Гиперактивный ребёнок: это СДВГ? — БУ «Сургутская городская клиническая поликлиника №2»
- Информация о материале
- Обновлено: 16.11.2016
Эти дети всегда на виду: они постоянно в движении, что-то хватают, бросают, на замечания не реагируют, не доводят начатое до конца. И дело не в плохом воспитании, а в болезни. В среднем в мире насчитывается до 21% детей, страдающих синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВиГ). В России их около 35%. В Австралии среди учеников младшей школы таких до 40%. В США говорят о 30% школьников. Причем у мальчиков это заболевание встречается в 8 раз чаще, чем у девочек.
Где у него кнопка?
Как правило, основные жалобы родителей — что ребенок непослушный, не реагирует на замечания взрослых, чрезмерно подвижный, бесцельно хватает предметы, не может пять минут посидеть спокойно, раздражителен, импульсивен, даже агрессивен. При этом плохо концентрирует внимание, не может сосредоточиться ни на чем – будь то игра, учеба или просмотр телепередачи.
Окончательный диагноз
Часто диагноз СДВиГ ставится необоснованно, под похожими симптомами могут скрываться самые разнообразные патологии – шизофрения, эпилепсия, аутизм, и просто бурный темперамент. В основе выявления СДВиГ у детей лежит нейропсихологическая диагностика, которая определяет, как формируются те или иные высшие психические функции: памяти, внимания, речи, мыслительной деятельности, зрительного и слухового восприятия, предметных движений. На основе полученных данных нейропсихолог составляет индивидуальный терапевтический комплекс. С кем-то врач занимается индивидуально, для таких детей группа – тяжелые условия.
Если требуется небольшая коррекция, то родители получают советы, что делать дома, и приходят периодически на контроль.Методы нейропсихологической коррекции разработаны для детей от 4 лет. Для совсем маленьких непосед есть невролог, который может выявить риски возможного развития заболевания, и дефектолог – он поможет научить родителей правильно играть с малышом.
Важно: лечение, начатое в 5–6 лет эффективнее, чем в 10–11. Оставленная без внимания проблема из медицинской может превратиться в социальную: не достигая успехов в учебе, получая нарекания за поведение, гиперактивные дети с дефицитом внимания ведут себя все хуже и хуже.
Biofeedback-терапия, или метод биологической обратной связи (БОС) направлен на развитие навыков самоконтроля. Появившись в США в 60-е годы прошлого века, он получил быстрое развитие на Западе, а теперь и в России. Суть диагностики: ребенок садится перед монитором, на котором показывают мультик. Как только активность мозга становится чрезмерной, ребенок отвлекается (это фиксируют специальные датчики), мультфильм прекращается.
Кто виноват?
Ответ на этот вопрос хотели бы получить и врачи. На сегодняшний день конкретная причина СДВиГ не найдена. Более того в ходе диагностики у таких детей не находят никаких структурных нарушений. Обычно это идеальная картинка строения головного мозга, хорошая биохимия крови, неплохое ЭЭГ, которое показывает некоторые изменения, говорящие о небольшой возбудимости. Инфекционные заболевания, травмы, анестезия, осложнения во время беременности и родов, экология или социальная среда не являются причиной развития заболевания. Тогда что же?
- Последние исследования показали, что расстройство связано с дефектом нескольких генов. В результате в мозге вырабатывается мало допамина, вещества, которое управляет процессами торможения, и много норадреналина, который вызывает излишнее возбуждение. Кроме того, развитие СДВиГ может быть связано с проявлением генетического синдрома, поэтому для установления природы расстройства необходима консультация генетика.
- Еще одна из причин — дефицит магния и таурина, которые участвуют в обменах клетки. Сбой в биохимической системе приводит к дисбалансу в системах торможения и возбуждения. Согласно английскому исследованию, у школьников 7–12 лет, получавших дополнительно 200 мг магния в день в течение полугода, значительно улучшилось поведение.
- Рабочая версия, которая сейчас активно исследуется, – это питание, а именно дефицит натуральной еды и необходимых аминокислот. Все самое важное в организме построено из белков, в том числе и те нейротрансмиттеры (вещества, обеспечивающие передачу нервных импульсов от одной клетки к другой), с которыми у гиперактивных детей большие проблемы. Они должны получать полноценное белковое питание.
