Жизненный мир это: Электронный научный архив УрФУ: Invalid Identifier

Жизненный мир | LebensWelt феноменологических исследований / Феноменологический словарь

 

 

ЖИЗНЕННЫЙ  МИР (нем. Lebenswelt) – центральное понятие в феноменологии позднего Э. Гуссерля. Синонимичные понятия: окружающий мир жизни (Lebensumwelt), окружающий мир (Umwelt). Жизненый мир – это мир допредикативного (т.е. теоретически не концептуализируемого) субъективно-релятивного опыта, анонимно конструируемый трансцендентальной субъективностью как мир изначальных очевидностей, предданных и постоянно значимых во всяком объективированном опыте в качестве само-собой-разумеющегося. Жизненным миром охватывается не только личная, но и общественно-историческая жизнь человека, поэтому он является всеобщим миром совместной жизни.

Тематизация жизненного мира в феноменологии Гуссерля представляет собой попытку радикального прояснения оснований естественной установки путем рефлексии к “миру доксы”, от которого всегда отталкивалось феноменологическое исследование, направляя свой интерес по ту сторону “наивного” мира повседневной и естественнонаучной жизни. Проблематика, связанная с учением о жизненном мире, наиболее отчетливо представлена в последнем произведении Гуссерля (“Кризис европейских наук”), однако философ не успел разработать эту тему в полном и систематическом виде, оставив лишь общий набросок науки о жизненном мире, что привело к значительным расхождениям в интерпретации этого понятия у последователей Гуссерля и исследователей его философии.

Понятие жизненного мира раскрывается в “Кризисе” в корреляции с анализом “объективистской” науки. Жизненный мир преддан “объективному миру” науки культурно-исторически в качестве конечно-конкретного мира чувственного опыта, мотивированного сугубо практически-ситуационными интересами. Естественнонаучная картина мира, выступающая под титулом “объективной реальности” и образуемая путем идеализации донаучного жизненного мира заслоняет последний, однако это вовсе не означает, что жизненный мир теряет значимость универсального

горизонта, охватывающего собой мир науки так же как и все другие особые “миры”, которые могут быть вычленены из жизненного мира только в абстракции.

Обыкновенно допредикативный опыт жизненного мира переживается неактуализированно, в простой поглощенности своими объектами. Феноменологический взгляд схватывает этот опыт со стороны способов его протекания. В основе допредикативного опыта лежат первичные чувственные созерцания, среди которых ведущую роль играет восприятие. Именно в восприятии вещь дана как “она сама”, в своей “пра-оригинальности”. В чувственном восприятии проявляется наиболее фундаментальный, а именно, телесный, пласт жизненного мира. Сама возможность чувственного опыта связана с живой телесностью испытывающего и активно действующего субъекта. Согласно Гуссерлю, мы выступаем одновременно субъектами, конституирующими мир в сознании и объектами жизненного мира среди других его объектов.

Научная деятельность, как и всякая другая человеческая деятельность, является одной из практик внутри жизненного мира.

Ученый не только приходит в мир науки из своего жизненного мира, но и в процессе научной работы постоянно использует те интуиции, в которых всегда уже преддан жизненный мир.

Понятие жизненного мира (мира повседневности) играет ведущую роль в основанной А.Шюцем феноменологической социологии.

Литература: Husserl E. Die Krisis der europäischen Wissenschaften und die transcendentale Phänomenologie. (Husserliana, 6). Den Haag, 1976. [сокр. на русском: Гуссерль Э. Кризис европейских наук и трансцентдентальная феноменология // “Вопросы философии”, М., 1992, №7.] Husserl E. Die Krisis… Erganzungband (Husserliana, 29). Den Haag, 1992. Гуссерль Э. Начало геометрии. Введение Жака Деррида. М., 1996. Analecta Husserliana, vol. 2: The late Husserl and the idea of phenomenology. Dortrecht, 1972. Schütz A. Collected papers. Vol. 1- 3.

The Hague, 1962-1966.

Шкуратов И.Н.

 

 

ЖИЗНЕННЫЙ МИР — это что такое ЖИЗНЕННЫЙ МИР

        термин, введенный основоположником феноменологии Гуссерлем, пытавшимся переосмыслить существующее отношение к миру и открыть сферу т.н. дотеор. опыта. Ж.м. — мир донаучной жизни с ее хаосом неупорядоченных созерцаний, с ее первичными обыденными структурами пространственности и временности, догадками, суевериями и предвосхищениями. Ж.м. — ценностная основа всех идеальных образований и теор. конструкций науки. Например, у др. греков, по Гуссерлю, был свой Ж.м., свое изначальное видение действительности, природы, к-рая вовсе не была природой в совр. естественно-научном смысле. Исторически, окружающий греков мир — не объективная реальность, в нашем смысле, а их представления о мире, их собств. субъективная ценность со всеми принадлежащими сюда смыслами и значениями, со всеми их богами, демонами и т.

д.

        Ж.м. — “глухая скрытая атмосфера” (Гуссерль) основополагающих ценностей, горизонт всех смыслов и возможностей сознания, априорных структур до-предикативного опыта, из к-рых вырастают ценности культуры, научные конструкции, филос. установки. Проблема “объективно-истинного” мира — проблема вторичных и специальных интересов. Ж.м. имеет объективность совершенно другого рода, к-рая раньше игнорировалась и не принималась в расчет позитивными науками как нечто субъективное, аморфное, подлежащее преодолению. В частности, центр, проблемой Ж.м. становится проблема живого осмысленного созерцания, рассматриваемого совр. наукой как неопределенное и смутное понятие, как нечто малоценное по сравнению с общезначимостью логического.На самом деле очевидности логики научного познания нуждаются в очевидностях Ж.м., в жизненно-мировых априори как более ранних и более универсальных. Только возвращение, “откапывание” из-под более поздних пластов мира этих жизненно-мировых априори может дать действительно радикальное и подлинно научное обоснование совр.

объективно-логич. наук, вернуть питательную почву совр. культуре в целом, открыть возможности построения других картин мира, др. перспектив и возможностей развития культуры. “Гуссерль, — писал Сартр по поводу открытия Ж.м., — возродил исполненный эмоционального воздействия мир пророков и художников. Утверждая неподатливость, нерастворимость мира в сознании, он вернул вещам их могущество и чары”.

        Феноменология предлагает целую “мировую схематику”, она различает ряд миров: а) мир научной объективности; б) многочисленные миры, обусловленные специфич. донаучными интересами: мир бизнесмена, плотника и т.д.; в) дообъективный мир восприятия, мир непосредст. переживаний и интуитивно полагаемых ориентиров, предвосхищающих дальнейший опыт; г) Ж.м. в полном смысле этого слова как горизонт, в к-ром даны и конституируются другие миры — совокупность априорных структур, предопределяющих образчики любого опыта, “архетипы” пространственности и временности, горизонтности и историчности, присущие любой культуре.

        В экзистенциальной филос. традиции Ж.м. трактуется как открытость мира человека, достигаемая не через осведомленность, а через “затронутость”. Это достигается через трансцендирование. Это не путь науки, переход не к объективному, а к транссубъективному. На этом пути происходят экзистенциальные встречи с внутренним существованием мира. Рациональное знание, раскрывающее мир как систему объектов, скорее заслоняет от нас подлинный мир. Научная картина мира, будучи лишь осадком целостного творч. проникновения, убивает вечную свежесть, красоту и новизну мира. Всюду и везде, где нам только удается отрешиться от привычной установки предметного истолкования реальности, распадающейся на отд. вещи и качества, и сосредоточиться на простом созерцании реальности в ее непосредств. конкретности, везде, где нам удается, согласно С.Л. Франку, наподобие детей, без размышления жадно воспринимать образы бытия, иметь чистый опыт реальности вне всякого умственного анализа, мы можем ощутить красоту, новизну, значительность и смысловую неисчерпаемость мира, ощутить и понять мир как инвариант всех возможных осмыслений, всех теорий и гипотез, всех смыслов и бессмысленностей, к-рые сооружает человек в своих попытках познания и овладения реальностью.

Лит.:

Husseri Е. Die Krisis der europaischen Wissen-schaften und die transzendentale Phanomenologie // Husserliana. Bd. 6. Haag, 1954; Diemer A. Edmund Hus-serl. Meisenheim am Glan., 1956; 1965; Mohanty J.N. “Life-world” “A Priori” in Husserl’s later Thought // Analecta Husserliana. V. 3. Dordrecht, 1974.

В.Д. Губин

world — New World Encyclopedia

Lifeworld (немецкий: Lebenswelt ) — понятие, используемое в философии и некоторых социальных науках, означающее мир «как жил» до рефлексивного представления или анализа. Эдмунд Гуссерль ввел понятие жизненного мира в своем Кризисе европейских наук (1936), следуя анализу Мартина Хайдеггера Бытия-в-мире (In-der-Welt-Sein) в Бытии. и время. Концепция была развита Яном Паточкой, Альфредом Шютцем, Морисом Мерло-Понти, Юргеном Хабермасом, Гарольдом Гарфинкелем и другими.

Гуссерль задумал и развил феноменологию как философскую дисциплину для анализа сознания или психической жизни; то есть соотношение между функциями разума («ноэзис»), такими как восприятие, мышление, чувство, вера, желание и надежда, и объектами этих умственных действий («ноэма»).

Гуссерль, однако, постепенно столкнулся с трудностями в этом первоначальном стремлении и осознал значение элемента существования повседневного мира, в котором человек живет до рефлексивного анализа. Гуссерль обратил свое внимание на изучение жизненного мира на более позднем этапе своей карьеры. Жизненный мир — это социальная, политическая, историческая и культурная среда, в которой люди интерпретируют, общаются и социально участвуют во множестве общественных сфер. Однако концепция жизненного мира подняла ряд вопросов, включая интерсубъективность, воплощение, герменевтику и историчность. Хайдеггер, Альфред Шютц, Морис Мерло-Понти, Юрген Хабермас, Гарольд Гарфинкель и другие развили собственные феноменологические исследования проблем жизненного мира, не решив которые Гуссерль умер.

Содержание

  • 1 Гуссерль
    • 1.1 Проблемы жизненного мира
  • 2 события после Гуссерля
    • 2.1 Харбермас
  • 3 Каталожные номера
  • 4 Внешние ссылки
    • 4. 1 Общие источники по философии
  • 5 кредитов

Гуссерль считал рациональность духом Европы, уходящим своими корнями в Грецию и ее философию. Именно ошибочный рационализм, оторвавшийся от своего жизненного мира, был источником кризиса Запада. Выход он видел в воссоздании основ философии и интеллектуальной жизни на надежном фундаменте, открытом феноменологией.

Гуссерль развил феноменологию из своей критики господствующих философских тенденций психологизма и историзма, которые, по мнению Гуссерля, пытались свести философское знание к фактически научному знанию. Для Гуссерля философия должна была искать и открывать несомненное знание в отличие от «знания фактов». «Знание о фактах» или фактическое знание всегда может быть иным, чем то, чем они являются, и нет никаких причин, по которым факты не могут быть иными. Гуссерль понимал идею феноменологии как аподиктически достоверную, отрицание которой немыслимо, и как науку, которая обосновывает все другие эмпирические и формальные науки, включая логику и математику. Гуссерль имел обширный опыт в области математики. Он учился у Карла Вейерштрасса и Леопольда Кронекера, получил докторскую степень. с работой, Beiträge zur Variationsrechnung (Вклад в вариационное исчисление) , и когда-то он был помощником Вейерштрасса. Для Гуссерля феноменология была философией, способной прояснить происхождение и обосновать все науки, в том числе логику и математику, которые считались определенными знаниями.

Декарт развил методическое сомнение, чтобы найти несомненную отправную точку своей мысли. Гуссерль нашел ключ в методе Декарта и развил феноменологию как анализ сознания, главной характеристикой которого, по его мнению, была интенциональность. Гуссерль рассматривал сознание как поле, в котором мир и множество существ в мире конституируются разумом. Соответственно, он развивал феноменологию как философскую дисциплину, анализирующую отношения между психическими актами (ноэзис) , такие как восприятие, мышление, убеждение, надежда и воображение, а также объекты умственных действий (ноэма) . Гуссерль думал о том, как можно показать мир посредством анализа сознания. С этой точки зрения были опубликованы более ранние работы Гуссерля, такие как « идей » (нем. Ideen ).

Гуссерль, однако, столкнулся с рядом проблем, таких как «интерсубъективность», «сознание времени», «воплощение» (разум воплощается в человеческом теле) и «пассивный синтез», которые он не мог объяснить в своих первоначальный каркас. Он пришел к выводу, что человеческое сознание живет в теле, и что сознание не солипсично и индивидуально изолировано, а имеет общинный или разделяемый элемент. Далее он утверждал, что сознание содержит в себе бессознательную деятельность. Гуссерль сформулировал ряд проблем, вытекающих из концепции жизненного мира. Феноменология жизненного мира стала центральным направлением его более поздней карьеры, и он написал Кризис европейских наук (1936) с этой новой точки зрения.

Гуссерль пришел к выводу, что люди уже живут в этом социальном, историческом, политическом и культурном мире до любого научного или философского рефлексивного анализа. Гуссерль концептуализировал всю совокупность этой повседневной жизни и мира как жизненный мир.

Гуссерль задумал концепцию жизненного мира еще в 1910-х годах, но тематически он не развивал ее до середины 1920-х годов. Считалось, что перспективы Ричарда Авенариуса (1843–1896), немецко-швейцарский философ, оказал влияние на Гуссерля, который пытался найти новый взгляд на свою феноменологию. Авенариус представил понятие природного мира как источника всех знаний, который он мыслил как опытный мир, предшествующий всем понятийным делениям и категоризациям. Авенариус утверждал, что такие категории, как субстанция, причинность, субъект-объект, разум-тело и другие, не являются предсуществующими реалиями мира, а являются результатом человеческих актов категоризации. Он выступал за существование «чистого опыта» «мира природы» до концептуализации как конечного источника знания. Гуссерль интегрировал анализы Авенариуса в свою концепцию жизненного мира.

Жизненный мир является фоном, горизонтом (рамкой интерпретации) и основой познавательной деятельности. Различные научные взгляды на мир, утверждал Гуссерль, искусственно создаются путем придания этому дологическому, донаучному жизненному миру логического и познавательного аппарата (идеализации). Однако люди склонны ошибочно воспринимать объективное восприятие мира, которое наука описывает как единственно достоверное. Представляя научные образы мира как репрезентирующие «действительность», современная наука скрывает жизненный мир, являющийся источником научных представлений. В его Кризис европейских наук, Гуссерль утверждал, что кризис европейских наук был вызван этим сокрытием, и призывал вернуться к анализу жизненного мира.

Проблемы жизненного мира

Гуссерль доказывал существование жизненного мира как дорефлексивного повседневного мира. Однако жизненный мир не является чистым миром, свободным от интерпретаций. Это социальный, исторический и культурный мир, наполненный различными интерпретациями и ценностными точками зрения. Научные взгляды постоянно перетекают в то, как человек понимает повседневный мир.

События после Гуссерля

Хайдеггер, ученик Гуссерля, которого Гуссерль считал своим преемником, отказался от гуссерлианской феноменологии и переосмыслил феноменологию как философскую герменевтику.

Хайдеггер полагал, что человечество рождается для мира и живет в своей социальной, культурной и исторической среде и что оно, безусловно, интерпретирует мир и себя в их контекстах. Задача феноменологии, утверждал Хайдеггер, состоит не в том, чтобы разработать философскую методологию для достижения своего рода «чистого» знания, существующего до научных исследований, а в том, чтобы разработать методологию интерпретации. Нет такого знания, которое было бы свободно от интерпретации. Хайдеггер поместил феноменологию в традицию философской герменевтики и развил герменевтическую феноменологию.

Концепция жизненного мира была представлена ​​с пониманием того, что люди существуют в мире в неразрывной связи. Хайдеггер переформулировал причастность человечества к миру как «бытие-в-мире» и развил феноменологию как онтологию. Он отверг психологическую ориентацию Гуссерля и разработал свою собственную философию.

Морис Мерло-Понти, французский феноменолог, поставил ряд вопросов, которые Гуссерль оставил без ответа, когда пытался развить идею жизненного мира. Мерло-Понти пытался решить вопросы воплощения (человеческий дух или сознание существует в человеческом теле, и эти две сферы неразделимы), человеческой сексуальности и другие.

Альфред Шютц (1899-1959), социолог и философ, рассматривал жизненный мир как социальный мир и разработал феноменологическую социологию. Исследования Шютца оказали влияние на Гарольда Гарфинкеля, разработавшего этнометодологию.

Harbermas

Для Юргена Хабермаса жизненный мир — это более или менее «фоновая» среда компетенций, практик и отношений, представленных в терминах когнитивного горизонта человека. Это живая сфера неформального, культурно обоснованного взаимопонимания и взаимного приспособления. Рационализация жизненного мира является лейтмотивом 2-томного 9-го тома Хабермаса. 0005 Теория коммуникативного действия . Проникновение бюрократии в рациональность жизненного мира анализируется Хабермасом как «колонизация жизненного мира».

Социальная координация и системное регулирование осуществляются посредством общих практик, убеждений, ценностей и структур взаимодействия, которые могут иметь институциональную основу. Люди неизбежно являются жизненными в той мере, в какой индивидуумы и взаимодействия опираются на обычаи и культурные традиции для построения идентичности, определения ситуаций (в лучшем случае путем понимания, но также и путем переговоров), координации действий и создания социальной солидарности.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Гарфинкель, Гарольд. 1984. Исследования по этнометодологии . Малден, Массачусетс: Polity Press / Blackwell Publishing. ISBN 0-7456-0005-0.
  • Гурвич, Арон. Поле Сознания. Издательство Университета Дюкен, 1964. ISBN 0820700436.
  • Хайдеггер, Мартин и Джоан Стамбо. Бытие и время: перевод Sein Und Zeit. Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, 19.96. ISBN 0791426777.
  • Гуссерль, Эдмунд. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Северо-Западный UP, 1970.
  • Розен, Стивен М. Топологии плоти: многомерное исследование жизненного мира. Афины: Издательство Университета Огайо, 2006. ISBN 0821416766.
  • Шютц, Альфред. Сборник статей VI. Проблема социальной реальности. Гаага: Мартинус Нейхофф, 1962.
  • Соколовский, Роберт. Введение в феноменологию. Cambridge UP, 2000. ISBN 0521660998.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 25 октября 2022 г.

  • Заметки о Хабермасе: жизненный мир и система Артур В. Франк.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и дополнили статей Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования. История более ранних вкладов википедистов доступна исследователям здесь:

  • Жизненный мир история

История этой статьи с момента ее импорта в New World Encyclopedia :

  • История «Жизненного мира»

Примечание. На использование отдельных изображений, лицензированных отдельно, могут распространяться некоторые ограничения.

мир — Энциклопедия Нового Света

Lifeworld (нем. Lebenswelt ) — понятие, используемое в философии и некоторых социальных науках, означающее мир «как жил» до рефлексивного представления или анализа. Эдмунд Гуссерль ввел понятие жизненного мира в своем труде 9.0005 Кризис европейских наук (1936), следуя анализу Мартина Хайдеггера Бытия-в-мире (In-der-Welt-Sein) в Бытии и времени. Концепция была развита Яном Паточкой, Альфредом Шютцем, Морисом Мерло-Понти, Юргеном Хабермасом, Гарольдом Гарфинкелем и другими.

Гуссерль задумал и развил феноменологию как философскую дисциплину для анализа сознания или психической жизни; то есть соотношение между функциями разума («ноэзис»), такими как восприятие, мышление, чувство, вера, желание и надежда, и объектами этих умственных действий («ноэма»). Гуссерль, однако, постепенно столкнулся с трудностями в этом первоначальном стремлении и осознал значение элемента существования повседневного мира, в котором человек живет до рефлексивного анализа. Гуссерль обратил свое внимание на изучение жизненного мира на более позднем этапе своей карьеры. Жизненный мир — это социальная, политическая, историческая и культурная среда, в которой люди интерпретируют, общаются и социально участвуют во множестве общественных сфер. Однако концепция жизненного мира подняла ряд вопросов, включая интерсубъективность, воплощение, герменевтику и историчность. Хайдеггер, Альфред Шютц, Морис Мерло-Понти, Юрген Хабермас, Гарольд Гарфинкель и другие развили собственные феноменологические исследования проблем жизненного мира, не решив которые Гуссерль умер.

Содержание

  • 1 Гуссерль
    • 1.1 Проблемы жизненного мира
  • 2 события после Гуссерля
    • 2.1 Харбермас
  • 3 Каталожные номера
  • 4 Внешние ссылки
    • 4.1 Общие источники по философии
  • 5 кредитов

Гуссерль считал рациональность духом Европы, уходящим своими корнями в Грецию и ее философию. Именно ошибочный рационализм, оторвавшийся от своего жизненного мира, был источником кризиса Запада. Выход он видел в воссоздании основ философии и интеллектуальной жизни на надежном фундаменте, открытом феноменологией.

Гуссерль развил феноменологию из своей критики господствующих философских тенденций психологизма и историзма, которые, по мнению Гуссерля, пытались свести философское знание к фактически научному знанию. Для Гуссерля философия должна была искать и открывать несомненное знание в отличие от «знания фактов». «Знание о фактах» или фактическое знание всегда может быть иным, чем то, чем они являются, и нет никаких причин, по которым факты не могут быть иными. Гуссерль понимал идею феноменологии как аподиктически достоверную, отрицание которой немыслимо, и как науку, которая обосновывает все другие эмпирические и формальные науки, включая логику и математику. Гуссерль имел обширный опыт в области математики. Он учился у Карла Вейерштрасса и Леопольда Кронекера, получил докторскую степень. с работой, Beiträge zur Variationsrechnung (Вклад в вариационное исчисление) , и когда-то он был помощником Вейерштрасса. Для Гуссерля феноменология была философией, способной прояснить происхождение и обосновать все науки, в том числе логику и математику, которые считались определенными знаниями.

Декарт развил методическое сомнение, чтобы найти несомненную отправную точку своей мысли. Гуссерль нашел ключ в методе Декарта и развил феноменологию как анализ сознания, главной характеристикой которого, по его мнению, была интенциональность. Гуссерль рассматривал сознание как поле, в котором мир и множество существ в мире конституируются разумом. Соответственно, он развивал феноменологию как философскую дисциплину, анализирующую отношения между психическими актами (ноэзис) , такие как восприятие, мышление, убеждение, надежда и воображение, а также объекты умственных действий (ноэма) . Гуссерль думал о том, как можно показать мир посредством анализа сознания. С этой точки зрения были опубликованы более ранние работы Гуссерля, такие как « идей » (нем. Ideen ).

Гуссерль, однако, столкнулся с рядом проблем, таких как «интерсубъективность», «сознание времени», «воплощение» (разум воплощается в человеческом теле) и «пассивный синтез», которые он не мог объяснить в своих первоначальный каркас. Он пришел к выводу, что человеческое сознание живет в теле, и что сознание не солипсично и индивидуально изолировано, а имеет общинный или разделяемый элемент. Далее он утверждал, что сознание содержит в себе бессознательную деятельность. Гуссерль сформулировал ряд проблем, вытекающих из концепции жизненного мира. Феноменология жизненного мира стала центральным направлением его более поздней карьеры, и он написал Кризис европейских наук (1936) с этой новой точки зрения.

Гуссерль пришел к выводу, что люди уже живут в этом социальном, историческом, политическом и культурном мире до любого научного или философского рефлексивного анализа. Гуссерль концептуализировал всю совокупность этой повседневной жизни и мира как жизненный мир.

Гуссерль задумал концепцию жизненного мира еще в 1910-х годах, но тематически он не развивал ее до середины 1920-х годов. Считалось, что перспективы Ричарда Авенариуса (1843–1896), немецко-швейцарский философ, оказал влияние на Гуссерля, который пытался найти новый взгляд на свою феноменологию. Авенариус представил понятие природного мира как источника всех знаний, который он мыслил как опытный мир, предшествующий всем понятийным делениям и категоризациям. Авенариус утверждал, что такие категории, как субстанция, причинность, субъект-объект, разум-тело и другие, не являются предсуществующими реалиями мира, а являются результатом человеческих актов категоризации. Он выступал за существование «чистого опыта» «мира природы» до концептуализации как конечного источника знания. Гуссерль интегрировал анализы Авенариуса в свою концепцию жизненного мира.

Жизненный мир является фоном, горизонтом (рамкой интерпретации) и основой познавательной деятельности. Различные научные взгляды на мир, утверждал Гуссерль, искусственно создаются путем придания этому дологическому, донаучному жизненному миру логического и познавательного аппарата (идеализации). Однако люди склонны ошибочно воспринимать объективное восприятие мира, которое наука описывает как единственно достоверное. Представляя научные образы мира как репрезентирующие «действительность», современная наука скрывает жизненный мир, являющийся источником научных представлений. В его Кризис европейских наук, Гуссерль утверждал, что кризис европейских наук был вызван этим сокрытием, и призывал вернуться к анализу жизненного мира.

Проблемы жизненного мира

Гуссерль доказывал существование жизненного мира как дорефлексивного повседневного мира. Однако жизненный мир не является чистым миром, свободным от интерпретаций. Это социальный, исторический и культурный мир, наполненный различными интерпретациями и ценностными точками зрения. Научные взгляды постоянно перетекают в то, как человек понимает повседневный мир.

События после Гуссерля

Хайдеггер, ученик Гуссерля, которого Гуссерль считал своим преемником, отказался от гуссерлианской феноменологии и переосмыслил феноменологию как философскую герменевтику.

Хайдеггер полагал, что человечество рождается для мира и живет в своей социальной, культурной и исторической среде и что оно, безусловно, интерпретирует мир и себя в их контекстах. Задача феноменологии, утверждал Хайдеггер, состоит не в том, чтобы разработать философскую методологию для достижения своего рода «чистого» знания, существующего до научных исследований, а в том, чтобы разработать методологию интерпретации. Нет такого знания, которое было бы свободно от интерпретации. Хайдеггер поместил феноменологию в традицию философской герменевтики и развил герменевтическую феноменологию.

Концепция жизненного мира была представлена ​​с пониманием того, что люди существуют в мире в неразрывной связи. Хайдеггер переформулировал причастность человечества к миру как «бытие-в-мире» и развил феноменологию как онтологию. Он отверг психологическую ориентацию Гуссерля и разработал свою собственную философию.

Морис Мерло-Понти, французский феноменолог, поставил ряд вопросов, которые Гуссерль оставил без ответа, когда пытался развить идею жизненного мира. Мерло-Понти пытался решить вопросы воплощения (человеческий дух или сознание существует в человеческом теле, и эти две сферы неразделимы), человеческой сексуальности и другие.

Альфред Шютц (1899-1959), социолог и философ, рассматривал жизненный мир как социальный мир и разработал феноменологическую социологию. Исследования Шютца оказали влияние на Гарольда Гарфинкеля, разработавшего этнометодологию.

Harbermas

Для Юргена Хабермаса жизненный мир — это более или менее «фоновая» среда компетенций, практик и отношений, представленных в терминах когнитивного горизонта человека. Это живая сфера неформального, культурно обоснованного взаимопонимания и взаимного приспособления. Рационализация жизненного мира является лейтмотивом 2-томного 9-го тома Хабермаса.0005 Теория коммуникативного действия . Проникновение бюрократии в рациональность жизненного мира анализируется Хабермасом как «колонизация жизненного мира».

Социальная координация и системное регулирование осуществляются посредством общих практик, убеждений, ценностей и структур взаимодействия, которые могут иметь институциональную основу. Люди неизбежно являются жизненными в той мере, в какой индивидуумы и взаимодействия опираются на обычаи и культурные традиции для построения идентичности, определения ситуаций (в лучшем случае путем понимания, но также и путем переговоров), координации действий и создания социальной солидарности.

Ссылки

Ссылки ISBN поддерживают NWE за счет реферальных сборов

  • Гарфинкель, Гарольд. 1984. Исследования по этнометодологии . Малден, Массачусетс: Polity Press / Blackwell Publishing. ISBN 0-7456-0005-0.
  • Гурвич, Арон. Поле Сознания. Издательство Университета Дюкен, 1964. ISBN 0820700436.
  • Хайдеггер, Мартин и Джоан Стамбо. Бытие и время: перевод Sein Und Zeit. Олбани, Нью-Йорк: State University of New York Press, 19.96. ISBN 0791426777.
  • Гуссерль, Эдмунд. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Северо-Западный UP, 1970.
  • Розен, Стивен М. Топологии плоти: многомерное исследование жизненного мира. Афины: Издательство Университета Огайо, 2006. ISBN 0821416766.
  • Шютц, Альфред. Сборник статей VI. Проблема социальной реальности. Гаага: Мартинус Нейхофф, 1962.
  • Соколовский, Роберт. Введение в феноменологию. Cambridge UP, 2000. ISBN 0521660998.

Внешние ссылки

Все ссылки получены 25 октября 2022 г.

  • Заметки о Хабермасе: жизненный мир и система Артур В. Франк.

Общие источники по философии

  • Стэнфордская философская энциклопедия
  • Интернет-энциклопедия философии
  • Проект Пайдейя Онлайн
  • Проект Гутенберг

Кредиты

Энциклопедия Нового Света писателей и редакторов переписали и дополнили статей Википедии в соответствии со стандартами New World Encyclopedia . Эта статья соответствует условиям лицензии Creative Commons CC-by-sa 3.0 (CC-by-sa), которая может использоваться и распространяться с надлежащим указанием авторства. Упоминание должно осуществляться в соответствии с условиями этой лицензии, которая может ссылаться как на авторов New World Encyclopedia , так и на самоотверженных добровольных участников Фонда Викимедиа. Чтобы процитировать эту статью, щелкните здесь, чтобы просмотреть список допустимых форматов цитирования.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts