Жизнедеятельность способ существования человека включающий: 1)Дайте определение понятиям «жизнедеятельность», «опасность», «безопасность»,

1)Дайте определение понятиям «жизнедеятельность», «опасность», «безопасность»,

«катастрофа», «авария», «техногенная опасность», «экологическая опасность»,

«социальная опасность», «природная опасность», охарактеризуйте их, приведите

примеры.

Жизнедеятельность – способ существования, включающий повседневную деятельность и все виды отдыха человека. Опасностьнегативное свойство живой и неживой материи, способное причинять ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям. Опасность – центральное понятие в безопасности жизнедеятельности. Безопасность – свойство элементов системы “человек – техносфера” сохранять условия взаимодействия с минимальной возможностью возникновения ущерба людям. Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей. Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Техногенные опасности — это опасности, связанные с использованием транспортных средств, с эксплуатацией подъемно-транспортного оборудования, использованием горючих, легковоспламеняющихся и взрывоопасных веществ и материалов, с использованием процессов, которые происходят при повышенных температурах и повышенном давлении, с использованием электрической энергии, химических веществ, разных видов излучения (ионизирующего, электромагнитного, акустического). Источниками техногенных опасностей являются соответствующие объекты связанные с влиянием для человека объектов материально культурной среды.

экологическая опасность — состояние, характеризующееся наличием или вероятностью разрушения, изменения состояния окружающей среды под влиянием антропогенных и природных воздействий, в том числе обусловленных бедствиями и катастрофами, включая стихийные, и в связи с этим угрожающее жизненно важным интересам личности и общества.

К социальным опасностям принадлежат опасности, вызванные низким духовным и культурным уровнем: бродяжничество, проституция, пьянство, алкоголизм, преступность и тому подобное. Источниками этих опасностей является неудовлетворительное материальное состояние, плохие условия существования, забастовки, восстания, революции, конфликтные ситуации на межнациональной, этнической, расовой или религиозной почве

Опасные природные явления – это суровые и экстремальные метеорологические и климатические явления, которые происходят естественным образом во всех частях мира, хотя некоторые регионы являются более уязвимыми для определенных опасных явлений по сравнению с другими регионами. Опасные природные явления становятся стихийными бедствиями в тех случаях, когда гибнут люди и разрушаются средства к существованию. Людские и материальные потери, вызванные стихийными бедствиями, представляют собой главные препятствия для устойчивого развития. Жизни людей и имущество можно защитить посредством выпуска точных прогнозов и предупреждений в простой для понимания форме и просвещения населения по мерам подготовки к подобным опасным явлениям до того, как они станут бедствиями

404 Cтраница не найдена

Мы используем файлы cookies для улучшения работы сайта МГТУ и большего удобства его использования. Более подробную информацию об использовании файлов cookies можно найти здесь. Продолжая пользоваться сайтом, вы подтверждаете, что были проинформированы об использовании файлов cookies сайтом ФГБОУ ВО «МГТУ» и согласны с нашими правилами обработки персональных данных.

Размер:

AAA

Изображения Вкл. Выкл.

Обычная версия сайта

К сожалению запрашиваемая страница не найдена.

Но вы можете воспользоваться поиском или картой сайта ниже

  • Университет

    Майкопский государственный технологический университет – один из ведущих вузов юга России.

