Оно должно проникать в детство, а не быть просто подготовкой к взрослой жизни.

        У него была только злость на «педантическую учительскую манию, когда детей учили только тому, чему они легко могли научиться сами». Как ходьба. «Нет ничего более глупого, чем усилия, затраченные на то, чтобы научить ребенка ходить. Как будто кто-нибудь когда-нибудь видел, как взрослый не может ходить из-за пренебрежения няни», — размышлял Руссо.

        — Нет, Эмилю не нужна помощь при ходьбе, — продолжал он. «Как только он сможет ставить одну ногу перед другой, ему нужна только опора на булыжниках. У природы есть средства, чтобы укрепить тело ребенка и заставить его расти. Противодействовать этому — смертный грех. Не заставляйте ребенка сидеть на месте, когда он хочет ходить, или ходить, когда он хочет сидеть на месте. Им нужно разрешить прыгать, бегать и кричать столько, сколько они хотят. Их конституция стремится быть сильной и требует движения».

        Как в наше время это соответствует раннему поступлению в школу и распространенной тенденции возить детей в коляске, даже если они вполне способны ходить?

         

         

         

        Урок боли


        Свободное движение, которое Руссо хотел дать своему ученику Эмилю, имело последствия. Но это было хорошо, по словам его учителя.

        «У моего ученика часто появляются небольшие синяки. Но он всегда будет счастлив. Если ваши дети получают меньше синяков, возможно, это потому, что они находятся под постоянным наблюдением, всегда под охраной и, следовательно, в плохом настроении», — заметил Руссо.

        «Я не хочу, чтобы Эмиль не пострадал. Именно в этом возрасте человек должен получить первые уроки мужества и понять, что, когда вы можете терпеть меньшие боли, вы можете тренироваться для больших ».

         «Когда ребенок делает все возможное, чтобы защитить ребенка от вреда, он становится беспомощным, как взрослый, и считает, что близок к смерти от каждой царапины», — заключил Руссо. Важно, чтобы ребенок развивался крепче, не стал хрупким и не выдержал удара по голове, кровотечения из носа или пореза пальца.

        «Если ребенок так избалован, что плачет по пустякам, я скоро позволю ему плакать напрасно, и эта река высохнет. Пока ребенок плачет, я к нему не подойду, а примчусь к нему, как только он перестанет. Хотя и не с испуганным выражением лица. Это только больше напугает ребенка».

         

        Восприимчивость — цель, а не средство

        Когда мы сейчас читаем Руссо, он может показаться суровым в своем отношении к травмам детства, но он также сказал, что «природа создала маленьких детей, чтобы их любили и чтобы им помогали. ”

        Однако родители могут переборщить со своей любовью, непреднамеренно прививая ложные потребности. «Самый безопасный способ сделать ребенка несчастным — дать ему привыкнуть к тому, что он хочет», — предупреждал Руссо. «Потому что, когда он станет взрослым и обнаружит, что не может иметь все, он погрузится в безнадежность и поверит, что ничего не может достичь».

        О детях, ведущих себя как короли в семье, Руссо прокомментировал: «Что может быть более оскорбительным и неестественным, чем видеть, как властный ребенок командует своим окружением и требователен ко всем — даже к людям, от которых зависит выживание ребенка».

         

         

         

        Теория, но не практика

        Частые прогулки на природе вдохновили Жан-Жака Руссо на размышления и теории об истинной природе человека и, следовательно, детства, воспитания и образования. Однако сам он так и не реализовал свои идеи на практике — для него это была чистая теория.

        На самом деле, он отправил своих пятерых детей в приют, как только они родились. Позднее он горько сожалел об этом решении, которое побудило его написать в «Эмиле»: «Тот, кто не может исполнить отцовский долг, не имеет права им быть».

        Теория и практика не всегда идут рука об руку в истории педагогики, как и во многих других областях.

        Также стоит отметить, что мыслители и философы эпохи Просвещения формировались своим временем. Их взгляды на класс, права женщин и, не говоря уже об этнической принадлежности или «расе», оставляли желать лучшего, если мы посмотрим на их время современными глазами.

        «Мы не должны учить детей наукам,
        , а давать им вкус к ним.

        ~ Жан-Жак Руссо

        Программа «Педагогика для перемен» предлагает 12 месяцев обучения и ознакомления с силой педагогики, пока вы применяете свои навыки и солидарность.

        Учеба и практическое обучение проходят в Дании, где вы будете работать с детьми и молодежью в специализированных учреждениях социального образования или школах с нетрадиционным подходом к преподаванию и обучению.

        Кратко:
        • 10 месяцев обучения и практики в Дании, работа с детьми и молодежью в специализированных социальных учебных заведениях или школах. Параллельно вы будете изучать мир педагогики со своей командой – группой единомышленников. Вы будете встречаться на учебные дни каждый месяц.

        • 2 месяца изучения реальности сообществ в Скандинавии / Европе, в зависимости от того, что возможно – если позволяют условия пандемии. Вы будете путешествовать на велосипеде, автобусе или, возможно, пешком или под парусом.

        • Возможность получить B-сертификат педагогики.

        Быть активным наблюдателем означает осознавать, что имеет место неуместное или даже угрожающее поведение, и решить бросить ему вызов. Коллективные действия – это путь вперед.

        Моника только что закончила программу «Педагогика для перемен», и мы попросили ее поделиться некоторыми соображениями и основными выводами из опыта практики и изучения социальной педагогики в Дании.

        В этом посте мы показываем, как теория «Зоны ближайшего развития» может быть реализована в реальной жизни при работе в сфере социальной педагогики.

        Через признание люди развивают уверенность в себе, самоуважение и самоуважение. Теория узнавания была разработана немецким философом и педагогом Акселем Хоннетом.

        Мысли Астрид Линдгрен о детях были провокационными в 1940-х годов, а ее подход к детству как явлению прогрессивен и сегодня.

        По словам российского психолога Льва Выготского, взаимодействие со сверстниками, подражание, совместное обучение и другие виды социального взаимодействия являются ключом к развитию человеческого разума.

        Во времена несправедливости и лишений призыв Майи Энджелоу к человечности, единству и стойкости учит нас многим важным жизненным урокам. Ее работы вселяют надежду через действие.

        «Никакое значимое обучение не может произойти без значимых отношений». Действительно? Имеет ли доктор Джеймс Комер в виду, что ученики должны быть рядом со своим учителем, чтобы чему-то научиться?

        Жан Лав — социальный антрополог и теоретик обучения, который считает, что обучение — это социальный процесс, а не когнитивный, что бросает вызов традиционной теории обучения.

        Делать выбор и предпринимать действия лежат в основе экзистенциализма. Принимая на себя эти обязанности, как человеческие существа, мы обретаем смысл жизни.

        Дети предпочитают работать, а не играть. Это одна из главных идей Марии Монтессори, первопроходца дошкольного образования. «Ребенок, который концентрируется, безмерно счастлив», — отметила она.

        Софи Рифбьерг, выросшая в сельской местности, интуитивно знала, что свежий воздух, свободная игра и глубокое уважение к собственной свободе детей имеют первостепенное значение для их позитивного развития.

        Педагогика Жан-Жака Руссо

        4 минуты

        В сегодняшней статье мы подробно рассмотрим педагогические идеи Жан-Жака Руссо, которые оказали важное влияние на развитие современной педагогики.

        Последнее обновление: 27 ноября, 2019

        Ставить детей в центр внимания в образовательном процессе — центральная идея педагогики Жан-Жака Руссо. Он изложил свою педагогическую теорию в одной из самых известных своих работ, Эмиль, или О воспитании (1762). Эта книга представляет собой философский трактат о природе и воспитании человека.

        Политическая, социальная и философская мысль Жан-Жака Руссо

        Родившийся в Женеве 28 июня 1712 года, Жан-Жак Руссо был педагогом, философом, музыкантом и ботаником. Его политические идеи составили существенную часть теоретических основ интеллектуального и культурного движения Просвещения. Позднее они также сыграли важную роль во Французской революции.

        В своем политическом мышлении Руссо защищал республиканское государство как единственную форму правления. Он изложил свои идеи в работе «Общественный договор, или Принципы политического права » (1762).

        Он написал, что в этом контексте: это должен быть народ, который имеет суверенитет и общую волю  издавать законы. 90–170 Согласно Руссо, это был способ гарантировать общее благо граждан нации.

        Жан-Жак Руссо внес большой вклад в педагогику своим философским мышлением в отношении образования, которое, конечно же, соответствовало его политической и социальной философии.

        Итак, в Эмиль, или Об образовании , он предполагает естественную эволюцию детей и взрослых, которых он указывает как благородных по своей природе. Мы также писали о необходимости воспитывать детей, чтобы они могли противостоять и вписываться в общество, которое он описывает как коррумпированное.

        Педагогика Жан-Жака Руссо: Добро человека и природы

        Педагогика Руссо предлагает и описывает систему образования, которая рассматривает естественную эволюцию детей и человека как способ приспособления и улучшения общества. Кроме того, он утверждал, что обучение должно происходить внутри и в контакте с природой. Он основывал это утверждение на идее доброты как человека, так и природы .

        В этом смысле для максимального развития ребенка образование должно следовать ритму природы, а не общества. Более того, он должен придавать большое значение интересам детей, уважая их положение как детей, а не как взрослых.

        Руссо предложил периодическое образование. Первый характеризовался в основном физическим воспитанием, которое продолжалось до 4-летнего возраста. Затем, в возрасте от 2 до 12 лет, он предложил образование, направленное на развитие внешних чувств.

        Кроме того, в возрасте от 12 до 15 лет дети должны были участвовать в интеллектуальном образовании. И, наконец, с 15 лет и до совершеннолетия дети будут учиться нравственному воспитанию.

        Основные столпы педагогики Жан-Жака Руссо

        • Защита образования, учитывающего характер детей и особенности их возраста.
        • Образование, которое должно развиваться посредством органов чувств. Более того, он должен развиваться на основе личного опыта общения с природой, вещами и людьми, которые его окружают.
        • Защита свободы человека. Это означает быть против любого типа воспитания, которое является жестким, суровым или основанным на наказании.
        • Образовательная дидактика, основанная на развитии у детей самостоятельности и способности наблюдать и понимать окружающее… подчиняясь законам природы. То же самое верно и в отношении отношений между людьми.
        • Учителя должны следовать принципу «невмешательства». Другими словами, они должны «делать все, ничего не делая». Это означает, что роль преподавателя заключается в том, чтобы служить проводником в процессе преподавания-обучения.
        • Обучение разным видам работ, ремесленным или сельскохозяйственным, как средство обучения профессиям и полезным навыкам. Так человек может зарабатывать себе на жизнь и защищать свою свободу.
        • Когда детям исполняется 16 лет, они должны вернуться в общество. Их нравственное воспитание должно подготовить их к совершению добрых дел. При этом  их нравственное воспитание должно быть основано на добрых чувствах, здравом суждении и доброй воле.
        • Руссо предполагает необходимость полового воспитания после 16 или 17 лет. Он также предлагает избегать разговоров о религии в детстве. Скорее, он считал, что дети постепенно сами приобретут знания о божественном. Кроме того, Руссо продвигал религию сердца, а не религию, основанную на религиозных истинах.

        Наследие Жан-Жака Руссо

        Активное обучение на природе, учет интересов и особенностей детей, защита свободы… Рассмотрение формирования людей добрых чувств… И необходимости совершать добрые дела для того, чтобы жить в обществе, нуждающемся в улучшении.  Это некоторые из основных образовательных и философских идей, которые развивал Руссо.

        About the Author

        Добавить комментарий

        Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

        Related Posts