О постижении смысла значения знаков, звуков, символов
Нашей задачей является выявление всех аспектов лингвистического конструирования реальности. Работа со звуком, знаком, символом, образом дает терапевтические предпосылки к воздействию на эмоции, энергетику, жизненные программы, разные уровни сознания и самосознания.
Прежде описания практической методики необходимо сопоставить элементарные понятия научно-исследовательской и целебной психолингвистики (духовно-оздоровительных школ).
Почему большая наука работает со знаком, абстрактным продуктом интеллекта и знаком-символом?
Почему известные, древние и восточные, школы целительства работают со звуком, а также с дыханием, движением и энергетикой?
Знак — производное интеллекта (яньская система). Звук — рождается в сердце (иньская система). У современного человека ум с сердцем не в ладу. Элементарной единицей в научных психолингвистических исследованиях является знак. «Весь универсум пронизан знаками. Знак обнаруживается в мыслительных, биологических, химических, физических процессах». Ч. Пирс (1921г) представил классификацию знаков. Знаки он делит на индексальные (указующие знаки), иконические (построенные на ассоциации по сходству, подобию) и символические. Символический — ценностный, мотивационный знак, условный знак понятий, идей, явлений, коммуникационных моделей, интегрирующих сознание людей в единое смысловое поле культуры. Они представляют собой образы и явления, имеющее значение для многих групп людей.
Знак — средство развития интеллекта, абстрактного, рефлексивного, творческого мышления, сознания и самосознания, средство развития и передачи кодируемого опыта, трансмиттер в формировании культуры, дисциплинирующей разум. Знаки-указатели мысли, окна в мир. Знак — внешнее проявление скрытых правил, по которым живут люди.
Вторая сигнальная система, способствующая развитию сознания, сформирована на основе знаков, звуков, образов и символов. Знаки и символы, с их свернутым содержанием, закодированы на основе коллективного бессознательного. Раскрывается же их смысл индивидуальным, личностным бессознательным. В этом действии проявляется весь человек, рациональный и иррациональный. За всю историю человечество лишь однажды решило проблему соединения ментального (сознательного) и чувственного (бессознательного) аспектов отражения бытия, создав алфавит, включающий знак и звук. Знак и звук соотносятся друг к другу как мысль и чувство.
Символ фиксирует способность материальных вещей, событий, чувственных образов выражать в социокультурном аспекте идеальное содержание. Символ создает смысловую перспективу для объяснения и понимания, но требует от интерпретаторов работы с кодами разного уровня. Символическое — категория, охватывающая все формы культурной деятельности (Э. Кассирер, 2001г).
В символе — указатель правила единства и борьбы противоположностей. Пример: универсальный китайский символ Инь — Янь. При отсутствии полноты восприятия символы толкуются сознанием искаженно, создавая иллюзию действительности.
В структурной лингвистике Ф. Соссюра делил знаки на вербальные, коммуникационные, репрезентативные, экспрессивные. В последние десятилетия внимание стали привлекать невербальные знаки: паралингвистические (ямб, хорей в поэтике), кинетические (мимика лица), проксемитические (пространственное понятие, определяющее границы поведение человека).
Интересна философия авторов Христианской семиологии. В книге сербского Владыки Николая «Символы и сигналы»(2003г) дается ряд определений: «Истина познается через откровение. Постичь её можно через прочтение (дешифровку) подаваемых знаков. Творения суть символы, а духовная действительность есть смысл и жизнь. Символ — сигнал из тонкого мира в реальность. Сигнал — нечто мгновенное, а символ — нечто длящееся. Истинный символ должен включать в обобщении идею и чувство, плоды интеллекта и эмоциональную оценку. Семантика — это разум семиотики». На примерах материала из священных книг метафорически обсуждаются невербальные знаки. Тему знаков и смысла, значения рассматривают Никола Рот (Югославия) «Знаки и значения», Ролан Барт (Франция) «Царство знаков».
Знак может стать средством саморегуляции тогда и постольку, когда и поскольку индивид овладевает его значением. Бытийный слой образуют биодинамическая ткань движения и действия и чувственная ткань образа. Рефлексивный слой образуют значение и смысл (А.Н. Леонтьев, Н.А. Рубинштейн, В.П. Зинченко). «Сознание — индивидуальная система значений, данных в единстве с чувственной тканью и личностным смыслом» (А.Н. Леонтьев, 2005г).
Знаково-символическая система способствует развитию сознания человека, формирует его информационную сущность. Возможно оппозиционное воздействие знаково-символической системы на сознание. На её основе возможны способы магического воздействия, манипулирования сознанием, подмены истинной действительности виртуальной. Человек уходит от подлинной реальности, целостности, завершенности и находит ложные символы и образы подобия. Знак становится посредником в формировании виртуальной информационной реальности.
Подписка на новости
Отличная возможность быть всегда в курсе новостей ППЛ.
Символдрама как способ достучаться до бессознательного
Вы когда-нибудь обращали пристальное внимание на трактовку своих сновидений? Может, вчера вам приснилась злая собака, преследующая вас, или сияющее солнце на Лазурном берегу… Возможно, вы пробовали интерпретировать эти сновидения, проводя аналогию с вашей настоящей, реальной жизнью и событиями, наполняющими её. В этой связи собака может представлять собой какой-либо страх или переживание, преследующее вас на протяжении данного периода, а может, всей жизни, а яркое солнце – необходимость отдыха и получения приятных впечатлений.
Однако все эти догадки могут быть сведены к нулю, поскольку мы не знаем жизненных обстоятельств, переживаемых вами сейчас. Но что гораздо важнее – нам неизвестны условия, в которых вы воспитывались, ваши личные, семейные отношения, что играет огромную роль в формировании психологической основы каждой личности.
Направление психологии под названием символдрама как раз занимается выявлением глубинных психологических проблем посредством образных фантазий. Давайте более подробно изучим процессы, протекающие во время сеансов символдрамы, а также поговорим о её создателях.
Отец символдрамы
Если представить, что психология – это целый клан направлений, то символдрама представляет собой одно из таких направлений, а её «двоюродным братом» выступает психоанализ, который зачастую по ошибке ставится как её родитель. Изучая символдраму, становится очевидно, что наблюдения, выводы, закономерности, выведенные выдающимися учеными психоанализа (Зигмудом Фрейдом, Альфредом Адлером, Карлом Юнгом и т.д.), применяются и признаются в символдраме, тем не менее ставить между ними знак равенства будет некорректно.
Основателем символдрамы (или кататимно-имагинативной психотерапии) является Ханскарл Лёйнер – немецкий ученый-психотерапевт, доктор медицины, проделавший за свою жизнь путь от молодого радиста до основоположника международного психотерапевтического сообщества. Молодость человека, мечтавшего стать психотерапевтом, совпала с периодом войны, в результате чего он был отправлен на восточный фронт. Как отмечал сам Лёйнер, впоследствии при разработке концепции символдрамы военный опыт ему пригодился.
Весомый вклад в развитие символдрамы Лёйнером внес Карл Юнг. Значительная часть идей последнего была выдвинута на основании интуиции и фантазий, что подстегнуло Лёйнера провести ряд экспериментов с целью доказательства существенности и самостоятельной научной компетентности символов, образов, бессознательного в целом. Таким образом, стремясь улучшить психоанализ, ученый разработал отдельное направление, ставшее знаменитой психотерапевтической техникой. Давайте рассмотрим ее более подробно.
Символдрама: проникаем в подсознание
Символдрама или кататимно-имагинативная психотерапия – разновидность индивидуальной или групповой психологической терапии, направленной на выявление бессознательных процессов.
Этимология терминов восходит к греческому языку: символдрама означает «действие знаков, символов», а кататимно-имагинативный – «соответствие душе» и «представление, фантазия». Иными словами, символдрама оперирует методом «сны наяву» и призвана оживить память чувств. Заметьте, память событий, как утверждают психологи не длительна, то есть мы не помним, что происходило с нами, например, во второй год жизни, но память чувств не затухает, она остается в бессознательном, копится и влияет на наше поведение, а значит, чувства от второго года остаются на всю жизнь и оказывают эффект на то, как мы живем.
Эта методика своим базисным понятием ставит образ или мотив – луг, цветок, гора, ручей, лев, опушка леса, дерево, идеал-я и т.д. Пытаясь представить то или иное место и моделируя свое поведение в таких условиях, пациент делится впечатлениями с психотерапевтом, который словно ведет его в это место. При этом специалист задает общие вопросы (типа «Как вы можете описать то, что видите?» или «Какие у вас возникают чувства?», а не «Видите ли вы цветок?» или «У вас возникло чувство радости или грусти?») и наблюдает за реакциями пациента.
Кому в принципе нужна символдрама? Психотерапия в принципе необходима людям, страдающим какой-либо психологической проблемой, расстройством или даже болезнью. В частности, люди часто обращаются за помощью к психотерапевтам-специалистам по символдраме дабы избавиться от депрессии, невроза, фобий, галлюцинаций, психосоматических расстройств. Как правило, эти люди осознают, что за методом символдрамы стоит работа с подсознанием, поэтому готовы полностью довериться специалисту.
Зачастую к кататимно-имагинативной терапии прибегают как люди, нуждающиеся в медицинской помощи (психосоматические расстройства), так и семейные пары (возможность развода, измена партнёра, плохие отношения с детьми), коучи (страх большой аудитории, выступлений), руководители (работа с коллективом, коллегами), бизнесмены (хроническая усталость, общение с клиентами, трудные переговоры) и др.
Как же проходит практика символдрамы? Прежде всего нужно оговориться: не рекомендуется проводить практику самостоятельно. При погружении в глубинные психологические процессы личности необходимо сопровождение знающего, грамотного психотерапевта. Только с помощью такого специалиста получится провести эффективный и полезный сеанс. К тому же, однозначно признается, что психология человека диалогична. Это означает, что мы лучше разбираемся в своих проблемах при выстраивании диалога, делясь своими переживаниями.
Практика символдрамы считается наиболее простой в плане её осуществления и проведения. Чтобы провести сеанс кататимно-имагинативной терапии, нужна тихая, спокойная обстановка.
Обратимся теперь к этапам символдрамы.
Этап №1. Вводная беседа
Предварительно специалисту-психотерапевту необходимо провести беседу с пациентом, обратив внимание на период его детства, даже младенчества. Как было отмечено выше, символдрама оперирует тем, что в первые годы жизни в подсознании откладывается информация, влияющая на всю последующую жизнь человека. Суть символдрамы – трактовка символов, возникающих при возникновении образов, однако их трактовка должна быть скорректирована под индивидуальную историю каждого человека.
К примеру, если у человека возникает желание искупаться в бурной реке, психотерапевт может распознать здесь желание дополнительной материнской заботы (как правило, водная среда является символом воссоздания ситуации нахождения ребенка в утробе матери), но, если данный пациент является профессиональным пловцом, возможно, ему необходимо преодолеть очередное препятствие, доказать свое превосходство. Поэтому важно каждый раз «раскрывать» пациента, узнавать подробности детского периода, взаимоотношений с семьей и т.п.
После предварительной беседы наступает этап релаксации.
Этап №2. Расслабление
Расслабление необходимо пациенту с целью избавления от механизмов сопротивления, сопровождающих нас по ходу всей активной жизнедеятельности, а также выхода всех глубинных переживаний. Подробнее о техниках релаксации можно узнать в этой статье.
Во время релаксации убедитесь, что в ближайшее время вам не нужно срочно отвлекаться на звонки, постарайтесь создать бесшумную обстановку, чтобы сконцентрироваться на образах, не отвлекаться и видеть их как можно более четко.
Этап №3. Погружение в образ
Настал момент погружения в фантазии. Когда вы достаточно расслабились, прислушайтесь к психотерапевту, который выступает в роли проводника, следуйте его указаниям, доверьтесь ему. То, что вам предстоит, можно представить, как прогулку в подсознание, что всегда интересно и результативно.
Специалист предлагает пациенту какой-либо образ (мотив), к примеру, это может быть опушка леса (лес, собственно, символ бессознательного). Смысл в том, чтобы увидеть какое-либо существо, выходящее из леса (из бессознательного). Специалист будет трактовать вашу фантазию как тот или иной символ и сможет выявить проблему не только в зависимости от того, что вы увидите, но и почувствуете. Важнейшее значение при символдраме имеют возникающие чувства, эмоции. Напомним, эта терапия касается именно памяти чувств, хранящихся в бессознательном, поэтому ожидаемо услышать вопрос «Какие чувства вы при этом испытали?»
Этап №4. Заключительный
После сна наяву вам будет предложено выйти из ситуации. Психотерапевт по окончании сеанса сделает несколько пометок, учтет для себя какие-то моменты, не раскрывая их, а затем даст вам «домашнее задание». Обычно пациенту по приходе домой предлагается нарисовать то, что он увидел во время терапии.
Рисуя увиденное, пациенты вкладывают в изображение свое отношение к тому, что было во сне наяву. Выбирая размер, цвета красок, способ нанесения, фактуру, контуры, насыщенность и другие характеристики, пациент вкладывает свои эмоции в нарисованное, а профессиональный психотерапевт может это анализировать, «читать». Поэтому, безусловно, практика последующего рисования поможет понять ваши бессознательные мотивы лучше.
Уже после проведенных сеансов, а их может быть около 10-15 для полного осмысления проблемы, психотерапевт поводит беседу с клиентом, обсуждает, что было проделано, что значили те или иные смыслы, если что-то осталось недопонятым. Однако по ходу всей практики врач дает возможность пациенту осознать это все самостоятельно, показать, как тот или иной опыт влиял на его/ее жизнь.
Реальный сеанс символдрамы с Клепиковым Николаем Николаевичем, преподавателем Московского института психоанализа, президентом Консолидированного психологического общества, обучающим терапевтом, можно посмотреть в видео ниже (начиная с 58 минуты):
Если вы заинтересованы психологическими методами контроля своего поведения, мыслей и чувств, мы советуем вам пройти нашу онлайн-программу «Психическая саморегуляция», где за 6 недель вы научитесь справляться с прокрастинацией, бороться с апатией и стрессом, избавитесь от стресса на работе (учебе).
Вместо заключения
Каждый из нас в детстве становится заложником ошибок родителей, друзей, близких и другого окружения. Один странный взгляд или нечаянно брошенный жест, словленный вами в раннем детстве, может стать причиной какой-либо психологической проблемы в уже зрелом возрасте.
Выбирая ту или иную методику, убедитесь в профессионализме специалиста, к которому обращаетесь. И, что не менее важно, постарайтесь ему довериться, что означает смелость при погружении в свой внутренний мир и по возможности его анализ. Так вы сможете избавиться от последствий детских эмоциональных травм и жить более счастливо.
Желаем удачи!
Ключевые слова:1Самопознание
Создание символического значения на пути к индивидуации » Эшвилльский центр Юнга
Описание
К. Г. Юнг много писал о символах, начиная с работы, которая ознаменовала его разрыв с Фрейдом, Symbole und Wandlungen der Libido (Символы и трансформации) либидо). «Красная книга », вышедшая вскоре после этого, сама по себе является символической работой во многих отношениях, не только из-за содержания повествования и нарисованных изображений, но и из-за значения, которое она имела для Юнга лично.
На этом трехчасовом семинаре Мюррей Стейн и Уоррен Коулман рассматривают символы и символический процесс. Юнгианская психология известна своей интерпретацией символов в том виде, в каком они появляются в культурных материалах, таких как мифы, сказки и религиозные ритуалы. Они также сильно проявляются на личном уровне в снах, активном воображении, проекции и переносе (или контрпереносе). Символы часто ведут нас через трансцендентную функцию в психической жизни и могут стать основным мотиватором изменений. Присоединяйтесь к нам на этом семинаре, где мы рассмотрим личные символы и то, как они влияют на нашу жизнь.
Докладчики:Мюррей Стейн, доктор философии. — обучающий аналитик и президент Международной школы аналитической психологии в Цюрихе, Швейцария (ISAP Zurich). Он является автором «Принципа индивидуации» и многих других книг и статей в области юнгианского психоанализа. Он является одним из основателей Межрегионального общества юнгианских аналитиков и Чикагского общества юнгианских аналитиков. С 2001 по 2004 год он был президентом Международной ассоциации аналитической психологии. Он очень востребованный международный лектор и в настоящее время живет в Швейцарии.
Уоррен Колман, магистр искусств , редактор журнала аналитической психологии и обучающий аналитик Общества аналитической психологии (SAP) в Лондоне, Великобритания.
Цели обучения:Сравнить традиционное и современное юнгианское мышление о символах и их месте в психотерапии
Для анализа создания, использования и неправильного использования символов в культуре
Чтобы создать символическое значение и описать его влияние на людей и культуру
Для описания символических процессов в психотерапии
Критиковать новые концепции в аналитической психологии, связанные с символами и созданием символического значения
- «Введение: Юнг о символах и символической жизни», с обсуждением, Мюррей Стайн.
- «Некоторые размышления о создании символического значения», с обсуждением, Уоррен Колман.
- «Цюрих против Лондона по символам, символическому значению, символической жизни». Диалог между Мюрреем Штейном и Уорреном Колманом и публикой.
- «Некоторые размышления о символических образах и процессах в анализе» Мюррея Штейна.
Чтения:
Бовензипен, Г. (2002) Символическое отношение и мечтательность: проблемы символизации у детей и подростков. Журнал аналитической психологии, том 47:2, 241-257
Колман, В. (2010) Толкование снов и создание символического значения. В Юнгианском психоанализе (изд. М. Штейн), стр. 94-108.
Юнг, К.Г. Трансцендентная функция. В CW 8, пп. 131-193.
________. Тавистокские лекции, лекции 3 и 4. В CW.18. Пункты 145-303.
________. Символическая жизнь. В CW 18, пп. 608-696.
________. «Символ» в определениях. В CW 6, пп. 814-829.
Ронненберг, А. (редактор) (2010) Книга символов.
Штейн, М. (2009) Символ как психический преобразователь. В Symbolic Life 2009 (изд. М. Штейн), стр. 1–12.
Символ и символическое отношение к поиску смысла
Символ . Наилучшее возможное выражение чего-то неизвестного. (См. также конструктивный и окончательный .)
Каждое психологическое выражение является символом, если мы предполагаем, что оно утверждает или означает нечто большее и отличное от него самого, что ускользает от нашего настоящего знания. [«Определения», CW 6, пар. 817.]
Отличия символа от знака
Юнг различал символ и знак. Знаки различия на униформе, например, являются не символами, а знаками, идентифицирующими владельца. Имея дело с бессознательным материалом (сны, фантазии и т. д.), образы могут быть истолкованы семиотически, как симптоматические знаки, указывающие на известные или познаваемые факты, или символически, как выражение чего-то существенно неизвестного.
Интерпретация креста как символа божественной любви семиотична, поскольку «божественная любовь» лучше и точнее описывает факт, чем крест, который может иметь множество других значений. С другой стороны, интерпретация креста символический , когда он ставит крест за пределы всех мыслимых объяснений, рассматривая его как выражение еще неизвестного и непостижимого факта мистической или трансцендентной, т. [Там же, пар. 815.]
Интерпретируется ли что-то как символ или знак, зависит главным образом от отношения наблюдателя. Юнг связал семиотический и символический подходы соответственно с каузальной и конечной точками зрения. Он признал важность обоих.
Психическое развитие не может быть достигнуто только намерением и волей; она нуждается в притяжении символа, квант ценности которого превышает квант ценности причины. Но формирование символа не может произойти до тех пор, пока ум не будет достаточно долго останавливаться на элементарных фактах, то есть пока внутренние или внешние потребности жизненного процесса не вызовут преобразование энергии. [«О психической энергии», CW 8, пар. 47.]
Символическое отношение к поиску смысла
Символическое отношение внизу конструктивный , поскольку он отдает приоритет пониманию значения или цели психологических явлений, а не поиску редуктивного объяснения.
Есть, конечно, невротики, которые считают свои бессознательные продукты, в основном болезненные симптомы, символами первостепенной важности.
Однако обычно этого не происходит. Наоборот, современный невротик слишком склонен рассматривать продукт, который может быть на самом деле многозначителен, как простой «симптом». [«Определения, CW 6, пар. 821.]
Трансформационная сила
Главный интерес Юнга к символам заключался в их способности преобразовывать и перенаправлять инстинктивную энергию.
Как объяснить, например, религиозные процессы, природа которых по своей сути символична? В абстрактной форме символы представляют собой религиозные идеи; в форме действия они являются обрядами или церемониями.