- И конечно, важную роль играет семья, в которой ребенок воспитывается. Поводом для развития СДВиГ у детей, предрасположенных к этому заболеванию, может стать среда, где очень много раздражителей. Например, если мама с папой одновременно дают разные указания, ребенок не понимает, на чем ему сконцентрироваться. Мультики во время еды или постоянно работающий телевизор отвлекает ребенка, не давая сосредоточиться на конкретном деле. Большое количество игрушек в поле зрения также рассеивает внимание.
Потребность в магнии для детей 4–8 лет составляет 180 мг в сутки, а 9–13 лет – 240 мг. Много магния содержится в какао, гречке, ржи, овсе и зародышах пшеницы, в бобовых, включая арахис, а также печеном картофеле, бананах, шпинате и другой зелени. Тарелка гречневой каши дает половину суточной нормы магния, миска овсянки или печеная картофелина – примерно пятую часть нормы, а если получать весь магний из бананов, их придется съесть штук восемь.
Что делать?
В США и Европе активно используют психостимуляторы, которые снижают общую активность мозга, успокаивают детей, повышают внимание. Однако вокруг этих препаратов не утихают споры. В России стараются применять немедикаментозную нейропсихологическую коррекцию.
Научиться правильно играть. Детей с СДВиГ нельзя заставлять сидеть спокойно. Наоборот, им надо предлагать двигаться. Но чтобы это движение было не бессмысленным, нужно придумать много подвижных игр. Все игры и обучающие занятия надо строить по типу слоеного пирога: немного позанимались тем, что требует концентрации, затем попрыгали с дивана на конкретную подушку или проползли под столом по определенной кривой и опять вернулись к сосредоточенному заданию. Тем самым ребенок учиться регламентировать свою двигательную активность. Для этой цели отлично подойдет старая добрая игра «Море волнуется раз», которая заставляет ребенка «замирать» на короткое время.
Убрать лишние игрушки. В поле зрения оставить 1–3 игрушки. Лучше, если они будут убраны в упаковку или завернуты в бумагу. Начинать игру лучше с одной игрушки. Ребенку не обязательно сидеть во время игры, он может бегать вокруг стола, на котором стоит единственная пирамидка.
Постепенно можно добавлять игрушки. Через некоторое время заек и мишек менять на других.Работать в тандеме с педагогом. Конечно, найти понимающего учителя не просто. Но сообщить, что ребенок проходит терапию, надо обязательно. Принцип слоеного пирога в школе тоже работает. Высидеть 30–40 минут за партой непоседе сложно. Учитель должен направлять энергию в мирные цели: предложить раздать тетради, полить цветы, вытереть доску и т. д. Действия должны быть короткие: отвлекся ненадолго, снова сосредоточился на уроке.
У непосед есть и сильные стороны – они умеют рисковать и быстро принимать решения. Американские исследователи установили, что среди взрослых с повышенной двигательной активностью в 3,6 раза больше удачливых бизнесменов, чем среди спокойных и уравновешенных людей.
Организовать двигательную активность. Идеальны занятия бегом, плаванием, лыжами, долгие пешие прогулки, езда на велосипеде. Детей надо так «выгуливать», чтобы, придя домой, они падали от усталости. А вот физкультура с эмоциональным акцентом – спортивные игры, соревнования – им не полезны. Не забывать про меры предосторожности, такие дети не очень хорошо понимают, где опасность.
Часто хвалить. Причем делать это целенаправленно, объясняя за что. Это дополнительные внимание и контроль. Например, не просто сказать: «Молодец, собрал портфель сам». А проговорить, что именно сделал: «И красный карандаш положил, и синий, и линейку, и ластик».
Соблюдать режим дня. Размеренный темп жизни необходим вечно возбужденным живчикам. Распорядок должен быть четким и понятным. Не просто готовимся ко сну, а что именно надо сделать: пойти умыться, почистить зубы, переодеться в пижамку и лечь в кровать. У детей с СДВиГ часто отмечается повышенная тревожность, привычная последовательность действий снимает напряжение и позволяет сконцентрировать внимание.
Материал с сайта журнала «Здоровье»: http://zdr.ru
Памятка для родителей. Гиперактивный ребёнок.
Памятка для родителей.
Гиперактивный ребёнок.Подвижный или возбудимый ребёнок — это не всегда гиперактивный ребёнок. Если ребёнок упрям, непослушен и нетерпелив, даёт выход своей энергии и скуке или ведёт себя как заводной, не нужно ставить ему диагноз «гиперактивность» самостоятельно. Определить данный диагноз может только врач. Есть ряд симптомов, на которые врач обращает особое внимание при обследовании. Почти всегда данные симптомы проявляются до 7 лет, однако средний возраст обращения к врачу 8-9 лет. Причиной тому является повышение требований к самостоятельности, сосредоточенности и целеустремлённости, а также необходимость следовать режиму, который таким детям достаточно трудно соблюдать в школе. В более раннем возрасте диагноз при первом обращении обычно не ставят, ждут несколько месяцев, в течение которых симптомы должны сохранятся. Для постановки диагноза врач обычно рекомендует пройти дополнительное медицинское обследование — ЭЭГ, ЭХО-ЭГ или УЗДГ.
На что стоит обратить внимание:
- Беспокойные движения: ребёнок постоянно крутится и не сидит на месте. Движения сконцентрированы в стопах ног и кистях рук.
- Ребёнок не может долго сидеть на одном месте (например, встаёт в классе на уроке).
- В ситуациях, когда это не уместно, проявляет бесцельную двигательную активность (лезет куда не нужно, бегает, крутиться на месте и т.п.).
- Во время игр наедине с собой не может оставаться тихим и спокойным.
- Болтает без остановки.
- Отвечает на вопрос, не дослушав его до конца.
- Может постоянно перебивать и вмешиваться в разговор взрослых, мешать другим детям играть или заниматься на уроках, всё время отвлекать.
- Описанное выше поведение проявляется как дома, так и в саду или школе.
- Такое поведение наблюдается более 6 месяцев.
Если у ребёнка наблюдается более 6 симптомов из перечисленных, стоит обратиться к врачу за консультацией.
Как себя вести и какие правила нужно соблюдать в общении с ребёнком если диагноз подтвердился?
Рекомендации для родителей от специалистов:
- Чёткий режим дня.
- Сбалансированная диета (исключить шоколад, конфеты, лимонад, пирожные, торты, консервы, сухие колбасы). Необходимо наладить режим питания с учётом биоритмов ребёнка. Важно исключить перекусы и разделить приём пищи на 6 частей: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин и сонник — тёплое молоко. Не перегружать едой, не заставлять съедать до конца. Придерживайтесь принципа «плохо позавтракал, хорошо пообедал».
- Дневной сон. Даже в младшем школьном возрасте ребёнку обязательно нужен дневной сон. Продолжительность сна от 2 до 4 часов.
- Отход ко сну должен сопровождаться обязательным ритуалом. Перед ночным сном рекомендуется принять тёплую ванну с успокаивающими травами. Даже в холодную погоду старайтесь купать ребёнка в ванной, а не под душем! Купать ребёнка нужно не реже 2 раз в день по 5-15 минут. Вода успокаивает.
- Пока ребёнок засыпает, посидите с ним рядом, почитайте ему сказку, погладьте по руке, положите с ним рядом на ночь его любимую игрушку. Сделайте ребёнку перед сном расслабляющий массаж, это могут быть простые поглаживания. Тактильный контакт важен для ребёнка.
- Выделите время в расписании для обязательных прогулок (максимально допустимое время в рамках режима). Гулять нужно при любой погоде, пребывание на свежем воздухе способствует улучшению работоспособности мозга. На улице ребёнку нужно дать максимум свободы с учётом безопасности (бегать, прыгать, пачкаться, ходить по лужам и стучать палкой по столбам), чтобы у накопившейся энергии был выход.
- Прояснить в какое время суток лучше взаимодействовать с ребёнком – утром, днём или вечером.
- В расписании активная и спокойная деятельность должны сменять друг друга с частотой 15-30 минут. Исключение составляет только сон. Время работы с такими детьми 10-15 минут.
- Каждые 10 минут нужно на время освобождать ребёнка от работы: переключать с умственной деятельности на активную для сброса накопившегося напряжения.
- Хорошо использовать внешние раздражители, как сигнал, что пора сменить деятельность (например, будильник).
- Для таких детей очень важны ритуалы.
- Исключите из воспитательного процесса физическое наказание. Если есть необходимость, поэтапно используйте следующие методы: предупреждение, игнорирование, тайм-аут, «тихое место» — спокойное сидение в определённом месте, после совершения поступка.
- Чаще хвалите ребёнка, и напротив, старайтесь не обращать внимание на мелкие нарушения дисциплины. Гиперактивный ребёнок не воспринимает выговоры и наказания, но очень чувствителен к похвале.
- Заведите дневник самоконтроля. Ведите его вместе с ребёнком, что бы ребёнок мог сам или вместе с родителем оценивать своё поведение. Выработайте систему оценки – знак или цифры.
- Продумайте систему вознаграждения за хорошо выполненное задание и наказание за плохое поведение.
- Составьте список обязанностей ребёнка и повесьте на стену. Постепенно расширяйте круг обязанностей, предварительно обсудив их с ребёнком.
- Нельзя что бы ребёнок их откладывал задания, переносил на другое время. Исключите поручения, которые не соответствуют его возрасту, способностям и уровню развития. Требования должны быть адекватны его возможностям.
- Помогайте ребёнку в начале выполнения задания. Начать – это самый трудный этап для него!
- Нельзя давать одновременно несколько указаний.
- Указания должны быть короткими и ясными.
- Взаимодействия должны строиться только через действие.
- Гиперактивные дети склонны проявлять агрессию на запреты и ограничения в отношении их желаний, а также на критику.
Допустимые и эффективные меры воздействия в случае нарушения дисциплины и правил:
- Лишение удовольствий, лакомства;
- Запрет на приятную деятельность: компьютерные игры, просмотр телепередач;
- Приём «выключенного времени» (угол или скамья штрафников, досрочное укладывание в постель).
Гиперактивность – это не поведенческая проблема, не результат плохого воспитания, а медицинский и нейропсихологический диагноз, который может быть поставлен только по результатам специальной диагностики. Гиперактивность требует своевременной и комплексной коррекции: психологической, медицинской и педагогической.
7 способов успокоить ребенка с СДВГ
Чтобы помочь вашему ребенку развиваться, выделяйте положительные моменты. Вот как вы можете создать здоровые привычки.
Все дети разные, и именно эти различия делают их уникальными и увлекательными. Наша миссия как родителей состоит в том, чтобы развивать эти отличительные черты и помогать нашим детям достигать всего, к чему они стремятся.
Чтобы помочь им процветать, мы обычно подчеркиваем их положительные стороны, преуменьшая недостатки. Проблемы возникают, когда мы рассматриваем эти замечательные различия как недостатки.
Гиперактивность ребенка может показаться негативом. И хотя гиперактивность и другие симптомы синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) могут мешать продуктивности и вниманию, они являются частью этого ребенка и, если их контролировать, также могут позволить ему расти и процветать.
Итак, как лучше всего успокоить ребенка с СДВГ и помочь ему добиться успеха?
Если у вашего ребенка диагностирован СДВГ и он начинает лечение, вы как родитель должны следовать рекомендациям.
Если вы решите, что лекарства для вашего ребенка лучше всего подходят для вас обоих, постоянство имеет решающее значение. Важно знать, что трудно сказать, работает ли лечение вашего ребенка, если оно проводится спорадически. Также важно связаться с их врачом, если у вас есть опасения по поводу выбора лекарств и побочных эффектов.
В течение этого времени важно обращаться за другими услугами, такими как обучение родителей, группы социальных навыков и терапия для вашего ребенка, чтобы облегчить симптомы.
Точно так же, как вы должны следовать инструкциям по лечению, вы должны быть последовательны дома. Дети с СДВГ преуспевают в стабильной среде. Это означает, что дома должно быть ощущение структуры и рутины.
Вы можете заметить, что гиперактивность усугубляется в неструктурированное время — и без присмотра гиперактивность может возрасти до чрезмерного уровня. Создавая распорядок с некоторой гибкостью, вы создаете меньше возможностей для усиления гиперактивности.
Со временем стабильная структура может превратиться в здоровую практику. Это даст вашему ребенку возможность управлять своей гиперактивностью. Хотя вам не нужно заниматься микроуправлением, вам нужно установить разумную упорядоченность.
Просить человека с СДВГ сидеть неподвижно и молчать в течение определенного времени бестактно. Лучше разбивать действия, требующие спокойствия, на отрезки времени, чтобы помочь им добиться успеха.
Если ваш ребенок может терпеть домашнее задание всего несколько минут, попросите его сделать в эти минуты как можно больше. После работы они могут сделать трехминутный перерыв, чтобы потянуться, попрыгать или заняться чем-то еще, прежде чем присесть еще на пару минут.
Такой подход гарантирует, что время, проведенное в сидячем положении, будет продуктивным, а не будет заполнено ерзанием и чрезмерными движениями.
Шейпинг — это психологический метод, используемый в поведенческой и когнитивно-поведенческой терапии. При формировании вы принимаете базовое поведение и работаете над небольшими изменениями, используя подкрепление.
Если вы хотите включить шейпинг в предыдущий пример с домашним заданием, вы должны начать с шести минут, перерыв , семь минут, перерыв , восемь минут, пока они не закончат домашнюю работу.
Когда ваш ребенок выполняет установленное количество времени на обычных уровнях активности, вы даете вознаграждение. Наградами могут быть добрые слова, объятия, небольшая сумма денег или какое-либо приятное занятие позже. Этот процесс позволяет вашему ребенку ассоциировать длительные периоды желаемого уровня активности с положительными моментами. С последовательностью время будет растягиваться и становиться длиннее.
Позвольте ребенку ерзать, выполняя задачу, требующую большого терпения. Разрешение им играть с маленькой игрушкой, предметом одежды или приспособлением для ерзания (например, кубиком для ерзания) может помочь улучшить внимание и концентрацию, одновременно снижая уровень активности.
Ваш ребенок может преуспеть, если ему будет позволено сжечь лишнюю энергию во время игры, прежде чем он будет сидеть неподвижно в течение нескольких минут.
Например, если ваш ребенок весь день сидел и накапливал свою энергию, то выполнение домашнего задания сразу после прихода домой может не помочь. Вместо этого найдите для них какие-нибудь физически сложные и веселые занятия, которыми они смогут заняться, когда впервые вернутся домой.
Позволив ребенку поиграть в течение получаса, вы сможете более эффективно сосредоточиться на выполнении домашних заданий.
Изучение, практика и обучение ребенка методам релаксации может помочь ему лучше понять и осознать свое тело, чувства, поведение и гиперактивность.
Они могут включать упражнения на глубокое дыхание, прогрессивную мышечную релаксацию, медитацию осознанности, визуализацию и йогу. Есть и другие методы релаксации!
Чтобы найти лучшее время для применения этих навыков, потребуются некоторые эксперименты, но результаты того стоят.
NewLifeOutlook направлен на расширение прав и возможностей людей, живущих с хроническими психическими и физическими заболеваниями, побуждая их придерживаться позитивного мировоззрения, несмотря на их обстоятельства. Их статьи полны практических советов от людей, которые имеют непосредственный опыт СДВГ.
Как ухаживать за ребенком с СДВГ: Дисциплина, управление и многое другое
Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) влияет на способность человека концентрировать внимание, справляться с повседневными задачами и контролировать свои эмоции и импульсы. Это может повлиять на успеваемость в школе и отношения в семье.
Хотя СДВГ может вызвать стресс у детей, он также может усилить стресс у родителей. Знание того, как ухаживать за ребенком с СДВГ, может облегчить этот стресс, а также снизить риск негативных последствий для ребенка.
Продолжайте читать, чтобы узнать больше о том, как ухаживать за ребенком с СДВГ, включая информацию о некоторых проблемах, с которыми могут столкнуться родители и опекуны, и советы по уходу за детьми и подростками.
Многие исследования показывают, что родители и опекуны детей с СДВГ могут испытывать повышенный родительский стресс. Стресс имеет тенденцию усиливаться при определенных симптомах СДВГ, особенно при тех, которые нарушают семейную жизнь или вызывают поведенческие проблемы.
Например, исследование 2017 года, в котором приняли участие 126 матерей детей с СДВГ, показало, что матери чаще сообщали о родительском стрессе, когда СДВГ негативно влиял на поведение их ребенка или вызывал социальные проблемы.
Стресс у родителей может повлиять на способность родителей или опекунов эффективно управлять состоянием своего ребенка. Например, исследование, проведенное в 2016 году с участием родителей детей с СДВГ, показало, что те, кто сообщал о родительском стрессе, с большей вероятностью прибегали к менее эффективным авторитарным и снисходительным стилям воспитания. Это исследование также обнаружило связь между этими стилями воспитания и ухудшением исполнительных функций и поведения у детей.
Исследование, проведенное в 2011 году, показало, что матери детей с СДВГ, которые испытывают более высокий родительский стресс, могут применять более произвольные стили воспитания. Это означает, что окружающая среда ребенка может стать менее предсказуемой, и может быть мало оснований для особой тактики дисциплинирования, которую использует родитель или опекун.
Это говорит о том, что стресс, связанный с воспитанием ребенка с СДВГ, может создать петлю обратной связи, в которой родители или опекуны полагаются на менее эффективное воспитание. Это может вызвать дополнительные поведенческие и другие проблемы у ребенка, тем самым усиливая родительский стресс.
Некоторые примеры факторов стресса, с которыми может столкнуться родитель или опекун ребенка с СДВГ, включают:
- защиту интересов своего ребенка в школе
- работу с негативными комментариями и нежелательными советами от посторонних правильное лечение
- решение поведенческих проблем
- беспокойство о будущем своего ребенка
- решение семейных конфликтов по поводу диагноза их ребенка, включая конфликты между братьями и сестрами
СДВГ — это медицинский диагноз, а не поведенческая проблема или результат плохого воспитания. По этой причине уход за ребенком с СДВГ начинается с оказания ему помощи в получении правильного лечения и поддержки.
Ряд методов лечения, включая терапию, обучение родителей, методы модификации поведения и поддержку в школе, могут помочь.
Американская академия педиатрии (AAP) рекомендует, чтобы у очень маленьких детей в возрасте до 6 лет первой линией защиты было обучение родителей управлению поведением и поддержка в классе.
Управление поведением обычно включает положительное подкрепление, создание структурированной и предсказуемой среды и поощрение позитивного взаимодействия.
Если эти вмешательства не работают, в AAP также упоминается, что могут быть полезны стимулирующие препараты.
Некоторые специальные методы ухода за детьми с СДВГ включают следующее.
Защита прав детей в школе
В Соединенных Штатах действуют два федеральных закона — Закон об образовании лиц с ограниченными возможностями и раздел 504 Закона о реабилитации от 1973 — требуют от школ учитывать потребности детей с СДВГ.
Федеральный закон дает право детям с такими заболеваниями, как СДВГ, на индивидуальный план обучения и план 504. Первый включает в себя специальные услуги для удовлетворения потребностей ребенка, а второй включает в себя изменения в среде обучения, чтобы приспособиться к СДВГ ребенка.
Родители и опекуны должны запрашивать приспособления, и иногда им приходится настаивать на том, чтобы учреждения соблюдали эти приспособления.
Некоторые примеры адаптации в классе и поддержки, которые могут помочь ребенку с СДВГ, включают:
- ежедневную обратную связь от учителя
- вознаграждение за надлежащее поведение в классе материалы
- дополнительное время для тестов
- использование технологий для поддержки обучения
- частые перерывы
- свобода передвижения, будь то перерывы или использование специального оборудования, например, сидение на мяче
- изменения в классе для уменьшения отвлекающих факторов
- обучение детей навыкам рационального использования времени и управления эмоциями
Управление поведением при СДВГ
Детям с СДВГ требуется много помощи, чтобы управлять своим временем и повседневной деятельностью. Они также могут бороться с импульсивным контролем.
Могут помочь следующие методы:
- Научите детей лучше управлять временем, помогая им ставить цели. Затем поработайте с ними, чтобы разбить эти цели на управляемые и действенные шаги.
- Попробуйте давать одношаговые команды вместо многошаговых.
- Помогите детям научиться использовать планировщики и контрольные списки, чтобы контролировать свою деятельность.
- Используйте таблицу вознаграждений и положительное подкрепление, чтобы помочь детям следить за своим прогрессом и сохранять мотивацию.
- Поддерживать согласованность. Все родители и опекуны должны использовать одну и ту же систему. В противном случае они могут подрывать друг друга и сбивать детей с толку.
- Предоставляйте детям содержательную обратную связь. Из-за проблем с контролем импульсов детям может быть трудно увидеть связь между своим поведением и последствиями. Сделайте эту связь явной, последовательно объясняя детям, почему определенное поведение, например удар брата или сестры, приводит к плохим результатам.
- Найдите время, чтобы заметить успехи детей. Запланируйте время один на один для позитивного взаимодействия, которое не включает наказание или негативную обратную связь.
- Не наказывайте за типичное поведение при СДВГ, например за отвлечение внимания. Вместо этого найдите способы помочь детям перенаправить их внимание.
- Говорите открыто и с гордостью о сильных сторонах детей.
Уменьшение семейных конфликтов
Родители и другие лица, осуществляющие уход, могут не согласиться с тем, как ухаживать за ребенком с СДВГ. Кроме того, другие члены семьи, такие как братья и сестры, могут возмущаться влиянием СДВГ на их жизнь или семейную систему.
Могут помочь следующие стратегии:
- Запишитесь на семейную терапию: Это дает каждому возможность поделиться своими эмоциями и получить экспертное представление о том, как справиться с СДВГ.
- Пройдите курс обучения родителей: Они могут помочь всем родителям и опекунам принять эффективные стратегии.
- Присоединяйтесь к группе поддержки: В этих группах родители и опекуны могут получить помощь и отзывы от других опекунов с СДВГ.
- Проведите время один на один с каждым ребенком: Это делается для того, чтобы дети с СДВГ и другие дети без него не обижались друг на друга. У детей с СДВГ также есть возможность обсудить, как это состояние влияет на них.
Девочки могут испытывать СДВГ не так, как мальчики. Узнайте больше здесь.
Подростки стремятся к большей самостоятельности, особенно по мере приближения окончания средней школы. Однако эта независимость может быть трудной, особенно если они еще не научились управлять своим СДВГ или защищать себя.
Проблемы с импульсивным контролем также могут представлять опасность для подростков с СДВГ. Например, они могут быть более склонны к злоупотреблению алкоголем и наркотиками. Таким образом, родители и опекуны должны оставаться активными в жизни своих подростков, работая над тем, чтобы помочь им стать более независимыми и лучше контролировать свои симптомы.
Как и в случае с детьми младшего возраста, важно подобрать правильное лечение. Например, попросите врача пересмотреть дозировку лекарств для подростка. Также важно продолжать искать приспособления в школе. Родители и опекуны должны открыто говорить со своими подростками об этих приспособлениях, поскольку подросткам в конечном итоге придется отстаивать свои интересы на работе, в колледже и в отношениях.
Узнайте больше о СДВГ и отношениях здесь.
Некоторые стратегии помощи подросткам с СДВГ включают следующее.
Уменьшение рискованного и импульсивного поведения
Вождение автомобиля, путешествия с друзьями и участие в других формах повышения независимости могут представлять риск для подростков с СДВГ и других лиц.
Попробуйте эти стратегии, чтобы снизить потенциальный риск причинения вреда:
- Не давайте им независимость сразу. Вместо этого поговорите с подростком о различных потенциальных рисках и дайте ему больше независимости, поскольку он показывает, что способен справиться с этими рисками.
- Наблюдайте за вождением подростка и обеспечьте тщательный надзор. Подумайте о том, чтобы отложить вождение, если подросток особенно импульсивен.
- Всегда знайте, где находится подросток, и познакомьтесь с его друзьями.
- Поощряйте стратегии снижения вреда. Например, научите подростка безопасному сексу и сексуальному согласию.
Поддержка академической жизни
Подростки с СДВГ могут по-прежнему испытывать трудности в школе. Это может повлиять на поступление в колледж и возможности карьерного роста, поэтому важно, чтобы родители и опекуны продолжали их поддерживать.
Попробуйте следующее:
- Поощряйте подростка развивать систему организации, которая работает на него.
- Продолжайте добиваться приспособлений в школе и поговорите с подростком о том, какие приспособления лучше всего подходят для его нужд.
- Помогите подростку защитить себя, побуждая его разговаривать с учителями и комментируя эти разговоры.
- Подумайте о том, чтобы записать подростка на занятия по организации или тайм-менеджменту, чтобы он мог овладеть навыками, которые ему понадобятся в колледже и за его пределами.
- Постарайтесь вмешаться как можно раньше, если подросток начинает пропускать уроки или прогуливать школу. Например, заручитесь поддержкой школьных консультантов, администраторов и учителей.
Поощрение здоровых эмоций и отношений
Подростки с СДВГ могут с трудом заводить и сохранять друзей или обнаруживать, что импульсивное поведение влияет на их отношения.
Следующие советы могут помочь:
- Поговорите с подростком об их отношениях, но не критикуйте.
- Предложите подростку поговорить с другими взрослыми об их отношениях.
- Помогите подростку освоить социальные навыки, найдя для него терапевта, который специализируется на социальных отношениях.
- Попробуйте научить подростка стратегиям эмоциональной регуляции и контроля импульсов.