Жилище вигвам: жилище лесных индейцев Северной Америки

Содержание

Что это — вигвам? Типичное жилище для индейских племен

Что такое вигвам? Это типичная конструкция из прутьев и березовой коры, используемая коренными американцами, в том числе индейскими племенами северо-восточной культурной группы, в качестве дома или убежища.

Что такое вигвам?

Само понятие происходит от слова, используемого племенем абенаки, и означает дом. Это была форма убежища, используемого различными племенами индейцев, особенно теми, кто жил в северо-восточном лесу. Что такое вигвам? Это дом, который обычно представлял собой постройку купольной формы.

Она достигала, как правило, 2,5-3 метров в высоту и около 12 метров в поперечнике. Сначала изготавливался деревянный каркас, который затем покрывался березовой корой и другими доступными материалами, например шкурами животных. Стыки конструкции прочно скреплялись веревками. С конца 1700-х годов для покрытия вигвамов иногда стали использовать ткань.

Родные американские дома

Что такое вигвам? Это слово когда-то использовалось для описания всех индейских домов независимо от структуры, местоположения или культурной группы. В действительности этот термин служит для описания полупостоянных типов убежищ, используемых культурной группой северо-восточного лесного массива. Слово Wetu переводится как «дом» в племени вампаноагов. Термин «дом березы» также используется в качестве альтернативного названия для вигвама. Слово «викип» используется для описания подобных примитивных жилищ, но распространен у племен на юго-западе Соединенных Штатов.

В чем разница между вигвамом и типи?

Разница между вигвамом и типи заключается в следующем: вигвам использовался племенами северо-восточной лесной культурной группы, тогда как типи использовали кочевые племена Великих равнин. Первый был полупостоянной конструкцией, второй был полностью переносимым. Лесные племена имели доступ к лесам и использовали бересту в качестве покрытий для своих убежищ.

Племена Великих равнин охотились на бизонов и использовали шкуры буйволов в качестве покрытий для своих жилищ. Вигвам требовал больше времени для построения, тогда как типи были легко и быстро возводимыми. Одни были куполообразными, в то время как другие по своей форме напоминали пирамидообразные палатки.

Кто жил в вигваме?

Обычно вигвам использовался в качестве жилища коренными индейскими племенами (вампаноаг, шони, абенаки, саук, фокс, пекот, наррагансетт, кикапу, оджибве и отое), которые жили вокруг Великих озер и Восточного побережья и имели доступ к бересте из лесов на своих территориях. Эти конструкции были удобны племенам, которые находились в одном месте в течение нескольких месяцев. Алгонкинские племена северо-восточных индейцев, которые использовали вигвамы, жили в деревнях во время сельскохозяйственного сезона, занимаясь выращиванием кукурузы, тыквы, кабачков, бобов и табака.

Во время охотничьего сезона небольшие семейные группы переезжали в охотничьи лагеря. Когда семья переезжала на новое место, индейский вигвам разбирали таким образом, что каркас из прутьев оставался нетронутым, а все покрытие индейцы забирали с собой. По возвращении дом снова накрывали необходимыми материалами. А если каркас уже был недоступен, его возводили снова.

Индейский стиль жизни

Каждое племя выбирает тип жилья в соответствии со своим образом жизни, климатом, окружающей средой и природными ресурсами, которые им доступны. Вигвам (фото подобных сооружений есть в статье) был выбран в качестве наиболее подходящего типа жилья и стиля дома, поскольку он соответствовал образу жизни племен, населяющих лесные районы.

Можно ли построить вигвам самостоятельно?

Как сделать вигвам? На самом деле это не так сложно, понадобится минимум оборудования. Основными материалами, используемыми для создания аутентичного вигвама являются ветви гибких деревьев или саженцы. Для начала на земле рисуется круг, который составляет в диаметре около 12 метров. Затем равномерно по окружности делаются 16 отверстий на глубину около 20-30 см. Сгибаемые в импровизируемую арку стволы прочно закрепляются в отверстиях, формируя, таким образом, куполообразную форму вигвама.

Горизонтальные обручи крепятся к остальному каркасу при помощи жестких волокон коры дерева. Затем все конструкция покрывается листами бересты, образуя крышу и стены. Иногда, для дополнительной защиты жилища, на берестяную кору помещается слой соломы или высушенной травы. Ткаными матами, шкурами, холстами и одеялами также покрывали вигвам, если эти вещи были доступны хозяевам. Они удерживались на месте при помощи веревок. Пространство, оставленное для дверного проема, представляет собой входной клапан, который позволяет людям попасть в вигвам. А проделанная сверху дымовая дыра служит своеобразным дымоходом для выведения наружу дыма от огня и циркулирования воздуха.

Размеры вигвамов были самыми разными, в самых больших сооружениях могло одновременно жить до 30 соплеменников. В настоящее время эти конструкции часто используют в качестве места проведения традиционных обрядов. Аналоги вигвамов можно встретить у некоторых африканских народностей, чукчей, эвенков и сойтов.

балаган, вигвам, русская изба, иглу, мазанка, сакля :: SYL.ru

Жилище – это сооружение или строение, в котором обитают люди. Оно служит для укрытия от непогоды, для защиты от неприятеля, для сна, отдыха, выращивания потомства, хранения продуктов. У местного населения в различных регионах мира сложились свои типы традиционных жилищ. Например, у кочевников это юрты, шатры, вигвамы, чумы. В горной местности строили пальясо, шале, а на равнинах — хаты, мазанки и избы. О национальных видах жилищ народов мира и пойдет речь в статье. Кроме того, из статьи вы узнаете, какие строения остаются актуальными и в настоящее время и какие функции они продолжают выполнять.

Древние традиционные жилища народов мира

Люди стали использовать жилище еще со времен первобытно-общинного строя. Сначала это были пещеры, гроты, земляные укрепления. Но изменения климата вынудили их активно развивать мастерство строительства и укрепления своих домов. В современном понимании «жилища», скорее всего, возникли во время неолита, а в 9 веке до нашей эры появились каменные дома.

Люди стремились сделать свои дома боле крепкими и комфортными. Сейчас многие древние жилища того или иного народа кажутся совершенно не прочными и ветхими, но в свое время они служили верой и правдой своим владельцам.

Итак, о жилищах народов мира и их особенностях более подробно.

Жилища народов севера

Условия сурового северного климата повлияли на особенности национальных сооружений народов, которые проживали в этих условиях. Самыми известными жилищами северных народов являются балаган, чум, иглу и яранга. Они и сейчас актуальны и полностью соответствуют требованиям совершенно непростых условий севера.

  • Чум.

Это жилище замечательно приспособлено к суровым климатическим условиям и кочевому образу жизни. В них проживают народы, занимающиеся преимущественно оленеводством: ненцы, коми, энцы, ханты. Многие считают, что и чукчи живут в чуме, но это заблуждение, они строят яранги.

Чум представляет собой палатку в виде конуса, который образуют высокие шесты. Такой тип строения более устойчивый к порывам ветра, а конусовидность стен позволяет зимой снегу скользить по их поверхности и не накапливаться.

Их летом накрывают мешковиной, зимой – шкурами животных. Вход в чум завешивается мешковиной. Чтобы под нижний край строения не попадал ни снег, ни ветер, снаружи к основанию его стен подгребают снег.

В центре его всегда горит очаг, который используют для обогрева помещения и приготовления пищи. Температура в помещение примерно от 15 до 20 ºС. На пол укладывают шкуры животных. Подушки, перины и одеяла шьют из овечьих шкур.

Устанавливают чум традиционно все члены семьи, от мала до велика.

  • Балаган.

Традиционное жилище якутов — балаган, он представляет собой прямоугольное строение, сложенное из бревен, с пологой крышей. Строился он достаточно легко: брали основные бревна и устанавливали их вертикально, но под углом, а затем присоединяли множество других более мелкого диаметра бревна. После стены смазывали глиной. Крышу сначала устилали корой, а поверх нее насыпали слой земли.

Полом внутри жилища служил утоптанный песок, температура которого никогда не опускалась ниже 5 ºС.

Стены состояли из огромного количества окон, их перед началом сильных морозов закрывали льдом, а летом — слюдой.

Очаг всегда располагался справа от входа, смазан он был глиной. Спали все на нарах, которые устанавливали справа от очага для мужчин и слева — для женщин.

  • Иглу.

Это жилье эскимосов, которые жили не очень обеспечено, в отличие от чукчей, поэтому у них не было возможности и материалов для строительства полноценного жилища. Строили они свои дома из снежных или ледяных блоков. Строение имело куполообразную форму.

Главная особенность устройства иглу заключалась в том, что вход должен был находиться ниже уровня пола. Это делалось для того, чтобы в жилище попадал кислород и улетучивался углекислый газ, кроме того, такое расположение входа позволяло сохранить тепло.

Стены иглу не таяли, а оплавлялись, а это позволяло поддерживать постоянную температуру в помещение примерно +20 ºС даже в сильные морозы.

  • Валкаран.

Это жилище народов, проживающих у побережья Берингова моря (алеуты, эскимосы, чукчи). Это полуземлянка, каркас которой состоит из костей кита. Крыша ее покрыта землей. Интересной особенностью жилища является то, что у него имеется два входа: зимний – через многометровый подземный коридор, летний – через крышу.

  • Яранга.

Это жилище чукчей, эвенов, коряков, юкагиров. Оно переносное. По кругу устанавливались треноги из жердей, к ним привязывались наклонные деревянные шесты, а сверху крепился купол. Все строение накрывалось моржовыми или оленьими шкурами.

В середине помещения ставились несколько жердей, чтобы подпереть потолок. Яранга с помощью пологов делилась на несколько комнат. Иногда внутри нее ставили накрытый шкурами небольшой домик.

Жилища кочевых народов

Кочевой образ жизни сформировал особый вид жилищ народов мира, живущих не оседло. Вот примеры некоторых из них.

  • Юрта.

Это типичный вид строения у кочевников. Она продолжает быть традиционным домом в Туркмении, Монголии, Казахстане, на Алтае.

Это куполообразное жилище, покрытое шкурами или войлоком. В основе его лежат крупные жерди, которые установлены в форме решеток. На крыше купола всегда есть отверстие для выхода дыма из очага. Куполообразность придает ему максимальную устойчивость, а войлок сохраняет свой постоянный микроклимат внутри помещения, не позволяя проникать туда ни жаре, ни морозам.

В центре строения расположен очаг, камни для которого всегда возят с собой. Пол уложен шкурами или досками.

Жилище можно собрать или разобрать за 2 часа

У казахов походную юрту называют абылайша. Их использовали в военных походах при казахском хане Абылайе, отсюда произошло это название.

  • Вардо.

Это цыганская кибитка, по сути — это однокомнатный дом, который установлен на колесах. Здесь есть дверь, окна, печь, кровать, ящики для белья. Снизу кибитки есть багажное отделение и даже курятник. Повозка очень легкая, поэтому с ней справлялась одна лошадь. Массовое распространение вардо получил в конце 19 века.

  • Фелидж.

Это шатер бедуинов (арабские кочевники). Каркас состоит из переплетенных друг с другом длинных жердей, его накрывали тканью, которую ткали из верблюжьей шерсти, она была очень плотной и не пропускала влагу во время дождя. Помещение было поделено на мужскую и женскую части, в каждой из них был установлен свой очаг.

Жилища народов нашей страны

Россия многонациональная страна, на территории которой проживает более 290 народов. Каждый имеет свою культуру, обычаи, и свои традиционные формы жилищ. Вот самые яркие из них:

  • Землянка.

Это одно из древнейших жилищ народов нашей страны. Это вырытая на глубину примерно 1,5 метра яма, крышей которой служил тес, солома и пласт земли. Стену внутри укрепляли бревнами, пол обмазывали глиняным раствором.

Недостатками этого помещения были то, что дым мог выходить только через дверь, и помещение было очень сырым из-за близости грунтовых вод. Поэтому жить в землянке было непросто. Но были и преимущества, например она полностью обеспечивала безопасность; в ней можно было не бояться ни ураганов, ни пожаров; в ней сохранялась постоянная температура; она не пропускала громкие звуки; практически не требовала ремонта и дополнительного ухода; ее легко можно было построить. Именно благодаря всем этим преимуществам землянки очень широко использовались, в качестве укрытий во время Великой Отечественной войны.

  • Изба.

Русская изба традиционно строилась из бревен, с помощью топора. Крышу делали двускатной. Чтобы утеплить стены, между бревнами клали мох, со временем он становился плотным и закрывал все большие щели. Стены снаружи обмазывали глиной, которую размешивали с коровьим пометом и соломой. Этот раствор утеплял стены. В русской избе всегда устанавливали печь, дым от нее выходил через окно, и только начиная с 17 века стали строить дымоходы.

  • Курень.

Название произошло от слова «куриться», что означало «дымиться». Куренем называли традиционное жилище казаков. Первые их поселения возникли в плавнях (речные камышовые заросли). Дома строили на сваях, стены были из плетней, обмазанных глиной, крышу сооружали из камышей, в ней оставляли отверстие для выхода дыма.

  • Аил.

Это жилище теленгитов (народ Алтая). Представляет собой шестиугольное строение из бревен с высокой крышей, покрытой корой лиственницы. В аилах всегда был земляной пол, а в центре — очаг.

  • Кава.

Коренной народ Хабаровского края, орочи, строили жилище кава, которое имело вид двускатного шалаша. Боковые стены и крышу покрывали корой ели. Вход в жилище всегда был со стороны реки. Место для очага выкладывали галечником и ограждали деревянными брусьями, которые обмазывали глиной. У стен сооружали деревянные нары.

  • Пещера.

Этот вид жилища строили в горной местности, сложенной мягкими породами (известняк, лесс, туф). В них люди вырубали пещеры и обустраивали комфортные жилища. Таким образом появлялись целые города, например в Крыму города Эски-Кермен, Тепе-Кермен и другие. В комнатах обустраивали очаги, прорубались дымоходы, ниши для посуды и воды, окна и двери.

Жилища народов Украины

Самыми исторически ценными и известными жилищами народов Украины являются: мазанка, закарпатская колыба, хата. Многие из них существуют до сих пор.

  • Мазанка.

Это старинное традиционное жилище Украины, она в отличие от избы, предназначалась для проживания в областях с мягким и теплым климатом. Строили ее из деревянного каркаса, стены состояли из тонких веток, снаружи их мазали белой глиной, а внутри раствором из глины, смешанной с камышом и соломой. Крыша состояла из камыша или соломы. Дом-мазанка не имел фундамента и не был никак защищен от влаги, но служил своим хозяевам 100 и более лет.

  • Колыба.

В горных районах Карпат пастухи и лесорубы строили временные летние жилища, которые назывались «колыба». Это сруб из бревен, у которого не было окон. Крыша была двускатая, и покрывалась плоскими щепками. Вдоль стен внутри устанавливали деревянные лежаки и полки для вещей. Посередине жилища размещался очаг.

  • Хата.

Это традиционный вид жилища у белорусов, украинцев, южных русских народов и поляков. Крыша была четырехскатной, из камыша или соломы. Стены строились из полубревен, обмазывались смесью конского навоза и глины. Белилась хата как снаружи, так и изнутри. На окнах были ставни. Дом окружала завалинка (широкая лавка, заполненная глиной). Хата делилась на 2 части, разделенные сенями: жилая и хозяйственная.

Жилища народов Кавказа

Для народов Кавказа традиционное жилище — сакля. Это однокомнатное каменное сооружение с земляными полами и без окон. Крыша была плоской с отверстием для выхода дыма. Сакли в горной местности образовывали целые террасы, примыкая друг к другу, то есть крыша одного строения была полом для другого. Такой вид строения выполнял оборонительную функцию.

Жилища народов Европы

Самыми известными жилищами европейских народов являются: трулло, пальясо, бордей, вежа, конак, кулла, шале. Многие из них существуют до сих пор.

  • Трулло.

Это тип жилища народов центральной и южной Италии. Их создавали путем сухой кладки, то есть камни клали без цемента или глины. И если вытащить один камень, строение разрушалось. Такой тип строения был связан с тем, что в этих областях возводить жилища было запрещено, и если приезжали проверяющие, строение легко можно было разрушить.

Трулло были однокомнатными с двумя окнами. Крыша здания была конусовидной.

  • Пальясо.

Эти жилища характерны для народов, проживавших на северо-западе Пиренейского полуострова. Их строили в горной местности Испании. Это были круглые строения с конусовидной крышей. Верх крыши покрывали соломой или камышом. Выход всегда был с восточной стороны, окон у строения не было.

  • Бордей.

Это полуземлянка народов Молдавии и Румынии, которую крыли толстым слоем тростника или соломы. Это древнейший тип жилья в этой части континента.

  • Клочан.

Жилище ирландцев, которое имеет вид куполообразной хижины, построенной из камня. Кладку использовали сухую, без всяких растворов. Окна имели вид узких щелей. В основном такие жилища строились монахами, которые вели аскетичный образ жизни.

  • Вежа.

Это традиционное жилище саамов (финно-угорский народ северной части Европы). Строение делалось из бревен в виде пирамиды, у которой оставляли дымовое отверстие. В центре вежи выстраивали каменный очаг, пол покрывали оленьими шкурами. Рядом строили сарайчик на столбах, который назывался нили.

  • Конак.

Двухэтажный каменный дом, который строили в Румынии, Болгарии, Югославии. Это строение в плане напоминает русскую букву Г, крыли его черепичной крышей. В доме было огромное количество помещений, поэтому в хозяйственных постройках при таких домах не было необходимости.

  • Кула.

Это укрепленная башня, построенная из камня, с маленькими окнами. Их можно встретить в Албании, на Кавказе, в Сардинии, Ирландии, на Корсике.

  • Шале.

Это сельский домик в Альпах. Отличается он выступающими карнизными свесами, деревянными стенами, нижняя часть которых была отштукатурена и выложена камнем.

Жилища индейцев

Самым известным индейским жилищем является вигвам. Но есть и такие строения, как типи, викиап.

  • Вигвам индейцев.

Это жилище индейцев, проживающих на севере и северо-востоке Северной Америки. В наши дни в них никто не проживает, однако их продолжают использовать для различного рода обрядов и посвящений. Имеет куполообразную форму, состоит из изогнутых и гибких стволов. В верхней части находится отверстие – для выхода дыма. В центре жилища находился очаг, по краям — места для отдыха и сна. Вход в жилище прикрывали занавеской. Пищу готовили вне его.

  • Типи.

Жилище индейцев Великих равнин. Имеет конусообразную форму высотой до 8 метров, каркас его состоял из сосен, сверху покрывали его шкурами бизонов и укрепляли внизу колышками. Это строение легко собиралось, разбиралось и транспортировалось.

  • Викиап.

Жилище апачей и других племен, проживающих на юго–западе США и Калифорнии. Это небольшая хижина, покрытая ветками, соломой, кустарниками. Считается разновидностью вигвама.

Жилища народов Африки

Самыми известными жилищами народов Африки считаются рондавель и икукване.

  • Рондавель.

Это жилище народа банту. Оно имеет круглое основание, конусообразную крышу, каменные стены, которые скреплены смесью песка с навозом. Внутри стены обмазывали глиной. Сверху крышу покрывали тростником.

  • Икукване.

Это огромный куполообразный тростниковый дом, который является традиционным для зулусов. Длинные прутья, тростник, высокую траву переплетали и укрепляли веревками. Вход закрывали специальными щитами.

Жилища народов Азии

Самыми известными жилищами в Китае являются дяолоу и тулоу, в Японии – минка, в Корее – ханок.

  • Дяолоу.

Это многоэтажные укрепленные дома-крепости, которые строили на юге Китая еще со времен династии Мин. В те времена была острая необходимость в таких строениях, так как на территориях орудовали шайки бандитов. В более позднее и более спокойное время такие сооружения строили уже просто по традиции.

  • Тулоу.

Это тоже дом-крепость, который сооружали в виде круга или квадрата. На верхних этажах оставлялись узкие проемы для бойницы. Внутри такой крепости были жилые помещения и колодец. В этих укреплениях могли проживать до 500-600 человек.

  • Минка.

Это жилище японских крестьян, которое строили из подручных материалов: глина, бамбук, солома, трава. Функции внутренних перегородок выполняли ширмы. Крыши были очень высокими, чтобы снег или дождь скатывались быстрее и солома не успевала промокнуть.

  • Ханок.

Это традиционный дом корейцев. Глиняные стены и черепичная крыша. Под полом проложены трубы, по которым горячий воздух из очага шел по всему дому.

Как живет современный отшельник: fotografersha — LiveJournal

Проезжая 106-й километр Ярославского шоссе многие замечают недалеко от дороги странное сооружение типа вигвам, которое на самом деле и не вигвам вовсе, а типи — жилище кочевых индейцев. Но откуда взяться индейцам на ярославке?

Оказывается, несколько лет назад постройку соорудил некий Юрий, а также вырыл рядом землянку, где и живет.
Да не один, а с Петрухой…

Мы вышли посмотреть, что же за жилье такое. Забора нет,  только ворота посреди поля намечены столбиками — чтобы было понятно, куда заходить.

Какие-то люди вдали запускают толерантного змея.

Парковка у подъезда и какие-то скворечники…

ДОМОФОН
Не стесняйтесь уведомлять о своем явлении, дабы избежать недоразумений

Красный телефон из 80-х годов соединен с землянкой и работает! Звоним и сообщаем о явлении себя.

В принципе, можно сразу догадаться, в чем секрет.

Заглядываем в вигвам — никого. Только очаг из камней, книги да бревно со стулом. Это же изба-читальня!

Проходим еще немного вперед и оказываемся перед самой настоящей землянкой, из динамика на крыше звучит какая-то аудиокнига.

Вход, вид изнутри. Пожарная безопасность соблюдена!

А вот и хозяин!

Знакомьтесь — Юрий Алексеев, в прошлом юрист, а сейчас бездомный, как он себя позиционирует.
Дом его сгорел несколько лет назад и это уже вторая землянка, которую он выкопал и живет здесь в свое удовольствие — занимается хозяйством, читает и принимает гостей. Возвращаться к благам цивилизации не планирует — слишком много возни и ненужных усилий.

Для строительства землянки потребовалось немного — лопата, сухие стволы сосны, полиэтилен, глина и камни.
Вода для хозяйства используется дождевая, которую Юрий собирает (как именно, не уточнила).
Матрас для сна как-то притащили ребята-гастарбайтеры, остальное добавлялось по мере прибытия…

И фотографии классиков прекрасно вписались в интерьер.

В норе живет белый кролик, он же Петруха и давний друг Юрия.

Внимательный и задумчивый.

Также тут обитает ворон Эдгар. Этот стеснялся гостей и делал вид, что ему интересно происходящее за окном движение по Ярославке.

Учебное пособие по выживанию пригодилось на первое время.

Внутри такой же красный  телефон, по которому хозяин слышит звонок с домофона.

Полочка на веревочках.

Быт довольно прост — еда готовится на газовой горелке, продукты используются самые обычные.
На вопрос, что привезти, Юрий долго отпирался, уверяя, что ничего не нужно. Но уже если везти, то горох. Горох, гречку и другие крупы…
От себя я бы добавила, что чай, кофе, сахар и питьевая вода тоже не помешают. Ну а плюшки по умолчанию.

За глиняной перегородкой имеются все удобства. За другой стеной даже банька есть, но там темно было и фотки не будет.

Юрий является местной достопримечательностью и в доме каждый день появляются гости — хозяин он гостеприимный и общительный, напоит чаем или кофе, а печеньки обычно гости приносят с собой. Не обойдется и без общения — мы прослушали замечательную лекцию про абсурд, Чехова и огурец, а с другими гостями, вероятно, обсуждались иные темы.

Без благ цивилизации не обошлось — от солнечной батареи, установленной на крыше норы, работает ноутбук и Юрий регулярно выходит в сеть.
Новости из большого мира читать не любит и говорит, что мир уже давно идет неправильным путем.
Однако прерывать связь с внешним миром не намерен, периодически выкладывает новости на страничке Поляна 106 в фейсбуке.

Про путешествия:
– Пусть не я буду двигаться мимо всего, а пусть все движется мимо меня. Я сяду, а весь мир пускай едет…

Скворечники на улице оказались книгохранилищем. Помимо той толпы книг, что находятся в жилище, они тут повсюду.
Знаете, что такое Boock Crossing?

Зарегистрировав себя и присвоив книге специальный номер вы оставляете ее в заранее обдуманном месте (кафе, парк, вокзал, автобус и т.д.), где любой человек может взять и прочитать ее. Таким образом книга «освобождается», спасается от стояния на полке.

Бывший же обладатель книги будет всегда знать о перемещении своего «питомца», получая e-mail о том, в чьи руки она попала, и как она там очутилась. Второй побочной целью является превращение всего мира в «огромную библиотеку».

Чайные чашки для вновь прибывших.

Роль столика играет катушка из-под кабеля.

Чай из самовара на свежем воздухе — что может быть прекраснее?

Кстати, недалеко от Юриной землянки недавно появилось еще несколько похожих — нашлись последователи образа жизни без лишних вещей. Территорию назвали Зурбаганом, это практически лагерь современных отшельников.

Гости гостями, но пора и честь знать. До Москвы еще больше сотни километров, а дома окажемся только через 4 часа, собрав все пробки.
У вас есть вопросы к Юрию? Задавайте, надеюсь, он на них тут ответит. Или заезжайте в гости, но обязательно прихватив книгу!

Петруха вышел нас проводить.

Положа руку на сердце, вы бы рискнули смогли так жить?

Wigwam — New World Encyclopedia

Семья Виннебаго, Историческое общество Висконсина, 1852 г.

Вигвам или wickiup представляет собой однокомнатное жилище с куполом, используемое некоторыми индейскими племенами. Термин wickiup обычно используется для обозначения таких жилищ на юго-западе и западе Америки. Вигвам обычно применяется к этим сооружениям на северо-востоке Америки.

Использование этих терминов некоренными американцами было несколько произвольным, часто используемым для обозначения многих различных типов структур коренных американцев, независимо от местоположения или культурной группы. Вигвам не следует путать с типи индейцев равнин, который имеет совершенно другую конструкцию, структуру и использование. В двадцать первом веке термин «фитиль» стал предпочтительным для этого сооружения из-за чрезмерного использования термина «вигвам» и восприятия его как части стереотипа «нецивилизованных» американских индейцев.

Содержание

  • 1 Этимология
  • 2 Строительство
  • 3 Использование
    • 3.1 Парилка
  • 4 варианта
    • 4.1 Вигвамы Северо-Востока
    • 4.2 Фитиль юго-запада и запада
  • 5 Каталожные номера
  • 6 Внешние ссылки
  • 7 кредитов

На самом деле фитиль имеет довольно сложную конструкцию и свидетельствует о творчестве людей, которые его использовали. Полупостоянный, в отличие от переносных типи, которые также использовались многими из тех же племен во время охотничьих вылазок, фитили сделаны из доступных природных материалов и обеспечивают укрытие от всех типов погоды: они обеспечивают тень от солнца летом и могут быть открытые для обеспечения вентиляции; его также можно гидроизолировать и выровнять, чтобы жители оставались теплыми и сухими. Эти постройки также широко используются для церемоний в парилках, которые продолжаются и в наши дни.

Apache wickiup 1880.

Этимология

Термин wigwam происходит из алгонкинских языков, где wik- или wig- является корнем, означающим «жить». Таким образом, wikuwaam в восточном вабенаки (малисит), wigwôm в западном вабенаки (язык абенаки) и wigiwaam в языках анишинабе — все термины означают «их жилище». Wickiup происходит от разновидности диалекта Fox wikiyap или викияпи.

Мэри Роулендсон (1682 г.) использовала термин «вигвам» в отношении жилищ коренных американцев Наррагансетта, в которых она останавливалась, находясь в их плену во время войны короля Филиппа в 1675 г. С тех пор термин «вигвам» остался в обычном английском языке как синоним любого «индийского дома». Однако это использование неверно, поскольку существуют значительные различия между вигвамом, типи и другими местными формами жилья. Следовательно, в двадцать первом веке многие племена отдавали предпочтение термину «фитиль», чтобы избежать стереотипных коннотаций чрезмерно используемого термина «вигвам».

Строительство

Викиап апачей, Эдвард С. Кертис, 1903

Вигвам, типичный для алгонкинских племен Северо-Востока, или вигвам, типичный для юго-западных племен, таких как апачи, представляет собой куполообразные жилища. Их конструкция образована каркасом из арочных столбов, чаще всего деревянных, которые покрыты каким-либо кровельным материалом. Детали строительства варьируются в зависимости от культуры и наличия местных материалов. Некоторые из используемых кровельных материалов включают траву, кустарник, кору, тростник, циновки, тростник, шкуры и ткань.

Использование

Вигвам или фитиль был типичным жилищем многих индейских племен. Эти куполообразные круглые убежища веками использовались во многих культурах коренных американцев. Их изогнутые поверхности делают их идеальным убежищем для любых условий.

Фитиль использовался в полустационарных лагерях, и довольно сложная конструкция хорошо прослужила как летом, так и зимой. Его куполообразная структура обеспечивала достаточную защиту от холода, когда он был покрыт шкурами животных, или от солнца летом. Многие племена, которые проводили часть года в путешествиях на большие расстояния для охоты, использовали для этих поездок более портативные типи, возвращаясь в деревни викип, когда охота заканчивалась.

Парилка

Парилка Nez Percé

Парилка — это церемониальная сауна, используемая некоторыми коренными народами Северной Америки и коренными американцами. Часто используются хижины в стиле виккиап, хотя для некоторых племен может быть достаточно даже простой ямы, вырытой в земле и закрытой досками или стволами деревьев. Церемония включает в себя нагревание камней, как правило, в открытом огне, а затем помещение их в центральную яму в земле (Clark 2003). Часто камни гранитные и светятся красным в темноте домика.

Размещение и ориентация домика в его окружении часто облегчает связь церемонии с миром духов. Ложа может быть ориентирована в своей среде для определенной цели; например, домик, построенный рядом с озером, может управляться с намерением соединиться с духом озера. Участники входят в домик и проводят различные ритуалы, такие как молитвы, игра в барабаны и подношения духовному миру. В домике горячие камни поднимают температуру так, что участники обильно потеют. Очищение тела, ума и духа — основные цели и преимущества, которые дает использование парилки.

Это использование фитиля для ритуалов парилки продолжается и в наше время, в то время как дома в европейском стиле в основном заменили его для жилых целей.

Варианты

Вигвамы северо-востока

Вигвам в стиле оджибве и дакота Типи, Уайт-Эрт, Миннесота 1928

Вигвамы чаще всего являются сезонными сооружениями, хотя этот термин применяется к сооружениям, построенным группами коренных американцев, которые являются более постоянными. Вигвамы обычно монтируются дольше, чем типи, и их рамы обычно не переносятся, как у типи.

Типичный вигвам на северо-востоке имеет изогнутую поверхность, способную выдержать самую ненастную погоду.

Мужчина в семье отвечал за обустройство вигвама. Были срублены молодые зеленые саженцы деревьев практически любого типа, длиной от 10 футов (3,0 м) до 15 футов (4,6 м). Эти саженцы деревьев затем сгибали, растягивая древесину. Пока эти саженцы гнули, на земле чертили круг. Диаметр круга варьировался от 10 футов (3,0 м) до 16 футов (4,9 м).м). Затем согнутые саженцы помещали поверх начерченного круга, используя самые высокие саженцы посередине и более низкие снаружи.

Саженцы образовали арки все в одном направлении по кругу. Следующий набор саженцев был использован, чтобы обернуть вигвам, чтобы обеспечить поддержку укрытия. Когда два набора саженцев были наконец связаны вместе, на них были установлены стороны и крыша. Стенки вигвама обычно делались из содранной с деревьев коры. Коврики из плетеного тростника также можно было использовать для крыши и боковых сторон.

Фитилиалы Юго-Запада и Запада

Фитилия Пайуте

Знахарь чирикауа в фитили с семьей

рама фитили Апача

рама фитили Ворона в снегу

Региональный термин, не похожий на купол коренных американцев жилище «викиап». Существует большое разнообразие размеров, форм и материалов. Различают викиап и типи, хоган навахо или пуэблоанскую киву.

Пайюты, как и другие кочевые племена в районе Большого Бассейна, спали в куполообразных круглых жилищах, известных как фитили или Кан. Изогнутые поверхности делают их идеальными укрытиями для любых условий; укрытие от солнца летом, а подбитые корой, они были безопасными и теплыми зимой. Они строили эти жилища в разных местах по мере перемещения по своей территории. Поскольку вся их повседневная деятельность происходила снаружи, включая разведение костров для приготовления пищи или обогрева, убежища в основном использовались для сна.

Ниже приводится описание фитилей чирикауа, записанное антропологом Моррисом Оплером:

Дом, в котором живет семья, построен мужчинами и обычно представляет собой круглое куполообразное жилище из кустов с полом на уровне земли. Его высота в центре составляет восемь футов, а диаметр — около семи футов. Для его постройки длинные свежие жерди из дуба или ивы вбивают в землю или помещают в ямы, проделанные палкой-копалкой. Эти столбы, образующие каркас, расположены с интервалом в один фут и связаны вверху нитями из листьев юкки. Над ними натянута солома из связок большой мятликовой травы или медвежьей травы в виде гальки с нитками юкки. Дымовое отверстие открывается над центральным камином. Шкура, подвешенная у входа, закреплена на поперечине так, чтобы ее можно было раскачивать вперед или назад. Дверной проем может быть обращен в любую сторону. Для гидроизоляции на внешний люк накидывают куски кожи, а в дождливую погоду, если костер не нужен, закрывают даже дымовое отверстие. В теплую и сухую погоду большую часть внешней кровли снимают. На возведение прочного жилища такого типа уходит примерно три дня. В этих домах «тепло и уютно, несмотря на большой снег». Внутренняя часть выстлана кустами и травяными клумбами, на которых расстелены одежды (Оплер 19).96, 22-23).

Женщина не только занимается обустройством дома, но и отвечает за строительство, содержание и ремонт самого жилища и за обустройство всего в нем. Она дает траву и кусты и заменяет их, когда они становятся слишком старыми и сухими…. Однако раньше «постоянных жилищ у них не было, поэтому уборкой не заморачивались». Информатор Central Chiricahua сказал:

И типи, и дом овальной формы использовались, когда я был мальчиком.
Овальная хижина была покрыта кожей и была лучшим домом. У более обеспеченных был такой вид. Тип вигвама был просто сделан из кисти. В центре было место для костра. Это было просто собрано. Оба типа были распространены еще до меня.
(Opler 1996, 385-386)

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Clark, Ella E. 2003. Indian Legends of the Pacific Northwest. Беркли, Калифорния: Издательство Калифорнийского университета. ISBN 0520239261
  • Оплер, Моррис Э. [1941] 1996. Образ жизни апачей: экономические, социальные и религиозные институты индейцев чирикауа. переиздание изд. Линкольн, Небраска: Университет Небраски Press. ISBN 0803286104
  • Роулендсон, Мэри Уайт. [1682] 2006. Рассказ о пленении и восстановлении миссис Мэри Роулендсон. Жесткий пресс. ISBN 1406944017
  • Вальдман, Карл. 2006. Энциклопедия индейских племен. Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Checkmark Books. ISBN 978-0816062744.
  • Циммерман, Ларри Дж. и Брайан Ли Молино. 2000. Коренной житель Северной Америки. Норман, Оклахома: University of Oklahoma Press. ISBN 0806132868

Внешние ссылки

Все ссылки получены 2 октября 2020 г.

  • Чирикауа Викиуп
  • Рисунок фитили

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писатели и редакторы переписали и дополнили статью Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Кредит должен соответствовать условиям этой лицензии, которая может ссылаться как на Энциклопедия Нового Света участников и самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Вигвам история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Вигвама»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

Жилье и архитектура | Общественный музей Милуоки

Индейские племена Великих озер зависели от леса в качестве сырья для своих домов, и они строили различные жилища в зависимости от времени года.

Наиболее распространенным был куполообразный вигвам, который служил с поздней осени до весны. За исключением ирокезов, все племена Вудленда от Новой Англии до реки Миссисипи строили строения в этом стиле.

Общий образ жизни индейцев Великих озер состоял из проживания в вигваме в течение шести месяцев в течение поздней осени, зимы и ранней весны, в то время как остальные шесть месяцев проводились в летнем доме, иногда на значительном расстоянии от вигвам. Когда пришло время переходить из одного дома в другой, они просто снимали циновки с первого дома и клали их на другой. Каркас заброшенного дома остался стоять, чтобы использовать его на следующей полугодовой смене.

Вигвам

Рисунок пола был круглым или чаще овальным. Саженцы диаметром в дюйм и более обрезали и заостряли на большом конце. Начиная с дверного проема, они были установлены в землю вертикально на расстоянии около двух футов друг от друга. Один шест и его противоположная часть загибались к центру, образуя арку, а концы связывались между собой полосами коры липы или другой веревкой. Когда все вертикальные шесты были привязаны, другие саженцы были привязаны горизонтально, чтобы укрепить раму и обеспечить крепления для покрытия из коры или мата. В верхнюю часть было добавлено больше саженцев, чтобы сформировать прочный каркас. Затем, начиная от дверного проема, вдоль основания раскатывали циновку, а ее верхний край привязывали к первой горизонтальной жерди. Другие маты были добавлены, чтобы покрыть окружность каркаса. Внутренние слои матов и травы были добавлены внутрь для тепла и изоляции. Приподнятые платформы, построенные внутри вигвама, создавали кровати и места для хранения и были покрыты циновками и мехами.

Племена прерий, такие как сауки, фоксы и кикапу, добавляли больше циновок, пока вся конструкция не была покрыта, кроме дымового отверстия и дверного проема. Более северные племена, живущие в березовой местности, использовали панели из бересты для покрытия верхней части вигвама, кора была сшита полосами примерно два на шесть футов. Маты из рогоза, приготовленные летом, и берестяные полосы, приготовленные весной, были свернуты и перевезены к месту проживания. На месте нужно было подготовить только шесты, а каркасы оставить стоять в благоприятных местах, чтобы вернувшиеся люди могли прибыть и быстро накрыть их циновками и корой для разбивки лагеря. В некоторых случаях каркас был покрыт листами вяза, ясеня или кедровой коры, но их было не так легко переносить с одного места на другое.

Для традиционных домов мужчины Меномини собирали жерди и кору, а женщины строили каркасы. Женщины также плели циновки, которыми покрывали вигвамы и украшали их интерьеры. Дома в Великих озерах снаружи не украшались, но внутренние стены можно было увешать разноцветными циновками. В исторические времена многие коренные жители продолжали жить в таких домах, но заменили зимние вигвамы бревенчатыми или каркасными хижинами.

Летний дом

Другим важным жилым помещением был летний дом, представляющий собой прямоугольное сооружение из очищенных жердей, покрытых корой кедра или вяза, с высокой двускатной или арочной крышей. Тенистые беседки из жердей и коры обычно также стояли возле домов и семейных садов кукурузы, бобов и тыквы. В углах прямоугольного пола размером примерно 12 на 20 футов стояли четыре раскидистых саженца. К вершинам в горизонтальном положении были привязаны четыре шеста. Конек поддерживался двумя шестами с промежутками, один из которых был прикреплен к центру горизонтального шеста в передней части дома, а другой проходил по центру задней части дома, обычно до земли. Ряд шестов шел от конькового шеста вниз к вершинам стен по обеим сторонам, действуя как стропила. Стены были образованы столбами, соединенными друг с другом по вертикали и горизонтали на расстоянии около ярда друг от друга. Вся конструкция, кроме дымового отверстия и дверного проема, была покрыта прямоугольными листами сплющенной коры около шести футов в длину. Листы крепились к каркасу полосками коры липы по углам. Зерна коры шли вертикально по крыше, чтобы отводить воду, и горизонтально по стенам. Стены были примерно шесть или семь футов в высоту, а вершина крыши была примерно в два раза выше.

Прочие постройки

Другой тип дома, использовавшийся лишь временно, представлял собой остроконечный домик: тип А-образного каркаса, который поддерживал коньковый шест. На него уложили столбы, наклоненные к земле, и добавили покрытие из коры. Коническое жилище в виде типи встречалось и у северных племен, но встречалось относительно редко. Длинные шесты были установлены по кругу и привязаны к вершине, все покрытые корой или парусиной. Оба этих типа были построены для временного укрытия, особенно для охотничьих отрядов.

Небольшие убежища были построены вдали от главной деревни для охоты, сбора и обработки дикого риса и переработки кленового сахара. Были также три других специализированных сооружения: менструальная хижина, парилка и лечебница. Первой была небольшая хижина рядом с семейным жилищем, обычно построенная как вигвам, в которой менструирующая женщина уединялась во время менструации. Ей приносили еду, и она больше не контактировала ни с семьей, ни с кем-либо еще. Парилка представляла собой небольшой каркас из жердей, полностью обшитый корой или тканью. Внутрь клали горячие камни, и человек, использующий хижину, обнажал и обливал камни водой, чтобы получить пар. Эти ложи использовались для личной терапии или, в ритуалах Медицинского Танца, для церемониального очищения. Лечебница представляла собой длинное сооружение, за исключением того, что ее длина достигала 100 футов.

Семейная жизнь в вигваме

Дом из коры или вигвам был домом для супружеской пары, их детей, а иногда и других родственников, таких как овдовевшие бабушка и дедушка. Определенные области имели определенные цели, включая приготовление пищи, сон и другие задачи. Летом в беседках можно было развернуться и работать, а также обрабатывать продукты для хранения.

Внутри вигвама был центральный очаг, а по бокам — спальные места. Члены племен прерий спали на циновках из травы и шкур на земле, в то время как северные племена строили платформы для сна из шестов, обитых ветками, циновками или шкурами. В задней части находился склад.

Лесные индейцы не проводят много времени в своих домах. Они считали их убежищем от непогоды, местом для сна и местом для хранения своего имущества. Большую часть времени они проводили на открытом воздухе, и, если позволяла погода, большую часть времени они готовили и ели на улице. Их дома почти не требовали ухода и содержания. Вигвам женщины могли возвести за час-два, хотя подготовка циновок и коряговых покрытий требовала гораздо больше времени.

Вигвам — Длинный дом — Барк Лодж

Цитировать эту статью:

Димер-Итон, Джессика. (2018, август). Строительство домов с изогнутыми стенами в лесу коренных американцев . Получено с http://woodlandindianedu.com/wigwamlonghouselodge.html



Джессика Димер-Итон для WIEP. Впервые опубликовано в Интернете в 2014 г. Обновлено фотографиями в 2018 г.


С конца весны до начала лета было время строительства купольных и бочкообразных домов, традиционных для региона Вудлендс. Именно в это время материалы, используемые для строительства этих гибких домов, были готовы к использованию… саженцы многих сортов могли свободно гнуться, а кора многих видов деревьев могла сниматься большими листами. Это означало, что те народы Среднего Запада/Южных Великих озер, которые специально использовали дома с куполообразными крышами или «вигвамы» в зимних лагерях, такие как народы кикапу и мескваки/лисы, обычно должны были строить каркас новых зимних домиков в теплые месяцы. Для других, таких как Среднеатлантический Манси-Делавэр (северный Ленапе), купольные вигвамы и сигарообразные домики жили круглый год в основных деревнях. К западу от Делавэра саскуэханноки из Пенсильвании жили в деревнях, состоящих из длинных домов с бочкообразными крышами (как и многие их ирокезские родственники). И все же для других, таких как некоторые южные общины Новой Англии, вигвамы меньшего размера были рассредоточены среди плодородных сельскохозяйственных участков и жили в них в течение летних месяцев (зимой предпочитались более крупные домики с изогнутыми стенами). Независимо от того, в какое время года должен был жить изогнутый дом, строительство такого стиля дома было более эффективным в период с конца весны до начала летних месяцев, когда поток сока сигнализировал деревьям о том, что в этом году деревья должны вырастить новый рост листьев. Именно в это время года саженцы, из которых строился каркас дома, были податливыми и легко очищались от коры.


«Зеленые» опоры, используемые в конструкциях с изогнутыми стенами, были получены из многих сортов деревьев. Те, которые коренные народы использовали чаще, зависели от культурных и индивидуальных предпочтений и доступности. Часто мы слышим об иве (кустарниковой/речной иве) как о «единственном» традиционном сорте, используемом для строительства купольных вигвамов, однако исторические записи очень ясно утверждают, что многие сорта использовались в Восточных лесах. Например, некоторые анишинабе / оджибве исторически были зарегистрированы в использовании шестов из тамарака при демонстрации конструкции купола-вигвама для этнолога Фрэнсис Денсмор , однако Денсмор также отметил особое предпочтение железного дерева (как в разновидности американского хопгорна, а не разновидности мышечного дерева / голубого бука). также известный как «железное дерево»)… причина заключалась в том, что они могли использовать жерди меньшего диаметра, которые после сушки на месте обладали прочностью жердей большего диаметра из других сортов деревьев. Ее информаторы Анисинаабэ также были отмечены тем, что предпочитали саженцы вяза для домов из коры с прямыми стенками и саженцы ели для конических вигвамов. Некоторые традиционные строители домиков сегодня ссылаются на кедр как на традиционный материал каркаса своего племени/нации, и часто археологи ссылаются на дуб и гикори как на возможные вертикальные опоры дома. При строительстве этих вигвамов мы лично использовали для каркаса саженцы тополя, твердого клена, мягкого клена, сассафраса, сосны, осины, бука и акации.


В то время как многие типы деревьев хорошо подходят для создания каркасов домов с гибкими стенами (некоторые больше, чем другие), многие разновидности, особенно те, которые изгибаются более свободно, имеют очень ограниченную продолжительность жизни на уровне земли. Действительно, только некоторые виды дольше держались в земле, что указывает на возможность того, что строители были более избирательны в отношении вертикальных столбов, используя предпочитаемые сорта деревьев, возможно, в отличие от горизонтальных столбов на каком-то уровне (действительно, в начале 20-го века было отмечено, что вигвам Анишинаабе / оджибве используйте несколько тополевых жердей в каркасе крыши, в то время как тамарак был зарыт в землю). Мы знаем, что акация и кедр, несмотря на то, что их трудно согнуть, прекрасно живут в земле. С другой стороны спектра находятся ива и тополь… и, по данным Университета Пердью, черная ива абсолютно не устойчива к гниению, что делает ее довольно плохим выбором при размещении в земле для купольных вигвамов и длинных домов с бочкообразной крышей, поскольку эти кадры были постоянными и предназначались для последнего.


Исторически сложилось так, что в течение всего срока службы сооружения добавлялись дополнительные стенные столбы (или, возможно, «колышки» для закрепления частично сгнивших столбов), что, в зависимости от сообщества и типа строения, могло быть продолжительность жизни 10 плюс лет. Обычный уход за домом вполне очевиден в археологических записях. Зная это, выбор вертикальных опор для строительства дома с гибкими стенами, вероятно, зависел от тонкого баланса трех материальных факторов: долговечности, гибкости и доступности.


Действительно, выбор столбов для строительства «гибкого» дома был, вероятно, более избирательным процессом, чем выбор столбов для использования в «жестком» (прямостенном) строительстве дома, потому что часто те столбы, которые легко гнулись, не самый устойчивый к гниению в земле (как описано в нашем последнем посте). Возможно, по этой причине (среди прочего) многие более ранние конструкции домов в Миссисипи в Южных лесах изменились с гибких на жесткие конструкции. Однако согнутые дома оставались прочными в большей части региона Вудлендс. Причины этого изменения в некоторых районах с продолжающейся традицией конструкций с гибкими стенами в других регионах Востока остаются в значительной степени неизвестными и могут быть основаны на сочетании таких факторов, как ресурсы, изменения окружающей среды и культурные тенденции.


Каркас вигвама производства WIEP.

В зависимости от раскопок диаметр саженцев, используемых при строительстве гибких стен, различался. Диаметр основания столбов колеблется от 1 до 2,5 дюймов в небольших семейных вигвамах, до 3,5 дюймов в многоквартирных домиках и до 4 дюймов в больших бочкообразных длинных домах (в частности, о стойках каркаса стены). Как правило, столбы стены располагались довольно близко друг к другу, чтобы создать прочную решетку, иногда на расстоянии до 6 дюймов друг от друга (как видно на некоторых раскопках в Вирджинии). Более крупные стойки (3,5 с лишним дюйма), используемые в каркасах ирокезских длинных домов (с высотой крыши более 12 футов), могли располагаться на расстоянии 24 дюймов или более друг от друга, поскольку эти стойки были довольно прочными. Каркас дома должен быть достаточно прочным, чтобы выдерживать кору/маты, снеговую нагрузку (в зависимости от местоположения и типа конструкции) и вес строителей, чтобы взобраться на него во время работы.


Возьмем, к примеру, длинный дом поздней Вудлендской эпохи Манси-Ленапе/Делавэр: Длинный дом на участке Миллер Филд (северо-запад Нью-Джерси) имеет размеры около 60 футов в длину и 20 футов в ширину. У него были закругленные концы, что указывает на куполообразную крышу (этот тип домика часто называют сигарообразным). Судя по пятнам от столбов, которых было 220, это был домик с двойным каркасом (внутренний и внешний каркас для покрытия из сэндвич-коры), в основании которого использовались саженцы диаметром от 2,5 до 3 дюймов. В целом, большинство вертикальных столбов были установлены между 9до 12 дюймов друг от друга.


Вот еще несколько примеров размеров отверстий для столбов и расстояния размещения в строительстве гибких домов из других общин Восточного Вудленда:

закругленные углы — интерпретируется как изогнутые, но могут быть спорными) 50 футов в длину и 20 футов в ширину были раскопаны. Всего было вскрыто 193 постмолда. Диаметр штифта варьировался, но более 80% оснований штифтов составляли от 2 до 3,5 дюймов.

*На стоянке Стриклера 17-го века в юго-восточной Пенсильвании можно увидеть бочкообразные длинные дома длиной около 60 футов и шириной 18-22 фута. Данные показывают, что средний диаметр используемых шестов составляет от 2 до 3 дюймов. Они были размещены в среднем на расстоянии 18 дюймов друг от друга.

*Натчез начала 18-го века, проживающие в настоящее время на юге Миссисипи и Луизианы, были зарегистрированы как предпочитающие саженцы диаметром 4 дюйма (у основания) для своих изогнутых домов. Вертикальные столбы помещаются в землю на расстоянии не более 15 дюймов друг от друга (примечание: стены этих домов, в отличие от классической модели вигвама, были плетеные и глинобитные).

*Анишинабе/оджибве начала 20-го века, которые продемонстрировали строительство вигвама для Фрэнсис Денсмор, поместили тамараковые шесты диаметром около 2 дюймов на расстоянии около 18 дюймов друг от друга в земле.

*Мексиканские кикапу 1960-х годов (первоначально жившие в районе Великих озер) использовали саженцы диаметром от 2 до 3 дюймов для возведения каркаса своих зимних вигвамов над двумя центральными конструкционными стойками. Кстати, использование кикапу внутренних структурных столбов в кольцах вигвамов овальной формы на практике похоже на некоторые из стилей вигвамов их древних соседей, такие как поздние доконтактные структурные остатки, раскопанные на озере Дуглас в Северном Мичигане (четыре больших столбы, окруженные продолговатым узором из более мелких отверстий для столбов).


Сбором саженцев обычно занимались мужчины. Мужчины, будучи основными плотниками в большинстве лесных обществ, обычно брали на себя вырубку шестов для куполообразных вигвамов и длинных домов с бочкообразной крышей / сигарообразными крышами (исключения можно увидеть для некоторых небольших временных лагерных построек, особенно для некоторых конструкций с прямыми стенами). построенный в крайнем северном лесу, где женщины больше участвовали или брали на себя ответственность за сбор шестов для каркаса, в большей или меньшей степени, в зависимости от культуры). В общем, шесты должны были быть очень длинными с как можно меньшей конусностью. Такие саженцы можно было встретить в густом лесу (особенно в небольших долинах), так как они росли прямыми и высокими, активно ища солнечный свет, загораживаемый пологом леса. Немногие также предполагают, что некоторые коренные народы могли практиковать какую-то форму управления саженцами… то есть поощрять рост «саженцев». При таком методе строители очищали саженцы и позволяли новым побегам расти в изобилии для будущего использования, снова собирали урожай и повторяли цикл (я лично пробовал эту практику с переменным успехом, собирая два урожая саженцев после первого… внимательный лесник добился бы лучших результатов). Активное управление определенными природными ресурсами, будь то сырье или продукты питания, было обычной практикой среди многих коренных общин.


После сбора с жердей сняли кору. Удаление коры продлило срок службы столбов, препятствуя гниению и насекомым. В период с конца весны до начала лета многие сорта саженцев можно было легко очистить вручную (в противном случае с них нужно было соскоблить кору). Затем были подготовлены толстые концы, предназначенные для помещения в землю. Многие делали это, закаливая концы шестов огнем, что в классическом определении означает закалку, удерживая древесину над пламенем, чтобы высушить ее и стянуть волокна, однако на некоторых археологических раскопках обнаружены свидетельства фактического сжигания концов шестов (возможно, огнем). — закалены, слегка обожжены и закованы, чтобы сделать их жесткими и заостренными). Это не только укрепило концы, которые нужно было воткнуть в землю, но и, возможно, на некоторое время предотвратило гниение и некоторых жуков, ищущих древесину. Или, поскольку на некоторых участках есть только доказательства того, что обгорели только часть или половина концов столбов, это также могло быть побочным продуктом укорачивания шестов перед использованием (укладка шестов над огнем для пассивного «разрезания» шеста в нужной точке с небольшим усилием). ). Тем не менее, есть основания полагать, что эта практика могла быть более преднамеренной для повышения прочности и возможной устойчивости к почвенной гнили.


И да, я упоминал о закалке концов шестов перед тем, как вбить их в землю. Кажется, в зависимости от строительной традиции не все столбы устанавливались в вырытые полости (будь то выкопанные ямы или длинные траншеи). Для тех археологических раскопок, на которых не было обнаружено нарушений грунта вокруг отверстий для столбов (такие нарушения грунта обычно приписывают раскопкам), вполне вероятно, что закаленный кол вбивался в землю в каждом месте, где должен был быть установлен столб, формируя полости для концов столбов. чтобы затем вбить его обычно на глубину фута, плюс-минус.


А для тех, кто выкапывал полости, оказалось, что некоторые могли использовать другие материалы для закрепления столбов в земле, кроме земли. На одном участке в Пенсильвании было обнаружено несколько отверстий для столбов в домике, в которых были битая керамика и другие материалы, которые, возможно, использовались для заполнения пустоты или даже для стабилизации каркаса (примечание: культурные/духовные причины захоронения таких материалов вместе с несколькими столбами неизвестны). тоже возможность). Мы (WIEP) можем лично засвидетельствовать преимущества заполнения концов столбов камнями и деревянными частями (даже кирпичами) при строительстве каркасов вигвамов на более мягком грунте. В то время как некоторые, возможно, практиковали это, многие также не делали .. . это было бы очень очевидно для тех сообществ, которые это делали, с точки зрения археологии.


Вертикальные столбы, вбитые в землю (вертикально или под углом), затем были согнуты на место, создавая куполообразную форму крыши и стен. Мужчины анишинабе / оджибве вбивали шесты в землю и сгибали их, удерживая на месте, пока их родственницы не привязали их достаточно друг к другу. Мужчины натчез прикрепили веревки к верхним частям столбов и потянули их вниз, чтобы они встретились с соответствующими столбами с противоположной стороны, создавая крышу в форме арки. Для куполообразных крыш этот метод идеален, так как каждая арка имеет разный размер — каждая арка должна формироваться индивидуально на месте, чтобы создать крышу правильной формы. Однако для бочкообразных длинных домов, где каждая арка примерно одинакового размера, предварительное формирование каждой арки путем их раскладки во время укладки на землю является вероятно эффективным методом строительства (такой метод был продемонстрирован и хорошо задокументирован экспериментальный археологический проект / диссертация, связанная со строительством длинного дома в стиле Пуманки).


Строители сиуанских вигвамов 18-го века (Вирджиния), как и большинство жителей Восточных лесов, использовали кору для связывания каркасов своих домов. Кора была в изобилии, и, поскольку хижины строились в основном из древесных материалов, неудивительно, что веревки из коры были предпочтительным материалом для крепления. Внутренние волокна коры многих видов деревьев (включая липу, вяз, кедр, тополь и т. д.) при правильной заготовке и обработке давали прочную веревку, способную крепить каркасы вигвамов. Я лично скручиваю волокна тополя, липы и кедра в материал для снасти (наряду с волокнами молочая и собачьей гнили), и все эти волокна коры обладают большой прочностью.


Веревки из коры, если брать пример с анишинабе/оджибве, всегда были в наличии. Коренные народы старались держать на складе излишки такого полезного повседневного ресурса, поэтому, когда возникала возможность связать, сшить, связать или связать что-то вместе, веревки/веревки было достаточно для этой задачи. Но для строительства дома требовалось много крепежного материала, поэтому, скорее всего, работы по сбору и переработке волокна увеличились с ожидаемым строительством нового дома.


Анишинаабэ, как и многие коренные народы, широко использовали веревки из коры липы. Чтобы получить внутренние волокна коры, с живых деревьев липы снимали кору в виде листов. Затем кору разрезали на полоски и погрузили в воду на много дней (аналогично волокна тополя можно «ослабить» контролируемым процессом мокрой гнили). При извлечении внешняя кора легко удалялась, оставляя слои внутренних волокон коры. Затем волокна иногда кипятили по той причине, что такой процесс помогал укрепить волокна. Затем его можно использовать как есть или скрутить в крепкую бечевку. Говорят, что женщины довольно хорошо владели этим навыком (скручивание/плетение/переплетение растительных и древесных волокон в веревки, сумки, ремни, ремни для переноски и даже одежду было обычным явлением среди многих народов региона Вудлендс до контакта).


С помощью этой веревки каркасы вигвама были связаны друг с другом. Часто эта работа была совместной между полами. Некоторые говорят о мужчинах, удерживающих каркас на месте, в то время как женщины привязывают его. Даже когда мужчины работали в одиночку над конструкциями, предположительно, большая часть снастей для проекта поставлялась их родственниками-женщинами (аналогично, когда женщины работали в одиночку, чтобы покрыть домик циновками, это часто было на каркасе, построенном их родственниками-мужчинами). Здесь может быть важно отметить, что «гендерная работа» коренных жителей не была противоположной или отдельной, а взаимодополняющей и пересекающейся — созависимой и существующей в одном и том же пространстве (и не делайте ошибку, предполагая, что вся работа строго гендерно обусловлена, предположим, только два пола как данность, или считать гендерную работу абсолютной… несоблюдение этих точек зрения часто приводит к упущению из виду сложности социального взаимодействия/отношений в исторических общинах коренных народов).


После того, как каркас был готов, его нужно было покрыть. Когда дело дошло до конструкций с изогнутыми стенами в районе Вудлендса, многие из них были покрыты листами коры (другие традиции включали циновки, соломенные покрытия и / или мазню). Когда большинство думает о домах коренных жителей, покрытых корой, они думают о бересте. Бумажная береза ​​действительно давала многим северным коренным народам тонкое, гибкое и даже переносное покрытие для дома, однако естественный регион плотного произрастания бумажной березы расположен только в северной половине Великих озер и Новой Англии (восточных лесов). культурный район). Только эти лесные народы действительно полагались на бумажную березу для покрытия домов, и даже они часто использовали другие виды коры в сочетании со своей берестой. Например, было известно, что анисинаабе / оджибве использовали ясень, вяз и кедровую кору вместе с березой. Джоанна и Кристиан Фист пишут, что оттава (одава) в верховьях Великих озер покрыли свои длинные дома листами кедровой и еловой коры.


Бумага берестяная, при использовании для транспортабельных покрытий, сшивалась в длинные листы, которые легко сворачивались для путешествий. Прибыв к лагерю, женщины Анисинаабэ снова распределяли роли (часто с помощью воды) и закрепляли их на строении. Береста была единственным настоящим переносным домашним покрытием из коры, хотя многие также постоянно наносили ее на свои дома, не собираясь путешествовать с ними.


Ниже родной области бумажной березы часто предпочитали другую кору… вяз. Вяз давал одни из самых тонких листов коры после бумажной березы и был более широко доступен в восточных лесах. При этом следует отметить, что это была не единственная используемая кора. На самом деле, как и саженцы, используемые для создания изогнутых каркасов домов, кора, по-видимому, получена из многих сортов в Восточном лесу. Ранние описания домов, покрытых корой в Ленапе / Делавэре, подчеркивают использование коры каштана, дуба, липы (липы) и вяза. Действительно, тонкая кора, вероятно, не была необходимым атрибутом для покрытия дома за пределами бумажной березы. Длинные дома и купольные вигвамы были постоянными строениями, и толстая кора, нанесенная на них, должна была придать конструкции целостность. Толстая кора была тяжелой, прочной и прослужила бы долго, если бы была прикреплена к раме, но быстро треснула бы и вышла из строя, как покрытие, если бы ее перемещали (что-то, что мы, WIEP, испытали, поскольку у нас нет другого выбора, кроме как путешествовать с листами толстой коры к нашим). программные сайты… то, для чего эта кора не предназначена). Мы лично обрезали вяз, ясень, тополь, клен, дуб и гикори для обшивки дома (лохматый гикори легко отделяется, он довольно прочен и устойчив к растрескиванию при сборе урожая, но красный, белый и черный дуб не являются нашими фаворитами). вообще), и легко понять, почему так много разновидностей коры было бы полезно для домашних покрытий. Скорее всего, именно деревья в районе проживания определяли, какая кора должна быть использована больше всего.


В период с конца весны до начала лета кора большинства деревьев отделяется от заболони по мере образования нового годичного кольца. Именно в это время года кору можно было снять большими кусками. Часто это делалось, пока дерево стояло. Для этого его опоясывали снизу и вверху, а для их соединения была прорезана вертикальная линия. Длина секции часто равнялась высоте, которую мог срезать человек, однако известно, что для сбора кусков коры высотой восемь или более футов использовались лестничные устройства. И, предположительно, деревья, поваленные сильным весенним штормом, могли быть мишенью для коры, если они находились в удобном месте.


Выше Видео: Автор снимает кору тополя с дерева, срубленного ее мужем. Хотя это современный метод, а листы имеют высоту всего 4 фута (для использования в передвижной выставке WIEP), вы можете увидеть и даже услышать, как кора отделяется от заболони. Автор Джессика занимается чисткой коры уже более 15 лет.


Для толстой коры (тополя, вяза, гикори, ясеня и т. д.) каменные, а позже и металлические топоры использовались для рубки коры. Кора снимается с помощью инструментов для работы, часто палочки с заостренными концами. Его можно наносить прямо на каркас домика, особенно если это согнутый дом (поскольку кора может принимать форму изгиба каркаса), или его можно выложить корой вверх, утяжелить и сплющить для последующего использования. Оставленный сохнуть без крепления к раме или утяжеленной плоскости, он свернется и станет непригодным для использования. Часто в хижинах, покрытых толстой корой, использовался второй каркас, в котором кора помещалась между внутренним и внешним каркасом. Тяжелая кора часто формуется сразу, пока она свежая, в отличие от бересты, которой легче придать форму в любое время после хорошего замачивания.


Бересту часто собирали примерно в одно и то же время года. Его также можно было взять с стоящего дерева, но часто деревья (которые не были такими большими в диаметре, как другие деревья, используемые для их коры) сначала срубали, чтобы взять как можно больше пригодной для использования коры с каждого дерева (как показано на примере некоторые сборщики бересты анишинабе / оджибве начала 20 века). Кору разрезали ножами, разрезали топорами и сняли с дерева. Ее, в отличие от других сортов коры, можно было сохранить, увлажнить и использовать позже. На самом деле, его можно использовать снова и снова, охватывая одну структуру за другой.


После снятия коры с живых или свежесрубленных (или сдутых ветром) деревьев ее либо сразу используют, либо раскладывают для просушки и используют позже. Кора крепится к каркасу вигвама, привязывается веревками и/или скрепляется внешним каркасом снизу вверх (в виде гонта). При этом вода стекает со конструкции должным образом. Использование внешнего каркаса из саженцев для крепления коры к внутреннему каркасу не только скрепляет тяжелую кору, чтобы предотвратить ее скручивание при высыхании, но, вероятно, сокращает количество веревок, которые потребуются для такой же прочной фиксации коры — тяжелая кора такие как тополь, вяз, ясень, гикори и т. д. все хотят скручиваться, когда они высыхают (и часто продолжают скручиваться каждый раз, когда они высыхают из-за сырой погоды). Эти разновидности коры деформируются с большой силой и требуют достаточной фиксации, чтобы противодействовать этому.


Вигвамы и другие типы конструкций с гибкими стенами в Вудлендсе известны тем, что покрыты листами коры, однако часто кора использовалась для покрытия домов, как и тростниковые циновки. Такие циновки могут использоваться во временных походных домиках или на зимних квартирах семьи (т. е. в небольшом зимнем вигваме, расположенном на расстоянии от главной деревни, состоящем из более крупных многоквартирных домиков из коры, как это принято во многих странах Среднего Запада), используемых для укрытия. основные деревенские дома (например, то, что было замечено в некоторых прибрежных деревнях коренных жителей Вирджинии / Северной Каролины) или использовались для изоляции деревенских домов из коры, которые были заселены круглый год (например, что предположительно было сделано народами Манси-Ленапе / Делавэр).


Внешние коврики часто изготавливались из листьев рогоза. Они были сделаны путем сшивания листьев, а не плетения. Это помогло слить воду. Кроме того, они были проще в изготовлении по сравнению с ткаными ковриками, что логично, поскольку внешние коврики приходилось заменять чаще, поскольку они подвергались воздействию элементов. Рогозовые маты могут быть одинарной или двойной толщины. Часто один край остается «незавершенным» — это помогает сбросить воду, и опять же, более эффективно не тратить лишнее время на обработку края, что было бы контрпродуктивно. Коврики из рогоза были наслоены, как и листы коры, начиная снизу вверх (для сброса воды).


Коврики Cattail (и коврики в целом) изолируют дом от холода снаружи. Листья рогоза губчатые и наполнены воздушным пространством. Укладка матов глубиной 4 или более слоев создает воздушные карманы между теплой внутренней и холодной наружной температурой (позволяя постепенно переходить от холода к теплу, эффективно изолируя дом). Часто кору использовали вместе с циновками, что обеспечивало еще большую защиту от непогоды. Точно так же внутренние коврики, обычно тканые (многие из камыша, иногда из другого тростника или травы) и часто с эстетически привлекательным дизайном, также использовались для изоляции дома. Они крепились к раме изнутри. Те, кто жил в круглогодичных домах из коры, могли использовать такие внутренние коврики сезонно, изолируя свой домик, прикрепляя коврики к внутренней стороне стен из коры по мере необходимости. Коврики также использовались для набивки под кроватями и зонами отдыха, стен / разделителей уединения (в многоквартирных домиках) и для коврового покрытия полов в домах.


Примечание. В этой статье не рассматриваются плетено-мазняные конструкции с изогнутыми стенами, примером которых являются некоторые народы, занимающиеся строительством курганов, и народы лесной местности, особенно на юго-востоке.


Термин Вигвам…


Слово «вигвам» происходит от алгонкинской языковой семьи и сегодня используется как универсальный термин для описания традиционных семейных домов в Восточном лесу. Близкие термины включают унами-делавэрское «викевам» (wikwahëma pl) и оджибве «wiigiwaam» (wiigiwaaman pl). Wig- и wik- присутствуют в некоторых словах, содержащих действие «жилище» или «жизнь» (в зависимости от языка), а также могут рассматриваться в терминах, описывающих материалы, часто используемые в домостроении (особенно кора). Например, «wiku» — это Unami-Delaware, что означает «он живет (у него есть дом)», а «niila weekiaani» — это Майами, что означает «я живу (в каком-то месте)».


Следует отметить, что W и K меняются местами в зависимости от диалекта (например, «wig-» и «wik-» в терминологии вигвама могут варьироваться от культуры к культуре). Оба звука произносятся похожими движениями в задней части рта (давай, попробуй… произнеси /г/ и /к/).


Но что же такое викиап? «Викиуп» происходит от термина коренных жителей Алгонки, относящегося к домашнему строению, точно так же, как «вигвам». Скорее всего, оно было заимствовано из таких домашних терминов, как «викиоп» (Меномини) и «виикияпи» (Фокс/Мескваки) или даже «виикапи» (Майами), определяемое как «кусок коры липы». Wikiup, вопреки распространенному мнению, является вигвамом. Хотя в настоящее время викиап считается уменьшенной версией «вигвама нормального размера», который, как полная структура, включая каркас, является мобильным. Но имейте в виду, что англоговорящие люди объединили термины «вигвам» и «викиап» как ярлыки для домов коренных народов. По происхождению терминологии термины, по-видимому, принадлежат к разным языкам / диалектам, поэтому такие термины изначально не сосуществовали. Следует также отметить, что ни один домик не путешествовал по восточным лесам … Здесь нет эквивалента типи, где все покрытия и конструкция шеста путешествовали от лагеря к лагерю (и просто для удовольствия, «типи» — термин Лакота: ti- «жить/обитать», а -pi формирует термин во множественном числе: «они живут/обитают» — ах, напоминает мне уроки языка лакота и мои прошлые университетские дни. .. но я отвлекся : ) Только некоторые покрытия вигвама может путешествовать исторически … в частности, тростниковая циновка, любой брезент (постконтакт) и листы бересты (которые сшиты вместе и путешествуют в рулонах … а не какой-либо другой тип коры). Столбы и каркас, как и любая другая кора, кроме березы, не ломались и не упаковывались для перемещения (и большая часть коры, используемой в районе Вудлендса, была тяжелой корой, которая не перемещалась). Каркас куполообразных домиков был даже вкопанные в землю, обычно около фута или около того (иногда, возможно, привязанные к шипам в земле такой же глубины). «Путешествующие вики-пути» появились сегодня из-за 1. публикаций о бушкрафте в середине 20-го века и скаутской деятельности, которые создали их популярную версию образа жизни коренных жителей (которая продолжается и сегодня), и 2. необходимости любителей и энтузиастов упаковывать небольшие купола или конусообразные. в форме «мини-вигвамов» (едва ли достаточно высоких, чтобы в них можно было стоять), чтобы путешествовать на современных транспортных средствах с места на место. Как вы можете догадаться, несколько сотен лет назад класть стойки для викиапов на седан не было обычной практикой.


«вигвам» и «викиап» широко используются для описания семейных домов в Вудленде. В общих чертах эти термины работают (например, когда мы используем термин «мокасины» для описания типа обуви в целом). Но имейте в виду, что существует так много неискаженных терминов для «дома/жилища» из разных диалектов коренных народов, которые очень уместно использовать, особенно при описании домов конкретных народов. Вы могли заметить, что в наших работах мы предпочитаем термин «вигвам». Это происходит только потому, что термин «викиап» часто применяется для описания жилищ апачей (в топольной письменности и некоторых академических источниках), и поскольку они не похожи, мы предпочли бы придерживаться терминологии, которая воплощает традиции Вудленда без ассоциации с совсем другая традиция жилищного строительства коренных жителей Юго-Запада. Но на самом деле термин «викиап», как и термин «вигвам», родом из региона Вудлендс.


Об авторе: Джессика впервые начала строить дома в традиционном стиле и обдирать кору в 2001 году, когда работала в музее в Нью-Джерси. С тех пор она продолжает строить вигвамы, обучаясь у других строителей и исследуя этнографию, исторические отчеты и отчеты об археологических раскопках, в которых освещаются дома коренных жителей. Вся эта информация фигурирует в ее подходе к строительству. Сегодня Джессика построила, отремонтировала и/или помогла поддерживать почти 20 традиционных построек в натуральную величину в стиле туземцев, от простых навесов до купольных вигвамов и многоквартирных домиков/длинных домов (построенных как из традиционных, так и из обычных материалов). Если ваша организация заинтересована в семинаре WIEP Wigwam Workshop, нажмите здесь.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts