Жан жака руссо: Жан-Жак Руссо: философ, писатель, гражданин

Содержание

Жан-Жак Руссо: философ, писатель, гражданин

28 июня 2012 года исполняется 300 лет со дня рождения Жан-Жака Руссо, французского философа‑просветителя, теоретика педагогики и искусства, политического мыслителя, писателя, композитора.

Жан‑Жак Руссо (Jean‑Jacques Rousseau) родился 28 июня 1712 года в Женеве в семье часовщика.

Мать Руссо, урожденная Сюзанна Бернар, умерла вскоре после родов. Отец, Исаак Руссо в 1722 году был вынужден покинуть Женеву, и 1723‑1724 годы молодой Жан‑Жак Руссо провел в протестантском пансионе Ламберсье в городке Боссе недалеко от границы с Францией. По возвращении в Женеву он сначала собирался стать судебным клерком, а в 1725 году стал подмастерьем гравера.

В 1728 году Руссо бежал от своего мастера и поселился в монастыре в Турине (Италия). По истечении четырех месяцев был обращен в католичество, утратив женевское гражданство.

С 1729 года по 1732 год прислуживал в разных домах Турина, затем стал учеником органиста, учился в семинарии, работал лакеем, но нигде надолго не задерживался.

В 1740 году Руссо получил место гувернера в доме лионского судьи Жана Бонно де Мабли, старшего брата известных французских философов‑просветителей Мабли и Кондильяка.

В 1741 году он поселился в Париже (Франция), зарабатывал перепиской нот и частными уроками. Вошел в круг просветителей, завязал дружеские отношения с Дени Дидро, Этьеном Кондильяком, Жаном Д’Аламбером, Полем Гольбахом и др. Жан‑Жак Руссо принимал активное участие в написании «Энциклопедии» (выпускалась с 1751 года), возглавив отдел музыки и опубликовав ряд ключевых статей.

В 1743‑1744 годах служил секретарем французского посольства в Венеции (Италия).

В 1744 году Руссо вернулся в Париж, снова занялся перепиской нот, музыкальным сочинительством. Примерно в эту пору Руссо встретил Терезу Левассер, которая родила ему пятерых детей (1746‑1754), отданных в воспитательный дом.

В 1750 году в ответ на объявленный Дижонской академией в 1749 году конкурс на тему «Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов» Руссо написал трактат «Рассуждение о науках и искусствах», что принесло ему премию и нежданную славу. В трактате он утверждает, что цивилизация привела к моральному и физическому вырождению людей, и только народы, сохранившие свою первозданную простоту (примеров Руссо не приводил), остались добродетельными и сильными. По мнению Руссо, плодами прогресса всегда оказываются нравственная порча и военная слабость.

В 1752 году была представлена пьеса Руссо «Нарцисс», не имевшая особого успеха.

В 1754 году опубликована его работа «Рассуждение о неравенстве», написанная по предложению Дижонской академии в качестве конкурсной темы «Происхождение неравенства». В ней Руссо противопоставил так называемое первоначальное естественное равенство неравенству искусственному (социальному). Самым счастливым периодом за всю историю человечества вплоть до современных общественных форм Руссо назвал первобытные времена. Все свершившееся после племенной стадии он подверг осуждению за то, что укоренилась частная собственность, и большинство людей стали ее рабами.

В том же году Руссо посетил Женеву и вновь стал протестантом, восстановив себя в гражданских правах.

В 1756‑1762 годах по возвращении во Францию Руссо поселился в сельской местности близ Монморанси (под Парижем).

В 1762 году был опубликован трактат «Об общественном договоре, или Принципы политического Права». В этом труде получили развитие существовавшие еще с древних времен идеи о договорном происхождении государства. Руссо утверждает, что, заключая общественный договор, люди поступаются частью своих суверенных естественных прав в пользу государственной власти, охраняющей их свободу, равенство, социальную справедливость и выражающей тем самым их общую волю. Последняя не тождественна воле большинства, которая может противоречить подлинным интересам общества. Если государство перестает следовать общей воле и выполнять свои моральные обязательства, оно утрачивает нравственную основу своего существования.

Общественный договор определяет характер власти: государство (республика) основано на принципах народного суверенитета (прямого народовластия), который неотчуждаем и неразделим (потому Руссо критиковал идею разделения властей) и не может быть представлен никем, кроме самого народа.

В том же 1762 году вышел педагогический трактат «Эмиль, или О воспитании», в котором Руссо раскритиковал существовавшую систему воспитания, упрекнув ее за недостаток внимания к внутреннему миру человека, пренебрежение к его естественным потребностям. Развиваемая в «Эмиле» деистическая доктрина навлекла на Руссо гнев католической церкви, и 11 июня 1762 года правительство выдало распоряжение арестовать автора. Спасаясь от ареста, Руссо бежал в Швейцарию. Однако и здесь он был объявлен вне закона, и ему пришлось бежать в Мотье, находившийся под властью Пруссии.

В 1766‑1767 годах Жан‑Жак Руссо жил в Англии, куда его пригласил английский философ Дэвид Юм, так как в Пруссии преследования Руссо продолжились.

В 1767 году он вернулся во Францию.

В 1770 году после скитаний по многим городам Руссо приехал в Париж с законченной рукописью «Исповеди», в которой был представлен новый тип повествования, целиком погруженный во внутренний мир человека, представляющий события внешнего опыта преломленными в субъективном переживании.

В 1776 году Руссо закончил работу над книгой «Диалоги: Руссо судит Жан‑Жака» и начал писать «Прогулки одинокого мечтателя».

В 1778 году переехал в Эрменонвиль и жил в коттедже, предложенном ему маркизом де Жирарденом.

Жан‑Жак Руссо скончался 2 июля 1778 года от апоплексического удара и был похоронен в Эрменонвиле.

В 1794 году в период якобинской революционной диктатуры останки Руссо были перенесены в парижский Пантеон.

Жан‑Жак Руссо ‑ родоначальник общественно‑литературного течения ‑ «руссоизма», которое наряду с «вольтерьянством», основоположником которого был Вольтер (1694‑1778), образовалось во Франции в XVIII веке. Оба течения представляют отражение двух главных направлений французской мысли эпохи Просвещения: сентиментализма Руссо и рационализма Вольтера, возглавляемых названными мыслителями, резко разошедшимися между собой в миросозерцании. Учение Руссо, явившееся реакцией против господства разума и провозгласившее права чувства, основано на принципе сентиментализма в сочетании с двумя другими принципами: индивидуализма и натурализма. Если в первой половине XVIII века во Франции господствовало «вольтерьянство» с его рационализмом, скептицизмом, безверием и духом насмешки, то в 1760‑х годах в борьбу с ним вступил «руссоизм» с его сентиментализмом, религиозностью, морализмом и пафосом.

Основные произведения Жан‑Жака Руссо ‑ статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер: «Нарцисс» (1733, постановка ‑ 1752, публикация ‑ 1753), «Военнопленные» (1743, публикация ‑ 1782), «Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат), «Деревенский колдун» (опера, постановка ‑ 1752, публикация ‑ 1753), «Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1754, трактат), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах), «Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе), «Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман‑трактат), «Исповедь» (1766‑1769, публикация ‑ 1782‑1789, автобиографический роман), «Пигмалион» (одноактная лирическая сцена, постановка ‑ 1770; музыка совместно с О. Куанье), «Диалоги: Руссо судит Жан‑Жака» (1775‑1776, автобиографические), «Прогулки одинокого мечтателя» (1777‑1778, публикация ‑ 1782, автобиографические).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Руссо, Жан-Жак



Руссо, Жан-Жак

1712–1778

БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ


XPOHOC
ВВЕДЕНИЕ В ПРОЕКТ
ФОРУМ ХРОНОСА
НОВОСТИ ХРОНОСА
БИБЛИОТЕКА ХРОНОСА
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ
БИОГРАФИЧЕСКИЙ УКАЗАТЕЛЬ
ПРЕДМЕТНЫЙ УКАЗАТЕЛЬ
ГЕНЕАЛОГИЧЕСКИЕ ТАБЛИЦЫ
СТРАНЫ И ГОСУДАРСТВА
ЭТНОНИМЫ
РЕЛИГИИ МИРА
СТАТЬИ НА ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ
КАРТА САЙТА
АВТОРЫ ХРОНОСА

Родственные проекты:
РУМЯНЦЕВСКИЙ МУЗЕЙ
ДОКУМЕНТЫ XX ВЕКА
ИСТОРИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
ПРАВИТЕЛИ МИРА
ВОЙНА 1812 ГОДА
ПЕРВАЯ МИРОВАЯ
СЛАВЯНСТВО
ЭТНОЦИКЛОПЕДИЯ
АПСУАРА
РУССКОЕ ПОЛЕ

Жан-Жак Руссо

Руссо (Rousseau) Жан-Жак (1712- 1778) — французский мыслитель, представитель французского Просвещения, реформатор педагогики, писатель.

Биография. Систематического образования не получил, но самостоятельно познакомился с философией. В 1741 г. Руссо приехал в Париж, по приглашению Д. Дидро принял участие в создании «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». В 1750 г. вышла его работа, привлекшая к нему общественное внимание: «Рассуждения о науках и искусствах», где Руссо доказывал, что развитие наук и искусств не способствует улучшению нравов, а ухудшает их. Затем вышли его «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми» (1755) и «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), где он выступил с политическими обличениями социального неравенства. Его книга «

Эмиль, или О воспитании» (1764) за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а сам он из-за преследования властей вынужден был покинуть Францию и перебраться в Швейцарию. С 1766 по 1767 г. Руссо искал прибежища в Англии, куда его пригласил Д. Юм. С 1770 г. он — в Париже.

Исследования. Мировоззрение Руссо основывалось на агностицизме: он исключал возможность рационального познания сущностей материи и сознания из-за того, что разум ведет к заблуждению. Достоверно лишь то, что дано в чувственном познании, и существовать для человека — означает прежде всего чувствовать. В основе всего лежит врожденное чувство справедливости, конкретные эмоции являются его отзвуком. Над эмоциями надстраиваются и благоразумие, и разум. Человек имеет смертное тело и бессмертную душу. Руссо дал развернутую феноменологию отчуждения: в «Прогулках одинокого мечтателя» (1776) психологически очень точно описал эмоциональные состояния, присущие одиночеству. Благодаря всему этому привлек внимание к проблеме психологии переживаний и серьезно повлиял на экзистенциалистскую философию и психологию. Дал свое понимание роли искусства. Искусство, под которым Руссо понимал прежде всего аристократическое искусство, ведет к деградации общественных нравов, но если оно станет верным природе, будет воспроизводить жизнь во всей ее естественности, то сможет служить возрождению нравственности.

Противопоставлял испорченности и моральной развращенности «культурных» наций «простой и чистый» нрав народов, находящихся на патриархальных ступенях развития (отсюда его призыв «Назад, к природе!»). По своим педагогическим взглядам противостоял официальной педагогике, отвечавшей требованиям феодальной культуры. Исходил из постулата о том, что все дети появляются на свет без пороков, но общество, где царят произвол и неравенство, подавляет их лучшие устремления. В силу этого воспитание детей необходимо проводить вдали от общества, на лоне природы. Воспитание и общение детей с природой нужно, чтобы пробудить в них дремлющие до этого моральные чувства, прежде всего доброту. Исходя из сенсуалистической гносеологии, рекомендовал, чтобы ребенок шел к теоретическим знаниям от наглядных фактов действительности. Воспитатель же должен возможно полнее учитывать естественные склонности и способности детей. Разработал нормативную периодизацию психического развития ребенка. В соответствии с ней в период до 2 лет необходимо физически развивать ребенка, не форсируя его речевое развитие, период с 2 до 12 лет надо посвятить его сенсорному развитию, в период с 12 до 15 лет следует делать основной упор на формировании мышления (на основе изучения точных и естественных наук), и только с 15 лет до совершеннолетия происходит моральное воспитание (на основе развития чувств).

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. и перераб. – СПб., 2007, с. 506-507.

Сочинения: Исповедание. М., 1797. Ч. 1-2; О причинах неравенства. СПб., 1907.

Литература: Компейре Г. Ж,-Ж. Руссо и воспитание естественное. М., 1903; Шишкин А. Ф. О сущности теории естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо // Советская педагогика. 1939. № 7; Константинов Н. А. Педагогические воззрения Ж.-Ж. Руссо // Советская педагогика. 1952.Х» 6\ Дворцов А. Т. Ж.-Ж. Руссо. М., 1980; Ярошевский М. Г. История психологии: От античности до середины XX века. М.: Академия, 1996.


Вернуться на главную страницу Руссо

 

 

ХРОНОС: ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ В ИНТЕРНЕТЕ


ХРОНОС существует с 20 января 2000 года,
Редактор Вячеслав Румянцев
При цитировании давайте ссылку на ХРОНОС

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ СУДЬБА И УЧЕНИЕ ЖАН ЖАКА РУССО (К 305-ЛЕТИЮ СО ДНЯ РОЖДЕНИЯ)

Старший научный сотрудник Центра истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», кандидат исторических наук Константин Юрьевич Милованов

Жан Жак Руссо (28. 06.1712 – 02.07.1778) является одним из наиболее блестящих и неординарных представителей яркого историко-культурного периода – эпохи Просвещения.

Руссо получил широкую известность как оригинальный социальный мыслитель, педагог и философ, теоретик-правовед, писатель-сентименталист, композитор и музыковед, ботаник и натуралист. Властитель дум, модный литератор-интеллектуал и провозвестник революционных бурь, благодаря этому  скромный женевский гражданин заслуженно встал в один ряд с просветителями старшего поколения – Ф.М. Вольтером и Ш.Л. Монтескье.

Просветительский период является закономерной ступенью в социокультурном развитии как российской, так и европейской цивилизации. После Ренессанса и Реформации, по существу, это был третий духовный переворот, который практически полностью покончил со средневековой нормативной системой общественных ценностей [6]. Просвещение стало мощнейшим наднациональным движением, которое составило основное идеологическое содержание внутренней жизни европейского континента XVIII столетия.

Творческая биография. Ж.Ж. Руссо родился в 1712 г. в г. Женеве (Швейцария), в семье часовщика с весьма скромным достатком. Будущий философ не получил какого-либо систематического образования. Еще будучи ребенком, он был отдан на обучение граверному ремеслу, но бежал от своего хозяина, не выдержав жестоких побоев и полуголодного существования. С этого момента и начинается полная невзгод и неурядиц скитальческая жизнь Ж.Ж. Руссо. Множество раз  Руссо в поисках заработка пересекал провинции Франции и живописные кантоны Швейцарии, освоив значительное число профессий.

К тридцати годам, будучи человеком с уже сложившимися взглядами на жизнь, Руссо переехал в Париж, где вошел в интеллектуальный бомонд тогдашней Франции, познакомился со многими оппозиционными абсолютистскому режиму публицистами и философами.

В 1749 г.  Дижонская академия объявила конкурс для сочинения на тему «Способствовал ли прогресс наук и искусств улучшению или ухудшению нравов?» По совету выдающегося просветителя, главного редактора легендарной Энциклопедии Д. Дидро Руссо взялся за труд написать работу на данную тему [5]. В своем трактате Ж.Ж. Руссо решительно выступил против имущественного расслоения, напыщенных и высокомерных бездельников-аристократов, социальных паразитов своего времени, против ханжеской культуры общества периода позднего феодализма. За эту работу мыслитель и получил академическую премию. Руссо ратовал за «действенность Законов, неподкупность правителей, доверие народа, согласие между всеми сословиями и, главное, всеобщее стремление к общему благу» [7].

В 1754 г. появляется знаковая работа Ж.Ж. Руссо – «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», затем последовал знаменитый, позднее вошедший в историю государства и права политический трактат «Об общественном договоре, или принципы политического права» (1762 г.). Уже в своей работе о происхождении неравенства Руссо доказывал, что социальное и правовое неравенство увеличивалось пропорционально развитию человеческой цивилизации. Развивая взгляды Дж. Локка, Руссо противопоставил цивилизованному обществу идеальную модель – общество естественного состояния, в котором люди первоначально были равны и свободны, а затем отказались от своих прав ради сохранности собственности и общественной безопасности [2]. В своем труде Руссо пытался доказать, что власть, не отвечающая интересам народа-суверена – незаконна [8],  так как нарушается первоначальный общественный договор, по которому граждане добровольно передали свои отдельные права выбранным властям, обязанным служить народу [1]. Это был

облеченный в форму литературного произведения идейный протест против власти коронованных деспотов и их вельможных клевретов.

В 1762 г. выходит в свет знаменитый педагогический роман-трактат Руссо «Эмиль, или О воспитании». Это произведение принесло автору поистине общеевропейскую известность. В нем мыслитель показал возможный путь воспитания человека нового типа, свободного от наследия «старого режима» и его пороков [3]. Появление «Эмиля» вызвало острейшее раздражение официальных властей и высшего клира, усмотревших в книге безбожные и антигосударственные идеи.

Многочисленные жизненные невзгоды, преследования властей и Церкви, вынужденные переезды из одной европейской страны в другую, трудности связанные с изданием его произведений, запреты книг и статей не могли не сказаться на состоянии здоровья Ж.Ж. Руссо, и в 1778 г. в возрасте 66 лет он скончался.

Произведения мыслителя глубоко взволновали не только умы столичных интеллектуальных кругов, прогрессивно мыслящих представителей истеблишмента, ученых и деятелей культуры, но и обитателей беднейших кварталов и предместий. Влияние идей Руссо простиралось далеко за пределы тогдашней Франции.

Общая теория естественного воспитания. В своей общественной теории Ж.Ж. Руссо исходил из того непреложного для себя факта, что современный ему человек напрочь изуродован «испорченным обществом». Отсюда следовал вывод о том, что воспитывать ребенка необходимо подальше от подобного общества, от «гнилостной» цивилизации, на лоне природы, то есть воспитывать природосообразно, дать естественную возможность самой Природе сделать свое дело во имя полноценного воспитания ребенка.

У Руссо возникает вопрос: кого же и как надо воспитывать? Тех, кто с детства привык трудиться и живет в крепкой трудовой семье воспитывать не надо, они воспитаны самой жизнью. Надо воспитывать и приучать к трудовой деятельности нетрудящиеся сословия и слои населения. Таким образом, необходимо принудительно перевоспитывать аристократов, крупных буржуа, откупщиков, финансистов и вообще всех тех, кто ведет социально-паразитический образ жизни, то есть существует за счет присвоения чужого труда, и тогда весь мир сможет преобразиться. В связи с этим Руссо выстраивает свой идеал воспитания на примере Эмиля, являющегося выходцем из знатной семьи, но которого согласно руссоистской идеологии необходимо превратить посредством воспитания в мелкого буржуа – ремесленника.

Свое существование люди поддерживают трудом, поэтому без труда не может быть и нормальной человеческой жизни. Но в окружающем «испорченном» мире привилегированные сословия грабят трудящихся и присваивают результаты чужого труда. Истинно свободным у Руссо является лишь тот, кто живет только своим трудом. Главная воспитательная задача заключается в том, чтобы сформировать такого человека, который бы ни от кого не зависел, жил бы плодами рук своих, ценил свою свободу и умел ее защищать. Естественно, что человек, который ценит свою свободу, научится уважать и свободу других, основанную на строгом соблюдении трудового принципа.

Дети должны воспитываться, согласно Ж.Ж. Руссо, сообразно с природными закономерностями. Это означает, что в деле воспитания необходимо учитывать богатый внутренний мир ребенка, принимать во внимание его возрастные и психофизиологические особенности. Так как сама Природа требует, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми. Руссо утверждал, что воспитание люди получают из трех ведущих источников: от природы, от самих людей, и от окружающих их различных вещей. Воспитание природой, по мнению Ж.Ж. Руссо, осуществляется через процесс внутреннего развития человеческих способностей, постепенного развития органов чувств. Воспитание людьми заключается в приучении индивида использовать в рамках человеческого общества навыки развития своих способностей, как духовных, так и физических. Воспитание от вещей является собственным личностным опытом человека от тех окружающих объектов, которые на него воздействуют.

Правильным, по Руссо, будет такое воспитание, при котором все три фактора находятся в наличии, и действуют согласованно в одном развивающем направлении. В связи с тем, что воспитание природой от людей не зависит, необходимо «подстраивать» к нему воспитание, даваемое людьми, активно используя воспитание, даваемое вещами, поскольку и оно, в известной степени зависит от людей.

Таким образом, воспитание должно следовать естественному, определенному самой Природой, ходу умственного, физического и нравственного развития ребенка. Естественное воспитание свободно, поскольку свобода в общественном учении Руссо – главнейшее из всех естественных прав человек, а в сфере воспитания – свобода неотъемлемая часть процесса формирования личности ребенка. Вместе с тем, просветитель нисколько не устраняет из образовательного процесса направляющую роль наставника – учителя или воспитателя.

Воспитание и возрастная периодизация. Ж.Ж. Руссо призывал уважать личность ребенка, исследовать его интересы, склонности, а, главное, – учитывать возрастные, умственные и психофизиологические особенности детей и подростков.

Педагог выделял в жизни ребенка четыре основных возрастных периода.

Первый период охватывал время от момента рождения до двух лет (период, когда приоритетным становится физическое воспитание ребенка). Руссо полагал, что в раннем детстве основою развития ребенка является физическое воспитание. Он детальнейшим образом описывает приемы физического воспитания детей, указывая на то, как следует закалять ребенка и укреплять его физические силы. Пусть дети в этот период активно осваивают окружающие их предметы: ощупывают вещи, ломают игрушки, активно ползают. Тем не менее, в это время нельзя пытаться форсированно развивать речевую функцию ребенка, ибо это приведет к негативным последствиям.

Второй период длился от 2 до 12 лет. Это время «сна разума», накопления необходимого развивающего потенциала, когда воспитанник еще не может полноценно и здраво рассуждать, но когда следует поощрять и стимулировать наблюдательность, пытливость и «внешние чувства». В данный период силы ребенка концентрируются для того, чтобы найти свой выход в уже более зрелом возрасте. Необходимо продолжать усиленно заниматься укреплением здоровья ребенка, способствовать его поступательному физическому развитию. Систематически обучать ребенка в этот период не стоит. Детская свобода должна ограничиваться набором «естественных последствий», воспитанник должен четко осознавать связь между поступком и его следствием.

Третий период (от 12 до 15 лет) был посвящен программе умственного воспитания детей, когда формируются интеллектуальные запросы, идет активный поиск решения «трудных вопросов». В данный период запускается процесс планомерного нравственного и трудового воспитания ребенка, который должен исследовать все то, что связано с окружающим миром, социальной средой и природой. Основой при выборе учебных предметов или обучающих программ должен стать интерес ребенка к тому или иному объекту окружающего мира. Отсюда и естественный практический интерес – к географии (изучение близлежащих или отдаленных территорий), астрономии (исследование небесных светил), природоведению (изучение природных явлений и самой первоосновы жизни – Природы). Руссо в своей оригинальной трактовке современных ему дидактических приемов показывает нам ребенка будущего царства Разума – творца, исследователя, изобретателя, первооткрывателя, рационально мыслящего индивида Века Просвещения. Руссоистская дидактика была направлена на развитие творческой наблюдательности, сообразительности, самодеятельности, деловой хватки, пытливости и активности ребенка, укрепление связи полученных знаний с жизнью, трудовой деятельностью и общественной практикой [4].

Четвертый период, или время «бурь и страстей», как характеризовал его Руссо, охватывал весьма неоднородную по своему составу и темпам развития возрастную группу от 15 лет и вплоть до совершеннолетия. В данный период должно было осуществляться, по преимуществу, нравственное воспитание. Руссо выдвигал три ведущих задачи нравственного воспитания: воспитание «добрых чувств», выработка «добрых суждений» и формирование «доброй воли». Воспитание «добрых чувств» – это «воспитание сердца», то есть деятельностное наблюдение за различными социальными явлениями, жизненными фактами, как позитивными, так и негативными [9]. Не только собственно наблюдение и благостные рассуждения, но и активное участие в жизни общества, реальная помощь людям, нуждающимся в поддержке со стороны себе подобных. Выработка «добрых суждений» заключается в изучении фактографии исторического процесса, биографий великих людей, запечатленных в искусстве подлинных образцов проявления свободной человеческой воли. Процесс формирования «доброй воли» может происходить только лишь при участии в совершении социально позитивных «добрых дел». До 17-18 лет Руссо предостерегает знакомить воспитанников с религиозным мировоззрением, до этого они должны были дойти самостоятельно, без чьей-либо помощи.

Гражданское и патриотическое воспитание. Согласно Ж.Ж. Руссо, быть патриотом означает быть активным гражданином, защитником Родины, борцом за Свободу, противостоять любой деспотии. Необходимо воспитывать детей и молодежь таким образом, чтобы они стали патриотами по склонности, по желанию и по насущной необходимости. С колыбели ребенок должен воспринять любовь к своей стране, демократический образ жизни, склонность к свободе и естественным правам человека. Ребенка с самого раннего детства необходимо воспитывать в любви к Родине, он должен видеть свою Отчизну и ничего кроме нее. Руссо считал, что в процессе воспитания ребенок должен осознать, что без Отечества он никто, одиночка, и более того – без наличия патриотических добродетелей и гражданских чувств его существование ничем не оправдано. Гражданское воспитание процессуально должно было протекать последовательно, сообразуясь с тем или иным возрастным периодом: к 12 годам воспитанник должен знать страноведческие сведения и географию, к 15-летию – национальную историю, а к 16-17 годам – усвоить базовые новеллы отечественного законодательства и основы государственного строя.

Воспитание женщин. Руссо считал, что женщина должна воспитываться в соответствии со своим природным «естественным» предназначением и нормативными требованиями общества, где гражданами законодательно и ментально считались только лица мужского пола. Педагогическая рецептура от Руссо по воспитанию женщин достаточно традиционна для своего времени: отсутствие самостоятельных суждений и взглядов, управляемость, послушание, подчинение доминантной социокультурной традиции и нормам гражданского права.

По мнению Ж.Ж.Руссо, «естественное состояние» женщины – подчинение, покорность и зависимость, ибо она создана только для повиновения. Естественно, что при таком подходе никакого умственного воспитания для девочек не требуется. Очевидно столь явное гендерное противоречие между воспитанием мальчиков и девочек: в одном случае – развитие умственных и нравственных качеств, формирование свободы воли и полноправной личности, стимулирование творческой активности, а в другом – унылая покорность и подчинение.

Исторически, в данной конкретной ситуации Руссо смотрел на процесс воспитания женщин через узкую призму социальных воззрений и житейских стереотипов женевского ремесленника, каким он собственно и являлся по рождению, и отнюдь не собирался пересматривать их.

Значение педагогического наследия Ж.Ж. Руссо. Яркая, неоднозначная, местами противоречивая реформаторская педагогика Руссо сыграла свою прогрессивную роль в развитии всемирного историко-педагогического процесса в период нового и новейшего времени. Руссоистская просветительская педагогика – это не только знамя социального обновления, но и идеологическая основа полномасштабного революционного переворота, затронувшего все без исключения страны европейского континента. Ж.Ж. Руссо хотел видеть нового облагороженного человека, вырвавшегося из лабиринта средневековых учебных штудий и освобожденного от пут схоластики. Его произведения были наполнены искренней любовью к ребенку, требованиями применения передовых методов воспитания, усиления трудового начала в педагогике и укрепления связей научной теории с широкой социальной практикой.

Список использованной литературы:

  1. Барнашов А. М. Теория разделения властей и политические взгляды Жан-Жака Руссо // Актуальные вопросы государства и права на современном этапе: сборник научных статей / Отв. ред. В.Ф. Волович. – Томск: Изд-во Томского университета, 1984. – С. 53–54.
  2. Верцман И.Е. Жан-Жак Руссо. – 2-ое изд., перераб. и дополн. – М.: «Худож. лит.», 1976. – 310 с.
  3. Длугач Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо). – М.: Наука, 1995. – 221 с.
  4. Длугач Т.Б. Жан-Жак Руссо: философ и писатель // Ценности и смыслы. – 2012. – № 4 (20). – С. 36–42.
  5. Манфред А.З. Три портрета эпохи Великой французской революции (О Руссо, Мирабо, Робеспьере). – 2-е изд. – М.: Мысль, 1989. – 430 с.
  6. Милованов К.Ю. Теория народного суверенитета Жан-Жака Руссо и социокультурная парадигма Европейского Просвещения // Актуальные вопросы исторической науки: сборник научных статей. Вып. 3 / ред. В.А. Карноухов, В.В. Бокарев. – М.: Изд-во МГГУ, 2013. – С. 50–69.
  7. Руссо Ж.-Ж. Об общественном соглашении // Руссо Ж.-Ж. Трактаты. – М.: «Наука», 1969. – С. 421–427.
  8. Руссо Ж.Ж. Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – С. 51–150.
  9. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре, или принципы политического права // Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты / Пер. с фр. – М.: «КАНОН-пресс», «Кучково поле», 1998. – С. 195–322.

Цитаты Жан-Жака Руссо — BrainyQuote

Терпение горько, но плоды его сладки.

Жан-Жак Руссо

Мир реальности имеет свои пределы; мир воображения безграничен.

Жан-Жак Руссо

Оскорбления — это аргументы, используемые теми, кто не прав.

Жан-Жак Руссо

Какую мудрость вы можете найти больше, чем доброта?

Жан-Жак Руссо

Счастье: хороший счет в банке, хороший повар и хорошее пищеварение.

Жан-Жак Руссо

Неестественно, чтобы большинство правило, ибо большинство редко может быть организовано и объединено для конкретных действий, а меньшинство — может.

Жан-Жак Руссо

Природа никогда не обманывает нас; это мы обманываем самих себя.

Жан-Жак Руссо

Слабое тело ослабляет разум.

Жан-Жак Руссо

Ни один человек не имеет естественной власти над своими собратьями.

Жан-Жак Руссо

Человек родился свободным, и он везде в цепях.

Жан-Жак Руссо

Абсолютная тишина приводит к печали. Это образ смерти.

Жан-Жак Руссо

Люди, которые мало знают, обычно хорошо говорят, а люди, которые много знают, говорят мало.

Жан-Жак Руссо

Кто краснеет, тот уже виновен; истинная невинность ничего не стыдится.

Жан-Жак Руссо

Свободные люди, помните это изречение: мы можем обрести свободу, но ее никогда не вернуть, если она однажды утрачена.

Жан-Жак Руссо

Каждый человек имеет право рисковать своей жизнью, чтобы сохранить ее. Говорили ли когда-нибудь, что человек, который бросается из окна, спасаясь от пожара, виновен в самоубийстве?

Жан-Жак Руссо

Англичане думают, что они свободны. Они свободны только во время выборов членов парламента.

Жан-Жак Руссо

Благодарность — это долг, который должен быть оплачен, но никто не имеет права ожидать его.

Жан-Жак Руссо

Детство — это сон разума.

Жан-Жак Руссо

Может, я и не лучше, но, по крайней мере, я другой.

Жан-Жак Руссо

Вы забываете, что плоды принадлежат всем, а земля не принадлежит никому.

Жан-Жак Руссо

Деньги — это семя денег, и первую гинею иногда труднее приобрести, чем второй миллион.

Жан-Жак Руссо

Мы рождаемся слабыми, нам нужна сила; беспомощны, нам нужна помощь; глупо, нам нужна причина. Все, чего нам не хватает при рождении, все, что нам нужно, когда мы достигнем человеческого состояния, — это дар образования.

Жан-Жак Руссо

я ненавижу книги; они только учат нас говорить о вещах, о которых мы ничего не знаем.

Жан-Жак Руссо

Мы не должны учить детей наукам; но дайте им попробовать их.

Жан-Жак Руссо

Больше всех прожил не тот, у кого больше лет, а тот, у кого самый богатый опыт.

Жан-Жак Руссо

Мы рождаемся, так сказать, дважды; рожденный в существование и рожденный в жизнь; родился человеком, и родился человеком.

Жан-Жак Руссо

Сила не является правом… повиновение обусловлено только законными полномочиями.

Жан-Жак Руссо

Тот, кто медленнее всего дает обещание, наиболее верен в его исполнении.

Жан-Жак Руссо

Слишком трудно мыслить благородно, когда думаешь только о заработке на жизнь.

Жан-Жак Руссо

Наше величайшее зло проистекает из нас самих.

Жан-Жак Руссо

Политическое тело, как и человеческое тело, начинает умирать, как только рождается, и несет в себе причины своего разрушения.

Жан-Жак Руссо

Все мои несчастья происходят от того, что я слишком хорошо думал о своих собратьях.

Жан-Жак Руссо

Бог создал меня и сломал форму.

Жан-Жак Руссо

Каждый человек имеет право рисковать своей жизнью ради ее сохранения.

Жан-Жак Руссо

О любовь, если я сожалею о возрасте, когда смакую тебя, то не о часе наслаждения, а о том, что последует за ним.

Жан-Жак Руссо

Раскаяние спит во время процветания, но пробуждает горькое сознание во время невзгод.

Жан-Жак Руссо

Ложь имеет бесконечное множество комбинаций, а истина имеет только один способ бытия.

Жан-Жак Руссо

Посадите, и ваш супруг посадит вместе с вами; сорняк и ты сорняк один.

Жан-Жак Руссо

Наша воля всегда направлена ​​на наше собственное благо, но мы не всегда видим, что это такое.

Жан-Жак Руссо

Я ясно вижу только то, что помню.

Жан-Жак Руссо

Героев не узнают по возвышенности их осанки; самые большие хвастуны обычно самые трусливые.

Жан-Жак Руссо

Хотя скромность естественна для человека, она не естественна для детей. Скромность начинается только с познания зла.

Жан-Жак Руссо

Философы всех времен разделяют манию отрицать существующее и объяснять несуществующее.

Жан-Жак Руссо

Простые читатели, простите мои парадоксы: их приходится делать, когда размышляешь; и что ни говори, а я предпочитаю быть человеком парадоксов, чем человеком предрассудков.

Жан-Жак Руссо

Большинство наций, как и людей, невозможны только в молодости; они становятся неисправимыми, когда становятся старше.

Жан-Жак Руссо

Ни один истинно верующий не может быть нетерпимым или гонителем. Если бы я был судьей и закон предусматривал смертную казнь для атеистов, я бы начал с того, что отправил бы на костер всякого, кто донесет на другого.

Жан-Жак Руссо

Мы не знаем, что на самом деле хорошо, а что плохо.

Жан-Жак Руссо

Когда с вами случается какое-то несчастье, вы либо позволяете ему победить вас, либо побеждаете его.

Жан-Жак Руссо

Осмелюсь ли я изложить здесь самое важное, самое полезное правило всякого воспитания? Не экономить время, а растрачивать его.

Жан-Жак Руссо

Воспитание детей – это профессия, где мы должны уметь тратить время, чтобы его экономить.

Жан-Жак Руссо

Добродетель — это состояние войны, и чтобы жить в нем, мы всегда должны бороться с собой.

Жан-Жак Руссо

Каким бы великим ни был природный талант человека, нельзя научиться письму сразу.

Жан-Жак Руссо

Я долго оставался ребенком и во многом так и остался им.

Жан-Жак Руссо

Слава — всего лишь дыхание людей, и это часто вредно.

Жан-Жак Руссо

Чтение, уединение, праздность, вялая и оседлая жизнь, общение с женщинами и молодыми людьми — это опасные пути для молодого человека, которые постоянно ведут его к опасности.

Жан-Жак Руссо

Возьмите курс, противоположный обычаю, и вы почти всегда преуспеете.

Жан-Жак Руссо

Отнимите у философа удовольствие быть услышанным, и его стремление к знаниям прекратится.

Жан-Жак Руссо

Религиозные гонители не верующие, они негодяи.

Жан-Жак Руссо

Я решился на предприятие, которое не имеет прецедента и не будет иметь подражателя. Я хочу представить своим ближним человека, во всем верного природе; и этим человеком буду я.

Жан-Жак Руссо

Низкие души не верят в великих личностей.

Жан-Жак Руссо

УВКБ ООН — Актуальность Жан-Жака Руссо через 300 лет после его рождения

Жизнь и работа сына французских беженцев по-прежнему имеют большое значение для работы УВКБ ООН и других гуманитарных организаций, базирующихся на его родине.

Рэйчел Хамфрис | 28 июня 2012 г. | французский

Портрет Жан-Жака Руссо © Морис Квентин де Латур

ЖЕНЕВА, 28 июня (УВКБ ООН) — «Человек рождается свободным, но везде находится в цепях». Эта цитата сделала родившегося в Женеве политического философа Жан-Жака Руссо всемирно известным. Но сегодня, когда мы отмечаем 300-летие со дня его рождения, актуальны ли его мысли? И чему это может научить нас в работе Агентства ООН по делам беженцев, штаб-квартира которого находится в Женеве.

Руссо родился в семье французских протестантских беженцев 28 июня 1712 года. Женева, приютившая тысячи преследуемых гугенотов с 16 века, произвела на него глубокое впечатление. Он не только посвятил свое второе «Рассуждение» швейцарскому приозерному городу, но и использовал любую возможность, чтобы подписать свои работы «Гражданин Женевы».

Несмотря на это, его отношения с местом рождения были непростыми. Осиротевший в раннем возрасте, Руссо много лет странствовал, живя в домах разных работодателей, покровителей и любовников, работая клерком, гравером и частным репетитором.

Руссо вырвался из безвестности в 1749 году, когда выиграл конкурс сочинений, утверждая, что прогресс знаний и культуры ведет к искажению человеческого поведения. Он опубликовал свою первую крупную политическую работу «Рассуждение о неравенстве» в 1755 году. Опираясь на нее, он написал «Общественный договор» и «Эмиля».

Обе работы были отвергнуты как чиновниками, так и представителями интеллигенции, и были публично сожжены в Париже и Женеве. Убежденный в заговорах против него, он путешествовал по Европе, в конце концов поселившись за пределами Парижа, где и умер в одиночестве в возрасте 66 лет.0003

Несмотря на то, что Руссо был продуктом своего времени, он внес значительный вклад в теорию и практику современной политики. Один вопрос занимал его мысли больше, чем любой другой: как люди могут свободно жить в обществе?

Мысль Руссо исходила из его представления о человеческой природе. В отличие от некоторых своих предшественников и современников (таких как Монтескье и Томас Гоббс), он считал, что люди обладают природной добротой и что забота о себе не исключает заботы о благополучии других.

Философ также считал, что все люди социально равны. Он утверждал, что неравенство — это искусственно созданные социальные системы, основанные на частной собственности и организованном труде, — системы, допускающие господство и эксплуатацию одних людей другими.

Хотя некоторые считают Руссо отцом современной демократии — и он, несомненно, оказал влияние на развитие демократической мысли, — у него были очень конкретные идеи о форме, которую должно принимать правительство.

Он поддерживал прямую демократию, при которой каждый гражданин имел равную ответственность за согласие с законами, которые им подчинялись. Он назвал Женеву ярким примером небольшого города-государства, где можно было установить эту форму правления.

Мысли Руссо сыграли важную роль в продвижении концепции прав человека, которая занимает центральное место в работе УВКБ ООН. Многие предшествующие философы, от голландского юриста и философа Гуго Гроция до англичанина Гоббса, понимали права в терминах обладания властью или правовыми конструкциями в обществе.

Напротив, настойчивое утверждение Руссо о фундаментальной свободе человека в его «естественном состоянии» способствовало распространению современного представления о том, что люди обладают неотъемлемыми правами, независимо от их места в обществе. Это понятие четко отражено в таких документах ХХ века, как Устав Организации Объединенных Наций и Всеобщая декларация прав человека.

Руссо не разработал теорию международных отношений, но многие из его основополагающих принципов помогли сформировать современную мысль в этой области. На первый взгляд кажется, что Руссо предпочел бы, чтобы государства оставались как можно более независимыми друг от друга, поскольку считал зависимость источником всех конфликтов. В ситуациях войны он не доверял мотивам правителей и, безусловно, был бы критиком вмешательства великих держав.

Мир значительно изменился со времен Руссо, и его идеалы внутреннего единства и независимости государств кажутся устаревшими в глобализированном мире, который характеризуется массовой миграцией, диаспорами и транснациональными социальными движениями. Поэтому остается открытым вопрос о том, принял бы Руссо идею глобального управления или создание таких организаций, как Организация Объединенных Наций.

Руссо не предвидел концепции гуманитарной интервенции. Однако он твердо верил в присущую человечеству сострадательную природу и в готовность людей помочь облегчить страдания других. В этом отношении жизнь и работа Руссо по-прежнему имеют большое значение для работы УВКБ ООН и многих других гуманитарных организаций, базирующихся в городе, где он родился.

Рэйчел Хамфрис в Женеве

Расплата с Руссо | Колледж Фомы Аквинского

Д-р Брайан Т. Келли (’88)

Примечание. Следующие замечания взяты из доклада декана Брайана Т. Келли Совету управляющих на его заседании 14 мая 2010 г. Они являются частью продолжающейся серии лекций, в которых доктор Келли объясняет, почему Колледж включает определенных авторов в свою учебную программу.

 

На последнем заседании Совета бывший председатель Мария Грант предложила мне сказать на этом собрании несколько слов о том, почему мы читаем кого-то, кто нам не нравится. Меня поразил этот вопрос как очень проницательный. Почему мы читаем «плохих парней»?

 

Я помню, как в 1984 году разговаривал с молодым человеком, который выразил отвращение в колледже Фомы Аквинского, потому что мы читали Карла Маркса. Он указал, что никогда не поддержит учреждение, продвигающее основателя коммунизма.

Под определенным углом зрения я понял его точку зрения: почему мы, педагоги, должны давать кому-то платформу, если он не собирается использовать ее, чтобы говорить правду? Зачем просить доверенных нам студентов читать автора, который попытается убедить их в чем-то в корне ложном? Не рискуем ли мы ввести их в заблуждение?

В то короткое время, которое отведено на то, чтобы как можно лучше начать путь к мудрости, было бы разумнее читать только самых мудрых и лучших авторов. Так зачем включать «плохих парней»?

 

Enfant Terrible эпохи Просвещения
В этом контексте миссис Грант посоветовала мне обратить особое внимание на Жан-Жака Руссо. Ныне Руссо — удивительный персонаж в истории философии, политики и даже музыки. Из-за его достижений в этих разнообразных областях у нас может возникнуть соблазн назвать его человеком эпохи Возрождения, но правильнее было бы назвать его человеком Просвещения. Он жил неустроенной жизнью во Франции и Швейцарии в середине 18 века. Его работы были широко читаемы и вызывали бурные споры.

И он определенно подходит под описание «плохого парня». В наше время это видно из писаний Папы Иоанна Павла II и Папы Бенедикта XVI, а также из того воздействия, которое его мысли оказали на мир. (См. «Истина и свобода» кардинала Йозефа Ратцингера, 1996 г.) Руссо учит важным концепциям, которые в корне противоречат тому, что мы придерживаемся и хотим передать нашим ученикам.

Мы признаем, наряду со св. Фомой Аквинским и Аристотелем до него, что человек по своей сути является социальным и разумным существом. Человек превосходит грубых животных, потому что у него есть дар разума. Он может прийти к пониманию окружающего его мира и некоторым образом познать Бога как источник всего хорошего. И далее, человек может быть полностью самим собой только в обществе дружбы. Мы также верим, что человек по своей природе добр, но испорчен грехом и возвышен по благодати.

В своем революционном Рассуждении о происхождении неравенства Руссо отвергает все это. В этом трактате он предполагает, что человек по своей природе хорош, но так же хороши корова или осел. Человек в естественном состоянии не думает ни о чем, кроме своего голода, жажды и своих физических желаний; он не совсем разумное животное. В одном поразительном тексте Руссо говорит, что «человек, который медитирует, есть развратное животное» («Рассуждение », часть первая). Естественный человек ест то, что есть под рукой, и спит, где и когда утомится. Поскольку ничто не принадлежит ни ему, ни кому-либо другому, несправедливости не существует. Таким образом, человек во всей своей доброте не может быть виновен в каком-либо проступке, пока не разовьет какое-либо представление о частной собственности. Но где-то по ходу дела человек развращался поэтапно. Сначала его развратили, отметив участок земли как принадлежащий ему. Он еще больше испортился, когда начал проявлять предвидение и формулировать слова и речь. Когда он развивал искусства и науки, его испорченность была настолько полной, что человек уже не мог надеяться на восстановление добродетели природы.

Обратите внимание, что с этой точки зрения человек не социален по своей природе, а сохраняет свою естественную доброту только тогда, когда избегает человеческих связей. И в то время как Аристотель и Фома Аквинский признают цель человеческой жизни и существования в божественном даре разума, Руссо утверждает, что человек утратил свое естественное неотъемлемое право, развив свой разум. Эта позиция бросается в глаза и настораживает. Он, кажется, предполагает, что это трагедия, что мы отделились от чисто животного существования.

 

Так почему?
Но хотя мы категорически не согласны с этой точкой зрения, мы просим наших студентов прочесть ее и отнестись к ней серьезно. Почему?

На первый взгляд, есть несколько простых, но важных вещей. Руссо важен, потому что он оказал большое влияние на мир как в его мышлении, так и в разворачивающихся исторических событиях. Он — один из ярких светил Просвещения, подтолкнувших современного человека к деизму и прочь от христианства. Его разработки в области политической философии помогли принести как хорошие, так и плохие плоды, поскольку они повлияли на основателей нашей нации и помогли разжечь во Франции уродливое и глубоко антирелигиозное восстание.

Его влияние упоминалось даже в движении за права животных и коммунитаризме хиппи 1960-х и начала 70-х годов. Без понимания Руссо очень трудно понять окружающий мир и даже самих себя как детей современного мира.

Более того, если мы подумаем о его рассказе о естественном человеке, станет ясно, что он отвечает на некоторые из величайших вопросов, которые могут занимать наши умы: что такое человек? какова его цель в жизни? Это вечные вопросы. Это вопросы, которые мы должны решить, если мы стремимся к гуманитарному образованию. Но все же, почему бы не придерживаться тех авторов, которые отвечают на эти вопросы так, как мы думаем лучше всего?

Это затрагивает фундаментальный принцип нашей педагогики: мы лучше всего учимся, когда принимаем во внимание различные и противоположные аргументы. Мы не делаем хороших суждений, интеллектуальных или практических, когда избегаем конфликтов.

Это очень общее утверждение. Это лежит в основе нашей правовой системы, где считается, что хорошее решение основывается на энергичном обвинении и защите. Хороший генеральный директор знает это и призывает консультантов свободно высказывать свое мнение, а не поддакивать. Мы все признаем этот принцип, когда садимся составлять списки «за» и «против». Когда Церковь рассматривает кандидата на канонизацию, Она назначает «адвоката дьявола», чтобы убедиться, что все стороны вопроса должным образом взвешены. Наш покровитель и образец, св. Фома Аквинский, настолько близко к сердцу принял этот принцип, что начал решать каждый вопрос, сначала приводя веские аргументы против правильного ответа.

Итак, Руссо в принципиальной оппозиции к нам; важно, чтобы наши студенты не уклонялись от этого, а, наоборот, принимали это во внимание, читая и смакуя его слова и идеи, не отмахиваясь от него легкомысленно, но исследуя достоинства его утверждений и аргументов.

Должно быть очевидно, что такой подход вызывает у наших учеников огромное доверие. Мы верим, что трезвый и осторожный разум не легко сбивается с пути, особенно когда он подкрепляется благословением веры. Таким образом, урок начинается не с того, что учитель сообщает ученикам, что Руссо глубоко ошибается. Скорее, мы исследуем его аргументы, с его собственных слов, в контексте серьезной дискуссии и с Верой как путеводной звездой.

 

Здравый смысл  
Должен отметить, что у нашего метода есть дополнительное преимущество, заключающееся в том, что он открыт для обучения даже у тех, кто ошибается или сбивается с пути. Это уводит нас немного дальше ярлыков «хорошие парни/плохие парни».

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts