Воспитание ответственности: когда, зачем и как
Ответственность — это положение, при котором человек отдает полный отчет в своих действиях и принимает на себя вину за последствия в исходе порученного дела. Ответственный человек осознает себя как причину совершаемых им поступков, инициирует изменения в собственной жизни и готов отвечать за то, к чему они приведут.
Возраст ответственности
Для дошкольного возраста характерна малая степень развития самосознания. Чтобы быть по-настоящему ответственным, ребенок должен уметь прогнозировать последствия, т. е. знать, какое поведение одобряется, а после какого наступают санкции. Но дошкольник к этому пока полностью не готов. Он постепенно узнает правила и нормы нашего взрослого общества, и именно это знание — основа ответственного поведения в будущем. Родители часто склонны думать, что ребенок — это просто маленький взрослый, который «все понимает», но не делает то ли из вредности, то ли от лени, то ли из упрямства. И требуют от ребенка того, что он дать не в состоянии, исходя из особенностей своего возраста.
До 2 лет — возраст, когда ребенок не способен проследить связи между своими действиями и наступившими последствиями. Для него всякое последствие наступает «вдруг». Он ориентируется на то, какую реакцию выдает его мама и другие близкие, и постепенно «заучивает» то, что делать не стоит, но лишь потому, что это многократно вызывало негативную реакцию. Подлинной ответственности ни за внешний вид, ни за игрушки быть не может, и не стоит ее требовать.
От 2 до 3,5 лет — это период, в который у большинства детей наступает так называемый «кризис трех лет». Как правило, он начинается около 2,5 лет. Поведение ребенка часто похоже на провокацию: он, зная запреты, «проверяет», действительно ли нельзя то, что «нельзя». В этот период очерчиваются границы желательного и порицаемого поведения, и чем четче они будут обозначены, тем больше будет у ребенка «опор», чтобы понять, какое поведение считается ответственным, а какое — нет.
Пока ребенок находится в кризисе, может казаться, что он стал полностью безответственным. Не стоит пугаться и думать, что ребенок окончательно «испортился» и будет расти безответственным человеком. Этот период пройдет, и личностный рост малыша станет очевидным.
ДЕТИ И ДЕНЬГИ
3,5−5 лет. Это время хорошо подходит для начала развития ответственного поведения. Конечно, остается много областей, где родители должны продолжать контролировать поведение ребенка и подсказывать ему, как следует поступить. Но уже можно выделить несколько областей, за которые ребенок должен нести ответственность. Это может быть, например, ответственность за собственные игрушки и вещи («сам потерял, сам и ищи»), простые домашние обязанности (перед семейным обедом положить на стол ложки для всех).
В этом возрасте большинство детей уже посещают детские сады, и там им прививается определенная ответственность: за сохранность своих вещей, за обращение с общими игрушками, за соблюдение правил группы. Если малыш не посещает сад, то родители обязательно должны признавать его личную ответственность в некоторых делах. Если родители считают его еще «слишком маленьким» и не позволяют иметь личных зон ответственности, то это может привести к тому, что малыш привыкнет быть ведомым.
КАК «ЗАСТАВИТЬ» РЕБЕНКА СМОТРЕТЬ ТЕ МУЛЬТФИЛЬМЫ, КОТОРЫЕ ХОТИТЕ ВЫ
Стоит отметить, что ребенок этого возраста оценивает поступки (свои и чужие) только по последствиям, которые они несут. Если внешне правильный поступок несет для ребенка проигрыш, а не выигрыш, то это поведение не закрепится.
Например, 4-летний Саша сам убирает свои игрушки, но у него своя «система», которая не нравится маме. После Сашиной уборки мама, ворча, перекладывает все игрушки. Очевидно, что после правильного поведения (уборки игрушек) для Саши наступают негативные последствия (мама ругается). Чувство ответственности за свои вещи угасает, Саша сразу предпочитает перепоручить уборку маме.
Возраст 5−7 лет характеризуется тем, что ребенок становится все более ответственным. В большинстве случаев он отдает себе отчет в том, какое поведение будет одобряться, а какое — нет. В этом возрасте дети учатся оценивать поступки не только по критерию, какие последствия они повлекли за собой, но и по тому, какие внутренние мотивы были у человека, совершающего тот или иной поступок.
Например, в старшей группе детского сада обсуждается рассказ о том, как девочка, решив помочь маме, стала протирать пыль и случайно разбила вазу, за что мама ее ругала. Дети, которые пока находятся на более ранней ступени и умеют оценивать поведение лишь по последствиям, скажут, что девочка совершила однозначно плохой поступок, учитывая лишь разбитую вазу и недовольство ее мамы. Дети, у которых уже начала формироваться данная способность, скажут, что поведение девочки было правильным, т.к. она старалась помочь маме, делала доброе дело.
Именно эта формирующаяся способность понимать собственные и чужие внутренние мотивы поведения является основой будущей ответственности.
У кого-то из детей она начинает (только начинает!) формироваться в 5−7 лет, а у кого-то лишь ближе к 10−11 годам. Требовать от дошкольника 5−7 лет слишком большого уровня ответственности было бы неправильно. В этом возрасте ребенок должен иметь собственные «зоны ответственности», связанные с личными вещами, сохранением достойного внешнего вида и собственного здоровья. Но все это еще далеко не на нашем, взрослом уровне. Эти понятия только формируются, и ошибки неизбежны. Например, малыш вполне может не учесть, что не стоит ставить сок рядом с клавиатурой компьютера. Или что не нужно «помогать» маме, самостоятельно попытавшись пересадить цветы.
МОЙДОДЫР: ЕСЛИ РЕБЕНОК НЕ ЛЮБИТ КУПАТЬСЯ
Взрослый сейчас должен быть внимательным наставником, к которому ребенок может обратиться, направляющий (но не толкающий!) в нужном направлении, Взрослого уровня ответственности все дети достигают в разном возрасте. Для кого-то это 17−18 лет, но гораздо чаще это возраст около 25 лет. Именно в этот период происходит осознание полной личной ответственности за собственную жизнь.
Друзья ответственности
5-летний Витя — застенчивый мальчик, обычно он ведет себя тихо и незаметно. Если Витя вдруг попадает в компанию заядлых озорников и принимает участие в какой-то проказе, то, будучи наказанным вместе со всеми товарищами, начинает жаловаться и говорить, что это не он все придумал, называет имена «зачинщиков». А вот Кирилл — частый организатор разного рода озорства — никогда не жалуется и тем более не плачет, когда его наказывают. Очевидно, что озорник Кирилл готов нести ответственность за свое поведение, а тихий Витя — нет.
Характер ребенка, без сомнения, влияет на то, будет ли развиваться ответственность. Но характер — это не что-то «заданное» изначально, по факту рождения. Воспитательная позиция родителей развивает или подавляет развитие качеств, которые заложены природой. Итак, какие же качества влияют на то, чтобы ребенок рос ответственным?
- Инициативность
- Стремление к самостоятельному принятию решений. Если ребенок хочет надеть синие джинсы, а не бежевые шорты, стоит ему это позволить. Пусть даже ему будет немного жарко, он поймет, что его решения не всегда верны и нужно учитывать информацию, которую он может получить от других. Очень важно, чтобы у ребенка накапливался опыт самостоятельного принятия решений и последствий, которые они за собой несут.
- Умение анализировать свое поведение с точки зрения социальной правильности. Следование многим нормам усваивается с раннего возраста бессознательно. Но, ближе к школьному возрасту, ребенок начинает задумываться, правильно ли он поступает в общении со своими сверстниками и взрослыми. Не обиделась ли бабушка, когда я с ней не поздоровался? Такие вопросы начинают волновать детей, особенно после 5 лет. Они начинают понимать, что их поведение влияет на настроение близких людей.
- Осмотрительность. Не стоит путать это качество с боязливостью. Здоровая осмотрительность просто необходима для того, чтобы принимать ответственные, продуманные решения.
- Хороший самоконтроль. Люди, способные контролировать свое поведение, проявление чувств, ответственнее, чем импульсивные и порывистые. Контроль связан с процессами возбуждения и торможения в головном мозге. Если они уравновешены, то самоконтроль хороший. У детей до 3,5 лет процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, поэтому им трудно контролировать свои желания и эмоции. Именно поэтому от детей этого возраста еще очень трудно требовать ответственного поведения. Но дальше самоконтроль становится лучше, хотя сильно зависит от особенностей темперамента ребенка.
- Умение быть критичным к собственным действиям и воспринимать критику других. Сначала ребенок учится воспринимать критику близких взрослых, а затем (в возрасте около 5 лет) становится более критичным к своим собственным поступкам. Сначала малыш начинает понимать: его действия привели к определенному (например, негативному) результату, а уж потом развивается способность предугадывать результат.
Родителям детей-дошкольников нужно обращать внимание, чтобы эта оценка действий ребенка не была слишком резкой, чтобы не снизить инициативность или самостоятельность. Критика необходима, но она должна быть доброжелательной и завершаться на позитивной ноте.
Интересное по теме:
Преступления без наказания
Дневной сон малыша. Отказ от дневного сна
7 правил, которые помогут вам воспитать ребенка ответственным человеком
Осознание ответственности за свои действия, умение видеть связь между поступками и их последствиями — важный признак зрелости и необходимое для любого человека качество. И его основы закладываются еще в раннем детстве. Как воспитать в ребенке ответственность и какие ошибки совершают родители, объясняет детский психолог Наталия Калиниченко.
Наталия Калиниченко, детский психолог (центр детского досуга «Умники club», Ярославль), сказкотерапевт, член Европейской Конфедерации Психоаналитической Психотерапии
Мы не рождаемся с умением нести ответственность за свои поступки, или, иными словами, прогнозировать результаты своих действий. И ребенок может приобрести это качество при помощи родителей и ближайшего окружения.
Способность прогнозировать результаты поступков тесно связана со словесно-логическим мышлением, которое формируется только к первому классу или даже позже. Ребенку физиологически сложно анализировать свои действия, тут нужна помощь родителей, причем с самого раннего детства. Если мы планомерно, естественно формируем эти навыки, то к школьному возрасту ребенок подходит уже с высокой степенью самостоятельности и ответственности. Нельзя начинать работу над этими навыками в шесть лет и рассчитывать на быстрые результаты.
Говорите о причине и следствии
Когда ребенок начинает исследовать мир, ползать, ходить, трогать разные предметы, мамы, боясь, что ребенок травмируется, стремятся его защитить — и иногда слишком усердствуют в этом. В итоге у ребенка не формируется связь между действием и последствиями этого: если уколоть пальчиком иголку, будет больно, если слишом быстро побежать, можно упасть. Взрослым очень важно уметь объективно оценивать, опасна ли среда, в которой находится малыш одного двух-лет, и не ограничивать его физическую активность на всякий случай.
Что делать, если малыш упал, ударился, поцарапался? Мы проявляем сочувствие, но в то же время четко проговариваем, почему так случилось: «Ты наткнулся на острый угол стола, поэтому тебе больно», «Ты бежал по мокрому полу, поскользнулся, поэтому упал». Это нужно делать, даже если ребенок пока не общается с вами вербально. Не будьте многословны, говорите четко: «Ты сделал одно, поэтому случилось другое». Эти речевые формулы ребенок хорошо усваивает, они занимают свое место в его пассивном словарном запасе и актуализируются в нужной ситуации.
Важно вести такие разговоры и позже, когда ребенок уже старше. И уделять внимание нужно не только тому, как поступки малыша скажутся на нем самом, но и последствиям для других: «Не обижай кошку, ей больно», «Не кидай камнями в птиц, ты можешь их поранить», «Не ломай ветки у дерева, оно тоже живое».
Четко устанавливайте правила общения с другими людьми: «Если ты будешь драться, другие малыши не станут с тобой дружить».Читайте книги и смотрите мультфильмы
Эти разговоры — не самое главное. Чтобы четко осознавать ответственность за свои поступки, ребенок должен ее видеть в реальности. Все дети смотрят мультфильмы, и практически в каждом есть хороший и плохой герой, хитрый и честный, жадный и щедрый, подлый и порядочный. Обращайте на это внимание ребенка, учите его следить за сюжетными линиями и понимать, почему плохой герой в итоге всегда наказан, а хороший побеждает.
Можно начать с более простого — со сказок. «Теремок» читают в раннем детстве, и уже в три года малыш способен понять, почему домик зверей развалился, когда в него залез медведь, почему другие лесные жители его простили и стали строить новый дом все вместе. Для взрослого человека это кажется простым и очевидным, ребенку же нужно проделать работу, чтобы самостоятельно сделать выводы.
Постепенно, при помощи других сказок, ребенок будет приходить к более сложным для него умозаключениям. Почему у Золушки платье во время бала стало превращаться в лохмотья? Потому что она не следила за временем, хотя фея ее предупреждала. Если во время чтения мы будем говорить с ребенком об этом, то и в более старшем возрасте он станет применять эту технику вопросов и ответов, искать взаимосвязи между поступками и последствиями. Когда маленький человек знает, что следует за его действием, он уже может понимать, стоит ли ему так поступать или лучше воздержаться. Так формируется ответственность.
Будьте примером
Еще один важный способ воспитания ответственности ребенка — собственный пример родителя. Не имеет значения, сколько и о чем мы говорим ребенку, если в своей семье он видит совсем другое, и старшие нарушают те правила, которые стремятся ему привить. Например, бесполезно много говорить о том, как важно быть вежливым и приветливым, смотреть мультфильмы на эту тему, но при этом, приходя домой после работы, вступать в перепалки с супругом или нелестно отзываться о своих коллегах прямо при ребенке. У него рушатся представления о том, как надо поступать.
Воплощайте в жизнь то, чему учите ребенка. И говорите не только о позитивном (как хорошо будет, если поступать определенным образом), но и негативном (что случится, если чего-то не делать). Например: «Я хотела вырастить розы на даче в этом году, но плохо за ними ухаживала, поэтому они погибли».
Поручайте ребенку обязанности по дому
У каждого ребенка с раннего возраста должны быть обязанности по дому. Необязательно поручать ему что-то серьезное, важно, чтобы ребенок даже при помощи мелких поручений понимал, что такое обязанности и как их выполнять. Это может быть совсем простое дело, например положить после обеда свою тарелку и ложку в раковину, но он должен каждый день его выполнять. Когда он пойдет в школу, задачу можно усложнить: не просто убрать свою посуду со стола, но и помыть ее. Это помогает выработать необходимые навыки бытовой ответственности. Сейчас с этим проблемы: родители стремятся оградить ребенка от всего, тем самым замедляя его взросление. А между тем эти навыки самообслуживания — основа умения организовать свою жизнь, упорядочить пространство вокруг себя.
Как поручить ребенку какое-то дело, которое будет его обязанностью по дому? Когда он спокоен, не возбужден, не огорчен, проведите с ним беседу: «У каждого есть домашние обязаности. Я готовлю, а папа ходит за продуктами в магазин и пылесосит. Теперь и у тебя будут обязанности: помогать мне накрывать на стол и убирать за собой после обеда». Не забудьте пояснить, почему это важно: «Ты мне очень этим поможешь, ведь я сильно устаю». Затем поговорите о том, как это нужно делать и что будет, если ребенок станет пренебрегать обязанностями. Если мы хотим, чтобы ребенок был самостоятельным, нужно придерживаться четкой системы поощрений и наказаний.
Этот вопрос должен обсуждаться всей семьей и в присутствии ребенка, если ему больше трех лет. Еще раз нужно сказать о том, что у всех есть права и обязанности, а также ответственность за невыполнение порученного. Можно привести пример с работой: «Если я не буду ходить на работу, мне сделают выговор, а потом уволят». Спросите у ребенка, какие бы он сам придумал себе наказания за нарушение правил, обсудите это всей семьей. Будьте последовательны в принятом решении, не меняйте его каждую неделю.
Будьте последовательными
Во многих семьях остро стоит вопрос уборки игрушек. Обычно эту обязанность поручают детям, а те нередко ею пренебрегают. Пока ребенок маленький, можно приучать его к этому в форме игры, устраивая соревнования: кто быстрее соберет игрушки, он или мама. Когда он уже сознательно не хочет убирать за собой, некоторые мамы переходят к угрозам: «Не буду убирать вместо тебя, играй в бардаке», при этом все равно наводят порядок сами. Ребенка это ничему не учит.
Как показывает моя практика, если действительно не помогать ребенку прибираться, на третий день он уже не может сам найти свои игрушки. Тогда он пытается как-то организовать это пространство и самостоятельно навести порядок. Немногие мамы согласятся терпеть в своем доме трехдневный бардак, но это правда работает и учит ребенка ответственности.
Обращайтесь к творчеству
Есть более творческие способы формирования ответственности, которые опосредованно учат ребенка видеть, что и как меняется при определенных условиях.
Играйте с детьми, изучая цепочки последовательностей. Например, можно изучать развитие некоторых животных: икринка — головастик — лягушка. Делайте это в музеях, а дома при помощи мультфильмов и энциклопедий. Устройте на окне домашний огород, поручите ребенку поливать пророщенное зернышко или всходы салата: детям это интересно и учит ответственности, потому что они видят, что происходит в результате их действий. Обсуждайте, как каждый день меняется росток.
Используйте разрезанные картинки: ребенок будет восстанавливать из кусочков цельный сюжет и придумывать рассказ по нему. Это прекрасно развивает словесно-логическое мышление, а если на картинке было изображено какое-либо действие, это помогает осознать причинно-следственные связи.
Доверяйте ребенку
Не делайте за ребенка то, что он способен сделать сам. Часто мы недооцениваем его возожности и хотим побыстрее закончить какое-то дело, которое он в состоянии выполнить самостоятельно. Некоторые родители школьников сами пишут за них рефераты, если дети забыли это сделать, ведь ребенку нужно дать выспаться, а двойки допустить нельзя. И это сильно мешает ребенку осознать ответственность за свои поступки или бездействие.
Уже в детском саду малыш получает задания на дом: поделки или упражнения в прописях. Очень важно объяснить ребенку, что надо делать, убедиться, что он понял последовательность действий. Проверьте, что получилось в итоге, но не вмешивайтесь в процесс без запроса. Всегда давайте малышу понять, что вы не сомневаетесь в его умениях, что он со всем справится. И никогда не делайте работу вместо него, даже если вам кажется, что сам он ничего не выполнит. Дети, которые пытались выполнить задания сами, уже к первому классу были довольно самостоятельными.
Читайте также:
«Я не согласен»: научите ребенка спорить
5 условий для формирования здоровой самооценки вашего ребенка
4 причины, почему ребенок не делает домашнее задание, и как это исправить
Фото: Maria Sbytova/Africa Studio/Pressmaster/Evgeny Atamanenko, Shutterstock.com
детивоспитаниеразвитиеполезные советы
Советы по обучению ответственностиЦентр обучения родителей
Часть I этой серии под названием «Обучение ответственности детей» посвящена широким проблемам воспитания, которые влияют на то, как дети становятся ответственными. В этом разделе будут рассмотрены некоторые конкретные вещи, которые родители могут сделать, чтобы поощрить эту черту.
- Моделирование – Насколько вы ответственны?
- Сколько вы должны помочь?
- Разбивка больших задач
- Дайте возможность выбирать и принимать решения
- Используйте язык ответственности
- Правила использования
- Установить последствия
- Использовать исследование проблемы
- Домашняя работа, работа по дому и ответственность за преподавание
- Создайте домашнюю обстановку, способствующую развитию ответственности
Будьте хорошим образцом для подражания
Старая поговорка «Делай, как я говорю, а не как делаю», к сожалению, не работает. Один из самых действенных способов, с помощью которых родители могут влиять на развитие своих детей, — это вести себя так, как они хотят, чтобы их дети вели себя.
Здесь есть и хорошие, и плохие новости. Хорошая новость заключается в том, что, ведя себя позитивно, ваши дети, скорее всего, будут делать то же самое. Плохая новость заключается в том, что сила моделирования заставляет вас действовать так, как вы хотите, чтобы действовали ваши дети.
Итак, учтите следующее:
- Вы убираете за собой, вешаете пальто, содержите свои вещи в порядке?
- Вы выполняете свои обязательства, вовремя оплачиваете счета, выполняете обязательства?
- Вы признаете, когда делаете ошибку?
Вы поняли. . . Вы можете помочь своим детям быть ответственными, если сами будете ответственными.
Решите, насколько сильно вы должны помогать
Часто на этот вопрос лучше всего ответить, подумав, насколько зрелым является ребенок для выполнения конкретной задачи. Зрелость состоит из того, насколько ребенок способен и насколько готов выполнить конкретную задачу.
Существует три уровня зрелости, и уровень участия родителей определяется зрелостью ребенка:
- у ребенка нет мотивации или способностей
- у ребенка есть способности или мотивация, но не то и другое одновременно
- у ребенка есть и мотивация, и способности
Например, ребенок может быть заинтересован в приучении к горшку, но не иметь физиологических способностей, необходимых для такого контроля. И наоборот, другой ребенок может быть физиологически готов, но в данный момент не иметь мотивации для овладения этим навыком. Ни один из этих детей не считается зрелым с точки зрения приучения к горшку.
Родитель должен быть учителем. присутствие родителя, чтобы ободрить и направить его.
Например, ребенку, который должен убирать свою спальню каждую неделю, нужна постоянная помощь, чтобы не отвлекаться. (У нее нет навыков, чтобы держать себя в курсе и не отвлекаться.) Она также жалуется на то, что ей приходится выполнять эту задачу, поскольку ее 2-летней сестре не нужно убирать. (У нее нет мотивации для выполнения этой задачи.)
Родитель может быть тренером
Когда у ребенка есть способности или мотивация, но не и то, и другое , ему нужно, чтобы его родитель действовал как «тренер», чтобы обеспечивать напоминания и наблюдение, но ему требуется меньше участия от родителя чем когда он не мотивирован и не способен.
Например, Сара вызвалась стирать сама, но ей нужно, чтобы мать рассказала ей, как это делать. (Сара мотивирована, но нуждается в указаниях матери о том, как выполнять эту работу.)
Родитель может быть делегирующим
Когда у ребенка есть мотивация и способности , он достиг зрелости в отношении этой конкретной задачи. В этом случае родитель является «делегатором». Ребенок выполняет задание самостоятельно.
Например, подросток содержал свою комнату в чистоте и порядке без просьб и напоминаний, и теперь он может переставить мебель по своему вкусу.
Разбивайте большие задачи на более мелкие
Разбивка больших задач на более мелкие шаги помогает детям не перегружаться огромной задачей. Это навык, который они могут использовать для решения многих проектов и задач по мере своего роста. Не забудьте отметить достижения на пути к выполнению более крупной задачи.
Предоставление выбора и возможностей для принятия решений
Дети с большей вероятностью будут следовать планам и нести ответственность, если они имеют право голоса при составлении планов и решений. У них будет возможность увидеть, как они обретают больше самостоятельности, и испытать чувство гордости за более ответственное поведение. И наоборот, вы увидите, как предоставление детям большей независимости может привести к тому, что они станут более ответственными.
Используйте язык ответственности
Похвала и поощрение укрепят позитивные отношения с вашими детьми и повысят ответственность.
Говоря им, что вы верите в них, что вы думаете, что они могут выполнить задачу, что вы верите, что они могут следовать вашим правилам и соответствовать вашим ожиданиям и своим обязательствам, поможет им поверить в себя. Ваша вера в них может стать самоисполняющимся пророчеством.
Сосредоточьтесь на том, что они сделали хорошо , а не на том, чего они не сделали. Подчеркните положительное, «поймав их в хорошем настроении». Найдите небольшие примеры ответственного поведения, которые можно прокомментировать и похвалить.
Обязательно отмечайте прогресс и усилия, а также достижения
Вы можете напомнить своим детям о прошлых успехах , чтобы мотивировать их упорствовать и доводить дело до конца.
Помните: Дети нуждаются в похвале, когда они добиваются успеха, и в поощрении, когда они терпят неудачу. «Ура, ты сделал это!!» или «Я знаю, что ты сможешь сделать это в следующий раз».
Помните о «путевых словах»
Это фразы, которые люди используют, чтобы отрицать ответственность за свое поведение. Не позволяйте своим детям использовать их безнаказанно. Вот несколько примеров трип-слов и того, как вы можете ответить:
Слова отключения | Что не говорить | Что сказать |
Я забыл | Ну да ладно. Но не позволяйте этому повториться. | Мне жаль, что ты забыл; позвоните кому-нибудь, чтобы узнать, в чем состоит ваше задание. |
Применение методов дисциплины для поощрения ответственности
Использование правил
Правила устанавливают стандарты, которым должны соответствовать наши дети. Они сообщают нашим детям, чего мы от них ожидаем, и возлагают на детей ответственность за свое поведение. Чтобы быть наиболее эффективными, правила должны быть сформулированы ясно и просто. Два типа правил:
Не подлежащие обсуждению правила
Это правила, которых мы абсолютно придерживаемся, и часто они связаны с безопасностью.
Например:
Для малыша:
«Ты должен держать маму за руку, когда мы переходим улицу».Для ребенка школьного возраста:
«При езде на велосипеде вы должны носить шлем».Для подростков:
«Запрещено вождение в нетрезвом виде».
Ожидается, что наши дети будут подчиняться этим непреложным правилам.
Оборотные правила
Это правила, которые мы можем установить вместе с нашими детьми. Помните, что, предоставляя детям возможность принимать решения, вы поможете им взять на себя ответственность за свой выбор.
Правила, подлежащие обсуждению, учат детей тому, как думать и отстаивать свои интересы, а также побуждают детей нести ответственность за соблюдение правила, в установлении которого они принимали участие.
<для просмотра статьи с рассказом о Использование правил дисциплины, которые работают
Установление последствий
После того, как правила определены, они должны применяться, если дети хотят научиться ответственности. Последствия несоблюдения могут быть определены заранее, если это возможно.
Знание того, что вы доведете дело до конца за нарушение правила, дает детям руководство, способ привлечь их к ответственности за свое поведение и научить их тому, что они несут ответственность за свои действия.
<для просмотра статей о Последствия стали проще
Примите участие в исследовании проблем
Это один из самых полезных подходов к разрешению конфликтов и дисциплинарных проблем с вашими детьми и к повышению ответственности. Вовлеките их в обсуждение того, в чем заключается проблема, как она влияет на них и на вас, и проведите мозговой штурм, чтобы найти решения.
Делая детей частью решения проблемы, а не частью самой проблемы, можно значительно повысить чувство ответственности у детей и помочь им почувствовать себя способными: «Я могу справиться с проблемами или проблемами, которые возникают и могут найти способ справиться с ними».
<для просмотра рассказанных статей о Совместная работа над решением проблем
Многие родители рассматривают эти аспекты жизни как боль, которую нужно контролировать, и как помеху развлечениям и другим занятиям их детей. Но у них есть очень важные преимущества с точки зрения воспитания ответственности у детей:
Домашнее задание Поощряет:
- расстановка приоритетов
- услужливость
- устойчивость
- настойчивость
- уважение
- управление временем
- самодисциплина
- организаторские способности
- смирение
- следуя инструкциям и указаниям
- сотрудничество
- творчество
- допуск
- честность
Если вам трудно заставить детей делать уроки и выполнять работу по дому, вам может помочь помните, что вы работаете над достижением более высокой цели повышения ответственности.
Работа по дому Поощрение:
- забота о себе
- щедрость
- возвращая
- чувствовать себя частью семьи
- чувствую себя способным
- быть ответственным
- управление временем
- чувство признательности
Выполняя работу по дому, вы можете дать своим детям право голоса в том, что они делают и когда они это делают , постарайтесь соответствовать их интересам и темпераменту в соответствии с работой, которую они берут на себя, и убедитесь, что они понимают, что то, что они делают, ценится и ценится. действительно необходимо, чтобы помочь функции домохозяйства.
Когда дети сопротивляются выполнению домашних заданий и работе по дому
Если дети не справляются со своими заданиями, мы можем сделать все возможное, чтобы повысить их ответственность:
Подумайте о какой роли ваш ребенок хочет, чтобы вы взяли на себя: учителя, тренера или делегата
Разбивайте большие задачи на более мелкие
Позвольте вашему ребенку высказаться о том, когда и как он это делает
Используйте похвалу и поощрение
Не позволяйте использовать слова отключения , чтобы избежать их ответственности
Используйте правила , чтобы выразить свои ожидания
Иметь последствия за несоблюдение и выполнять их
Используйте исследование проблем , чтобы найти решения, которые удовлетворят всех
Модель поведение, которое вы хотите видеть в своих детях.
Поделитесь своим опытом о школе и ответственности, но умеренно.
Научите и покажите вашего ребенка, как быть организованным и как управлять временем.
Создайте структуру и расписание домашних заданий, работы по дому, утреннего и вечернего распорядка с учетом темперамента, стиля обучения и биологических часов вашего ребенка. Успешное утро начинается накануне вечером.
Используйте для начала разговора номер во время еды, во время автомобильных поездок или во время совместной работы по дому, чтобы общаться со своими детьми. А потом СЛУШАТЬ! без осуждения и критики:
- Как прошел ваш день по шкале от 1 до 10? Что сделало это таким?
- Что было лучшим (высокая точка)/худшей частью (низкая точка) вашего дня?
- Что вы сделали сегодня, чтобы помочь кому-то еще?
- Что вам больше всего понравилось сегодня?
- Какие мысли или чувства у вас были сегодня?
- Что сегодня случилось такого, чего ты не ожидал?
- Что из того, что вы недавно сделали, чем вы гордитесь?
- Что у тебя на уме в эти дни?
- Чего вы с нетерпением ждете в эти дни?
Поощряйте своих детей находить место, где они могут и хотят отдавать все свои – занятия, спорт, клубы, музыку, искусство, волонтерскую деятельность и т. д., чтобы они могли понять, что успех зависит больше от настойчивости, а не от таланта, и они могут испытать удовлетворение, которое приходит от принятия на себя ответственности.
Старайтесь не волноваться слишком сильно – если мы беспокоимся, у ребенка остается меньше ответственности и сопричастности.
Чтобы научиться быть ответственным, нужно время, и так же, как научиться ходить или кататься на велосипеде, ребенку может понадобиться ваша помощь. Представьте, что ваш ребенок ответственен и способен меняться и расти — ваши дети будут соответствовать вашим ожиданиям от них.
____________________________________________________________
Для получения дополнительной информации о воспитании ответственности у детей ознакомьтесь со следующими книгами. Покупки на Amazon.com через наш веб-сайт поддерживают работу, которую мы делаем, чтобы помочь родителям сделать все возможное, чтобы вырастить своих детей.
<все наши рекомендуемые книги для родителей
____________________________________________________________
<вернуться к началу страницы
<дополнительные статьи о Ответственность и работа по дому
<Библиотека статей, тематическая страница
Ответственность при обучении в классе
Ответственность проявляется во многих формах и формах. Будучи взрослыми, мы несем ответственность за то, чтобы приходить на работу, оплачивать счета, распределять свое время, поддерживать порядок в доме и т. д. У детей есть свои обязанности: следить за тем, чтобы их комната была убрана, уделять внимание в классе, поддерживать порядок в своем личном пространстве. предметы и т. д. Наша работа как педагогов – научить учащихся тому, как стать более ответственными, чтобы они, в свою очередь, стали взрослыми, демонстрирующими ответственность. Вот почему обучение ответственности в классе так важно.
Что такое «ответственность»? Ответственность – это, по сути, возможность действовать самостоятельно или по собственному желанию и нести ответственность за свои действия. Обучение навыкам ответственности также сопровождается обучением дополнительным соответствующим навыкам, таким как самомотивация, расширение прав и возможностей учащихся и подотчетность.
КАК мне научить ответственности?
Посмотрим правде в глаза: обучение ответственности может показаться труднодостижимым! НО использование реальных примеров и сценариев может помочь в обучении и создать реальные возможности для обучения ваших учеников. Моделирование того, как вы демонстрируете ответственность, и формулировка ситуации — это ОТЛИЧНЫЙ способ начать! Следить за тем, сколько времени осталось до выполнения заданий = нести ответственность за свое время и поставленные задачи. Прийти в школу с рюкзаком и принадлежностями = взять на себя ответственность за все необходимое для успешного учебного дня. Относиться к другим с добротой = нести ответственность за то, что мы говорим, и за то, как мы это говорим. Чем больше вы будете замечать ответственное поведение и присваивать ему язык, тем яснее станет концепция.
Вот несколько моих любимых уроков за последние годы:
- Начните управляемую дискуссию, задав учащимся вопрос: «Что значит быть ответственным?» или «За что вы несете ответственность?» в вашей жизни прямо сейчас?». Создайте диаграмму или диаграмму, чтобы включить идеи для школы и дома и/или того и другого.
- Попробуйте эти цифровые и интерактивные социально-эмоциональные уроки из моей серии «Обучение персонажей» об ответственности. Это дает мне множество вариантов действий, а также плакаты и письменные подсказки, чтобы помочь ученикам лучше понять.
- Я также использую эти карточки Responsibility Boom для веселого и увлекательного урока! Используйте как мини-урок в обучении или как дополнительную практику.
Дополнительные действия могут включать:
- Создание доски объявлений о работе в классе. Работы могут быть простыми и небольшими, например, стирать доску в конце дня, расставлять стулья в классе, быть лидером очереди или привратником, затачивать карандаши каждую неделю — список может быть бесконечным! Основывайте рабочие места на уровне и способностях ваших учеников и дайте им возможность взять на себя дополнительные обязанности, если они хотят/могут! У вас может быть даже набор «вариантов работы», где учащиеся могут выбирать дополнительную работу, поскольку они демонстрируют ответственность в классе. Однажды я даже создал небольшую группу «наблюдателей» для юного друга, который в то время демонстрировал потребность во внимании. Мы применили ее навыки и вуаля — она стала лидером и помощником в небольших группах!
- Используйте ролевые карты/карты сценариев для дополнительной практики. Они могут включать ряд реальных примеров демонстрации ответственности как в классе, так и дома!
- Используйте любой вид групповой деятельности, чтобы продемонстрировать распределение обязанностей, например, один учащийся отвечает за письмо, а другой отвечает за презентацию и т. д. дома, т. е. вынести мусор, помочь со стиркой и т. д. Попросите их украсить и отнести их домой, чтобы члены семьи могли их выкупить, а учащиеся поделятся своим опытом (что они сделали, как они себя чувствовали, что чувствовал член их семьи, д.), как они хотят.
- Выберите чтение вслух и/или видео из списка ниже, чтобы помочь в обсуждении и более глубоком размышлении!
Использование видео для обучения ответственности
Обучение ответственности в классе упрощается благодаря этим коротким и точным видео. Первые два видео предназначены для самых маленьких, а последнее — для детей постарше.
Улица Сезам: Бруно Марс: Не сдавайся — некоторые из известных персонажей «Улицы Сезам», такие как Элмо и Куки-монстр, присоединяются к Бруно Марсу, поют об ответственности и не сдаются ИЛИ создайте собственное видео об ответственности в классе, где ваши ученики демонстрируют примеры своих обязанностей!
youtube.com/embed/c0CttKcqI-w?feature=oembed» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»/>Для детей постарше: Уилл Смит обсуждает разницу между ошибкой и ответственностью. Это мощное и мотивационное видео о том, что ваше счастье зависит от вас.
Чтение вслух для повышения ответственности
Чтение вслух — прекрасный способ включить ответственность преподавателя в класс. Прочтите этот пост в блоге о детских книгах, которые учат ответственности. Вот несколько основных моментов из моих любимых:
*Как партнер Amazon, я зарабатываю на соответствующих покупках. Это означает, что если вы нажмете на ссылку и совершите покупку, я получу небольшую комиссию, которая вам ничего не будет стоить и поможет мне продолжать предоставлять этот контент.
Но это не моя вина
Автор: Джулия Кук
Один из самых важных уроков в жизни — научиться брать ответственность за себя. Нудл обвиняет других во всем, что происходит или идет не так. Но он должен понять, что он отвечает за себя и свои действия! Эта книга идеально подходит для обучения младших школьников навыкам ответственности.
Неделя мира в классе мисс Фокс
Автор: Эйлин Спинелли
Мисс Фокс объявляет Неделю мира, когда ей надоели ссоры в классе. Дети вносят свой вклад в правила — не бить, помогать другим и т. д., а затем получают возможность практиковаться в течение недели. Они находят, как легко быть добрыми друг к другу. Эта книга прекрасно подходит для того, чтобы научить студентов брать на себя ответственность за свои действия, и, в частности, если кто-то обижает их, им не нужно реагировать. Ответственность за их реакцию лежит на них. Расскажите о великом уроке, который мы все должны усвоить!
«Я сделаю это!» Брать на себя ответственность
Авторы: Брайан Мозес и Майк Гордан
Научите учащихся не только тому, как быть полезным и ответственным в школе, но и тому, как они могут брать на себя больше обязанностей дома, например, выполнять работу по дому и помогать своим взрослым. (с) в этой милой детской книжке!
Когда-нибудь
Автор: Эйлин Спинелли
Хорошо написанное описание различных обязанностей, которые человек может иметь сегодня и в будущем. Эта книга прекрасно объясняет, какие дополнительные обязанности могут появиться у нас, когда мы станем старше!
Я просто забыл
Автор: Mercer Mayer
У маленького зверька очень забывчивый день! Эта сказка учит студентов быть более ответственными за свои вещи, начиная с коробки для завтрака и заканчивая водой.
Вывод: существует МНОЖЕСТВО способов обучения ответственности в классе, которые будут веселыми, увлекательными и индивидуальными для ваших учеников! Если вы ищете простой в использовании, распечатайте и используйте ресурс, чтобы научить детей ответственности, ознакомьтесь с этой учебной программой SEL: ответственное принятие решений. Самый большой вывод для студентов будет брать на себя ответственность — за свое тело, за свои вещи, за свои слова и за свои действия.