    • История университета
    • Анонсы
    • Объявления
    • Медиа
      • Представителям СМИ
      • Газета «Технолог»
      • О нас пишут
    • Ректорат
    • Структура
      • Филиал
      • Политехнический колледж
      • Медицинский институт
        • Лечебный факультет
        • Педиатрический факультет
        • Фармацевтический факультет
        • Стоматологический факультет
        • Факультет послевузовского профессионального образования
      • Факультеты
      • Кафедры
    • Ученый совет
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Бережливый вуз – МГТУ
      • Новости
      • Объявления
      • Лист проблем
      • Лист предложений (Кайдзен)
      • Реализуемые проекты
      • Архив проектов
      • Фабрика процессов
      • Рабочая группа «Бережливый вуз-МГТУ»
    • Вакансии
    • Профсоюз
    • Противодействие терроризму и экстремизму
    • Противодействие коррупции
    • WorldSkills в МГТУ
    • Научная библиотека МГТУ
    • Реквизиты и контакты
    • Автошкола МГТУ
    • Опрос в целях выявления мнения граждан о качестве условий оказания образовательных услуг
    • Имущественный комплекс МГТУ
    • Работа МГТУ в условиях предотвращения COVID-19
    • Документы, регламентирующие образовательную деятельность
    • Система менеджмента качества университета
    • Региональный центр финансовой грамотности
    • Аккредитационно-симуляционный центр
  • Абитуриентам
    • Подача документов онлайн
    • Абитуриенту 2023
      • Для поступающих на обучение по программам бакалавриата, специалитета, магистратуры — Прием 2023
      • Для поступающих на обучение по программам среднего профессионального образования (колледж)
      • Для поступающих на обучение по договорам об оказании платных образовательных услуг
        • Образец договора
        • Образовательный кредит
        • Оплата материнским (семейным) капиталом
        • Банковские реквизиты для оплаты обучения
        • Приказ об установлении стоимости обучения для 1 курса набора 2022-2023 учебного года
      • Для поступающих на обучение по программам ординатуры
      • Для поступающих на обучение по программам аспирантуры
      • Часто задаваемые вопросы (бакалавриат, специалитет, магистратура)
      • Видеоматериалы для постуающих
      • Экран приема-2023
    • Экран приёма 2022
    • Иностранным абитуриентам
      • Международная деятельность
      • Общие сведения
      • Кафедры
      • Новости
      • Центр международного образования
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
        • Академическая мобильность и фонды
        • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
        • Как стать участником программ академической мобильности
    • Дни открытых дверей в МГТУ
      • День открытых дверей online
      • Университетские субботы
      • Дни открытых дверей на факультетах
    • Подготовительные курсы
      • Подготовительное отделение
      • Курсы для выпускников СПО
      • Курсы подготовки к сдаче ОГЭ и ЕГЭ
      • Онлайн-курсы для подготовки к экзаменам
      • Подготовка школьников к участию в олимпиадах
    • Малая технологическая академия
      • Профильный класс
        • Социально-экономический профиль
        • Медико-фармацевтический профиль
        • Инженерно-технологический профиль
        • Эколого-биологический профиль
        • Агротехнологический профиль
      • Индивидуальный проект
      • Кружковое движение юных технологов
      • Олимпиады, конкурсы, фестивали
    • Веб-консультации для абитуриентов и их родителей
      • Веб-консультации для абитуриентов
      • Родительский университет
    • Олимпиады для школьников
      • Отборочный этап
      • Заключительный этап
      • Итоги олимпиад
    • Профориентационная работа
    • Стоимость обучения
  • Студентам
    • Студенческая жизнь
      • Стипендии
      • Организация НИРС в МГТУ
      • Студенческое научное общество
      • Студенческие научные мероприятия
      • Конкурсы
      • Академическая мобильность и международное сотрудничество
    • Образовательные программы
    • Расписание занятий
    • Расписание звонков
    • Онлайн-сервисы
    • Социальная поддержка студентов
    • Общежития
    • Трудоустройство обучающихся и выпускников
      • Вакансии
    • Обеспеченность ПО
    • Инклюзивное образование
      • Условия обучения лиц с ограниченными возможностями
      • Доступная среда
    • Ассоциация выпускников МГТУ
    • Перевод из другого вуза
    • Вакантные места для перевода
    • Студенческое пространство
      • Студенческое пространство
      • Запись на мероприятия
    • Отдел по социально-бытовой и воспитательной работе
  • Наука и инновации
    • Научная инфраструктура
      • Проректор по научной работе и инновационному развитию
      • Научно-технический совет
      • Управление научной деятельностью
      • Управление послевузовского образования
      • Точка кипения МГТУ
        • О Точке кипения МГТУ
        • Руководитель и сотрудники
        • Документы
        • Контакты
      • Центр коллективного пользования
      • Центр народной дипломатии и межкультурных коммуникаций
      • Студенческое научное общество
    • Научные издания
      • Научный журнал «Новые технологии»
      • Научный журнал «Вестник МГТУ»
      • Научный журнал «Актуальные вопросы науки и образования»
    • Публикационная активность
    • Конкурсы, гранты
    • Научные направления и результаты научно-исследовательской деятельности
      • Основные научные направления университета
      • Отчет о научно-исследовательской деятельности в университете
      • Результативность научных исследований и разработок МГТУ
      • Финансируемые научно-исследовательские работы
      • Объекты интеллектуальной собственности МГТУ
      • Результативность научной деятельности организаций, подведомственных Минобрнауки России (Анкеты по референтным группам)
    • Студенческое научное общество
    • Инновационная инфраструктура
      • Федеральная инновационная площадка
      • Проблемные научно-исследовательские лаборатории
        • Научно-исследовательская лаборатория «Совершенствование системы управления региональной экономикой»
        • Научно-исследовательская лаборатория проблем развития региональной экономики
        • Научно-исследовательская лаборатория организации и технологии защиты информации
        • Научно-исследовательская лаборатория функциональной диагностики (НИЛФД) лечебного факультета медицинского института ФГБОУ ВПО «МГТУ»
        • Научно-исследовательская лаборатория «Инновационных проектов и нанотехнологий»
      • Научно-техническая и опытно-экспериментальная база
      • Центр коллективного пользования
      • Научная библиотека
    • Экспортный контроль
    • Локальный этический комитет
    • Конференции
      • Школа молодого врача
      • Международная научно-практическая конференция «Фундаментальные и прикладные аспекты геологии, геофизики и геоэкологии с использованием современных информационных технологий»
      • Международная научно-практическая конференция «Актуальные вопросы науки и образования»
      • VI Международная научно-практическая онлайн-конференция
    • Наука и университеты
  • Международная деятельность
    • Иностранным студентам
    • Международные партнеры
    • Академические обмены, иностранные преподаватели
      • Академическая мобильность и фонды
      • Индивидуальная мобильность студентов и аспирантов
    • Факультет международного образования
      • Новости факультета
      • Информация о факультете
      • Международная деятельность
      • Кафедры
        • Кафедра русского языка как иностранного
        • Кафедра иностранных языков
      • Центр Международного образования
      • Центр обучения русскому языку иностранных граждан
        • Приказы и распоряжения
        • Курсы русского языка
        • Расписание
      • Академическая мобильность
      • Контактная информация
    • Контактная информация факультета международного образования
  • Сведения об образовательной организации
    • Основные сведения
    • Структура и органы управления образовательной организацией
    • Документы
    • Образование
    • Образовательные стандарты и требования
    • Руководство. Педагогический (научно-педагогический) состав
    • Материально-техническое обеспечение и оснащённость образовательного процесса
    • Стипендии и меры поддержки обучающихся
    • Платные образовательные услуги
    • Финансово-хозяйственная деятельность
    • Вакантные места для приёма (перевода)
    • Международное сотрудничество
    • Доступная среда
    • Организация питания в образовательной организации

Определение культуры

Определение культуры

КУЛЬТУРА


НЕКОТОРЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

  • Культура означает накопление знаний, опыт, убеждения, ценности, установки, смыслы, иерархии, религия, представления о времени, роли, пространственные отношения, представления о вселенной, а также материальные объекты и имущество приобретаемые группой людей в течение поколений через индивидуальные и групповые стремление.
  • Культура – ​​это системы знаний, разделяемые относительно большая группа людей.
  • Культура — это общение, общение — это культура.
  • Культура в самом широком смысле — это культивируемое поведение; что это совокупность усвоенного, накопленного человеком опыта, социально передается, или, короче, поведение посредством социального научения.
  • Культура — это образ жизни группы людей — поведение, убеждения, ценности и символы, которые они принимают, как правило, не задумываясь о них. их, и которые передаются путем общения и подражания от одного поколения к другому. следующий.
  • Культура – ​​это символическая коммуникация. Некоторые его символы включают в себя навыки, знания, отношения, ценности и мотивы группы. Значения символы изучаются и преднамеренно увековечиваются в обществе через его институты.
  • Культура состоит из паттернов, явных и неявных, из и за поведение, приобретаемое и передаваемое символами, составляющее отличительное достижение групп людей, включая их воплощения в артефактах; неотъемлемая часть культуры состоит из традиционных идей и особенно связанных с ними ценностей; системы культуры могут, с одной стороны, рассматривать как продукты действия, с другой стороны, как обуславливающие влияет на дальнейшие действия.
  • Культура – ​​это сумма усвоенного поведения группа людей, которые обычно считаются традицией этого народа и передается из поколения в поколение.
  • Культура — это коллективное программирование разума, которое отличает членов одной группы или категории людей от другой.

ТЕОРИЯ КУЛЬТУРНОГО ДЕТЕРМИНИЗМА

  • Позиция, которую люди усваивают как члены общество определяет человеческую природу. Люди — это то, чему они учатся. Оптимистичная версия культурный детерминизм не накладывает ограничений на способности людей делать или быть все, что они хотят. Некоторые антропологи предполагают, что не существует универсального «правильного «способ» быть человеком. «Правильный путь» почти всегда «наш путь»; «наш путь» в одном обществе почти никогда не соответствует «нашему пути» в любом другое общество. Правильной позицией информированного человека может быть только терпимость.
  • Оптимистическая версия этой теории постулирует, что человеческая природа бесконечно податливый, человек может выбирать образ жизни, который он предпочитает.
  • Пессимистическая версия утверждает, что люди таковы, какими они обусловлены быть; этот это то, над чем они не властны. Люди — существа пассивные и все, что их культура говорит им делать. Это объяснение ведет к бихевиоризму, который помещает причины человеческого поведения в область, которая полностью находится вне человеческого контроля.

КУЛЬТУРНЫЙ РЕЛЯТИВИЗМ

  • Различные культурные группы думают, чувствуют и действуют по-разному. Нет никакого научного стандарты для рассмотрения одной группы как внутренне превосходящей или низшей по отношению к другой. Изучение культурных различий между группами и обществами предполагает позицию культурный релятивизм. Это не означает нормальности ни для себя, ни для своего общества. Это, однако призывает к суждению, когда имеешь дело с группами или обществами, отличными от собственный. Информация о характере культурных различий между обществами, их корнях, и их последствия должны предшествовать суждениям и действиям. Переговоры, скорее всего, добиться успеха, когда заинтересованные стороны понимают причины разногласий в точки зрения.

КУЛЬТУРНЫЙ ЭТНОЦЕНТРИЗМ

  • Этноцентризм – вера в превосходство своей культуры над культурой других культуры. Это форма редукционизма, сводящая «другой образ жизни» к искаженная версия собственного. Это особенно важно в случае глобальных сделок когда компания или человек проникнуты идеей, что методы, материалы или идеи кто работал на родине, будет работать и за границей. Различия в окружающей среде, поэтому игнорируется. Этноцентризм по отношению к глобальным отношениям можно охарактеризовать как следует:
    • Важные факторы в бизнесе упускаются из виду из-за одержимости определенными причинно-следственных связей в своей стране. Всегда полезно обратиться к контрольные списки человеческих переменных, чтобы быть уверенным, что все основные факторы были в меньше всего учитывается при работе за границей.
    • Несмотря на то, что можно признать экологические различия и проблемы, связанные с измениться, но может сосредоточиться только на достижении целей, связанных с родной страной. Это может привести к потере эффективности компании или физического лица с точки зрения международная конкурентоспособность. Цели, поставленные перед глобальными операциями, также должны быть Глобальный.
    • Различия признаются, но предполагается, что связанные изменения настолько фундаментальны что они могут быть достигнуты без усилий. Это всегда хорошая идея, чтобы выполнить рентабельность анализ предлагаемых изменений. Иногда изменение может нарушить важные ценности и тем самым может столкнуться с сопротивлением реализации. Стоимость некоторых изменений может превышать выгоды от внедрения таких изменений.

ПРОЯВЛЕНИЯ КУЛЬТУРЫ

Культурные различия проявляются по-разному и на разных уровнях глубина. Символы представляют самые поверхностные и ценят самые глубокие проявления культура, с героями и ритуалами между ними.

  • Символы – это слова, жесты, изображения или объекты, несущие определенное значение, которое признается только теми, кто разделяет определенную культуру. Новые символы легко развиваются, старые исчезают. Символы одной конкретной группы регулярно копируются другими. Этот вот почему символы представляют самый внешний слой культуры.
  • Герои — это люди, в прошлом или настоящем, настоящие или вымышленные, обладающие характеристиками которые высоко ценятся в культуре. Они также служат моделями поведения.
  • Ритуалы — это коллективные действия, иногда излишние для достижения желаемых целей, но считаются социально важными. Поэтому чаще всего они выполняются ради них самих (способы приветствия, уважение к другим, религиозные и социальные церемонии и др.).
  • Ядром культуры являются ценности. Это широкие тенденции предпочтений определенное положение вещей другим (хорошее-плохое, правильное-неправильное, естественное-неестественное). Много ценности остаются неосознанными для тех, кто их придерживается. Поэтому их часто нельзя обсуждаются, и они не могут быть непосредственно наблюдаемы другими. Ценности можно вывести только из как люди ведут себя в разных обстоятельствах.
  • Символы, герои и ритуалы — это материальные или визуальные аспекты практик культура. Истинное культурное значение практик неосязаемо; это раскрывается только когда практика интерпретируется инсайдерами.

Рисунок 1. Проявление культуры на разных уровнях глубины


СЛОИ КУЛЬТУРЫ

Люди даже внутри одной культуры несут в себе несколько слоев ментального программирования. сами себя. Различные слои культуры существуют на следующих уровнях:

  • Национальный уровень: связан с нацией в целом.
  • Региональный уровень: связан с этническими, языковыми или религиозными различиями, которые существуют внутри нации.
  • Гендерный уровень: связан с гендерными различиями (женщины и мужчины)
  • Уровень поколения: связан с различиями между бабушками и дедушками и родителями, родители и дети.
  • Уровень социального класса: связан с возможностями получения образования и различиями в занятие.
  • Корпоративный уровень: связан с особой культурой организации. Применимо к работающим.

ИЗМЕРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Переменная может быть операционализирована с помощью методов одиночного или составного измерения. А метод единственного измерения означает использование одного индикатора для измерения домена концепция; Метод составных показателей означает использование нескольких индикаторов для построения индекс для концепции после того, как область концепции была эмпирически выбрана. Хофстеде (1997) разработал метод составной меры для измерения культурных различий. среди разных обществ:

  • Индекс дистанции власти. Этот индекс измеряет степень неравенства, существующего в общество.
  • Индекс избегания неопределенности: Индекс измеряет степень, в которой общество чувствует себя угрожают неопределенными или двусмысленными ситуациями.
  • Индекс индивидуализма: Индекс измеряет степень индивидуализма в обществе. Индивидуализм относится к слабо связанным социальным рамкам в обществе, в котором люди должны заботиться только о себе и своих ближайших родственниках. Другой конец спектром будет коллективизм, который возникает, когда в обществе существуют жесткие социальные рамки. какие люди различают ингруппы и аутгруппы; они ожидают, что их группы (родственники, кланы, организации) заботиться о них в обмен на абсолютную лояльность.
  • Индекс мужественности (достижения и отношения): индекс измеряет степень, в которой доминирующие ценности напористость, деньги и вещи (достижения), не заботясь о других или о качестве жизнь. Другой конец спектра будет женственность (отношения).

ПРИМИРЕНИЕ КУЛЬТУРНЫХ РАЗЛИЧИЙ

Культурная осведомленность:

  • Прежде чем приступить к глобальному заданию, вероятно, необходимо определить культурные различия, которые могут существовать между родной страной и страной бизнеса операция. Там, где существуют различия, необходимо решить, будут ли они и в какой степени практика родной страны может быть адаптирована к внешней среде. В большинстве случаев различия не очень очевидны или ощутимы. Некоторые аспекты культуры могут быть изучены сознательно (например, способы приветствия людей), некоторые другие различия усваиваются подсознательно (например, методы решения проблем). Развитие культурного сознания может непростая задача, но однажды выполненная, она определенно помогает эффективно выполнять работу в чужая среда.
  • Дискуссии и чтение о других культурах определенно помогают формировать культурную осведомленность, но представленные мнения должны быть тщательно взвешены. Иногда они могут представлять необоснованные стереотипы, оценка только подгруппы определенной группы людей, или ситуация, которая с тех пор претерпела радикальные изменения. Всегда полезно получить различные взгляды на одну и ту же культуру.

Кластеризация культур:

  • Некоторые страны могут иметь много общих атрибутов, которые помогают формировать их культуры (модификаторы может быть язык, религия, географическое положение и т. д.). На основании этих данных, полученных от прошлых кросс-культурных исследованиях страны могут быть сгруппированы по сходству ценностей и отношения. Меньше различий можно ожидать при перемещении внутри кластера, чем при перемещении из одного кластера в другой.

Определение степени глобального участия:

  • Все предприятия, работающие по всему миру, не должны иметь одинаковую степень культурной осведомленности. На рис. 2 показана степень, в которой компании необходимо понимать глобальные культуры в разный уровень вовлеченности. Чем дальше компания отходит от единоличной роли занимаясь внутренним бизнесом, тем больше он должен понимать культурные различия. Движущийся вовне по более чем одной оси одновременно делает необходимым строительство культурных осознание еще важнее.

Рисунок 2. Осведомленность о культуре и степень глобального участия


Артикул:

Хофстеде, Г. (1997). Культуры и организации: программное обеспечение разума. Новый Йорк: Макгроу Хилл.


Некоторые последние публикации


Культура Шок бросает вызов фирмам, ищущим зарубежные

Промышленность США строительство всегда умела получение работы за границей, но соблазн контрактов на реконструкцию в местах такие как Афганистан и Ирак, могут привлечь некоторые фирмы через свои головы. Большой международные фирмы имеют много ресурсов для решения огромные проблемы работы на мировом рынке. Но массивный восстановление стран, опустошенных войной, может сбить с толку лучших из их.

Политические и физические риски являются наиболее коварными и должны быть считаться с. Языковые и культурные различия также нельзя игнорировать. Разумное обращение к ним может открыть множество возможностей для достижения успеха.

Конференция правительства США по восстановлению Афганистана, состоявшаяся в Чикаго на прошлой неделе проделал долгий путь, чтобы наметить там возможности. Эти аутрич-программы — хорошее начало, потому что многие фирмы нуждаются в обучении как работать за границей. Первый урок состоит в том, чтобы отказаться от этноцентрических взглядов, которые мир должен приспосабливаться к нашему методу заключения договоров, а не к наоборот.

На отдельном собрании, которое также состоялось в Чикаго на прошлой неделе, ENR представил вместе строительство руководители при ежегодном руководстве конференция. Американские фирмы заинтересованы в планах Китая по строительству олимпийских объектов и другую работу, особенно тех, кто готов терпеливо слушать через перевод, услышал богатые подробности от китайских представителей.

Терпение, внимательность и чуткость не обычны конструкция черты, но они могут помочь в культурах отличных от наших собственный.

Языковые и культурные различия могут быть опасны для переговоров.

[ENR (2003). Культурный шок бросает вызов фирмам, ищущим зарубежные рынки. Том. 250, № 23. Новый Йорк: Макгроу Хилл.]


Видим ли мы глаза в глаза? Последствия культурных различий для межкультурных исследований и управления Практика

Аннотация

Хотя наблюдение является общей исследовательской методике, мало внимания уделялось влиянию культура вынесения суждений наблюдателем. Эти исследования утверждают, что рассмотрение культурных различий имеет решающее значение при применении методов наблюдения в кросс-культурных исследованиях, а также в прикладных контекстах перформанса оценка и международный менеджмент. Лабораторное исследование было проведено для изучить возможность расхождений в суждениях наблюдателей среди азиатских Американские и кавказские американские подданные. Результаты исследования подтверждают важность культурных влияний в исследованиях и управлении.

[Ли и Караковски (2001). мы Сходиться во взглядах? Последствия культурных различий для межкультурного Управленческие исследования и практика. T Психологический журнал , 135 (5), 501-517.]


 

Ключевые компоненты цивилизации

Цивилизация описывает сложный образ жизни, который возник, когда люди начали развивать сеть городских поселений. Самые ранние цивилизации возникли между 4000 и 3000 годами до нашей эры, когда развитие сельского хозяйства и торговли позволило людям иметь излишки продовольствия и экономическую стабильность. Многим людям больше не нужно было заниматься сельским хозяйством, что позволило разнообразным профессиям и интересам процветать на относительно ограниченной территории. Первые цивилизации появились в Месопотамии (на территории современного Ирака), а затем в Египте. Цивилизации процветали в долине Инда примерно к 2500 г. до н. э., в Китае — примерно к 1500 г. до н. э. а в Центральной Америке (на территории нынешней Мексики) примерно к 1200 г. до н. э. Цивилизации в конечном итоге развились на всех континентах, кроме Антарктиды.

Характеристики цивилизации

Все цивилизации имеют определенные характеристики. К ним относятся: крупные населенные пункты; монументальная архитектура и уникальные художественные стили; общие коммуникативные стратегии; системы управления территориями; сложное разделение труда; и разделение людей на социальные и экономические классы.

Городские районы

Крупные населенные пункты или городские районы позволяют развиваться цивилизациям, хотя люди, живущие за пределами этих городских центров, по-прежнему являются частью цивилизации этого региона. Сельскими жителями цивилизаций могут быть фермеры, рыбаки и торговцы, которые регулярно продают свои товары и услуги городским жителям. Например, в огромном городском центре Теотиуакан на территории современной Мексики между 300 и 600 годами н. э. проживало до 200 000 жителей 9.0031

Развитие цивилизации Теотиуакано стало возможным отчасти благодаря богатым сельскохозяйственным угодьям, окружающим город. По мере того как земля возделывалась, меньшее количество фермеров могло поставлять большее количество основных продуктов питания, таких как кукуруза и бобы, большему количеству людей. Торговля также сыграла свою роль в городском развитии Теотиуакана. Большая часть богатства и власти Теотиуакана была связана с раскопками и торговлей богатыми месторождениями обсидиана вокруг города. Обсидиан — твердая вулканическая порода, которая высоко ценилась как режущий инструмент. Купцы Теотиуакано продавали (экспортировали) обсидиан окружающим культурам в обмен на товары и услуги, импортируемые в поселения Теотиуакано.

Памятники

Все цивилизации стремятся сохранить свое наследие, строя большие памятники и строения. Это так же верно сегодня, как и тысячи лет назад. Например, древние памятники в Великом Зимбабве до сих пор постоянно используются как символ политической власти в современной стране Зимбабве. Великий Зимбабве, построенный между 1100 и 1450 годами, описывает руины столицы Королевства Зимбабве. На пике своего развития Большой Зимбабве населяли более 10 000 человек, и он был частью торговой сети, которая простиралась от Магриба через восточное побережье Африки и на восток до Индии и Китая.

Великий Зимбабве — свидетельство утонченности и изобретательности предков местного народа шона. Такие политики, как Роберт Мугабе, президент, руководивший Зимбабве почти 40 лет в 20-м и 21-м веках, построили всю свою политическую идентичность, ассоциируя себя с монументальной архитектурой древней цивилизации. Здания — не единственные памятники, определяющие цивилизации. Особый художественный стиль Великого Зимбабве включал изображения местных животных, вырезанные из мыльного камня. Стилизованные каменные скульптуры, известные как «Птицы Зимбабве», например, остаются эмблемой Зимбабве, появляясь на национальном флаге, валюте и гербах.

Совместное общение

Совместное общение — еще один элемент, общий для всех цивилизаций. Совместное общение может включать разговорный язык; алфавиты; числовые системы; знаки, идеи и символы; и иллюстрации и представления. Общая коммуникация позволяет развивать инфраструктуру, необходимую для технологий, торговли, культурного обмена и правительства, и распространять ее по всей цивилизации. У цивилизации инков, например, не было письменности, о которой мы знаем, но она была сложной.Система бухгалтерского учета 0238 кипу позволяла правительству проводить переписи своего населения и производства на обширном участке Анд. Кипу — это записывающее устройство, состоящее из ряда нитей, завязанных узлами определенного узора и цвета.

Письменность, в частности, позволяет цивилизациям записывать свою собственную историю и повседневные события, что имеет решающее значение для понимания древних культур. Древнейший известный в мире письменный язык — шумерский, возникший в Месопотамии около 3100 г. до н. э. Наиболее известная форма раннего шумерского письма называлась клинописью и состояла из различных наборов клиновидных (треугольных) форм. Самая ранняя шумерская письменность была записью. Точно так же, как письменные записи современных цивилизаций, шумерская клинопись отслеживала налоги, счета за продукты и законы для таких вещей, как воровство.

Письменность была ключевой частью общего общения во время Золотого века ислама, который процветал в Южной Европе, Северной Африке и Западной Азии с седьмого по тринадцатый век. Так называемые «арабские цифры» и арабский язык были общими средствами коммуникации, которые позволили различным культурам арабского мира внести свой вклад в ослепительные достижения в области математики, естественных наук, технологий и искусства.

Инфраструктура и администрация

Все цивилизации полагаются на государственное управление — бюрократию. Возможно, ни одна цивилизация не иллюстрирует это лучше, чем древний Рим. Само слово «цивилизация» происходит от латинского слова civis, означает «гражданин». Латынь была языком Древнего Рима, территория которого простиралась от бассейна Средиземного моря до частей Великобритании на севере и Черного моря на востоке. Чтобы править такой большой территорией, римлянам, обосновавшимся на территории нынешней центральной Италии, требовалась эффективная система государственного управления и инфраструктура. Римляне использовали различные методы управления своей республикой, а затем и империей.

Инженерное дело, например, было ключевой частью римской администрации. Римляне построили сеть дорог, чтобы сообщение между отдаленными территориями было максимально эффективным. Дороги также значительно облегчили путешествие римских военных. Римляне везде строили сооружения своей цивилизации: например, акведуки снабжали города пресной водой для улучшения санитарии и гигиены.

Язык также играл роль в римской инфраструктуре. Римляне распространили латинский язык по всей южной Европе. Так называемые «романские языки» (испанский, французский, португальский, румынский, каталонский и итальянский) называются так потому, что все они произошли от римского языка: латыни. Наличие подобного языка облегчило Риму общение и лидерство на его обширных территориях. Римские лидеры полагались на ряд юридических кодексов для управления. Эти кодексы помогли структурировать законы между различными частями римской территории, а также между богатыми и бедными, мужчинами и женщинами, рабами и свободными. Римские законы включали ограничения на брак, владение землей и доступ к таким профессиям, как священство.

Одним из наиболее устойчивых вкладов Рима в западную цивилизацию было создание самой правовой культуры. Римское право было в значительной степени публичным, и юристы создали такие формальности, как юридический язык и процедуру, которые определяли европейское право на протяжении столетий. Фактически, «римское право» описывает правовую систему, использовавшуюся в Западной Европе на протяжении 18 века.

Наконец, римляне использовали местных лидеров, а также римлян, для отправления правосудия на своих территориях. Жители были лучше знакомы со своими лидерами и с большей вероятностью следили за их объявлениями. Например, израильские лидеры работали с римскими властями на римской территории Палестины, в то время как британские лидеры часто работали с римлянами на острове Великобритании. Некоторые люди, родившиеся на римских территориях, со временем стали римскими императорами: например, император Константин родился на территории современной Сербии; император Адриан, возможно, родился на территории современной Испании. Это взаимодействие уменьшило конфликт между Римом и его территориями.

Разделение труда

Цивилизации характеризуются сложным разделением труда. Это означает, что разные люди выполняют специализированные задачи. В чисто сельскохозяйственном обществе члены сообщества в значительной степени самодостаточны и могут обеспечить себя едой, кровом и одеждой. В сложной цивилизации фермеры могут выращивать один тип сельскохозяйственных культур и зависеть от других людей в отношении других продуктов питания, одежды, крова и информации. Цивилизации, зависящие от торговли, особенно отмечены разделением труда.

Город Тимбукту на территории современного Мали был важным торговым центром для нескольких африканских цивилизаций. Жители Тимбукту специализировались на торговле такими товарами, как золото, слоновая кость или порабощенные люди. Другие жители давали еду или кров торговым караванам, шедшим на верблюдах из Сахары. Городской центр Тимбукту также был центром обучения. В его разделении труда участвовали не только торговцы, но и врачи, религиозные деятели и художники.

Структура класса

Последний элемент, имеющий ключевое значение для развития цивилизаций, — это деление людей на классы. Это сложная идея, которую можно разбить на две части: доход и тип выполняемой работы. Смена классов традиционно была сложной задачей и происходила на протяжении поколений. Классы могут означать группы людей, разделенные по их доходам. Это подразделение иногда характеризуется как «экономический класс». Современная западная цивилизация часто делит экономические классы на богатых, средний класс и бедных. В средневековых цивилизациях Европы было меньше экономических классов. Короли и королевы имели огромное количество денег и земли. Крепостные, или люди, которые обрабатывали землю, почти ничего не имели. В конце концов, торговый экономический класс развился.

Класс также может относиться к типу работы, которую выполняют люди. Есть много делений социальных классов. Социальный класс часто ассоциируется с экономическим классом, но не определяется им строго. В древней китайской цивилизации существовало четыре основных типа социальных классов. Ученые и политические лидеры (известные как ши) были самым влиятельным социальным классом. Фермеры и сельскохозяйственные рабочие (нонг) были следующей самой могущественной группой. Художники (гонг), , которые делали все, от подков до шелковых мантий, были следующим классом общества. В нижней части социальных классов были купцы и торговцы, которые покупали и продавали товары и услуги. Известный как shang, эти купцы часто были намного богаче, чем другие классы, но имели более низкий социальный статус.

Развитие цивилизации

Цивилизации расширяются за счет торговли, конфликтов и исследований. Обычно все три элемента должны присутствовать, чтобы цивилизация росла и оставалась стабильной в течение длительного периода времени. Физическая и человеческая география Юго-Восточной Азии позволила этим атрибутам развиться в кхмерской цивилизации. Кхмеры процветали на территории нынешних Камбоджи, Таиланда, Лаоса, Вьетнама и Мьянмы между 800 и 1400 годами9.0031

Торговля

Кхмеры поддерживали оживленные торговые отношения по всей Восточной Азии, Индийскому субконтиненту и даже Европе и Африке через Шелковый путь, совокупность сухопутных и морских торговых путей. Шелковый путь связал рынки специй и шелка Азии с торговцами Европы. Обширная сеть водных путей в Юго-Восточной Азии способствовала торговле, а столица кхмеров Ангкор была построена на берегу крупнейшего пресноводного озера Юго-Восточной Азии Тонлесап. Вытекающая река Тонлесап является притоком могучей реки Меконг, которая соединяет Юго-Восточную Азию с Тибетским плато на севере и Южно-Китайским морем на юге. Помимо материальных благ кхмерская цивилизация способствовала мощной торговле идеями. В частности, кхмеры сыграли важную роль в распространении влияния буддийской и индуистской культур с Индийского субконтинента на Юго-Восточную и Восточную Азию.

Конфликт

Основные конфликты кхмерской цивилизации велись с соседними общинами — чамами, вьетнамцами и тайцами. Чам представляли собой совокупность королевств на территории современного центрального и южного Вьетнама, в то время как древнее вьетнамское влияние распространялось на территорию современного северного Вьетнама. Тайские королевства, такие как Сукотай и Аюттхая, процветали на территории нынешних Таиланда, Камбоджи и Малайзии. Кхмерская цивилизация была основана на последовательном сопротивлении политическому давлению со стороны чамов и вьетнамцев, но в конечном итоге не выдержала давления со стороны тайских цивилизаций. Тысячи тайских народов мигрировали с севера (нынешний регион Юньнань в Китае), основав небольшие королевства на юго-западе Кхмерской империи. В конце концов, эти королевства стали достаточно сильными, чтобы аннексировать территорию кхмеров, что привело к завоеванию Аюттайей столицы кхмеров Ангкора в 1431 году9.0031

Исследования и инновации

Кхмерская цивилизация в значительной степени полагалась на выращивание риса и разработала сложную ирригационную систему, чтобы использовать преимущества рек и болот, усеивающих их территорию. Эффективная серия оросительных каналов и водохранилищ, называемая 90 238 бараями, 90 239, позволила меньшему количеству фермеров производить больше риса. Это, в свою очередь, позволило большему количеству людей вести несельскохозяйственный образ жизни и мигрировать в большие городские районы, такие как Ангкор. Ангкор, столица древней кхмерской цивилизации, является домом для одного из самых больших и самобытных религиозных памятников в мире — Ангкор-Ват.

Ангкор-Ват изначально был построен как ряд святилищ индуистского бога Вишну в начале 12 века, хотя менее ста лет спустя он стал буддийским храмовым комплексом. Ангкор-Ват и родственный ему комплекс Ангкор-Тхом являются прекрасными примерами классической кхмерской архитектуры. Возвышающиеся ступенчатые башни-пирамиды Ангкор-Вата называют «храмовыми горами». Башни окружены проходами с открытой галереей, а вся конструкция окружена стеной и квадратным рвом. Тысячи квадратных метров стен Ангкор-Вата и Ангкор-Тхома украшены тысячами барельефов и скульптур, изображающих индуистские истории и персонажей. Памятник кхмерам в Ангкор-Ват помогает определить современную нацию Камбоджи сегодня. Это главная туристическая достопримечательность страны, объект Всемирного наследия, и он даже фигурирует на камбоджийском флаге.

Падение цивилизаций

Многие цивилизации процветали, но затем терпели крах или распадались. Этому есть много причин, но многие историки указывают на три модели падения цивилизаций: внутренние изменения, внешнее давление и экологический коллапс. Падение цивилизаций никогда не бывает результатом одного события или закономерности. Иногда кажется, что цивилизации полностью «исчезают».

Внутренние изменения

Динамика населения — это наиболее распространенная сила внутренних изменений цивилизации. Внезапное перемещение населения или сдвиг в демографии может привести к разрушению инфраструктуры цивилизации. Население может расти из-за миграции или периода необычного здоровья. Популяции могут сокращаться из-за болезней, экстремальных погодных условий или других факторов окружающей среды. Наконец, популяции могут переопределить себя. По мере роста цивилизаций города могут увеличиваться в размерах и становиться все более культурно отличными от сельских, сельскохозяйственных районов. Большие империи могут простираться на такие большие регионы, что языки, культуры и обычаи могут размыть идентичность жителей империи.

Внутренние изменения способствовали краху цивилизации майя, процветавшей в Мезоамерике более тысячи лет. Коллапс «классических майя» произошел относительно быстро в 800-х годах. Такие болезни, как дизентерия и смертельная геморрагическая лихорадка, убили и сделали инвалидами тысячи майя. Еще миллионы были вынуждены переселиться из городов в более сельские районы. Такие огромные перемещения населения уменьшили способность майя общаться, управлять и объединяться против внешних сил и стихийных бедствий (таких как засуха).

Внешнее давление

Самым ярким примером внешнего давления на цивилизацию является иностранное вторжение или продолжительная война. Защита границ цивилизации может быть чрезвычайно дорогой и требовать сильной армии за счет развития или поддержания других аспектов цивилизации. Внешнее давление может привести к относительно резкому концу одной цивилизации (а часто и к принятию другой). Падение империи ацтеков с приходом европейских конкистадоров является таким примером.

Внешнее давление также может привести к постепенному упадку цивилизации. «Падение» того, что мы часто называем Древним Египтом, — хороший пример того, как внешнее давление может переопределить цивилизацию за сотни лет. Египет столкнулся с давним периодическим конфликтом на своих границах с конкурирующими цивилизациями, такими как нубийцы (на юге), ассирийцы (на Ближнем Востоке) и ливийцы (на западе). Позже Египет столкнулся с цивилизациями Древней Греции и Рима и в итоге стал частью Римской империи. Древний Египет также столкнулся с внешним давлением, не связанным напрямую с вооруженным конфликтом. Мощные силы христианства и ислама повлияли на искоренение как иероглифики, письменности Древнего Египта, так и его политеистической религии.

Экологический коллапс

Некоторые антропологи считают, что стихийные бедствия и неправильное использование окружающей среды способствовали упадку многих цивилизаций. Стихийные бедствия, такие как засухи, наводнения и цунами, становятся стихийными бедствиями, поскольку они воздействуют на цивилизации. Засуха способствовала падению таких цивилизаций, как майя и долина Инда или хараппская цивилизация.

Цивилизация долины Инда была цивилизацией бронзового века на территории современных Пакистана, Индии и Афганистана. Цивилизация долины Инда зависела от сезонных муссонных дождей для снабжения водой для питья, гигиены и орошения. Изменение климата сделало муссоны гораздо более непредсказуемыми, а сезонные наводнения — менее надежными. Хараппцы страдали от болезней, передающихся через воду, и не могли эффективно орошать посевы. Крах минойской цивилизации, оказавшей большое влияние на Древнюю Грецию, часто связывают с катастрофическим извержением вулкана Тера на острове, который сейчас называется Санторини. Извержение вызвало мощное цунами, сократившее население, торговые возможности и влияние минойцев.

Человеческая деятельность также может создать нагрузку на окружающую среду, вплоть до краха цивилизации. Например, одним из нескольких факторов, способствовавших разрушению аванпоста викингов в Гренландии, была неспособность европейских поселенцев адаптироваться к климату и почве Гренландии. Методы ведения сельского хозяйства, которые были успешными на богатых суглинистых почвах Северной Европы, плохо подходили для более холодной и тонкой почвы Гренландии и более короткого вегетационного периода. Земля не могла содержать урожай, необходимый для содержания скота викингов, включая коз, крупный рогатый скот и овец. Кроме того, сама земля была заготовлена ​​для торфа, основного строительного материала аванпоста. Викинги в Гренландии также столкнулись с внутренним давлением, таким как слабая торговая система с Европой, и внешним давлением, таким как враждебные отношения со своими соседями-инуитами.

«Потерянные цивилизации»

История и мифы богаты «потерянными цивилизациями», целыми образами жизни, которые, казалось, процветали, а затем исчезли из исторических записей. Исчезновение цивилизации предков пуэблоан является одной из таких загадок. Древняя цивилизация пуэблоан процветала на территории, которая сейчас является регионом Четырех Углов в Соединенных Штатах: в штатах Юта, Колорадо, Нью-Мексико и Аризона.

Древняя цивилизация пуэбло, возникшая около 1200 г. до н. э. и процветал более тысячи лет. Древняя цивилизация пуэбло была отмечена монументальной архитектурой в виде многоквартирных скалистых жилищ и больших городских районов, известных как пуэбло. Разнообразные в культурном отношении предки пуэбло были связаны сложной системой дорог, стандартным стилем религиозного поклонения и уникальным художественным стилем, о чем свидетельствуют гончарные изделия и петроглифы.

Предки пуэбло, кажется, покинули свои городские районы около 1300 г. н.э. Исчезновение этой цивилизации остается загадкой, хотя большинство ученых говорят, что предки пуэбло вели войны со своими соседями навахо, внутренние группы конкурировали за землю и ресурсы, а устойчивые засухи сократили численность предков. Способность пуэблоанцев орошать посевы на засушливом юго-западе. Люди пуэбло, конечно, никогда не исчезали: различные группы создали свои собственные конкурирующие цивилизации после того, как предки пуэбло мигрировали или распались. К этим группам относятся цивилизации зуни и хопи.

Быстрый факт

Колыбель цивилизации
Южную часть современного Ирака называют «Колыбелью цивилизации». Здесь возникли первые в мире города, письменность и крупномасштабное правительство.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts