4 лет признаки гиперактивности у детей: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

симптомы и признаки – у новорожденных грудничков, в 2, 3, 4, 5, 7 и 8 лет

Каждый ребенок активен и любознателен, но есть детки, активность которых по сравнению со сверстниками повышена. Можно ли назвать таких детей гиперактивными или это проявление характера ребенка? И нормально ли гиперактивное поведение ребенка или оно требует лечения?

Что такое гиперактивность

Так сокращенно называют синдром дефицита внимания и гиперактивности, который также обозначают аббревиатурой СДВГ. Это весьма распространенное нарушение работы мозга в детском возрасте, которое также имеется у многих взрослых. По статистике синдром гиперактивности есть у 1-7% детей. У мальчиков его диагностируют в 4 раза чаще, чем у девочек.

Вовремя распознанная гиперактивность, при которой требуется терапия, позволяет ребенку сформировать нормальное поведение и лучше адаптироваться в коллективе среди других людей. Если же оставить СДВГ у ребенка без внимания, он сохраняется и в более старшем возрасте. Подросток с таким нарушением хуже приобретает школьные навыки, более склонен к асоциальному поведению, он враждебен и агрессивен.

Признаки СДВГ

Далеко не каждого активного и легко возбуждаемого ребенка относят к категории деток, у которых есть синдром гиперактивности.

Чтобы диагностировать СДВГ, следует выявить у ребенка основные симптомы такого нарушения, которые проявляются:

  1. Дефицитом внимания.
  2. Импульсивностью.
  3. Гиперактивностью.

Симптомы обычно возникают в возрасте до 7 лет. Чаще всего родители замечают их в 4 года или 5 лет, а наиболее частым возрастным периодом обращения к специалисту является 8 лет и старше, когда ребенок сталкивается с множеством задач в школе и по дому, где нужна его сосредоточенность и самостоятельность. Малышам, которым еще не исполнилось 3 года, диагноз ставят не сразу. За ними некоторое время наблюдают, чтобы убедиться в наличии СДВГ.

В зависимости от преобладания конкретных признаков выделяют два подтипа синдрома – с дефицитом внимания и с гиперактивностью. Отдельно выделяют смешанный подтип СДВГ, при котором у ребенка есть симптомы и дефицита внимания, и гиперактивности.

Проявления дефицита внимания:

  1. Ребенок не может длительно сосредотачиваться на предметах. У него часто возникают небрежные ошибки.
  2. У ребенка не получается долго сохранять внимание, из-за чего он несобран во время выполнения задания и часто не выполняет задачи до конца.
  3. Когда к ребенку обращаются, возникает впечатление, что он не слушает.
  4. Если дать ребенку прямую инструкцию, он ее не выполняет либо начинает выполнять и не заканчивает.
  5. Ребенку трудно организовать свою деятельность. У него наблюдается частое переключение от одного занятия на другое.
  6. Ребенку не нравятся задания, для которых требуется долгое умственное напряжение. Он старается их избегать.
  7. Ребенок нередко теряет вещи, которые ему нужны.
  8. Малыш с легкостью отвлекается на посторонний шум.
  9. В повседневных делах у ребенка отмечают повышенную забывчивость.

Проявления импульсивности и гиперактивности:

  1. Ребенок часто встает с места.
  2. Когда ребенок волнуется, он интенсивно двигает ногами или руками. Кроме того, малыш периодически поеживается в стуле.
  3. Он поднимается с места очень резко и часто бегает.
  4. Ему трудно участвовать в спокойных играх.
  5. Его действия можно охарактеризовать, как «заведенные».
  6. Во время занятий он может выкрикивать с места или шуметь.
  7. Ребенок отвечает до того, как услышит вопрос полностью.
  8. У него не получается дожидаться своей очереди во время занятия или игры.
  9. Ребенок постоянно вмешивается в занятия других людей или их разговоры.

Для постановки диагноза у ребенка должно быть минимум 6 признаков из указанных выше, причем они должны отмечаться длительное время (минимум полгода).

Как проявляется гиперактивность в раннем возрасте

Синдром гиперактивности выявляют не только у школьников, но и у деток дошкольного возраста и даже у грудничков.

У самых маленьких такая проблема проявляется следующими признаками:

  • Более быстрым физическим развитием, если сравнивать со сверстниками. Младенцы с гиперактивностью намного быстрее переворачиваются, ползают и начинают ходить.
  • Появлением капризов, когда ребенок устал. Гиперактивные детки перед сном нередко возбуждаются и становятся активнее.
  • Меньшей длительностью сна. Малыш с СДВГ спит намного меньше, чем это положено в его возрасте.
  • Трудностями с засыпанием (многих деток нужно укачивать) и очень чутким сном. Гиперактивный ребенок реагирует на любой шорох, а если просыпается, заснуть снова ему очень тяжело.
  • Очень бурной реакцией на громкий звук, новую обстановку и незнакомые лица. Из-за таких факторов малыши с гиперактивностью возбуждаются и начинают больше капризничать.
  • Быстрым переключением внимания. Предложив младенцу новую игрушку, мама замечает, что новый предмет привлекает внимание крохи совсем ненадолго.
  • Сильной привязанностью к маме и боязнью посторонних людей.

СДВГ или характер?

Повышенная активность ребенка может быть проявлением его врожденного темперамента.

В отличие от детей с СДВГ темпераментный здоровый ребенок:

  • После активного бега или другой активности спокойно сидит или лежит, то есть может успокоиться самостоятельно.
  • Нормально засыпает, а длительность его сна отвечает возрасту малыша.
  • Долго и спокойно спит ночью. Если это грудничок, то он просыпается на кормление, но не плачет и достаточно быстро засыпает снова.
  • Понимает понятие «опасно» и испытывает страх. Такой ребенок не будет залезать повторно в опасное место.
  • Быстро осваивает понятие «нельзя».
  • Может отвлечься во время истерики рассказом или каким-либо предметом.
  • Редко проявляет агрессию по отношению к маме или другому ребенку. Малыш может поделиться своими игрушками, пусть иногда лишь после уговоров.

Причины гиперактивности детей

Раньше возникновение СДВГ связывали преимущественно с поражением головного мозга, например, если новорожденный перенес гипоксию, когда находился в материнской утробе или во время родов. В наши дни исследования подтвердили влияние на появление синдрома гиперактивности генетического фактора и нарушений внутриутробного развития крохи. Развитию СДВГ способствуют слишком ранние роды, кесарево сечение, маловесность крохи, долгий безводный период в родах, применение щипцов и подобные факторы.

Что делать

Заподозрив у своего ребенка синдром гиперактивности, первое, что нужно сделать – пойти к специалисту. Многие родители обращаются к врачу не сразу, так как не решаются признать проблему у ребенка и боятся осуждения знакомых. Такими действиями они упускают время, в результате чего гиперактивность становится причиной серьезных проблем с социальной адаптацией ребенка.

Есть также и родители, которые приводят вполне здорового ребенка к психологу или психиатру, когда не могут или не желают отыскать к нему подход. Это часто наблюдается в кризисные периоды развития, например, в 2 года или при трехлетнем кризисе. При этом никакой гиперактивности у малыша нет.

Во всех этих случаях без помощи специалиста определить, действительно ли ребенку нужна медицинская помощь или у него просто яркий темперамент, не получится.

Если у ребенка подтвердится синдром гиперактивности, то в его лечении будут использоваться такие методы:

  1. Разъяснительная работа с родителями. Врач должен объяснить маме и папе, почему у ребенка появилась гиперактивность, как проявляется такой синдром, как вести себя с ребенком и как правильно его воспитывать. Благодаря такой просветительской работе родители перестают винить себя или друг друга в поведении ребенка, а также понимают, как вести себя с малышом.
  2. Изменение условий обучения. Если гиперактивность диагностирована у школьника с плохой успеваемостью, его переводят в специализированный класс. Это помогает справиться с задержкой формирования школьных навыков.
  3. Медикаментозная терапия. Лекарственные препараты, назначаемые при СДВГ, отличаются симптоматическим действием и эффективны в 75-80% случаев. Они помогают облегчить социальную адаптацию деток с гиперактивностью и улучшить их интеллектуальное развитие. Как правило, лекарства назначают на длительный период, иногда до подросткового возраста.

Мнение Комаровского

Популярный врач много раз сталкивался в своей практике с детьми, у которых диагностирован СДВГ. Главным отличием такого медицинского диагноза от гиперактивности, как черты характера, Комаровский называет тот факт, что здоровому ребенку гиперактивность не мешает развиваться и общаться с другими членами общества. Если же у ребенка заболевание, он без помощи родителей и врачей не может стать полноценным членом коллектива, нормально учиться и общаться со сверстниками.

Чтобы убедиться, здоров ли ребенок или у него СДВГ, Комаровский советует обратиться к детскому психологу или психиатру, поскольку лишь квалифицированный специалист не только с легкостью выявит у ребенка гиперактивность, как болезнь, но и поможет родителям понять, как растить ребенка с СДВГ.

Известный педиатр рекомендует при воспитании гиперактивного ребенка руководствоваться такими правилами:

  • При общении с малышом важно устанавливать контакт. Если требуется, для этого ребенка можно тронуть за плечо, развернуть к себе, убрать из его поля зрения игрушку, выключить телевизор.
  • Родители должны определить для ребенка конкретные и выполнимые правила поведения, но при этом важно, чтобы их придерживались всегда. Кроме того, каждое такое правило должно быть понятно ребенку.
  • Пространство, в котором пребывает гиперактивный ребенок, должно быть полностью безопасным.
  • Режима следует придерживаться постоянно, даже если у родителей выходной. Гиперактивным детям, по мнению Комаровского, очень важно просыпаться, есть, гулять, купаться, укладываться спать и совершать другие привычные ежедневные действия в одно и то же время.
  • Все сложные задания для гиперактивных детей необходимо разбивать на части, которые будут понятны и легко выполнимы.
  • Ребенка следует постоянно хвалить, отмечая и подчеркивая все положительные действия малыша.
  • Отыщите то, что гиперактивному ребенку удается лучше всего, а затем создайте такие условия, чтобы малыш мог выполнять такую работу, получая от нее удовлетворение.
  • Обеспечьте ребенку с гиперактивностью возможность тратить избыток своей энергии, направляя ее в нужное русло (например, гулять с собакой, посещать спортивные секции).
  • Собираясь с ребенком в магазин или в гости, обдумайте детально свои действия, к примеру, что взять с собой или что купить ребенку.
  • Родителям следует заботиться и о собственном отдыхе, поскольку, как подчеркивает Комаровский, для гиперактивного малыша очень важно, чтобы папа и мама были спокойными, мирными и адекватными.

Из нижеследующее видео вы сможете узнать еще больше о гиперактивных детях.

О роли родителей и многих важных нюансах вы узнаете, посмотрев видео клинического психолога Вероники Степановой.

Как работать с гиперактивными детьми

Как работать с гиперактивными детьми

С проявлениями гиперактивности родители могут столкнуться уже с первых дней жизни ребенка. Дети плохо, беспокойно спят, много плачут, во время бодрствования очень подвижны, возбуждены; чувствительны ко всем внешним раздражителям – свету или шуму. В 4–5 лет ребенок не способен сосредоточиться на одном занятии, его внимание рассеяно: например, ему не хватает терпения дослушать до конца сказку или играть в «тихие» игры, требующие концентрации внимания. Ребенок не может ни минуты спокойно сидеть на стуле, ерзает, шумит.

Врачи ставят  диагноз: «синдром дефицита внимания и гиперактивности»  (СДВГ). Синдром дефицита внимания и гиперакти́вности (англ. Attention-Deficit/Hyperactivity Disorder (ADHD), сокр. СДВГ) — неврологическо-поведенческое   расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность. Сейчас все чаще звучит этот диагноз. Статистика (Заваденко Н.Н.) говорит о том, что в России таких детей 18 %, в США – 20 %, Великобритании – 3 %, Италии – 10 %, В Китае – 13 %, в Австралии – 10 %.  Известный американский психолог В. Оклендер так характеризует этих детей: «Гиперактивному ребенку трудно сидеть, он суетлив, много двигается, вертится на месте, иногда чрезмерно говорлив. Часто у него плохая координация или недостаточный мышечный контроль. Такому ребенку трудно концентрировать свое внимание, он легко отвлекается, часто задает множество вопросов, но редко дожидается ответа». 

Активные или гиперактивные дети?

Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным — это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом — это нормально. Утомляют детей и длительные переезды.

У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливаться» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности.

Шумный ребенок-баловник или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, полный сил и энергии — это радость, а не повод для беспокойства.

И, наконец, ребенок, имеющий мотивированные отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных.

Рассмотрим признаки гиперактивности.

Диагностические критерии синдрома нарушения внимания с гиперактивностью с годами менялись. Симптомы почти всегда появляются до 7 лет, обычно в 4 года. Средний возраст при обращении к врачу — 8-10 лет: в этом возрасте учеба и работа по дому начинают требовать от ребенка самостоятельности, целеустремленности и сосредоточенности. Детям более раннего возраста диагноз при первом обращении обычно не ставят, а ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохраняться. Это позволяет избежать диагностических ошибок: так, преходящее нарушение внимания может быть реакцией, например, на ссору или развод родителей.

Основные признаки — нарушение внимания, гиперактивность, и импульсивность.  

Как разглядеть гиперактивного ребенка

Для диагностики синдрома нарушения внимания с гиперактивностью необходимо наличие восьми  из всех   нижеупомянутых категорий. Признаки должны присутствовать в течение, по крайней мере,  шести месяцев.

1. Беспокойные движения в кистях и стопах. Сидя на стуле, корчится, извивается.

2. Не может спокойно сидеть на месте, когда этого от него требуют.

3. Легко отвлекается на посторонние стимулы.

4. С трудом дожидается своей очереди во время игр и в различных ситуациях в коллективе (на занятиях, во время экскурсий и праздников).

5. На вопросы часто отвечает, не задумываясь, не выслушав их до конца.

6. При выполнении предложенных заданий испытывает сложности (не связанные с негативным поведением или недостаточностью понимания).

7. С трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр.

8. Часто переходит от одного незавершенного действия к другому.

9. Не может играть тихо, спокойно.

10. Болтливый.

11. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в игры других детей).

12. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

13. Часто теряет вещи, необходимые в школе, дома, на улице.

14. Иногда совершает опасные действия, не задумываясь о последствиях, но приключений или острых ощущений специально не ищет (например, выбегает на улицу, не оглядываясь по сторонам).

Причины гиперактивности

Ранее причиной синдрома нарушения внимания с гиперактивностью считали внутриутробное или перинатально повреждение головного мозга. Сейчас получены данные о генетической предрасположенности к синдрому нарушения внимания с гиперактивностью. 20—30% родителей детей с СДВГ страдают или страдали этим синдромом.  Помимо этого у родителей детей с СДВГ чаще, чем среди населения в целом, встречаются алкоголизм, асоциальная психопатия и аффективные расстройства.          

Распространенность Синдром нарушения внимания с гиперактивностью чаще встречается у мальчиков. Относительная распространенность среди мальчиков и девочек — 4:1. В настоящее время у школьников начальных классов распространенность синдрома 5—10%.

Более чем у половины детей, страдавших синдром нарушения внимания с гиперактивностью в начальных классах, этот синдром сохраняется и в подростковом возрасте. Такие подростки склонны к наркомании, с трудом адаптируются к коллективу.  Примерно в 60% случаев симптомы переходят и в зрелый возраст.

Длительные наблюдения исследования показали, что гиперактивность в подростковом периоде у многих уменьшается, даже если остаются другие нарушения. У людей, страдавших в детстве тяжелыми формами синдрома нарушения внимания с гиперактивностью, в подростковом и зрелом возрасте высок риск социальной дезадаптации. Как отмечено выше, синдром нарушения внимания с гиперактивностью (обычно в сочетании с поведенческими расстройствами) может быть предвестником целого ряда нарушений личности, прежде всего асоциального поведение (кражи, алкоголизм, употребление наркотиков, беспорядочные половые связи). Дети без гиперактивности менее агрессивны и враждебны к окружающим.

Как помочь ребенку с СДВГ

  1. Просветительная работа.

Как правило, родители не понимают, что происходит с их ребенком, но его поведение их раздражает. Объясняя все «неправильным воспитанием», они начинают обвинять сами себя и друг друга. Эти обвинения еще больше усиливаются после общения с мало информированным врачом, не знающим о наследственной природе синдрома нарушения внимания с гиперактивностью и относящим заболевание ребенка целиком на счет ошибок родителей.

Почти всегда родители не знают, что делать с ребенком, и разногласия по этому поводу приводят к новым конфликтам. Необходимо объяснить им причины поведения ребенка. Оно во многом обусловлено врожденными особенностями психики (это, в частности, нарушения внимания), изменить которые родители не могут. Но некоторые симптомы (непослушание, чувство противоречия) возникают или усиливаются именно в результате неправильного воспитания, и устранять их родители должны. Таким образом, задачи просветительной работы здесь: помочь родителям разобраться в поведении ребенка, развеять иллюзии, объяснить, на что реально можно надеяться и как вести себя с ребенком. Необходимо обсудить общие и частные вопросы воспитания, познакомить родителей с методами вознаграждения, поведенческой психотерапии и т.п. Эффективность этих методов при синдроме нарушения внимания с гиперактивностью до конца не выяснена, но, как показали последние исследования, использовать их целесообразно.

2. Условия обучения.

Если ребенку трудно учиться в обычном классе, его переводят в специализированный класс. Как уже сказано, причины плохой успеваемости детей с синдромом нарушения внимания с гиперактивностью — невнимательность и отсутствие упорства (основные признаки синдрома), иногда в сочетании с парциальными задержками развития школьных навыков.       Симптомы можно уменьшить с помощью медикаментозного лечения, но препаратов для лечения задержек развития нет. Тогда ребенку может помочь только обучение в особых условиях, соответствующих его возможностям.

В случае парциальных задержек развития школьных навыков это может быть класс коррекции, в случае низкой успеваемости при нормальном интеллекте и отсутствии задержек развития — класс для догоняющих. К сожалению, возможностей для специализированного обучения неуспевающих детей в настоящее время ограничены.

3. Медикаментозное лечение СДВГ назначает только врач-невропатолог.

Оно  эффективно примерно в 75—80% случаев. Однако его действие, хотя и выраженное, все же симптоматическое. Поэтому медикаментозное лечение у детей проводят годами. Подавление симптомов облегчает как интеллектуальное, так и социальное развитие ребенка. Лечение в большинстве случаев заканчивают уже в подростковом возрасте.

Особенности организации работы с гиперактивными детьми.

Так что же делать? Как взаимодействовать с такими детьми? Вот общие рекомендации по работе с гиперактивными детьми:

Для таких детей важны дополнительные занятия по интересам. Чтобы они охотно занимались и добивались успеха там, где прежде терпели только неудачу, им нужна частая похвала, ободрение и особое внимание. Для подвижных детей важно подобрать занятия, чтобы дети смогли и выплескивать свою энергию в подвижных секциях (плавание, хоккей, хореография), но не травмоопасных, таких как бокс, силовая борьба и вырабатывали усидчивость (занятия за компьютером, ИЗО, НТМ). Поэтому важно работать в тесном сотрудничестве с родителями и психологом.

Гиперактивный ребенок лучше всего работает в начале дня и в начале занятия, хуже всего он усваивает материал в конце дня или в конце занятия. Интеллектуальная деятельность гиперактивных детей отличается цикличностью: 10-15 минут работы, а потом на 5-7 минут ребёнок как бы выключается, в эти минуты, чтобы активизировать сознание, ребёнок вынужден вертеть головой, двигать конечностями или всем туловищем. Поэтому целесообразно использовать методы переключения и перерывы. Сделав 2-3 задания, можно поиграть с детьми в какую-либо игру, включать физкультминутки или гимнастику для пальцев. Если вы видите, что ребенок не может продолжать работать можно переключить его на другой вид деятельности: попросить полить цветы, раздать пособия и так далее.

Стремитесь заполнить время ребенка самыми разнообразными занятиями, благодаря их частой смене ребенок все будет делать с интересом, а значит целенаправленно и «усидчиво».

Для подкрепления устных инструкций используйте зрительную стимуляцию: карточки, символы на стендах, рисунки, схемы и т.д.

Предлагать таким детям лучше сначала легкие задания, например повторение уже пройденного материала. После первого задания, он может выполнить что-то более сложное или начать ознакомление с новым материалом. Заканчивать опять чем-то легким. В определенный отрезок времени давать ребенку только одно задание, чтобы он мог его завершить.

Гиперактивным детям сложнее переключаться с одного вида деятельности на другой. Поэтому, за несколько минут, до окончания времени выполнения какого-либо задания можно предупредить: «Осталось 3 минуты» или использовать таймер.

Внешняя среда ребенка с СДВГ должна быть очень хорошо организована. Все лишние раздражители удаляются из поля зрения.

У гиперактивных детей до 6-8 лет ведущим остается наглядно-действенное мышление, то есть, чтобы что-то понять, им необходимо все потрогать и подвигать (обычно это свойственно младшим детям). Только в практическом действии они могут представить себе результат. Словесно-логическое мышление, у этих детей, начинает развиваться гораздо позже.

В процессе обучения, особенно на первых порах, гиперактивному ребенку очень трудно одновременно выполнять задание и следить за аккуратностью. Поэтому в начале работы можно понизить требовательность к аккуратности.

Все инструкции, предъявляемые гиперактивному ребенку, должны быть четкими и краткими, не более 10 слов. В противном случае ребенок эту инструкцию не поймет, не запомнит, не будет ей следовать.

Интересно, что ребенок, работая один на один со взрослым, не проявляет признаков гиперактивности и гораздо успешнее справляется с работой. Психологи так же заметили: чем более драматичен, экспрессивен, театрален педагог, тем легче он справляется с проблемами гиперактивного ребенка, которого влечет все неожиданное, новое. Необычность поведения педагога меняет психологический настрой ребенка, помогает переключить его внимание на нужный предмет.

Использовать тактильный контакт. Проходя по классу, педагог в тот момент, когда ребенок начнет отвлекаться, может положить руку ему на плечо. Это прикосновение работает как сигнал, помогающий «включить» внимание.

Поскольку гиперактивный ребенок очень импульсивен, его неожиданное действие, которое иногда носит даже провокационный характер, может вызвать слишком эмоциональную реакцию взрослого. В любой ситуации оставайтесь спокойными. Помните: нет хладнокровия — нет преимущества! Прежде чем реагировать на неприятную ситуацию, остановитесь на несколько секунд (например, сосчитайте до десяти).

Поверхностность — одна из основных черт гипердинамичного ребенка. Побольше говорите ему о чувствах, которые испытываете вы сами или другие люди (в том числе, например, герои фильмов или книг), объясняйте ему нравственную и этическую сторону происходящего («Что такое хорошо и что такое плохо»). Постепенно он привыкнет сам что-то анализировать и оценивать.

В отношениях с ребенком придерживайтесь «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он это заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что гиперактивные дети игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.

Следует также избегать утомления при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться гиперактивность.

Гиперактивные дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях, связанных со скоплением большого числа людей.

Важен выбор партнеров для выполнения заданий, игр — друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Вывод однозначен: терпение и спокойствие. И еще — повышенное внимание и ваша собственная грамотность.

Работа с родителями гиперактивного ребенка

Родители ребенка с СДВГ часто испытывают огромные трудности в их воспитании. Многие с опасением относятся к школе. Они уже заранее переживают: вот сейчас выйдет учитель и начнет «распекать» их чадо. Услышав замечания педагога  родители начинают отчаянно защищаться, либо стоят с поникшей головой, затем они встречают выбегающего к ним ребенка упреками и нотациями. Но на самом деле можно научиться избегать подобных ситуаций. Для этого, прежде всего следует убедить родителей в том, что их ребенок такой, какой он есть, и в этом никто не виноват. Если учитель встретит родителей не жалобами, а позитивной информацией то родители поймут, что окружающие люди не отвергают их ребенка, а принимают.

Ребенок, чьи родители подходят к его воспитанию в тесном взаимодействии с педагогами, действуют в одном направлении, очень скоро начинает понимать, что требуют от него взрослые.

На индивидуальной консультации с родителями гиперактивного ребенка педагог может порекомендовать им продумывать все поручения, которые они дают ребенку и помнить о том , что ребенок будет делать только то, что ему интересно. Необходимо также позаботиться о рабочем месте ребенка. Оно должно быть тихим и спокойным. Родителям следует установить правила поведения и систему поощрений и наказаний. Требования к ребенку должны быть конкретными, четкими и выполнимыми.  

Подбирая игры для детей с СДВГ необходимо учитывать следующие особенности: дефицит внимания, импульсивность, очень высокую активность, неумение длительное время подчиняться правилам, выслушивать и выполнять инструкции, быструю утомляемость. Включать таких детей в коллективную работу следует поэтапно. Начинать можно с индивидуальной работы, затем привлекать к играм в малых группах и только после этого следует переходить к коллективным играм. Желательно использовать игры с четкими правилами.

Игры, рекомендованные  для работы с детьми  можно найти в книге Лютовой «Шпаргака для взрослых».

Проблема распространенности синдрома дефицита внимания с гиперактивностью актуальна не только потому, что является одной из современных характеристик состояния здоровья детского организма. Это важнейшая психологическая проблема цивилизованного мира. Доказательством чему является то, что:

-во первых, дети с синдромом плохо усваивают школьную программу;

-во вторых, они не подчиняются общепринятым правилам поведения и часто становятся на преступный путь;

-в третьих с ними в 3 раза чаще происходят различные несчастные случаи;

-в четвертых, вероятность стать алкоголиком или наркоманом у этих людей в 5-6 раз выше

-в пятых, нарушениями внимания страдают от 5% до 30% всех детей школьного возраста, т е в каждом классе обычной школы 2-3 человека – дети с нарушениями внимания и гиперактивностью.

Важно помнить,  что гиперактивный ребенок нуждается в помощи. 

Это СДВГ или типичное поведение малыша? Десять ранних признаков риска СДВГ у детей дошкольного возраста Отделение нейропсихологии Research Trends

Маленькие дети часто имеют проблемы с вниманием или концентрацией внимания, но когда эти проблемы становятся достаточно серьезными, чтобы их беспокоили родители и учителя? По оценкам Центров по контролю за заболеваниями, у 1 из 11 детей школьного возраста диагностирован синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ), но исследования показывают, что тревожные признаки часто появляются еще до того, как начинаются школьные занятия. Целых 40 процентов детей имеют серьезные проблемы с вниманием к четырем годам, а СДВГ в настоящее время является наиболее распространенным психическим расстройством, диагностируемым в дошкольном возрасте.

Доктор Марк Махоун, директор отделения нейропсихологии в Институте Кеннеди Кригер в Балтиморе, штат Мэриленд, призывает родителей особенно внимательно следить за поведением своих маленьких детей.

«Исследования показывают, что дети с СДВГ имеют аномальное развитие мозга, а это означает, что СДВГ имеет биологическую основу, которая часто делает его пожизненным состоянием», — говорит доктор Махоуни. «Мы хотим выявлять СДВГ как можно раньше, потому что он оказывает огромное влияние на обучение и академическое развитие. Дети, симптомы которых проявляются в раннем детстве, подвергаются наибольшему риску неуспеваемости и второгодничества».

Доктор Махоун и его коллеги из Kennedy Krieger одними из первых использовали нейровизуализацию для изучения мозга детей дошкольного возраста с симптомами СДВГ. Недавно они обнаружили, что дети с СДВГ имеют меньшее хвостатое ядро ​​— небольшую структуру в мозгу, связанную с когнитивным и моторным контролем — чем их типичные сверстники. Выявив биологические маркеры СДВГ, они надеются, что вмешательство можно будет начать раньше, чтобы улучшить результаты обучения.

У детей дошкольного возраста (3-4 года) доктор Махоун рекомендует родителям обращать внимание на следующие признаки, связанные с диагнозом СДВГ, когда дети достигают школьного возраста: чем одна-две минуты

  • Теряет интерес и начинает заниматься чем-то другим после того, как какое-то время занимается каким-либо делом
  • Гораздо больше говорит и шумит больше, чем другие дети того же возраста
  • Залезает на предметы, когда этого не делают
  • Не умеет прыгать на одной ноге к 4 годам
  • Почти всегда беспокойный — хочет постоянно брыкаться, покачивать ногами или вертеться в своем кресле. Настаивает на том, что он/она «должен» встать после того, как просидел в сидячем положении более нескольких минут
  • Попадает в опасные ситуации из-за бесстрашия
  • Слишком быстро разогревается к незнакомцам
  • Часто агрессивен с товарищами по играм; был исключен из дошкольного/детского сада за агрессию
  • Получил травму (например, получил швы) из-за слишком быстрого движения или бега по указанию не делать этого
  • «Если родители наблюдают эти симптомы и беспокоятся о развитии своего ребенка, им следует проконсультироваться со своим педиатром или другим специалистом по развитию», — говорит доктор Махоун. «Существуют безопасные и эффективные методы лечения, которые могут помочь справиться с симптомами, улучшить навыки преодоления трудностей и изменить негативное поведение, чтобы улучшить академические и социальные успехи».

    Об Институте Кеннеди Кригера

    Получивший международное признание за улучшение жизни детей и подростков с заболеваниями и травмами головного и спинного мозга, Институт Кеннеди Кригера в Балтиморе, штат Мэриленд, ежегодно обслуживает более 18 000 человек через стационарные и амбулаторные клиники, службы на дому и в школах. программы на основе. Кеннеди Кригер предоставляет широкий спектр услуг для детей с нарушениями развития от легкой до тяжелой степени и является домом для группы исследователей, которые вносят свой вклад в понимание того, как развиваются расстройства, одновременно разрабатывая новые вмешательства и раннюю диагностику. Для получения дополнительной информации об Институте Кеннеди Кригер посетите сайт www.kennedykrieger.org.

    Контакты для СМИ

    Синтия Чен
    (202) 955-6222
    cchen@spectrumscience. com

    Вот что такое импульсивность при СДВГ

    У каждого есть своя история об этом ребенке в школе с детства, верно?

    Будь то поедание пасты, споры с учителем или какой-то сценарий лавкрафтовского кошмара в туалете, у того ребенка в школе были взрывы кражи сцен на замке. Иногда мы все задаемся вопросом, что с ними случилось, что они делают сейчас.

    Если только, как и я, *вы* не были Тем Ребенком в Школе, потому что у вас были проблемы с импульсивным контролем из-за невылеченного СДВГ.

    Импульсивность в клиническом смысле можно четко определить как «действие без предвидения».

    Я говорил, не поднимая руки, прерывал урок эмоциональными вспышками и так часто вставал из-за парты, что удивляюсь, что в учительской никогда не использовали клейкую ленту.

    Меня спрашивали, зачем я это делаю, и у меня никогда не было четкого ответа — даже самому себе. Мне не нравилось привлекать к себе такое дурное внимание. Это было унизительно.

    Забавно, как часто из-за страданий детей на них навешивают ярлык просто возмутителей спокойствия. Частично это связано с маскировкой детей, основанной на стыде, потому что они сделают все, чтобы отрицать, что они другие, а отчасти это связано с тем, что наши школьные системы недостаточно оснащены для того, чтобы распознавать или реагировать на эти обстоятельства, которые в конечном итоге являются проблемами со здоровьем.

    Но это колонка о СДВГ, а не о том, как мы систематически подводим наших молодых людей, так что давайте продолжим!

    Давайте продолжим и проведем инвентаризацию «ненормального» поведения.

    Я был импульсивным ребенком и немного менее импульсивным взрослым. У всех нас бывают такие моменты, но мне может казаться, что дюжина контроллеров одновременно отвечает за мой мозг, и никто не связывается друг с другом, прежде чем нажимать кнопки.

    Особенно в стрессовых условиях я обнаруживаю, что я склонен сначала двигаться, а затем обдумывать и обрабатывать свои действия.

    Это не самый эффективный и действенный процесс!

    Не буду врать, контроль импульсов — одна из самых сложных частей СДВГ. Даже первый шаг признания того, что мы — те, кто выходит из-под контроля, сложен, потому что это настоящий сеанс борьбы с эго.

    К счастью, у нас есть контрольный список для этого — делаете ли вы что-нибудь из следующего?

    1. Прерывание разговоров (даже если вам нечего добавить по существу). Почему так сложно просто не заткнуться и не дать кому-нибудь вставить словечко?
    2. Есть отвлекающие факторы для ваших отвлекающих факторов? Часто самые простые задачи могут стать трудными, потому что импульсивный мозг меняет наше восприятие приоритета, как вращающийся игровой автомат. Вы никогда не знаете, куда приземлится ваше внимание!
    3. Тратьте так, как будто вы зарабатываете деньги, даже когда вы чертовски разорены? Мы все знаем о тех сочных химических веществах мозга, которые высвобождаются при мгновенном удовлетворении импульсивных покупок, и люди с СДВГ часто оказываются в затруднительном положении относительно того, что хочет и что такое потребность . Я даже поймал себя на том, что пытаюсь оправдать покупку инструментов для управления СДВГ, таких как планировщики и календари, а затем понял, что те, которые у меня есть, работают нормально. Поздний капитализм, детка!
    4. Вам трудно сопротивляться рискованному, саморазрушительному поведению, например, дракам или небезопасному сексу? У меня есть парень в моих контактах, у которого есть около восьми различных смайликов, которые все передают «ОПАСНОСТЬ! НЕ ПИШИТЕ ЕМУ!» Кто-нибудь еще?
    5. Хотите победить Халка при одной только мысли о том, что вы стоите в очереди, которая занимает более 5 минут? Дело не в том (обязательно), что мы чувствуем, что наше время стоит больше, чем другие, иногда просто задача оставаться относительно неподвижной и не ерзать делает долгое стояние в очереди положительно утомительным! Жаль, что это одна из тех вещей «часть жизни в обществе»?

    Если некоторые или все из них резонируют, вашей нетерпеливой заднице может потребоваться профессиональное вмешательство, чтобы справиться с этим симптомом СДВГ.

    Так что мы можем с этим поделать?

    Некоторые из нас лечат СДВГ с помощью лекарств, но, похоже, до сих пор нет единого мнения о том, насколько они эффективны в данном конкретном случае.

    Терапия, как и когнитивно-поведенческая терапия, может быть полезна, если вы активно работаете над проблемами импульсивности.

    Активная осознанность подобна тренировке мышц. Вы можете начать тренироваться после того, как почувствуете себя особенно слабым, и поначалу прогресс может казаться невероятно медленным. Как и в случае с физической активностью, я хочу напомнить вам о буквально будьте терпеливы с собой, как вы пытаетесь быть терпеливыми с другими.

    Чем больше вы проявляете сдержанность и сострадание, тем легче вам это будет даваться. И тем лучше будут ваши результаты в долгосрочной перспективе!

    Теперь, если вы меня извините, этот бывший странный ребенок в школе будет сопротивляться импульсу найти Натали из шестого класса, которая ПОЛНОСТЬЮ подставила меня в ужасной истории в ванной.

    About the Author

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

    Related Posts