Что такое сдвг у детей признаки: Гиперактивность у ребенка — что такое СДВГ у детей, причины, симптомы, методы диагностики и лечения синдрома дефицита внимания в клинике для детей и подростков «СМ-Клиника»

Содержание

Симптомы СДВГ : диагноз и признаки синдрома дефицита внимания

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) представляет собой форму поведенческого расстройства, которой в настоящее время страдают миллионы детей, подростков и взрослых во всем мире. На сегодняшний день проведено огромное количество клинических, нейропсихологических, нейрофизиологических и многих других исследований для изучения природы, разнообразия симптомов и того, что собой представляют причины СДВГ.

Диагностические критерии СДВГ.

Диагностические критерии и признаки СДВГ детально описаны в американском руководстве DSM-5 и европейской Международной Классификации Болезней МКБ-10. В целом, согласно этим руководствам, все разнообразие симптомов при СДВГ укладывается в 3 большие группы –

  • собственно дефицит внимания
  • гиперактивность или повышенная подвижность
  • импульсивность или несдержанность

Едва ли не самая важная группа симптомов с точки зрения школьного «функционирования» ребенка связана с нарушением функции внимания, причем критерием нарушения является наличие 6 или более различных проявлений невнимательности, имеющих место на протяжении более, чем 6 месяцев и серьезно нарушающих социальное поведение ребенка и его успеваемость в школе.

Возможные варианты нарушения внимания могут выглядеть следующим образом:

  • ребенок часто упускает из виду, «теряет» детали классного или домашнего задания, делает большое число небрежных и трудно объяснимых ошибок при выполнении задания;
  • испытывает трудности в длительном удержании внимания на предмете урока в классе, во время лекции или при выполнении длительного задания;
  • ребенок часто не может ответить на обращенный к нему вопрос, находясь в прострации и с отсутствующим видом;
  • часто ребенок не в состоянии самостоятельно выполнить классное или домашнее задание, безуспешно тратя на него все отведенное время;
  • часто испытывает трудности с организацией и планированием своих действий и деятельности в целом, не может выполнить задание к сроку, не может самостоятельно спланировать выполнение различных заданий;
  • ребенок часто сопротивляется и избегает выполнения заданий, которые ему не нравятся, которые он не понимает и которые требуют усилий, чтобы в них разобраться;
  • часто теряет различные вещи и предметы, в том числе, необходимые для учебы в школе – ручки, тетради, ключи, очки и т.
    д.
  • легко отвлекается на посторонние раздражители как в школе, так и дома;
  • отличается повышенной забывчивостью – забывает дома тетрадки, карандаши и ручки, забывает выполнить задание, забывает записать в дневник домашнее задание, забывает о запланированных делах и т.д.

Гиперактивность может проявляться в следующих конкретных проявлениях поведения ребенка:

  • в поведении ребенка часто присутствуют беспокойные и непрекращающиеся движения руками и ногами, не может неподвижно сидеть на стуле – все время ерзает;
  • ребенок не выдерживает сидения на месте какое-то время, особенно когда это необходимо, например, на занятии в школе, на спектакле в театре и т.д.
  • ребенок много и постоянно бегает, постоянно куда-то забирается, что-то открывает, трогает, двигает и т.д.
  • ребенок долго не выдерживает, тихо и спокойно играя, периодически вскакивает и бегает, отвлекаясь на что-то другое;
  • такая избыточная и беспорядочная двигательная неусидчивость имеет стойкий характер, не зависящий от каких-либо ограничений и требований внешних условий.

Наконец, импульсивность может проявляться в следующем:

ребенок имеет обыкновение отвечать на вопросы, не задумываясь и не выслушав до конца то, о чем его спрашивают;
Не может дожидаться своей очереди.
при общении ребенок постоянно перебивает говорящего, не зависимо от того, сверстник это или взрослый;
ребенок болтлив и несдержан, может беспричинно вдруг сказать обидную или даже оскорбительную вещь, может разговаривать так, как будто у него отсутствуют внутренние «тормоза».

Аналогичные диагностические критерии детально прописаны в данных руководствах также как для группы гиперактивных, так и импульсивных симптомов СДВГ.

Подтипы или формы  СДВГ-синдрома.

Важно также отметить, что у конкретного ребенка с СДВГ-синдромом могут иметь место нарушения любой из трех основных групп симптомов в любой комбинации, и в зависимости от относительной выраженности той или иной группы симптомов выделяют 3 основные формы или подвида синдрома –

  • а) форма с преобладанием в клинической картине нарушений поведения преимущественно симптомов нарушения внимания;
  • б) форма с преобладанием преимущественно симптомов гиперактивности/импульсивности и
  • в) смешанная форма с наличием и тех и других симптомов примерно в равной пропорции.

Особый акцент в этих руководствах ставится на всеобщий и инвариантный в отношении различных ситуаций характер этих расстройств. Другими словами, если речь идет о гиперактивности ребенка, то она в равной степени должна проявляться как в школе, так и в любых других ситуациях – дома, в общественных местах, в общении со сверстниками и т.д. Если же «подозрительное» поведение наблюдается у ребенка в какой-то единичной ситуации, например, в школе, то здесь можно заподозрить обусловленность такого неправильного поведения какими-то другими, ситуативными факторами.

Ключевые характеристики СДВГ.

Важным аспектом диагностического критерия является временной фактор – нарушение поведения должно наблюдаться на протяжении не менее 6 месяцев. Это связано с тем, что с точки зрения сегодняшней медицины, нарушения функционирования головного мозга, лежащие в основе СДВГ, являются весьма продолжительными, часто пожизненными, в том числе и по причине частичной генетической обусловленности.

Ну и чтобы уж совсем диагноз о наличии СДВГ был надежным, клинические руководства требуют инвариантности в отношении наблюдателя, т.е. на основании использования описанных критериев к аналогичным выводам должны придти разные наблюдатели поведения ребенка – не только врач, но и педагог, родитель и любой другой незаинтересованный наблюдатель.

Также стоит упомянуть тот факт, что классификация симптомов и диагностические критерии СДВГ в своем современном виде оформились относительно недавно, в силу чего особенности поведения СДВГ-ребенка даже врачом-педиатром, не говоря уже о родителях и школьных педагогах, до недавнего времени оценивались неправильно – неусидчивость и невнимательность, неспособность самостоятельно справиться с заданием обычно списывались на плохое воспитание, недостаточное внимание со стороны родителей, капризность и разбалованность ребенка и другие подобные причины.

Именно поэтому при возникновении подозрений о наличии в поведении ребенка каких-то отклонений прежде всего следует обращаться к опытному специалисту, что позволит правильно оценить все нюансы и особенности нарушения поведения ребенка с диагностической точки зрения и выбрать правильный и наиболее эффективный способ коррекции его СДВГ-поведения.

В нашем Центре работают именно такие специалисты, которые не только разберутся во всех нюансах поведения ребенка с СДВГ, но и обеспечат максимально эффективное, безопасное и надежное лечение самым современным и перспективным нелекарственным методом – методом биологической обратной связи или БОС-терапии.

СДВГ у детей (синдром дефицита внимания и гиперактивности)

Заболевание лечит:
Детский психотерапевт

Содержание статьи:

  • Типы СДВГ
  • Причины возникновения
  • Симптомы
  • Диагностика
  • Лечение
  • Осложнения

Синдром дефицита внимания и гиперактивности, кратко СДВГ, наблюдается преимущественно у детей дошкольного и младшего школьного возраста. СДВГ — результат незрелости когнитивных функций, проявляется нарушением концентрации внимания и чрезмерной физической активностью ребенка. Мальчики страдают этим синдромом в два раза чаще, чем девочки. Детям с СДВГ трудно находиться в коллективе, учиться в школе.

Диагностику и лечение синдрома проводят психологи, психиатры.

Типы СДВГ

По преобладанию симптоматики выделяют три типа СДВГ:

  • невнимательный — преобладает нарушение концентрации внимания;
  • гиперактивно-импульсный — преобладает гиперактивная двигательная деятельность;
  • смешанный — с равными проявлениями обоих симптомов  Источник:
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Маткеева А.Т. Бюллетень науки и практики, 2021. с. 187-192..

Причинные факторы, которые вызывают СДВГ, негативно влияют и на другие органы, поэтому есть риск возникновения различных заболеваний. С учетом этого выделяют СДВГ простой и осложненный сопутствующей патологией. Осложненный включает три формы:

  • церебрастеническая — с утомляемостью и головными болями;
  • неврозоподобная — с энурезом, заиканием, двигательными тиками;
  • сочетанная — с эпилепсией, депрессией.

Также выделяют четыре степени тяжести СДВГ:

  • минимальная — поведение больного ребенка практически не отличается от поведения здоровых детей;
  • легкая — проблемы с поведением возникают только при помещении ребенка в новые условия;
  • умеренная — есть явное нарушение концентрации внимания и поведения даже в обычных условиях;
  • выраженная — ребенок испытывает серьезные проблемы с общением.

Причины возникновения

В основе СДВГ лежит нарушение познавательной функции головного мозга ребенка. Возникает этот процесс при совокупном воздействии причинных факторов, замедляющих созревание коры головного мозга:

  • мутации в генах серотониновых и дофаминовых рецепторов;
  • возраст матери ребенка младше 18 и старше 35 лет;
  • хронические болезни матери;
  • вредные привычки, от которых женщина не отказалась и во время беременности;
  • задержка внутриутробного развития плода;
  • преждевременные роды;
  • родовые травмы;
  • гипоксия плода во время беременности и родов;
  • интоксикации;
  • особенности воспитания;
  • неблагоприятный психологический климат в семье;
  • неполная семья;
  • гиперопека, или наоборот, невнимание к ребенку.

Причин возникновения СДВГ очень много и установить точную связь между конкретным фактором и развитием болезни почти невозможно. Поэтому и считают, что синдром развивается в результате сочетанного действия причин. В возрасте до трех лет преобладающее значение имеют биологические факторы, непосредственно замедляющие созревание мозговой коры. У детей старшего возраста на первый план выходят психосоциальные причины. У большинства пациентов с СДВГ обнаруживают органическое поражение коры мозга.

Нейропсихологи выделяют два основных механизма развития СДВГ. Нейробиологический механизм подразумевает нарушение метаболизма двух основных нейромедиаторов — норадреналина и дофамина. За эмоциональную составляющую поведения, восприятие информации отвечает дофамин. Норадреналин стимулирует мозговую деятельность, регулирует двигательную функцию, отвечает за память. Взаимодействие этих систем обеспечено постсинаптическими рецепторами. Нарушение одного или нескольких звеньев этой цепочки ведет к ослаблению регуляторной функции ретикулярной формации головного мозга. Результатом становится неадекватное восприятие информации, искажение поведенческого ответа на внешние раздражители  Источник:
История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства.

Станишевская Алисандра. Studia Humanitatis, 2020..

Нейропсихологический механизм СДВГ обусловлен незрелостью участков мозга, отвечающих за концентрацию внимания и двигательную активность — кора лобных долей, ретикулярная формация, таламус, мозжечок. Нервная система не может полноценно управлять сознательным поведением и контролировать двигательную активность.

Симптомы

Симптомы СДВГ у детей разнообразны, зависят от возраста и условий окружающей среды. Основные признаки — невозможность сконцентрироваться, импульсивные действия, гиперактивное поведение.

Дефицит внимания заключается в том, что ребенку трудно сосредоточиться на каком-то одном действии. Он постоянно отвлекается, забывает, чем занимался. Выполнение задания продвигается медленно, и часто ребенок не доводит дело до финала. Чрезмерная импульсивность приводит к тому, что любой внешний раздражитель вызывает у ребенка моментальную ответную реакцию. Импульсивные дети много разговаривают, не слушают других детей и взрослых, перебивают их, стремятся быть везде первыми.

В основе гиперактивности лежит расторможенность моторной деятельности. Ребенок просто не может усидеть неподвижно, ему нужно все время бегать, прыгать, карабкаться. При этом движения малыша хаотичные, неуклюжие. Гиперактивный ребенок часто совершает бесцельные движения, портит вещи, ломает игрушки. Если он находится в коллективе, то привлекает к себе внимание других детей, и они начинают тоже плохо себя вести. Призвать к порядку гиперактивного ребенка не получается, он не способен подчиняться правилам дисциплины.

У детей младшего возраста наблюдаются следующие признаки:

  • задержка моторного развития;
  • плохая обучаемость повседневным действия и самообслуживанию;
  • неуправляемость;
  • склонность к разрушительным действиям;
  • неумение найти контакт со сверстниками;
  • нарушение речи, заикание;
  • истеричность, агрессивность;
  • отсутствие любознательности  Источник:
    Дошкольники с СДВГ: диагностика и комплексная помощь. Шевченко И.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016..

В школьном возрасте течение СДВГ ухудшается, так как детям требуется соблюдать дисциплину, изучать новое. Характерны следующие проявления:

  • отвлекаемость;
  • ошибки при простейших заданиях;
  • грубость с одноклассниками, учителями;
  • неумение правильно организовывать свое рабочее время;
  • беспорядок на столе, в портфеле;
  • нарушение почерка, чтения, счета.

Школьники с СДВГ отстают в учебе от одноклассников, нередко срывают уроки, вступают в конфликты с учителями. У детей формируется низкая самооценка, они становятся замкнутыми, конфликтуют с родителями. Гиперактивное поведение сопровождается высоким риском травмирования как самого ребенка, так и его окружающих. В подростковом возрасте СДВГ приводит к формированию асоциального поведения. Подростки курят, употребляют алкоголь, совершают правонарушения.

Проявления СДВГ иногда остаются с человеком и во взрослой жизни. Такие люди забывчивы и рассеянны, не могут правильно устанавливать свой распорядок дня. Неспособность заканчивать начатые дела приводит к проблемам в профессии, люди с СДВГ не могут добиться карьерного роста. Возникают проблемы в личной, семейной жизни. Рассеянность приводит таких людей в сложные ситуации, аварии.

Диагностика

Определить СДВГ у ребенка может только психолог или психиатр. Первые проявления болезни заметны уже в дошкольном возрасте, поэтому отвести ребенка на прием следует именно в это время. Для постановки диагноза врач выслушивает рассказ родителей, собирает данные о течении беременности и родов, развитии ребенка в первые годы жизни.

Для диагностики врач использует психологические тесты:

  • опросники;
  • анкеты;
  • тесты с рисованием;
  • тесты на внимательность и усидчивость;
  • тест на переключаемость внимания  Источник:
    Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Заваденко Н.Н. Журнал медико-биологических исследований, 2014. с. 31-39..

В ходе беседы с ребенком психолог отмечает наличие основных признаков, характерных для СДВГ. Дополнительно проводят электроэнцефалографию, которая определяет незрелость отделов коры головного мозга.

Лечение

Лечение СДВГ комплексное, его проводят психологи, неврологи, социальные педагоги. Цели лечения:

  • уменьшить гиперактивность;
  • научить ребенка концентрировать внимание;
  • повысить самооценку ребенка;
  • научить ребенка строить отношения с коллективом.

Терапию проводят совместно с родителями пациента. Им объясняют, что важно создать дома благоприятный психологический климат. У малыша должен быть оборудован свой уголок, рабочее место. В целях безопасности гиперактивным детям не рекомендованы соревновательные виды спорта. Игры должны быть малотравматичными. Школьникам следует создавать мотивацию на успешную учебу.

Психотерапия имеет основное значение при СДВГ. Врач проводит с ребенком индивидуальные занятия, затем подключает родителей. Психолог использует методы когнитивно-поведенческой терапии, которая направлена на улучшение познавательной функции, обучение дисциплине, коррекцию поведения.

В сложных случаях, при отягощенном течении СДВГ, врач подключает медикаментозную терапию. Используют нейролептики, антидепрессанты, психотропные и ноотропные средства  Источник:
Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в понимании и подходах к лечению. Морозова Е.А., Мадякина А.А. Русский журнал детской неврологии, 2019. с. 14-25..

Осложнения

Осложнение СДВГ — формирование асоциального поведения. Несвоевременная диагностика, некорректное лечение или отсутствие его быстро вызывают изменения личности подростка. Дети склонны к бродяжничеству, убегают из дома, у них возникают пагубные зависимости. Профилактика осложнений — только ранняя диагностика СДВГ и психологическое лечение проблемы. Профилактика появления самого СДВГ заключается в минимизации действия причинных факторов.

Источники статьи:

  1. Дошкольники с СДВГ: диагностика и комплексная помощь. Шевченко И.А. Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста», 2016.
  2. Синдром дефицита внимания и гиперактивности у детей. Маткеева А.Т. Бюллетень науки и практики, 2021. с. 187-192.
  3. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в диагностике и лечении. Заваденко Н.Н. Журнал медико-биологических исследований, 2014. с. 31-39.
  4. Синдром дефицита внимания и гиперактивности: новое в понимании и подходах к лечению. Морозова Е.А., Мадякина А.А. Русский журнал детской неврологии, 2019. с. 14-25.
  5. История исследования симптомов синдрома дефицита внимания и гиперактивности как психологического расстройства. Станишевская Алисандра. Studia Humanitatis, 2020.

Информация в статье предоставлена в справочных целях и не заменяет консультации квалифицированного специалиста. Не занимайтесь самолечением! При первых признаках заболевания необходимо обратиться к врачу.

Все врачи детские психотерапевты

  • Все врачи
  • Ударников, 19к1

В чем разница между СДВ и СДВГ

Автор Келли Миллер

Ваш ребенок много мечтает в школе и легко отвлекается, когда делает домашнее задание или работу по дому. Может быть, они постоянно ерзают. Вы можете задаться вопросом, есть ли у них синдром дефицита внимания/гиперактивности (СДВГ). Или это синдром дефицита внимания (СДВ)?

Есть ли разница?

Больше нет. В 1994 году врачи решили, что все формы синдрома дефицита внимания будут называться «синдромом дефицита внимания/гиперактивности» или СДВГ, даже если человек не был гиперактивным. Теперь это называется , невнимательный тип, или СДВГ, гиперактивный/импульсивный тип, или СДВГ, комбинированный тип.

Какой термин подходит вашей семье, зависит от конкретных симптомов и диагноза вашего ребенка. Важно поговорить с опытным психиатром, чтобы убедиться, что вашему ребенку поставлен правильный диагноз.

Мечтатель или Непоседа?

СДВГ — это заболевание головного мозга. Это может мешать повседневной деятельности вашего ребенка дома и в школе. Детям, у которых есть это, трудно концентрировать внимание и контролировать свое поведение, а иногда они гиперактивны.

Перед постановкой диагноза вам необходимо отметить симптомы вашего ребенка. CDC предлагает контрольный список СДВГ для детей, который может помочь вам отслеживать их.

Вот признаки, на которые следует обращать внимание:

  • Невнимательность: Включает неорганизованность, проблемы с выполнением задания, постоянную мечтательность и невнимательность при прямом разговоре.
  • Импульсивность: Включает внезапные решения, не думая о возможности причинения вреда или долгосрочных последствий. Они действуют быстро, чтобы получить немедленную награду. Они могут регулярно прерывать учителей, друзей и семью.
  • Гиперактивность: Включает в себя ерзание, ерзание, постукивание, разговоры и постоянное движение, особенно в ситуациях, когда это неуместно.

Специалисты в области психического здоровья в США используют Диагностическое и статистическое руководство по психическим расстройствам ( DSM ) для диагностики всех психических состояний, включая СДВГ. Последняя версия делит его на три типа:

  • СДВГ преимущественно невнимательное представление (то, что раньше называлось СДВ)
  • СДВГ с преимущественно гиперактивно-импульсивным проявлением
  • Комбинированное СДВГ (симптомы как невнимательности, так и гиперактивно-импульсивного)

Диагноз вашего ребенка будет зависеть от его конкретных симптомов.

СДВГ Преимущественно невнимательное представление

Дети с этим заболеванием не гиперактивны. У них нет высокого уровня энергии, наблюдаемого у других с СДВГ. На самом деле дети с этой формой могут казаться застенчивыми или «в своем собственном мире».

Диагноз СДВ ставится, если у ребенка в возрасте до 16 лет наблюдается 6 или более симптомов невнимательности (5 или более для подростков старшего возраста) в течение как минимум 6 месяцев подряд, но отсутствуют признаки гиперактивности/импульсивности.

Симптомы включают:

  • Проблемы с концентрацией внимания (легко отвлекается)
  • Не любит или избегает длительных умственных задач (таких как домашние задания)
  • Проблемы с выполнением задания в школе, дома или даже во время игры
  • Дезорганизован и кажется забывчивым
  • Не слушает, когда с ним напрямую говорят
  • Не обращает внимания на детали
  • Часто теряет вещи
  • Делает ошибки по невнимательности
  • Пытается выполнять инструкции

Дети с этим подтипом СДВГ могут остаться недиагностированными, потому что симптомы могут быть списаны на мечтательность.

СДВГ Преимущественно гиперактивно-импульсивное Проявление

Дети с этой формой СДВГ полны энергии и постоянно двигаются, что вызывает проблемы. Диагноз ставится, если у ребенка в возрасте до 16 лет наблюдается 6 или более симптомов гиперактивности/импульсивности в течение как минимум 6 месяцев (5 или более для подростков старшего возраста). Эта форма более заметна, чем невнимательный тип.

Симптомы включают:

  • Выбалтывание ответов до завершения вопроса
  • Постоянное перебивание других
  • Проблемы с ожиданием своей очереди например, когда учитель говорит или во время обеда)
  • Бег или лазание в неподходящих ситуациях
  • Невозможность тихо играть
  • Всегда «на ходу»

Комбинированное проявление СДВГ

У ребенка с этим типом наблюдаются симптомы как невнимательности, так и гиперактивности/импульсивности.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)

Дети обычно очень активны, особенно в младшем возрасте. В большинстве случаев это нормальное поведение, и они постепенно перерастут его. Однако у некоторых детей может быть скрытая проблема, такая как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ).

Здесь мы расскажем о СДВГ и о том, где можно получить помощь.

Основными симптомами СДВГ являются трудности с концентрацией внимания, гиперактивность и импульсивные действия (например, действия без продумывания последствий). У некоторых детей могут возникнуть трудности с одним или несколькими из этих основных симптомов.

СДВГ представляет собой нарушение развития нервной системы и относится к модели поведения, которая влияет на ребенка в большинстве ситуаций, проявляется с раннего возраста и может сохраняться в подростковом и взрослом возрасте. Состояние часто становится очевидным, когда ребенок идет в школу, и учителя могут заметить, что ребенку трудно усидеть на месте, ему трудно сосредоточиться или он выпаливает ответы в классе.

СДВГ без соответствующего лечения может оказать большое влияние на школу, отношения со сверстниками, самооценку и семейную жизнь.

Что вызывает СДВГ?

Существует множество теорий о причинах СДВГ.

Заболевание обычно передается по наследству, что предполагает генетический риск. Однако наследование, скорее всего, будет сложным, и нет ни одного гена, вызывающего СДВГ.

Также могут быть факторы окружающей среды, которые увеличивают риск развития СДВГ у ребенка, если у него есть генетическая предрасположенность.

Также могут быть структурные различия в мозге или различия в действии определенных химических веществ в головном мозге (нейротрансмиттеров).

Предыдущие теории о диете, вызывающей гиперактивность, не подтверждаются недавними исследованиями. Однако важно поддерживать сбалансированную диету, хорошее питание и физические упражнения.

Мальчикам чаще, чем девочкам, ставят диагноз СДВГ. Тем не менее, считается, что девочки могут быть недопредставлены среди обращений за услугами по лечению СДВГ, и СДВГ может не распознаваться у девочек. Есть несколько возможных причин, почему это может быть. Одна из теорий состоит в том, что у девочек, как правило, больше симптомов невнимательности, чем гиперактивности (хотя это не всегда так), и поэтому их не замечают и не считают проблемой. Однако влияние СДВГ на девочек, особенно если пропустить СДВГ, может быть значительным. Без надлежащего лечения молодые люди с СДВГ подвержены повышенному риску развития антиобщественного поведения, трудностей в обучении, социальных и эмоциональных трудностей.

Приблизительно от 60 до 80 процентов детей с СДВГ будут иметь по крайней мере еще одно заболевание; такие как расстройство социальной коммуникации, значительная речь, трудности с чтением (дислексия) или двигательные (диспраксия).

Дети с СДВГ часто имеют проблемы с обучением и плохо справляются с задачами, которые измеряют исполнительную функцию, которая представляет собой группу моделей поведения, определяющих поведение (например, обдумывание перед выполнением, планирование, организация и т. д.). Дети с СДВГ могут по-разному выполнять учебные задачи в зависимости от ситуации, и существует несколько теорий относительно того, почему это может быть; с одной такой теорией, предполагающей общее нарушение регуляции. Молодые люди и родители также сообщают о вариабельности симптомов в зависимости от интереса ребенка/подростка к деятельности или наличия вознаграждения.

Как диагностируется СДВГ?

Специальных тестов для диагностики СДВГ не существует. Диагноз ставится квалифицированным медицинским работником, имеющим подготовку и опыт работы с СДВГ (например, педиатром, психиатром или клиническим психологом). Оценка часто включает в себя: сбор подробного анамнеза развития и психосоциального развития, наблюдение за ребенком и использование стандартизированных опросников, иногда психологических тестов и, по возможности, рассмотрение взглядов ребенка/подростка на свои симптомы и их влияние на их повседневную жизнь.

Важно исключить другие состояния, которые могут выглядеть как СДВГ, и поэтому важно пройти профессиональную оценку для их проверки, которая может включать более широкую группу специалистов, таких как логопеды и лингвисты, клинические психологи и эрготерапевты. .

Диагноз СДВГ может быть рассмотрен, но обычно не подтверждается до тех пор, пока ребенку не исполнится около шести лет и он не пойдет в школу, но также может быть отмечен позже, поскольку проблемы иногда более очевидны у детей с невнимательностью в средней школе. Вклад учителей в качестве наблюдателей в структурированную школьную среду имеет решающее значение, и хорошей практикой является включение наблюдений учителей в оценку.

Специалисты могут также проводить наблюдение за школой в рамках оценки, чтобы увидеть, как ребенок ведет себя как в классе, так и на игровой площадке.

Существуют стандарты диагностики СДВГ, принятые на международном уровне. Один или оба следующих основных симптома должны присутствовать в различных условиях (дома и в школе). Они:

Невнимательность

Ребенку или подростку с симптомами невнимательности будет трудно обращать внимание на детали, или он будет делать глупые ошибки во время работы и игры; они могут не закончить работу или им трудно удерживать внимание в течение длительного времени; и они могут часто терять свои вещи и быть забывчивыми.

Гиперактивность и импульсивность

Ребенок или молодой человек, который гиперактивен и импульсивен, обычно находится в движении и редко садится спокойно, а когда садится, то склонен много ерзать. У них могут возникнуть проблемы с ожиданием своей очереди, и они будут прерывать чужой разговор или игру. Они также могут говорить чрезмерно.

Симптомы должны проявляться в возрасте до 12 лет, проявляться в двух или более условиях (например, дома, в школе или на работе; с друзьями или родственниками; в других видах деятельности) и есть явные доказательства того, что симптомы мешают или уменьшают качество социального, школьного или рабочего функционирования.

Ребенок с подозрением на СДВГ должен наблюдаться вместе с другими детьми того же возраста развития.

Если вам кажется, что у ребенка больше проблем с поведением, чем у других, задайте следующие вопросы:

  • Продолжительность концентрации внимания у ребенка короче, чем у других детей того же возраста? Например, во время чтения рассказа ребенок уходит до конца, а остальные остаются и слушают?
  • Ребенок всегда беспокойный, суетливый, в движении и вне своего места во время еды? Предоставляет ли школа подобные отчеты?
  • Ребенок очень нетерпелив и не может дождаться своей очереди в очереди или в игре?
  • Ребенок очень возбудим и импульсивен? Делает ли ребенок вдруг такие вещи, как выбегает на дорогу, не задумываясь о том, безопасно ли это?
  • Если ответ на эти вопросы положительный, и они влияют на жизнь ребенка, обратитесь к семейному врачу ребенка (ВОП), который может направить его к местному специалисту для дальнейшего обследования.

Как лечится СДВГ?

При соответствующем вмешательстве дети с СДВГ могут вести нормальную жизнь.

Основные методы лечения:

Групповые программы обучения/обучения родителей

Это сделано для того, чтобы помочь родителям освоить определенные навыки управления своим поведением, и многие родители получают пользу от поддержки, которую они получают, встречаясь с другими родителями, живущими с ребенком или молодым человеком с СДВГ.

Групповая или индивидуальная психологическая терапия

Могут быть полезны когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) и/или обучение социальным навыкам (SST) для детей и молодых людей, направленные на социальные навыки со сверстниками, решение проблем, самоконтроль, навыки слушания, а также выражение и управление чувствами.

Лекарства

Один из видов лекарств, которые могут быть назначены при СДВГ, называется метилфенидат (торговая марка Ritalin®). Было доказано, что это эффективно в лечении симптомов СДВГ. Есть и другие родственные лекарства, которые также хорошо работают, например, дексамфетамин или атомоксетин. Эти лекарства должны назначаться только специалистом после тщательной оценки и требуют регулярного мониторинга для проверки улучшения симптомов и предотвращения любых побочных эффектов.

Другие подходы

Организаторские способности

Еще один способ справиться с симптомами — организация. Это может включать установленный распорядок, который может повлиять на то, как ребенок или молодой человек с СДВГ справляется с повседневной жизнью.

В рамках этого должны быть установлены четкие границы, чтобы все знали, какое поведение ожидается. Любые указания ребенку должны быть предельно четкими. Давайте конкретные инструкции, а не абстрактные. Например, скажите «положи игрушки в коробку и поставь книги на полку, пожалуйста», а не «прибери свою комнату, пожалуйста». Детям старшего возраста может понадобиться совет и поддержка по организации своих вещей и школьных занятий.

Схемы поощрения за соответствующее поведение также могут быть очень успешными (например, использование карточек с наклейками).

Поддержка обучения и адаптация к школьной среде

Дети и молодые люди с СДВГ могут с трудом учиться в школе из-за своих симптомов и могут чувствовать себя «брошенными» одноклассниками. В этих случаях может быть организована поддержка обучения.

Организация учебной поддержки со школой через Индивидуальный план обучения может иметь огромное значение. Лучше всего обсудить это с классным руководителем или координатором по особым образовательным потребностям и инвалидности (SENDCO) в школе. Некоторая адаптация к физической среде, особенно в классе, может быть полезной. Вот несколько примеров:

  • Усадить ребенка с СДВГ в месте с ограниченным количеством отвлекающих факторов и в тихой обстановке
  • Частые перерывы для движения
  • Предоставление стимулирующих действий для привлечения интереса
  • Соблюдение кратких и четких инструкций небольшими шагами
  • Предоставление частых положительных отзывов

Есть некоторые доказательства того, что упражнения могут помочь уменьшить симптомы и нарушения, обычно наблюдаемые при СДВГ. В другом исследовании изучается влияние тренировки осознанности на проблемы с вниманием, наблюдаемые при СДВГ.
Лекарства от СДВГ не существует, но описанные выше вмешательства могут помочь молодому человеку справиться со своими симптомами.

Что будет дальше?

Жизнь с человеком, страдающим СДВГ, может быть утомительной. Родители часто говорят, что чувствуют себя утомленными, просто следя за тем, чтобы ребенок с СДВГ не попал в беду.

Прогулки и прогулки могут быть затруднены, если ребенок постоянно «в пути» и не понимает «правил», связанных с социальными мероприятиями. Братьям и сестрам также может быть трудно, если много внимания уделяется их брату или сестре, и по мере взросления они могут чувствовать смущение из-за своего поведения.

Все эти чувства нормальны. Важно помнить, что ребенок или молодой человек не обязательно намеренно ведет себя плохо.

Для детей с СДВГ учеба в школе может быть проблематичной. У них могут возникнуть проблемы, если их состояние не будет полностью понято, а их симптомы мешают им эффективно учиться. Это может иметь долгосрочные последствия, поэтому чем раньше будет распознано состояние, тем лучше.

СДВГ лучше всего рассматривать как хроническое нарушение развития нервной системы. Ребенку потребуется правильное лечение и поддержка, чтобы он мог максимально использовать свое образование и жизнь в долгосрочной перспективе.

Симптомы СДВГ меняются по мере взросления, ребенок дошкольного возраста может проявлять чрезмерную активность в большинстве ситуаций, а подросток может быть более беспокойным, чем, например, часто вставая и вставая со своего места. Продолжительность концентрации внимания может увеличиваться по мере взросления, хотя влияние дефицита внимания на школьную или семейную жизнь может сохраняться.

В то время как у некоторых детей симптомы могут уменьшаться со временем, и они могут больше не соответствовать диагностическим критериям расстройства, у других детей их симптомы и их влияние на их жизнь могут сохраняться во взрослом возрасте. Подсчитано, что СДВГ может сохраняться примерно в 2-5% случаев, и многим людям по-прежнему требуются стратегии для управления своими симптомами.

About the Author

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Related Posts